О чем рассказ песчаная учительница платонов

Кратко «Песчаная учительница» А. Платонов

⭐⭐⭐⭐⭐ «Песчаная учительница» менее 1 минуты и подробно по главам за 7 минут.

«Песчаная учительница» — жизнеутверждающее произведение Андрея Платонова, освещающее события после революции. В центре повествования двадцатилетняя Мария Нарышкина, учительница, преподающая науку выживания в сложных условиях пустыни русским поселенцам.

Очень краткий пересказ рассказа «Песчаная учительница»

После окончания педагогических курсов в послереволюционное время двадцатилетняя Мария Нарышкина прибыла в Хошутово. Ее встретило бедственное положение живущих в заметаемом песком пустыни селении крестьян. Учить голодных раздетых детей было сложно.

Со временем молодая учительница поняла, что поселенцы смогут выжить только, если научатся выращивать защитные полосы. Под ее руководством были высажены кустарники, сосны.

Жить стало легче, пока через селение не прошли кочевники с огромными стадами скота. За три дня окрестности вновь стали пустынными. Из беседы с вождем кочевников Мария Никифоровна сделала вывод, что вины этого умного человека в случившемся нет.

После доклада в окружном роно заведующий предложил Нарышкиной отправиться в еще более отдаленное село, чтобы преподавать жизненно важную песчаную культуру оседающим в Сафуте кочевникам. После непродолжительных раздумий и сомнений Мария Никифоровна дает согласие.

Главные герои и их характеристика:

Второстепенные герои и их характеристика:

Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» подробно по главам

Марию Никифоровну Нарышкину из глухого небольшого городка, расположенного в Астраханской губернии, не коснулись военные и революционные события. Она была крепкой мускулистой девушкой, любила окружающую ее родные места песчаную пустыню.

Дома она наблюдала верблюжьи караваны, движущиеся в Персию, и с упоением читала книги по географии.

В шестнадцатилетнем возрасте отец-учитель привез Марию Никифоровну в Астрахань для продолжения учебы на педагогических курсах. За четыре года в девушке расцвела женственность.

По мере взросления испытала она любовь и неясную тревогу. А также были присущие молодости страдания, сомнения, вызывающие в душе даже желание самоубийства.

С окончанием учебы для двадцатилетней выпускницы закончился этот период жизни. Заведующий губернским отделом народного образования (завгубоно) перед собравшимися в зале девушками произнес речь о великом значении ожидающей их в будущем деятельности.

Отправили Марию Никифоровну в дальнее село Хошутово, рядом с безжизненной среднеазиатской пустыней ей предстояло работать учительницей.

Путь Марии Никифоровны проходил через пустынный тоскливый ландшафт. В знойный июльский полдень девушка впервые встретилась, в огромной раскаленной пустыни, с песчаной бурей.

Сильный ветер утих к вечеру. Вокруг снова расстилалось бескрайнее томящее взгляд море барханов. Мария Никифоровна добралась до Хошутово только вечером на третий день.

О чем рассказ песчаная учительница платонов. Смотреть фото О чем рассказ песчаная учительница платонов. Смотреть картинку О чем рассказ песчаная учительница платонов. Картинка про О чем рассказ песчаная учительница платонов. Фото О чем рассказ песчаная учительница платонов

Перед ней лежало селение, в котором было несколько десятков домов. Работать ей предстояло в земской школе, сооруженной из камня. Наиболее драгоценными, дающими жизнь сооружениями были глубокие колодцы.

Жителям приходилось ежедневно очищать селение от наметаемого с плоскогорий Памира мельчайшего песка.

Нарышкина увидела смирение и бедность отчаявшихся, сломленных пустыней крестьян, их бесполезный труд, так как песком селение засыпало ежедневно. Голодные, уставшие, павшие духом люди ждали покорно неизвестно откуда помощи.

Заселилась Мария Никифоровна в школу, где ей была отведена отдельная комната. Скучающий в одиночестве старик, исполнявший обязанности сторожа, с радостью помогал девушке обустроиться в ее жилище.

Обучение Мария Никифоровна начала спустя два месяца. Школу дети посещали плохо. Иногда из двадцати человек появлялось всего пять учеников.

Быстро наступившая ранняя зима была не менее ужасной в пустыне, чем лето. Снежные жуткие бураны окончательно измотали крестьян, погрузившихся в нищету. У детей не было обуви и одежды, они голодали. Перед Новым годом двоих учеников похоронили.

Мария Никифоровна, несмотря на мужественный характер и крепкое здоровье, стала терять уверенность. Она пыталась понять, сможет ли помочь этому вымирающему селению. Крестьян школа совершенно не интересовала. Они надеялись только вырваться из песчаного плена.

Постепенно учительница пришла к выводу, что основным учебным предметом должно стать привитие детям навыков преобразования пустынных участков в живые зеленые уголки. Крестьяне не стали спорить с ней, хотя и не поверили девушке.

Мария Нарышкина составила заявление, собрала под ним подписи жителей Хошутова, после чего отправилась в округ. Там в отделе народного образования отнеслись к идее молодой учительницы сочувственно, но отказали в выделении для ее школы педагога, могущего обучать песчаной науке.

Ей дали необходимые книги, поручив самой вести этот предмет. Порекомендовали прежде получить помощь участкового агронома. На этот совет Мария Никифоровна только горько рассмеялась, так как агроном ни разу не навестил бедствующее селение, проживая за сто пятьдесят верст от него.

Молодая учительница с трудом, но убедила жителей выходить на общественные работы осенью и весной. Работали они по месяцу добровольно.

Через год по периметру орошаемых огородов появились ограждения из шелюги (красной вербы). Эти же кустарники были высажены на границе селения и пустыни.

Рядом со школой планировалось обустроить сосновый питомник. Это дерево хорошо сберегает влагу после таяния снега, поэтому под сосновым пологом удается получать хороший урожай культурных растений.

Крестьянин Никита Гавкин особенно активно поддерживал все начинания Марии Никифоровны. Вместе с ним пропагандировал песчаную науку Ермолай Кобозев.

Если раньше жители Хошутова топили печи кизяком, то теперь им удавалось преодолевать недостаток топлива, используя стебли шелюги. Упругие прутья этого кустарника также послужили материалом для плетения корзин и даже мебели. Уже за первую зиму доход селения составил две тысячи рублей.

Пустыня начала зеленеть, жизнь крестьян улучшилась. В школу стали с удовольствием ходить вместе с детьми их родители на уроки, на которых Мария Никифоровна учила их жить в условиях пустыни. Учительница пополнела и еще больше похорошела.

В августе третьего года пребывания Марии Нарышкиной в уже преобразовавшемся селении старики ожидали стада кочевников. Они возвращались весной в степь около Хошутова каждые пятнадцать лет, чтобы покормить травой своих животных. Но в этот сезон кочевники запоздали, поэтому растительность уже высохла.

25 августа пришел колодезник, оповестив о приближении огромных стад животных, погоняемых кочевниками на тысячах лошадей. Спустя трое суток в округе исчезли посадки сосны и шелюги, иссякли колодцы. От нежданной беды Мария Никифоровна сначала металась, а потом отправилась к вождю кочевников.

Тот спокойно выслушал ее злые слова, а потом вежливо и с достоинством объяснил, что при недостатке корма всегда кто-то страдает. На угрозу учительницы о том, что она пожалуется Советской Власти, вождь ответил, что они живут в своей степи, куда не звали русских. Они пользуются травой своей родины, значит, не могут считаться преступниками.

Марию Никифоровну удивил ум и рассудительность вождя. Ночью она поехала в округ, чтобы доложить о сложившейся обстановке. Заведующий окружного отдела народного образования (завокроно) неожиданно предложил ей перебраться в Сафуту, так как обученные жизни в пустыне хошутовские крестьяне обойдутся уже без нее.

Изумленная Нарышкина узнала, что в дальнем глухом селе Сафута селятся кочевники, принявшие решение вести оседлый образ жизни. Постепенно их становится все больше. Есть опасение, что задернелые пески вокруг будут растоптаны и начнут засыпать село, отчего обедневшее население будет опять кочевать.

Если Мария Никифоровна научит культуре песков, осевших в Сафуте кочевников, то они не разбегутся, а значит, меньше будут страдать от их наездов русские поселения.

Девушка задумалась о своей молодости, желании выйти замуж. Неужели ей предстоит всю жизнь провести среди песков и диких кочевников. Потом вспомнила рассудительного умного вождя, поняла, как трудно выживают два народа рядом с безжизненными пустынями.

Мария Никифоровна решительно выразила свое согласие, пообещав спустя пятьдесят лет вернуться из Сафуты по зеленой лесной дороге. Пораженный Завокроно отметил, что молодая женщина способна повести за собой целый народ. А дело ее облагородит людей, которые смогут вырастить в пустыне деревья.

Кратко об истории создания произведения

Публицист, известный русский исследователь литературы и писатель Алексей Варламов утверждает, что сюжет рассказа основан на некоторых фрагментах биографии Марии Кашинцевой — жены А. Платонова. Девушка в период обучения в университете поехала в небольшое село в 1921 г. с целью ликвидации неграмотности. Произведение «Песчаная учительница» известным публицистом, журналистом, поэтом, писателем А. Платоновым было создано в 1927 г.

Источник

Краткое содержание Платонов Песчаная учительница

Нарышкина Мария Никифоровна выросла в семье учителя. Мария пошла по стопам отца и тоже получила педагогическое образование. На практику девушку послали работать учителем в школе села Хошутово. Село было глухим, располагалось рядом с астраханской пустыней. Неудивительно, что часто село страдало от последствий песчаных бурь – каждый день жители расчищали улицы от песков. Крестьяне не могли работать, урожая не было.

Из-за нищеты и проблем с песком дети часто болели, поэтому пропускали школу, у них не было желания учиться. Однако Мария Никифоровна не унывает. Преподавательница решила тоже бороться с проблемой песков. Она искала помощи в отделе образования, ей не смогли помочь, так как не оказалось специалистов по этой проблеме. Вместо помощи Марии Никифоровне дали книги, описывающие методы борьбы против песчаных наносов. Изучив тематическую литературу, она берется за дело: проводит ежегодные работы по озеленению местности, убеждая жителей в необходимости этой меры. Частично это помогает преодолеть проблему села Хошутово – посаженные кустарники защищали посевы от песков.

Школьники охотнее ходят на учебу, и не только они – в школе стали появляться и взрослые, чтобы научиться жить более полноценно вблизи мертвой пустыни. Но вскоре приходит новая беда: недалеко от Хошутово селятся кочевники. Хозяйственная деятельность кочевников губит посаженные растения и истощает запасы воды в колодцах, их кони вытаптывают зелень. В селе снова неурожаи. Учительница пытается справиться и с этой проблемой: она направляется к вождю кочевого племени и просит прекратить разорять деревню, относиться бережно к посаженным растениям и имеющимся источникам воды. Вождь соглашается и просит Марию научить кочевников жить так же, как живут в Хошутово.

Хошутовцам Мария больше не нужна: они справляются с песками без нее. Марию решили перевести в другое село, где тоже нужна помощь в борьбе с песками. Как и у многих девушек, у нее была мечта встретить любимого и выйти замуж, а в глуши, куда ее посылают это вряд ли возможно. Но Мария решает посвятить себя помощи другим и продолжает озеленение пустыни в разных селах.

История Марии – яркий пример энтузиазма и самоотверженности. Она боролась с проблемой, несмотря ни на что, отказалась от личной жизни ради того, чтобы помочь целому народу. Ее стремление изменить окружающий мир в пользу будущего многих людей достойно похвалы. Произведение показывает целеустремленность человека.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Платонов. Все произведения

Песчаная учительница. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В далёкой стране жил король со своими детьми. Мальчики учились в школе, а девочка, дочь короля, была ещё совсем маленькой.

Майн Рид великий английский писатель был рожден 4 апреля 1818 года в, бедных ирландцев. С ранних лет писатель работал, чтобы помогать семье. Мальчик с детских лет был очень любознательным, и несмотря на занятость

В произведении «Пикник на обочине», написанном русскими писателями братьями Стругацкими, повествуется о том, какие последствия остались на Земле после приземления там космических кораблей инопланетян.

Бассанио, благородный, но бедный венецианец, просит у своего друга, богатого купца Антонио, взаймы три тысячи дукатов для сватовства к богатой наследнице Порции из Бальмонта. Антонио, все деньги которого вложены в заморские операции

Воспоминания рассказчика в первой главе связаны с созерцанием явлений окружающего мира в период желанных теплых дней ранней осени. Изменения, связанные с вступлением осени в свои права, проявлялись постепенно

Источник

Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» Андрея Платонова

О чем рассказ песчаная учительница платонов. Смотреть фото О чем рассказ песчаная учительница платонов. Смотреть картинку О чем рассказ песчаная учительница платонов. Картинка про О чем рассказ песчаная учительница платонов. Фото О чем рассказ песчаная учительница платонов

Глава 1

Городок в Астраханской губернии, 1920-е годы. 20-летняя Мария Никифоровна Нарышкина – дочка учителя. «Пустыня была ее родиной, а география поэзией». После учебы ее направили учительницей в Хошутово.

Глава 2

Нищее «Хошутово было почти совсем занесено песком». Крестьяне днями убирали песок со скудной земли. Мечты Марии о новой, интересной жизни рушатся.

Глава 3

Дети пропускают занятия, а зимой теряют интерес к учебе вообще. Взрослые тоже не ценят школу. Какой от нее прок. Два школьника умерли от голода и болезней. Тогда Мария решила, что школа станет центром борьбы с песком. В отделе образования ей посоветовали самой изучить эту науку.

Глава 4

Спустя год село изменилось. У Марии нашлись помощники – Никита Гавкин и Ермолай Кобозев. Общими усилиями посевы защитили зарослями шелюги (кустарника). Еще через год посадки укрепили соснами. Теперь влага держалась в земле. Урожаи выросли. Школа наполнилась детьми, ходили туда и взрослые.

Глава 5

На третий год пришли кочевники со стадами. Вся зелень была съедена. Вождь объяснил Марии: степь – их кормилица. Выжить хотят и крестьяне, и они. Мария поехала за правдой в округ, там ей предложили ехать в Сафуту, кочевничье село. Если людей научить жить в условиях песков, как в Хошутово, глядишь, кочевники станут крестьянами. Жалко Марии своей молодости, но и людей двух народов тоже. Она соглашается.

Читательский дневник по рассказу «Песчаная учительница» Платонова

Сюжет

Молодая учительница из Астраханской губернии Мария Никифоровна Нарышкина едет в нищее село на песках Хошутово. Мария начинает борьбу с песком. Крестьяне сажают кусты (шелюгу) и сосны для защиты посевов от сухости и ветра. Урожаи растут, но всю зелень съедает скот кочевников. Однако люди уже знают, что делать с песком. Марию зовут в село Сафута: обучать кочевников жить по-крестьянски. Ей жаль людей – она едет.

Отзыв

В названии рассказа – судьба молодой самоотверженной учительницы. Она из учительской династии (ее отец – педагог). Выросла среди песков, и ее призванием стала борьба с ними. Мария – счастливый человек. Ее смысл жизни – помощь людям. Она не жалеет, что молодость проходит мимо, что у нее пока нет семьи. Ее семья – два народа в голодной степи. Тема молодых энтузиастов, которые трудятся на благо людей, борьбы с природой, нищетой, невежеством. Мария мечтает, чтобы выживание сменилось жизнью. Рассказ учит ставить перед собой благородные цели, думать не только о себе, но и о других, самопожертвованию, бескорыстию, смелости.

Источник

Андрей Платонов — Песчаная учительница:
Краткое содержание

Глава 1

Городок в Астраханской губернии, 1920-е годы. 20-летняя Мария Никифоровна Нарышкина – дочка учителя. «Пустыня была ее родиной, а география поэзией». После учебы ее направили учительницей в Хошутово.

Глава 2

Нищее «Хошутово было почти совсем занесено песком». Крестьяне днями убирали песок со скудной земли. Мечты Марии о новой, интересной жизни рушатся.

Глава 3

Дети пропускают занятия, а зимой теряют интерес к учебе вообще. Взрослые тоже не ценят школу. Какой от нее прок. Два школьника умерли от голода и болезней. Тогда Мария решила, что школа станет центром борьбы с песком. В отделе образования ей посоветовали самой изучить эту науку.

Глава 4

Спустя год село изменилось. У Марии нашлись помощники – Никита Гавкин и Ермолай Кобозев. Общими усилиями посевы защитили зарослями шелюги (кустарника). Еще через год посадки укрепили соснами. Теперь влага держалась в земле. Урожаи выросли. Школа наполнилась детьми, ходили туда и взрослые.

Глава 5

На третий год пришли кочевники со стадами. Вся зелень была съедена. Вождь объяснил Марии: степь – их кормилица. Выжить хотят и крестьяне, и они. Мария поехала за правдой в округ, там ей предложили ехать в Сафуту, кочевничье село. Если людей научить жить в условиях песков, как в Хошутово, глядишь, кочевники станут крестьянами. Жалко Марии своей молодости, но и людей двух народов тоже. Она соглашается.

Читательский дневник по рассказу «Песчаная учительница» Платонова

Сюжет

Молодая учительница из Астраханской губернии Мария Никифоровна Нарышкина едет в нищее село на песках Хошутово. Мария начинает борьбу с песком. Крестьяне сажают кусты (шелюгу) и сосны для защиты посевов от сухости и ветра. Урожаи растут, но всю зелень съедает скот кочевников. Однако люди уже знают, что делать с песком. Марию зовут в село Сафута: обучать кочевников жить по-крестьянски. Ей жаль людей – она едет.

Отзыв

В названии рассказа – судьба молодой самоотверженной учительницы. Она из учительской династии (ее отец – педагог). Выросла среди песков, и ее призванием стала борьба с ними. Мария – счастливый человек. Ее смысл жизни – помощь людям. Она не жалеет, что молодость проходит мимо, что у нее пока нет семьи. Ее семья – два народа в голодной степи. Тема молодых энтузиастов, которые трудятся на благо людей, борьбы с природой, нищетой, невежеством. Мария мечтает, чтобы выживание сменилось жизнью. Рассказ учит ставить перед собой благородные цели, думать не только о себе, но и о других, самопожертвованию, бескорыстию, смелости.

Источник

3114. Анализ рассказа Песчаная учительница Платонова Русский язык

Сочинение — Анализ рассказа Песчаная учительница. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Рассказ А.П.Платонова «Песчаная учительница» был создан в 1926 году. Впервые это произведение было напечатано в сборнике «Епифанские шлюзы» и в газете «Литературные среды» в 1927 г.

Основной мыслью рассказа «Песчаная учительница» является проблема выбора, вставшего перед героиней. Чтобы достичь какой-то поставленной цели, необходимо обладать не только решимостью, но и мудростью смириться с жизненными обстоятельствами.

Главным персонажем рассказа «Песчаная учительница» является двадцатилетняя Мария Нарышкина. В возрасте 16 лет отец увез ее в областную столицу на педагогические курсы. Спустя 4 года Марию Никифоровну в должности учителя направили в село Хошутово, где и происходит действие произведения.

Главной бедой тамошнего села являлись песчаные бури. Тамошние крестьяне были настолько бедны, что детям было нечего одеть, и они голодали. Ребята часто пропускали школу. Беднякам не хватало еды, дети худели, стремительно теряв интерес к учебе, а потом умирали.

Когда из класса умерло двое детей, учительница поняла, что надо что-то менять. Она пришла к выводу, что здешним крестьянам не нужна другая наука, кроме той, которая помогла бы победить злосчастные пески и превратить пустыню в живую землю.

Мария Никифоровна поехала в округ попросить в помощь учителя песчаной науки, но поняла, что никто не поможет кроме нее самой. Учительница смогла убедить крестьян в необходимости посадки кустарников, способных задерживать пески. По прошествии 2 лет зеленые кустарники зеленели вокруг орошаемых огородов. Из прутьев растений крестьяне плели различные изделия, помогающие выручить дополнительные деньги. Однако на третий год случилась беда. Раз в 15 лет проходили через здешние места кочевники с тысячей лошадей. Вскоре здесь ничего не осталось, ни воды, ни зеленых насаждений. Но Мария Никифоровна научила местных жителей побеждать пески. Они снова посадят зеленые насаждения после ухода кочевников.

Спустя время Марию Нарышкину перевели в село Сафуту, чтобы и осевших кочевников, проживающих там обучить борьбе с песками. Перед тем как уехать, учительница встает перед выбором – отдать свою молодость борьбе с песками в отдаленной местности или отказаться и пытаться устроить свою личную жизнь. Ведь она молода, а у нее ни мужа, ни детей. Но Мария Никифоровна едет, отказавшись тем самым от личной жизни ради общественного блага.

2 вариант

Произведение представляет собой одно из первых сочинений писателя, относящихся к художественной прозе, выражающей авторскую творческую яркую и необычную индивидуальность.

Главной героиней рассказа является молодая женщина Нарышкина Мария, представленная писателем в образе двадцатилетней девушки, закончившей Астраханские курсы педагогов и назначенной педагогом для обучения детей в дальнем районе, в селе Хошутово, расположенной в районе среднеазиатских пустынных территорий.

Работа молодой учительницы начинается в трудных условиях, поскольку село ощущает тотальный дефицит водного баланса, необходимого для питья и полива, и постоянно оказывается атакованным песчаными бурями, следствием которых становится нищета деревни, а также невозможность детей посещать занятия, в том числе и в зимний период из-за снежных ураганов и отсутствия необходимой теплой одежды и обуви.

Отличаясь мужественной и активной натурой, Мария решает организовать с помощью местного населения работу по превращению пустынных мест в живые территории. При этом, не получив поддержки от собственного руководства, девушка полагается исключительно на собственные силы и имеющиеся знания, которые помогают ей в налаживании общественных работ по высадке зеленых кустарников в виде шелюги, а также сосновых питомников, способных стать защитой при песчаных бурях, задерживая песок, и сберегающих снежную влагу и преграждающих движение горячего ветра.

Спустя несколько лет после начала борьбы с пустыней под руководством Марии Нарышкиной село преображается в живой, зеленеющий поселок, при этом крестьяне, используя прутья разросшихся кустарников, имеют дополнительный заработок от продажи плетеных корзинок, мебели, ящичков.

Однако вскоре весь труд односельчан оказывается уничтоженным кочевниками, прошедшими через поселок. Мария не отчаивается и призывает местных жителей возобновить прежнюю работу по высадке зеленых растений, а сама лично посещает предводителя кочевого племени с просьбой оградить их родное село в будущем от подобных набегов. Беседа двух думающих людей приводит к положительному результату, а глава кочевников проникается симпатией к активной, молодой и неравнодушной женщине.

Через некоторое время Марию переводят на работу в дальнюю деревню, в которой располагаются кочевники, решившие вести оседлую жизнь, где девушка продолжает начатое ей дело в форме образования местного населения, а также обучения культуре жизни в условиях песчаных мест. Девушка немного тоскует об отсутствии собственной личной жизни, которой она жертвует ради общественного блага.

Рассказ «Песчаная учительница» отличается отображением в повествовательном содержании многочисленной проблематики в виде раскрытия роли педагога в человеческой жизни, изображения сильных черт характера борца с природными стихиями, а также вопросы нравственного выбора человека, поставившего целью своей собственной судьбы искреннее служение людям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *