О чем рассказали нам старые пластинки проект по музыке
О чем рассказала пластинка?
или О том, как учить детей смотреть на мир глазами художника
Слово патефон мы теперь практически не произносим: оно вытеснено в разряд устаревших вместе с тем замечательным механизмом, под звуки которого танцевали в молодости наши бабушки. У нас патефона уже не было. У нас были проигрыватели — такие устройства, на которые ставились пластинки — большие, черные или маленькие, гибкие, голубого цвета. Со сказками, песнями, с музыкой. Гибкие пластинки теперь вряд ли найдешь. А вот большие черные пластинки кое-где сохранились. В некоторых домах, где любили слушать музыку, где собирали коллекцию сказок. И что теперь, в эпоху плееров и музыкальных центров, с ними делать, с этими рудиментами и атавизмами технического прогресса?
А выбрасывать — рука не поднимается. Слишком много светлых минут с ними связано.
— Может, вам для чего-нибудь пригодятся? — спросила одна мама Ольгу Степанову, когда привела к ней на занятие своего малыша.
Ольга Александровна — преподаватель изобразительного искусства. Работает в ижевском Центре дошкольного образования и воспитания Устиновского района. При чем тут пластинки? У Степановой все при чем, и родители знают: Ольга Александровна обязательно что-нибудь придумает. Она все время придумывает. И дети, оказавшись рядом с ней, придумывают. Эти «придумки» воплощаются в нечто материальное самым неожиданным образом — так, как это и должно происходить в мире подлинного искусства.
Вот и с пластинками так вышло. Дети, конечно, не знали, что такое пластинки. И когда их выложили — черные, блестящие, с прорисованными круговыми дорожками, — они только удивились: ну, и диски! Большие какие! Для чего это?
Ольга Александровна рассказала: «Когда-то эти пластинки умели играть и рассказывать истории. Раньше для них существовали специальные проигрывающие устройства, на которых их можно было прослушать. Но устройства эти давно сломались. Пластинки лежат без дела, пылятся и грустят. Ведь никто никогда больше не услышит их голоса! Представляете, как им обидно?» Дети легко могут это представить. И, конечно, они готовы сделать что-нибудь такое, чтобы вернуть старым пластинкам жизнь и радость. Сыграть свои песни пластинки не могут. Но эти песни, эти сказки можно, например, слепить и украсить этими визуальными историями старые, навсегда умолкнувшие диски. Тогда пластинки будут рассказывать не ушам, а глазам. А это не менее интересно.
«Вот эта пластинка, — Ольга Александровна внимательно разбирает надписи в центре диска, — рассказывала о море, а эта — пела малышам колыбельные песенки».
Одни дети решают украсить пластинку морской сказкой, другие — сочинить пластилиновую фантазию на тему колыбельных. Не беда, что в ход идут самые разные диски — не только те, на которых был когда-то записан шум моря. Пластинки становятся основой лепной композиции, которая дополняется и усложняется в течение нескольких занятий. А чтобы работа получила правильное направление, Степанова даст детям прослушать звуки моря с помощью современной техники — для вдохновения.
Морские истории получаются у каждого свои: у мальчишек все больше пираты, сокровища, рифы и острова; у девочек — русалки и золотые рыбки. Каждый лепит свою сказку, которую окружающие потом пытаются «опознать», «прочитать», а создатель уточняет прочтение, объясняет, что, как и зачем, может, и сам понимает про себя нечто новое.
Но начинается работа не с определения сюжета. «Сначала, — рассказывает Ольга Александровна, — мы думаем над настроением. Какое настроение навевала песня этой пластинки? Какие чувства вызывала? От этого и идем. Сначала создаем настроение — с помощью цвета, некоторых форм, и только потом переходим к сюжету. Какой сюжет мог бы отвечать заданному настроению?»
С чем только не работают на занятиях Степановой малыши! С самыми неожиданными материалами. Что-то предлагает детям педагог, а что-то они сами. «Раньше я пыталась как-то выстраивать работу, продумывала программу. Но в результате оказывалось, что я все время что-то навязываю детям. Потом, через несколько лет работы, мои принципы изменились. Я стараюсь идти от детей. Они замечательно придумывают. У них бывают оригинальные идеи. Я стараюсь их уловить, ухватить суть придумки, помогаю превратить ее в деятельность. Бывает и наоборот: дети отталкиваются от моих предложений, но развивают их по-своему. Это я очень ценю — вот эту способность к проявлению своего, собственного».
«Собственное» может проявляться во всем — от выбора материалов до интерпретации чужого произведения. Вот, к примеру, задача: создать коллаж из картинок старого каталога (или модного журнала). Мальчишка решает создать произведение на космическую тему. Форма тюбиков губной помады кажется ему как нельзя более подходящей для изображения ракетного двигателя. А зрительница смотрит на всю эту звездно-техническую феерию и восхищается: «Да… Косметическая фантазия!»
И то и другое — и деятельность создателя, и оценка — приветствуются и ценятся.
Ольга Александровна хорошо знакома с самыми «продвинутыми» программами по изобразительному искусству и художественному труду. В том числе с программой Б.Неменского и с программой Т.Копцевой.
Но любая программа в области искусства, по ее словам, лично для нее может служить только условным ориентиром. Творчество характеризуется прежде всего спонтанностью и непредсказуемостью, умением выходить за рамки поставленных задач. А иначе — какое же это творчество?
Тут, конечно, не уйти от вопроса: «Может ли спонтанность быть принципом систематической работы с детьми?» Может ли строиться на этом обучение?
Судя по воспитанникам Степановой, да. Они от занятия к занятию, от года к году набирают творческую силу и уверенность в способности реализовать замысел. Навыки и умения работы с материалами — следствие этой самой работы. Они осваиваются в процессе. Они — производное от решения творческой задачи. Умению малышей Ольги Александровны управляться с ножницами, пластилином и кистями можно только позавидовать. Как и их работоспособности. Как и положено в соответствии с возрастными нормативами, занятие в студии Степановой должно длиться 30 минут. Но эти нормативы (да простят нас «санпиновцы»!) постоянно «нарушаются». Самими детьми.
Реализовать свой творческий замысел за полчаса практически никто не может.
И дети сидят, пыхтят, трудятся. Не выгонять же! Ведь это самое ценное — увлеченность, погруженность в деятельность. Так что границы занятия — понятие весьма условное. Сколько ребенок хочет, столько и работает. Единственный существенный ограничитель — конец рабочего дня самой Ольги Александровны.
Не утомляются ли дети? Дети действительно в конце концов устают и решают отложить работу до следующего раза. Но этот момент каждый ребенок определяет для себя сам. И это правильно.
С точки зрения психологии ребенок действительно довольно быстро устает в процессе деятельности, навязанной ему извне, когда его принуждают выполнять задания, пусть полезные, с точки зрения взрослого, но не «проросшие» изнутри. Но совсем иначе воспринимается нагрузка, связанная с захватывающей его деятельностью, внутри которой он сам ставит себе задачи. Подвижная или ролевая игра — тоже своего рода «работа». Но играть ребенок может гораздо больше, чем читать букварь или решать заданные примеры.
Взрослые устроены точно так же. Мы можем, не считаясь с временными затратами, репетировать спектакль к празднику. Но прописывание формальных планов утомляет почти так же, как бессмысленное копание никому не нужной ямы: тридцать минут посидел — и заработал головную боль.
Творчество вообще плохо согласуется с какими бы то ни было навязанными лимитами. Именно поэтому так трудно предоставить детям возможность для творческой деятельности внутри группы детского сада, жизнь в которой строго регламентирована и выстроена в строгом соответствии с режимом дня. Пространство дополнительного образования (пусть в том же самом детском саду или в центре детского творчества) для этого больше приспособлено. Да и сам педагог дополнительного образования сориентирован несколько иначе, чем обычный воспитатель. Для него создание условий для творческой активности ребенка превыше всего. А воспитатель связан необходимостью учить детей следовать обязательным правилам, усваивать программу, ложиться спать, садиться за стол, быстро и правильно одеваться на прогулку. Это не хорошо и не плохо. Это реальность. И она не может быть сведена исключительно к творчеству, которое, кстати сказать, может возникнуть только как противопоставление традиционному течению жизни.
Мир держится традицией, рутиной. А вот развивается — благодаря творчеству. Благодаря тому, что кто-то способен работать, опираясь на собственную интуицию, спонтанность и чувство ребенка, а не спущенные сверху параметры и жесткие ориентиры. Это очень трудно и невероятно интересно.
А авторская программа Ольги Степановой так и называется — «Тайна».
Презентация ученика по музыке на тему «О чем рассказали нам старые пластинки» 8 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
О чем рассказали нам старые пластинки
В период 1945-47 годов произошел первый прорыв западной культуры в СССР. После войны, благодаря вернувшимся с фронта, в Советский Союз попали трофейные пластинки, записи Петра Лещенко и Александра Вертинского, которые сразу же заняли свою особую нишу в бытовой патефонной культуре. В конце 1940-х годов началась идеологическая борьба с Западом, меломанам пришлось развивать смекалку. Так возник легендарный советский феномен «ребра» или «кости». Это были настоящие рентгеновские снимки, этого материала было много и он был дешев, доступен, на нем было удобно писать. Пластинки из «кости» продавались из под полы, а люди производившие и продававшие их, рисковали заплатить огромный штраф и даже поплатиться за «идеологическую диверсию и незаконную экономическую деятельность». В начале 1960-х годов «кости» и «ребра» наконец стали выпускать цивилизованным образом. На них была запись музыки из фильма «Генералы песчанных карьеров», песни Высоцкого, Галича, Окуджавы, рок-н-ролла.
Эпоха патефона прошла, после войны в 1950-х годах стали выпускать электрические радиопроигрыватели. На Апрелевском заводе в 1964 году начался новый этап в жизни завода. Он стал выпускать не только музыкальные записи, но и пластинки для детей с записью стихов и сказок, а также учебные пластинки, которые использовались в школах и детских садах. Выпускались под маркой «Мелодия».В начале 1990-х спрос на пластинки начал резко снижаться, упала покупательная способность населения, сократилось производство проигрывателей. Вскоре фирма «Мелодия» развалилась. И в 1997 году был полностью прекращен выпуск пластинок.
О чем рассказали нам старые пластинки проект по музыке
Я нашел в музее пластинки
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Мы живем в 21 веке и музыку многие из нас слушают в наушниках, подключенных к телефону. А как слушали музыку в прошлые века, на каких носителях ее записывали и каким образом эти записи удавалось прослушивать? Эти вопросы у меня возникли, когда я стал разбирать хранящееся в музее множество пластинок. А почему бы мне не составить экскурсию и рассказать своим одноклассникам, к каким интересным экспонатам мы прикасаемся. Ведь на протяжении почти всего 20 века они были самым популярным, доступным и недорогим средством распространения аудиозаписей.
Изучение истории появления грампластинок в разных странах мира для написания экскурсионного маршрута для школьного музея;
Для достижения цели я поставил перед собой ряд задач:
выяснить, что известно современным детям о грампластинках;
изучить литературу и интернет-сайты по интересующему меня вопросу;
разобрать имеющиеся в музее пластинки по заводам –изготовителям;
составить экскурсионный маршрут «Я нашел в музее пластинки»;
Объект исследования – грампластинка и история ее появления в разных странах мира;
* изучение видов грампластинок в школьном музее;
* составление текста экскурсии;
2. История рождения грампластинки
В повседневной жизни нас окружает множество полезных вещей, без которых мы уже просто не можем обойтись. Но мы так привыкли к ним, что даже не задумываемся о том, что когда-то их не было. А ведь у каждой вещи есть своя история, у одной длиннее, у другой, может, совсем короткая, но всегда интересная. Вот об одной такой истории мне захотелось провести исследование. Это история грампластинок. Сегодня не все знают, что такое грампластинка и какая она.
Давайте совершим небольшое путешествие в ее историю. Первые попытки звукозаписи были предприняты в далеком 16 веке. Это были музыкальные шкатулки и табакерки, часы-будильники и башенные куранты. Такие инструменты появлялись в разных странах. И все же первый прибор для записи и воспроизведения звука был сконструирован американским изобретателем Томасом Алва Эдисоном в 1877 году и появился он Соединенных Штатах Америки. Сейчас мы знаем этот прибор как фонограф. Звук записывался на восковой валик тонкой металлической иглой. Но, естественно, такой звук не мог быть долговечным и качественным. Несмотря на это, в то время было разработано очень много видов фонографов. Кстати, усовершенствованными фонографами пользовались ещё наши деды вплоть до тридцатых годов.
Для того, чтобы узнать, где появился прибор, который назвали «чудом века» нам нужно отправиться в Европу, а точнее в Германию. Именно в этом государстве в 1888году появляется граммофон. Его создатель – немец Берлинер. Вместе с граммофоном началась эпоха массовой культуры и история граммофонной пластинки. Первая такая пластинка была изготовлена из целлулоида и сегодня хранится в Национальном музее США. Уже в 1897 году ей на смену приходит диск из шеллака, сажи и шпата. (Приложение№ 2)
3.История появления пластинок в России
К началу XX века в России уже существовала своя граммофонная промышленность, но производством пластинок занимались мелкие фабрики и артели, которые не могли удовлетворить потребности российских любителей музыки. Громадную перспективу рынка грампластинок в России чутко уловил обрусевший немецкий предприниматель Готлиб (Богдан) Молль, к тому времени являвшийся владельцем сыроварен, мыловаренных и эмалировочных заводов. Выкупив значительный участок земли в Апрелевке, он вместе с сыном Иоганном (Иваном) и предпринимателями Фогтом и Кибартом приступил к строительству фабрики грампластинок, названной «Метрополь-рекорд», официально открытой 1 сентября 1910 года.
Фабрика сразу же создавалась как крупное производство, уже в первый год на ней работало более 50 человек нового поколения 2014 года. Первая выпущенная на фабрике пластинка с цыганской песней «Бродяга» весила около 400 граммов. Сейчас эта пластинка громадная редкость, за которую коллекционеры грампластинок готовы выложить очень большие деньги. Любопытно, что за первый год работы фабрики было выпущено 400 тыс. граммофонных дисков. А в течение нескольких лет фабрика заняла одно из ведущих мест в России по производству грампластинок
Новая жизнь фабрики началась после революции, когда производство было национализировано. Иоганна Молля сначала посадили в «Бутырку», а затем уже тяжело больного выпустили в 1927 году за границу. Кстати, его сын, призванный в 1945 году в германские ВВС, попал в плен и какое-то время находился в советских лагерях в Уфе и Челябинске. Затем вернулся в Германию, но несколько раз приезжал в СССР, в том числе и на знаменитый завод, основанный его дедом
В первые послереволюционные годы грампластинки активно использовались для пропаганды и агитации. По прямому указанию Ленина, являвшегося членом отдела граммофонной пропаганды при Центропечати, на Апрелевской фабрике начали выпускать пластинки с записями выступлений новых российских руководителей. Кстати, на ней было записано и несколько выступлений Ленина.
Вскоре она была преобразована в завод, на котором работало более тысячи человек, а ежегодный выпуск достигал 19 миллионов пластинок. Так как сырья для производства пластинок не хватало, была придумана интересная форма сбора вторсырья.
Часть тиражей пластинок стала предназначаться только для обмена на обломки старых пластинок, которые пускали в переплавку. На пластинках из этих тиражей делалась специальная надпись: «Продаже не подлежит. Обменный фонд». В годы войны выпуск пластинок значительно снизился. Естественно, что производство было переориентировано на выпуск продукции патриотического содержания. Именно на Апрелевском заводе уже в первые дни войны была записана «Священная война» в исполнении ансамбля под управлением Александрова.
4. Из какого материала изготавливались первые пластинки
Каким же образом на шершавом кругляше хранится звук. (Приложение № 5)
Понятно, что таким способом много пластинок не сделаешь.
Нужно было чем-то заменить смолу. На помощь пришла пластмасса. До появления полихлоридвинила – шеллак являлся сырьем для производства граммофонных пластинок. Появление достаточно прочного материала было жизненно важно – пластинки не выдерживали долгого издевательства стальными звукоснимающими иглами и быстро теряли свойства.
Большинство пластинок являются жёсткими, но встречаются и гибкие, нередко вклеивавшиеся в журналы как звуковое приложение (как пример — приложения к советскому журналу «Кругозор»).
В 50-х в СССР для изготовления кустарных пластинок, на которые записывалась нелегальная музыка, широко использовали старые рентгеновские снимки. Их называли «пластинки на костях» или «пластинки на рёбрах». Этот материал обходился бесплатно, медперсонал даже благодарил тех, кто помогал разгружать архивы.
Само же понятие «виниловая пластинка» появилось уже после Второй мировой войны, когда крупнейший производитель пластинок «Колумбия» создал технологию «долгих» пластинок, основой которой являлся новый материал — винилит. Благодаря этому материалу, а также технологиям уплотнённой записи, микроканавок и сниженной скорости воспроизведения и появились виниловые пластинки с целыми альбомами исполнителей.
5. Что из себя представляет грампластинка?
Это исследование я провел на примере грампластинок, имеющихся в нашем музее. Это диск, на одной или двух сторонах которого нанесена непрерывная извилистая дорожка, форма которой соответствует звуковой волне. (Приложение№6)
Каждая пластинка имеет этикетку. Это маленький бумажный кружочек в центре диска. Нижняя часть этикетки отведена под мини-рассказ о том, что записано на диске: это имена авторов, название произведений, имена исполнителей и перечень музыкальных инструментов.
Каждый завод –изготовитель имел свою эмблему. В конце 20 века все заводы-изготовители пластинок были объединены во Всесоюзную фирму грампластинок «Мелодия». Это произошло 11 мая 1964 года.( Приложение №7)
В 1997 году в стране был полностью прекращен выпуск пластинок. На смену пластинкам пришли магнитофонные кассеты.
Считаю, что цель своей работы мне удалось выполнить. На основании исследовательского материала мне удалось написать экскурсионный маршрут и создать презентацию, рассказывающую не только историю старинных пластинок, но и краткую историю о тех государствах, что способствовали эволюции звукозаписи.
В школьном музее мы с моим руководителем планируем открыть экспозицию, посвященную пластинкам.
Текст экскурсии прилагается.
«Я нашел в музее пластинки…»
Старых песен целый клад
И решил я их послушать,
Чтобы историю их рассказать
1 слайд: Я, Андреев Артемий, ученик 6 класса, экскурсовод школьного музея «Ропша-наша маленькая Русь» Ропшинской школы, приглашаю вас познакомиться с удивительной историей граммофонных пластинок. Мы живем в 21 веке и музыку многие из нас слушают в наушниках, подключенных к телефону. А как слушали музыку в прошлые века, на каких носителях ее записывали и каким образом эти записи удавалось прослушивать?
Чтобы ответить на эти вопросы давайте совершим небольшое туристическое путешествие по местам, где зарождалась и совершенствовалась история звукозаписи.
2 слайд: Начнем мы с далекого 16 века. Ведь именно тогда были предприняты первые попытки звукозаписи. Это были музыкальные шкатулки и табакерки, часы-будильники и башенные куранты. Такие инструменты появлялись в разных странах. А я предлагаю вам из 16 века сразу перенестись в 19 век в Германию.
3 слайд: Именно в Германии появилось изобретение, которое назвали чудом века- граммофоном. Его создатель – немец Берлинер. Благодаря его открытию родилась граммофонная пластинка, сделанная из целлулоида.
4 слайд: Чтобы узнать, как она выглядела, мы отправимся в Соединенные Штаты Америки, где она хранится в Национальном Музее в городе Вашингтон. Предлагаю послушать первую звукозапись.
5 слайд: Ну а наше путешествие продолжается. Нас ждет Франция, где Гильон Кеммлер усовершенствует граммофон. Мастер создает такую конструкцию, при которой прибор становится небольших размеров и получает название патефон.
6 слайд: В 50-е годы на смену патефону приходит электрический проигрыватель.
7 слайд: Но знаете, вместе с граммофонами, патефонами и электрическими проигрывателями менялись и пластинки. Первые пластинки назывались рекордами, от английского слова запись. Они были толстые с шероховатым краем и весили почти полкилограмма.
8 слайд: А как вы думаете из чего изготавливались первые пластинки. Одну подсказку я вам уже дал в начале экскурсии. Кто запомнил? Правильно, это был целлулоид. А еще материалом для них служили воск, каучук, металл и даже шоколад.
Да-да, самый настоящий шоколад. В начале 19 века продавались такие вкусные пластинки. Сначала их можно было послушать, а потом съесть. Особенно если запись не понравилась.
9 слайд: Как вы понимаете, все эти материалы не очень годились для пластинок. А дело вот в чем- длина звуковой бороздки только одной песни составляла около километра. И пока игла бежала по дорожке, она давила на нее с невероятной силой – около тонны на квадратный сантиметр. Это примерно тоже самое, что поставить слона на одной ноге на спичечный коробок. Какой же материал может выдержать такое давление?
Чем же примечательно это насекомое? А тем, что выделяет смолу, их которой делает себе скорлупу. Так вот оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими веществами, подвергать давлению – она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Эту смолу стали использовать для изготовления грампластинок. Правда, изобретение оказалось слишком дорогим. На одну грампластинку требовалось 4 тысячи жуков.
11,12 слайд: Спасла от дороговизны и малых тиражей изготовления пластинок пластмасса. Ее плотная поверхность позволила сблизить и одновременно сузить звуковые дорожки. Из Индии мы отправляемся в наш школьный музей, где хранится большая коллекция таких грампластинок
13 слайд: Ведь первую российскую пластинку выпустили в подмосковной Апрелевке в 1910 году. Как видите, наш маршрут путешествия привел нас в Подмосковье.
14 слайд: Что же из себя представляет грампластинка? Как видите это диск, на одной или обеих сторонах которого нанесена непрерывная извилистая дорожка, форма которой соответствует звуковой волне.
15 слайд: Каждая пластинка имеет этикетку. Это маленький бумажный кружочек в центре диска. Нижняя часть этикетки отведена под мини-рассказ о том, что записано на диске – это имена авторов, название произведений, имена исполнителей и перечень музыкальных инструментов.
16 слайд: В середине 20 века изменилась технология изготовления пластинок. В 1950 году появился новый небьющийся материал для пластинок – поливинилхлорид.
17 слайд: Как видите, на этикетке из первых партий грампластинок из ПВХ подписывалось слово «долгоиграющая». Это означало, что пластинка имела длительное время звучания за счет того, что диск имел медленную скорость вращения. Такие пластинки изготавливались до 1997 года.
19 слайд: А теперь я приглашаю вас в столицу Латвии – город Ригу. В советское время, начиная с 1958 года, производством пластинок занималась рижская фабрика под названием «Лиго». Нам этикетке этой фабрики была изображена эмблема белой чайки с указанием названия фабрики.
20 слайд: 23 апреля 1964 года вышло постановление Совета Министров СССР, согласно которому все студии грамзаписи переходили в подчинение Минкультуры и 11 мая 1964 года была создана Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия».
21 слайд: В верхней части этикетки были помещены данные организатора выпуска грампластинок, завода-изготовителя фирмы «Мелодия». Ее товарный знак – музыкально-стилизованная буква М.
В конце 20 века фирма Мелодия перестала существовать. В 1997 году был полностью прекращен выпуск пластинок. На смену пластинкам пришли магнитофонные кассеты. Вот и подошло к концу наше путешествие в мир истории звукозаписи. Как вы думаете, прощаемся ли мы с пластинками? Оказывается, нет! В мире наблюдается большой интерес к пластинкам. Истинные любители музыки считают цифровую запись неестественной, слишком чистой. Пластинка же дает возможность услышать всю красоту голоса исполнителя. Давайте в этом убедимся.
Сквозь шипение пластинок
Слышно, как издалека,
Будто бы несет куда-то
Звуки времени река.
Спасибо за внимание! Прошу обратить внимание на подготовленные вопросы!
Приложение №1 Первые звукозаписывающие инструменты. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.
Изобретатель граммофона Э.Берлинер. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.
Приложение№2 Первый патефон. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.
Первые электрические проигрыватели.
Приложение №3. Из чего изготавливались пластинки. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.
Приложение № 4. Школьная коллекция пластинок. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.
Приложение № 5. Первые Российские заводы. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.
Приложение №6. Всесоюзная фирма «Мелодия». Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.
Список используемой литературы и других источников
1 Большая Советская энциклопедия. Москва. Изд-во «Советская энциклопедия», 1972г. Том 7.
2. Большая энциклопедия школьника. Изд-во «Махаон», 2010г.