О чем рассказ сказание о белгородском киселе

Сказание о белгородском киселе:
Краткое содержание

997 год, на Руси идет «беспрерывная великая война» с печенегами (тюрками). Как ушел киевский князь Владимир бить их в Новгороде, печенеги мигом осадили Белгород (город под Киевом). Жители на вече (собрании) решили сдаться, чтоб не всем умереть с голода. Один старец на вече не был, но совет старейшинам дал. Еще три дня не сдаваться, набрать у людей хоть горстку «овса, пшеницы или отрубей» и лукошко меда. Так и сделали.

Вырыли два колодца, в каждый – по кадке. В первой кадке женщины замешали болтушку для киселя, во второй «пресладкую сыту» (напиток). Обменялись заложниками, и позвали печенегов убедиться, что сдачи города не будет. Ведь сама земля их кормит! Наварили киселя, меда, подали врагам в латках (сковородках), и с собой для князей их дали корчагу (сосуд). Поняли печенеги, что зря осаждают город. И ушли «восвояси».

Читательский дневник «Сказание о белгородском киселе»

Сюжет

997 год. Пока князь Владимир бьет печенегов в Новгороде, они осадили Белгород. От голода жители хотят сдаться. Но по совету старца терпят 3 дня, роют 2 колодца, в одном – горсть овса для киселя, в другом – мед (сыта). И зовут печенегов убедиться, что земля дает им пищу. Те поели, поверили и ушли от города. Белгород был спасен.

Отзыв

Сказание из «Повести временных лет» Нестора Летописца. Автор прославляет находчивость народа, попавшего в беду. Тема защиты Родины, обороны от печенегов, разорявших Русь. Народ показал завоевателям, что сама матушка земля на стороне жителей города, дает им пищу, наполняет их колодцы киселем и медом. Такой народ не победить. Тема сплоченности народа: все участвуют в спасении города. Люди доверяют мудрости старца. Не силой, а умом, смекалкой побеждают врага. Автор много раз повторяет союз «и», придавая сказанию напевность, ритм, библейский оттенок. Сказание учит защищать родную землю, не сдаваться, прислушиваться к советам, терпеть, помогать друг другу.

Источник

Кратко «Сказание о белгородском киселе» Нестор Летописец

⭐⭐⭐⭐⭐ «Сказание о белгородском киселе» за 1 минуту и подробно за 2 минуты.

Произведение «Сказания о белгородском киселе» повествует о том, как жители Белгорода избавились от врага, не используя силу, а просто проявив находчивость. Белгородцы доказали нападающим, что попытка взять их измором и голодом бессмысленна, потому что земля белгородская сама рождает пропитание.

Очень краткий пересказ повести «Сказание о белгородском киселе»

Речь в «Сказании» идет о 997 годе, когда князь Владимир ушел под Новгород сражаться с врагом. О том узнали печенеги, и, поняв, что город остался без защиты, осадили его.

Съестных припасов у белгородцев было немного, а потому старейшины решили было сдаться на милость врага: авось хоть кого-то пощадит. Однако самый древний дедушка предложил иной выход из положения: собрать со всего города остатки крупы, у кого какая найдется, и меда. Крупу сварить, влить в котел, который зарыть в землю. Из меда сделать сыту и также вкопать корчагу (кувшин) с нею в землю.

Сделали все белгородцы по совету мудрого старика и позвали к себе послов от печенегов. Угостили их медовым киселем. Удивились печенеги, а жители Белгорода сказали: «Видите, осада нашего города обречена на провал: мы можем продержаться сколько угодно и никогда не станем погибать от голода и молить о пощаде, ибо наша земля сама кормит нас».

Послы отведали киселя, поверили белгородцам и отнесли кисель своим князьям. Те выслушали историю, тоже полакомились киселем, после чего приняли решение оставить Белгород, не тратить силы на его осаду, раз белгородцев осадой не возьмешь.

Главный герой и их характеристика:

Второстепенные герои и их характеристика:

Краткое содержание повести «Сказание о белгородском киселе» подробно

В 997 году князь Владимир оставил город Белгород, чтобы отправиться на защиту Новгорода.

Прознав о том, что белгородцев некому защитить, так как княжеская дружина в отсутствии, печенеги пришли под городские стены. Став под Белгородом, они хотели взять город, но крепкие стены не позволяли сразу сделать это. Тогда враги приступили к осаде.

В городе через некоторое время начался голод. Жители признали: печенегов множество великое, а пропитания почти не осталось. Не выдержать осаду! Старейшины собрали вече, где порешили сдаваться.

Один старец не был на том вече. Он попросил старейшин рассказать, о чем совещались. Узнав, что хотят сдаваться, дедушка предложил следующее: подождать еще три дня, а между тем собрать остатки овса, пшеницы и отрубей со всего города и сварить. Потом собрать остатки меда, сделать из него сыту и вылить в большую кадку. Обе кадки – одну с болтушкой из круп, а другую с медовой сытой – вкопать в землю. После этого послать за печенегами.

Горожане послушались, все так и сделали, и пригласили к себе печенегов. Те, забрав заложников, в свою очередь выслали к белгородцам послов.

Прибыли печенеги в город. Белгородцы сказали им: «Вы можете стоять в осаде хоть десять лет – не перестоите нас, потому что мы получаем пищу от земли». Зачерпнув из кадок, скрытых под землей, болтушку с сытой, сварили белгородцы кисель, поели сами и угостили печенегов.

Печенежские послы были удивлены. Прихватив с собой киселя, они вернулись к своим князьям, поведали о своем приключении и дали им тоже отведать «пищу белгородской земли».

История создания произведения

«Сказание о белгородском киселе» дошло до нас не в виде не самостоятельного произведения, а как часть «Повести временных лет». Оно написано в период ожесточенной борьбы русичей против кочевых племен, то и дело совершавших разорительные набеги.

Враг был искушен в боях и силен. Не всегда удавалось одолеть его в бою – и тогда на помощь приходила смекалка.

С той поры появились фразеологизмы «белгородский кисель», «киселя наварить» (то есть обхитрить, обвести вокруг пальца). Ныне эта фраза почти забыта, однако кое-где в литературе ее еще можно встретить. Для тех, кто знает «Сказание о белгородском киселе», ее смысл легко раскрывается.

Источник

Краткое содержание «Сказание о белгородском киселе»

«Сказание о белгородском киселе»

(Перевод Дмитрий Сергеевич Лихачев )

В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов [1], так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом[2]. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам — кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода».

И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться.

«Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем».

Краткое содержание

Шла «беспрерывная великая война» русского народа и печенегов. Князь Владимир отправился в Новгород за подмогой – просить северных братьев-князей выделить ему войско для борьбы с проклятыми кочевниками. Узнав о том, что Белгород оказался без защиты, печенеги тут же взяли его в осаду. Печенегов было великое множество, и они надежно контролировали малейшие подступы к Белгороду – «и затянулась осада города, и был сильный голод».

Когда у местных жителей истощились все запасы провизии, они собрались на площади и стали совещаться. На народном вече было принято решение сдаться печенегам: помощи от князя нет и не предвидится, люди умирают от голода, и нужно хоть как-то спасаться.

Узнав о решении собрания, один убеленный сединами старец попросил старейшин потерпеть еще три дня и делать все в точности так, как он велит. Старец попросил народ собрать «хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей», приготовить болтушку и поставить ее на дно глубокого колодца. Также старец повелел выкопать еще один колодец, и поставить на дно кадь со сладкой медовой сытой.

На следующий день горожане по совету старца предложили печенегам несколько своих людей в качестве заложников. В обмен же предложили зайти в город и посмотреть на обстановку. Печенеги обрадовались: они думали, что изможденные голодом белгородцы решили им сдаться.

Горожане показали своим врагам, что им не страшна никакая осада, поскольку их кормит родная матушка-земля. Они показали удивленным печенегам, как из земли они черпали ведрами густой кисель и сладкий мед. Белгородцы угостили печенегов этими яствами, и те поняли, что никогда им не удастся захватить город. Они «поднялись и пошли от города восвояси».

Действующие лица

Эпизод еще иногда называют «Сказание о белгородских колодцах». Краткое содержание позволяет не только познакомиться с сюжетом, но и узнать лучше главных героев. В эпизоде немного персонажей:

Горожане были показаны сначала как уставшие люди, которые от отчаяния были готовы сдаться. Но только мудрость старика позволила им спастись. Печенеги же показаны злыми и недальновидными людьми. Они легко поверили в обман белгородцев и смирились с поражением.

Православный портал

Ремесленник-кожемяка посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, который не мог совершить никто из дружинников князя Владимира. Летописец прославляет величие простого русского человека — труженика, его любовь к родной земле. Образы сказания подчеркнуто контрастны. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.

Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой — простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов. Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории. По мнению Д.С. Лихачева, «чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву».

Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика и страшного только на вид врага, мудрости старца и легковерия печенегов. Кульминацией сюжетов являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке близок сюжетам героических народных былин, а сказание о белгородском киселе — народным сказкам.

Особенности жанра и сюжета

Древнее произведение относится к жанру предания. Ему характерен простой сюжет. В основе лежат реальные события. Но в названии говорится, что это сказание, так как в нём присутствуют и вымышленные эпизоды. Вот поэтому оно так похоже на сказку.

О чем рассказ сказание о белгородском киселе. Смотреть фото О чем рассказ сказание о белгородском киселе. Смотреть картинку О чем рассказ сказание о белгородском киселе. Картинка про О чем рассказ сказание о белгородском киселе. Фото О чем рассказ сказание о белгородском киселе

Сказанием принято называть произведения фольклорного характера. Предание является его разновидностью. К нему также относятся былины. За основу таких произведений берутся исторические события.

Сюжет сказания простой, в нём чётко прослеживаются все элементы композиции:

Развязка действия

Очень удивились печенеги увиденному, но сказали, что их рассказу вряд ли поверят. Тогда жители набрали еще болтушки с медом, чтобы печенеги взяли их с собой.

Вернувшись назад, рассказали обо всем послы своим собратьям, а в доказательство сварили киселя из принесенной болтушки, добавили в нее меду и дали всем попробовать. Поверили кочевники, что сама земля дает пищу русичам, а потому отпустили они русских мужей, что оставались у них в заложниках, пока послы ходили в город. И отошли печенеги от Белгорода добровольно. Вот так, оптимистично и с верой в силу русского человека, закачивается произведение «Сказание о белгородском киселе».

Прошли века, но и сегодня из «Сказания о белгородском киселе», краткое содержание которого вы прочитали, можно почерпнуть одну важную мысль: сила и богатство любого государства в его жителях – простых людях, самозабвенно и бескорыстно любящих свою Родину, готовых ради нее на все. Так было и так будет во все времена.

«Повесть временных лет

«Се по­ве­сти вре­мянь­ных лет, от­ку­да есть пошла Рус­ская земля, кто в Киеве нача пер­вее кня­жи­те, и от­ку­ду Рус­ская земля стала есть» — так по-древ­не­рус­ски зву­чит на­ча­ло одной из древ­ней­ших до­шед­ших до нас рус­ских ле­то­пи­сей, ко­то­рую по пер­вым сло­вам на­зы­ва­ют обыч­но «По­весть вре­мен­ных лет». Над этой ле­то­пи­сью тру­ди­лось много людей. Пер­вый свод этой ле­то­пи­си на­зы­вал­ся Древ­ней­ший и был со­став­лен еще 1037 году, его ав­то­ра мы не знаем. Потом его до­пи­сы­ва­ли и до­ра­ба­ты­ва­ли мо­на­хи Никон, Иоанн, Нестор, Силь­вестр.
Таким пред­став­лял себе ле­то­пис­ца скуль­птор Ан­то­коль­ский:

Рис. 1. Нестор-ле­то­пи­сец

Никон, Иоанн, Нестор, Силь­вестр – мо­на­хи Ки­е­во-Пе­чер­ской лавры. Имен­но в лавре была со­зда­на «По­весть вре­мен­ных лет» Ис­то­рия Ки­е­во-Пе­чер­ской лавры на­чи­на­ет­ся в 1051 г. Она была ос­но­ва­на гре­че­ским мо­на­хом Ан­то­ни­ем в пе­ще­рах близ Киева (сей­час в цен­тре го­ро­да). В 11 веке мо­на­стырь стал глав­ным цен­тром рас­про­стра­не­ния пра­во­сла­вия на Руси, а уже в 12 веке по­лу­чил по­чет­ное на­зва­ние Лавра (так на­зы­ва­ли толь­ко са­мые-са­мые важ­ные муж­ские мо­на­сты­ри).

Рис. 2. Ки­е­во-Пе­чер­ская лавра

Ки­е­во-Пе­чер­ская лавра ста­но­вит­ся важ­ней­шим ду­хов­ным цен­тром пра­во­сла­вия, а во вре­ме­на на­ше­ствия мон­го­ло-та­тар — и цен­тром со­про­тив­ле­ния вра­гам. Огром­ное ко­ли­че­ство пра­во­слав­ных в раз­ные века шли на по­клон к Ки­е­во-Пе­чер­ским свя­ты­ням.

Удивленные печенеги

Утром старец велел позвать в Белгород представителей печенегов, чтобы те сами посмотрели, как живут горожане в осаде. Увидев послов, кочевники обрадовались: они решили, что осажденные хотят сдаться, и потому сразу же отправили своих лучших мужей в город. Но жители Белгорода предложили печенегам уйти добровольно, поскольку одолеть город врагам все равно не удастся, пусть хоть 10 лет простоят они у его стен, ведь сама матушка-земля дает горожанам пищу. В подтверждение своих слов обессилевшие, но стойкие жители крепости, о которых повествует «Сказание о белгородском киселе», повели печенегов к колодцам. Сначала они, как и велел старец, зачерпнули из первого колодца болтушки и сварили из нее кисель. Затем достали из второго колодца меду и добавили его в кисель. Готовым варевом угостили печенегов.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

05.09.2019

«Сказание о белгородском киселе»

Жанр: древнерусская повесть

Главные герои рассказа «Сказание о белгородском киселе» и их характеристика

Чему учит рассказ «Сказание о белгородском киселе»
Повесть учит военной сметке, хитрости, смекалке, находчивости. Учит тому, что из любой ситуации можно найти выход. Учит никогда не сдаваться.

Отзыв на рассказ «Сказание о белгородском киселе»
Мне очень понравилась эта повесть о хитром и умном старике, который своей находчивостью спас целый город. Старец показал, что не всегда все решает грубая сила, иногда надо и головой думать.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Сказание о белгородском киселе»
В год 997 осадили город Белгород печенеги. Осада затянулась и в городе начался сильный город.
Собрался народ на вече и стали решать, что делать дальше. Люди боялись умереть от голода и решили сдаться печенегам, надеясь, что так хоть кто-нибудь выживет.
Один старец, который не ходил на вече, узнав о принятом там решении, обратился к городским старшинам с просьбой не сдаваться еще три дня. Он обещал найти выход.
Старейшины с радостью согласились, а старец попросил всех собрать хоть по горсти овса, отрубей или пшеницы.
Люди собрали сколько смогли. А старец велел сделать болтушку, как для киселя, вырыть яму и опустить в нее кадку с болтушкой. Потом точно также повелел вырыть вторую яму и найти немного меда. Люди нашли немного меда, а старец велел его разбавить и влить во вторую кадушку, которую поместили во вторую яму.
После этого старец велел позвать печенегов. Горожане пригласили нескольких печенегов, чтобы те посмотрели, что творится в городе. Печенеги обрадовались, думая что жители собираются сдаться, отобрали нескольких знатных мужей, и послали их в город.
А там люди сказали печенегам, что те напрасно себя губят. что они могут стоять под стенами хоть десять лет. Ведь жителей Белгорода кормит сама земля. Люди отвели печенегов к колодцам. Набрали болтушки и сварили киселя, набрали меда и стали пить его.
Удивились печенеги, сказали, что не поверят им князья, если сами не увидят. А жители налили им корчагу болтушки и меда, и дали с собой. Сварили печенеги в лагере кисель, ели и удивлялись.
А потом сняли осаду и ушли.

Источник

Краткое содержание «Сказания о белгородском киселе»

Древнерусский памятник литературы «Повесть временных лет» включается в себя множество отдельных рассказов. Одним из них является «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание истории пригодится школьникам для читательского дневника. В этом сказе Нестор Летописец рассказал о том, как жителям Белгорода чудом удалось спасти город от захвата печенегами.

Из истории создания

Свой древний летописный свод Нестор составлял в Киево-Печерском монастыре в 1113 году. Рукописный сборник дошёл до современников в виде Лаврентьевской летописи. Написан он был на листах, сделанных из телячьей кожи. Такой материал назывался пергаментом. Писал автор гусиным пером, обмакивая его в чернила.

Полностью читать «Сказание о белгородском киселе» не так уж долго, оно небольшое. В нём летописец повествует о событиях, датирующихся 997 годом. Отсюда делается вывод, что Нестор записывал рассказ из уст людей.

Особенности жанра и сюжета

Древнее произведение относится к жанру предания. Ему характерен простой сюжет. В основе лежат реальные события. Но в названии говорится, что это сказание, так как в нём присутствуют и вымышленные эпизоды. Вот поэтому оно так похоже на сказку.

Сказанием принято называть произведения фольклорного характера. Предание является его разновидностью. К нему также относятся былины. За основу таких произведений берутся исторические события.

Сюжет сказания простой, в нём чётко прослеживаются все элементы композиции:

Место происходящих событий

В сказании речь идёт не о современном городе Белгороде. Это был другой город — Белгород-Киевский. Он считался резиденцией (замком) великих князей Киевских. Стоял он в десяти верстах на запад от столицы Руси, возле реки Ирпень. В 991 году князь Владимир оградил Белгород стеной. Здесь поселилось много людей.

Город был самым прочным форпостом Киевской Руси в обороне от набегов кочевников. В XII веке крепостью правили ближние родственники великого князя, его союзники. В 1240 году Белгород-Киевский разрушили монголы. В настоящее время на его месте построено село Белогородка, что в Киево-Святошинском районе.

Под стенами древнего Белгорода не раз решалась судьба Киевского государства. Один такой эпизод отражён в «Сказании о белгородских колодцах». Читают его школьники с большим удовольствием.

Система образов

Делая анализ предания, следует упомянуть о действующих лицах. Их в произведении немного:

Краткий пересказ

Кочевники вели великую беспрерывную войну против русского народа. Князь Владимир поехал в Новгород просить подмоги у северных князей. Он хотел, чтобы ему выделили войско для уничтожения проклятых кочевников. Печенеги узнали, что Белгород остался беззащитным. Они окружили его. Войско врага было многочисленным, оно контролировало все подходы и выходы к городу. В Белгороде люди начали голодать.

Местные жители истратили все запасы пропитания. Однажды они вышли на площадь для совещания. Народное вече решило сдаться печенегам — князь уехал, люди умирали от голода, нужно было каким-то образом спастись.

На собрании присутствовал один седой старец. Он посоветовал старейшинам продержаться ещё три дня. Мудрец велел каждому человеку принести по горсти овса или другого зерна. Из этих запасов необходимо было приготовить кисельную болтушку, потом опустить её на самое дно городских колодцев вместе с кадушкой мёда. Так и сделали.

На следующее утро горожане отдали печенегам несколько людей в заложники. Кочевникам разрешили за это зайти в город и проверить обстановку. Печенеги подумали, что белгородцы сдаются.

Горожанам удалось перехитрить врага. Они показали печенегам, что не боятся никакой осады, поскольку кормятся дарами матушки-земли. Из колодца белгородцы черпали вёдра с киселём и мёдом. Печенеги попробовали яства и решили, что такой народ им не под силу завоевать. И вернулись они туда, откуда пришли.

План и языковые особенности

Для того чтобы легче было пересказать легенду, можно составить сложный план. Вот примерные пункты:

Текст «Сказания…» небогат языковыми средствами. В этом он немного похож на разговорный стиль. Иногда встречаются эпитеты: «сильный голод», «великая война», «пресладкая сыта». Сравнения и метафоры отсутствуют, но предание не выглядит бедным. С помощью историзмов автор передаёт реалии той эпохи. Он использует слова: вече, восвояси, сыта, латки, корчага, князь.

Иногда в соседних предложениях повторяются союзы. Такую стилистическую фигуру принято называть полисиндетоном. Она используется как в фольклорных, так и в библейских текстах.

Идея произведения

Следует сказать, какое наставление содержит древнерусское предание. Сила — ничто, по сравнению с хитростью. Русский народ отличается своим умом, находчивостью, патриотизмом. Старинное сказание прославляет родную землю и людей, которые не опускали руки даже в самые сложных жизненных ситуациях. Здесь можно обратиться к словам знатока древнерусской культуры, Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Древняя русская литература вызывает у нас гордость за наших далёких предшественников, учит нас уважительно относиться к их труду, борьбе и заботе о благе Родины».

«Сказание о белгородском киселе» призывает к хорошему, возвышенному, к благородным идеалам. В произведении прославляется народная победа. Истощённые и измученные голодом люди воспользовались смекалкой и обманули печенегов. Невозможно одолеть народ, который кормится от самой земли.

«Сказанию…» уже более тысячи лет, но его интересный сюжет и вечные идеи делают его актуальным для современников. Оно воспитывает интерес к прошлому Родины, чувство ответственности за настоящее и прошлое своей страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *