О чем рассказ планета людей
Краткое содержание Экзюпери Планета людей
Работа летчиков важна ровно как крестьян, которые работают на полях. Одни выращивают плоды, другие покоряют небесные просторы. В 1926 году Экзюпери начинает работать летчиком по маршруту Тулуза – Дакар, он доставляет почту людям. Многие из предшественников рассказывают о красотах и о том, что происходят и странные вещи. Вот настал день, и Экзюпери пришлось ехать в старом автобусе до точки отправления. С ним ехало много людей среди них были и чиновники, которые променяли свободу жизни на мещанство.
Из всех своих товарищей Экзюпери больше всего дружил с Мермозой. Он кстати и стал первым, кто исследовал все пути и маршруты, а потом передал все свои работы Гийоме. По радио Мермоза передал, что отключает задний мотор и навсегда исчез. Больше его никто не видел. Вот в рядах летчиков пропал еще один человек, им оказался Гийоме он пропал над Андами. Его долго искали товарищи, но не нашли и отчаялись. Через некоторое время Гийоме сам вернулся, пройдя через снега и льды. Он рассказывал, что много чего пережил за это время.
Люди не замечают многих превращений земли и их красоты. У пилота больше возможностей, на самолете он может отправиться в любую точку планеты. Так Экзюпери и поступил он, приземлился в Аргентине, где наткнулся на дом двух фей, которые занимались травами.
Так же Экзюпери побывал и в пустыне, где услышал много различных интересных историй. Многие из арабов подчинились чужакам, а некоторые еще борются с такой несправедливостью. Арабы восхищаются французским капитаном Боннафус, но он решает покинуть пустыню. Арабы продолжают верить, что он вернется. Экзюпери один раз даже помог чернокожему рабу и выкупил его. Он вернулся к своей семье и истратил все деньги на подарки.
В 1935 году Экзюпери терпит крушение на границе Ливии. С ним еще был и механик Прево. Они очень долго времени провели в пустыне и чуть не погибли, если бы их не спас бедуин. В то время как раз началась война, и Экзюпери видел поляков, которых изгнали из Франции. Он смотрел на всех этих людей и детей и думал о том, что возможно в ком то из них живет маленький Моцарт.
Подробный пересказ Планета людей Экзюпери
Называя рейсовые полеты «ремеслом», он напряженно готовится к утреннему вылету, зная о плохом прогнозе погоды. Понимает, что это может быть последний воздушный путь. Полет над Аргентиной состоялся. Он был трудным, иногда надежда на удачное приземление покидала пилота. Все мечты, чувства, люди остались позади. Каждое решение принималось на ходу.
Обращаясь в произведении к Гийоме, автор вспоминает незабываемые ощущения после известия о его гибели. Но еще больше чувства обостряются, когда узнает о его спасении. В памяти друзей остались подробности того неудачного полета. Он пробирался через метели и снега ради близких. Их вера отгоняла сонливость, заставляя двигаться вперед. Размышления Гийоме были связаны с осознанием того, что безразличие, вызванное усталостью, брало верх над стремлением выжить. Можно было поддаться теплоте, которая растеклась от холода по телу, и встретить вечный покой.
За несколько дней в пути из памяти стерлись важные события. В его полубессознательное состояние пробиралось чувство ответственности перед товарищами, которые ждут его возвращение домой. Он боролся со смертью ни один день. Стихия, голод встали на пути. Но мысли о неоконченных делах заставляли его преодолевать препятствия, искать выход.
Автор склонен думать, что люди из-за новых технологий начали забывать о первозданной красоте природы, о том, что она имеет отношение к созданию самолета. Однако, благодаря прогрессу, в результате которого и появился самолет, жизнь современного человека изменилась. Это средство передвижения стало орудием для людей, через которое они постигают неизведанное. Оно служит помощником в попытках человека перейти границы неизвестного. Умело управляя им, он на высоте соприкасается с воздухом, который играет в жизни первостепенную роль.
По мнению С. Экзюпери, дороги, существующие на планете, предательски обманчивы. На них человек тратит много драгоценного времени. В отличие от них, самолетом освоен иной путь: ровный, способный взять большие пространства. С его помощью мы углубляемся в науку. Глядя в иллюминатор, автор поддается размышлениям о достижениях в разных областях. Подчеркивает, что самолет открывает огромные возможности для познания тайн мира.
В памяти всплывает случай в пустыне, куда он попал в результате аварии. В подобной безвыходной ситуации в сознании автора возникает радостное ощущение от того, что человек может дышать. Это бесценно. Так, став узником бескрайних песков, у него наступает момент переоценки ценностей. Большое впечатление на него производит таинственность старинных предметов полуразрушенного дома. Очарованный девушками, вступает с ними в диалог, упиваясь гордостью, невинными взглядами. Нежные создания проводят дни и ночи среди ужей и растений. Позже он пытается представить, как сложилась их судьба, ведь будущее замужество, равносильное рабству, сильно их изменит.
Очередная история рассказчика связана с потерей управления самолетом по пути в Индокитай. Чудом уцелев, они с Прево засыпают, надеясь с рассветом найти оазис. Мужчины понимают, что из Сахары выбраться не просто. Сотни километров в поисках воды пройдены зря. Все чаще автора посещают мысли о жалости к близким, о самоубийстве. На пути возникали лишь миражи. На этот раз чудо произошло. Их напоил водой бедуин, лицо которого они не в силах были вспомнить.
В последней главе повести автор размышляет о силе духа, которая дает о себе знать в рискованных ситуациях. Находясь в качестве журналиста на фронте, он вспоминает состояние, когда сон пытался овладеть им в пустыне в Ливии. Мучаясь от жажды, он с наслаждением смог заснуть на пару часов, забыв обо всем на свете. Наблюдая за обреченными беженцами в поезде, он сожалеет о том, что каждый из них мог бы стать Моцартом.
Повесть учит тому, что истинные чувства проявляются в полную силу тогда, когда есть общая цель, возможность оказать помощь другу.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
Печальные события в рассказе Лондона разворачиваются на фоне того самого «белого безмолвия» снежной пустыни. Герои понимают, что уж лучше буря, чем это белое спокойствие. В нём видна бесконечность снежных равнин, холода, тут рождается страх.
В этом произведении рассказывает дьяк о приключениях своего деда, которому пришлось с нечистью в карты играть. Все началось с того, что гетман поручил казаку доставить к царице грамоту.
С первых страниц рассказа мы видим, что все события происходят на Крымском побережье. Перед нами предстают бродячие артисты, среди которых был прелестный пудель Арто
Опера знаменитого композитора отличается своей оригинальностью, которая заключалась в том, что во время премьеры прозвучало своеобразное попурри из танцевальных мелодий Испании, воссоздающую атмосферу Севильи.
Действие романа происходит в обыкновенной семье. У каждого, как водится, свои увлечения и интересы. Семья Савиных большая и все живут в одной квартире. Лена, жена Федора, всё время пропадает на рынках.
Экзюпери Планета людей читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв.
Роман был написан Антуаном де Сент-Экзюпери в 1939 году. В книге описывается интересный и насыщенный период жизни, сформировавший мировоззрение автора
Краткое содержание для читательского дневника
Главные герои
Рассказчик — в начале романа предстаёт в образе неопытного пилота, не пользующегося почётом у более опытных коллег. Но с годами юный лётчик превращается в настоящего бойца, готового бесстрашно преодолеть любые трудности. Главный герой умеет делать выводы, размышлять, ему свойственна ответственность.
Главная мысль
Каждый человек сам находит то, что приносит ему счастье. Именно любовь к своему делу превращает человека из любителя в настоящего специалиста и даёт возможность совершить новые открытия.
Чему учит
Роман наполнен множеством интересных и сюжетных линий. История Гийома учит нас не отчаиваться, попадая в тяжёлую ситуацию. Путь главного героя показывает: преданность выбранной профессии способна напомнить жизнь яркими красками и новыми идеями.
Отзыв
Антуан де Сент-Экзюпери — один из моих любимейших авторов. И эта история просто не могла пройти для меня незаметно: именно здесь я могу узнать о жизненном пути великого писателя. Читая роман, понимаешь, почему все книги Антуана трогательные и добрые. Слишком много бед и трагедий он пережил за свою недолгую жизнь. Мечта о добре и счастье воплощается на страницах произведений, даря надежду и автору, и читателям.
Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 7 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).
Планета людей
Книга написана от первого лица. Экзюпери посвятил её одному из своих коллег-лётчиков — Анри Гийоме.
Человек раскрывается в борьбе с препятствиями. Пилот подобен крестьянину, который возделывает землю и тем самым исторгает у природы некоторые из её тайн. Столь же плодотворна работа лётчика. Первый полет над Аргентиной был незабываемым: внизу мерцали огоньки, и каждый из них говорил о чуде человеческого сознания — о мечтах, надеждах, любви.
Экзюпери стал работать на линии Тулуза — Дакар в 1926 г. Опытные лётчики держались несколько отчуждённо, но в их отрывистых рассказах возникал сказочный мир горных хребтов с западнями, провалами и вихрями. «Старички» искусно поддерживали преклонение, которое лишь возрастало, когда один из них не возвращался из полёта. И вот наступил черёд Экзюпери: ночью он отправился на аэродром в стареньком автобусе и, подобно многим своим товарищам, ощутил, как в нем рождается властелин — человек, ответственный за испанскую и африканскую почту. Сидевшие рядом чиновники говорили о болезнях, деньгах, мелких домашних заботах — эти люди добровольно заключили себя в тюрьму мещанского благополучия, и никогда уже не проснётся в их заскорузлых душах музыкант, поэт или астроном. Иное дело пилот, которому предстоит вступить в спор с грозой, горами и океаном — никто не пожалел о своём выборе, хотя для многих этот автобус стал последним земным приютом.
Из товарищей своих Экзюпери выделяет прежде всего Мермоза — одного из основателей французской авиалинии Касабланка — Дакар и первооткрывателя южноамериканской линии. Мермоз «вёл разведку» для других и, освоив Анды, передал этот участок Гийоме, а сам взялся за приручение ночи. Он покорил пески, горы и море, которые, в свою очередь, не раз поглощали его — однако он всегда выбирался из плена. И вот после двенадцати лет работы, во время очередного рейса через Южную Атлантику, он коротко сообщил о том, что выключает правый задний мотор. Все радиостанции от Парижа до Буэнос-Айреса встали на тоскливую вахту, но больше вестей от Мермоза не было. Почив на дне океана, он завершил дело своей жизни.
Погибших никто не заменит. И величайшее счастье испытывают пилоты, когда вдруг воскресает тот, кого уже мысленно похоронили. Так произошло с Гийоме, который исчез во время рейса над Андами. Пять дней товарищи безуспешно искали его, и уже не оставалось сомнений, что он погиб — либо при падении, либо от холода. Но Гийоме сотворил чудо собственного спасения, пройдя через снега и льды. Он сказал потом, что вынес то, чего не вынесло бы ни одно животное — нет ничего благороднее этих слов, показывающих меру величия человека, определяющих истинное место его в природе.
Пилот мыслит масштабами Вселенной и по-новому перечитывает историю. Цивилизация — всего лишь хрупкая позолота. Люди забывают, что под их ногами не существует глубокого слоя земли. Ничтожный пруд, окружённый домами и деревьями, подвержен действию приливов и отливов. Под тонким слоем травы и цветов происходят удивительные превращения — только благодаря самолёту их иногда удаётся разглядеть. Ещё одно волшебное свойство самолёта состоит в том, что он переносит пилота в сердцевину чудесного. С Экзюпери это случилось в Аргентине. Он приземлился на каком-то поле, не подозревая, что попадёт в сказочный дом и встретит двух юных фей, друживших с дикими травами и змеями. Эти принцессы-дикарки жили в ладу со Вселенной. Что сталось с ними? Переход от девичества к состоянию замужней женщины чреват роковыми ошибками — быть может, какой-нибудь дурак уже увёл принцессу в рабство.
В пустыне такие встречи невозможны — здесь пилоты становятся узниками песков. Присутствие повстанцев делало Сахару ещё более враждебной. Экзюпери познал тягость пустыни с первого же рейса; когда его самолёт потерпел аварию возле небольшого форта в Западной Африке, старый сержант принял пилотов, как посланцев неба — он заплакал, услышав их голоса.
Но точно так же были потрясены непокорные арабы пустыни, посетив незнакомую им Францию. Если в Сахаре вдруг выпадает дождь, начинается великое переселение — целые племена отправляются за триста лье на поиски травы. А в Савойе драгоценная влага хлестала, словно из дырявой цистерны. И старые вожди говорили потом, что французский бог гораздо щедрее к французам, чем бог арабов к арабам. Многие варвары поколебались в своей вере и почти покорились чужакам, но среди них по-прежнему есть те, кто внезапно бунтует, чтобы вернуть былое величие, — падший воин, ставший пастухом, не может забыть, как билось его сердце у ночного костра. Экзюпери вспоминает разговор с одним из таких кочевников — этот человек защищал не свободу (в пустыне все свободны) и не богатства (в пустыне их нет), а свой потаённый мир. Самих же арабов приводил в восхищение французский капитан Боннафус, совершавший смелые набеги на кочевья. Его существование украшало пески, ибо нет большей радости, чем убийство такого великолепного врага. Когда Боннафус уехал во Францию, пустыня словно бы утратила один из своих полюсов. Но арабы продолжали верить, что он вернётся за утраченным ощущением доблести — если это случится, непокорные племена получат весть в первую же ночь. Тогда воины молча поведут верблюдов к колодцу, приготовят запас ячменя и проверят затворы, а затем выступят в поход, ведомые странным чувством ненависти-любви.
Чувство достоинства может обрести даже раб, если он не утратил память. Всем невольникам арабы давали имя Барк, но один из них помнил, что его звали Мохаммедом и он был погонщиком скота в Марракеше. В конце концов Экзюпери удалось выкупить его. Поначалу Барк не знал, что делать с обретённой свободой. Старого негра разбудила улыбка ребёнка — он ощутил своё значение на земле, истратив почти все деньги на подарки детям. Его провожатый решил, что он сошёл с ума от радости. А им просто владела потребность стать человеком среди людей.
Лётчиков спас бедуин, который показался им всемогущим божеством. Но истину трудно понять, даже когда соприкасаешься с ней. В момент высшего отчаяния человек обретает душевный покой — наверное, его познали Боннафус и Гийоме. Проснуться от душевной спячки может любой — для этого нужны случай, благоприятная почва или властное веление религии. На мадридском фронте Экзюпери встретил сержанта, который был когда-то маленьким счетоводом в Барселоне — время позвало его, и он ушёл в армию, ощутив в этом своё призвание. В ненависти к войне есть своя правда, но не торопитесь осуждать тех, кто сражается, ибо истина человека — это то, что делает его человеком. В мире, ставшем пустыней, человек жаждет найти товарищей — тех, с кем связывает общая цель. Счастливым можно стать, только осознав свою хотя бы и скромную роль. В вагонах третьего класса Экзюпери довелось увидеть польских рабочих, выселяемых из Франции. Целый народ возвращался к своим горестям и нищете. Люди эти были похожи на уродливые комья глины — так спрессовала их жизнь. Но лицо спящего ребёнка было прекрасным: он был похож на сказочного принца, на младенца Моцарта, обречённого пройти вслед за родителями через тот же штамповочный пресс. Эти люди совсем не страдали: за них мучился Экзюпери, сознавая, что в каждом, возможно, был убит Моцарт. Только Дух обращает глину в человека.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание «Планета людей»
Всего получено оценок: 468.
О произведении
Повесть «Планета людей» де Сент-Экзюпери была написана в 1939 году. Книга представляет собой сборник репортажей, каждая глава является цельным завершенным повествованием. Автобиографическую повесть, написанную от первого лица, автор посвятил своему коллеге – летчику Анри Гийому.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Планеты людей» по главам, это пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава 1. Линия
Опытные пилоты были хмурые и замкнутые. С изрядной долей снисхождения они рассказывали новичкам удивительные истории из своей летной практики.
В тот раз Экзюпери довелось выдержать серьезное испытание сильным туманом. Горючее стремительно убывало, и так же быстро таяла надежда на спасение, но в последний момент пилоту удалось благополучно приземлить самолет.
Глава 2. Товарищи
Среди товарищей Экзюпери особенно выделялся пилот Жан Мермоз – один из основателей авиалинии Касабланка-Дакар. Ему довелось пережить немало острых моментов благодаря своей профессии: плен у мавров, вынужденное приземление на отвесной скале, опасные перелеты над пустыней. В течение двенадцати лет он упорно работал, покоряя новые воздушные трассы, пока не нашел свое последнее пристанище на дне океана.
Глава 3. Самолет
Глава 4. Самолет и планета
Наша Земля – это планета-странница, и благодаря самолету можно узнать что-то новое о ее прошлом. Застывшие в камне вулканические извержения, пески с тысячелетней историей, но «среди извечных напластований мертвой материи человеческое раздумье» – самое главное чудо.
Глава 5. Оазис
Глава 6. В пустыне
Сахара стала еще более враждебной с появлением повстанцев. Когда однажды Экзюпери, Гийоме и Ригель потерпели аварию неподалеку от военного поста в Мавритании, старый сержант заплакал при встрече с ними. Пилоты оказались дорогими гостями, с которыми старый вояка смог заговорить на родном языке впервые за полгода.
Экзюпери знал много чернокожих невольников, которые прислуживали своим хозяевам-маврам. Один из них произвел особенно сильное впечатление на Экзюпери, и при помощи своих друзей из Франции ему удалось выкупить его и подарить ему свободу.
Глава 7. В сердце пустыни
На рассвете товарищи «тряпкой собрали с уцелевшего крыла немного росы пополам с краской и маслом» и выпили. Накануне они расставили силки у нор, но они оказались пусты. Экзюпери решил отправиться на разведку один. Измученное жаждой сознание один за другим показывало ему миражи. Ночью, когда Прево разжег костер, Экзюпери вернулся к разбитому самолету.
Товарищи вновь отправились в путь, и вскоре их ожидало спасение в лице бедуина.
Глава 8. Люди
Экзюпери вспомнил, как однажды побывал в качестве журналиста на фронте под Мадридом. Он встретил сержанта, который в мирной жизни был скромным счетоводом. Он добровольцем ушел на войну и в сражениях, стоя плечом к плечу с товарищами, чувствовал себя человеком, нашедшим цель своей жизни.
Заключение
Своим произведением Антуан де Сент Экзюпери стремился донести простую мысль: жизнь, несмотря на все трудности и лишения, удивительно прекрасна, и стоит ценить каждую минуту, проведенную на этой планете.
После ознакомления с пересказом «Планеты людей» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Планета людей» — краткое содержание и пересказ по главам романа Антуана де Сент-Экзюпери
Краткие сведения о произведении
Главный герой повести
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
В начале романа автор размышляет о том, что люди познают себя в борьбе с препятствиями, что самолёт — это одно из орудий, которые используются в этой борьбе.
В первой главе «Линия» рассказывается о том, как пилот поступил служить на авиалинию «Латекоэр», установившую сообщение между Тулузой и Дакаром.
После стажировки ему предстоял первый полёт с пассажирами. Его друг Гийоме, уже отлично знающий сложные маршруты и посадочные площадки, рассказал пилоту об опасностях, которые могут встретиться.
Однажды ночью в одном из полётов радиопеленги с аэродромов Сахары сильно искажались, и пилот с радистом сбились с пути. Внизу сквозь туман сверкнула вода. Было неясно, далеко ли ушёл самолёт от берега и хватит ли у него горючего. Аэродромы, которые откликались на зов, не могли определить, где находится самолёт. Наконец, с аэродрома в Тулузе сообщили, что горючего осталось ещё на два часа, потому что у этого самолёта нестандартный бак, и сказали, что нужно взять курс на Сиснерос.
Вторая глава «Товарищи» состоит из двух очерков. В первом рассказывается о Мермозе, одном из пионеров французской гражданской авиации. Сначала он летал над Сахарой, а затем стал летать над Андами. В горах ему пришлось сесть на площадку, края которой отвесно обрывались. Чтобы выбраться оттуда, пришлось рисковать: Мермоз разогнал самолёт, он сорвался в бездну, но при падении набрал скорость и стал послушен рулям.
Затем Мермоз стал осваивать ночную посадку на аэродромы, которые тогда не освещались, и ориентиром служили только 3 факела.
После этого Мермоз перелетел через Атлантический океан и впервые доставил за 4 дня почту из Тулузы в Буэнос-Айрес. Однажды во время перелёта через Атлантический океан Мермоз погиб вместе с экипажем.
Второй очерк этой главы — о Гийоме, друге пилота-рассказчика, о том, как он попал в плен к горам Андам. При перелёте через горы его самолёт попал в метель и стал падать. Лётчику удалось выровнять самолёт только по блеску озера, находящегося в котловине.
Вырваться из этой котловины было невозможно, так как самолёт разбился бы об её каменные стены. Гийоме кружил над озером, а когда горючее закончилось, самолёт сел и перевернулся. Идти в бурю было невозможно, лётчик вырыл в снегу яму и просидел в ней двое суток.
Когда буря утихла, Гийоме пошёл. Шёл он 5 дней и 4 ночи, исхудал, обморозился. Силы ему придавали мысли о жене, о том, что, если его не найдут, то страховку за него она получит только через 4 года. Гийоме понимал, что он в ответе за жену и за товарищей, надеющихся на его возвращение. Гийоме нашли, и в тот же вечер пилот-рассказчик доставил его самолётом в Мендосу, в больницу. После выздоровления Гийоме снова стал летать.
В третьей главе «Самолёт» автор рассуждает о том, что по сравнению с историей человечества история машин, в частности, самолёта, очень коротка, что люди только ещё начинают обживаться среди электростанций и шахт. Самолёт для пилота — не цель, а орудие, такое же, как для крестьянина плуг.
Четвёртая глава «Самолёт и планета» содержит рассуждения о том, что только благодаря самолёту люди поняли, что наша планета — это, в основном, бесплодные земли, пески и скалы. Жизнь и человеческий разум — это настоящее чудо, появившееся среди мёртвой материи на Земле.
В пятой главе «Оазис» пилот вспоминает о случайной стоянке в Аргентине, когда он приземлился среди поля, его увидела супружеская чета и пригласила на ночлег. Их дом показался ему крепостью, а внутри он был очень обветшавший и очень таинственный. У супругов были две дочери, молодые девушки. Жила эта семья в согласии с природой, даже гадюки, закончив дневную охоту, возвращались в их дом, в дыру под столом.
В шестой главе, которая называется «В пустыне», рассказывается о людях, которых пилот встречал в пустыне. В первом полёте он с экипажем потерпел аварию недалеко от маленького военного поста, где служил старый сержант с пятнадцатью сенегальцами. Он по полгода не видел своих соотечественников и очень обрадовался возможности поговорить с лётчиками.
Пилот рассказывает, что иногда лётчики возили в города мавров из непокорённых племён, и они плакали, увидев деревья, дожди и водопады.
Пилот с помощью друзей сумел выкупить пятидесятилетнего невольника мавров Барка, страстно мечтавшего о свободе. Они вернули ему не только свободу, но и его имя — ведь мавры всех невольников зовут Барками. Он снова стал Мохамедом и вернулся на родину.
В седьмой главе «В сердце пустыни» повествуется о том, как пилот и механик выбирались из пустыни, где самолёт потерпел аварию. Они страдали от жажды, но шли вперёд. Так прошло три дня, и, наконец, их заметил один из арабов, ведущих караван.
В восьмой главе «Люди» автор вспоминает два эпизода из своей жизни.
Самый последний и наиболее патетический эпизод романа — рассказ о ребёнке, в котором, «быть может, убит Моцарт».
Как-то во время долгой поездки на поезде автор прошёл вагоны, где ехали сотни рабочих-поляков с семьями. Их выслали из Франции, и они ехали на родину. В одном из вагонов автор увидел чудесного малыша, спящего между отцом и матерью, и пожалел его, так как понимал, что он попадёт под пресс такой же тяжёлой жизни, какая у его родителей. Ребёнок вырастет и будет наслаждаться кабацкой музыкой, ведь никто не научит его любить другую. В этом малыше, как и в каждом из людей, которых экономические приливы и отливы швыряли по Европе, возможно, «убит Моцарт».
И заканчивается роман фразой: «Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из неё Человека».
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
В начале романа автор рассуждает о том, что земля помогает людям познать самих себя. Она сопротивляется им, а люди познают себя в борьбе с препятствиями. Для борьбы они используют орудия, и одним из них является самолёт — орудие, прокладывающее воздушные пути и приобщающее людей к вечным вопросам.
Глава I. Линия
В 1926 году рассказчик поступил пилотом на авиалинию компании «Латекоэр», которая установила сообщение между французским городом Тулузой и столицей Сенегала Дакаром. Сначала он вместе со своими товарищами проходил стажировку. Они ещё страшились гор Испании и с почтением смотрели на бывалых пилотов. «Старики» поддерживали в них почтительный трепет. Иногда кто-нибудь из «стариков» не возвращался из полёта, «и живым оставалось вечно чтить его память».
Наконец начальник сказал пилоту, что завтра он летит, ему доверят пассажиров и африканскую почту. Пилот был горд, но не очень уверен, найдёт ли посадочную площадку в случае поломки, ведь в Испании таких площадок мало. Он пошёл к своему другу Гийоме, чтобы вместе с ним посмотреть на карте свой маршрут. Гийоме предупредил его, что без неприятностей в полёте не обойтись (возможны снег, туман или гроза), и посоветовал рассуждать так: другие тоже через это прошли, значит, можно эти неприятности преодолеть.
Всё-таки пилот попросил Гийоме посмотреть его маршрут по карте, и тот преподал ему интересный урок географии. Анри сказал отметить на карте три апельсиновых дерева близ испанского города Гуадиса и предупредил, чтобы пилот опасался их.
Рассказал он о ферме на горном склоне. Её хозяева, как смотрители маяка, всегда ночью не гасили в доме огонь.
Гийоме сказал отметить на карте и ручеёк на лугу, который портит поле, и оно стало опасно для посадки самолёта. Ещё есть опасность — на склоне холма всегда пасутся тридцать баранов. Их может быть не видно, но при посадке самолёта они кидаются под колёса.
Все сделанные пометки превратили карту Испании в какую-то сказочную страну.
В три часа пилота разбудили, и он поехал на аэродром на автобусе, который вёз на службу служащих аэродрома и пилотов. Погода была дождливая, но пилота не страшил дождь, и он готов был совершить свой первый самостоятельный полёт.
Пилот и его товарищи, стажировавшиеся вместе с ним, стали работать на линии.
Однажды ночью радиопеленги, которые посылались с аэродромов Сахары, сильно искажались и сбили с толку пилота и его радиста Нери́. Сквозь просвет в тумане сверкнула вода, и пилот повернул к берегу, но неясно было, далеко ли ушёл самолёт от него. Могло не хватить горючего. Аэродромы, откликавшиеся на зов, не могли определить место нахождения самолёта.
Пилот и радист увидели огненную точку, подумали, что это аэродром, но огонёк угас — это была заходящая звезда. Потом появились другие огни, но это были не аэродромы, а звёзды. И тогда пилот с Нери почувствовали, что они заблудились среди планет и не знают, как отыскать свою планету с её полями и лесами, с любимым домом и дорогими людьми.
С аэродрома Сиснероса передали, что пытаются определить, где самолёт пилота. В разговор вступали другие аэродромы, и в них поднималась тревога. С самолётом связывались начальники аэропортов и товарищи пилота и радиста. Они с сочувствием давали напрасные советы. И вдруг головной аэродром в Тулузе прорвался издалека и спросил, какой индекс самолёта. Пилот ответил, и ему сообщили из Тулузы, что у его самолёта нестандартный бак, поэтому горючего осталось на два часа, и нужно взять курс на Сиснерос.
Глава II. Товарищи
1
Друг пилота Мермоз в числе других лётчиков проложил авиалинию над непокорёнными районами Сахары. Он потерпел аварию и попал в плен к маврам, через две недели они его отпустили за выкуп, и он снова стал летать над теми же районами.
«Одолев пески, он вызвал на поединок горы» и стал разведывать отрезок трассы, находящийся над Андами. «Мермоз прокладывал дорогу для других».
Однажды он попал в плен к горам Андам. Ему пришлось сесть в горах на площадку, края которой отвесно обрывались. Мермоз с механиком два дня старались выбраться оттуда. Наконец, они решились на отчаянную попытку: самолёт разбежался, сорвался в бездну и при падении набрал скорость и стал повиноваться рулям.
Затем Мермоз передал этот участок трассы Гийоме и начал разведку ночи. В то время аэродромы не освещались. Когда Мермоз ночью шёл на посадку, на аэродроме зажигали три бензиновых факела.
После того, как приручил ночь, он взялся за океан и впервые доставил за четверо суток почту из Тулузы в Буэнос-Айрес. При возвращении у него испортился маслопровод, и он опустил самолёт на океан. Судно, оказавшееся поблизости, спасло и экипаж и почту.
За 12 лет Мермоз покорил пески, горы, ночь, океан. Однажды, пролетая над Южной Атлантикой, он сообщил, что выключает правый мотор, и больше от него ничего не поступило. Мермоз и его товарищи после своего труда обрели покой в глубинах океана.
2
Рассказчик поведал о самом поразительном приключении его друга Гийоме. Зимой он ушёл в рейс через Анды — и пропал. Пять дней его безуспешно разыскивали. Все уверяли, что зимой ночь в горах пережить нельзя. Но на седьмой день всех поразила весть, что Гийоме жив.
Позже Гийоме рассказал, что метель продолжалась двое суток. Его самолёт попал в нисходящее воздушное течение и перестал слушаться пилота.
Самолёт ухнул вниз, приборы перестали показывать горизонт. Гийоме увидел внизу горное озеро, оно помогло ему выровнять самолёт. Озеро находилось в котловине, и если бы пилот попытался увести самолёт от озера, он разбился бы о каменные стены котловины. Гийоме кружил над озером на небольшой высоте, пока не кончилось горючее. Тогда самолёт сел и перевернулся. Гийоме выбрался из-под него, но его сбила с ног буря. Лётчик залез под кабину, вырыл в снегу яму, обложился мешками с почтой и сидел так двое суток.
Когда буря утихла, он пошёл и шёл пять дней и четыре ночи. Он страшно исхудал, лицо почернело и опухло, руки и ноги были обморожены.
Пилот-рассказчик доставил Гийоме в Мендосу, в больницу, там поил целебными снадобьями и слушал воспоминания друга о том, как он шёл в сорокаградусный мороз пять суток без сна, потому что понимал, что жена и товарищи верят, что он жив и идёт.
Гийоме понимал, что, если уснёт в снегу, то больше не проснётся. Однажды он поскользнулся, упал и не стал подниматься, сознание его покидало, но в сонные грёзы вторглась мысль о жене, о том, что его страховой полис убережёт её от нищеты.
Застрахованного, пропавшего без вести, по закону признают умершим только через четыре года. Гийоме понимал, что если он замёрзнет здесь, на откосе, летом поток талых вод унесёт тело в какую-нибудь расселину в Андах. Гийоме решил дойти до утёса и прижаться покрепче к камню, чтобы летом нашли тело.
Он поднялся и шёл ещё две ночи и три дня. Гийоме шёл голодный, поэтому на третий день пути сердце начало сдавать: то замрёт, то опять работает.
Слушая Гийоме, пилот понимал, что «его величие — в сознании ответственности». Он в ответе за жену, товарищей, которые надеялись на его возвращение. «В ответе за судьбы человечества — ведь они зависят и от его труда».
Глава III. Самолёт
Пилот рассуждает о том, что привычка к сложнейшим инструментам, которыми оснащён самолёт, не сделала Гийоме бездушным техником. «Самолёт — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как плуг». «Орудие уже не поглощает нашего внимания без остатка. За орудием и через него мы вновь обретаем всё ту же вечную природу, которую издавна знают садовники, мореходы и поэты».
Глава IV. Самолёт и планета
1
Самолёт — не только машина, но и орудие познания, открывшее людям истинный облик Земли.
Веками люди брели по извилистым дорогам, которые обходили стороной скалы, пески, бесплодные земли и вели от родника к роднику. Люди верили, что наша планета — мягкая и влажная. И только сейчас, когда самолёт научил людей двигаться по прямой, они поняли, что основа Земли — это «фундамент из скал, песка и соли, на котором, пробиваясь там и сям, словно мох среди развалин, зацветает жизнь».
2
Пилот рассуждает о том, что людей отделяет друг от друга их внутренний мир. Они далеки друг от друга, точно живут на разных планетах.
3
Порой, благодаря самолёту, люди узнают что-то новое о нашей планете-страннице.
Однажды, когда надо было выручать из плена двоих лётчиков, захваченных непокорными африканскими племенами, пилот доставил мавра, посланного для переговоров, на плоскогорье, состоявшее из слежавшегося песка — громадных залежей мелких ракушек.
Пилот, прежде чем улетать, стал искать вместе с мавром, где бы ему сойти с плоскогорья вниз. Но площадка со всех сторон обрывалась отвесно в бездну. Надо было лететь, чтобы найти более подходящее место.
Пилот замешкался, пересыпая в ладонях ракушки, раздробленные в пыль, и думал, что он делает это первым, ведь сюда ни разу не ступали ни человек, ни животное. И вдруг на чистой белой глади он увидел чёрный камень. Это был метеорит. Пилот стал подбирать метеориты, примерно по одному на гектар. Они были точно капли застывшей лавы и тверды, как алмаз.
4
Но самое большое чудо — это то, что среди напластываний мёртвой материи на нашей планете поднялся человеческий разум.
Однажды самолёт пилота отказал, и пилот ночью оказался в пустыне. Дожидаясь рассвета, он стал вспоминать старый дом, в котором вырос, и ему показалось, что грёзы реальнее, чем окружавшие его дюны и луна над ними.
Глава V. Оазис
Пилот уже столько рассказал о пустыне, что решил описать оазис. Он вспоминает о случайной стоянке в Аргентине. Он приземлился среди поля, его пригласила на ночлег супружеская чета.
Когда их машина подъехала к дому, он показался пилоту почти крепостью. Две молодые дочери супружеской пары подали пилоту руку и скрылись. Отец сказал, что они дикарки.
В доме всё обветшало, в полу зияла дыра. Пилота пригласили к столу, Когда он ел, на полу что-то прошуршало, и младшая из сестёр пояснила, что это гадюки. Пилот улыбнулся, и старшая сестра сказала, что гадюки живут в дыре под столом, днём они охотятся, а к десяти часам вечера возвращаются домой.
Глава VI. В пустыне
1
Пилот за три года полётов над Сахарой и мечтать не мог о таких передышках, какая случилась у него в Аргентине. И всё же он и его товарищи любили пустыню.
2
Уже в первом полёте пилот познакомился с пустыней. Он с экипажем потерпел аварию близ форта, маленького военного поста, где жил старый сержант с пятнадцатью сенегальцами.
Сержант так обрадовался, что заплакал. Он сказал, что он уже полгода не видел никого, кроме этих сенегальцев. На этот форт доставляют припасы раз в полгода, и старый сержант страдает от одиночества.
Сержант сказал, что мечтает когда-нибудь добраться до Туниса к троюродной сестрёнке. Один раз он попросил увольнительную у капитана, чтобы съездить в Тунис, но тот послал его в Дакар, потому что он ближе Туниса.
3
Ангар для самолётов и барак для команды находился в городке Порт-Этьен, стоящем на рубеже непокорённых французами земель. В этом городке был небольшой форт. Вокруг простиралась мёртвая пустыня.
Однажды комендант форта показал пилотам свой сад — три ящика земли, присланной из Франции. В них уже развернулись три зелёных листика, и капитан называет их «мой парк».
4
Некоторых мавров из непокорённых племён лётчики возили в города, и эти люди, живущие среди песков, плакали, увидев деревья, и поражались водопадам, ведь вода в пустыне дороже золота.
5
Пилота пригласил в гости в свой шатёр один из мавров. Брат хозяина сказал, что капитан Боннафу, командовавший отрядом кавалеристов, украл у одного из мавров тысячу верблюдов, и что завтра 300 мавров пойдут войной на капитана.
Но в дальнейшем, когда Боннафу возвратился во Францию, его враги из непокорённых племён жалели об этом и были уверены, что он вернётся, они уважали его силу и смелость.
6
Каждый вечер Барк, пятидесятилетний невольник мавров просил пилота спрятать его в самолёте и отвезти на родину. Пилот отвечал, что там видно будет.
Барк четыре года в плену, когда-то он был королём. Звали его Мохамед, и у него было ремесло — он перегонял стада. Однажды мавры позвали его с собой за скотом, но там, где начинались владения непокорных племён, его схватили и продали в рабство. С тех пор, как и всех невольников, его зовут Барк. Среди тех невольников, которых знал пилот, служивший сейчас начальником маленького аэродрома, чернокожий Барк был единственным, кто не покорился и мечтал вырваться из плена. Пилот и его друзья не могли ему помочь бежать, ведь мавры за это отплатили бы резнёй.
Пилоту, с помощью друзей из Франции, удалось выкупить Барка. Аэродромные механики дали Барку 1000 франков, чтобы он жил на них до тех пор, пока не найдёт работу. Провожая его, люди махали ему на прощанье: «Прощай, Барк!» Он ответил: «Я не Барк. Я Мохамед бен Лаусин».
Сотрудники аэродрома попросили одного араба, чтобы он позаботился о Барке, когда его доставят на самолёте в город.
Этот араб рассказал, что автобус, на котором должен был дальше ехать Барк, отходил вечером, и весь день бывший невольник гулял. Барк хотел быть кому-нибудь нужным, и он накупил для детей, играющих на улице, кучу вещей в лавчонках: игрушки, браслеты, красивые туфли. Обув кучу детей в расшитые золотом туфли, Барк ощутил своё значение на земле.
7
Сейчас непокорённой пустыни нет, она утратила таинственность. Раньше пилоты «впивали чары пустыни». Сейчас другие люди, может быть, выроют в её песках нефтяные скважины, но они уже не ощутят тот восторг, который испытали пилоты от редких пальмовых рощ и нетронутой пыли ракушек.
Глава VII. В сердце пустыни
1
В 1935 году пилот летел в Индокитай. В Тунисе, когда самолёт заправляли горючим, на дороге, идущей вдоль лётного поля, столкнулись два автомобиля. После этого пилота не оставляло ощущение нависшей угрозы.
2
Самолёт летел в непроглядной мгле ночи уже четыре часа, но Каира ещё не видно. Пилот и механик Прево увидели вспыхивающий огонь морского маяка, затем он исчез. Самолёт на скорости 270 км в час врезался в землю, но взрыва не было.
3
Было непостижимо, как пилот и Прево уцелели. Пилот осмотрелся и не увидел ни одной травинки. Вода из баков в самолёте вытекла, питья осталось меньше литра, ещё нашлось немного винограда и один апельсин. Пилот понял, что этого хватит на пять часов пути по пустыне.
4
Утром пилот и механик пошли по песку, волоча по нему ноги, чтоб оставался след, который приведёт их потом обратно к самолёту. Перед ними иногда вставали миражи: крепости, минареты, рощи. После шести часов пути они повернули назад, к самолёту, ведь только его могли заметить те, кто отправится на их розыск.
За день они отшагали больше 60 км. Вернувшись к самолёту и дождавшись темноты, запалили костёр из обломков разбитого крыла, облив их бензином.
5–6
Питья больше не было. Пилот с Прево собрали на рассвете тряпкой с уцелевшего крыла немного росы и промочили горло. Чтобы набрать больше росы, они вечером разрезали парашют, разложили на песке и придавили камнями. Утром они набрали литра два росы. Но после питья их стало рвать. Наверно, из-за вещества, которым был пропитан парашют или осевшим на стенки бака.
Пилот и механик уже поняли, что здесь, у самолёта их искать не будут, и решили идти только вперёд, пока не свалятся замертво. Они понимали, что их ждут родные, и только ради них шли и шли дальше.
Тело человека не может бороться с жаждой более трёх дней. Считается, что люди могут идти куда им вздумается, что они свободны. Пилот понял, что на самом деле «мы на привязи у колодцев, мы привязаны, точно пуповиной, к чреву земли. Сделаешь лишний шаг — и умрёшь».
7
Ранним утром, после очень холодной ночи с пронизывающим ветром, путники двинулись дальше. Шли они быстро, пользуясь прохладой утра, ведь когда станет припекать, идти уже станет невозможно.
Они валились от усталости через каждые 500 метров, затем через каждые 200 метров.
Наконец путники заметили след человека и след от верблюда. Затем они услышали крик петуха, увидели бедуина и стали звать его. Но их голоса были еле слышны, так как уже высохли голосовые связки. Бедуин их не слышал и медленно удалялся за своим верблюдом. У путников не было сил бежать за ним.
На дюне показался ещё один бедуин, он смотрел прямо перед собой. Но вот, не спеша, он обернулся и пошёл по песку к путникам, «словно некий бог по водам…»
Араб налил воду в таз, и путники жадно пили из него. Бедуин часто заставлял их передохнуть.
Автор пишет, что вода не просто необходима для жизни, она и есть жизнь. Для него их спаситель, ливийский бедуин, — Человек, и в нём пилот узнаёт всех людей, и в каждом человеке узнаёт его, своего спасителя.
Глава VIII. Люди
1
Автор рассуждает о том, что такое истина человека. Он считает, что истина человека — это та религия, та мера вещей, та культура и та форма деятельности, которая даёт человеку ощущение душевной полноты и могущество, которое он в себе не подозревал.
2
На фронте под Мадридом автор побывал как журналист. Он вспоминает, как в бомбоубежище молодой капитан получил по телефону приказ о наступлении на небольшом участке. Капитан сказал, что он и сержант пойдут в атаку первыми. Но пока оставалось время, и он сказал, чтобы сержант лёг спать.
Когда зазвонил будильник, товарищ сержанта стал будить его. Видно было, что сержанту очень не хотелось просыпаться, но когда он поднялся, то спросил: «Уже пора?» — и улыбнулся.
3
Ради того, «чтобы плечом к плечу устремиться к одной и той же цели, вовсе незачем воевать». Война — это суррогат истинного существования, «Война и ненависть ничего не прибавляют к радости общего стремительного движения». Все мы состоим в команде одного корабля — Земли, несущейся в космосе.
4
Автор сожалеет, что в мире много людей, которые ещё не осмыслили свою роль на земле, духовно не пробудились, и вспоминает свою поездку по железной дороге. В вагонах третьего класса ехало много рабочих-поляков, которых выслали из Франции.
Автор прошёл через эти вагоны ночью, и ему спящие рабочие и их жёны показались комьями глины. Он увидел маленького мальчика, спящего между отцом и матерью. Ему было удивительно, что «от этих двоих родился на свет чудесный золотой плод». У мальчика было лицо музыканта, и, если бы он рос, согретый разумной заботой, он мог бы быть таким, как Моцарт. Но, скорее всего, этот мальчик, так же, как его родители, попав под чудовищный пресс своей судьбы и нищеты, будет наслаждаться низкопробной кабацкой музыкой, которая его изуродует и сделает комом глины. Автор сожалеет, что из-за тяжёлой судьбы в каждом из людей, может быть, убит Моцарт.
«Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из неё Человека», — этой фразой заканчивается книга.
Заключение к краткому пересказу
В романе Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) романа «Планета людей»: настоящая личность человека раскрывается в борьбе с препятствиями. Только тогда можно постигнуть истинные масштабы человеческих возможностей и вообще человеческой жизни.
Книга учит не отчаиваться в сложных ситуациях, верить в своё предназначение, быть верным любимому делу и, главное, помнить, что люди — «обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля», как писал Сент-Экзюпери в одном из писем.
Краткое содержание романа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.