О чем рассказ письмо бабель кратко

Краткое содержание Бабель Письмо для читательского дневника

В рассказе дословно излагается текст письма, адресованного матери, которое было продиктовано автору мальчишкой по фамилии Курдюков. Оно по-детски наивное и одновременно довольно жестокое.

В первых строчках парень сообщает, что здоров и находится в Конармии Будённого при куме Никоне Васильевиче, помогая развозить на позиции газеты и литературу. Передаёт поклон и желает крепкого здоровья маме, родственникам, кумовьям и крёстным. Уверяет, что живётся ему великолепно, однако затем просит прислать посылку с едой, поскольку часто страдает от голода и холода.

Васю Курдюкова очень волнует состояние его коня Стёпки, оставшегося дома. Он подробно рассказывает, как за ним следует ухаживать.

Потом парень делится впечатлениями о городе Воронеже. Говорит, что брат Семён Тимофеевич за отчаянность да смелость получил в награду орден Красного Знамени и стал командиром полка, что армия Деникина была побеждена. Добавляет, что Семён, решивший отомстить за гибель брата Фёдора, везде разыскивал отца. А тот прятался в городке Майкопе. Даже бороду перекрасил.

Кум Никон случайно увидел его и написал об этом Семёну, который на коне сразу помчался туда, захватив с собой Ваську и ребят из станицы. Он добился, чтобы ему выдали папашу и «кончил» его, услав брата-подростка прочь со двора.

После мальчик с красноармейцами добрался до Новороссийска, а в мае очутился на польском фронте.

Завершив письмо, автор пожелал более подробно узнать о родителях Васи. Тот протянул ему старую семейную фотографию. Из всех личностей, запечатлённых на ней, симпатию вызывала только мать – маленькая застенчивая крестьянка, одетая в кофту. Лица же остальных казались тупыми, глаза – бессмысленными, а фигуры – чудовищно огромными.

Произведение учит, что нельзя мучить и убивать близких людей из-за идейных разногласий или из-за мести.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В рассказе Зощенко Встреча повествование ведётся от первого лица. Главный герой рассказывает случай из своей жизни. Он очень любит людей. Некоторые холят и лелеют собачек, а ему милее люди, но вот совсем бескорыстных он не встречал.

Нотариус, по имени Аттерсон, очень редко улыбался и был человеком необщительным. Как ни странно, у него было много друзей, которые хорошо ладили с мистером Аттерсоном

Геша Черемыш – пятиклассник – пришел учиться в новую школу. Чтобы быть в центре внимания, мальчик решил выдать себя за младшего брата летчика-героя Климентия Черемыша.

Главный герой и по совместительству автор записок – вышедший в отставку коллежский асессор. Он проживает в маленькой комнате на краю Петербурга. Это место скорее напоминает подполье, в которое заточено тело и душа героя

Главным героем данной повести является Сергей Воронов, которого недавно приняли на должность командира взвода. До этого он был младшим лейтенантом.

Источник

Краткое содержание Бабель Письмо

В письме мальчик упоминает, что находится в подразделении красной Конной армии товарища Буденного и занимается тем, что развозит газеты и литературу на позиции.

Василий пишет, что ему нравится здесь жить и тем же самым просит маму прислать ему еды, так как мальчик каждый день ложиться спать, будучи очень голодным.

В письме Курдюков воспевает красную армию, называя красногвардейцев «красными героями» и «орлами».

Из рассказа становится ясно, что Василий — хлебопашец и он интересуется какой здесь урожай и что выращивают в этой местности. Здесь можно догадаться, что мальчик явно тоскует по дому, несмотря на то, что ему очень нравятся военные будни — Курдюкова мучает тоска по мирной жизни и, в частности, по своему родному краю, коню Степе и по мирной жизни в целом.

Василий открывается автором как человек сильно верующий в Бога и маме пишет с большим уважением. Он искренне желает ей здоровья и благополучия, как и остальным родственникам, кумовьям и крестным.

Рассказ «Письмо» — это наивное и одновременно жестокое послание, которое раскрывает трагедию семьи Курдюковых, характер самого мальчика, сочетающего в себе причудливым образом крепкую заботу о брошенном хозяйстве и безжалостное равнодушие к смерти отца от рук собственных детей.

Наиболее трагично то, что Василий Курдюков уже лишен всякого рода сочувствия и милосердия. Убийство для него — привычное дело. Война покалечила душу мальчика и становится понятно, что он станет взрослым — это будет жестокий и обозленный человек.

Вывод: человек и война несовместимы ни при каких условиях. В это рассказе автор категорически отвергает такое явление как гражданская война, ибо она есть самое страшное зло, которое только может совершить человек.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

Феридэ рано осталась без родителей, ее взяли на попечение родственники матери. Девочка учится и живет во французском пансионе, а на каникулы приезжает в семью тетки. Феридэ обожает лазить по деревьям

Произведение повествует нам опыт общения Владимира Дурова со своими питомцами-зверями и птицами. А началось все с того момента, когда в детстве писатель с приятелями хотели поиздеваться над дворовой собакой. Мальчику выпал жребий ее удавить

Известный российский писатель Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году 28 ноября. Писатель родился в многодетной семье в маленьком городке Немирово

Это вторая книга о приключениях Гарри Поттера и его друзей. Повествование начинается с в доме Дурслей, родственников Гарри, у которых он проводит летние каникулы. Мальчик все лето не получает никаких известий от друзей

Действие пьесы начинается с того, что под окнами дома своей возлюбленной молодой граф Альмавива ожидает, пока юная благородная барышня выглянет в окно. Он одет в костюм бакалавра, дабы скрыть свою аристократическую принадлежность

Источник

Конармия

Мой первый гусь

Смерть Долгушова

Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча

Лютов завидует твердости и решительности бойцов, не испытывающих, подобно ему, ложной, как ему кажется, сентимен­тальности. Он хочет быть своим. Он пытается понять «правду» конармейцев, в том числе и «правду» их жестокости. Вот красный генерал рассказывает о том, как он рассчитался со своим бывшим барином Никитинским, у которого до революции пас свиней. Барин приставал к его жене Насте, и вот Матвей, став красным командиром, явился к нему в имение, чтобы отомстить за обиду. Он не стреляет в него сразу, хоть тот и просит об этом, а на глазах сумасшедшей жены Никитинского топчет его час или больше и таким образом, по его словам, сполна узнает жизнь. Он говорит: «Стрельбой от человека… только отделаться можно: стрельба — это ему помилование, а себе гнусная легкость, стрельбой до души не дойдешь, где она у человека есть и как она показывается».

Конармеец Балмашев в письме в редакцию газеты описывает случай, происшедший с ним в поезде, двигавшемся на Бердичев. На одной из станций бойцы пускают к себе в теплушку женщину с грудным дитем, якобы едущую на свидание с мужем. Однако в пути Балмашев начинает сомневаться в честности этой женщины, он подходит к ней, срывает с ребенка пеленки и обнаруживает под ними «добрый пудовик соли». Балмашев произносит пламенную обвинительную речь и выбрасывает мешочницу на ходу под откос. Видя же ее оставшейся невредимой, он снимает со стенки «верный винт» и убивает женщину, смыв «этот позор с лица трудовой земли и республики».

Письмо

Прищепа

У молодого кубанца Прищепы, бежавшего от белых, те в отместку убили родителей. Имущество расхитили соседи. Когда белых прогнали, Прищепа возвращается в родную станицу. Он берет телегу и идет по домам собирать свои граммофоны, жбаны для кваса и расшитые матерью полотенца. В тех хатах, где он находит вещи матери или отца, Прищепа оставляет подколотых старух, собак, повешенных над колодцем, иконы, загаженные пометом. Расставив собранные вещи по местам, он запирается в отчем доме и двое суток пьет, плачет, поет и рубит шашкой столы. На третью ночь пламя занимается над его хатой. Прищепа выводит из стойла корову и убивает ее. Затем он вскакивает на коня, бросает в огонь прядь своих волос и исчезает.

Эскадронный Трунов

Эскадронный Трунов ищет офицеров среди пленных поляков. Он вытаскивает из кучи нарочно сброшенной поляками одежды офицерскую фуражку и надевает ее на голову пленного старика, утверждающего, что он не офицер. Фуражка ему впору, и Трунов закалывает пленного. Тут же к умирающему подбирается конармеец-мародер Андрюшка Восьмилетов и стягивает с него штаны. Прихватив еще два мундира, он направляется к обозу, но возмущенный Трунов приказывает ему оставить барахло, стреляет в Андрюшку, но промахивается. Чуть позже он вместе с Восьмилетовым вступает в бой с американскими аэропланами, пытаясь сбить их из пулемета, и оба погибают в этом бою.

История одной лошади

Страсть правит в художественном мире Бабеля. Для конармейца «конь — он друг… Конь — он отец…». Начдив Савицкий отобрал у командира первого эскадрона белого жеребца, и с тех пор Хлебников жаждет мести, ждет своего часа. Когда Савицкого смещают, он пишет в штаб армии прошение о возвращении ему лошади. Получив положительную резолюцию, Хлебников отправляется к опальному Савицкому и требует отдать ему лошадь, однако бывший начдив, угрожая револьвером, решительно отказывает. Хлебников снова ищет справед­ливости у начштаба, но тот гонит его от себя. В результате Хлебников пишет заявление, где выражает свою обиду на Коммуни­стическую партию, которая не может возвратить «его кровное», и через неделю демобилизуется как инвалид, имеющий шесть ранений.

Афонька Бида

Когда у Афоньки Биды убивают любимого коня, расстроенный конармеец надолго исчезает, и только грозный ропот в деревнях указывает на злой и хищный след разбоя Афоньки, добывающего себе коня. Только когда дивизия вступает в Берестечко, появляется наконец Афонька на рослом жеребце. Вместо левого глаза на его обуглившемся лице чудовищная розовая опухоль. В нем еще не остыл жар вольницы, и он крушит все вокруг себя.

Пан Аполек

У икон Новоградского костела своя история — «история неслыханной войны между могущественным телом католической церкви, с одной стороны, и беспечным богомазом — с другой», войны, длившейся три десятилетия. Эти иконы нарисованы юродивым художником паном Аполеком, который своим искусством произвел в святые простых людей. Ему, предста­вившему диплом об окончании мюнхенской академии и свои картины на темы Священного писания («горящий пурпур мантий, блеск смарагдовых полей и цветистые покрывала, накинутые на равнины Палестины»), новоградским ксендзом была доверена роспись нового костела. Каково удивление приглашенных ксендзом именитых граждан, когда они узнают в апостоле Павле на расписанных стенах костела хромого выкреста Янека, а в Марии Магдалине — еврейскую девушку Эльку, дочь неведомых родителей и мать многих подзаборных детей. Художник, приглашенный на место Аполека, не решается замазать Эльку и хромого Янека. Рассказчик знакомится с паном Аполеком на кухне дома сбежавшего ксендза, и тот предлагает за пятьдесят марок сделать его портрет под видом блаженного Франциска. Еще он передает ему кощунственную историю о браке Иисуса и незнатной девицы Деборы, у которой от него родился первенец.

Гедали

Рабби

Лютову жаль этого разметанного вихрем революцией быта, с великим трудом пытающегося сохранить себя, он участвует в субботней вечерней трапезе во главе с мудрым рабби Моталэ Брацлавским, чей непокорный сын Илья «с лицом Спинозы, с могущественным лбом Спинозы» тоже здесь. Илья, как и рассказчик, воюет в Красной Армии, и вскоре ему суждено погибнуть. Рабби призывает гостя радоваться тому, что он жив, а не мертв, но Лютов с облегчением уходит на вокзал, где стоит агитпоезд Первой Конной, где его ждет сияние сотен огней, волшебный блеск радиостанции, упорный бег машин в типографии и недописанная статья в газету «Красный кавалерист».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Анализ рассказа «Письмо» Бабеля

Славу Первой Конной армии создали два человека: полководец Семён Будённый и писатель (он же очевидец и непосредственный участник описываемых событий) Исаак Бабель. Будённому «Конармия» не понравилась: произведение нарушало привычные ему каноны героико-эпического повествования (хотя к тому времени давно уже существовали, скажем, «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого), о чём он открыто высказался в статье, посвящённой «бабизму Бабеля». Отповедь маршалу дал Горький, заявив, что героики у Бабеля вполне достаточно, и своим приговором внёс «Конармию» в анналы нарождающейся советской литературы.

«Письмо» – третья по счёту новелла, входящая в состав этого цикла. Внутри рамочной композиции расположено адресованное матери письмо мальчика, затесавшегося в ряды конноармейцев. Стилизованная речь ребёнка, который желает соблюсти законы «взрослого» эпистолярного жанра (этикетное начало, уведомление о собственном благополучии, «перечисление родственников, крёстных, кумовьёв», опущенное самим автором-рассказчиком, разбивка письма на пункты и т.д.), но время от времени сбивается на более свойственную своему возрасту искренность и простоту интонации, – не такая уж редкость в русской литературе: достаточно вспомнить письмо чеховского Ваньки Жукова «на деревню дедушке».

В обоих случаях маленький мальчик вынужден быть свидетелем жестокости окружающего мира, но есть как минимум две важных особенности, выделяющие бабелевское «Письмо».

Во-первых, несопоставимы масштабы того, что выпало на долю двух героев, Ваньки Жукова и Васи Курдюкова: попадание в затхлую и неприютную среду с целью профессиональной подготовки в одном случае и участие в военных событиях, принимающих поистине мифологический размах, – в другом.

Во-вторых, бабелевский Курдюков – лицо не только пассивно наблюдающее, но и активно причастное происходящему («… мы… треплем шляхту почём зря…»). Он не рвётся с чужбины домой, как его литературный предшественник, а, напротив, доволен выпавшей ему участью.

В содержательной («неэтикетной») части письма выделяются три чередующихся тематических компонента:

Для того, чтобы понять смысл этого эпизода, нужно учитывать два фактора. Прежде всего, его отношение к реалиям Гражданской войны, когда рушились вековые этические устои и социальные институты, а на смену им пришли интересы двух враждующих сил – «красных» и «белых», и каждый должен был занять ту или иную сторону.

Крайней формой общественного раскола стал раскол семьи, когда «сын пошёл на отца, а брат на брата». В рассказе воспроизведена именно такая ситуация, поражающая нас своей чудовищностью. Но, кроме этого, за историей семьи Курдюковых скрывается вполне определённый литературно-мифологический пласт. Начиная с обработанного древнегреческим драматургом Софоклом мифа об Эдипе, тема отцеубийства становится одним из наиболее острых литературных мотивов. В рассказе Бабеля она сочетается и с другим, не менее жутким мотивом, – мотивом сыноубийства. Нельзя не увидеть здесь отсылку к истории Андрия и Тараса из хрестоматийно известной повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Помимо общего тематического сходства мотивов, на связь двух произведений указывают некоторые текстуальные совпадения:

а) дважды упомянутую Василием «подлую шляхту» (шляхтой в польско-литовских землях называли помещиков – светских феодалов) можно рассматривать как аллюзию на гоголевских «ляхов» – поляков, главных врагов православной веры;

б) то, что Фёдор, зверски убитый собственным отцом, «лежит без креста», отсылает нас к тому месту из главы IX «Тараса Бульбы», где Тарас отказывается захоронить Андрия (« – Погребут его и без нас! – сказал Тарас, – будут у него плакальщицы и утешницы!»);

г) и Тарас, и старший Курдюков изменяют внешность, причём оба с этой целью перекрашиваются (у Гоголя: «В минуту оделся он: вычернил усы, брови, надел на темя маленькую тёмную шапочку, – и никто бы из самых близких к нему казаков не мог узнать его»; у Бабеля: «…[папаша] нахально покрасил себе бороду с рыжей на вороную и находился в городе Майкопе, в вольной одёже, так что никто из жителей не знали, что он есть самый что ни на есть стражник при старом режиме»); и др.

На фоне этих сходств очевиднее становятся различия в трактовке образа сыноубийцы у двух авторов: Тарасом Бульбой и Тимофеем Курдюковым движут совершенно разные мотивы. Оба они военачальники («…папаша был в то время у Деникина за командира роты»), сыновья обоих оказываются в противоположном лагере, но Тарас – герой, носитель определённого нравственного идеала, убийство Андрия для него – результат тяжёлого морального выбора; Тимофей же – человек, утративший нравственное ядро, попросту забывший о ценностях не сиюминутных, а вечных (посмотрите, как снижается чеканная формула Тараса «Я тебя породил, я тебя и убью» у Бабеля: «…я вашу матку брюхатил и буду брюхатить, моя жизнь погибшая, изведу я за правду своё семя…»).

Вполне вероятно, что Бабель сознательно снизил образ гоголевского героя: таким образом он полемизировал с мэтром русской литературы, полагая, что некоторым поступкам нет оправдания, какими бы высокими помыслами они ни были вдохновлены.

Это предположение подтверждается ещё одной межтекстовой перекличкой, а именно сценой поимки и последующего убийства Тимофея Курдюкова, которой у Гоголя соответствует казнь Бульбы. В этой перспективе формальное сходство мотива перемены внешности получает прямо противоположное функционально-смысловое наполнение: Тарас перекрашивается, чтобы, попав в стан врага, спасти второго сына – Остапа, и, узнав о его смерти, мстит за него врагам; Тимофей же таким образом пытается скрыться от Семёна – сына-мстителя.

Героическая гибель Тараса на костре и его патетическая речь жестоко пародируется в лишённой всякого просветления смерти Тимофея от руки собственного сына:

«А думали вы, папаша, что и вам худо будет?
Нет, – сказал папаша, – не думал я, что мне худо будет».

Зло возвращается к тому, кто его совершил, и, более того, оно порождает новое зло, не менее страшное. Совершенно очевидно, что автор-рассказчик не симпатизирует ни той, ни другой стороне. Вот как он описывает увиденных им на фотографии сыновей Тимофея: «А у стены… высились два парня – чудовищно огромные, тупые, широколицые, лупоглазые, застывшие, как на ученье, два брата Курдюковых – Фёдор и Семён».

Этим чертам соответствуют «бесцветные и бессмысленные» глаза их отца. Несмотря на то, что отец и его сыновья оказались политическими врагами, сходства между ними более существенны, чем отличия. «Нет белых и красных, есть добро и зло»: так, сильно упрощая авторскую мысль, можно сформулировать основную идею новеллы.

«Утробная речь простонародья» передана писателем с поражающей силой и «варварской простотой». Не менее существенно, что в прямом авторском слове отсутствует нравственная оценка описанных событий; на неё намекают только эпитеты вроде «бессмысленные глаза», «тупые, лупоглазые, застывшие…два брата Курдюковых».

Источник

Письмо Бабель краткое содержание

Письмо Бабель краткое содержание рассказа

Рассказ «Письмо», входящий в известный цикл «Конармия», созданный Исааком Эммануиловичем Бабелем, был написан автором в 1920 году. В центре сюжета этой истории находится послание совсем юного Василия Курдюкова, оказавшегося в подразделении красной Конной армии, сражающейся под командованием Семена Михайловича Буденного, адресованное матери мальчика.

О чем рассказ письмо бабель кратко. Смотреть фото О чем рассказ письмо бабель кратко. Смотреть картинку О чем рассказ письмо бабель кратко. Картинка про О чем рассказ письмо бабель кратко. Фото О чем рассказ письмо бабель кратко Исаак Бабель «Конармия. Одесские рассказы»

Подросток Вася Курдюков в своем письме просит родительницу прислать ему какие-либо продукты питания, поскольку он постоянно страдает от сильнейшего чувства голода. Парень также желает узнать, как поживают его братья, которые воюют на стороне красногвардейцев. Из слов Василия становится ясно, что один из его ближайших родственников оказался в плену у белых, при этом юноша погиб от руки собственного отца.

Старший Курдюков возглавлял роту в вооруженных силах генерала Деникина, и этот человек расправился с родным сыном крайне изощренным и безжалостным способом, отрезая от тела юноши частички кожи. Впоследствии другой брат Васи, носящий имя Семен, разыскал отца и лишил мужчину жизни, невзирая на то, что белогвардеец постарался изменить свою внешность.

Василий с гордостью информирует маму о том, что он служит под началом знаменитого товарища Буденного. В обязанности мальчика входит доставлять печатные издания и книги на боевые позиции, и юный Курдюков выполняет поставленную задачу с нескрываемым удовольствием. Паренек от души восхищается своими боевыми товарищами, называя красноармейцев «орлами» и «красными героями».

В то же время Вася с детства приучен к труду на земле, мальчик стремится выяснить, что именно выращивают в тех краях, где в настоящее время протекает его жизнь, и удается ли местным крестьянам получать достойные урожаи. Невзирая на то, что Курдюкову искренне нравится существование в армии, подросток ощущает тоску по родному селению и любимому коню по кличке Степа.

В письме Василий обращается к матери с глубочайшим уважением, парень безоговорочно почитает свою родительницу. Он от всего сердца желает женщине здоровья и успехов во всех ее делах, мальчик не забывает и о других родственниках. К тому же Курдюков является по-настоящему религиозным человеком, подросток горячо верит в Бога.

Вася проявляет себя в послании подлинным хозяином, его тревожат домашние дела. При этом едва вступающий во взрослую жизнь юноша уже не обладает даже элементарной способностью к милосердию и сочувствию, его нисколько не трогает гибель отца от рук родного сына. В целом убийство кажется Курдюкову самым обыкновенным и обыденным делом, не вызывающим в душе мальчика никакого отвращения и ужаса.

Автор подчеркивает, что внутренний мир героя рассказа, остающегося по возрасту почти ребенком, уже непоправимо искалечен существованием в условиях войны. При чтении произведения невозможно не понять, что в будущем повзрослевший Василий станет чрезвычайно жестоким и лишенным всякой жалости человеком, который будет без колебаний убивать других людей, не видя в подобных поступках ничего предосудительного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *