О чем рассказ нос
«Нос» Н. В. Гоголь Кратко
Николай Васильевич Гоголь
Повесть «Нос» Краткое содержание
Произведение было написано Николаем Васильевичем Гоголем в 1832-1833 годах. Вышло в свет в 1836 году в журнале «Современник». Жанр – литература абсурда, сатирическая повесть. В ней писатель остро высмеивает пороки общества его современников через образ коллежского асессора Королева, тип поведения которого был сильно распространен. Критики и исследователи биографии и творчества Гоголя сделали вывод, что произведение является зашифрованным посланием.
Очень краткий пересказ повести Н. В. Гоголя «Нос»
От Ковалева сбегает собственный нос. Он появляется в хлебе для завтрака цирюльника Ивана Яковлевича. Тот выбрасывает находку в реку. Платон Кузьмич пытается найти пропажу, которая не теряет времени и становится чиновником, пытается уехать заграницу. Его ловят и возвращают хозяину. Затем, неожиданно нос прирастает на свое родное место.
Список и краткая характеристики героев повести «Нос»
Главные герои повести «Нос»:
Второстепенные герои повести «Нос»:
Краткое содержание повести «Нос» подробно по главам
Глава 1
Это случилось Питерским утром 25 марта. Цирюльник, решивший позавтракать, разрезает свежеиспеченный хлеб и находит в нем нос. Присмотревшись получше, он догадывается, что тот принадлежит его постоянному клиенту – коллежскому асессору Королеву, которого он брил по средам и воскресеньям. Супруга решает, что ее муж отрезал кому-то нос и ругая, велит выбросить его куда-нибудь подальше.
Иван Яковлевич долго пытается избавиться от неприятного сюрприза, но его тут и там отвлекают знакомые. Наконец он добирается до реки. Не найдя лучшего варианта, он, предварительно завернув нос в тряпочку, выбрасывает его с Исаакиевского моста в Неву, это подозрительное действие замечает квартальный надзиратель. Он задерживает цирюльника у заведения «Кушанье и чай» и начинает допрос.
Глава 2
Тем временем Платон Кузьмич, решая рассмотреть в зеркале прыщик на носу, не находит ни того, ни другого. Майор паникует, ведь для получения высокого чина и выгодного брака, ему необходима благородная наружность.
Он, прикрыв «совершенно гладкое место» платком и завернувшись в плащ, направляется к начальнику полиции. По дороге встречает господина в форме. Платон подмечает на нем шляпу с плюмажем, поэтому приходит к выводу, что тот обладает рангом статского советника. Но неожиданно узнает в важном господине свой нос. «Как же можно, в самом деле, чтобы нос, который ещё вчера был у меня на лице, не мог ездить и ходить, — был в мундире!» – с горечью думает Ковалев и следует за офицером вплоть до Казанского собора.
В соборе предпринимает безуспешные попытки вернуть беглеца, но тот лишь «с выражением величайшей набожности» молится, игнорируя просьбы. В этот момент к майору подходят дама и молодая барышня, отвлекая его внимание. Когда Платон вспоминает о чиновнике, того уже нет и в помине.
Он продолжает свой путь к полицмейстеру. В доме отвечают, что того нет на месте.
Ковалев не сдается и решает пойти другим путем – обратиться к чиновнику, ответственному за прессу. Тот отказывает, оправдывая это большим риском испортить репутацию, дает совет заказать заметку о пропаже «для пользы юношества или так, для общего любопытства», а в конце и вовсе предлагает «понюхать табаку для успокоения», это выводит асессора из себя.
Частный пристав ничем не может помочь герою и отказывает в «произведении следствия», ворча, что «у порядочного человека не оторвут носа и что много есть на свете всяких майоров, которые не имеют даже и исподнего в приличном состоянии и таскаются по всяким непристойным местам». Затем преспокойно продолжает послеобеденный сон.
Дома майор в расстроенных чувствах подозревает, что виновницей может быть штаб-офицерша Подточина, решившая отомстить из-за отказа жениться на ее дочери, и посылает письмо с угрозами. Но оказывается, что дама не насылала порчу и лишь соболезнует утрате.
В этот момент в дом асессора наведывается полицейский. Он объявляет о задержании носа при попытке выезда в Ригу с поддельным паспортом и о причастности к делу Ивана Яковлевича.
Платону Кузьмичу возвращают его пропажу. Но радость сменяется отчаянием, после нескольких бесплодных попыток прирастить нос на место. А вызванный доктор может только пожать плечами и предлагает заспиртовать орган в бутылке и выставлять на потеху зрителям. Тем временем по городу вовсю распространяются слухи о побеге носа и его появлениях в разных местах Петербурга – в три тот прогуливается по Невскому, потом заглядывает в магазин Юнкера, а дальше в Таврический сад. В этих местах даже собираются толпы зевак.
