О чем рассказ дядя ваня чехова

Краткое содержание Дядя Ваня Чехова

Пьеса прекрасного писателя впервые была поставлена в конце декабря 1889 года, которая показала судьбу Ивана Петровича Войницкого, или как его все называли дяди Вани.

На протяжении всей драмы мы видим, как этот человек во всей своей неудачной жизни винит не себя, а только обстоятельства. Но о своих бесцельно прожитых годах он понимает только в конце жизни.

Доктор же жалуется Войницкому на тяжелый труд врача, на безобразное содержание нездоровых пациентов. Но в тоже время Астахов выступает против вырубки леса и сам высаживает пару саженцев.

Дядя Ваня же просто так не существует в поместье Он вместе с Сонечкой, дочкой Серебрякова от первого брака, вел домашние дела. И девушке он очень нравился.

Работая на Серебрякова, дядя Ваня отметил для себя, насколько бездарен и никому не нужен Серебряков, который пытался еще показать себя.

А ведь они с Соней работают честно, отдавая каждую копейку профессору, и никакого уважения по отношению к ним они не видят.

Соня ненавидит мачеху, ведь с ее появлением люди в поместье разленились работать. Она любит устраивать одни лишь праздники. Серебряков решается продать поместье. Он извещает об этом всех родных, и рассказывает бизнес план. Все вырученные деньги от продажи, он вкладывает в банк и будет жить на проценты.

Такая жизнь заставляет дядю Ваню покончить жизнь самоубийством, но Сонечка предотвращает этот шаг. Он очень сильно мучается, что Елена любит Астрова, и не откликается на признания в любви нашего героя. Астахов же в свою очередь просит Елену остаться с ним, но женщина не соглашается. Она не хочет позорить своего мужа и уезжает с ним в город.

У профессора меняются планы по вопросу продажи имения, и дядя Ваня остается здесь же, отправляя некоторые счета по хозяйству хозяину. Отбывает и Астахов. И остаются Сонечка с дядей Ваней, которые чтобы забыться от неприятных событий, происшедших недавно, продолжают вести свою нудную работу по хозяйству. В процессе работы между ними завязывается разговор, где дядя Ваня все ноет, как тяжела его жизнь. А Сонечка лишь подтверждает его фразы, и заявляет о том, что это их судьба.

Произведение учит нас жить не книжном мире, ориентируясь на свои мечты, а совершать все свои поступки в реальной жизни. Мир грез и фантазий может привести к неудачной судьбе. Свои мысли еще нужно претворять в жизнь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

Дядя Ваня. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Роман повествует нам о приключениях солдата, который ушел в отставку причине своего бестолкового поведения. В самом начале произведения мы видим, что политические события, происходящие в Праге в 1941 году

События, описанные в опере Пуччини «Богема», происходят в Париже в первой половине девятнадцатого века. Главные герои – молодые творческие люди, которые живут в нищете, но при этом они веселы и беспечны.

Рассказ Астафьева Песнопевица повествует о судьбе маленькой девочки Гали, у которой очень рано умерла мать.

Произошёл со мной занятный случай. Поставила меня в неудобное положение моя внучка. Уже четыре летних периода мы отдыхали в деревне.

Источник

Кратко «Дядя Ваня» А. П. Чехов

В «Дяде Ване» Антон Павлович выводит на сцену сразу нескольких таких скромных, незаметных людей, вся жизнь которых стала служением.

Смысл пьесы – просто, без пафоса и героики рассказать о жизни обыкновенного «маленького человека».

Очень краткий пересказ пьесы «Дядя Ваня».

Действие «Дяди Вани» происходит в деревне, в небольшом имении, находящемся в собственности дочери профессора Александра Владимировича Серебрякова – Сони.

Размеренное существование небогатого помещичьего дома, где проживали Соня, ее дядя Иван Петрович Войницкий (он же – дядя Ваня), бабушка Сони Мария Васильевна, обедневший дворянин Телегин и старая няня Марина, резко меняется после приезда туда знаменитого профессора Серебрякова с супругой Еленой Андреевной.

Ранее все члены семьи жили по строгому распорядку, работали, отдыхали и ясно видели цели и смысл своей жизни, не испытывая сомнений.

Отныне режим дня сбивается, как сетует старая нянька, чай пьют в 2 часа, а обедают в семь вечера. Жизнь членов семьи начинает крутиться вокруг профессора и его молодой жены, которые почти праздны, всем недовольны и заражают окружающих своей апатией.

Даже приезжающий к Серебрякову по вызову (лечить ревматизм) доктор Астров, чрезвычайно деятельный человек, становится вял и равнодушен, периодически попивает «горькую».

В ходе действия выясняется, что в тихом омуте кипят нешуточные страсти: дядя Ваня осознает, что жизни его и его матери были напрасно положены к ногам «великого» профессора, которому они ночами переводили книги, а днем выжимали последние крохи из полуразоренного имения, чтобы отослать знаменитому родственнику деньги.

Он разочарован, при этом пытается озарить жизнь свою новым смыслом: влюбившись в Елену Андреевну, признается ей в чувствах.

Его племянница Соня, некрасивая, тихая, но очень умная и трудолюбивая девушка, которая тоже постоянно работала на отца-профессора, влюбляется в доктора Астрова.

Он нравится ей цельностью натуры, целеустремленностью, попытками хоть чуточку исправить этот мир, сделать его лучше. Соня признается мачехе и просит ее узнать, что думает по этому поводу Астров.

Ситуация для всех героев складывается неутешительно: Серебряков мучается от старости и болезни, а больше того от осознания собственной никчемности, которую он боится признать открыто, его жена Елена Андреевна вовсе живет без всякого смысла и целей, ей признаются в любви Войницкий и Астров, и обоих она отвергает, ссылаясь на чувство долга, а на самом деле, вероятно, не ощущая в себе смелости что-либо изменить.

Ситуацию усугубляет чувство вины перед Соней: Астров, который нравится девушке, любит Елену Андреевну, «роскошную женщину».

Кульминацией становится сцена, когда профессор объявляет о своем решении продать имение и купить себе и жене дачу в Финляндии. Судьба остальных членов семьи его не очень волнует.

Войницкий срывается: стреляет в профессора, однако промахивается. Тогда, не чувствуя больше никакого желания жить, он крадет у доктора склянку с морфием, чтобы покончить с собой. Но ему мешают Астров и Соня.

В конце герои остаются «при своем»: Серебряков и Елена Андреевна уезжают в Харьков, имение остается в собственности Сони, которая вместе с примирившимся со своей судьбой дядей Ваней вновь принимается работать.

Соня и Иван Петрович снова налаживают прежнюю систему. Быт становится размеренным, вырученные деньги опять аккуратно высылаются профессору. Герои пережили настоящую грозу, которая прошла, не принеся облегчения.

Главные герои и их характеристика:

Второстепенные герои и их характеристика:

Краткое содержание пьесы «Дядя Ваня» подробно по действиям.

Действие 1.

В первом действии читатель знакомится с главными и второстепенными персонажами пьесы. За чаем сидят Марина, Войницкий, приходит Астров, которого вызвали лечить ревматизм у Серебрякова, решившего переехать жить в именье первой жены.

Беседуют о том, что раньше жизнь была размеренной и упорядоченной, наполненной смыслом, до приезда профессора Серебрякова. Войницкий сетует: раньше он с Соней охотно занимался делами, а с приездом четы Серебряковых бросил все на племянницу и няню и проводит время в праздности.

Словно в доказательство его слов приходят мужики, с которыми он разбираться не хочет. Отправляется это делать няня.

Астров рассуждает о том, что всю жизнь он занят, ни единой свободной минуты. Приходится бороться с болезнями, нищетой, косностью и узостью забитого и замученного нуждой российского мужика.

Никакой помощи ниоткуда. Такая беспросветность за 10 лет превратила его из цветущего молодого человека в пьющего разочарованного всем мужчину.

Однако Астров не сдается: он пытается сам воздействовать на окружающий его нищий, вымирающий мир: сажает лес, любуется каждой спасенной березкой. Это поддерживает его и придает смысл его существованию.

Приходят супруги Серебряковы. Муж просит чаю в кабинет и уходит, чувствуя, что его не слишком принимает собравшееся общество. Жена остается.

Соня мирит разругавшихся дядю Ваню и бабушку, поспоривших из-за разного понимания происходящих событий. Бабушка живет прошлым, очарована профессором, а сын Иван пытается открыть ей глаза, объясняя, что, по сути, это такой же никчемный человек, как многие, что он всю жизнь лишь занимал чужое место, присваивал чужие мысли получал чужие регалии.

В конце действия дядя Ваня набирается смелости и признается в любви Елене Андреевне, словно последнему лучу надежды в его тусклой жизни.

Действие 2.

Второе действие разворачивается ночью. Мир погибает – маленький мирок помещичьей семьи рассыпается, точно карточный домик.

Серебряков и Елена Андреевна раздраженно беседуют у окна. Он стар и становится брюзглив, словно завидуя чужой молодости.

Требует заботы, изводит всех мелочными просьбами и нытьем. Капризен: сам вызвал доктора Астрова и потом отказался его принять, а тому пришлось оторваться от дел и ехать за много верст.

Входит Соня. Соня мягко укоряет отца, а затем появляется Марина, которая, жалея старика, уводит его спать.

Появляется пьяный Войницкий. Выпив, он становится решительным: требует ответа от Елены Андреевны. Говорит о своем разочаровании: о том, как когда-то обожал профессора, как работал на него, отдавая ему последнее, и как вдруг осознал его ничтожность.

Он как будто влюблен в Елену Андреевну, но и ее ненавидит за лень, за ее «ленивые мысли о погибели мира», за то, что она ничего не делает. Тем не менее предлагает ей свою любовь. Елена Андреевна в гневе отказывает.

Входит Астров, тоже пьяный. Говорит откровенно, что дом этот кажется ему неблагополучным, душным, что здесь он «не выжил бы месяца». Хочет еще выпить, но Соня не позволяет ему. Астров и Соня жмут друг другу руки.

Соня и Елена Андреевна остаются одни. Соня признается в своих чувствах к Астрову мачехе. Доктор – талантливый человек, добрый, прекрасный, убеждена девушка.

Елена Андреевна думает о своем: ей грустно оттого, что сама она «эпизодический человек», не умеет испытывать такие сильные чувства, живет поверхностно и бесцельно.

Действие 3.

Днем в гостиной встречаются дядя Ваня, Соня и Елена Андреевна. Войницкий не теряет надежды на любовь Серебряковой и уходит, чтобы нарвать ей букет роз.

Соня просит мачеху потихоньку узнать, какие чувства Астров испытывает к ней, Соне. Елена Андреевна искренне обещает. Входит Астров, Соня уходит.

Между Астровым и Серебряковой начинается серьезный разговор, в ходе которого выясняется: доктор не испытывает чувств к Соне, хотя уважает и ценит ее, как человека.

Любовь он испытывает не к бедной девушке, а к красавице Елене Андреевне. Он начинает рассказывать ей о своей картограмме, которую терпеливо составляет годами, где изображены зеленые насаждения, о том, как пытается спасти хоть клочок мира, доступный ему, от вымирания.

Однако замечает, что собеседнице это попросту неинтересно. Мысли и горячие мечты доктора понятны скучающей светской даме, но совершенно не трогают ее, оставляют ее равнодушной.

В этот момент входит дядя Ваня с букетом. Он видит сцену, когда Астров обнимает Елену Андреевну. Он сражен и окончательно разочарован.

Ситуация становится крайне напряженной: входит Серебряков. Он просит собраться всех жильцов дома, чтобы обсудить вопрос продажи имения.

По его мнению, это решило бы финансовые проблемы. При этом сам он с женой перебрался бы на дачу в Финляндию, а судьба прочих членов семьи его не волнует – он об этом не думает.

Идея продать имение совершенно потрясает дядю Ваню. Имение – это вся его жизнь, сюда вложены все силы. Это его и его племянницы дом, укрытие, свой мир. При этом Войницкий забывает даже о том, что сам отказался от имения в пользу Сони.

Он страстно хочет сохранить плод своих трудов – но не для себя, а для той же Сони, для престарелой матери, для няни, которым некуда больше идти.

В состоянии аффекта он хватает револьвер и производит несколько выстрелов в Серебрякова. Все мимо. Дядю Ваню успокаивают, он сдается, отступает.

Действие 4.

Буря в доме улеглась. В начале сцены Телегин и Марина производят последние приготовления к отъезду четы Серебряковых.

Те уезжают в Харьков, понимая, что оставаться в имении после случившегося больше не смогут.

Войницкий все еще нервно возбужден. Он ходит по дому, требуя, чтобы его оставили в покое.

Но Астров неотступно следует за ним, зная, что дядя Ваня тайно вытащил из его докторского саквояжа бутылочку с морфием. Войницкий хочет покончить с собой, не видя смысла в дальнейшем существовании.

Спасает положение Соня: она просто говорит дяде, чтобы тот вернул морфий. Дядя Ваня сдается.

Он понимает, что в его жизни осталась любовь к этой серьезной девочке, племяннице, которую нельзя оставить одну в чужом холодном мире, полном таких высоко мнящих о себе эгоистов, как ее отец профессор Серебряков.

Астров готовится к отъезду, беседует с Соней. Девушка жмет Астрову руку – они объяснились, они остаются друзьями. Соня мужественно приняла свой жребий.

Все разъезжаются. Жизнь маленького имения входит в прежнюю колею: Соня и дядя Ваня принимаются за ежедневную рутинную работу, чтобы и дальше продолжать кормить и обеспечивать чету Серебряковых, праздно проживающих жизнь.

В конце пьесы Соня произносит короткий монолог, обращенный к дяде, о необходимости служения другим и о счастье. Оно обязательно придет к каждому – но уже за пределами жизни земной, в том мире, где гаснут мирские страсти и душа расправляет крылья.

Кратко об истории создания произведения.

Пьеса «Дядя Ваня» была написана Чеховым, по сути, в два этапа. Первым стало создание произведения «Леший», а затем писатель почти полностью переработал сюжет, приблизив его к окружающей реальной жизни.

Началом работы над произведением, таким образом, можно считать 1889 год (год создания «Лешего»), а окончанием – 1896 год. Чехов опирался на рассказы приятелей и на собственные дневниковые записи.

Современники легко находили прототипы героев пьесы. Соня, Телегин, профессор Серебряков – многие называли реальных людей, с которых, как им казалось, Чехов «срисовывал» этих персонажей.

Но главный герой – дядя Ваня – ни с кем конкретным не ассоциировался. Скорее всего, для Чехова он стал собирательным образом, в котором писатель соединил черты своих знакомых и, быть может, родственников.

«Дядя Ваня» – написанная в типично чеховском стиле трагикомедия, заставляющая читателя задуматься о смысле собственной жизни.

Источник

О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть фото О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть картинку О чем рассказ дядя ваня чехова. Картинка про О чем рассказ дядя ваня чехова. Фото О чем рассказ дядя ваня чехова

История написания

В 1889 г. Чехов написал комедию «Леший», однако через время решает полностью переделать произведение. Хотя спектакль уже был поставлен в таком виде и премьера проходила с успехом, писатель был неудовлетворен результатом. Так появляется новый текст пьесы «Дядя Ваня». Полностью автор завершает работу в 1896 г.

О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть фото О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть картинку О чем рассказ дядя ваня чехова. Картинка про О чем рассказ дядя ваня чехова. Фото О чем рассказ дядя ваня чехова

В обновленном варианте использовались выдержки из дневника писателя, который заносил в него наблюдения из жизни, а после переносил их в свои произведения. Помимо этого, он полностью поменял структуру повести. Так, история написания «Дяди Вани» началась с «Лешего», который показался автору не очень удачным, потому он после премьеры убрал пьесу из репертуара, сделав из нее нечто новое, то, что критики в своих рецензиях после назовут «лучшей работой Чехова». Однако это произойдет совершенно не сразу.

Новый взгляд писателя на театр не воспринимали в обществе: спектакль «Чайка», к примеру, в том же 1896 г. полностью провалился. Затем Чехов переделывает «Дядю Ваню» в повесть, но не успевает по времени и ее печатают уже как пьесу. Но, невзирая на неоднозначную и резонансную карьеру писателя, к нему постепенно стекаются предложения о постановке нового произведения.

Жанр и направление

Это произведение реалистического направления. В пьесе писатель пытается достоверно и понятно описать реальную действительность. Ее герои тщательно проработаны, а разные тонкие детали позволяют создать нужную атмосферу. Описанная автором ситуация могла на самом деле случиться в обычной жизни.

Но модернизм наложил свой след на драматургию Антона Павловича. Для своего времени писатель являлся новатором, его не воспринимали. Большинство зрителей видели только точный сюжет и были разочарованными, поскольку не видели интриги и конфликта.

О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть фото О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть картинку О чем рассказ дядя ваня чехова. Картинка про О чем рассказ дядя ваня чехова. Фото О чем рассказ дядя ваня чехова

Однако вместо этого Чехов, который стал родоначальником театра абсурда, предлагает зрителю глубокий социальный и психологический конфликт, где главные персонажи переживают внутри себя. На это указывают случайные движения и звуки, жесты и реплики. Только через время произведение автора стало понятно публике.

Как и с остальными пьесами писателя, точно определить жанр «Дяди Вани» сложно. Непосредственно Чехов определил это так: «Не комедия, не драма — просто сцены…». Сегодня произведение определено как трагикомедия. Оно наполнено множеством комичных диалогов, сцен, разборок между героями, но все это служит только прикрытием для трагического сюжета о разочаровании в жизни и сложной судьбе человека.

Конфликт и композиция

Композиция произведения является классической. Оно делится на четыре действия:

О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть фото О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть картинку О чем рассказ дядя ваня чехова. Картинка про О чем рассказ дядя ваня чехова. Фото О чем рассказ дядя ваня чехова

При этом к особенности конфликтов можно отнести их моральную серость. Сложно определить, какая сторона зло, а какая — добро. Произведение дает большой простор для фантазии. Обычно каждый зритель делает для себя собственный вывод.

Краткое содержание

Профессор Серебряков из-за материальных сложностей переезжает в поместье своей умершей первой супруги, в котором хозяйничают брат покойной жены — Иван Войницкий и дочка профессора от первого брака — София.

Иван переживает кризис мировоззрения, он разочаровывается в собственной жизни и в Серебрякове, поскольку до этого его боготворил и постоянно поддерживал финансами в ущерб себе и поместью. Сейчас же Ванечка считает профессора ничтожеством.

О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть фото О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть картинку О чем рассказ дядя ваня чехова. Картинка про О чем рассказ дядя ваня чехова. Фото О чем рассказ дядя ваня чехова

На фоне этого появляется любовный треугольник между Софьей, доктором Астровым и супругой Серебрякова — Еленой, который ничем не заканчивается, но еще сильнее раздражает Войницкого, который любит Елену.

Неожиданно профессор собирает семейный совет, где предлагает продать поместье Ивана, а на вырученные средства приобрести более доходный участок земли. Войницкий впадает в ярость и не хочет продавать владение сестры. Между ними начинается ссора, заканчивающаяся тем, что Иван стреляет в Серебрякова, однако промахивается.

Произведение завершается примирением Ивана и профессора, последний с супругой переезжает в Харьков. Софья и Войницкий остаются в поместье, пообещав и в дальнейшем помогать материально Серебрякову.

Главные персонажи

Характеристика главных героев построена в виде иерархии. Существуют лентяи, находящиеся на содержании, и обычные работяги, несчастные в кабальном труде:

О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть фото О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть картинку О чем рассказ дядя ваня чехова. Картинка про О чем рассказ дядя ваня чехова. Фото О чем рассказ дядя ваня чехова

О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть фото О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть картинку О чем рассказ дядя ваня чехова. Картинка про О чем рассказ дядя ваня чехова. Фото О чем рассказ дядя ваня чехова

Основная тематика

Описанная тема в пьесе вполне современна, поскольку публика постоянно заполняет театры, чтобы посмотреть ее. Чехов в своем произведении попытался раскрыть такие моменты:

О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть фото О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть картинку О чем рассказ дядя ваня чехова. Картинка про О чем рассказ дядя ваня чехова. Фото О чем рассказ дядя ваня чехова

Проблематика в пьесе

Проблематика в произведении также актуальна для современных людей. Чехов поднимает следующие проблемы:

О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть фото О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть картинку О чем рассказ дядя ваня чехова. Картинка про О чем рассказ дядя ваня чехова. Фото О чем рассказ дядя ваня чехова

О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть фото О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть картинку О чем рассказ дядя ваня чехова. Картинка про О чем рассказ дядя ваня чехова. Фото О чем рассказ дядя ваня чехова

«Дядя Ваня» показывает трудности человеческой жизни. Основная идея писателя является неизменной: жизнь — это активное мышление, проявление чувств, а не просто нахождение на обочине.

Источник

Краткое содержание «Дядя Ваня»

Всего получено оценок: 263.

О произведении

Пьеса «Дядя Ваня» Чехова была написана в 1896 году. Первоначально произведение называлось «Леший», однако результат не устроил автора, и он внес значительные изменения в рассказ о русской интеллигенции. Так появилась знаменитая драма «Дядя Ваня», в которой Антон Павлович мастерски расставил акценты на нравственных и социальных проблемах российского общества.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Дядя Ваня» по действиям, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть фото О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть картинку О чем рассказ дядя ваня чехова. Картинка про О чем рассказ дядя ваня чехова. Фото О чем рассказ дядя ваня чехова

Место и время действия

Действие пьесы происходит в конце XIX века в русской деревне, в усадьбе Серебрякова.

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Действие первое

Выходит Войницкий и рассказывает, что с приездом профессора Серебрякова их привычный уклад изменился не лучшим образом. Теперь вся семья вынуждена подстраиваться под ученого, у которого совершенно нет никакого режима.

К разговору о супружеской верности присоединяется Телегин, чья жена сбежала от него на следующий день после свадьбы. Он до сих пор любит ее и помогает финансово ей и ее детям, которых она прижила от другого мужчины.

Астров остается на ночлег в имении и в разговоре затрагивает свою любимую тему – сохранение лесов и приумножение природных богатств. Соня рассказывает, что «Михаил Львович каждый год сажает новые леса» и даже получил за это медаль и грамоту.

Елена Андреевна замечает, что девушка влюблена в интересного доктора. Войницкий признается Елене Андреевне в любви и просит не отвергать его.

Действие второе

Наедине с Войницким Елена Андреевна сетует на то, что ей очень тяжело находиться в этом доме, где все раздражены и ненавидят друг друга. В свою очередь, Иван Петрович принимается изливать молодой женщине признания в своих чувствах. Заметив, что ее собеседник пьян, Елена Андреевна покидает его.

Войницкий анализирует прожитые годы и сожалеет о том, что многое в его жизни было напрасным, бессмысленным.

Входят Астров и Телегин с гитарой. За рюмкой коньяка мужчины принимаются дискутировать на философские темы.

Действие третье

В приватной беседе Михаил Львович делится, что не испытывает ровно никаких чувств к Соне. Елена Андреевна просит его уехать и появляться в усадьбе как можно реже, чтобы не тревожить своим видом влюбленную девушку.

Доктор признается в своей любви к Елене и умоляет ее о свидании. Невольным свидетелем этой сцены становится Войницкий.

Действие четвертое

Войницкий обескуражен своей меткостью: «стрелять два раза и ни разу не попасть!». Боясь, чтобы дядя Ваня не сделал ничего лишнего, рядом с ним постоянно находится Астров. Доктор настойчиво просит его вернуть то, что он взял у него – пузырек с морфием.

О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть фото О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть картинку О чем рассказ дядя ваня чехова. Картинка про О чем рассказ дядя ваня чехова. Фото О чем рассказ дядя ваня чехова

Заключение

Благодаря точному подбору характеров главных персонажей автору удалось отобразить духовную жизнь интеллигенции на фоне российской действительности конца XIX столетия.

После ознакомления с кратким пересказом «Дяди Вани» рекомендуем прочесть пьесу Чехова в полной версии.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Пьеса Чехова «Дядя Ваня»: краткое содержание, главные герои

История создания

Творческая история написания «Дяди Вани» началась с другой пьесы Чехова – «Леший», рассказывавшей о жизни интеллигентов в провинциальном имении и их конфликте вокруг продажи леса. Однако Чехов оказался не удовлетворен итоговым результатом, а потому решил, взяв за основу «Лешего», создать принципиально другую пьесу.

Несмотря на серьезные различия, в «Дяде Ване» прослеживаются некоторые детали из «Лешего». Имение в глухой провинции, отставной профессор с финансовыми затруднениями, его противостояние по этому вопросу с одним из центральных персонажей, деятельность Астрова по спасению лесов. Всё это, пусть и не явно, но выявляет определённую связь между двумя пьесами.

Основная мысль драмы

Одна из самых известных пьес, автором которой является А.П. Чехов, — “Дядя Ваня” (краткое содержание см. выше). После своего опубликования в 1896-м году она вызвала много споров. Однако большинство читателей сошлись во мнении, что смысл пьесы — трагедия личности, прожившей пустую жизнь, ее упущенные возможности и служение «идолу». Писатель затрагивает и тему взаимоотношений внутри большой семьи. Очевидно, что никому нет ни до кого дела. Каждый занят собственными переживаниями и видит лишь собственные несчастья.

Направление и жанр

«Дядя Ваня» является произведением реалистического направления в литературе. В своей пьесе Чехов стремится достоверно отобразить живую действительность. Его персонажи максимально проработаны, диалоги натуралистичны, а многочисленные детали создают нужную автору атмосферу. Мы можем поверить, что описанная Чеховым ситуация могла произойти в реальной жизни.

Однако модернизм оставил свой отпечаток на драматургии Чехова. Для своего века он был новатором, его не понимали. Многие зрители видели лишь буквальный сюжет и оставались разочарованными: где конфликт? Где интрига? Но вместо этого автор, ставший одним из родоначальников театра абсурда (модернистского направления в театре), предложил публике глубинный психологический и социальный конфликт, который герои переживали внутри себя. О нем говорили лишь случайные реплики и жесты, звуки и движения. Лишь спустя столетие драмы Чехова стали более понятными зрителю, ведь весть о появлении модернизма и переосмысления традиционного театра дошла до большинства образованных людей.

Как и в случае с другими пьесами Чехова, достоверно определить жанр «Дяди Вани» представляется довольно трудной задачей. Сам писатель дал своей пьесе такое определение: «Не драма, не комедия — просто сцены…». На сегодняшний день принято считать «Дядю Ваню» трагикомедией. Произведение наполнено большим количеством комичных сцен и диалогов, но они служат лишь прикрытием для довольно трагичного сюжета о непростой человеческой судьбе и разочаровании в жизни.

Основная тематика

Описанная тема в пьесе вполне современна, поскольку публика постоянно заполняет театры, чтобы посмотреть ее. Чехов в своем произведении попытался раскрыть такие моменты:

О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть фото О чем рассказ дядя ваня чехова. Смотреть картинку О чем рассказ дядя ваня чехова. Картинка про О чем рассказ дядя ваня чехова. Фото О чем рассказ дядя ваня чехова

Композиция и конфликт

Композиция пьесы классическая. Она поделена на четыре действия.

Так же особенность конфликтов, создаваемых Чеховым, заключается их моральной серости. Довольно трудно понять, какая сторона конфликта является добром, а какая — злом. Пьеса даёт огромный простор для фантазии и рассуждений. Как правило каждый читатель приходит к своему выводу, непохожему на выводы окружающих.

Анализ пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня»

Тема пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня» (1896) — жизнь «маленьких» людей, с ее незаметными страданиями и само­отверженным трудом во имя чужого счастья, тема красоты, пропадающей понапрасну.

Самим названием пьесы Чехов указывает на простоту, повседневность, обыкновенность и своих героев, и их страданий.

Дядя Ваня и его племянница Соня всю свою жизнь работают не покладая рук для чужого счастья: для того, чтобы создать материальное благополучие отцу Сони, про­фессору Серебрякову, которого они привыкли считать та­лантливым, передовым, большим ученым.

Серебряков, уже отставной профессор, женат вторым браком на молодой красивой женщине. Его первая жена, мать Сони и сестра дяди Вани, умерла уже давно.

Имение, где трудятся дядя Ваня и Соня, принадлежало покойной матери Сони. Теперь оно принадлежит Соне. В течение двадцати пяти лет дядя Ваня трудился для того, чтобы погасить долг отца и привести расстроенное имение в порядок. Двадцать пять лет работал он, «как самый добросовестный приказчик», получая нищенское жалова­нье от Серебрякова и высылая ему в столицу весь доход до последней копейки, чтобы тот мог спокойно писать свои ученые труды и ораторствовать с кафедры. Проза повсе­дневных хозяйственных дел, ночи, отданные переписыва­нию бумаг, переводу книг для профессора, полный отказ от личных радостей, нищенское жалованье — все это было освящено в глазах дяди Вани и Сони высокой целью. Их вдохновляла мысль, что, служа ученому, они служат науке, культуре, прогрессу — общей идее. Профессор был для них «существом высшего порядка».

Дяде Ване сорок семь лет. Он — нищий. Он никогда не знал ни радости, ни отдыха. И вот теперь, когда его лучшие годы уже прошли, у него открылись глаза на ужасную правду. Он понял, что отдал лучшие годы, моло­дость, всего себя на служение ничтожеству. Он увидел, что его кумир — просто напыщенная бездарность, набитая претензиями и самомнением, «старый сухарь, ученая вобла».

Избалованный легко давшейся ему успешной карье­рой, любовью женщин, работой на него дяди Вани и Сони, Серебряков бездушен, эгоистичен. За двадцать пять лет он ни разу не поблагодарил дядю Ваню, не прибавил ему ни копейки к его мизерному жалованью.

Приезд Серебрякова в имение нарушает весь строгий трудовой порядок в доме. Профессор тиранит всех окружа­ющих своими капризами, своей подагрой, своим черствым эгоизмом. Все в доме вынуждены заботиться только о нем. Дядя Ваня переживает тяжелое состояние человека, которому под старость пришлось убедиться в бессмыслен­ности всей прожитой им жизни. Так он приходит к своему трагически запоздалому «бунту». Он как будто требует обратно свою загубленную жизнь. Влюбляется в жену про­фессора. Впервые в жизни начинает пить. Его удручают мысли о том, что все потеряно, жизнь пропала.

Профессор объявляет о своем проекте: продать име­ние, чтобы на вырученные деньги он мог жить в столице. Дядя Ваня потрясен. Мало того, что он отдал все свои средства и всю свою жизнь Серебрякову. Теперь, когда он стал стар, его вместе с Соней в благодарность за все гонят из родного угла.

«Бунт» дяди Вани заканчивается выстрелом в профес­сора. После этой кульминации дядя Ваня еще лелеет мысль о самоубийстве, но затем, под влиянием нежной и кроткой Сони, он возвращается опять к своему труду — все на того же Серебрякова.

Такова история жизни, отданной «идолу». Сколько таких никем не замечаемых тружеников отдавали свои лучшие силы счастью ничтожеств, ложным кумирам, убежденные в том, что служат своим трудом «общей идее», обманутые жизнью!

В пьесах Чехова проходят истории человеческих жиз­ней. Прошлое, настоящее, будущее героев, развитие их судеб и характеров предстает перед читателями с такой же полнотой, как это бывает в романе.

Тема разоблачения страшной бесплодности служения «избранным» личностям — эта чеховская тема нашла ост­рое, сильное выражение в «Дяде Ване». Ведь и бунт глав­ного героя бесплоден потому, что он направляется против отдельной личности — той самой, служению которой он отдал все свои силы.

Тема пропадающей, гибнущей красоты жизни являет­ся лейтмотивом пьесы. Она связывается со всеми главными действующими лицами.

С точки зрения Чехова и его героев, только труд, творчество создают человеческую красоту. Поэзия труда и тоска по этой поэзии — вот в чем тайна обаяния героев и героинь Чехова.

Доктор Астров, друг дяди Вани, говорит о жене Сереб­рякова, Елене Андреевне: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своей красотой — и больше ничего. У нее нет никаких обязан­ностей, на нее работают другие… Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою».

Это говорит Астров, увлекшийся Еленой Андреевной, Астров, для которого, как и для других чеховских героев, такое огромное значение имеет красота. Но в красоте Елены Андреевны он чувствует нечто оскорбляющее чув­ство красивого. Ложная, нечистая красота не может вну­шить глубоко человеческого чувства.

Красиво то, что служит творчеству, созиданию. Страстно влюбленный в прелесть родной земли, в ее леса, сады, страдающий от того, что леса вырубаются хищничес­ки, Астров говорит: «Да, я понимаю, если бы на месте этих истребленных лесов пролегли шоссе, железные дороги, если бы тут были заводы, фабрики, школы, — народ стал бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного! Везде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, тиф, дифтерит, пожары… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего». Астров скорбит о разруше­нии красоты земли, красоты человека.

Он размышляет в разговоре с Еленой Андреевной: «Вот вы приехали сюда с мужем, и все, которые здесь работали, копошились, создавали что-то, должны были побросать свои дела и все лето заниматься подагрой вашего мужа и вами. Оба — он и вы — заразили всех нас вашей праздностью. Я увлекся, целый месяц ничего не делал, а в это время люди болели, в лесах моих, лесных порослях, мужики пасли свой скот… Итак, куда бы ни ступили вы и ваш муж, всюду вы приносите разрушение… и я убежден, что если бы вы остались, то опустошение произошло бы громадное».

Чуждая труду и творчеству и поэтому постепенно ста­новящаяся чуждой самой жизни, опустошенная и опусто­шающая других, Елена Андреевна, сама того не понимая, разрушает все красивое, большое, человеческое, что встре­чается на ее пути. Она — хищница, которая сама не понимает этого. Она разрушила дружбу и возможную лю­бовь Астрова и Сони.

Разрушив чужое счастье, Елена Андреевна не способна создать счастье ни себе самой, ни Астрову. Она опустошает других так же бессмысленно, бесцельно, как бесцельно влачится по жизни и ее пустая красота, не способная служить счастью. Бездушная, неодухотворенная и некраси­вая красота.

Лейтмотив пьесы — гибнущая красота — звучит во множестве вариаций. Ведь и сам Астров, тоскующий из-за разрушения красоты жизни, тоже представляет собой образ гибнущей красоты. Красота Астрова, его прекрасный внут­ренний и внешний образ разрушаются самою жизнью.

Уезжает из имения Серебряков с Еленой Андреевной. Уезжает Астров, навсегда уходит он из жизни Сони. Но все уже стало по-другому в их жизни. Навсегда ушли из нее надежды.

Чехову удалось в финале «Дяди Вани» выразить ту красоту человеческого горя, которую, по его словам, «не скоро еще научатся понимать и описывать и которую умеет передавать, кажется, одна только музыка».

Мудрость финала пьесы заключается в том, что упо­минание о «жизни светлой, прекрасной, изящной» — это упоминание о той жизни, которой заслуживают и Соня, и дядя Ваня, и Астров, и множество «маленьких» людей, тружеников, отдающих всю свою жизнь счастью других…

А над всей этой беспросветной жизнью «маленьких» людей, над темной, злой силой разрушения поднимается чеховская мечта о той будущей жизни, когда все в человеке будет прекрасно. И, как всегда у Чехова, представление о прекрасном сливается с представлением о правде, о твор­ческом труде. Правда и труд — основа, вечный живой источник красоты. И жизнь должна быть такою, чтобы душевная сила, самопожертвование, самоотверженное тру­долюбие не расхищались, не служили ложным кумирам, чтобы не Серебряковы задавали тон в жизни, а Астровы, дяди Вани, Сони могли украсить родную землю творчес­ким, свободным трудом.

Суть: о чём?

Профессор Серебряков вынужден из-за финансовых трудностей переехать в имение своей почившей первой жены, где заведуют его шурин – Иван Войницкий и помогающая ему дочь Серебрякова от первого брака — Софья.

Войницкий переживает мировоззренческий кризис, разочаровавшись в своей жизни и профессоре Серебрякове, которого он ранее боготворил и всячески поддерживал деньгами во вред себе и имению. Теперь же Иван считает Серебрякова ничтожеством и мошенником.

На фоне этого разворачивается и любовный треугольник между женой профессора – Еленой, доктором Астровым и Софьей, который, однако, ни к чему не приводит, а только лишь ещё больше раздражает Ивана, который явно неравнодушен к Елене.

Внезапно Серебряков собирает семейный совет, на котором предлагает продать имение Войницких, а на полученные деньги купить более доходный земельный участок. Иван приходит в ярость и отказывается продавать имение сестры. Между ним и профессором начинается словесная перепалка, которая заканчивается тем, что Войницкий дважды стреляет из ружья в профессора, но промахивается.

Пьеса заканчивается примирением Войницкого и Серебрякова, который с женой уезжает в Харьков. Иван и Софья остаются в имении, пообещав и дальше снабжать профессора деньгами.

Беседа во время чаепития

Пьеса описывается как «сцены из деревенской жизни в четырех действиях». Все повествование происходит в одном поместье. Писатель рассказывает нам о том, как устроена жизнь вдали от шума и суеты большого города. Все действия разворачиваются в поместье профессора Серебрякова.

Александр Владимирович приезжает туда вместе со своей молодой женой, Еленой Андреевной. Имением управлял его шурин, брат первой жены профессора, Войницкий. Для родных он — просто дядя Ваня. Ему помогает в этом дочь Серебрякова, Соня.

Краткое содержание «Дяди Вани» Чехова начинается с чаепития в имении Войницких. Няня Марина разговаривает с Астровым, врачом, другом Войницкого. Он приехал по просьбе Елены Андреевны, потому что ее муж стал жаловаться на здоровье. Дожидаясь их возвращения с прогулки, Михаил Львович сетует Марине на долю врача. Он рассказывает об антисанитарных условиях в крестьянских избах, о том, как приходится в любое время суток идти к больным.

К ним выходит Войницкий. Он тоже жалуется, но уже на то, что с приездом четы Серебряковых весь его распорядок дня изменился. Дядя Ваня говорит, что он ничего теперь не делает. Только ворчит, ест и спит. Войницкий разочарован в профессоре: раньше он восхищался им и его идеями, а теперь осознал, что Серебряков ничего не сделал существенного.

Дяде Ване непонятно, как его старый шурин может пользоваться успехом у противоположного пола. Войницкий в восхищении от его жены. Дядя Ваня спорит за чаепитием со своей матушкой, потому что она обожает профессора. Елена Андреевна упрекает Войницкого за его несдержанность. Он признается ей в любви, но она отвергает его ухаживания. Иван Петрович призывает ее не разрушать настоящее чувство.

Главные герои и их характеристика

Система образов в пьесе «Дядя Ваня» выстроена в виде строгой иерархии. Есть трутни и лентяи, которых содержат ничем не примечательные труженики, глубоко несчастные в своем кабальном труде. Многомудрый Литрекон объединил их в одну таблицу.

герои пьесы «дядя ваня»характеристика
иван войницкий (дядя ваня)уже не молодой мужчина — добрый, покорный и слабовольный неудачник. на протяжении всей своей жизни только отдавал и был дойной коровой для всего семейства. отказался от своей части наследства, чтобы семья смогла купить имение для сестры. когда сестра вышла замуж, он управлял её имением, выжимая из него последние соки, чтобы обеспечить профессора деньгами. на момент начала пьесы иван предстаёт перед нами полностью разочаровавшимся в своей жизни человеком, он считает, что зря потратил свои лучшие годы на содержание профессора, которого считает бездарностью. по ходу пьесы эмоциональное состояние войницкого ухудшается, что приводит сначала к попытке убийства серебрякова, а потом к краже морфия у астрова с целью покончить жизнь самоубийством. в конце пьесы войницкий, по всей видимости, смиряется со своей судьбой и продолжает влачить своё незавидное существование.
софья серебряковадочь профессора от первого брака. добра, скромна и трудолюбива. испытывает чувства к доктору астрову, который не отвечает её взаимностью. является последней отрадой дяди вани, поддерживающей в нём жизнь. в конце пьесы остаётся вместе с войницким в имении и произносит монолог о тяжёлой жизни, после которой их ждёт покой и рай. она некрасива, живет в глуши, работает за двоих и все деньги отдает отцу. но все же она старается сохранить веру в жизнь, хоть и с помощью алкоголя.
михаил львович астровврач и владелец имения. деятельный, умный и энергичный человек, занимающийся посадкой новых лесов. в то же время жалуется на усталость и притупление чувств. местность, где не с кем поговорить, действует на него удручающе. разочарован в жизни, не способен на глубокие чувства, чем и объясняет свою холодность к софье.
елена андреевна серебряковажена профессора. красивая, но пустая и скучная женщина 27 лет. полюбила серебрякова из-за его авторитета и научной деятельности, однако вскоре поняла, что любовь эта была ошибкой. страдает в браке с капризным и холодным профессором, который годится ей в отцы. чувствуя напряжение в имении, елена очень тревожится, но не может ничего с этим поделать
профессор серебряковпожилой профессор. по словам дяди вани, мошенник и лжеучёный, однако прямых подтверждений этому нет. капризен и самодоволен, но оправдывает это своим почтенным возрастом. он часто ноет, жалуется и привлекает внимание. эгоист. оказался способным разработать план по спасению финансового положения своей семьи, но не ставит в грош заслуги родственников. принимает их жертвы как должное, а сам живет на широкую ногу.

Нарастание конфликта

Вроде бы ничего особенного не происходит с героями пьесы «Дядя Ваня» Чехова. Краткое содержание третьего действия, однако, показывает, что между присутствующими на чаепитии назревает конфликт. Молодая жена профессора понимает, что Войницкий прав. Женщина не чувствует себя счастливой. Выйдя замуж за профессора, прельстясь его ученостью и положением, она не обрела того семейного уюта, которого ждала. Елене хочется настоящего чувства, она влюблена в Астрова.

Она с волнением соглашается поговорить с ним о Соне. Но женщина догадывается, что врач влюблен в нее. Астров подтверждает ее догадки. Он пытается поцеловать женщину: в этот момент их видит дядя Ваня. Елена Андреевна, боясь нравственного осуждения, говорит, что покинет имение вместе с мужем.

Раскрывается личность профессора: он оказывается корыстным и эгоистичным человеком. Ему кажется, что доходы с этого поместья недостаточны, поэтому он решает продать его. Часть денег поместить в банк и жить на проценты. Дядя Ваня в ужасе: куда деваться ему, старушке-матери и Соне? Ведь они столько лет для него трудились, старались побольше денег ему отправить.

Профессор говорит, что позже обдумает это. Соня не может поверить в то, что отец выставляет своих близких родственников на улицу. Потрясенный такой несправедливостью, дядя Ваня два раза стреляет в профессора, но оба раза промахивается.

Тематика пьесы «Дядя Ваня» весьма современна, ведь сотни зрителей вновь и вновь заполняют театральные залы, чтобы увидеть ее.

Отъезд Серебряковых

В последнем действии пьесы Чехова показано, как рушатся все надежды героев на лучшую жизнь. Дядя Ваня пребывает в удрученном состоянии и решается на самоубийство. Поэтому он тайно забирает из аптечки Астрова морфий. Врач обнаруживает пропажу и просит Войницкого вернуть его. Дядя Ваня согласился только благодаря уговорам Сони.

Михаил Львович пытается уговорить Елену Андреевну остаться с ним. Но она не решается на этот поступок из-за книжных идеалов. Елена прощается с дядей Ваней и врачом в теплых чувствах. Войницкий внешне примиряется с профессором. Он обещает присылать ему столько же денег, сколько и раньше.

Все, кроме Телегина, покидают поместье. Расстроенная Соня призывает дядю заняться делами. Иван Петрович жалуется племяннице, что ему тяжело. Тогда девушка произносит свой монолог о том, что их предназначение в том, чтобы трудиться. И потом они будут вознаграждены за свои труды.

Проблемы

Проблематика пьесы «Дядя Ваня» не менее интересна современному зрителю и читателю:

Тематика

Смысловое богатство драмы Антона Павловича – уникальная черта его творчества. Поэтому спектр тем, затронутых им в произведении, чрезвычайно широк.

Основная идея

Чехов изобразил в своей пьесе вырождение русской интеллигенции, которая из локомотива, двигавшего русское общество в будущее, превратилось в новых паразитов – мещан, которых не интересует ничего, кроме них самих. Смысл пьесы «Дядя Ваня» заключается в том, что ограниченность интересов и узость взглядов порабощают человека и опустошают его душу. Пошлый эгоизм, сытое мещанство, дистанцирование от вопросов и проблем общества — все это сводит человеческую личность к минимуму базовых функций.

Также Чехов показал трудность человеческой жизни, и то разложение, которому подвергается человек, который перестаёт бороться и покорно плывёт по течению. Главная мысль Чехова остается неизменной: жизнь — это активность в мышлении, чувстве и действии, а не праздное пребывание на обочине.

Важные признания

Дальнейшие действия пьесы «Дядя Ваня» Чехова, краткое содержание которой поможет понять смысл и сюжет произведения, продолжаются в столовой Серебряковых. Профессор и его жена живут на доходы с имения его первой жены. После того как Александр Владимирович вышел в отставку и приехал к Войницким, он только ворчит и жалуется на старость и здоровье. Его брюзжание уже раздражает всех, даже его жену.

Только няня Марина жалеет стареющего профессора. Иван Петрович снова признается в своих чувствах к Елене Андреевне, но она отвергает его. Дядя Ваня, Телегин и Астров напиваются и рассуждают о жизни. Соня пытается признаться в любви к Астрову, но он не отвечает ей взаимностью.

Елена Андреевна и Соня откровенно разговаривают. Жена профессора признается, что ее любовь к Серебрякову оказалась лишь иллюзией. Девушка признается ей, что она влюблена во врача, но знает, что она некрасива, поэтому он не любит ее. Елена Андреевна решает ей помочь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *