О чем рассказ тайна чарская
Лидия Чарская — Тайна:
Краткое содержание
Этим утром гимназистке Неточке Ларионовой не до уроков, у нее есть тайна! Из-за нее девочка «не спала целую ночь». Неточке хочется поделиться тайной с надежной подругой. Катя Щелкунина тайну не выдаст. Ида Крамер поймет лучше всех, она такая «поэтичная», с фантазией. Но рядом соседка по парте Зоя Стоянова, ее Неточка и зовет в переменку к «крану» с водой обсудить свой секрет.
Зоя ест карамельки и слушает. «Я сочинила стихи, Зоя!» А Зоя в ответ: «Ну и что?» Неточка от обиды чуть в соляной столб не превратилась, как жена Лота из Библии. Зоя такая скучная! Неточка читает ей свой стих «Я молода, но жизнь моя – море безбрежное». «Отсталой» Зое «декадентские» (модные мрачные) стихи непонятны.
На уроке русского языка Неточка не слушала учителя, а шепотом читала с листка свои стихи. Учитель потребовал листок себе. И так при всех прочел стихи вслух, что Неточке они показались глупыми. Но хуже всего, когда учитель исправил в них ошибки в словах. В этот момент Неточка страдала под его «уничтожающим взглядом».
Читательский дневник по рассказу «Тайна» Чарской
Сюжет. Неточка Ларионова впервые сочинила стихи. Эту тайну она доверила подруге Зое. Но Зоя стихи не поняла. А потом учитель на уроке отобрал у Неточки листок и с насмешкой прочел ее стихи в классе. Неточке стало стыдно и обидно.
Отзыв. Рассказ на тему мира взрослых и мира детей. Для девочки первые стихи – радость, тайна, чудо, для учителя – повод посмеяться. Тема детского творчества, дружбы и равнодушия, непонимания, ранимости и черствости. Рассказ учит бережно и с уважением относиться друг к другу, поддерживать, вдохновлять, хранить чужие тайны.
Тайна (Чарская)
У гимназистки третьего класса Неточки Ларионовой появилась тайна. Из-за неё она не спала всю ночь, а на следующий день не знала покоя на уроках.
Наконец, Неточка почувствовала, что больше не может хранить эту тайну и должна с кем-то поделиться.
И что это за ужасно неприятное состояние — хранить в себе тайну и не иметь возможности поделиться ею с кем-нибудь из подруг!
Она долго думала, кто из одноклассниц способен сохранить её тайну, и выбрала в наперсницы свою ближайшую подругу и соседку по парте Зою Стоянову. Во время урока Неточка шепнула ей, чтобы на перемене она подошла к «крану» в коридоре.
С трудом дождавшись перемены, Неточка поспешила к «крану» — фильтру с кипячёной водой, и долго ждала Зою, изнывая от нетерпения. Наконец, Зоя пришла. Взяв с подруги клятву, что та никому ничего не расскажет, Неточка прерывающимся голосом открыла свою тайну: она сочинила стихи.
Эта новость не произвела на флегматичную Зою особого впечатления. Тогда Неточка достала тщательно сложенную бумажку и нараспев, неестественным голосом прочла стихи, в которых жизнь сравнивалась с бурливым, ало-мятежным морем, где мечутся красные и синие звёзды, в глубинах цветут розы «гневно-властные, «чайки летают, летают певучие» и гуляют волны могучие.
Зоя не поняла, почему в стихах подруги волны алые, а чайки поют, да и разноцветных звёзд в море не бывает. Неточка объяснила, что это декадентские стихи, и «так нынче пишут». Разобиженная, оно отошла от Зои, пожалев, что поделилась с ней тайной.
На уроке литературы Неточка читала свои стихи, и они казались ей прекрасными. Учитель заметил, что она что-то читает, отобрал листок и прочёл стихи вслух. Теперь они показались Неточке не прекрасными, а очень-очень плохими.
Учитель ехидно прокомментировал стихи и отметил в них несколько грубых орфографических ошибок. Бедной Неточке стало очень стыдно, и она поклялась себе больше никогда в жизни не писать стихов.
«Тайна» краткое содержание рассказа Чарской – читать пересказ онлайн
Краткое содержание «Тайна»
Рассказ «Тайна» Чарской, написанный в 1910 году, повествует о первых пробах пера юной гимназистки. Переполненная творческим вдохновением, девочка сталкивается с суровой унизительной критикой, и твёрдо решает более никогда не писать стихи.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Тайна», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Неточка Ларионова — юная гимназистка, пылкая, открытая девочка, очень эмоциональная и ранимая.
Другие персонажи
Зоя Стоянова — лучшая подруга Неточки, её одноклассница, равнодушная, далёкая от мира поэзии.
Учитель русского языка — чёрствый, холодный, бездушный мужчина, который унизил Неточку и её творчество при всём классе.
Краткое содержание
Войдя в классную комнату, гимназистка Неточка Ларионова «многозначительным взглядом окинула ближайших соседок по партам». Всем своим видом она показывала, что с ней случилось нечто необыкновенное. Девочка с трудом выдержала молитву перед началом занятий, была невнимательна на уроках. И виной тому была тайна, из-за которой «бедняжка Неточка не спала целую ночь».
Из-за этой тайны юная гимназистка потеряла душевный покой, получила замечание от Пифагора — преподавателя математических наук. Но хуже всего было то, что Неточка не могла поделиться тайной с подругами.
Не вытерпев душевных терзаний, Неточка решила открыть тайну одной из близких подруг. Она принялась мысленно перечислять своих самых верных и надёжных одноклассниц: «такая тихая, такая молчаливая» Катя Щелкунина, поэтичная Ида Крамер, Зоя Стоянова, которая считалась самой близкой подругой из класса.
Решено — Неточка остановила свой выбор на Зое. На уроке она тихонько сообщила подруге, чтобы та пришла «в следующую перемену к «крану» в коридор для важного разговора.
С трудом дождавшись перемены, Неточка отправилась к «крану» — фильтру с кипячёной водой. Она долго ждала Зою, которая почему-то задерживалась. Неточка очень переживала, что «того и гляди кончится перерыв, погонят их всех снова в класс», и она не успеет сообщить подруге тайну.
Заметив Зою, Неточка кинулась ей навстречу, чуть не сбив с ног худенькую первоклашку. Зоя равнодушно отреагировала на «страшную тайну» — первые стихи, написанные Неточкой в порыве вдохновения. Подобной реакции начинающая поэтесса никак не ожидала и решила, что её подруга — «какое-то бесчувственное, холодное существо». Она прочла свои стихи, но и после этого Зоя не выразила воодушевления, напротив, раскритиковала стихи, которые Неточка назвала декадентскими.
Неточка была глубоко разочарована в своём выборе и очень жалела, что доверила такую важную тайну совершенно непоэтичной Зое. На уроке русского языка она так увлечённо читала свои стихи, что это заметил учитель, и потребовал листок. К ужасу Неточки, он прочёл стихи вслух всему классу, и в его исполнении они уже казались совсем не декадентскими, а плоскими и сырыми — «совсем, совсем скверные стихи». Но, что хуже всего, учитель «с плохо замаскированной иронией» прокомментировал грамматические ошибки. Неточке было очень стыдно, и она «внутренне клялась никогда в жизни не писать стихов».
Заключение
Произведение учит бережно относиться к юным дарованиям, ведь любое неосторожное слово может погасить созидательный огонёк в их душах. Бездушный учитель уничтожил в Неточке маленького творца и тем самым лишил её радости творческого полёта.
После ознакомления с кратким пересказом «Тайна» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Краткое содержание «Тайна»
Всего получено оценок: 137.
О произведении
Рассказ «Тайна» Чарской, написанный в 1910 году, повествует о первых пробах пера юной гимназистки. Переполненная творческим вдохновением, девочка сталкивается с суровой унизительной критикой, и твёрдо решает более никогда не писать стихи.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Тайна», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Войдя в классную комнату, гимназистка Неточка Ларионова « многозначительным взглядом окинула ближайших соседок по партам ». Всем своим видом она показывала, что с ней случилось нечто необыкновенное. Девочка с трудом выдержала молитву перед началом занятий, была невнимательна на уроках. И виной тому была тайна, из-за которой « бедняжка Неточка не спала целую ночь ».
Из-за этой тайны юная гимназистка потеряла душевный покой, получила замечание от Пифагора — преподавателя математических наук. Но хуже всего было то, что Неточка не могла поделиться тайной с подругами.
Не вытерпев душевных терзаний, Неточка решила открыть тайну одной из близких подруг. Она принялась мысленно перечислять своих самых верных и надёжных одноклассниц: « такая тихая, такая молчаливая » Катя Щелкунина, поэтичная Ида Крамер, Зоя Стоянова, которая считалась самой близкой подругой из класса.
Решено — Неточка остановила свой выбор на Зое. На уроке она тихонько сообщила подруге, чтобы та пришла « в следующую перемену к «крану» в коридор для важного разговора.
С трудом дождавшись перемены, Неточка отправилась к «крану» — фильтру с кипячёной водой. Она долго ждала Зою, которая почему-то задерживалась. Неточка очень переживала, что « того и гляди кончится перерыв, погонят их всех снова в класс », и она не успеет сообщить подруге тайну.
Заметив Зою, Неточка кинулась ей навстречу, чуть не сбив с ног худенькую первоклашку. Зоя равнодушно отреагировала на «страшную тайну» — первые стихи, написанные Неточкой в порыве вдохновения. Подобной реакции начинающая поэтесса никак не ожидала и решила, что её подруга — « какое-то бесчувственное, холодное существо ». Она прочла свои стихи, но и после этого Зоя не выразила воодушевления, напротив, раскритиковала стихи, которые Неточка назвала декадентскими.
Неточка была глубоко разочарована в своём выборе и очень жалела, что доверила такую важную тайну совершенно непоэтичной Зое. На уроке русского языка она так увлечённо читала свои стихи, что это заметил учитель, и потребовал листок. К ужасу Неточки, он прочёл стихи вслух всему классу, и в его исполнении они уже казались совсем не декадентскими, а плоскими и сырыми — « совсем, совсем скверные стихи ». Но, что хуже всего, учитель « с плохо замаскированной иронией » прокомментировал грамматические ошибки. Неточке было очень стыдно, и она « внутренне клялась никогда в жизни не писать стихов ».
Заключение
Произведение учит бережно относиться к юным дарованиям, ведь любое неосторожное слово может погасить созидательный огонёк в их душах. Бездушный учитель уничтожил в Неточке маленького творца и тем самым лишил её радости творческого полёта.
После ознакомления с кратким пересказом «Тайна» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
В чем смысл рассказа Чарской «Тайна»
Лидия Чарская — популярная в начале 20 века писательница, кумир гимназисток. Юные почитатели ставили ее скромный литературный дар наравне с гением Пушкина и нестареющим талантом Жюля Верна и очень обижались, когда взрослые (от собственных родителей до беспощадных литературных критиков) подвергали жесткой оценке их любимого автора. Сегодня, после многолетнего запрета в годы Советской власти, произведения Лидии Чарской переиздаются и вновь находят своего читателя, хотя взрослые любители подобной литературы понимают, что это — далеко не самое взыскательное чтение и относятся к своему увлечению, как и к любому другому чудачеству.
Так что же обуславливало популярность книг Лидии Чарской сто с лишним лет назад, когда они не имели эффекта «запретного плода», а печатались огромными для того времени тиражами и даже пользовались покровительством царского двора? Доскональное знание быта женских институтов и девичьих гимназий, в которых учились как юные читательницы, так и сама романистка, невероятные приключения, в которые то и дело попадают юные герои и особенно героини, мгновенный перенос действия из обыденной петербургской обстановки в самые экзотические декорации вроде кавказских гор — все это делало Лидию Чарской настоящей Джоан Роулинг начала двадцатого века!
Вот и заглавие рассказа «Тайна» обещает заманчивые приключения и роковые тайны, на которые была так щедра фантазия плодовитой романистки, описывавшей то нежданное воссоединение давно разлученных родителей и детей, то пришельцев из мира духов, которые навещают по ночам гимназические классы, то кровожадных злодеев, которых в финале повествования ждет заслуженное наказание. Должно быть, сто с лишним лет назад юные читательницы приступали к чтению этого рассказа с душевным трепетом, ожидая «А что же будет дальше»?
Итак, главная героиня рассказа — еще одна подросток-гимназистка со старомодным именем Неточка (сегодня друзья, одноклассницы, родители и учителя звали бы ее просто Аней). Мы видим ее по дороге в гимназию, при этом, хотя на дворе — самый обычный петербургский денек, девочка взволнована, оживлена и явно скрывает какую-то тайну, которая не давала ей уснуть всю ночь.
Оказывается, Аня мечтает о славе поэтессы, а накануне она написала стихи, которые кажутся ей достойными если не внимания «взрослых» литературных журналов, то, по крайней мере, похвалы и признания со стороны подруг. Девочка не может решиться, кому из подруг доверить свой секрет, перебирает все имена одноклассниц и, наконец, выбирает свою самую задушевную подругу — Зою, внимательную и чуткую поверенную всех ее детских тайн.
Но Зоя оказывается безнадежно прозаичной и вдобавок суровой как камень и холодной как лед. Вместо того, чтобы восхититься творчеством подружки, она подвергает его самому жесткому критическому разбору, не пропуская ни одного литературного штампа и не щадя слабостей. Должно быть, она считает, что такой «суд» пойдет ее подруге на пользу и заставит посвятить свободное время более полезным или посильным делам.
Дальше стихи Ани попадают на суд строгого учителя, и тот устраивает маленькой поэтессе самую жесткую выволочку, не щадя ее юного самолюбия. Самое ужасное, что он не только устроил чтение этого первого литературного опыта при всем классе, но и жестко указал Ане на допущенные ею грамматические ошибки, так что маленькая поэтесса от души пожелала провалиться сквозь пол класса, чтобы не видеть ни сурового учителя, ни сочувствующих или торжествующих лиц одноклассниц.
Вот такой оказалась эта маленькая детская тайна, которая встретила столь строгий прием.
Скорее всего, у героев этого рассказа были реальные прототипы. Ведь в начале двадцатого века, как и в наши дни, многие школьники мечтали о литературной известности. Но еще чаще, чем о славе вундеркиндов, они стремились просто быть понятыми и оцененными по достоинству.
Быть может, Ане не следовало столь слепо верить в свой талант или, по крайней мере, выбирать менее скептического адресата для того, чтобы поделиться заветной тайной. Быть может, они стойко перенесла первую в своей жизни критику и стала настоящей поэтессой, а может, навсегда забросила сочинение стихов в долгий ящик. Финал этого рассказа в несколько страниц остается открытым.