Глава 3
Но неожиданно 7 апреля нос магическим образом прирастает на место. Счастью асессора не было предела, он принимается ездить по всем знакомым местам, показывая людям теперь уже полноценное лицо. С тех пор он регулярно начал ходить в хорошем настроении и активно общаться с молодыми дамами, а цирюльник обращается с ним с большей осторожностью и опасается притрагиваться к носу – раньше он держался за эту часть лица, но теперь опирается руками исключительно о щеки.
В заключении произведения Николай Васильевич Гоголь пишет свои рассуждения по поводу того, что в истории много неправдоподобного, сверхъестественного, и вообще удивительно, что авторы пишут такие сюжеты. Но в самом конце, писатель намекает на вероятность подобных удивительных событий в реальной жизни.
Кратко об истории создания произведения «Нос»
Повесть была закончена еще в 1833, но претерпела ряд поправок из-за цензуры, среди которых перенос сцены из Казанского собора в Гостиный двор. Автор несколько раз переписывал финал, в одном из первых вариантов все события оказались сном главного героя.
Хотя «Московский наблюдатель» назвал повесть «плохой, банальной и тривиальной» и отказался выводить в печать, Александр Сергеевич Пушкин уговорил Гоголя опубликоваться в «Современнике». «В произведении так много неожиданного, фантастического, веселого и оригинального» – так отзывался великий поэт.
Анализ повести «Нос» (Н. Гоголь)
Автор: Guru · 25.10.2017
Одной из характерных для мастерства Н. В. Гоголя черт является умение сделать шедевр из случайно услышанной истории или популярного анекдота. Ярким примером такой писательской способности служит повесть «Нос», вызывавшая немало споров у современников и не утратившая своей актуальности по сей день.
История создания
Произведение «Нос» написано Н.В. Гоголем в 1832-1833 годах, оно входит в сборник «Петербургские повести». Сюжет книги базируется на известном в то время анекдоте, переведённом с французского, о пропавшем носе. Такие истории были весьма популярны и имели множество вариантов. Впервые мотив носа, мешающего полноценно жить, появляется у Гоголя в незаконченном сочинении «Фонарь умирал» в 1832 году.
Эта повесть претерпевала немало изменений на протяжении нескольких лет, что было связано с замечаниями цензуры, а также с желанием автора наилучшим образом воплотить свою идею. Например, Гоголь изменял финал «Носа», в одном из вариантов все невероятные события объясняются сновидением героя.
Первоначально писатель хотел опубликовать свое произведение в журнале «Московский наблюдатель», но ему отказали. На помощь пришел уже открывший к тому времени свой журнал А.С. Пушкин, и повесть «Нос» была напечатана в «Современнике» в 1836 году.
Жанр и направление
К моменту выхода в свет повести «Нос» Гоголь уже прославился своим сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки», где он обращается к теме мистики. Но если «Вечера…» по большей части опираются на народные суеверия, то в «Петербургских повестях» Николай Васильевич умело переплетает мотивы сверхъестественного с изображением острых социальных проблем. Так в творчестве Гоголя формируется новое для русской литературы направление — фантастический реализм.
Почему автор приходит именно к такому писательскому методу? Он на протяжении всего его литературного пути слышал общественные диссонансы, но, как писатель, он мог лишь обозначить их в своих произведениях, призвать читателя обратить на них внимание. Он не видел выхода, а обращение к фантастическому позволяло ещё более драматично изобразить картину современности. Этим же приёмом позднее будут пользоваться Салтыков-Щедрин, Андрей Белый, М. Булгаков и другие авторы.
Композиция повести
Гоголь делит «Нос» на 3 части, классическим образом: 1 – экспозиция и завязка, 2 – кульминация, 3 – развязка, благополучный для главного героя конец. Сюжет развивается линейно, последовательно, хотя логика тех или иных событий объясняется не всегда.
О чем?
Описание повести «Нос» может сводиться к достаточно простой и схематичной фабуле: потеря носа – поиск – обретение. Главное в этом произведении — его идейное содержание.
Утром 25 марта цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в своём хлебе нос одного из клиентов – майора Ковалёва. Обескураженный брадобрей поспешил избавиться от улики, он не смог придумать ничего лучше, чем как бы невзначай выбросить нос в реку. Иван Яковлевич уже было почувствовал облегчение, но к нему подошел полицейский «и что далее произошло, решительно ничего не известно».
Коллежский асессор Ковалев, проснувшись, не обнаружил на месте своего носа. Он отправляется к «обер-полицмейстеру». Дома он его не застал, но зато по пути встретился со своим носом, которой вёл себя самодостаточно и не желал знать своего владельца. Ковалёв предпринимает попытки воссоединиться с носом, хотел опубликовать объявление в газете, но ему везде отказывают и обходятся достаточно грубо. Наконец беглеца поймали при попытке эмигрировать и вернули хозяину. Но нос не собирался прирастать к прежнему месту. Майор приходит к предположению, что это порча, наведённая штаб-офицершей Подточиной. Он даже пишет ей письмо, но получает недоумённый ответ и понимает, что ошибся. Спустя две недели Ковалёв находит своё лицо в первозданном виде, всё разрешается само собой.
Реальное и фантастическое
Гоголь в своей повести умело сочетает реальное и фантастическое. Если, например, в «Шинели» мистический элемент возникает лишь в конце произведения, то «Нос» с первых страниц увлекает читателя в сказочный мир писателя.
В основе своей, ничего в особенного в изображаемой Гоголем действительности нет: Петербург, быт цирюльника и статского советника. Соответствуют реальности даже топографические детали и точные даты событий. Такую правдоподобность автор разбавляет одним единственным фантастическим элементом: от майора Ковалёва сбегает нос. И на протяжении произведения он от отделившейся части развивается до самостоятельной независимой личности, а в финале всё возвращается на круги своя. Любопытно, что этот факт, хоть и шокирует читателя, вплетается в канву произведения вполне органично, потому что самая большая абсурдность заключается не столько в сбежавшей части лица, сколько в отношении к случившемуся, в преклонении перед чинами и чаянии об общественном мнении. По мнению писателя, в такое малодушие поверить труднее, чем в исчезновение носа.
Главные герои и их характеристика
Темы повести
Проблемы
Смысл произведения
Главная идея повести заключается в том, чтобы показать на контрасте парадоксов всю порочность и малодушие петербургского общества. Можно рассматривать пропажу носа как некое наказание майору Ковалёву за его грехи, но Гоголь не делает на этом акцент, повесть лишена прямого морализаторства. Автор не решался указать путь, как вылечить общество, он мог лишь обозначить проблемы. Отсюда сформируется ошибочная идея «натуральной школы»: исправь общество, и проблемы прекратятся. Гоголь понимал: максимум, что он может сделать для улучшения ситуации, это в наиболее ярком свете представить изъяны социума. И ему это удалось: читатель был ослеплён, многие современники узнавали своих знакомых или даже самих себя, ужасаясь ничтожности человека.
Чему учит?
В своей повести «Нос» Гоголь изображает духовный кризис личности, одержимой тщеславными желаниями. Карьерный рост, развлечения, женщины – вот всё, что влечёт главного героя. И эта порочность не смущает Ковалёва, он имеет право вместе со всеми этими стремлениями называться человеком, но без носа – нет. А ведь образ майора Ковалёва собирательный, он похож на современников писателя. Вывод напрашивается сам собой: положение в обществе диктует правила поведения, которые никто не осмелится нарушить: ни маленький человек не проявит настойчивость, ни высокопоставленный чиновник не проявит великодушие. Об приближении такой катастрофы, которая коснется социума в целом и каждого человека в отдельности, Н.В. Гоголь предупреждает своих читателей.
Художественное своеобразие
В повести «Нос» использован весьма богатый писательский инструментарий. Наиболее широко Гоголь применяет такое средство выразительности как гротеск. Во-первых, это автономность Носа, превосходящего по положению своего хозяина. Во-вторых, комическое преувеличение характерно для изображения взаимоотношений людей разного социально уровня. Ковалёв боится подойти к Носу, а Иван Яковлевич с неимоверным трепетом и волнением начинает относиться к своему клиенту после приключившегося.
Гоголь очеловечивает нос, но приём олицетворения также использован в укрупненном масштабе. Нос становится независимым от хозяина практически полноправным членом общества, он даже собирался бежать за границу.
На синтаксическом уровне Гоголь обращается к зевгме: «Доктор имел прекрасные смолистые бакенбарды, свежую, здоровую докторшу». Эти особенности помогают писателю изображать юмор и иронию в произведении.
Критика
Повесть «Нос» вызвала широкий резонанс в литературной среде первой половины 19 века. Не все журналы соглашались публиковать произведение, обвиняя Н.В. в пошлости и несуразности написанного. Чернышевский же, к примеру, относился к этой повести не более чем, как к пересказанному анекдоту, бытовавшему в то время. Первым признал достоинства «Носа» А.С. Пушкин, разглядев фарсовый характер творения. Весомым был отзыв В.Г. Белинского, призвавшего читающую публику обратить внимание, что таких майоров Ковалёвых в обществе можно встретить не одну личность, а сотни, даже тысячи. С. Г. Бочаров видел величие произведения в том, что автор здесь побуждал социум взглянуть в глаза реальности. В. Набоков считал эту повесть одним из ярких изображений мотива, который сквозной темой проходит через всё творчество Н.В. Гоголя.
Краткое содержание Гоголь Нос
Рассказ входит в сборник Петербургские повести
Весенний день, Петербург. Цирюльник Иван Яковлевич завтракает. Его жена Прасковья только что испекла хлеба к завтраку и поставила его на стол. Откусив приличный кусок от каравая, цирюльник в ужасе находит в хлебе нос. Присмотревшись, он понимает, что он принадлежит одному из его клиентов – Ковалёву. Всеми способами на улице он пытается избавиться от неприятной находки, но прохожие то и дело возвращают ему её. В конце концов ему удалось скинуть нос в реку.
В это время просыпается Ковалёв. Подойдя к зеркалу, он с ужасом понимает, что без носа. А ведь он и приехал в Петербург с желанием заполучить какую-нибудь важную должность и найти себе невесту. И для первого, и для второго ему просто необходимо выглядеть прилично. Выйдя на улицу, Ковалев встречает свой собственный нос. Нос уезжает в Собор, где набожно читает молитвы. Смущённый Ковалёв подходит к нему и начинает убеждать, что ему просто необходимо вернуться на своё законное место на лице. Нос не понимает, о чём тот говорит, и при первой же возможности незаметно уходит.
Расстроенный Ковалёв плетётся домой, где рассуждает, как такое могло произойти. Он приходит к выводу, что это дело рук Подтачиной, желающей ему насолить из-за откладываемой свадьбы с её дочерью. Тут приходит пристав, который привёл с собой его нос. Оказалось, нос пытался сбежать с поддельными документами за границу, но был схвачен. Однако Ковалёв не смог вернуть нос на своё лицо, и даже врач не сумел никак ему помочь. Ему советуют вообще заспиртовать нос в банке и показывать любопытным за деньги.
Спустя несколько дней нос оказался на своём месте – на лице Ковалёва. Радости его не было предела. Когда Ковалёв приходит бриться к цирюльнику, Иван Яковлевич выглядит очень смущённым и опасается прикасаться к носу клиента. Если раньше он держался за эту часть лица клиента, то теперь упирался рукой исключительно в щёки.
Ковалёв везде успевал по своим делам, его приветливо встречали знакомые, он мог в конце концов нюхать табак, как раньше. Вообще, с тех пор, как он вернул себе свой нос, его видели исключительно в хорошем расположении духа.
Сочинитель размышляет, что во всей этой истории много удивительного, нереального, и в целом ситуация неправдоподобна. Он удивляется тому, что многие писатели берут подобные сюжеты в своих рассказах. Но рассказчик всё же допускает, что такие истории изредка, но всё же случаются.
Критики и исследователи творчества Гоголя давно пришли к выводу, что произведение представляет собой зашифрованное послание.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Гоголь. Все произведения
Нос. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Действие пьесы развернулось в маленьком городе Калинове. Кулигин, изобретатель, ищущий вечный двигатель, и конторщик Кудряш любовались Волгой, сидя в общественном саду.
Книгу «Последнее желание» можно назвать началом эпической саги о ведьмаке, Геральте из Ривии. Поскольку она является сборником рассказов, то начало повествования ознаменовывается знакомством с главным героем
У жены барабанщика скоро должен был родиться малыш. Это был желанный ребенок, и будущая мать мечтала, чтобы ее сынок оказался хоть немного похожим на позолоченных херувимчиков, виденных ею в церкви на новом алтаре.
В рассказе Тургенева «Часы» повествуется о человеческой дружбе и о том, как дорогой подарок приносит несчастья двум героям произведения.
Краткое содержание «Нос»
Всего получено оценок: 2682.
О произведении
Повесть «Нос» Н.В. Гоголя была написана в 1832–1833 годах. Впервые произведение опубликовали в 1836 году в журнале «Современник». Повесть является одним из ярчайших сатирических произведений русской литературы.
Через фантастическую сюжетную линию о носе, который покинул своего владельца и надел мундир, автор показывает абсурдность чиновничьей жизни. Карьерист Ковалёв, лишившийся носа, лишается и своего имиджа и не может нести службу без столь важной части лица.
На нашем сайте вы можете читать краткое содержание «Нос» Гоголя по главам, которое поможет вам подготовиться к уроку и вспомнить сюжет произведения.
Место и время действия
События рассказа происходят с 25 марта по 7 апреля 1836 года в Петербурге.
Главные герои
Краткое содержание
Глава 1
Иван Яковлевич пытается незаметно выбросить находку, но ему постоянно мешают. В отчаянии цирюльник направляется к Исакиевскому мосту и бросает тряпку с носом в Неву. Радуясь разрешению проблемы, цирюльник вдруг замечает в конце моста квартального надзирателя, и героя задерживают.
Глава 2
Глава 3
7 апреля нос Ковалева неизвестным образом оказался снова на своем месте. Теперь Иван Яковлевич бреет мужчину с особой осторожностью, стараясь не прикасаться к его носу. «И после того майора Ковалева видели вечно в хорошем юморе, улыбающегося, преследующего решительно всех хорошеньких дам».
Заключение
В повести «Нос» Гоголь остро осмеивает недостатки современного ему общества, для которого типичными были такие типы людей, как коллежский асессор Ковалев. То, что Ковалев по сюжету повести теряет именно нос, не случайно: этим автор подчеркивает душевную и умственную бедность героя, для которого внешность была единственным его достоинством.
Краткий пересказ «Носа» Гоголя будет интересен учащимся школ, студентам и всем ценителям русской литературы.
Тест по повести
Небольшой тест на знание содержания произведения:
Смысл рассказа Нос — Гоголя
Признанный уважаемыми историками и литераторами великий русский публицист, поэт и прозаик Н.В.Гоголь взбудоражил русскую литературу своими, не побоюсь сказать, гениальными рассказами и повестями, в которых в совершенно непредвиденных ситуациях с долей мистики и тайны раскрываются обыденные темы и вопросы. Одной из подобных повестей Н.В.Гоголь не на шутку ввел в замешательство читателей, ведь в ней происходили абсолютно никому непонятные события, а суть и основной посыл были скрыты в самых глубоких глубинах. Речь идет о известном произведении русского драматурга под названием «Нос». Давайте же разберемся, что такого удивительного можно прочесть в этой книги и как это повлияло на читателей той эпохи!
Смысл названия Нос
Название повести уже заставляет призадуматься и навострить уши. «Нос»? Почему целое произведение названо в честь одной части лица человека? Неужели нос является главным героем? Ха-ха, смешно. Да как бы не так! Нос действительно можно назвать ведущим героем произведения. Дело в том, что, по сюжету, нос главного героя обособляется и становится отдельной личностью! Такой абсурдный зачин произведения заставляет усомниться в возвышенности посыла всей повести. Но это вовсе не так. Как мы сказали ранее, Н.В.Гоголь позволяет читателю заинтересоваться сюжетом и замыслом произведения путем предоставления большой роли мистике, фантастике и всем известному абсурду. Чем ярче и необычнее описаны события, тем сильнее виден смысл и тем сильнее он отпечатается в памяти читателей.
Такой ход очень важен для самого писателя, ведь его главной целью является донести до людей свои мысли как можно четче и понятнее. В данном случае, Гоголь хотел продемонстрировать две основные идеи, плавно переплетающиеся друг с другом. Первой реакцией главного героя (асессора Ковалёва) после обнаружения необычной пропажи был страх показаться на публике в таком виде. Стать выше чином, построить успешную карьеру любым путем — именно это являлось главным желанием бедного асессора. Но без носа его планы терпят крушение, ведь Ковалев не может предстать перед уважаемыми вышестоящими гражданами в таком виде.
Смысл рассказа Нос
Н.В.Гоголь показал, что ведущей целью жизни практически всех «маленьких людей», нищих и бедных является рост по карьерной лестнице. Это, безусловно, показывает глубочайшие изъяны общества того времени (на самом деле, сейчас мало что изменилось). Второй смысл, который внес писатель в свою повесть — истинный Петербург представлен не высокими чинами и ухоженными улицами; правдивая сторона «гиблого» города состоит из бедных людей «низшего сорта», отчаянно стремившихся встать на чин выше, стать богаче и краше, гоняясь за благословением «значительных лиц». Как и во многих своих произведениях («Шинель», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» и т.д.),
Н.В.Гоголь в своей повести «Нос» стремился показать во всей красе острую социальную несправедливость, недостатки и «пробоины» иерархии, абсурдность современного общества. Также можно заметить, что во всех своих произведениях «о маленьком человеке» писатель использует Петербург в качестве фона действий, предоставляя читателю возможность увидеть настоящую сторону аристократичного города.