О чем рассказ нагибин эхо
О чем рассказ нагибин эхо
Микропересказ : Дружба между мальчиком, собирающим камни, и девочкой, коллекционирующей эхо, оканчивается предательством и обидой. Они расстаются навсегда.
Рассказ ведётся от лица мальчика Серёжи.
Действие происходит в местности под названием Синегория. Мальчик Серёжа собирает камни на берегу моря. Здесь он встречается с девочкой Викториной, которую все называют Витькой. Серёжа гордо демонстрирует ей свою коллекцию морских камешков, но она не производит на Витьку никакого впечатления. Девочка обещает показать свою коллекцию — она собирает эхо. Заинтригованный мальчик встречается с Викториной на следующий день.
Вдвоём они уходят в горы, где Витька демонстрирует ему разнообразие своей коллекции эха. Через некоторое время они начинают дружить. Серёжа даже привыкает к её манере купаться голой.
Однажды, во время купания, на пляже появляется ватага мальчишек. Увидев голую девчонку, они начинают зло подшучивать над ней. Витька просит Серёжу помочь, дать ей её трусики, но мальчик просто стоит и ничего не делает. Девочка обижается на него, и, одевшись, убегает, напоследок обозвав его жалким трусом.
Серёжа обещает мальчишкам показать коллекцию эха, но не может выполнить своего обещания. Когда они поднимаются в горы и начинают кричать, эхо не отзывается. Подумав, что их обманывают, рассерженные мальчишки уходят.
Вскоре Витька находит Серёжу и сообщает ему, что уезжает домой, в Харьков. Она рассказывает, почему эхо ему не отвечало. Оказывается, имеет большое значение место, с которого надо кричать.
Мальчик бежит на автобусную станцию и видит подругу в автобусе. Проезжая возле ручья, Витька, по старой примете, кидает в него монетку для того, чтобы вернуться.
Серёжа хочет, чтобы поскорей пришёл день отъезда, тогда бы он тоже кинул монетку, обязательно вернулся бы сюда и встретился с подругой. Этому не суждено было сбыться. Когда пришёл день отъезда, Серёжа забыл бросить монету.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
24.08.2020
Нагибин Ю. «Эхо»
Читайте краткое содержание других рассказов Юрия Нагибина:
«Старая черепаха»
Главные герои рассказа «Эхо» и их характеристика
Чему учит рассказ «Эхо»
Рассказ учит дружить, учит помогать друг другу и поддерживать в трудную минуту. Учит быть смелым и заступаться за тех, кого обижают. Учит уметь прощать. Учит видеть красоту.
Отзыв на рассказ «Эхо»
Мне очень понравилась девочка Витька, которая собрала коллекцию эха. Видно было, что девочка пытливая и бесстрашная. Она облазила скалы и нашла места, с которых можно услышать эхо. А вот Сережа повел себя некрасиво, он струсил, предал друга, боялся, что над ним станут смеяться. И мне понравилось, что Витька простила его, и даже раскрыла секрет эха. А Сережа наконец понял, что теряет, и какой красивой была его подружка, но было поздно.
Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Эхо»
Эта история началась тридцать лет назад в Синегории, когда Сережа собирал камни на берегу. Он присел на какую-то тряпку, а оказалось, что это купальник девочки, вышедшей из моря.
Девочка посмотрела на камни, которые собирал Сережа и они ей не понравились. Еще меньше ей понравился рассказ о бабочках, которых собирал мальчик.
Дети искупались, а когда пошли от моря, познакомились. Девочку звали Викторина, Витька, а мальчика Сережа. Викторина повела Сережу к скале Чертов палец, и остановившись в нужном месте крикнула. В ответ раздалось раскатистое эхо и Сережа был поражен красотой звука. Он тоже крикнул и услышал тройной ответ.
Дети прошли дальше в скалы и оказались на выступе, нависавшем над пропастью. В пропасти тоже жило эхо, громкое, как добродушный великан.
Следующее эхо жило в узком ущелье, а еще одно в темном провале, ведущим вглубь горы.
Это была коллекция Викторины и она потрясла воображение Сережи, хотя тот пытался не показать этого.
Сережа подружился с Витькой, облазил с ней все горы и часто купался в море. Однажды, когда Сережа уже вылез из воды, а Витька еще купалась, на пляж вышла ватага мальчишек. Они заметили Витьку и стали смеяться и издеваться. Витька попросила Сережу принести купальник, но мальчишки запугали Сережу и тот не двинулся с места. Витьке пришлось самой вылезать из воды и одеваться под смех мальчишек. Она назвала Сережу трусом и убежала.
А Сережа, чтобы показаться крутым, повел мальчишек в горы, показать коллекцию эхо, которую собирала Витька.
Он водил их от одного места к другому, кричал в пустоту, но эхо молчало. Мальчишки посмеялись над Сережей и ушли.
Сережа остался один. Его осудила даже мама, сказав, что горы отвечают только честным и чистым.
Иногда Сережу видел мельком Витьку, но не говорил с ней.
А потом Витька сама пришла к нему и сказала, что завтра уезжает. Она подарила Сереже коллекцию эха, и объяснила, что кричать нужно с определенного места, иначе эхо не отзовется.
Когда Витька убежала, мама Сережи спросила, что это было за чудное существо. Сережа сказал, что это Витька, а мама сказала, что девочка очень красивая. Когда Сережа попытался спорить, мама сказала, что он ничего не понимает в красоте.
И Сережа бросился следом за Витькой. Та уже села с матерью в автобус, но увидев Сережу открыла окно. И мальчик сказал девочке, что она очень красивая. А Витька улыбнулась и бросила в окно монетку, чтобы вернуться.
Сережа с нетерпением ждал дня отъезда, чтобы тоже бросить монетку, но в последний момент забыл это сделать и никогда больше не был в Синегории.
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Эхо»
Нагибин «Эхо»: краткое содержание, главная мысль, кто главные герои?
Однажды ребята купались в море и к ним подошли соседские мальчишки. Произошел неприятный инцидент, во время которого Сережа чуть-чуть смалодущничал. Обозвав его трусом, Витька убежала. На этом их отношения прекратились.
Перед самым отъездом Витька пришла проститься с Сережей, она не держала на него зла, а Сережа, глядя на увозящий ее автобус, с тоской и болью понял, как дорога была ему эта девочка и как много он потерял в связи с ее отъездом.
Однажды днем Сережа собирал на диком пляже камушки и здесь он познакомился с девочкой. Дети разговорились и мальчик рассказал, что собирает велосипеды различных марок, а девочка раскрыла ему тайну: она коллекционировала эхо. Она поведала, что эхо может быть трехголосым, звонким, отрывистым и глухим, и предложила познакомить мальчика с каждым из них.
Как-то дети купались возле пристани и вдруг на берег вышли мальчишки, с которыми Сережа не смог подружиться. Они стали обидно подшучивать над Витькой, особенно старался предводитель ребят Игорь. Сережа за девочку не вступился и она убежала, а напоследок обозвала его трусом.
Витьку мальчик увидел только перед самым отъездом девочки, она сама пришла к его дому и раскрыла тайну. Оказалось, что эхо отвечает только в определенных местах, которые нужно знать.
Девочка ушла, а Сережа прибежал на автобусную станцию и увидел Витьку в автобусе. Он прокричал ей, что она самая красивая, а девочка бросила через ручеек монету, для того, чтобы вернуться в эти места.
Сережа вспоминает, что тоже хотел бросить монету, чтобы еще раз увидеть Витьку, но забыл это сделать.
Главная мысль рассказа заключается в том, что дружить нужно уметь, а настоящего друга нужно беречь. Когда-то Сережа не смог защитить свою подругу и сожалеет об этом. Он переосмыслил ту давнюю встречу и понял, что совершил ошибку и обидел когда-то девочку с чистой душой.
Думаю, главную мысль рассказа выражают слова матери Сережи, которая так прокомментировала его неудачный поход «за эхом»:
Рассказ учит нас быть честными и отзывчивыми людьми, и тогда эхо непременно нам ответит.
Детский час
для детей и родителей
Отзыв о рассказе Нагибина «Эхо»
Главные герои рассказа Юрия Нагибина «Эхо» — мальчик и девочка, которые познакомились во время отдыха на берегу моря. Мальчика звали Сережа, и он собирал камешки на пляже. Там он и встретил девочку по имени Виктория, которой нравилось, чтобы ее называли Витькой. Витька была некрасива, но у нее было необычное увлечение – она коллекционировала эхо. Свое увлечение девочка хранила в секрете, но Сереже о нем рассказала. Тот сначала не поверил, что можно собирать эхо, но на следующий день Витька повела его в горы и показала свою коллекцию.
И действительно, коллекция Витьки оказалась очень необычной. В разных местах эхо звучало совсем по-разному: то оно казалось таинственным, то гудело, как пустая бочка, то откликалась по многу раз. Целый день Сережа и Витька увлеченно лазали по горам, изучая необычную коллекцию.
Так началась их дружба. Они вместе купались в море и ходили в горы в поисках нового эха для Витькиной коллекции. Но однажды их дружба дала трещину. В тот день Витька купалась в море, а Сережа сидел на песке. Мимо проходили мальчишки, с которыми Сережа давно хотел подружиться. Мальчишки стали подшучивать над Витькой, а Сережа не встал на ее защиту. Витька обиделась, назвала Сережу трусом и ушла.
А Сережа, чтобы подружиться с мальчишками, рассказал им про эхо. На следующий день он повел новых друзей в горы, но у него почему-то не получилось вызвать эхо. Сколько он ни старался, эхо никак не проявляло себя. Мальчишки назвали Сережу трепачом и ушли. А Сережа остался теряться в догадках, почему же эха не было. Он даже начал думать, что эхо появляется только в присутствии Витьки.
Но с Витькой он рассорился, и дни отдыха теперь протекали очень скучно. Иногда Сережа видел Витьку в разных местах, но бывшие друзья не общались друг с другом. И только перед своим отъездом Витька пришла к Сереже и рассказала ему секрет горного эха. Оказывается, чтобы эхо зазвучало, требовалось находиться в строго определенном месте.
Рассказав Сереже свой секрет, Витька ушла на автобусную станцию. А мама Сережи, узнав, что это приходила Витька, назвала ее чудесной и красивой девочкой. После маминых слов Сережа побежал на автостанцию и успел рассказать Витьке о маминых словах. Он увидел, что Витька обрадовалась этим словам, потому что она широко ему улыбнулась. Когда автобус поехал, Витька высунулась из окна и бросила монетку, чтобы однажды снова вернуться на это место.
Сережа решил тоже бросить монетку, когда будет уезжать, но когда наступил день отъезда, он забыл это сделать.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Нагибина «Эхо» заключается в том, что дружбой надо дорожить. Сережа не вступился за Витьку, когда над ней смеялись мальчишки, и девочка обиделась на своего друга.
Рассказ Нагибина «Эхо» учит уважительно относиться к чужим секретам. Витька никому не рассказывала о своем увлечении, коллекционировании эха. И только с Сережей она поделилась своей тайной. А Сережа рассказал чужой секрет мальчишкам. Но он поплатился за то, что сделал – эхо не проявило себя, когда Сережа хотел его продемонстрировать своим новым друзьям.
В рассказе мне понравилась девочка по имени Витька, которая простила Сережу и рассказала ему секрет эха. Витька — великодушна, добра, открыта. Такими людьми надо дорожить. Сережа не распознал душевной красоты Витьки. Такое тоже бывает. Если Сережа желает улучшить свой характер, ему нужно над собой работать. И к выбору друзей относиться очень тщательно.
Какие пословицы подходят к рассказу Нагибина «Эхо»?
Как аукнется, так и откликнется.
Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.
Была вина, да прощена.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Эхо — краткое содержание для читательского дневника
Популярные сегодня пересказы
Очень кратко: Дружба между мальчиком, собирающим камни, и девочкой, коллекционирующей эхо, оканчивается предательством и обидой. Они расстаются навсегда.
Рассказ ведётся от лица мальчика Серёжи.
Действие происходит в местности под названием Синегория. Мальчик Серёжа собирает камни на берегу моря. Здесь он встречается с девочкой Викториной, которую все называют Витькой. Серёжа гордо демонстрирует ей свою коллекцию морских камешков, но она не производит на Витьку никакого впечатления. Девочка обещает показать свою коллекцию — она собирает эхо. Заинтригованный мальчик встречается с Викториной на следующий день.
Вдвоём они уходят в горы, где Витька демонстрирует ему разнообразие своей коллекции эха. Через некоторое время они начинают дружить. Серёжа даже привыкает к её манере купаться голой.
Продолжение после рекламы:
Однажды, во время купания, на пляже появляется ватага мальчишек. Увидев голую девчонку, они начинают зло подшучивать над ней. Витька просит Серёжу помочь, дать ей её трусики, но мальчик просто стоит и ничего не делает. Девочка обижается на него, и, одевшись, убегает, напоследок обозвав его жалким трусом.
Серёжа обещает мальчишкам показать коллекцию эха, но не может выполнить своего обещания. Когда они поднимаются в горы и начинают кричать, эхо не отзывается. Подумав, что их обманывают, рассерженные мальчишки уходят.
Вскоре Витька находит Серёжу и сообщает ему, что уезжает домой, в Харьков. Она рассказывает, почему эхо ему не отвечало. Оказывается, имеет большое значение место, с которого надо кричать.
Мальчик бежит на автобусную станцию и видит подругу в автобусе. Проезжая возле ручья, Витька, по старой примете, кидает в него монетку для того, чтобы вернуться.
Серёжа хочет, чтобы поскорей пришёл день отъезда, тогда бы он тоже кинул монетку, обязательно вернулся бы сюда и встретился с подругой. Этому не суждено было сбыться. Когда пришёл день отъезда, Серёжа забыл бросить монету.
«Эхо» Пэм Муньос Райан начинается как сказка. Читатели знают, что такие сказки, похожие на чрезмерно растянутые эпиграфы, — это ключи к пониманию всей книги. Вот только история про трех сестер, у которых не было имени, обрывается на полуслове. Перед нами лишь фрагмент ключа, который подсказывает: у романа «Эхо» очень необычная композиция, а его героям предстоят нешуточные испытания.
Сказку сменяет историческая повесть, точнее три небольшие повести, связанных темой музыки. Есть и предмет, который объединяет разных людей и их судьбы: губная гармоника с буквой «В» на корпусе. Сначала ею владеет Отто Вестник, герой той самой сказочной экспозиции. Затем инструмент оказывается в 1933 году в Германии, его находит подросток Фридрих Шмидт. В стране, где живет мальчик, принимают все более бесчеловечные законы, родная сестра отказывается от семьи и вступает в «Союз немецких девушек», а отец попадает в концлагерь. Фридрих мечтал стать дирижером, но, кажется, теперь его шансы ничтожно малы. История Фридриха обрывается на самой печальной ноте…
Спустя два года мы видим ту же самую гармонику в Америке, в штате Пенсильвания. На ней играют два родных брата, живущих в сиротском приюте. Мальчики очень одарены в музыке, но это мало волнует хозяйку приюта: похоже, старший брат отправится обрабатывать фермерские поля, а младшему остается государственный приют, условия которого похожи на тюремные. Читателю расскажут, как братья справлялись с трудностями, но мы не узнаем, получилось ли у них…
В следующий раз таинственная гармоника обнаружится в 1942 году, снова в Америке. В мире бушует Вторая мировая война, а маленькая девочка из мексиканской семьи пытается скрасить непростые будни игрой на музыкальном инструменте. Ее родной брат Фернандо воюет в Европе, а семье Лопес предстоит борьба у себя дома: в Калифорнии детям из мексиканских семей по-прежнему запрещено обучаться вместе с остальными американцами. Впрочем, самое важное для Айви и ее семьи — чтобы Фернандо остался жив. Останется ли.
Райан выстраивает свой текст, как музыкальное произведение: задает тему в увертюре, развивает несколько параллельных мелодий, доводит их до кульминации и — наконец — возвращается к началу, резко транспонируя минор в мажор. Три истории, рассказанные автором, утверждают общие ценности: верность принципам гуманизма, любовь к семье, храбрость, патриотизм и равноправие, но лишь в конце мы узнаем итоги пути героев и увидим, как причудливо они сплетаются воедино. Прозвучит и окончание сказки про трех сестер, у которых наконец-то появятся имена, ведь не зря герои остальных, реалистичных историй проходили через десятки непростых испытаний.
Несмотря на то что автор придумал очень сложную «музыкальную» композицию для своего романа, это очень прямолинейная история. В ней есть герои положительные и отрицательные, и почти нет персонажей амбивалентных, тех, которых сложно однозначно отнести к тем или другим (разве что Элизабет, сестра Фридриха, да несчастный мистер Уорд, который так тоскует по убитому сыну, что везде готов видеть врагов). Порядочные, смелые и добрые закономерно получают по заслугам, то есть добиваются счастья и признания, а про злых автор попросту забывает, у них в этой истории нет будущего.
Своих симпатичных, хотя и выдуманных персонажей автор старательно помещает в реальный исторический контекст. Райан не просто почерпнула из учебников общие знания о ситуации в Германии в конце 30-х гг. или расовой сегрегации в Калифорнии в начале 40-х гг. прошлого века, она выяснила все важные подробности, с которыми связаны события жизни героев книги. Упомянутое в книге судебное дело «Роберто Альварес против райотдела образования Лемон-Гроув» действительно слушалось в суде штата Калифорния. В Филадельфии на самом деле существовал детский оркестр губных гармоник. А хроматические губные гармоники фирмы Хонера, о которых немало говорится в этой книге, до сих пор производятся на той же самой фабрике в немецком городе Троссингене, где работали члены семьи Шмидт. Даже история о том, как губная гармоника спасла жизнь солдата, выдумана лишь отчасти — в Немецком музее ручных и губных гармоник автору книги показали десятки гармоник с засевшей внутри них пулей и солдатские письма с благодарностями.
Наверняка многим покажется, что повести отчаянно не хватает сопровождающего саундтрека, вроде тех, что бывают в фильмах. Герои постоянно слушают, исполняют или поют разные музыкальные произведения, от классики до патриотических американских песен первой половины прошлого века. Они рассуждают о музыке, учатся понимать классику и блюз, любуются разными музыкальными инструментами. Каждая из частей начинается песней, которая заменяет эпиграф, можно прочитать текст и даже спеть «Колыбельную» Брамса на стихи из сборника немецкой народной поэзии или песню «Старая дружба» на слова Роберта Бернса.
Для российских читателей роман «Эхо» станет первым знакомством с творчество Пэм Муньос Райан. У себя на родине книга издана на двух языках, английском и испанском, и невероятно популярна. Помимо авторитетной библиотечной премии Newbery Honor, ежегодно присуждаемой библиотекарями лучшим литературным произведениям для детей, она стала обладателем титула «книга года» по версии издания Publisher Weekly и бестселлером New York Times.
Ким «Соловьиное эхо» — краткое содержание
Словно Харон, у пристани появляется старик в лодке. У него и спрашивает Отто Мейснер, как найти купца Тяна. Провожатые ведут магистра в село над высоким берегом. В доме купца Отто слышит женский плач и причитания. Прочитав письмо, купец оставляет гостя в отведенной ему комнате. Укладываясь спать, Отто мысленно желает своему деду доброй ночи. После утреннего туалета Отто готовит на спиртовке кофе, запах которого распространяется по всему дому. Приходит хозяин, рассказывает о своей беде: тяжело больна и находится при смерти его младшая дочь. Но Тян уверяет гостя, что сделает для него все так, как пишет в письме Опоелов. Кореец уходит, но спустя некоторое время возвращается и просит чашку кофе. Оказывается, умирающая восемнадцатилетняя девушка хочет попробовать то, что так удивительно пахнет. Отто заваривает новый кофейник и несет его девушке. И за время, пока тоненькая струйка кофе льется в фарфоровую чашку, рассказывающий эту историю через много лет внук Отто Мейснера видит все, что осуществится между его дедом и распростертой перед ним на одре болезни корейской девушкой Ольгой.
Больная поправляется. И купец Тян теперь в полной мере уделяет внимание гостю, обучая его хитрым секретам выращивания мака.
Однажды ночью Отто долго слушает соловьиное пение и во сне видит свое объяснение с Ольгой. Над водами Стикса, на высоком мосту, под которым слышится глухое покашливание оставшегося без работы Харона, они встречаются, и Ольга говорит о том, что она отныне и навеки принадлежит только ему, Отто, и предлагает бежать вместе из родительского дома. И уже не во сне, а наяву вскоре они обсуждают план бегства. Ольга уезжает из дома — якобы погостить к родне, в другом селе садится на пароход. К прибытию этого парохода Отто прощается с хозяином и отплывает — уже вместе с Ольгой. После первого поцелуя Ольга подходит к окну каюты, чтобы в последний раз посмотреть на родной берег. И видит приникшую к стеклу старшую сестру. Сестра бросается в воду и кричит: «Ты еще вернешься ко мне, Ольга! Вот увидишь!»
На второй день беглецы сходят с парохода и венчаются в церкви большого села. На высоком берегу, под яблоней, на походной кровати Отто укладывает свою жену спать.
Страница: [ 1 ]
Трусость или предательство?
Рассказ «Эхо» Нагибин продолжается неприятным случаем. Как-то Серёжа и Витька были на пляже. Девочка как обычно плескалась в своём первозданном виде, а он сидел на берегу. Вдруг показалась компания мальчишек во главе с Игорем. Серёже давно хотелось завести с этим авторитетным мальчиком дружбу, но тот не обращал на него внимания. Ребята увидели, что Вика купается нагая, и стали смеяться. Сначала они хотели залезть в воду, но девочка подняла камень, угрожая им. Тогда мальчишки сели около её одежды и стали ждать. Девочка просила Серёжу принести ей вещи, но Игорь это делать запретил, и тот не помог своей подруге.
Замёрзшая в воде девочка всё-таки вышла, прикрывшись руками, оделась и крикнула Сергею, что он трус. Вот такой рассказ написал Нагибин. «Эхо» (краткий пересказ был представлен в статье) заканчивается на позитивной ноте. Сергей хотел поднять свой авторитет в новой компании и повёл ребят слушать эхо. Но оно не зазвучало. Девочка Вика пришла к нему попрощаться, нарядная и красивая, так как уезжала с мамой, и рассказала, где именно нужно кричать, чтобы эхо прекрасно звучало.
Эхо — Нагибин Юрий Маркович
Изменить размер шрифта:
Юрий Маркович Нагибин
Синегория, берег, пустынный в послеполуденный час, девчонка, возникшая из моря… Этому без малого тридцать лет!
Я искал камешки на диком пляже. Накануне штормило, волны, шипя, переползали пляж до белых стен приморского санатория. Сейчас море стихло, ушло в свои пределы, обнажив широкую, шоколадную, с синим отливом, полосу песка, отделенную от берега валиком гальки. Этот песок, влажный и такой твердый, что на нем не отпечатывался след, был усеян сахарными голышами, зелено-голубыми камнями, гладкими, округлыми стекляшками, похожими на обсосанные леденцы, мертвыми крабами, гнилыми водорослями, издававшими едкий йодистый запах. Я знал, что большая волна выносит на берег ценные камешки, и терпеливо, шаг за шагом, обследовал песчаную отмель и свежий намыв гальки.
— Эй, чего на моих трусиках расселся? — раздался тоненький голос.
Я поднял глаза. Надо мной стояла голая девчонка, худая, ребрастая, с тонкими руками и ногами. Длинные мокрые волосы облепили лицо, вода сверкала на ее бледном, почти не тронутом загаром теле, с пупырчатой проголубью от холода.
Девчонка нагнулась, вытащила из-под меня полосатые, желтые с синим, трусики, встряхнула и кинула на камни, а сама шлепнулась плашмя на косячок золотого песка и стала подгребать его к бокам.
— Оделась бы хоть… — проворчал я.
— Зачем? Так загорать лучше, — ответила девчонка.
— Мама говорит, у маленьких это не считается. Она не велит мне в трусиках купаться, от этого простужаются. А ей некогда со мной возиться…
Среди темных шершавых камней вдруг что-то нежно блеснуло: крошечная чистая слезка. Я вынул из-за пазухи папиросную коробку и присоединил слезку к своей коллекции.
Девчонка убрала за уши мокрые волосы, открыв тоненькое, в темных крапинках лицо, зеленые кошачьи глаза, вздернутый нос и огромный, до ушей рот, и стала рассматривать камешки.
На тонком слое ваты лежали: маленький овальный прозрачно-розовый сердолик; и другой сердолик — покрупнее, но не обработанный морем и потому бесформенный, глухой к свету; несколько фернампиксов в фарфоровой узорчатой рубашке; две занятных окаменелости: одна в форме морской звезды, другая — с отпечатком крабика; небольшой «куриный бог» — каменное колечко; и гордость моей коллекции — дымчатый топаз, клочок тумана, растворенный в темном стекле.
— Да ты что. За все время.
— Очень надо! — Она дернула худым шелушащимся плечом. — Целый день ползать по жаре из-за паршивых камешков.
— Дура ты! — сказал я. — Голая дура!
— Сам ты дурачок. Марки небось тоже собираешь?
— Ну собираю! — ответил я с вызовом.
— И папиросные коробки?
— Собирал, когда маленьким был. Потом у меня коллекция бабочек была…
Я думал, ей это понравится, и мне почему-то хотелось, чтобы ей понравилось.
— Фу, гадость! — Она вздернула верхнюю губу, показав два белых острых клычка. — Ты раздавливал им головки и накалывал булавками?
— Вовсе нет, я усыплял их эфиром.
— Все равно гадость… Терпеть не могу, когда убивают.
— А знаешь, что я еще собирал? — сказал я, подумав. — Велосипеды разных марок!
— Честное слово! Я бегал по улицам и спрашивал всех велосипедистов: «Дядя, у вас какая фирма?» ОН говорил: «Дукс», или, там, «Латвелла», или «Оппель». Так я собирал все марки, вот только «Эндфильда модели Ройяль» у меня не было… — Я говорил быстро, боясь, что девчонка прервет меня какой-нибудь насмешкой, но она смотрела серьезно, заинтересованно и даже перестала сеять песок из кулака. — Я каждый день бегал на Лубянскую площадь, раз чуть под трамвай не угодил, а все-таки нашел «Эндфильд Ройяль»! Знаешь, у него марка лиловая с большим латинским «Р»…
— А ты ничего… — сказала девчонка и засмеялась своим большим ртом. — Я тебе скажу по секрету, я тоже собираю…
— Эхо… У меня уже много собрано. Есть эхо звонкое, как стекло, есть как медная труба, есть трехголосое, а есть горохом сыплется, еще есть…
— Ладно врать-то! — сердито перебил я. Зеленые кошачьи глаза так и впились в меня.
— Только тебе, больше никому. А тебя пустят? Придется на Большое седло лезть.
— Так завтра с утра и пойдем. Ты где живешь?
— На Приморской, у болгар.
— Значит, я твою маму видел! Такая высокая, с черными волосами?
— Ага. Только я свою маму совсем не вижу.
— Мама танцевать любит… — Девчонка тряхнула уже просохшими, какими-то сивыми волосами. — Давай купнемся напоследок!
Она вскочила, вся облепленная песком, и побежала к морю, сверкая розовыми узкими пятками…
Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое. Море после шторма все еще дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. Когда же на солнце наплывало папиросным дымком тощее облачко, снимая с гравия дорожек, белых стен и черепичных крыш слепящий южный блеск, простор угрюмел, как перед долгой непогодью, а холодный ток с моря разом усиливался.
Тропинка, ведущая на Большое седло, вначале петляла среди невысоких холмов, затем прямо и сильно тянула вверх, сквозь густой пахучий ореховый лес. Ее прорезал неглубокий, усеянный камнями желоб, русло одного из тех бурных ручьев, что низвергаются с гор после дождя, рокоча и звеня на всю округу, но иссякают быстрее, чем высохнут дождевые капли на листьях орешника.
Мы отмахали уже немалую часть пути, когда я решил узнать имя моей приятельницы.
— Эй! — крикнул я желто-синим трусикам, бабочкой мелькавшим в орешнике. — А как тебя зовут?
Девчонка остановилась, я поравнялся с ней. Ореховая заросль тут редела, расступалась, открывая вид на бухту и наш поселок — жалкую горсточку домишек. Огромное, серьезное море простиралось до горизонта водой, а за ним — туманными мутно-синими полосами, наложенными в небе одна над другой. А в бухте оно притворялось кротким и маленьким, играя, протягивало вдоль кромки берега белую нитку, скусывало ее и вновь протягивало…
— Не знаю даже, как тебе сказать, — задумчиво проговорила девчонка. — Имя у меня дурацкое — Викторина, а все зовут Витькой.
— Тьфу, гадость! — Она знакомо обнажила острые клычки.
— Почему? Вика — это дикий горошек.
— Его еще мышиным зовут. Терпеть не могу мышей!
— Ну, Витька так Витька, а меня — Сережа. Нам еще далеко?
— Выдохся? Вот лесника пройдем, а там уже и Большое седло видно…
Но мы еще долго петляли терпко-медвяно-душным орешником. Наконец тропинка раздалась в каменистую дорогу, бело сверкающую тонким, как сахарная пудра, песком, и вывела нас на широкий пологий уступ. Тут, в гуще абрикосовых деревьев, ютилась сложенная из ракушечника сторожка лесничего.
Едва мы подступили к уютному домику, как тишина взорвалась бешеным лаем. Гремя цепями, навешенными на длинную проволоку, на нас вынеслись два огромных лохматых, грязно-белых пса, взвились на воздух, но, удушенные ошейниками, выкатили розовые языки, захрипели и шмякнулись на землю.
— Не бойся, они не достанут! — спокойно сказала Витька.
Зубы псов клацали в полушаге от нас, я видел репьи в их загривках, клещей, раздувшихся с боб, на храпе, только глаза их тонули в шерсти. Странно, из сторожки никто но вышел, чтобы унять псов. Но как ни кидались псы, как ни натягивали проволоку, они не могли нас достать. И когда я уверился в этом, мне стало щемяще-радостно. Наш поход вел нас к скалам и пещерам, населенным таинственными голосами, не хватало лишь грозных стражей, драконов, преграждающих смельчакам доступ к тайне. И вот они, драконы — эти заросшие, безглазые, с красномясым зевом псы!