О чем рассказ пугачев
Пугачев краткое содержание
Поэма «Пугачев» Есенина была написана в 1922 году. Произведение состоит из восьми частей, в которых последовательно разворачивается картина одно из важнейших событий в истории России – крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева.
Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы в 8 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пугачев».
Главные герои
Емельян Пугачев – донской казак, мятежник, решительный, бесстрашный человек.
Другие персонажи
Екатерина – российская императрица, правившая твердой, жесткой рукой.
Сторож – собеседник Пугачева, от которого он узнал о притеснениях простого народа.
Траубенберг, Тамбовцев – наместники Екатерины, первые жертвы бунта.
Оболяев, Зарубин, Караваев – казачьи атаманы, приспешники Пугачева.
Хлопуша – беглый каторжник, примкнувший к войску Пугачева.
Творогов – восставший казак, предложивший выдать Пугачева властям.
Краткое содержание
Появление Пугачева в Яицком городке
После долгих странствий донской казак Емельян Пугачев приходит к берегам Яика посмотреть «на родное золото славян». Он восхищается родиной, любуется ее живописной природой.
В разговоре со сторожем Пугачев узнает, что нынче простым крестьянам живется очень тяжело – «с голоду хоть жри железо». Всех их богатства – рыбу, соль, рынок – «отдала Екатерина под надзор своих дворян». Сторож признается, что народ уже готов поднять восстание, и ждет лишь храбреца, «кто б первый бросил камень». Эта мысль захватывает Пугачева.
Бегство калмыков
Казаки получают приказ – отправиться в поход и остановить калмыков, которые «изменили Российской империи и угнали с собой весь скот». Казачий атаман Кирпичников отказывается «как в пищу, стрелять» в калмыков. Он призывает казаков отправиться «в новый край, чтоб новой жизнью жить». В стане поднимается мятеж, в ходе которого убивают двух наместников Екатерины – Траубенберга и Тамбовцева.
Осенней ночью
Поначалу мятежники решают примкнуть к турецкому султану, который враждовал с императрицей. Однако Пугачев уговаривает их остаться и дать решительный отпор, тем самым отвоевав свое право на свободу.
Происшествие на Таловом умете
Пугачев делится с атаманами Оболяевым, Зарубиным и Караваевым своим планом – объявить себя восставшим из могилы императором Петром III, поднять «монгольскую рать» и двинуться на Москву.
В стане Зарубина
Атаман Зарубин начинает активно переманивать на сторону Пугачева все новые и новые войска. Он обещает воинам, что вскоре «нежданная радость упадет на мужицкую Русь».
Ветер качает рожь
Однако удача не на стороне мятежников. Уже после первых серьезных поражений в стане Пугачева начинаются раздоры. В числе восставших оказывается Творогов, который предлагает «связать на заре Емельяна» и передать его властям.
Конец Пугачева
Пугачев пытается погасить панику в войсках, но безуспешно. Чтобы положить конец «зверской резне», казаки связывают своего же предводителя и передают его «в руки правительства».
Заключение
Основная тема рассказа о восстании Пугачева – нежелание простого народа мириться с жадностью и деспотизмом имперской власти.
После ознакомления с кратким пересказом «Пугачев» рекомендуем прочесть поэму Есенина в полной версии.
Понравился пост? Поставь лайки (от 1 до 50), напиши комментарий и поделись им в своих соц.сетях! Автору будет очень приятно😌
Пугачёв
Мечтающий о воле крестьянин и воин Пугачев после долгих странствий приходит на Яик и в разговоре с казаком-сторожем узнает о том, что мужики ждут нового царя — мужицкого. Таким царём представляется убитый Петр III — он бы дал народу волю. Эта мысль захватывает Пугачева.
Он приходит к калмыкам и призывает их оставить войско, бежать от российской присяги. Атаман Кирпичников узнает об этом и присоединяется к бунту. В казачьих войсках вспыхивает мятеж. Вместе с атаманами Оболяевым, Караваевым и Зарубиным Пугачев решает двинуться на Москву.
Вскоре к нему присоединяется уральский беглый каторжник Хлопуша, мечтающий увидеть мужицкого царя. Он требует пропустить его к Пугачеву, видя в нем воплощение своего идеала. Хлопуша предлагает захватить Уфу — это позволит пугачевцам получить собственную артиллерию.
Атаман Зарубин переманивает на сторону Пугачева все новые и новые войска — они сдаются без боя. Но уже после первых поражений в стане Пугачева начинаются раздоры. Один из восставших — Творогов — подговаривает выдать Пугачева правительственным войскам. Его поддерживает предатель Крямин. В войсках начинается паника, и вместе с Пугачевым гибнет вся его армия.
Не последнее действующее лицо поэмы — русская тоска, степной пейзаж, плачущие деревья, бесконечные пески, солончаки, версты, ветлы. С этой Россией никаким одиночкам ничего не поделать. Гибнет Хлопуша, гибнет Пугачев, — «под душой так же падаешь, как под ношей».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
«Пугачев» очень краткое содержание
За 5 секунд
А вы сможете написать более краткое содержание? Пишите варианты в комментариях, за оригинальные варианты раздаём промокоды на бесплатное получение грамоты!
Очень кратко
После долгих странствий донской казак Емельян Пугачев приходит к берегам Яика. Из разговора с местным мужиком он узнает, что простым крестьянам совсем житья нет. Все, чем они владеют, отныне контролируется наместниками Екатерины. Мужик признается, что измученный поборами народ готов к восстанию. Нужна лишь крошечная искра, чтобы разгорелось пламя народного возмущения. Пугачев крепко задумывается над словами мужика.
Вскоре герой отправляется к калмыкам и призывает их отречься от российской присяги и бросить войско. Об этом становится известно казачьему атаману Кирпичникову, и он поддерживает бунт. Поначалу мятежники решают примкнуть к турецкому султану – главному врагу Екатерины. Однако Пугачев настраивает их дать решительный отпор войску императрицу, и тем самым отвоевать право на свободу. Он планирует объявить себя восставшим из могилы императором Петром III, собрать вокруг себя народную силу и двинуть на Москву.
Вскоре к бунтовщикам присоединяется каторжник Хлопуша, который преклоняется перед Пугачевым. Он советует ему захватить Уфу, и заполучить артиллерию. Однако удача отворачивается от мятежников. Между ними все чаще возникают разногласия. Казаки связывают Пугачева, и передают его властям.
Краткое содержание поэмы «Пугачёв» С. Есенина
Поэма «Пугачев» Есенина была написана в 1922 году. Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Пугачев». Произведение состоит из восьми частей, в которых последовательно разворачивается картина одно из важнейших событий в истории России – крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева.
Основные персонажи поэмы
«Пугачёв» очень краткое содержание
Краткое содержание «Пугачев» Есенин для читательского дневника:
Пугачев был крестьянином и воином, который вечно мечтал о свободе. Он долго странствует по земле и в результате приходит на Яик, там он встречает местного мужика, от которого узнает, что народ тут ожидает появление нового царя. В роли такого царя видят убитого Петра III, именно он смог бы дать волю народу. Это известие захватило разум Пугачева, и он стал думать, что ему нужно предпринять.
Вскоре он идет к калмыкам и настраивает их бросить войско и бежать от российской присяги. Это узнает, и атаман Кирпичников и присоединяется к бунту. В войсках казаков появляется заговор, и Пугачев вместе со своими атаманами решаются пойти на Москву.
Через время к ним приходит каторжник Хлопуша с Урала, который мечтал увидеть мужицкого царя. Он намерен пройти к Пугачёву, так как он чувствует, что это его идеал. Хлопуша выдвинул идею о захвате Уфы, а это значило, что у пугачевцев будет своя артиллерия.
Стан Пугачева в ходе восстаний ожидали поражения, и они привели к раздорам между людьми. Творогов желает сдать Пугачева в правительственные войска, и в этом его поддерживает Крямин. Такие события приводят к панике в армии Пугачёва и вскоре он и его люди гибнут.
Помимо главных героев и описания картины восстания, не малую роль играет показ русской тоски, раскрытие окружающего пейзажа.
Поэма «Анна Снегина» Есенина отражает непростую судьбу людей, оказавшихся в мясорубке исторических событий в России в период 1917–1923 гг. Произведение, написанное Есениным в 1925 году, во многом автобиографично, и в полной мере раскрывает проблемы общества того времени сквозь призму мировоззрения автора. На фоне социально-политического хаоса разворачивается любовная линия главных героев.
Короткий пересказ «Пугачёва» Есенин
«Пугачев» Есенин краткое содержание:
Мечтающий о воле крестьянин и воин Пугачев после долгих странствий приходит на Яик и в разговоре с казаком-сторожем узнает о том, что мужики ждут нового царя — мужицкого. Таким царём представляется убитый Петр III — он бы дал народу волю. Эта мысль захватывает Пугачева.
Он приходит к калмыкам и призывает их оставить войско, бежать от российской присяги. Атаман Кирпичников узнает об этом и присоединяется к бунту. В казачьих войсках вспыхивает мятеж. Вместе с атаманами Оболяевым, Караваевым и Зарубиным Пугачев решает двинуться на Москву.
Вскоре к нему присоединяется уральский беглый каторжник Хлопуша, мечтающий увидеть мужицкого царя. Он требует пропустить его к Пугачеву, видя в нем воплощение своего идеала. Хлопуша предлагает захватить Уфу — это позволит пугачевцам получить собственную артиллерию.
Атаман Зарубин переманивает на сторону Пугачева все новые и новые войска — они сдаются без боя. Но уже после первых поражений в стане Пугачева начинаются раздоры. Один из восставших — Творогов — подговаривает выдать Пугачева правительственным войскам. Его поддерживает предатель Крямин. В войсках начинается паника, и вместе с Пугачевым гибнет вся его армия.
Не последнее действующее лицо поэмы — русская тоска, степной пейзаж, плачущие деревья, бесконечные пески, солончаки, версты, ветлы… С этой Россией никаким одиночкам ничего не поделать. Гибнет Хлопуша, гибнет Пугачев, — «под душой так же падаешь, как под ношей».
Это интересно: «История пугачевского бунта» — так иногда ошибочно называют историческую повесть А. С. Пушкина «История Пугачёва», которая написана в 1834 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «История Пугачева» по главам. Краткий пересказ можно использовать для читательского дневника.
Сюжет поэмы «Пугачёв» по главам
С. Есенин «Пугачев» краткое содержание с опиваением каждой главы:
Появление Пугачева в Яицком городке
После долгих странствий донской казак Емельян Пугачев приходит к берегам Яика посмотреть «на родное золото славян». Он восхищается родиной, любуется ее живописной природой.
В разговоре со сторожем Пугачев узнает, что нынче простым крестьянам живется очень тяжело – «с голоду хоть жри железо». Всех их богатства – рыбу, соль, рынок – «отдала Екатерина под надзор своих дворян». Сторож признается, что народ уже готов поднять восстание, и ждет лишь храбреца, «кто б первый бросил камень». Эта мысль захватывает Пугачева.
Бегство калмыков
Казаки получают приказ – отправиться в поход и остановить калмыков, которые «изменили Российской империи и угнали с собой весь скот». Казачий атаман Кирпичников отказывается «как в пищу, стрелять» в калмыков. Он призывает казаков отправиться «в новый край, чтоб новой жизнью жить». В стане поднимается мятеж, в ходе которого убивают двух наместников Екатерины – Траубенберга и Тамбовцева.
Осенней ночью
Поначалу мятежники решают примкнуть к турецкому султану, который враждовал с императрицей. Однако Пугачев уговаривает их остаться и дать решительный отпор, тем самым отвоевав свое право на свободу.
Происшествие на Таловом умете
Пугачев делится с атаманами Оболяевым, Зарубиным и Караваевым своим планом – объявить себя восставшим из могилы императором Петром III, поднять «монгольскую рать» и двинуться на Москву.
Уральский каторжник
В стане Зарубина
Атаман Зарубин начинает активно переманивать на сторону Пугачева все новые и новые войска. Он обещает воинам, что вскоре «нежданная радость упадет на мужицкую Русь».
Ветер качает рожь
Однако удача не на стороне мятежников. Уже после первых серьезных поражений в стане Пугачева начинаются раздоры. В числе восставших оказывается Творогов, который предлагает «связать на заре Емельяна» и передать его властям.
Конец Пугачева
Пугачев пытается погасить панику в войсках, но безуспешно. Чтобы положить конец «зверской резне», казаки связывают своего же предводителя и передают его «в руки правительства».
Заключение
Основная тема рассказа о восстании Пугачева – нежелание простого народа мириться с жадностью и деспотизмом имперской власти.
Читайте также: Поэма «Дедушка» Н. Некрасова, написанная в 1870 году, является одним из самых первых произведений про декабристов. Основную мысль поэмы поможет понять краткое содержание «Дедушки» для читательского дневника. Это произведение учит тому, как стать достойным гражданином своей страны. А также чести, долгу и безграничной доблести.
Видео краткое содержание Пугачёв Есенин
В своей работе Есенин представляет бунтовщиков, как смелых и отважных людей. Эти люди точно знают, чего хотят, уверенны в себе и идут к своей цели несмотря ни на что. Те, кто идет рядом с Пугачевым точно убеждены, что необходимо менять окружающий порядок. Этих людей не пугает бой, они используют разные методы и средства в своей борьбе.
Краткое содержание предания Есенина «О Пугачеве»
Основные персонажи поэмы
«Пугачёв» очень краткое содержание
Краткое содержание «Пугачев» Есенин для читательского дневника:
Пугачев был крестьянином и воином, который вечно мечтал о свободе. Он долго странствует по земле и в результате приходит на Яик, там он встречает местного мужика, от которого узнает, что народ тут ожидает появление нового царя. В роли такого царя видят убитого Петра III, именно он смог бы дать волю народу. Это известие захватило разум Пугачева, и он стал думать, что ему нужно предпринять.
Вскоре он идет к калмыкам и настраивает их бросить войско и бежать от российской присяги. Это узнает, и атаман Кирпичников и присоединяется к бунту. В войсках казаков появляется заговор, и Пугачев вместе со своими атаманами решаются пойти на Москву.
Через время к ним приходит каторжник Хлопуша с Урала, который мечтал увидеть мужицкого царя. Он намерен пройти к Пугачёву, так как он чувствует, что это его идеал. Хлопуша выдвинул идею о захвате Уфы, а это значило, что у пугачевцев будет своя артиллерия.
Стан Пугачева в ходе восстаний ожидали поражения, и они привели к раздорам между людьми. Творогов желает сдать Пугачева в правительственные войска, и в этом его поддерживает Крямин. Такие события приводят к панике в армии Пугачёва и вскоре он и его люди гибнут.
Помимо главных героев и описания картины восстания, не малую роль играет показ русской тоски, раскрытие окружающего пейзажа.
Поэма «Анна Снегина» Есенина отражает непростую судьбу людей, оказавшихся в мясорубке исторических событий в России в период 1917–1923 гг. Произведение, написанное Есениным в 1925 году, во многом автобиографично, и в полной мере раскрывает проблемы общества того времени сквозь призму мировоззрения автора. На фоне социально-политического хаоса разворачивается любовная линия главных героев.
Короткий пересказ «Пугачёва» Есенин
«Пугачев» Есенин краткое содержание:
Мечтающий о воле крестьянин и воин Пугачев после долгих странствий приходит на Яик и в разговоре с казаком-сторожем узнает о том, что мужики ждут нового царя — мужицкого. Таким царём представляется убитый Петр III — он бы дал народу волю. Эта мысль захватывает Пугачева.
Он приходит к калмыкам и призывает их оставить войско, бежать от российской присяги. Атаман Кирпичников узнает об этом и присоединяется к бунту. В казачьих войсках вспыхивает мятеж. Вместе с атаманами Оболяевым, Караваевым и Зарубиным Пугачев решает двинуться на Москву.
Вскоре к нему присоединяется уральский беглый каторжник Хлопуша, мечтающий увидеть мужицкого царя. Он требует пропустить его к Пугачеву, видя в нем воплощение своего идеала. Хлопуша предлагает захватить Уфу — это позволит пугачевцам получить собственную артиллерию.
Атаман Зарубин переманивает на сторону Пугачева все новые и новые войска — они сдаются без боя. Но уже после первых поражений в стане Пугачева начинаются раздоры. Один из восставших — Творогов — подговаривает выдать Пугачева правительственным войскам. Его поддерживает предатель Крямин. В войсках начинается паника, и вместе с Пугачевым гибнет вся его армия.
Не последнее действующее лицо поэмы — русская тоска, степной пейзаж, плачущие деревья, бесконечные пески, солончаки, версты, ветлы… С этой Россией никаким одиночкам ничего не поделать. Гибнет Хлопуша, гибнет Пугачев, — «под душой так же падаешь, как под ношей».
Это интересно: «История пугачевского бунта» — так иногда ошибочно называют историческую повесть А. С. Пушкина «История Пугачёва», которая написана в 1834 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «История Пугачева» по главам. Краткий пересказ можно использовать для читательского дневника.
Поэма «Пугачев»
С 1919 по 1923 годы входил в группу имажинистов Сергей Есенин. «Пугачев», краткое содержание которого приведено в этой статье, был написан как раз в тот период.
В то же время известный отечественный поэт создал стихотворные циклы «Москва кабацкая», «Кобыльи корабли», хрестоматийную поэму «Черный человек». Написал поэму «Баллада о двадцати шести», выпустил сборник «Русь Советская» и поэму «Анна Снегина».
В 1921 году написал Есенин «Пугачева». Краткое содержание поможет освежить в памяти это произведение или бегло познакомиться с сюжетом.
Краткое содержание
В центре этого произведения воин и крестьянин по фамилии Пугачев, который мечтает о свободе и освобождении от крепостного рабства. Он отправляется в продолжительные странствия. В результате оказывается на реке Яик. Там ему встречается сторож-казак, который рассказывает, что недовольство положением дел в стране охватило уже весь народ. Люди ждут нового царя, требуют перемен. Народу представляется, что таким мужицким царем мог бы стать Петр III. Они рассчитывают, что он мог бы дать волю народу. Эти разговоры и мысли захватывают Пугачева.
Пугачев приезжает к калмыкам, начинает поднимать их на бунт. Призывает бросить службу в армии и отказаться от российской присяги. Об этом узнает атаман Кирпичников. Со своими людьми он тут же присоединяется к бунту. Среди казачьих подразделений поднимается настоящий мятеж. Пугачев объединяется с атаманами Зарубиным, Караваевым и Оболяевым и идет на Москву.
Поход на Москву
Продолжим излагать краткое содержание «Пугачева» Есенина. Далее автор описывает, как все новые люди присоединяются к армии Пугачева. Среди них беглый каторжник с Урала по прозвищу Хлопуша.
Он тоже мечтает вживую увидеть мужицкого царя. Хлопуша добивается встречи с Пугачевым, так как считает его своим идеалом. Первым делом он предлагает лидеру повстанцев взять Уфу.
Так армия получит собственные артиллерийские орудия.
Активно действует атаман Зарубин, переманивая на сторону восставших все новые войска. Но после первых же сражений в стане Пугачева начинаются раздоры. Один из бунтарей по фамилии Творогов подговаривает остальных выдать своего предводителя правительственным войскам. Его поддерживает еще один предатель Крямин. Начинается паника. Восстание обречено. Гибнет и сам Пугачев, и вся его армия.
Так описывает эти реальные исторические события Сергей Есенин. В «Пугачеве», краткое содержание это подтверждает, одними из главных действующих лиц становятся русская тоска, плачущая природа, заунывные степные пейзажи.
Сюжет поэмы «Пугачёв» по главам
С. Есенин «Пугачев» краткое содержание с опиваением каждой главы:
Появление Пугачева в Яицком городке
После долгих странствий донской казак Емельян Пугачев приходит к берегам Яика посмотреть «на родное золото славян». Он восхищается родиной, любуется ее живописной природой.
В разговоре со сторожем Пугачев узнает, что нынче простым крестьянам живется очень тяжело – «с голоду хоть жри железо». Всех их богатства – рыбу, соль, рынок – «отдала Екатерина под надзор своих дворян». Сторож признается, что народ уже готов поднять восстание, и ждет лишь храбреца, «кто б первый бросил камень». Эта мысль захватывает Пугачева.
Бегство калмыков
Казаки получают приказ – отправиться в поход и остановить калмыков, которые «изменили Российской империи и угнали с собой весь скот». Казачий атаман Кирпичников отказывается «как в пищу, стрелять» в калмыков. Он призывает казаков отправиться «в новый край, чтоб новой жизнью жить». В стане поднимается мятеж, в ходе которого убивают двух наместников Екатерины – Траубенберга и Тамбовцева.
Осенней ночью
Поначалу мятежники решают примкнуть к турецкому султану, который враждовал с императрицей. Однако Пугачев уговаривает их остаться и дать решительный отпор, тем самым отвоевав свое право на свободу.
Происшествие на Таловом умете
Пугачев делится с атаманами Оболяевым, Зарубиным и Караваевым своим планом – объявить себя восставшим из могилы императором Петром III, поднять «монгольскую рать» и двинуться на Москву.
Уральский каторжник
В стане Зарубина
Атаман Зарубин начинает активно переманивать на сторону Пугачева все новые и новые войска. Он обещает воинам, что вскоре «нежданная радость упадет на мужицкую Русь».
Ветер качает рожь
Однако удача не на стороне мятежников. Уже после первых серьезных поражений в стане Пугачева начинаются раздоры. В числе восставших оказывается Творогов, который предлагает «связать на заре Емельяна» и передать его властям.
Конец Пугачева
Пугачев пытается погасить панику в войсках, но безуспешно. Чтобы положить конец «зверской резне», казаки связывают своего же предводителя и передают его «в руки правительства».
Заключение
Основная тема рассказа о восстании Пугачева – нежелание простого народа мириться с жадностью и деспотизмом имперской власти.
Еще в 60-е годы XX века П. Юшин выдвинул следующую версию прочтения «Пугачева»: «Взяв в качестве сюжета пьесы исторический факт, Есенин перенес его в послереволюционные условия, заполнив монологи героев характерными для первых советских лет авторскими переживаниями, ассоциациями и оценками» (Юшин П. Сергей Есенин. – М., 1969).
В 90-ые годы XX столетия и в самом начале XXI века некоторые авторы осознанно или нет повторили данную версию, по-разному привязав ее к конкретным событиям и историческим персонам.
В.Мусатов в учебнике 2001 года «История русской литературы первой половины XX века (советский период)», адресованном студентам вузов и рекомендованном Министерством образования страны, утверждает:
«Есенина интересовал не XVII век, а XX, и не Емельян Пугачев, а Нестор Махно. Но писать поэму о Махно, который, организовав на территории Украины настоящую крестьянскую республику, вел войну с красными и белыми одновременно, было слишком опасно».
Станислав и Сергей Куняевы в своей книге «Жизнь Есенина» (М., 2001) настаивают на том, что в «Пугачеве» отражено антоновское восстание. Об этом свидетельствуют трехкратная сознательная «ошибка» в наименовании столицы (не Петербург, а Москва), монолог Бурнова, где упоминается фонарщик из Тамбова, речи разгромленных пугачевцев, в которых «слышится стон» крестьян тамбовской губернии, «умиротворенных» отрядами под командованием Тухачевского.
Самую оригинально-фантастическую версию высказала в 2006 году Алла Марченко: адмирал Колчак – «Второй Пугач», его личность и деятельность на посту Верховного Правителя России нашли зашифрованные отклики в поэме Есенина. Приведу показательный довод критикессы:
«Есенинский Пугачев, предлагая сподвижникам план спасительного отступления, упоминает Монголию, что, согласитесь, выглядит довольно странно. (Где Монголия, а где заволжские степи и Яицкий городок?) Зато в рассуждении Колчака ничуть не странно» («Вопросы литературы», 2006, № 6).
Однако нигде в поэме Монголия как вариант убежища не называется. В последней главе Пугачев и его сподвижники говорят о бегстве в Азию через Гурьев и Каспий. То есть обсуждается идея, которую действительно высказывал реальный Пугачев, стремившийся в Персию или на Кубань.
Монгольские же орды, упоминаемые в монологе самозванца, – это условное название всех кочевых азиатских народов в поэме, включая башкир, татар, калмыков, воевавших на стороне Пугачева. Доказательством тому являются слова самозванца в четвертой главе, речь Зарубина в шестой главе и следующий ответ Крямина Пугачеву:
Знаем мы, знаем твой монгольский народ, Нам ли храбрость его неизвестна? Кто же первый, кто первый, как не этот сброд, Под Самарой ударился в бегство?
Есенин, думается, не в целях конспирации интересовался личностью Пугачева и его эпохой. Подтверждением тому и само произведение, речь о котором впереди, и свидетельства современников, и известное высказывание поэта:
«Я несколько лет изучал материалы и убедился, что Пушкин во многом был неправ. Я не говорю уже о том, что у него была своя дворянская точка зрения. И в повести, и в истории. Например, у него найдем очень мало имен бунтовщиков, но очень много имен усмирителей или тех, кто погиб от рук пугачевцев. Я очень, очень много прочел для своей трагедии и нахожу, что многое Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего сам Пугачев. Ведь он был почти гениальным человеком, да и многие другие из его сподвижников были людьми крупными, яркими фигурами, а у Пушкина это как-то пропало» (Есенин С. Письма // Есенин С. Собр. соч.: В 5 т. – Т. 5. – М., 1962).
Пушкинская версия Пугачева – отправная точка для С. Есенина во время его работы над поэмой, поэтому есть смысл сказать о ней особо. Из «Истории Пугачева» следует, что русский бунт – это не универсальное явление, русский бунт русскому бунту рознь. Показательно, как по-разному Пушкин оценивает действия противоборствующих сторон в событиях 1766-1771 годов и пугачевского бунта 1773-1775 годов.
Справедливые жалобы яицких казаков в Петербург на притеснения со стороны членов канцелярии вызвали ответную реакцию местной власти. О ней – сочувственно и к власти, и к казачеству – говорится следующее:
Поводом к новым недовольствам казаков послужило предписание выступить в погоню за уходившими в Китай калмыками. На этот факт указывается в поэме С. Есенина как на преддверие пугачевского бунта. Совмещение в произведении событий, разделенных расстоянием в два года, у А. Пушкина в принципе невозможно.
Невозможно по причинам, названным самим писателем в ответе на критику Броневского:
«Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов in folio разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь проверяя их дряхлеющую память историческою критикою» (Пушкин А. История Пугачевского бунта / Разбор статьи, напечатанной в «Сыне отечества» 1 января 1835 года // Пушкин. А. Полн. собр. соч.: В 10 т. – Т. 8. – М., 1958).
Отношение Пушкина к самозванцу и бунтовщикам в «Истории Пугачева» однозначно-негативное. Последние чаще всего именуются «сволочью» и «разбойниками». Вот только одни из эпизодов их деятельности:
«Бердская слобода была вертепом убийств и распутства. Лагерь полон был офицерских жен и дочерей, отданных на поругание разбойников. Казни происходили каждый день. Овраги около Берды были завалены трупами расстрелянных, удавленных, четвертованных страдальцев» (Пушкин А. История Пугачева // Пушкин А. Полн. собр. соч.: В 10 т. – Т. 8. – М., 1958).
Самозванец в «Истории Пугачева» – это бродяга, волею случая, волею яицких казаков ставший во главе бунта. Он – заложник и выразитель их воли. Его достоинствами называются «некоторые военные познания и дерзость необыкновенная».
Как исключение из правила, из общего кроваво-звериного поведения Пушкин отмечает в поступках некоторых бунтовщиков проблески человечности, милосердия. Так, при взятии Пречистенской крепости Пугачев не казнит офицеров, а в другой раз по просьбе солдат милует капитана Башарина. Хлопуша после взятия Ильинской «пощадил офицеров и не разорил даже крепость».
Пушкин приводит факты, которые дают основания предположить, что после пленения Пугачев вступил на путь раскаяния. Показательно точны его слова, сказанные члену следственной комиссии Маврину:
«Богу было угодно наказать Россию через мое окаянство!».
И в дальнейшем линия осознания греховности содеянного или хотя бы внешнего раскаяния (насколько оно было глубоким и искренним, сказать трудно) выдерживается Пугачевым. Академик Рычков, беседовавший с самозванцем, не верит его словам: «Виноват перед Богом и государыней» – словам, подтвержденным «божбою». Однако остается без комментария следующий факт: Пугачев, глядя на плачущего по сыну Рычкова (он казнен самозванцем), «сам заплакал».
Знаменательно прощание самозванца перед казнью:
«Пугачев сделал с крестным знамением несколько земных поклонов, обратясь к соборам, потом с уторопленным видом стал прощаться с народом; кланялся во все стороны, говоря прерывающимся голосом: «Прости, народ православный; отпусти мне, в чем я согрешил пред тобою; прости, народ православный!».
Об изображении Пугачева и бунтовщиков в «Капитанской дочке», отличающемся от изображения в «Истории Пугачева», не говорю, потому что эта повесть не является «трамплином» в работе С.Есенина над поэмой. Вообще наиболее глубокая и точная оценка «Капитанской дочки» дана в статье Владимира Касатонова «Хождение по водам (Религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А.С. Пушкина)» («Наш современник», 1994, № 1).
Первое действие «Пугачева» – это сюжетно-образное зерно, из которого вырастает вся поэма. На фоне сложной и сложнейшей тропики произведения характеристика желанного Чагана, куда прибывает Пугачев, предельно проста, лаконична и недвусмысленна – «разбойный Чаган, // Приют дикарей и оборванцев». Этот приют имеет для героя помимо социальной не менее важную – природную – составляющую.
Поэтически-романтический ореол Чагана, Яика создается, прежде всего, при помощи метафор и сравнений: «степей медь», «луна, как желтый медведь, // В мокрой траве ворочается». Однако эти художественные тропы не характеризуют или мало характеризуют Пугачева, ибо так живописно-образно воспринимают природу почти все разбойники и оборванцы в поэме. Признание героя, которому нравится «пропахшая солью почва», несет в себе определяющий личность смысл: с крестьянской, хозяйственно-практической точки зрения непонятно, как могут нравиться неудобные для сельхозработ солончаки.
Есенинский Пугачев, как и реальный Пугачев, – это амбивалентная личность, в которой «дикарь и оборванец», перекати-поле значительно доминирует над крестьянином. То, что крестьянское начало окончательно не утрачено героем, свидетельствует его монолог:
Слушай, отче! Расскажи мне нежно, Как живет здесь мудрый наш мужик? Так же ль он в полях своих прилежно Цедит молоко соломенное ржи? Так же ль здесь, сломав зари застенок, Гонится овес на водопой рысцой, И на грядках, от капусты пенных, Челноки ныряют огурцов? Так же ль мирен труд домохозяек, Слышен прялки ровный разговор?
Такое видение крестьянской жизни недоступно духовным дикарям и оборванцам XX века, героям «Страны негодяев» Чекистову и Рассветову, объявившим мужику войну…
Уже в первой главе поэмы Есенин изображает Пугачева как личность, находящуюся в субъектно-объектных отношениях со временем и окружающими людьми. Герой отзывается на зов «придавленной черни», и одновременно он приходит на Яик, чтобы осуществить свой замысел. Из произведения неясно, что чему предшествовало, соответствует ли замысел, интерес Пугачева интересам «черни». Ясно другое: герой появился в нужное время в нужном месте, он «совпадает» с чернью в страсти к мятежу. Прежде чем сказать об этой страсти, следует уточнить: как соотносятся в представлении Пугачева «чернь» и «мужик».
Те, кто не видит разницы между народом и пугачевцами, между крестьянством и бунтарями, трактуют произведение С. Есенина с «левых» позиций, как, например, С. Городецкий:
«Все свое знание деревенской России, всю свою любовь к ее звериному (разрядка моя. – Ю.П.) быту, всю свою деревенскую тоску по бунту Есенин воплотил в этой поэме» (Есенин С. в воспоминаниях современников: в 2 т. – Т. 1. – М., 1986).
Деревенский быт как таковой в «Пугачеве» практически отсутствует, что вполне закономерно, ибо в центре произведения – «разбойники и оборванцы», люди, выпавшие из традиционной крестьянской среды, порвавшие с ее укладом. Воспоминания Творогова, Бурнова, Пугачева о деревенском прошлом, юности, возникающие в трагической ситуации выбора, между жизнью и смертью, – не основание говорить об их крестьянстве.
Единственная картина мирного традиционного деревенского быта в поэме дана в вышеприведенном монологе Пугачева. В унисон С. Городецкому ее прокомментировал В.Мусатов:
«Пугачев говорит языком есенинской утопии, он – идеолог крестьянского рая» (Мусатов В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). – М., 2001).
Непонятно, что в этих обычных картинах деревенской жизни из мира утопии, рая. Видимо, крестьянский мир представляется В.Мусатову как мир исключительно деревень «нееловых», «неурожаек» и т.д.
Для Пугачева «чернь» и «мужик» – синонимичные понятия, что следует из диалога героя со Сторожем. Для С. Есенина «мужик» становится «разбойником», «дикарем», «оборванцем» в определенные моменты, когда забывает о своей другой – «иконной», христианской сущности. Расслоение мужиков – на личностном, духовном уровне – выносится за рамки произведения, в поэме же через монологи Сторожа прежде всего делается ударение на общей черте коллективного сознания – страсти к мятежу.
Источником этой страсти является зримый социальный конфликт с дворянством и Екатериной. Его образно-природный эквивалент (прием, к которому постоянно прибегает С. Есенин, следуя традициям устного народного творчества) более чем красноречив:
«И течет заря над полем // С горла неба перерезанного».
С другой стороны, собственно мужичий Яик находится в невидимом, внутреннем конфликте с Пугачевым и ему подобными. Конфликт этот – в самой природе крестьянства. «Собственническая» суть ее, вызвавшая резкие оценки Маркса, Ленина, Горького и других ненавистников сельских жителей, передана при помощи параллелизма, который заканчивается так:
И никуда ей, траве, не скрыться От горячих зубов косы. Потому что не может она, как птица, Оторваться от земли в синь.
Этот внутренний конфликт, эта крестьянская природа заранее предрешает исход пугачевского бунта и любого бунта вообще. Отсюда оксюморонное отношение старика к своим землякам (жалость и осуждение одновременно), отношение, через которое выражена позиция автора.
Характеризуя тяжелейшее положение крестьян, Сторож первым указывает на выход из него – это возмездие, бунт. Выход, по-видимому, созвучный замыслу Пугачева:
«Волком жалоб сердце Каина // К состраданию не окапишь».
Сторож первым формулирует и роль Пугачева:
«Уже мятеж вздымает паруса! // Нам нужен тот, кто б первым бросил камень».
Эта идея подхватывается героем и почти дословно повторяется в IV действии:
Что ей Петр? – Злой и дикой ораве? – Только камень желанного случая, Чтобы колья погромные правили Над теми, кто грабил и мучил.
Изображая Пугачева и его сподвижников в конкретно-историческом времени, С. Есенин оценивает их с позиций вечности как некий долгоиграющий феномен (тем самым давая почву для «привязок» его к Махно, Антонову и т.д.), несущий в себе тайну: Русь, Русь! И сколько их таких, Как в решето просеивающих плоть, Из края в край в твоих просторах шляется? Чей голос их зовет?
Наиболее эмоционально окрашенный глагол «шляется» выделяется из контекста своей лексической сниженностью, которая, казалось бы, свидетельствует о бессмысленности таких передвижений. Но в то же время стариком, чей голос совпадает с авторским, допускается, что в этом «шлянии» сокрыт не подвластный приземленному пониманию смысл. Из рассуждений героя, открывающихся словами:
«Как будто кто послал их всех на каторгу // Вертеть ногами // Сей шар земли», – следует гипотеза: Пугачевы – фермент, бродильное начало жизни.
Однако смысловая парадигма Пугачевых – это парадигма исключительно тварного человека: «просеивающих плоть», «посох в пальцы», «купая тело», «вертеть ногами». И последующие события подтверждают диагноз первой главы, сделанный с позиций вечности: Пугачев и ему подобные – тварные существа, лишенные божественного, духовного начала.
Во второй главе казаки, составляющие большую часть бунтовщиков, характеризуются по отношению к воинскому долгу в ситуации, в изображении которой С. Есенин допускает территориально- временной сдвиг. В этой неточности, не оставшейся без внимания многих исследователей, видится желание автора показать человечностью казаков через события, произошедшие двумя годами ранее. К тому же казаки-терцы и казаки Яика – не одно и то же. Посему данная событийно-смысловая метонимия не кажется нам удачной.
Авторская версия природы пугачевского бунта выявляется и через ответ на вопрос, почему не срабатывают аргументы атамана Тамбовцева:
«Изменники Российской империи», «Кто любит свое отечество, // Тот должен слушать меня», «Казаки! Вы целовали крест! Вы клялись…».
Это происходит прежде всего потому, что мятеж мыслится как противостояние Москве, Екатерине, как схватка государства и казачества:
Пусть носится над страной, Что казак не ветка на прогоне И в луны мешок травяной Он башку недаром сронит.
Некоторые исследователи оценивают угрозы казаков Москве как сознательную ошибку С. Есенина, которая дает возможность проецировать действие поэмы на события XX века. Однако эта версия не имеет под собой никаких оснований, ибо казаки, как следует из оренбургских записей Пушкина, действительно апеллировали к Москве, а не к Петербургу:
«То ли еще будет? Так ли мы тряхнем Москвою?» (Пушкин А. История Пугачева // Пушкин А. Полн. собр. соч.: В 10 т. – Т. 8. – М., 1958).
Естественно, что и в «Истории Пугачева» встречается аналогичная фраза:
«То ли еще будет! – говорили прощенные мятежники, – так ли мы тряхнем Москвою» (Там же).
В поэме на примере яицких казаков можно проследить генезис предательства. То, что в начале произведения (в случае с калмыками), выглядит как проявление гуманности или забота о казачестве, в конце концов оборачивается явной изменой, личностно дифференцированной. Кирпичников, например, пытается по-большевистски доказать, что есть случаи, когда нарушение присяги не предательство. У Караваева мысли о долге отсутствуют вообще, поэтому он не прячется за казуистскую аргументацию и без внутренних переживаний, заговаривания совести, самообмана готов перейти на сторону турецкого султана, воюющего с Россией, Екатериной. И Пугачев, начинающий, как ему казалось, с мести дворянству, императрице, заканчивает идеей мести стране, откровенным предательством:
Уже давно я, давно я скрываю тоску Перебраться туда, к их кочующим станам, Чтоб грозящими волками их сверкающих скул Стать к преддверьям России, как тень Тамерлана.
Это желание созвучно всей деятельности Пугачева, объективно наносящей вред России. Показательно, что существовало мнение о нем как о польском агенте, или, как сообщает Пушкин в «Истории Пугачева»:
«В Европе принимали Пугачева за орудие турецкой политики».
Думаю, нельзя говорить о самозванце как о россиянине по сути, то есть личности, наделенной надындивидуальным чувством государственности. Хотя он и утверждает обратное:
Кто же скажет, что это свирепствуют Бродяги и отщепенцы? Это буйствуют россияне!
Понятно, почему мы не можем согласиться с мнением Н. Солнцевой из книги «Сергей Есенин» (М., 2000):
«Самозванство позволяет Пугачеву объединить мятеж и идею государственности».
К тому же, отталкиваясь от слов Сторожа о необходимости того, кто первым бросит камень, исследовательница заключает, что Пугачев востребован самой историей. Думается, мнение старика – еще не ход истории, через Сторожа транслируется точка зрения определенной части народа, «черни», лишенной чувства государственности.
В Пугачеве и пугачевцах С. Есенин при помощи различных художественных тропов подчеркивает преобладающую природно-языческую сущность. И неоднократно в поэме «имя человека» определяется через звериную константу, так, например:
Знаешь? Люди ведь все со звериной душой, – Тот медведь, тот лиса, та волчица.
Очевидно и другое: социальная составляющая личностей бунтовщиков сводится почти поголовно к сословной мести. Мести простолюдина, на которого, как на движитель событий, указывает Пугачев. Помимо этого он использует и национальный фактор, желая привлечь на свою сторону «монгольскую рать»:
Пусть калмык и башкирец бьются За бараньи костры средь юрт!
Социальную направленность происходящего подчеркивает и губернатор Рейнсдорп, чьи слова с опорой на Пушкина комментируются Е. Самоделовой и Н. Шубниковой-Гусевой как исчерпывающая картина действительности:
«Бунтовщики казнили одетых в дворянское платье людей и миловали остальных…» (Самоделова Е., Шубникова-Гусева Н. Комментарии // Есенин С. Полн. собр. соч.: В 7 т. – Т. 3- – М., 1998).
Однако в «Истории Пугачева», на которую ссылаются известные есениноведы, как, правда, и в «Капитанской дочке», есть свидетельства о поступках иной направленности.
Пугачев – борец не только и не столько против дворянства, чиновничьего произвола, но и самозванец – враг тех, кто является оплотом власти, а это люди разных сословий, низших в том числе. Так, во время первого боя у Яицкого городка из пятидесяти казаков, захваченных в плен, одиннадцать были повешены; после взятия крепости Рассыпной наряду с военными был повешен священник; в поле под Татищевой крепостью расстреляны несколько солдат и «башкирцев» и т. д.
Думается, суть происходящего и сущность человека проявляется и в том, как убивается противник В «Истории Пугачева» картин зверств предостаточно. Приведу одну:
«С Елагина, человека тучного, содрали кожу; злодеи выдвинули из него сало и мазали им свои раны. Жену его изрубили Вдова майора Веловского, бежавшая из Рассыпной, также находилась в Татищевой: ее удавили» (Пушкин А. История Пугачева // Пушкин А. Полн. собр. соч.: В 10 т. – Т. 8. – М., 1958).
Бессмысленная беспощадность, зверство как естество присущи, по Пушкину, многим бунтовщикам. Есенин уходит от подобной реальной фактуры, а звериную сущность бунтовщиков изображает как данность. Наиболее законченной «формулой» этой данности являются слова Хлопуши:
Завтра же ночью я выбегу волком Человеческое мясо грызть.
При зверстве как доминанте есенинских персонажей-бунтарей они – не однолинейные образы: в них живут и борются разные чувства, мысли, начала. Так, например, идея мести, неоднократно звучащая из уст пугачевцев как верный и единственный способ решения всех проблем, не кажется самозванцу универсальной и совершенной:
Трудно сердцу светильником мести Освещать корявые чащи.
Или в Пугачеве живет внутреннее ощущение собственной греховности метонойи:
Знайте, в мертвое имя влезть – То же, что в гроб смердящий.
Однако не эти начала определяют личность героя. Есенинский Пугачев в конце произведения, в отличие от частично раскаявшегося пушкинского, – это человек, красиво жалеющий о своей ушедшей мощи, юности, жизни. Он – эгоцентрическая личность, вызывающая у автора несомненную симпатию. И все же вопреки ей у С. Есенина хватило мудрости, исторического чутья, художественной интуиции, чтобы не пойти вслед за своей, уже приводимой мной, устной оценкой Пугачева и его окружения. Пугачев – художественный образ и Пугачев из беседы с И. Розановым – личности не только не тождественные, но и принципиально разные. В поэме наметился процесс изживания иллюзий политического бунтарства, идеалов романтической, антигосударственной, обезбоженной личности.
И нет никаких оснований, как это делают многие исследователи, говорить о понимании и приятии Есениным бунта 1773-1775 годов. Еще больше вызывает несогласие характеристика Пугачева в книге Н.Шубниковой-Гусевой «Поэмы Есенина» (М., 2001), где, в частности, он называется «гениальным человеком», «явно наделенным чертами Христа». Это даже на фоне версии исследовательницы о масонской символике «Черного человека» и посвященности Есенина в философию вольных каменщиков удивляет, мягко говоря… Пора, наконец, понять, что научные, околонаучные и ненаучные игры и заигрывания с Пугачевым, реальным человеком и литературным персонажем, – это все равно, что продажа мотора за бутылку первача, так поступает «орясина», любитель песни о двух разбойниках, в известном стихотворении Ю.Кузнецова. Вслед за Юрием Поликарповичем я повторяю:
«Не вспоминай про Стеньку Разина и про Емельку Пугача…».
Источник: Павлов Ю.М. Человек и время в поэзии, прозе, публицистике ХХ – XXI веков. М., 2011
Похожие темы: