О чем рассказ записка астафьева

Доброта и жестокость по произведениям «Раздел имущества», «Записка», «Сердце матери» (Аргументы ЕГЭ)

А. Г. Алексин — «Раздел имущества»

Произведение А.Алексина «Раздел имущества» знакомит нас с главной героиней Верой, которая появилась на свет с тяжёлой родовой травмой. Бросив все свои дела, её бабушка Ася воспитала и смогла поставить ребёнка на ноги, потому что относилась к внучке как к полноценному человеку. Главная героиня очень сблизилась с бабушкой и начала называть «мамой Асей», а потом написала про неё в сочинении «Главный человек в моей жизни». Всё это злило настоящую мать Веры, ведь она не хотела делить дочь со свекровью. Женщина совсем не понимала, что бабушка была очень важна для Верочки, а отец девочки даже не пытался сопротивляться решению супруги обратиться в суд с целью разъехаться и забрать дочку.

Девочка оставила родителям записку, где определила себя как имущество, которое должно отойти бабушке. Вернувшись домой, она не обнаружила старушку дома, а отец и мать сказали ей, что бабушка уехала в деревню навсегда. С Верой случился срыв, ведь она не могла пережить случившееся. Мы видим, что чёрствость и неблагодарность детей к своим родителям может привести к необратимым последствиям.

В. Астафьев — «Записка»

Рассказ В. Астафьева «Записка» знакомит нас с жестоким, неблагодарным сыном, который отвёз свою мать в город и «случайно» забыл её на вокзале. В карман жакетки старой женщины он вложил записку, в которой написал о том, что мать не является зловредной, а прокормить её достаточно легко, хотя много съесть она тоже может. Данная записка была чем-то вроде рекомендательного письма для людей, которые могли бы взять её к себе на мелкую работу. Мы понимаем, что оставить свою родную маму на произвол судьбы способен лишь по-настоящему злой, безнравственный человек. В конце рассказа автор комментирует поступок героя, жалея о том, что публичная порка отменена, а иначе он бы со всей силой выпорол этого сыночка. Астафьев доносит до читателей свою мысль о том, что родителей надо ценить и любить.

Д. Кедрин — «Сердце матери» (стих)

Стихотворение Д. Кедрина «Сердце матери» рассказывает о влюбившемся в девушку Оксану казаке. Возлюбленная сказала, что полюбит героя лишь тогда, когда он принесёт ей сердце своей матери. Казак разрубил материнскую грудь и достал орган. По дороге к Оксане он споткнулся и упал, и сердце спросило у мужчины, не ушибся ли он. Таким образом, мы понимаем, как для родителей важны их дети. Даже несмотря на подлый поступок героя мать находилась с ним рядом и волновалась за него. Материнская любовь — это сильное чувство, которое ничто не способно сломить.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

«Мудрое слово Астафьева» (по рассказу В.П. Астафьева «Записка»)

Занятие по внеурочной деятельности «Увлекательное чтение» в 5 классе.

Тема : Погружение в текст. «Мудрое слово Астафьева» (по рассказу В.П. Астафьева «Записка»)

— активизировать познавательную деятельность, учить проводить логико-смысловой анализ текста художественного стиля речи,вовлекая обучающихся в творческую работу;

— способствовать формированию у обучающихся собственной нравственной оценки прочитанного и услышанного;

— развивать художественный вкус школьников, ассоциативное мышление, умения сравнивать, обобщать, выделять главное, обосновывать свою точку зрения.

• предметные: знать содержание текста «Записка» В.П. Астафьева и уметь проводить его анализ; на основе текста создавать собственный текст;

• регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

• познавательные: поиск и выделение информации; умение работать с текстом, выделять в нем тему и основную мысль, давать характеристику героям.

• коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; понимать и принимать разные точки зрения или высказывать собственную точку зрения.

Оборудование: Портрет Астафьева, презентация, раздаточный материал, видеофильм «Спаси и сохрани».

писатель, настоящий правдолюбец.

Из первых, кто чутко отозвался на

нравственную порчу нашей жизни.

1.Организационный момент. Приветствие.

Ребята! Сегодня не совсем обычное занятие. Во-первых, у нас гости. Во-вторых, мы прочитаем очень маленькое произведение, в котором заложен глубокий смысл и жизненная мудрость.

2. Проблемная ситуация и ее обсуждение.

Мне хочется вначале услышать ваше мнение о том, что является главной роскошью в жизни человека. (Ответы детей) (Слайд 1)

— А мое совпадает с мнением французского писателя Антуана де Сент Экзюпери. Он говорил: «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения».Общение может быть устное и письменное. Представьте ситуацию, что устного общения не существует, а письменное осталось. Как будут обмениваться информацией люди? (Ответы)

Тему занятия вы видите на доске. Прочитайте. Эпиграф!

— Что нам сегодня предстоит выяснить?

— Чему можем научиться?

4. Обучающая ситуация.

В жизни каждого человека бывают моменты, когда необходимо по тому или иному поводу написать записку.

— Кому и когда пишут записку?/записку пишут друзьям, одноклассникам, родным, знакомым/.

— Что обычно пишут в записке?/В записке пишут коротко, точно, самую суть сообщения. Она может содержать угрозу, замечание, вопрос, пустяк, ответы, приглашение, признание, сообщение/

— Ребята, скажите, а вам когда-нибудь писали записки?

— Какие чувства вы испытывали, получив записку?/Это зависит от содержания записки, поэтому она может вызвать смех, страх, испуг, радость, волнение/

— Писали ли Вы когда-либо записки?

— А какие ещё бывают записки мы сейчас посмотрим. (Слайды 3-9)

романтические (их пишут не только на бумаге, но и на снегу, на асфальте, даже на школьной парте)

поздравительные (каждому человеку приятно, когда ему уделяют внимание, записки станут приятным маленьким сюрпризом к празднику, можно написать самые главные, самые важные слова, те самые, которые очень нужны…и которые мы, торопясь в школу, на улицу, зачастую так и не успеваем сказать… можно вложить записку в карман домашнего халатика, положить на тумбочку или вложить записку в букет цветов, пусть ваши родные улыбаются и радуются тому, что у них такие внимательные и добрые дети)

бытовые (прекрасно иметь такое качество, как чувство юмора, однажды мои ученики, уходя, оставили в дверях записку…)

объяснительные (ваши родители часто пишут их)

записки солдат военных лет (по-хорошему завидуешь то ли тому времени, то ли тем замечательным людям суровых военных лет. Уж очень они необычные. Сейчас и бумага есть, и открытки любые на выбор, и время, а почему-то мы ленимся послать весточку родным. А тут ни времени на войне, ни бумаги, ни отдыха, а бойцы пишут: и невестам, и матерям, и братьям, и сёстрам. Ни про кого не забывали, всех любили и помнили)

язвительные, злобно-насмешливые, с целью досадить друг другу (Желаю вам таких записок не получать и никому не писать…)

— Записка – жанр письменной разговорной речи. О тличительная черта жанра – краткость. Это маленький обиходный текст, цель которого – сообщение о том, что нужно сделать, предупреждение, приглашение, жесты вежливости.

Жанровые особенности записки:

Время написания записки.

Представители старшего поколения (ваши родители, бабушки) раньше часто пользовались таким способом общения, а сейчас научились переписываться и общаться через различные мессенджеры(ватсап, вайбер, скайп и др.) и при этом грамотно излагают свои мысли и стараются не допускать орфографических и пунктуационных ошибок. Вот с них-то и надо вам брать пример!

5. Погружение в текст.

-Рассказ В.П. Астафьева, который мы сегодня прочитаем тоже называется «Записка».

-Как вы думаете, о какой записке пойдет в нём речь? О чём может быть рассказ с таким названием? ( Рассказ с таким названием, наверное, содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные события.Рассказ может быть о друзьях, которые пишут друг другу записки, а может, о найденной записке, с которой начнутся весёлые приключения и невероятные события )

— Далее читается начало рассказа, выведенное на слайд: “На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”.

Как вы считаете, о ком идет речь в записке?

(Речь может идти о кошке, собаке, каком-нибудь животном, потому что слово “прокорм” обозначает еду и обычно и относится к животному)

После этого текст рассказа «Записка» учащиеся читают самостоятельно.

“ На прокорм легка, хотя и объесть может. Но незловредна”.

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

-Какие чувства вы испытали, прочитав рассказ? (На обратной стороне листа есть список, которым можно воспользоваться, работаем, обсуждаем в парах)

(Недоумение, растерянность, грусть, боль, шок, ужас, негодование, потому что так поступить с родной матерью невозможно. Это нечеловеческое, подлое, бездушное, безразличное отношение к матери, словно к вещи. Так не бывает и быть не может)

-Как вы понимаете выражение «в век, так сказать, энтээра»? (пояснение учителя, см. сноску )

-Назовите героев рассказа.

(Мать, сын, рассказчик) (Слайд 12)

— Рассмотрим образы героев. Работаем с карандашом в руках. Отметим ключевые слова в тексте.Что говорится о матери?

(Мать – неграмотная, изношенная в работе, из старой русской деревни, выходная плюшевая жакетка)

Неграмотная мать, потому что она человек военного поколения, тогда многие не могли получить образование.

«Изношенная» – так обычно говорят об одежде, а здесь – о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, – всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в деревенской работе «износила»себя, истратила всю, вырастила «родного сынка». Так выражает автор тяжесть её деревенской жизни.

— Что говорится о сыне, подчеркните.

( Родной сынок, привёз в город, вложил записку, «забыл» на вокзале)

— Чьё отношение выражают слова «родной сынок» и «сынок» в рассказе?

(Оставить мать на произвол судьбы. «Забыть» ее на вокзале. Оставив лишь записку в кармане. Писатель иронизирует, описывая поведение «сынка». Сыном не может называться человек, который оставил свою мать).

Говоря же о сыне, писатель использовал только глаголы, раскрывающие его деловой, расчётливый характер, он в делах, на бегу, ему некогда, и самым страшным в характеристике этого человека является глагол «забыл». В записке о матери «сынок» использует краткие прилагательные «легка» и «не зловредна». От этих слов веет равнодушием, холодом, отчуждением.

Писатель сочувствует матери, осуждает бесчеловечность сына. В каком абзаце выражена позиция автора?

Дети читают: Авторская позиция ярко выражена в последнем абзаце: Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

Ещё раз прочитайте высказывание Солженицына о творчестве писателя.

Какую правду сказал в рассказе Астафьев?

Записка, найденная «в кармане выходной плюшевой жакетки матери», для Астафьева становится примером жестокости, человеческой неблагодарности. Поэтому рассказ называется так.

— Попробуйте сформулировать основную мысльпроизведения Астафьева.

Автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.

В русском языке есть такие выражения, как:«быть в неоплатном долгу перед матерью»,«отдать последний долг». Я предлагаю прочитать вам ещё одно выражение, в котором заложен опыт многих поколений. Задание выполним в группах : возьмите лист с буквами и из каждого ряда удалите повторяющиеся буквы. Из оставшихся прочитаете мудрое выражение, постараетесь его объяснить и запомнить на всю жизнь.

Я предлагаю посмотреть вам фильм, снятый школьной киностудией, и подумать: кто может позаботиться о старшем поколении, что можно делать с заботой о родителях?

(Просмотр фильма и обсуждение)

Представьте, что у вас появилась возможность написать и передать записку одному из героев рассказа Астафьева:

Кому из них вы хотите сегодня написать? Что бы вы им сказали в свете сегодняшнего урока? Напишите записку, взяв в свои союзники чувства, которые пробудил В. П. Астафьев. (Слайд 15)

Итог занятия : Спасибо вам, ребята, за работу, за ваши откровения. Я надеюсь, что вы будете более внимательны к словам, которые вы пишете, например, в записках, будете внимательны к своим поступкам.

Источник

Урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева «Записка»

Выбранный для просмотра документ Астафьев Записка..docx

Тема урока: Урок по рассказу В.П. Астафьева “Записка” из сборника “Затеси”.

образовательные: познакомить учащихся с содержанием рассказа; выявить его художественное своеобразие; обучать умению анализировать, сопоставлять, делать выводы, определять позицию автора;

развивающие: содействовать формированию и развитию навыков внимательного, вдумчивого прочтения, анализа литературного произведения, развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства любви к матери, близким и родным людям, осознанию долга перед ними, ответственности за свои поступки, чувства сострадания к слабым, заботы о них;

коммуникативные: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Работа ведётся в 3-х группах по 8 человек.

На перемене и в начале урока звучит « Ave Maria » в исполнении Л. Долиной.

— Вы узнали? Какое музыкальное произведение прозвучало?

А вот какое отношение оно имеет к нашему уроку – разберёмся позже.

Обратимся к теме урока…

— Вы не заметили ничего странного на доске? (Нет названия урока. Только автор и произведение.)

— Почему? (Значит, название будем подбирать вместе.)

— Чем мы будем заниматься? (Познакомимся с рассказом, обсудим его, выявим авторскую позицию, сделаем вывод)

— А зачем нам это нужно? (Мы учимся жизни на примере литературных героев. Учимся любить и ненавидеть, учимся дружить… Мы развиваемся.)

— Что скажете о фамилии писателя? (Она нам знакома)

— По каким произведениям? («Васюткино озеро»)

Сегодня нас ждёт другое его произведение – рассказ «Записка» из цикла «Затеси».

— Кто помнит толкование слова «затеси»? ( С этим словом уч-ся знакомы по произв. «Васюткино озеро»)

( Стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом, делали его таёжники, чтобы не потерять дорогу.)

— О чём же очень важном поведал нам Астафьев? Что, по его мнению, непременно нужно помнить, чтобы не потеряться? Да и где не потеряться?

На эти вопросы мы ответим в конце урока.

— Мы познакомимся с одним рассказом из цикла «Затеси». Он называется «Записка».

— Эпиграфом к уроку пусть будут слова Матери Терезы:

Легко любить людей на расстоянии. Не всегда легко полюбить того, кто рядом. Проще дать тарелку с рисом голодающему, чем утолить голод одиночества или боли того, кто живет с нами в одном доме. Любите своих домочадцев, любовь начинается с дома.

— Итак, рассказ называется «Записка». Поразмышляем…

— Случалось ли вам писать записки?

— О чём же вы писали? (В записке пишут коротко, самую суть сообщения).

— Кому вы адресовали свои записки? (ЭТи сообщения обычно адресованы друзьям, родным …).

— О чём, по-вашему, может повествовать рассказ с таким названием? (Рассказ с таким названием, наверное, содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные события.)

Далее читается начало рассказа: “На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”.

— Кто мог написать эту записку, кому? (Каждая группа, посовещавшись, выдвигает свою версию.

уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели;

судя по записке, речь идёт о существе женского рода;

Раздать каждому ученику распечатанный текст рассказа В. Астафьева “Записка”.

После этого читаем весь текст рассказа “Записка”.

На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было

— Ожидали ли вы, что события развернутся подобным образом? (Сразу после прочтения у учеников на лицах недоумение. Как же так: мы ожидали, что будут интересные события, а тут – грустные… В своих выступлениях представители групп говорят об этом.)

— О чём этот рассказ? Какова его тема? (Далее осмысление проблемы, поднятой в рассказе: сын бросил мать на вокзале.)

— Как автор относится к данной проблеме? (Он возмущён. Так нельзя обращаться с матерью! Какое-то небрежное, нечеловеческое отношение, подлое, бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение ”родного сынка”. Так не бывает!)

— Запишем в тетрадях записываются ключевые слова текста.

— Что говорится о матери?

изношенная в работе

выходная плюшевая жакетка

из старой русской деревни
— Что пишет автор о сыне?

Самое страшное слово в рассказе – “забыл” мать. Почему тогда привёз ее? Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и ему мать (!) будет мешать?

— Попробуем схематично зарисовать ситуацию. Что бы вы могли нарисовать? ( Два человечка, между ними – стена)

Групповые и индивидуальное задание.

Каждая группа получает вопросы, обсуждает, совещается, готовится выступать. Выступления групп:

— оценка поступка сына: ученики пытаются понять, что же натолкнуло его на такой шаг, можно ли его оправдать или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать; сочувственное отношение к матери;

— представим, что будет с матерью дальше, найдутся ли добрые сердца, которые не пройдут мимо неё, откликнутся на её беду;

— почему такое могло случиться в жизни матери; что делать с такими сыновьями?

— индивидуальное задание: по словарю Ожегова найти слово “долг”, выписать из этой словарной статьи фразеологизмы и объяснить их.

Рефлексия заканчивается выступлением групп:

Первая группа пытается объяснить, почему сын так поступил, но ему нет оправдания. Отказавшись от своей матери, сын потерял всё: он остался один. Придёт ли время, когда он осознает это?

Третья группа отвечает на вопрос : что ж делать в таких случаях? Есть в Конституции статья, в которой говорится, что дети обязаны помогать своим престарелым родителям. Можно попробовать пристыдить такого сына, создать ему своего рода «антирекламу»…Правда, насколько это будет действенно… другой вопрос. Автор предлагает пороть публично таких людей, в которых заглохло чувство милосердия.

— Вернёмся к началу урока… поясните смысл названия цикла рассказов – «Затеси»? какую зарубку оставил рассказ?

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Сынок, “забыв” мать на вокзале, не вспомнил и народную мудрость об отношении детей к родителям.

быть в неоплатном долгу перед матерью

отдать последний долг

В этих фразеологизмах обобщение опыта жизни многих поколений, они напоминают о долге взрослых детей перед постаревшими родителями.

Звучит песня «Мама» в исполнении Витаса.

— Вернёмся к нашей схеме, к рисунку. Это ведь мать и сын. Мы можем сказать, что это семья? ( Нет)

— Почему? Чего не хватает? (Любви, тепла, заботы, сердечного отношения)

— Как бы вы это изобразили? Каким символом? (Нарисовать сердце. Человечек+сердце+человечек=семья)

— А теперь скажите мне, почему в начале урока звучала « Ave Maria »? Что вы чувствовали, слушая её?

(Красота, нежность, печаль… Гимн Деве Марии, родившей миру того, кто всех будет прощать и любить. Это молитва о прощении, о любви, и горит, все горит негасимой свечою «Аве Мария».)

Кому же адресована эта записка? Для кого В. Астафьев написал рассказ? (Для всех.)

Обратимся к эпиграфу:

— Какова связь эпиграфа с рассказом, с темой урока? (Он отражает тему.)

— О чём вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Какой урок вынесли с сегодняшнего занятия?

— Всё ли мы сделали, всех ли целей достигли?

— А как может, по-вашему, звучать тема этого урока? Ваши варианты? (Учитесь любить мать. Дорога к матери. Прости нас… Разговор о самом главном. Зарубка на память. Любовь начинается с дома.)

Рефлексия (Задание ученикам.)

Сейчас я предлагаю вам составить записку маме. Не письмо, а записку, на это нужно совсем немного времени. Что бы вы ей сказали в свете сегодняшнего урока? Пока не поздно? Напишите ей самые главные, самые важные слова, те самые, которые ей очень нужны…и которые мы, торопясь в школу, на работу, на улицу, зачастую так и не успеваем сказать…

Звучит песня «Мама» в исполнении Витаса.

— Эти записки я подарю вашим мамам на первом же родительском собрании.

— подготовить рассказ о маме или презентацию на классный час;

— прочитать рассказ о маме и познакомить нас;

— выучить наизусть стихотворение о матери;

— подготовить выступление «Образ Матери в живописи» (коллективное задание)

Выбранный для просмотра документ Астафьев.pptx

Источник

Рассказ В.П. Астафьева «Записка» как обвинительный акт жестокости, человеческой неблагодарности.

автор: Голактионова Лариса Викторовна

учитель русского языка и литературы МБОУ Кыштовская СОШ №1

Рассказ В.П. Астафьева «Записка» как обвинительный акт жестокости, человеческой неблагодарности.

Технологическая карта урока

Урок литературы с использованием технологии критического мышления, 10 класс.

Тема: Рассказ В.П. Астафьева «Записка» как обвинительный акт жестокости, человеческой неблагодарности.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели для учителя:

Образовательные: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, получение знаний о специфике художественного произведения, о необходимости проявления чувства долга, уважения, чуткости, внимания к близким людям.

Развивающие: развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД, формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (см. в конспекте урока), умений применять новое знание.

Воспитательные: формирование личностных УУД через содержание учебного материала: воспитание доброго, мудрого отношения к природе, самостоятельности, ответственности на примере поступков героя рассказа

Форма урока: урок-исследование

Формы обучения: коллективная и групповая

Формы контроля: развёрнутое монологическое высказывание с опорой на текст, синквейн

Принципы: деятельности, вариативности, психологической комфортности, минимакса непрерывности, целостности.

Урок построен по технологии развития критического мышления (три основных этапа: вызов, осмысление, рефлексия)

Отвечают на мотивационный вопросы

Составление кластера

Этап урока/времяДеятельность учителя Деятельность ученикаИспользуемые методы, приемы, формыФормируемые УУД

(метапредметные и личностные)

Результат взаимодействия (сотрудничества)
Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»)

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Строчка за строчкой,

Главная мысль не откроется сразу!

Вдумайся в слово и в образ всмотрись –

Здесь открывается главная мысль!

Настраиваются на работу, повторяя стихи наизусть через 1 мин.Осознанного заучивание девиза урока;

мотивирующий приём «яркое пятно» на основе презентации книг

(знал)

Познавательные:

построение логической цепочки рассуждений;

выдвижение гипотез и их доказательство;

формирование обобщенных знаний

актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);

создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Сегодняшний урок я хочу начать со слов писателя В. Астафьева:

«…Все течет, все изменяется. Так было. Так есть. Так
будет.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?»

Я думаю, что Вы поняли, что писателя волнуют нравственные проблемы. И наш сегодняшний разговор пойдёт об одной из них.

– ваши ассоциации со словом «мать»»

-как мы называем её ласково;

-какими качествами обладает мать;

-какая для вас ваша мать;

-на что способна мать ради своего ребёнка;

-как дети должны относиться к матери, их ответная плата за материнскую заботу.

Актуализация, или стадия вызова

Проблемная ситуация и её обсуждение

– Ребята, посмотрите, у меня в руках небольшой чистый лист бумаги.. Как думаете, что мы можем написать на нем?

– В жизни каждого человека бывают моменты, когда необходимо по тому или иному поводу написать записку. К такому виду общения прибегают люди в любом возрасте. Мы создаём записки и получаем их.

– Кому и когда пишут записку?

– Что обычно пишут в записке?

– Ребята, скажите, а вам когда-нибудь писали записки?

– Какие чувства вы испытывали, получив записку?

– Писали ли Вы когда-либо записки в своей жизни?

– Какие чувства вы испытывали, когда писали записку?

– То есть посмотрите, вне зависимости пишите ли вы записку или получаете, вы испытываете абсолютно разные эмоции.

У Виктора Астафьева есть рассказ, который называется «Записка».(слайд )

Как вы думаете, о какой записке пойдет речь в рассказе?

Читаем начало рассказа:

«На прокорм легка, хотя и объесть может, но не зловредна».( слайд )

-Как вы думаете, кому и от кого может быть эта записка?

– Если не знать продолжения, то о ком бы вы подумали так написано в записке? (о каком-то домашнем животном, которого некуда деть: собачке, кошке).

Обсуждают ответы в группе, отвечают

В записке пишут коротко, точно самую суть сообщения; это сообщение обычно адресовано друзьям, родным.

« Рассказ с таким названием, наверное, содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные события».

Каждая группа, посовещавшись, выдвигает свою версию, кто бы мог написать эту записку, кому.)

-уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели;

-судя по записке, речь идёт о существе женского рода;

-слово “прокорм” обычно относится к животному – это значит нужно иметь много еды.

Побуждающий диалогРегулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. формулировать тему и цель урока;

3. умение четко определять области знаемого и незнаемого, определять причины затруднений.

Личностные:

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания на основе социальных и личностных ценностей

Накопление материала, необходимого для «открытия нового знания», создание образовательной напряжённости через пробную учебную ситуацию

Определение места и причины затруднений.

Выявление причины затруднений

– Если не знать продолжения, то о ком бы вы подумали так написано в записке? (о каком-то домашнем животном, которого некуда деть: собачке, кошке).

Читаем текст дальше:

«…Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы…(СЛАЙД)

– Могли ли вы ожидать такое развитие сюжета? Каково ваше отношение к поступку сына?

– Как думаете, что могло толкнуть сына на такой поступок?

Пытаются ответить на вопросы, в которых звучит недоумение,огорчение, грусть.

Подводящий диалог
Целеполагание и определение темы урока (постановка учебной задачи и коллективное

проектирование решения проблемы)

Помощь учителя в поиске алгоритма решения проблемы.

«Проблема взаимоотношения отцов и детей

Ученики в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели

1) Коллективный поиск путей решения проблемы через создание ОК:

2) Определение темы урока:

«Проблема взаимоотношения отцов и детей»

«Сочувственное отношение к матери»

Необъявленная тема.

Подводящий диалог

Устранение возникшего затруднения, определение целей и формулировка темы урока
Практическая деятельность (решение поставленных задач)

Осмысление проблемы, поднятой в рассказе: сын бросил мать на вокзале. Какое-то небрежное, нечеловеческое отношение, подлое, бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение ”родного сынка”. Так не бывает!

Вопросы по проблеме:

1.Ваше отношение к поступку сына: можно ли его понять, оправдать, осудить?
2. Что будет с матерью?

3. Самое страшное слово в рассказе?

Самое страшное слово в рассказе? – “забыл” мать. Почему тогда привёз ее? Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и ему мать (!) будет мешать?

Давайте отметим ключевые слова в тексте

-изношенная в работе;

-выходная плюшевая жакетка;

-из старой русской деревни;

“Изношенная” – так обычно говорят об одежде, а здесь – о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, – всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в деревенской работе “износила” себя, истратила всю, вырастила “родного сынка”. Удивительно, но в описании матери автор использовал только полные прилагательные, они определяют её человеческие качества, но не употребил ни одного глагола, что выражало бы её трудолюбие, и только причастие ”изношенная” от глагола ”износить” выражает суть её деревенской жизни.

Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы – они обозначают действия, по ним видно, что сын деловой, расчётливый. Сынок не знает и не ценит своей матери, его отношение к ней отличается от отношения автора. В записке о матери “сынок” пишет краткие прилагательные “легка” и “не зловредна”. От этих слов веет холодом, отчуждением!

Каждая группа получает вопросы, обсуждает, совещается, готовится выступать. Выступления групп:

-оценка поступка сына: ученики пытаются понять, что же натолкнуло его на такой шаг, можно ли его оправдать или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать;

-сочувственное отношение к матери; представим, что будет с матерью дальше, найдутся ли добрые сердца, которые не пройдут мимо неё, откликнутся на её беду; почему такое могло случиться в жизни матери?

Звучат разные версии ответов. Но все называют слово «забыл»

Отмечают карандашом слова.

Записывают в тетрадях ключевые слова.

Выступление групп по этим словам.

Аналитическая беседаПознавательные:

анализировать, обобщать, делать выводы;

извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать и передавать её в других формах (графические изображения, слова).

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли, владеть монологической речью;

2. слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

4. Оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Отчёт группы как результат работы с текстом по составленным вопросам

Опорный конспект как результат аналитической беседы

Физминутка

2 мин.

Проводит отв. ученик.Зрительные и динамические упражнения

Повышение качества внимания
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

5 мин.

Брейнсторминг.

– Какое впечатление рассказ произвёл на вас? Почему его нельзя читать без потрясения?

– Как удалось автору сделать эту миниатюру криком взволнованной души, сгустком негодования?

-Сколько героев в этом рассказе?

– Как вы поняли фразу «подбив продать домишко»?

– Зачем нужно было сыну, чтобы мать продала свой «домишко»?

– Почему слово «забыл» автор заключает в кавычки?

– Почему мать надела выходную плюшевую жакетку, когда поехала с сыном в город?

– Чьё отношение выражают слова «родной сынок» и «сынок» в рассказе?

– Как вы думаете, смогла ли бы мать устроиться в няньки, сторожихи, домработницы, как этого хотел её сын?

-Что мы узнаем о матери, как её описывает автор? Назовите ключевые слова из текста. Может быть, мать заслужила такое отношение сына к себе?

-Назовите самое страшное слово в рассказе? Почему? («забыл». Ответы сводятся к тому, что сына нельзя назвать человеком)

– Что мы можем сказать о сыне? Можно ли защитить сына? Попробуйте.

– Василий Шукшин писал: «Нам бы про душу не забыть, нам бы немного добрее быть.(слайд —-)Составьте «Радугу души» сына. Какие цвета вы использовали? Почему?

Составление «Радуги души»

Комментирование, обозначение знаковыми символами.Текст памятки
Самостоятельная работа

(включение в систему знаний)

8 мин.

. Составьте синквейн по группам: синквейн (состоит из 5 строк: 1-ключевое слово, определяет содержание синквейна; 2-два прилагательных, характеризуют данный предмет; 3-три глагола, показывают действие предмета; 4-короткое предложение, в котором высказывается отношение к проблеме; 5-обычно одно существительное, выражающее чувство.)

(Слайд 21) 1 группа – сынок. 2 группа – мать. 3 группа – поступок.

Чтение одним представителем из группы (примерные)

Работа в группах по составлению синквейновРешение задач в новой ситуацииПознавательные:

1.Анализировать, обобщать, делать выводы;

2.использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях учебного сотрудничества, при решении задач урока.

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Советы Васютке в новой жизненной ситуации
Закрепление ранее изученного.

4 мин.

Осмысление проблемы, поднятой в рассказе: сын бросил мать на вокзале. У учеников это вызывает растерянность – так нельзя обращаться с матерью! Какое-то небрежное, нечеловеческое отношение, подлое, бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение ”родного сынка”. Так не бывает!

-Какая в рассказе проблемная ситуация? (сын отказался от старой матери)

– Как бы вы сформулировали проблему этого рассказа?

Главная проблема – отцы и дети. Бесчеловечность самых близких. Трудно поверить, что на такое способны люди. Оставить мать на произвол судьбы. “Забыть” ее на вокзале. Оставив лишь записку в кармане. Писатель иронизирует, описывая поведение “сынка”. Сыном не может называться человек, который оставил свою мать. Слова в произведении бьют и не остаются не замеченными. Произведение не может оставить равнодушным никого.

Отвечают на вопросыПобуждающий диалогПознавательные:

Анализировать, обобщать, делать выводы

Коммуникативные:

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Синквейн
Рефлексия

3 мин.

Какова позиция автора? Как восприняли назидание автора? (Автор предлагает пороть таких сынков. Но взрослого сына таким образом невозможно наказать.)

—Что же делать? В русском языке есть такие выражения, как сыновний долг; отдать последний долг; быть в неоплатном долгу перед матерью. В этих словах опыт многих поколений. Отказавшись от матери, сын остался один. Поймет ли он это? Потом будет поздно…

Такие поступки нельзя совершать, и нет им оправдания

– А ваша позиция? Что бы вы сказали « родному сынку» при встрече?

-Можете привести примеры художественных произведений, прочитанных вами, о неблагодарном отношении выросших детей к старым родителям? (Д.И.Фонвизин «Недоросль»)

– Ребята, скажите, чему учит нас этот рассказ?

– Как вы думаете, что в дальнейшем будет

происходить с сыном?

Закончить наш урок мне хочется словами

В. Астафьева: писал:”Жизнь человек выбирает не сам по себе, она определяется ему судьбою. Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую. И лишь одно я просил бы у судьбы – оставить со мною мою маму. Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать.”

Записка, найденная “в кармане выходной плюшевой жакетки матери”, для Астафьева становится настоящим обвинительным актом жестокости, человеческой неблагодарности. Заслуга писателя в том, что на основе мрачных зарисовок автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.

Я надеюсь, что вы будете более внимательны к словам, которые вы пишите, например, в записках, особенно посвященным родителям, будете внимательны к своим поступкам и никогда не напишите подобной записки, как у Астафьева.

Предлагают варианты ответовПриём поднятой руки с оценкой урока по пятибалльной системе

Приём

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

2. слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные:

соотносить цели и результаты своей деятельности.

Умение самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

Осознание обучающимися своей учебной деятельности.

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Домашнее задание

«Что значит быть отзывчивым?»

Вопросы учителю по выполнению домашнего задания.Фишбоун

Коммуникативные:

Список используемой литературы:

Авторское право © 2021 ЯПедагог.рф

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *