О чем рассказ записки сумасшедшего
«Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголь Кратко
Николай Васильевич Гоголь
Повесть «Записки сумасшедшего» Краткое содержание
Тема «маленького человека», униженного и оскорбленного, красной нитью проходит через творчество Н.В. Гоголя. «Записки сумасшедшего» – это произведение, написанное в форме дневника простого чиновника, который мучительно переживает свое унизительное положение, что приводит его к сумасшествию. Как в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», в «Записках» описаны психологические изменения человека в кратчайшее время из-за чувства оскорбленного самолюбия.
Очень краткий пересказ повести «Записки сумасшедшего»
Аксентий Поприщин в своем дневнике подробно пишет, что канцелярская служба ему неинтересна. Единственная радость для бедного чиновника – это его любовь к дочке директора. Поприщин страдает от уязвленного самолюбия, отчего сходит с ума, воображая, что он – испанский король Фердинанд, и под конец оказывается в сумасшедшем доме.
Список и краткая характеристики героев повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего»
Главные герои повести Записки сумасшедшего:
Второстепенные герои повести Записки сумасшедшего:
Краткое содержание повести «Записки сумасшедшего» подробно по главам
Глава 1
Записка героя начинается описанием его рабочего дня. По дороге на службу Поприщин встретил дочку директора. Увидев ее с собачками, он вдруг вообразил их беседу, что стало началом его умственного расстройства.
Глава 2
Герой работал с удовольствием, так как решил, что директор умный человек и его любит. В тот день в департамент пришла Софи и нечаянно уронила платок. Поприщин бросился его поднимать и чуть не упал.
Глава 3
Начальник, заметив влюбленность героя в Софи, напомнил ему об его низком социальном положении. Но Поприщин мечтал добиться служебного повышения, рассуждая, что даже простой советник может быть генералом.
Глава 4
Герой посетил театр, где с удовольствием слушал смелый водевиль и восхищался пением актрисы.
Глава 5
Поприщин наблюдал за домом директора, но не увидел Софи.
Глава 6
Герой мечтал о девушке, и в его больном воображении возникла идея перехватить «переписку» собачек Меджи и Фидельки.
Глава 7
Поприщин пришел к дому, где жили хозяева собачки, которую они звали Фидель. Он нашел их квартиру и забрал оттуда какую-то пачку бумаг, которую принял за «переписку».
Глава 8
Из воображаемой «переписки» Поприщин «узнал» о свадьбе Софи и камер-юнкера Теплова, а также о презрительном отношении девушки к себе.
Глава 9
Герой находился в отчаянии из-за свадьбы Софи и мечтает стать генералом или графом.
Глава 10
Из газет Поприщин узнал, что в Испании возник кризис власти из-за отсутствия короля.
Глава 11
Герой не ходил на работу и продолжил свои рассуждения об испанских делах.
Глава 12
Поприщин вообразил себя испанским королем, объявил об этом Мавре и перестал ходить на работу в департамент.
Глава 13
После перерыва Поприщин пришел в департамент, где подписался именем испанского короля. Затем он проник к Софи и неудачно объяснился ей в любви.
Глава 14
Герой тайно гулял по городу и пытался сшить себе королевскую мантию.
Глава 15
Сшив «мантию», Поприщин ждал депутатов.
Глава 16
Герой беспокоился из-за отсутствия депутатов.
Глава 17
Поприщин попал в психиатрический дом, но вообразил, будто прибыл в Испанию.
Глава 18
Герой приписал лечебные процедуры проискам политических врагов.
Глава 19
Поприщин встретился с главным врачом, которого принял за своего врага.
Глава 20
Герой жаловался на тяжелое лечение и обращался к матери с просьбой забрать его домой.
Кратко об истории создания произведения «Записки сумасшедшего»
Гоголь придумал сюжет для «Записок» в 1832 г. под влиянием рассказов своего знакомого о психологии сумасшедших, а также циклов В. Одоевского «Дом сумасшедших». При написании произведения писатель руководствовался собственным опытом канцелярской службы.
Краткое содержание Гоголь Записки сумасшедшего
Рассказ входит в сборник Петербургские повести
«Записки сумасшедшего» Николая Гоголя написаны о типичном «маленьком человеке», каким был главный герой произведения, Аксентий Иванович Поприщин.
Он около четырех месяцев вел записи в виде дневника. Третьего октября 1833 года титулярный советник Поприщин отправляется в отделение петербургского департамента, где случайно у магазина видит красавицу-дочь директора департамента. Она так запала в душу Аксентия, что «маленькому человеку» показалось, что он слышит разговор собачки Меджи, принадлежавшей дочери директора, и собачки Фидель, проходившей мимо с двумя хозяйками. Заинтригованный Поприщин проследовал за женщинами и, естественно, обнаружил, где они живут.
На следующий день дочь директора пришла в департамент, чем еще больше тронула струны души героя. Он так разволновался, что пытаясь поднять платок, который обронила его возлюбленная, чуть не разбил себе нос. Странное поведение Поприщина не осталось незамеченным: директор департамента отчитал его. Аксентий настолько был помешан на девушке, что даже пытался поговорить с ее собачкой Меджи. Но так отказалась вступать в диалог, поджав хвост.
Тем не менее, герой не сдается: он проникает в дом хозяек Фидельки и в соломе находит изорванные бумажки. Аксентий принимает их за «собачью переписку». Из нее он узнает много информации. Оказывается, что дочь директора зовут Софи, и она собирается замуж за какого-то Теплова.
Переживания настолько измотали Поприщина, что даже новость о том, что в Испании нет короля, заставляет его думать, что он и есть тот монарх, которого ждет целое государство. На работе он начинает ставить подпись «Фердинанд VIII» и не вставать в присутствии директора. Изо дня в день он ждет испанских депутатов, которые заберут его в Испанию, так сильно в нем нуждающуюся.
Однажды Поприщин проникает в директорскую квартиру и пытается признаться в любви Софи. После этого события его забирают в сумасшедший дом, но Аксентий все думает, что это посланники приехали за ним, предложить трон.
Произведение заканчивается просьбой Поприщина к своей матери «уронить слезинку на его больную головушку», что является ничем иным, как призывом к жалости по отношению к себе.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Гоголь. Все произведения
Записки сумасшедшего. Картинка к рассказу
Сейчас читают
На старой липе открылась школа для птенцов. Там Старый Воробей учит малышей чистописанию, родному языку, чтению,пению, естествознанию. В учебном заведении пернатые получают необходимые знания для жизни
Действие трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир» начинается в Британии, в замке короля. Герой одноимённого произведения представлен человеком, имеющим неограниченную власть. Осознавая своё превосходство над окружающими
Рассказчик любил гулять в парке и часто видел двух старичков-супругов, которые каждое утро приносили цветы к скульптуре мадонны с малышом на руках. Рассказчик задумывался о судьбе Марии, родившей Бога, который спас всех людей
Рассказ А. И. Солженицына Как жаль написан в 1965 году. Главная героиня – Анна Модестовна, дочь репрессивного. Рассказ начинается с того момента, когда она приходит в какое-то учреждение
Знаменитый классик Фазиль Абдулович вошел в сокровищницу русской литературы XX века благодаря таким работам, как «Кролики и удавы», «Созвездие Козлотура». В ранней молодости он приобретал множество книг на рынке
Анализ повести «Записки сумасшедшего» (Н.В. Гоголь)
Автор: Guru · 07.03.2018
В русской литературе довольно часто встречаются персонажи с психологическими расстройствами личности. И произведения Н.В. Гоголя не являются здесь исключением. Он умел проникнуть в человеческую душу, чтобы показать читателю надрывные страдания русского человека. Немного странное видение окружающего мира очень влияло на текст его произведений. Ощущение глубокого отчаяния является одним из важнейших мотивов его творчества. Мир его героев погружен в безумие. Но кто бы мог подумать, что его истории, собранные в цикл «Петербургских повестей», станут некой маленькой энциклопедией «маленького человека», которая откроет читателю дверь в мир, пронизанный болью и одиночеством.
История создания
Повесть написана в 1834 году, в период работы над несколькими другими историями, позже объединенными в общий цикл «Петербургские повести». В тот момент Николай Васильевич начал очень серьезно относится к работе писателя и видел в ней единственный смысл жизни. Он работает очень много, практически без отдыха, о его творчестве начинают говорить критики, в том числе и В.Г. Белинский.
Тогда Гоголь был увлечен рассказами Одоевского из цикла «Дом сумасшедших» и, возможно, это в большей степени повлияло на замысел его повести. Также существовало ещё два литературных замысла подходящих по сюжету: «Записки сумасшедшего музыканта», а также ненаписанная комедия «Владимир 3-ей степени». В этих произведениях прослеживается сюжет, схожий с темой в записках. В центре внимания были герои, ставшие в итоге безумцами.
Гоголь писал записки, исходя из собственных наблюдений, в то время как сам служил в департаменте. В повести присутствуют элементы, относящиеся к личной жизни писателя. К примеру, «Дом Зверкова» у Кокушкина моста – это тот дом, в котором жил одно время сам писатель и его друг.
При первой публикации произведение не прошло цензурные ограничения, о чем Н.В. Гоголь с некой долей разочарования писал А.С. Пушкину:
Вышла вчера довольно неприятная зацепа по цензуре по поводу „Записок сумасшедшего“; но, слава Богу, сегодня немного лучше; по крайней мере я должен ограничиться выкидкою лучших мест… Если бы не эта задержка, книга моя, может быть, завтра вышла.
Жанр и направление
«Записки сумасшедшего» принято называть повестью из-за среднего объема, концентрации на одной сюжетной линии и определенного количества персонажей, недостаточного для романа и избыточного для рассказа. Она написана в жанре дневниковых заметок, которые главный герой писал на протяжении четырех месяцев.
Направление, в котором писал Николай Васильевич Гоголь, трудно конкретизировать. Литературоведы позже назовут его «гоголевским». Оно возникло именно в тот момент, когда появились «Петербургские повести», в 40-х годах, и послужило почвой для возникновения Натуральной школы. Это одно из условных названий критического реализма, который только начал появляться в русской литературе того времени. Основные черты этого направления:
Композиция
Композиция повести делится на пять частей, в которых довольно остро чувствуется напряжение, нарастающее в душе героя с каждой новой строкой.
Главные герои и их характеристика
Маленький человек – основная тема «Записок». Этот образ не раз фигурировал в «Петербургских повестях». Гоголя особенно волновала эта проблема, так как будучи молодым, он сам часто сталкивался с несправедливостью по отношению к людям, имеющим более низкий чин. Когда он приехал в Петербург в 1829 году, то буквально был шокирован существующим неравенством, которое укоренилось в обществе. Он лично познал всю боль человека, которому не хватает денег на новую шинель, или бедственное положение в среде молодых художников, когда посещал рисовальные классы академии художеств.
Именно поэтому Гоголь хотел показать жизнь людей в нечеловеческих условиях. И «Записки сумасшедшего» становятся самым трагичным произведением из всего цикла. Все, что происходит с Аксентием Ивановичем, нельзя назвать простым рассказом о жизни бедняка. Это заметки, сквозь которые слышны безумные вопли отчаяния, мольбы о помощи, болезненные переживания. Всё существование главного героя сосредоточенно только в пределах собственной головы. Постоянные угрызения совести, одиночество и бедность заставляют его шагнуть туда, откуда нет выхода. Мир безумия, словно врата ада, разворачивается перед ним и захватывает в свои сети. Удивительно, что именно безумие наводит героя на довольно здравые рассуждения о собственном бесправии.
Проблемы
В повести затрагивается ряд довольно важных проблем. И проблема уничижительной бедности является одной из главных. В самом герое заключен протест против несправедливых общественных устоев, где уже нет таких понятий, как «разум» и «справедливость». Ведь именно в такой обстановке многие люди начинают чувствовать себя угнетенными и слабыми. Появляется момент соперничества и сравнения себя с другими, что приводит к тотальной неуверенности в себе. Осуждение и пренебрежение теми, кто занимает не самые престижные должности, в конце концов, может привести к волнениям более серьезным, чем одно происшествие в департаменте Петербурга.
Ещё одна важнейшая проблема – одиночество. Поприщев воплощает в себе это понятие. Он покинут всеми, никто не желает понять его. И Гоголь пытается заострить внимание читателя на том, что любой человек, независимо от его социального статуса и денежного положения, заслуживает участия. В каждом можно попытаться разглядеть светлые черты, каждый заслуживает помощи и поддержки. Однако зачастую люди, проигравшие в лотерею рождения, никому не нужны. И в момент, когда одиночество окружает со всех сторон, действительно можно сойти с ума.
Смысл
Главная идея произведения заключается в неприятии существующего неравенства и угнетения по отношению к отдельным людям. Общество даже не успевает задуматься над тем, что попрание нравственных устоев может причинить кому-то боль. А боль общественного унижения становится вдвойне хуже, когда человек пытается справиться с ней в одиночку и чаще всего проигрывает в этой неравной битве.
Автор направляет свою основную мысль не только по тропе осуждения несправедливой иерархической системы. Она набредает на другую сторону медали – измельченную в жерновах невежества и зависти личность маленького человека. Ее помыслы так же мелки и суетны, как внутренний мир говорящих собачек. Чего он хочет от жизни? Уподобиться господам, жениться на знатной молодой барышне, войти в избранное общество, что сулит ему уважение и трепет в глазах представителей света. Его ценности фальшивы, ведь в них нет ни истинной любви, ни божественной искры призвания, ни целеустремленности ума. Эти несущественные и поддельные фантомы тоже вносят свою лепту в печальный финал. Добиваясь и желая их, человек теряет себя.
Критика
О новой повести Гоголя критики чаще отзывались доброжелательно. Тогда он уже стал влиятельной и заметной фигурой в литературном мире. К его мнению прислушивались, его произведения охотно издавали. Многие рецензенты разгадали величайший талант мастера и не раз описали его. Конечно, правительственная пресса во главе с Фаддеем Булгариным, та самая «Северная пчела», представленная в тексте книги, саркастически и злобно охарактеризовала новую работу автора, которого и так недолюбливали в официозных кругах.
Но особенно запоминающимся стал положительный отзыв прославленного критика В.Г. Белинского:
Возьмите „Записки сумасшедшего“, этот уродливый гротеск, эту странную, прихотливую грезу художника, эту добродушную насмешку над жизнию и человеком, жалкою жизнию, жалким человеком, эту карикатуру, в которой такая бездна поэзии, такая бездна философии, эту психическую историю болезни, изложенную в поэтической форме, удивительную по своей истине и глубокости, достойную кисти Шекспира: вы ещё смеетесь над простаком, но уже ваш смех растворен горечью; это смех над сумасшедшим, которого бред и смешит, и возбуждает сострадание.
Краткое содержание «Записки сумасшедшего»
Всего получено оценок: 423.
О произведении
Повесть «Записки сумасшедшего» Гоголя была написана в 1834 году. Это одно из наиболее трагических произведений автора, вошедших в сборник «Петербургские повести». Рассказ ведется от лица мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Записок сумасшедшего» по главам. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Место и время действия
События повести происходят в первой половине XIX столетия в России, в Петербурге.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Октября 3
Октября 4
Ноября 6
Ноября 8
Поприщин посещает театр, где восторгается смелой постановкой водевиля и чудным голосом актрисы.
Ноября 9
На следующий день при виде начальника отделения Аксентий Иванович делает вид, будто между ними ничего не было. Вечером он намеренно проходит мимо директорской квартиры, но никого не замечает.
Ноября 11
Починяя перья для директора, Поприщин предается сладким грезам. Он представляет себе богатое убранство апартаментов, в которых живет предмет его тайной любви. Чтобы побольше разузнать о ее превосходительстве, Аксентий Иванович решает перехватить переписку Меджи и Фидельки.
Ноября 12
Поприщин направляется к тому дому, в котором живут хозяйки собачонки Фидель. Он проникает в квартиру и принимается рыться в деревянной коробке, где вскоре находит «небольшую связку маленьких бумажек» – тайную переписку двух подружек-собачонок. Аксентий Иванович возлагает большие надежды на эти письма, из которых надеется почерпнуть много важной и полезной информации о директоре и его дочери.
Ноября 13
Декабря 3
Декабря 5
Декабря 8
Аксентий Иванович ничем толковым не занимается, продолжая рассуждать о делах Испании.
Год 2000 апреля 43 числа
Герой приходит к радостному выводу, что является королем Испании. Первой эту радостную новость узнает чухонка Мавра. Возомнив себя монархом, Поприщин перестает ходить на службу.
Мартобря 86 числа. Между днем и ночью.
Никоторого числа. День был без числа
Числа не помню. Месяца тоже не было. Было черт знает что такое.
С горем пополам соорудив мантию, Поприщин готов к встрече с депутатами из Испании.
Числа 1-го
Ожидание испанской депутации становится все более напряженным.
Мадрид. Февруарий тридцатый
Поприщин уверен, что находится в Испании, в королевском дворце, где общается со своими подданными на разные философские темы.
Январь того же года, случившийся после февраля.
Чиновнику бреют голову и отвозят в «Испанию», которая не внушает ему доверия. Он предполагает, что оказался в руках инквизиции.
Число 25
Поприщин знакомится с великим инквизитором, однако не хочет идти с ним на какой-либо контакт.
Чи 34 сло МЦ гдао, Февраль 349
Заключение
Произведение Гоголя посвящено теме «маленького человека» – его проблемам, горестям и радостям, мечтам и страхам. Жизнь его настолько жалка, что лишь в безумии он ощущает себя полноценной личностью.
Краткий пересказ «Записок сумасшедшего» пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Тест по роману
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Записки сумасшедшего
Микропересказ : Мелкий чиновник влюбляется в дочь директора. Узнав, что она выходит замуж, он сходит с ума, объявляет себя королём Испании и попадает в приют для сумасшедших, где подвергается издевательствам.
Повесть написана в виде дневника. Повествование ведётся от имени мелкого чиновника Поприщева.
Коллежский асессор Аксентий Иванович Поприщев работал в некоем департаменте.
Аксентий Иванович Поприщев — мелкий чиновник, 42 года, честолюбив, так мечтает дослужиться до высокого чина и жениться на дочке директора, что на этой почве сходит с ума.
Начальник отделения департамента часто упрекал его в рассеянности и невнимательности при оформлении важных документов. Поприщев считал, что начальник завидует ему, ведь он каждый день ездит домой к его превосходительству директору и чинит для него перья.
Недолюбливал Поприщев и казначея, у которого невозможно было выпросить аванс в счёт жалования. Вообще, Поприщев считал, что служить выгоднее в губернском правлении, где чиновники берут огромные взятки. В департаменте он оставался потому, что эта служба казалась ему благородной.
Третьего октября с Поприщевым произошло «удивительное приключение». По дороге в департамент он увидел хорошенькую дочь директора Софи, входившую в модный магазин.
Софи — дочь директора, хорошенькая, молоденькая барышня.
С ней была собачка Меджи. К изумлению Поприщева, Меджи заговорила с проходящей мимо собачкой по имени Фидель. Из разговора собак Поприщев узнал, что они ещё и переписываются.
О феномене говорящих животных Поприщев часто читал в «жёлтой прессе», поэтому гораздо сильнее его удивило, что собаки умеют писать.
Да чтоб я не получил жалованья! Я ещё в жизни не слыхивал, чтобы собака могла писать. Правильно писать может только дворянин.
Поприщев проследил за хозяйками Фидель и запомнил их адрес.
Четвёртого сентября Поприщев чинил перья в кабинете директора. Кабинет был уставлен шкафами с книгами на французском и немецком языках, из-за чего Поприщев считал директора очень умным. Втайне он верил, что директор любит его, и Софи тоже к нему неравнодушна.
Сам Поприщев был влюблён в девушку, но не осмеливался с ней заговорить. Начальник отделения упрекал его в том, что он смеет волочиться за дочерью директора. Поприщев же считал, что Софи оказывает ему «знаки благорасположенности», и это возбуждает зависть у начальника.
Поприщев верил, что время у него ещё есть, и он непременно дослужиться до полковника или даже генерала.
Одиннадцатого ноября, сидя в кабинете директора, Поприщев мечтал посмотреть, как ведут себя важные господа в своём кругу. Ещё он хотел бы заглянуть в спальню Софи и посмотреть, как она надевает чулок.
Тут Поприщев вспомнил о разговоре собачек и решил, что Меджи в своих письмах непременно должна рассказывать подруге о любимой хозяйке. На следующий день он ворвался в квартиру хозяек Фидель и похитил переписку.
Из переписки Поприщев узнал, что директор очень честолюбив и не мог дождаться, когда же ему пожалуют орден. Софи же влюблена в красавца камер-юнкера, и её отец не против свадьбы. Самого Поприщева Меджи описывала, как смешного урода, с волосами, похожими на сено, к которому все в доме относятся как к предмету мебели, а Софи его вид смешит.
Прочитанное очень расстроило Поприщева.
Всё, что есть лучшего на свете, всё достаётся или камер-юнкерам, или генералам. Найдёшь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, — срывает у тебя камер-юнкер или генерал.
Он хотел бы сделаться генералом, и не для того, чтоб посвататься к Софи, а просто чтобы посмотреть, как все они станут за ним увиваться, и наплевать на них. Поприщев не верил, что свадьба будет, и не считал звание камер-юнкера таким уж большим достоинством, ведь звание — не вещь, в руки его не возьмёшь, а у получившего его третий глаз на лбу не откроется, он останется обычным человеком.
С этого момента Поприщев начал сомневаться: а на самом ли деле он простой титулярный советник. Может, на самом деле он граф или генерал, просто ещё не знает об этом.
Пятого декабря Поприщев прочёл в газете, что в Испании умер король, а наследника у него нет. Поприщеву показалось странным, что в стране нет короля. Король должен быть, только сейчас он по каким-то причинам «находится в неизвестности».
Происшествия в Испании потрясли Поприщева. До восьмого декабря он размышлял об испанском престоле, а затем решил, что пропавший король — это он. С этого момента записи в дневнике становятся странными и сумбурными, а даты путаются и искажаются.
Поприщев недоумевал, как он мог до сих пор считать себя титулярным советником, тогда как он испанский король.
И это всё происходит, думаю, оттого, что люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря.
В департамент он отправился только через неделю и вёл себя там по-королевски — не поклонился ни начальнику отделения, ни самому директору, а какой-то документ подписал именем «Фердинанд VIII». Из департамента Поприщев отправился прямо в дом директора, зашёл в спальню Софи и заявил ей, «что счастие её ожидает такое, какого она и вообразить себе не может», и скоро они будут вместе, несмотря на происки врагов.
Тут же Поприщев открыл, что женщина — коварное существо, и любит она не мужчину, а чёрта, который выглядывает у него из-за спины. А все их «чиновные отцы» честолюбивы из-за того, что у них под языком находится маленький пузырёк, а в нём — крохотный червячок, на дающий им покоя.
Затем Поприщев забросил работу, шатался по Петербургу, сшил себе королевскую мантию из нового мундира и стал дожидаться «депутации из Испании». Наконец, «испанские депутаты» прибыли и отвезли Поприщева в «Испанию». В комнатах «Испании» было много людей с обритыми головами, которых Поприщев счёл испанскими грандами. Его встретил «канцлер» и избил палкой, но Поприщеву это показалось неким рыцарским обрядом.
Затем Поприщев напугал «грандов» новостью, что земля скоро рухнет на луну и раздавит её, поскольку луна очень хрупкая. «Гранды» взволновались, и «канцлеру» пришлось успокаивать их палкой.
Поприщев так и не понял, что оказался в приюте для умалишённых. Он решил, что попал в лапы испанский инквизиции, поскольку ему выбрили голову, избивали палкой, лили на бритый череп ледяную воду и страшно мучали. Во время пыток холодной водой Поприщев вспоминал свою матушку, молил спасти его: «Матушка, спаси твоего бедного сына! урони слезинку на его больную головушку… Матушка! пожалей о своём больном дитятке…».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.