О чем рассказ повесть о разорении рязани батыем
Повесть о разорении Рязани Батыем
Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу, предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего — земли, людей, богатств. Юрий Ингоревич просит военной помощи у великого князя владимирского Георгия Всеволодовича. Георгий Всеволодович отказывается помочь, желая воевать с Батыем самостоятельно. Тогда Юрий Ингоревич созывает князей — своих ближайших соседей и родственников на совет, что же предпринять.
Только одному слуге из свиты Федора Юрьевича удаётся скрыться от Батыя. Он-то и приносит страшную весть о гибели князя в Рязань. Услышав это, княгиня Евпраксия, жена Федора Юрьевича, бросается из окна высокого терема вместе со своим маленьким сыном Иваном Федоровичем. Княгиня и малолетний князь «заразися» до смерти. С тех пор икона Николы Чудотворца, находящаяся в Рязани, называется иконой Николы Заразского. Много часов стоит по всему городу плач.
«Отдохнув от плача», Юрий Ингоревич собирает своё войско. В битве с Батыем погибают многие князья. Тяжело ранят князя Олега Ингоревича. Увидев его, изнемогающего от ран, Батый предлагает ему перейти на свою сторону, а за это Батый прикажет его вылечить. Олег отказывается, за что хан приказывает разрубить его на куски.
Подойдя к городу, войско Батыя обступает его, и начинается непрерывная пятидневная битва. Причём если татарские воины сменяются, то жители Рязани бьются бессменно. Сражение заканчивается падением Рязани. Заняв Рязань, татары грабят и убивают жителей города. Так, они совершают великое святотатство — убивают в церкви княгиню Агрипину, мать великого князя, других княгинь и княжон, находившихся с ней, а также епископа и священников.
Ингварь Ингоревич в это время оплакивает своих братьев, мать и родственников. Он приказывает найти трупы Юрия Ингоревича, Олега Ингоревича и других братьев, а также Федора Юрьевича, его жены и сына и хоронит их с христианскими почестями. Ингварь Ингоревич становится рязанским князем, а затем «обновляет» землю Рязанскую: строит заново церкви, монастыри, собирает людей. Автор заканчивает «Повесть. » так: «И стала христианам радость, ибо избавил их Бог крепкою рукою своею от безбожного царя Батыя».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Кратко «Повесть о разорении Рязани Батыем» народный фольклор
⭐⭐⭐⭐⭐ «Повесть о разорении Рязани Батыем» за 1 минуту и подробно за 8 минут.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» относится к образцам древнерусской литературы. Повествует о доблестном противостоянии русских дружин против многочисленных татарских полков под предводительством коварного немилосердного царя Батыя.
Очень краткий пересказ «Повести о разорении Рязани Батыем»
Князь Ингварь Ингваревич не участвовал в боях. Вернувшись из Чернигова, он с почестями похоронил всех погибших, а потом стал справедливо и достойно княжить в Рязани.
Главные герои и их характеристика:
С трудом отошел он от горя великого, много молился, взывая о помощи. Потом принял благоверный князь Ингварь (после крещения Козьма) рязанский престол. Правил мудро и справедливо.
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание «Повести о разорении Рязани Батыем» подробно
Царь Батый с многочисленным татарским войском неподалеку от рязанских земель разбил стан на обширной территории у реки Воронеж в 1237 г. Отправил своих послов безбожный монгольский предводитель к князю Рязанскому с требованием выплаты ему десятой доли от любого богатства, включая людей.
Юрий Ингваревич обратился во Владимир непосредственно к Георгию Всеволодовичу, но не получил поддержки великого князя. Тогда позвал своих братьев, бесстрашных князей. Среди них был Давыд Ингваревич, Олег Красный, Глеб Ингваревич, а также отважный Всеволод Пронский и др. Они решили обратиться к нечестивому захватчику с великой искренней мольбой, а также одарить его, чтобы не пошел он дальше воевать.
Послали к вероломному Батыю справедливого князя Федора Юрьевича. Он передал дары от князей, а также молил могущественного царя не нападать. Лживый Батый притворно пообещал выполнить просьбу, а сам стал требовать на ложе княжеских сестер, дочерей. Нашелся, на беду, завистливый рязанский вельможа, вероломно донесший нечестивому безбожнику, что жена Федора происхождением из царского рода без сомнения прекраснее всех в городе.
Только Апоница, сумевший спрятаться, избежал гибели. Этот пестун Федора Юрьевича отыскал тело своего великого возлюбленного государя, после чего смог с горькими слезами похоронить его в тайном месте.
Потом поспешил в Рязань. Он поднялся в высокий терем, где находилась благоверная княгиня Евпраксия. Апоница рассказал о гибели ее мужа Федора Юрьевича в стане Батыя. Княгиня после этой смертоносной вести не смогла перенести заполнившей ее горести. Вместе со своим сыном Иваном, который был у нее на руках, бросилась Евпраксия вниз, разбившись насмерть.
Страшная весть о жуткой гибели сына поразила великого князя. Вместе с ним и княгиней весь город рыдал несколько дней, а потом Юрий Ингваревич начал собирать полки, призывая воинов на борьбу против творящих беззаконие нечестивцев за отчизну свою и веру христианскую. Затем он молился об освобождении от врагов, вознося свою просьбу Николаю чудотворцу, а также святым Борису и Глебу.
Принял Юрий Ингваревич благословение епископа, попрощался с княгиней Агриппиной Ростиславовной перед отправлением на врага. Ужасная битва с Батыем началась у границ Рязанской земли.
Хотя много татарских полков пало в этой жуткой сечи, были они более многочисленными, чем русские дружины. На одного рязанца приходилась тысяча захватчиков, а двум русским воинам приходилось биться с десятью тысячами врагов.
Когда погиб Давыд Ингваревич, в горести призвал князь Юрий воинов продолжать битву. Но после мужественного упорного боя одержали победу более сильные татарские полки. К этому времени был убит смелый князь Глеб Ингваревич, бесстрашный Всеволод Пронский. Погибли многие другие князья, воеводы, славные храбрецы.
Олега Ингваревича, взятого в плен после тяжелого ранения, Батый хотел вылечить. Он предложил бесстрашному князю принять его веру. Но гордый храбрец назвал Батыя безбожником, чем вызвал гнев жестокого татарского предводителя, по приказу которого рассекли Олега Ингваревича на части ножами.
Бесстрашно принял мужественный князь (канонизированный как второй страстотерпец Стефан) святой венец страдания, до конца испив смертную чашу наравне с павшими в бою русскими воинами.
А Батый пять дней стоял под Рязанью, которую отчаянно защищали горожане. Но потом пошли монгольские завоеватели на штурм с многочисленными лестницами и мощными стенобитными орудиями. 21 декабря ворвались они в Рязань.
Здесь княгиню Агриппину со всеми женщинами, укрывшимися в соборной церкви имени пресвятой Богородицы, посекли мечами жестокие безбожники. Сожгли священников, епископов, поубивали или потопили всех жителей Рязани, захватили все богатства. Рязань была полностью сожжена и разорена.
А жестокий хан Батый, увидев такое страшное опустошение, решил всю Русь пленить, церкви разорить, веру христиан искоренить. С этими коварными помыслами пошел на Суздаль, а потом на Владимир.
Удалой Евпатий Коловрат, вернувшийся из Чернигова, немедленно помчался на родину. С горечью увидев опустошенную землю, гибель множества людей, собрал храбрый рязанский вельможа дружину (всего тысячу семьсот воинов) и погнался за жестоким безбожником. Настиг Евпатий Батыя на Суздальской земле. Не останавливаясь, он внезапно напал на татарский стан. Бил врага нещадно.
Обезумели татары от страха, да и сам Батый устрашился такого мужественного натиска. Привели к нему пятерых израненных воинов из русской дружины, которых с трудом удалось взять в плен. Спросил с удивлением царь, откуда они, какой веры. Смело отвечали храбрецы, что они христиане, подданные Юрия Ингваревича. А посланы, чтобы проводить рать татарскую. Удивлен был царь мудрыми речами.
Собрал монгольский хан своих приближенных, мурз, санчакбеев. Всех их удивило мужество и храбрость рязанского воинства. Сказал Батый, что не встречал еще таких удальцов, которые бьются, пока не погибнут. Даже жестокого захватчика восхитил подвиг Коловрата, который с небольшой дружиной разбил множество его полков. Отдал Батый тело Евпатия дружинникам, оставшимся живыми. Не стал творить им зла, отпустив домой.
Во время этих страшных событий князь Ингварь Ингваревич отсутствовал, пребывая в Чернигове. Когда прибыл он от князя Михаила Всеволодовича назад, то охватило его великое отчаяние. Увидел он убитую мать, родственников, жителей, сожженные дома, разоренные церкви. Узнал о гибели братьев. Похоронил с плачем, сильным криком и рыданиями снох, мать, всех мертвых. Освятил очищенный город.
Пошел затем на места битвы. Увидел множество тел, которых уже начали терзать хищники. Много было слез, скорби душевной, тоски невыносимой. Стал молиться Ингварь Ингваревич Господу, святым Борису и Глебу, взывая к их помощи.
Отыскал тела погибших братьев — незабвенных Юрия, Давида, Глеба. А также других князей, родственников, воевод, бояр. Принесли их для погребения в Рязань, отдав последние почести. Остальных погибших похоронили здесь же на поле, совершив ритуальное надгробное отпевание.
Затем около города Пронска собрал князь Ингварь части тела бесстрашного Олега Ингваревича — отважного христолюбивого его брата. Приказал их нести в Рязань. Сам же князь нес честную главу брата. Похоронил он его с доблестным Юрием Ингваревичем, положив в один гроб. Других братьев Глеба и Давыда погребли неподалеку от этой могилы также в одном гробу.
У реки Воронеж отыскал Ингварь Ингваревич тело молодого честного князя Федора. С великими почестями похоронил его рядом с княгиней Евпраксией, положив с ними малолетнего сына Ивана. По христианскому обычаю над могилой установил кресты каменные. Икона Николы Корсунского, к которой перед похоронами принесли тело отважного князя Федора, с тех славных давних пор зовется Заразской. Так как на этом месте благоверная княгиня себя вместе с сыном «заразила» (разбила).
Доблестный князь Ингварь Ингваревич (крещенный Козьмой) принял престол великого отца. При его правлении земля Рязанская обновилась, были построены церкви, дома, монастыри. Христиане радовались избавлению от безбожного немилосердного злобного царя Батыя.
Кратко об истории создания произведения
А. С. Орлов — известный российский историк-исследователь считает временем создания «Повести о разорении Рязани Батыем» вторую половину XV в. Источниковед, археограф Б. М. Клосс указывает после своих исследований более точную дату создания произведения (1560 год). В основу Повести положена рязанская летопись.
Краткое содержание «Повесть о разорении Рязани Батыем»
Всего получено оценок: 482.
О произведении
«Повесть о разорении Рязани Батыем» – произведение древнерусской литературы, посвященное взятию Рязани монголо-татарами в 1237 году. Историко-литературное значение произведения очень велико – проникнутое пафосом воинской доблести, оно утверждало идею защиты Родины до гибели последнего воина.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Повести о разорении Рязани Батыем» на нашем сайте. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Место и время действия
События произведения происходят в 1237 году на Руси, на Рязанских землях.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Заключение
Смысл древнего сказания заключается в том, что никакие нашествия не страшны Руси, которая веками стояла и столько же будет стоять, несмотря ни на что. Она сильна благодаря своим сыновьям – храбрым, отважным, беззаветно любящим родную землю.
После ознакомления с кратким пересказом «Повести о разорении Рязани Батыем» рекомендуем прочитать повесть в полной версии.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Краткое содержание Повести о разорении Рязани Батыем
Средневековая Русь. 1237 год. Хан Батый приводит войско под стены Рязани, требует дань и грозит разорением, если ему откажут в исполнении.
Опечаленный гибелью сына, великий князь Рязанский собирает братию, бояр и воевод и призывает их идти в поход против Батыя.
Воодушевлённые призывом князя, благословляемые церковью русские воины бьются с противником достойно и храбро, приведя в смятение вражеского полководца. Но силы не равны и русское войско терпит поражение. Погибают все князья, а Батый осаждает Рязань. Беззаветно защищались горожане, все от мала до велика бились с врагом за свой город, но ордынцы были сильнее, и Рязань не устояла. Город был разорён, сожжён, все жители безжалостно убиты. Разъярённый Батый на этом не остановился и пошёл на Суздаль и Владимир, огнём и мечом уничтожая всё на своём пути.
Казалось. что уже некому отомстить жестокому врагу за разрушение города и гибель русских людей, но в Чернигове в то время оказался рязанский вельможа Евпатий Коловрат. С небольшой, а потому и очень подвижной дружиной он выступил из Чернигова, быстро достиг рязанских пределов и, увидев весь тот ужас, который оставила после себя орда, возгорелся местью за гибель своих земляков. Как смерч налетел он на врага, которого догнал вблизи Суздаля и без жалости и милости стал уничтожать захваченных врасплох татар.
Из Чернигова на родину возвращается князь Игорь Игоревич. Увиденное на родной земле настолько поразило его, что со страшным криком падает он на землю навзничь, как подкошенный. Убиты его мать, братья, их жёны, дети. Все жители города уничтожены без пощады. Ничего живого вокруг не видит несчастный князь. Но как бы то ни было, преодолевая горе со стоном и плачем, приступает князь к скорбной работе: хоронит родных, друзей, очищает и освящает город. Найдя за городом полегшее в боях русское войско и павших братьев своих, горько сокрушается он об их доле и ранней гибели.
Ставший единственным наследником Рязанского престола, принимается князь Игорь Игоревич за восстановление своих владений. «И обновил землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри построил, и пришельцев утешил, и людей собрал.»
Пройдёт ещё немало времени, прольётся немало крови, прежде чем князья русские поймут, что в одиночку с захватчиками справиться не удасться. Дотла сожжёнными городами и неисчислимыми жертвами будут оплачены княжеские распри. И только в летописях будут запечатлены подвиги русских богатырей таких, как Евпатий Коловрат, питающие веру людей, что когда-нибудь удасться избавиться от ненавистного порабощения.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Повести о разорении Рязани Батыем. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге была сильная оттепель, лед на реке таял и был покрыть полыньями. Часовой Постников занимал свой пост, и был часовым в карауле, как вдруг услышал крики
Сюжетную основу произведения составляет мистическая семейная легенда, передающая некое проклятие, нацеленное на уничтожение рода, в итоге оказавшегося обычным преступным замыслом.
Знаменитый немецкий писатель, художник, выдающийся композитор, и юрист. Эрнст Теодор Амадей Гофман. Будучи молодым, Вильгельм решил сменить свое имя на Амадей.
Анализ повести
По мнению большинства ученых, «Повесть о разорении Батыем» была написана в XIII—XIV вв. Композиционно она состоит из 4 частей и имеет следующий план:
Каждая часть произведения имеет своего главного героя.
Это следующие персонажи:
Взятие Рязани
Батый в год 1237 с полками подошел к границам Рязанского княжества. Татары остановились на реке Воронеж и прислали послов к князю Олегу Ингваревичу. Хан потребовал десятую часть ото всего, что есть в княжестве: сокровищ, людей, земель. Рязанский князь отправил послов с просьбой о помощи к великому князю владимирскому Георгию Всеволодовичу. Тот отказал ему, так как сам хотел сразиться с татарами. Тогда собрал Олег Ингваревич на совет своих братьев и других князей. Они решили отправить с переговорами к Батыю сына князя Федора Юрьевича.
Старый слуга князя забрал и тайно похоронил своего господина. Он вернулся в Рязань и обо всем рассказал его семье.
Узнав о смерти мужа, княгиня Евпраксия выбросилась из окна вместе с маленьким сыном Иваном. Олег Ингваревич оплакал сына и выступил с войском против татар.
Русские воины были крепкими и отважными, но они не смогли одолеть огромную вражескую силу. Все войско, «удальцы и резвецы рязанские», полегли на поле боя, никто не повернул назад. Рязанский князь и его братья погибли, лишь один его родственник Олег Красный попал в плен, так как был тяжело ранен. Батый предложил ему принять свою веру и присоединиться к татарскому войску, пообещав вылечить его. Но Олег лишь посмеялся в ответ и тогда хан приказал рассечь отважного воина на куски.
Татары сожгли Рязань и убили всех его жителей. Они ворвались в церковь, где укрылась мать князя княгиня Агриппина со снохами и родственниками, вырезали всех вместе со священниками и разорили храм. Затем вражеское войско двинулось на Суздаль и Владимир.
Битва Евпатия Коловрата
Один из рязанских бояр, Евпатий Коловрат, был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем. Услыхав о захвате княжества, он с небольшой дружиной приехал на рязанскую землю. Увидев опустошение и разорение, убитых князей и горожан, он собрал дружину в 1700 человек и помчался вслед за врагами, нагнал татар и неожиданно напал на их станы.
В это время Ингварь Ингваревич, брат убитого князя, был в Чернигове. Услышав о нападении на Рязанское княжество, он поспешил на помощь, но было уже слишком поздно. Он увидел разоренный город, горы трупов на улице, убитых братьев и мать. Ингварь Ингваревич горько оплакал мертвых и велел их похоронить. Всех князей и родственников он с почетом предал земле. К после этого Ингварь Ингваревич занял Рязанский престол, собрал людей и заново отстроил город.
Литературный памятник показывает, как важно единение перед лицом общего врага. В нем также прослеживаются мотивы раздоров и преступлений:
Рассказывая о гибели князей Федора Юрьевича и Олега Красного, автор сравнивает их со святыми страстотерпцами. Таким образом он переносит ореол святости на всех князей.
Историческое подтверждение
Рязанское княжество первым подверглось нападению татаро-монгольских орд. Его столица, один из красивейших городов Руси, была безвозвратно разрушена врагами. По приказу Батыя ее разграбили и сожгли. Археологические раскопки подтверждают события, описанные в повести. На месте древней Рязани были найдены захоронения со следами расправ: пленникам рубили головы, кисти рук, проламывали черепа. Был обнаружен скелет беременной женщины, а также мужчины, прижимающего к себе ребенка.
Рязанцы, которых не было во время разрушения города, вернулись домой и похоронили умерших. Мертвых было столько, что об одиночных могилах не было и речи. Людей хоронили в братских могилах, похожих на котлованы. Разрушенный город восстанавливать не стали. Современная Рязань — это бывший Переславль-Рязанский, куда новый князь перенес столицу. Его переименовали лишь через 100 лет.