О чем рассказ девочка со спичками
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Андерсен Г-Х. «Девочка со спичками» Читательский дневник, краткое содержание
Андерсен Г-Х. «Девочка со спичками» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Ганс Христиан Андерсен
Название: «Девочка со спичками»
Жанр: Сказка
Тема произведения: Безразличие и равнодушие
Число страниц: 5
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Бедная девочка, которая продавала спички, умерла от холода и бессердечности людей.
Сюжет — краткое содержание:
Зимой на улицах города ходила маленькая бедная девочка, которая продавала спички. Она озябла и замёрзла, а коробки никто не покупал. Девочка решила зажечь одну спичку, чтоб согреться. Ей на миг показалось, что перед ней печка. Она зажгла вторую спичку и увидела праздничный стол, третью – и очутилась под красивой ёлкой. Малютка чиркнула ещё раз и увидела бабушку, такую добрую и светлую. Она умоляла виденье забрать её с собой, зажгла все спички. Утром обнаружили мёртвую девочку с улыбкой на лице.
Понравившийся эпизод:
Момент, когда девочка зажгла спичку и увидела ёлку, был особенно волшебным и невероятным. Мне очень жалко бедного ребёнка.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Бессердечность и нежелание участвовать в судьбе окружающих часто приводят к трагедии.
Чему учит этот рассказ:
Рассказ учит быть добрым, внимательным к окружающим.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне очень жалко бедную девочку, которой никто не захотел помочь. Зато теперь она оказалась в месте, где ей тепло и хорошо.
Новые слова и выражения:
Грош – медная монета в дореволюционной России
Пословицы к произведению:
Безразличие и неуважение — одного поля ягоды.
Безразличие ко всему – проявление черствости души и пустоты сердца.
Даже ненависть лучше, чем безразличие.
«Девочка со спичками» — читательский дневник по сказке Х. Андерсена
Трогательный святочный рассказ «Девочка со спичками» Ханса Кристиана Андерсена был опубликован в 1845 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Ханс Кристиан Андерсен
Название произведения: «Девочка со спичками»
Жанр: сказка
Год написания: 1845
Издательство: РОСМЭН
Год издания: 2007
Главные герои и их краткая характеристика
Девочка – бедная девочка, сиротка, живущая в постоянных лишениях.
Отец – жестокий тиран, который избивал дочь, если той не удавалось заработать денег.
Бабушка – единственный человек, который любил девочку всем сердцем.
Краткое содержание и сюжет
Вечер накануне нового года был очень холодным. По улице брела продрогшая босая девочка. Она вышла из дома в больших старых туфлях, которые носила еще ее мать, но когда она убегала от кареты, то потеряла туфли.
Девочка шла босиком и ее ножки покраснели и посинели от холода. В ее кармане лежало несколько коробок со спичками, которые она продавала, но в этот вечер никто не купил у девочки спичек и никто ей ничего не подал.
Снежинки садились на ее белокурые волосы, но девочка думала только о запахе жареного гуся. Она нашла уголок за выступом дома и села там, поджав ноги. Она боялась идти домой, ведь отец мог прибить ее за то, что она не продала спичек. К тому же на чердаке, где они жили, было так же холодно и голодно.
И девочка зажгла одну спичку. Спичка вспыхнула как свеча, и вдруг девочка увидела железную печь, в которой весело пылал огонь. Она протянула к огню озябшие ноги, но спичка погасла и печка исчезла. Тогда девочка зажгла вторую спичку и стена дома напротив стала прозрачной. Девочка увидела на столе жареного гуся, который спрыгнул со стола и пошел к ней.
Но спичка погасла и стена снова стала каменной. Девочка зажгла третью спичку и увидела прекрасную рождественскую елку, украшенную игрушками. Девочка потянулась к ней, но и эта спичка погасла, а огоньки с елки превратились в звездочки. Одна звездочка стала падать, и девочка решила, что кто-то умер, ведь так ей говорила ее недавно умершая старая бабушка, которая больше всех ее любила.
Девочка зажгла еще одну спичку и вдруг увидела бабушку. Она стала просить, чтобы бабушка взяла ее к себе, и боясь, что бабушка исчезнет как елка и гусь, зажгла сразу несколько спичек. Все вокруг осветилось белым светом и бабушка взяла девочку за руку, и они вознеслись в небо, туда, где не бывает холода и голода.
А утром люди нашли замерзшее тельце девочки и почти полностью сожженный коробок спичек. Они жалели бедняжку, но не знали какие чудеса видела девочка и как она встретила свое новогоднее счастье.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Голодная и замерзшая босая девочка шла по улице. Она села за углом дома и зажгла спичку. Девочка увидела горячую печку и протянула к ней ноги. Она зажгла вторую спичку и увидела жареного гуся. Она зажгла третью спичку и увидела нарядную елку. Девочка увидела бабушку, зажгла все спички, и вознеслась на небо.
План пересказа
Основная мысль
Чему учит
Эта сказка учит доброте, состраданию и милосердию. Учит никогда не проходить мимо нуждающихся, учит помогать всем по мере сил. Учит проявлять заботу о своих близких и просто о людях, которым больше некому помочь.
Отзыв и что понравилось
Это очень печальная и трогательная сказка о маленькой девочке, которая замерзла в новогоднюю ночь. Она умерла счастливой, видя свою любимую бабушку, но все равно девочку невыносимо жалко.
Вывод и мое мнение
Произведение Андерсена показывает, что сострадание и милосердие – помощь нуждающимся нужно оказывать своевременно, иначе будет слишком поздно.
История создания
В детстве писатель перенёс голод, холод и лишения. Его мать, которую звали Ани-Мари Андерсен, была практически нищей, и мальчик рано стал задумываться о том, какие качества отличают одних людей от других. Вокруг он видел людей, наделённых разными чертами характера, включая такие:
В таких условиях формировалась личность Г. Х. Андерсена, и в дальнейшем это стало основой для его произведений. Многие из них проникнуты скрытой тоской и горечью, а в рассказе «Девочка со спичками» доброта и жестокость идут рядом.
Поводом для написания послужила одна история. В Дании издавался альманах «Данске Фолькскалендер». Однажды его учредитель прислал Андерсену несколько вырезанных на дереве рисунков. Он попросил выбрать один из сюжетов и написать к нему рассказ. Писателя тронуло за душу изображение бедной маленькой девочки. Она сидела и держала в руках коробку серных спичек. Ещё несколько штук высыпались в передник.
Автором гравюры был Иоганн Лундбю, а девочка, изображённая на ней, была продавщицей серных спичек. Таким образом, Андерсен написал к картине текстовое сопровождение — короткий святочный рассказ, который сейчас часто называют сказкой. Произведение было создано в 1845 году. На русский язык его перевели П. Ганзен и А. Ганзен. По мотивам сказки ставятся спектакли, создаются сценарии и снимаются короткометражные фильмы.
Литературное направление и жанр
Жанр произведения Андерсена «Девочка со спичками» — святочный рассказ. Для него характерны чудеса, происходящие с людьми в канун Рождества, но речь идёт о предновогоднем вечере. Андерсен был верующим и искренне полагал, что после смерти человека ждёт другая жизнь, счастливая или несчастная, в зависимости от того, сколько ему пришлось страдать в этом мире.
Для современных читателей девочка умерла, а для современников Ганса Христиана Андерсена — с ней произошло чудо, ведь самое хорошее, считали они, происходит с человеком на небе, когда его забирает к себе Господь. Это характерно для жанра, выбранного датским сказочником. Главные и второстепенные герои произведения:
Тема, основная мысль и проблематика
Анализ «Девочки со спичками» начинается с определения темы. Автор описывает последние часы жизни девочки, не нужной никому на этом свете. Для общества этот ребёнок не имеет ценности, да и единственному родителю будет проще, если она умрёт. Девочка растёт в невыносимых условиях, однако она не научилась выживать и приспосабливаться к жестокому миру. В сказке отчётливо показана её беспомощность: обидеть малютку может любой, даже незнакомый мальчишка, который, как нетрудно догадаться, немногим старше её. Возможно, он даже её ровесник.
В мире, где живёт этот ребёнок, никто не замечает слабых и беззащитных. Мимо проносятся кареты, и люди, которые в них сидят, не обращают внимания на бедных продавщиц спичек. Героиня сказки всего боится, и неумение защитить себя приводит к плачевным результатам.
Писатель показывает жизнь города и затрагивает социальные проблемы, особенно острые для того времени. Жители города принадлежат к разным классам: одни ездят в каретах, а другие днями напролёт пытаются добыть немного денег, которых хватило бы на пропитание. Некоторые были бы рады помочь ребёнку, но они, как правило, сами очень бедны, а тем, кто богат, нет дела до замерзающего ребёнка.
Композиция и сюжет
Вся жизнь девочки показана в рассказе, объём которого укладывается в 2 страницы. Некоторые детали автор не раскрывает прямо, но указывает на них. Например, девочка носит башмаки своей матери. Нетрудно понять, что та уже умерла.
Героиня рассказа зарабатывает тем, что торгует спичками. Она живёт во враждебном мире, где к ней не проявляют сочувствия ни богачи, ни такие же бедняки, как она сама. Чтобы прокормиться, она продаёт серные спички, но не каждый день бывает удачным. Девочка целый день ничего не ела и сильно замёрзла, а в довершение ко всему потеряла башмаки, когда бросилась в сторону от проезжавшей кареты.
В городе, жизнь которого описывает Андерсен, нет места милосердию и состраданию, там царят законы природы, а значит, выживает тот, кто сильнее. Те, кто должен был понимать, как тяжело приходится малютке, тоже проявляют к ней равнодушие. Когда мальчишка забирает обувь героини, он не думает о том, что теперь она останется босой. На первом месте для него — возможность сделать из башмака люльку для ребят.
Так автор показывает жестокую реальность: с ранних лет дети учатся выживать и запасать впрок всё, что только можно. На самом деле из башмака не получится люлька, и поступок мальчика абсурден. С помощью этого приёма писатель показывает, насколько нелепыми могут быть действия и суждения людей, доведённых до отчаяния нищетой.
Краткое содержание
В основе сюжета святочной сказки — описание злоключения маленькой девочки. День накануне Нового года оказался для неё неудачным: не удалось продать ни одной спички. Возвращаться домой без денег нельзя — отец побьёт. Малютка осознаёт своё положение как безвыходное. На улице мороз, а она голодная, босая и с непокрытой головой.
Повсюду сияют огнями украшенные ёлки, горожане готовятся сесть за накрытые столы. В каждой богатой семье в этот вечер на ужин будет жареный гусь — главное, хотя и не единственное праздничное блюдо. О такой роскоши девочка может только мечтать. Она присаживается у стены, так как силы покинули истощённый организм, а ножки совсем озябли и посинели. Желая хоть немного согреть пальчики, ребёнок одну за другой зажигает спички, и каждый раз перед ней возникают видения, одно чудеснее другого.
Сначала она видит, как греется у тёплой печки. Огонь весело полыхает, но как только малютка хочет вытянуть ноги к нему поближе, спичка догорает и гаснет. Видение тут же исчезает. Бедняжка зажигает ещё одну спичку, и на этот раз перед ней появляется накрытый праздничный стол, а на нём — жареный гусь с яблоками и черносливом. Птица спрыгивает на пол и вперевалку ковыляет к ребёнку. Гаснет и эта спичка. Малышка снова оказывается в темноте и холоде, рядом с мрачной стеной.
Снова спичка чиркает о стены, и в этот раз ребёнок оказывается перед яркой рождественской ёлкой. Ветки увешаны тысячами свечей, но когда бедняжка протягивает к огонькам руки, они поднимаются и исчезают в небе. Один превращается в звёздочку и катится по небосклону, оставляя за собой след. В этот момент девочке вспомнились слова бабушки. Та утверждала: падающая звезда означает, что кто-то отправился к Богу.
Чиркнув по стене ещё одной спичкой, малютка увидела свою бабушку. Она поняла, что старушка сейчас исчезнет, как и все предыдущие видения. В отчаянии девочка зажгла все спички, что у неё оставались. Сразу стало светло и тепло, а бабушка взяла её за руку, и вместе они вознеслись в небеса — туда, где нет голода, холода и отчаяния, где всегда хорошо и радостно. Видения возникают в определённом порядке, и это неслучайно. Одна за другой удовлетворены потребности, от самых основных (телесных) до возвышенных (духовных), а именно:
Наутро люди обнаружили мёртвую девочку, которая сидела, прислонившись к стене. Рядом валялись обгоревшие спички. Люди решили, что ребёнок хотел согреться. Никто так и не узнал, какие прекрасные видения видела героиня рассказа перед смертью. Все подумали, что она умерла в страданиях, а на самом деле последние минуты малютки были озарены радостью.
Образ героини
Главная героиня этого произведения — нищая девочка, у которой нет матери, а есть только отец. Она красива, но не знает об этом. Её одежда истрепалась и обветшала, белокурые волосы спадают на плечи. Платка у неё нет, как и обуви. Этот образ типичен для сказок и рассказов Ганса Христиана Андерсена.
У героини нет имени, и на то есть 2 причины. Первая заключается в том, что автор хотел показать не конкретного ребёнка, а всех, оказавшихся в таком же или похожем положении.
В Дании было очень много бедняков в те годы, и нищета вынуждала их относиться друг к другу равнодушно. У родителей подчас не было денег на еду и сил на то, чтобы пожалеть и утешить детей.
С другой стороны, отсутствие имени показывает, что этот ребёнок никому на свете не нужен. Умрёт бедняжка — и назавтра о ней никто не вспомнит. Только Бог и бабушка любят её. Не называя героиню по имени, автор тем самым отделяет девочку от горожан. Есть другие люди, а есть она. Им, живущим в тепле и сытости, не понять, какую красоту она видела в предсмертных явлениях, а если бы они узнали об этом, подумали, что в жареном гусе и печке нет ничего особого.
Художественное своеобразие
Особенность произведения — в контрастах. Они подчёркивают нелепость бытия и ужас происходящего. Хрупкость противопоставляется нежности, красота — грубости стены, богатство — нищете, а неземное счастье — страданиям, которые человеку приходится испытывать в бренном мире.
Героиня рассказа олицетворяет всех, кому приходится терпеть несправедливость и страдать, потому что они не сумели приспособиться к чужеродному миру. Из описания понятно, что душа ребёнка светла и чиста, но люди вокруг совсем не такие. Есть 2 мира: к одному девочка принадлежит, а к другому безуспешно стремится. Стена символизирует непреодолимую преграду, встающую между мечтами и суровой действительностью.
Время, в которое произошли чудесные события, выбрано Андерсеном неспроста. Для западного человека вечер и ночь накануне Рождества полны волшебства. В это время сбываются самые сокровенные мечты, исполняются желания, происходят необыкновенные превращения, и даже у бедной нищенки появляется шанс стать счастливой. Вечер перед Новым годом совсем не такой, и ждать счастливой развязки не приходится.
Роль автора в этом произведении можно назвать первостепенной. Рассказчик всё видит и примечает, он знает, что представляется героине. Как вездесущий Бог, он понимает, почему девочка поступила так, а не иначе, о чём она мечтала перед смертью и какие картины возникали перед ней.
Если бы не этот необычный приём, рассказ не был таким интересным. Только благодаря своеобразному подходу автор сумел не просто рассказать о событиях, но и показать внутренний мир героини.
Когда начала читать, мне казалось, что у этой сказки обязательно будет хороший конец, но я ошиблась. В аннотации сказано, что в произведении раскрывается нетрадиционная рождественская тема, но не говорится о смерти девочки. Во время чтения хотелось плакать от жалости к героине: из всех людей не нашлось никого, кто бы её согрел и накормил. Теперь этот сюжет и иллюстрации надолго останется у меня в памяти, а один мальчик в нашем классе даже написал стихотворение по мотивам сказки.
Эту историю я прочитала онлайн за несколько минут. Она короткая, но очень печальная, и потом я долго думала о несчастной героине. В школе нам задали написать сочинение и подготовить пересказ, и благодаря вашим рекомендациям я справилась. Девочку очень жалко, а картинки Натальи Демидовой совсем расстроили. Но всё же я считаю, что прочитать эту сказку должен каждый.
«Девочка со спичками» — краткое содержание рассказа Ганса Христиана Андерсена
В канун Нового года на улице было холодно, и шел снег. По вечерним улицам брела босая нищая девочка. Она потеряла свои старые туфли, когда бросилась бежать, испугавшись карет несущихся во весь опор. Одну туфлю забрал мальчишка, чтобы сделать из нее люльку. Другая туфля пропала.
Днем девочка продавала коробки серных спичек. Она не смогла их продать поэтому не получила ни одного гроша. Легкий снег падал на ее золотистые локоны, маленькие ножки посинели от холода.
Сев за выступом дома девочка подумала, что не может вернуться домой без денег. Отец просто убьет ее. Дома не намного теплей. Семья живет на чердаке, где гуляет ветер.
Девочка зажгла спичку, ей показалось, что огонь исходит от большой железной печи. Она вытянула замерзшие ноги к огню, но он погас. В руке осталась обугленная спичка.
Еще одну спичку зажгла девочка и увидела комнату, в ней стол с белой скатертью. На столе в фарфоровой посуде лежал жареный гусь с черносливом и яблоками. Вдруг гусь с ножом в спине спрыгнул со стола и побежал к девочке. Огонь погас.
В третий раз чиркнула девочка спичкой. В пламени огня, она увидела рождественскую елку. Много свечей горело разноцветными огоньками в еловых ветках. Вверх полетели маленькие искорки. Высоко в небе они превратились в звездочки, медленно падающие в низ.
Девочка вспомнила, как ее бабушка говорила: «Падающая звезда – это человеческая душа, летящая к богу».
Снова малышка зажгла спичку. В маленьком огоньке появилась любимая бабушка. Девочка попросила взять ее с собой. Она уже знала, что добрая и ласковая бабушка исчезнет, как только погаснет спичка.
Девочка чиркнула всеми спичками. В ослепительном свете снова появилась бабушка. Она выглядела молодой и красивой. Бабушка взяла внучку на руки, и они полетели высоко к звездам. Туда, где нет голода, страха и холода.
На рассвете люди нашли девочку. Она умерла, но на ее лице светилась улыбка, а на щеках – румянец. Вся пачка спичек была сожжена.
Смотря на девочку никто, не знал, какие чудеса она видела, и как она счастлива с бабушкой.
Рассказ учит, что нельзя равнодушно относить к окружающим людям. Даже небольшое внимание может спасти жизнь.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
История создания
В детстве писатель перенёс голод, холод и лишения. Его мать, которую звали Ани-Мари Андерсен, была практически нищей, и мальчик рано стал задумываться о том, какие качества отличают одних людей от других. Вокруг он видел людей, наделённых разными чертами характера, включая такие:
В таких условиях формировалась личность Г. Х. Андерсена, и в дальнейшем это стало основой для его произведений. Многие из них проникнуты скрытой тоской и горечью, а в рассказе «Девочка со спичками» доброта и жестокость идут рядом.
Поводом для написания послужила одна история. В Дании издавался альманах «Данске Фолькскалендер». Однажды его учредитель прислал Андерсену несколько вырезанных на дереве рисунков. Он попросил выбрать один из сюжетов и написать к нему рассказ. Писателя тронуло за душу изображение бедной маленькой девочки. Она сидела и держала в руках коробку серных спичек. Ещё несколько штук высыпались в передник.
Автором гравюры был Иоганн Лундбю, а девочка, изображённая на ней, была продавщицей серных спичек. Таким образом, Андерсен написал к картине текстовое сопровождение — короткий святочный рассказ, который сейчас часто называют сказкой. Произведение было создано в 1845 году. На русский язык его перевели П. Ганзен и А. Ганзен. По мотивам сказки ставятся спектакли, создаются сценарии и снимаются короткометражные фильмы.
Литературное направление и жанр
Жанр произведения Андерсена «Девочка со спичками» — святочный рассказ. Для него характерны чудеса, происходящие с людьми в канун Рождества, но речь идёт о предновогоднем вечере. Андерсен был верующим и искренне полагал, что после смерти человека ждёт другая жизнь, счастливая или несчастная, в зависимости от того, сколько ему пришлось страдать в этом мире.
Для современных читателей девочка умерла, а для современников Ганса Христиана Андерсена — с ней произошло чудо, ведь самое хорошее, считали они, происходит с человеком на небе, когда его забирает к себе Господь. Это характерно для жанра, выбранного датским сказочником. Главные и второстепенные герои произведения:
Сказка Девочка со спичками. Ганс Христиан Андерсен
Сказка Девочка со спичками раскрывает совсем нетрадиционную рождественскую тему. В ней нет счастливой концовки, в которой добро торжествует, а зло наказано.
Она от начала до конца проникнута болью и состраданием к бедной маленькой девочке, которая замерзла в новогоднюю ночь, потому что никто не пришел ей на помощь.
Такие сказки тоже нужно читать детям онлайн, чтобы показать, что жизнь имеет светлые и темные стороны. Эта сказка – одна из тех, которые делают людей добрее.
Сказка Девочка со спичками читать
Краткое содержание сказки
Вечером в канун Нового года бедная девочка бредет по городу озябшая, полураздетая. От холода она посинела. Сиротка боится возвращаться домой, потому что жестокий отец вышвырнул ее на улицу в лютый мороз продавать спички, а она не сумела продать за весь день ни одного коробка.
Среди предновогодних радостных хлопот никому нет дела до замерзающей на улице бедняжки. Голодная и продрогшая, закоченелыми ручонками зажгла она одну спичку, чтобы согреть хотя бы пальцы. Чудесная картина померещилась девочке: богатая комната и праздничный стол со всевозможными лакомствами.
Но спичка догорела – и девочку окружила ледяная мгла. Еще одну спичку зажгла девочка и увидела нарядную елку с разноцветными огоньками. Один огонек горел ярче всех, а потом потихоньку стал подниматься в небо. Девочка вспомнила свою бабушку, которая была на небе.
Добрая бабушка ее всегда жалела и любила, а сейчас она стала звездочкой. Зажгла девочка еще несколько спичек, и увидела бабушку. Она, красивая и величавая, протянула к малютке руки. Девочка очень боялась, что спичка погаснет, и бабушка исчезнет. Но бабушка крепко сжимала руку внучки.
Окруженные белым сиянием, поднимались они все выше и выше в небо. А утром прохожие нашли малютку замерзшей с обгоревшими спичками в руках. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Анализ сказки Девочка со спичками
В сказке пересекаются три плоскости. Внутренний мир обездоленной героини – ее терпение, покорность судьбе, доброта. Внешний мир – красивый, яркий, богатый, которому судьба девочки безразлична. Мир семьи, здесь девочка тоже ни тепла, ни заботы, ни ласки не видела – только холод.
Размышления о судьбе девочки, наталкивают на вопрос: могла ли быть счастливой девочка? Ведь даже в бедной семье могут дать ребенку самое главное – чувство защищенности, любовь и понимание. Этого достаточно для детского счастья. Не нужно откладывать на потом родительскую любовь, заботу о детях, детях своих и чужих – учит сказка взрослых читателей.
Детей сказка Девочка со спичками тоже научит многому – милосердию, чуткости, отзывчивости.
Мораль сказки Девочка со спичками
Сказка для многих стала потрясением на всю жизнь. После ее прочтения люди чувствуют, как их сердца наполняются состраданием и добротой к близким и чужим людям. Мораль сказки Андерсена Девочка со спичками – это призыв к милосердию.
Чтобы отогреть «озябшую» душу, которая находится рядом с вами, подарите частичку своего тепла тому, кто в нем нуждается.
Пусть это будет ваш ребенок, которому нужна ваша любовь, или обездоленный соседский, запутавшаяся в жизненных дебрях молодая мать-одиночка или одинокий сосед-пенсионер.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Сказки Андерсена читать
Тема, основная мысль и проблематика
Анализ «Девочки со спичками» начинается с определения темы. Автор описывает последние часы жизни девочки, не нужной никому на этом свете. Для общества этот ребёнок не имеет ценности, да и единственному родителю будет проще, если она умрёт. Девочка растёт в невыносимых условиях, однако она не научилась выживать и приспосабливаться к жестокому миру. В сказке отчётливо показана её беспомощность: обидеть малютку может любой, даже незнакомый мальчишка, который, как нетрудно догадаться, немногим старше её. Возможно, он даже её ровесник.
В мире, где живёт этот ребёнок, никто не замечает слабых и беззащитных. Мимо проносятся кареты, и люди, которые в них сидят, не обращают внимания на бедных продавщиц спичек. Героиня сказки всего боится, и неумение защитить себя приводит к плачевным результатам.
Писатель показывает жизнь города и затрагивает социальные проблемы, особенно острые для того времени. Жители города принадлежат к разным классам: одни ездят в каретах, а другие днями напролёт пытаются добыть немного денег, которых хватило бы на пропитание. Некоторые были бы рады помочь ребёнку, но они, как правило, сами очень бедны, а тем, кто богат, нет дела до замерзающего ребёнка.
Главные и второстепенные герои
Автор описывает в своем рассказе трагическую судьбу нищей девушки. Под Новый год она мерзла без обуви на улице. Дома ее никто не ждал, да и домом холодный чердак сложно назвать. Героев в сказке совсем немного:
Центральной и единственной главной героиней является сама девочка, которой автор не дал никакого имени. Она потеряла маму и бабушку и осталась на воспитании злого отца. От бедности он заставлял ее работать — продавать спички в рождественские праздники, чтобы им было на что питаться.
Покойная бабушка является второстепенным персонажем, как и бесчеловечный отец и обычные прохожие. Автор описывает ее как женщину с добрым сердцем. Замерзающая от холода малышка жгла спички, в свете которых видела образ своей любимой бабушки. Она как ангел-хранитель являлась к своей внучке в трудную минуту и в итоге забрала ее с собой на небеса. Уличные прохожие просто проходили мимо, как будто не замечая голодного и босого ребенка, у которого мальчишка забрал туфлю.
Композиция и сюжет
Вся жизнь девочки показана в рассказе, объём которого укладывается в 2 страницы. Некоторые детали автор не раскрывает прямо, но указывает на них. Например, девочка носит башмаки своей матери. Нетрудно понять, что та уже умерла.
Героиня рассказа зарабатывает тем, что торгует спичками. Она живёт во враждебном мире, где к ней не проявляют сочувствия ни богачи, ни такие же бедняки, как она сама. Чтобы прокормиться, она продаёт серные спички, но не каждый день бывает удачным. Девочка целый день ничего не ела и сильно замёрзла, а в довершение ко всему потеряла башмаки, когда бросилась в сторону от проезжавшей кареты.
В городе, жизнь которого описывает Андерсен, нет места милосердию и состраданию, там царят законы природы, а значит, выживает тот, кто сильнее. Те, кто должен был понимать, как тяжело приходится малютке, тоже проявляют к ней равнодушие. Когда мальчишка забирает обувь героини, он не думает о том, что теперь она останется босой. На первом месте для него — возможность сделать из башмака люльку для ребят.
Так автор показывает жестокую реальность: с ранних лет дети учатся выживать и запасать впрок всё, что только можно. На самом деле из башмака не получится люлька, и поступок мальчика абсурден. С помощью этого приёма писатель показывает, насколько нелепыми могут быть действия и суждения людей, доведённых до отчаяния нищетой.
Краткое содержание
В основе сюжета святочной сказки — описание злоключения маленькой девочки. День накануне Нового года оказался для неё неудачным: не удалось продать ни одной спички. Возвращаться домой без денег нельзя — отец побьёт. Малютка осознаёт своё положение как безвыходное. На улице мороз, а она голодная, босая и с непокрытой головой.
Повсюду сияют огнями украшенные ёлки, горожане готовятся сесть за накрытые столы. В каждой богатой семье в этот вечер на ужин будет жареный гусь — главное, хотя и не единственное праздничное блюдо. О такой роскоши девочка может только мечтать. Она присаживается у стены, так как силы покинули истощённый организм, а ножки совсем озябли и посинели. Желая хоть немного согреть пальчики, ребёнок одну за другой зажигает спички, и каждый раз перед ней возникают видения, одно чудеснее другого.
Сначала она видит, как греется у тёплой печки. Огонь весело полыхает, но как только малютка хочет вытянуть ноги к нему поближе, спичка догорает и гаснет. Видение тут же исчезает. Бедняжка зажигает ещё одну спичку, и на этот раз перед ней появляется накрытый праздничный стол, а на нём — жареный гусь с яблоками и черносливом. Птица спрыгивает на пол и вперевалку ковыляет к ребёнку. Гаснет и эта спичка. Малышка снова оказывается в темноте и холоде, рядом с мрачной стеной.
Снова спичка чиркает о стены, и в этот раз ребёнок оказывается перед яркой рождественской ёлкой. Ветки увешаны тысячами свечей, но когда бедняжка протягивает к огонькам руки, они поднимаются и исчезают в небе. Один превращается в звёздочку и катится по небосклону, оставляя за собой след. В этот момент девочке вспомнились слова бабушки. Та утверждала: падающая звезда означает, что кто-то отправился к Богу.
Чиркнув по стене ещё одной спичкой, малютка увидела свою бабушку. Она поняла, что старушка сейчас исчезнет, как и все предыдущие видения. В отчаянии девочка зажгла все спички, что у неё оставались. Сразу стало светло и тепло, а бабушка взяла её за руку, и вместе они вознеслись в небеса — туда, где нет голода, холода и отчаяния, где всегда хорошо и радостно. Видения возникают в определённом порядке, и это неслучайно. Одна за другой удовлетворены потребности, от самых основных (телесных) до возвышенных (духовных), а именно:
Наутро люди обнаружили мёртвую девочку, которая сидела, прислонившись к стене. Рядом валялись обгоревшие спички. Люди решили, что ребёнок хотел согреться. Никто так и не узнал, какие прекрасные видения видела героиня рассказа перед смертью. Все подумали, что она умерла в страданиях, а на самом деле последние минуты малютки были озарены радостью.
. Читать сказку «Девочка со спичками» (Ганс Христиан Андерсен)
Одной туфли она так и не нашла, другую же подхватил какой-то мальчишка и убежал с ней, говоря, что из нее выйдет отличная колыбель для его детей, когда они у него будут.И вот девочка побрела дальше босая; ножонки ее совсем покраснели и посинели от холода.
Во всех окнах светились огоньки, на улицах пахло жареными гусями; сегодня ведь был канун Нового года — вот об этом она думала.Наконец она уселась в уголке, за выступом одного дома, съежилась и поджала под себя ножки, чтобы хоть немного согреться.
Образ героини
Главная героиня этого произведения — нищая девочка, у которой нет матери, а есть только отец. Она красива, но не знает об этом. Её одежда истрепалась и обветшала, белокурые волосы спадают на плечи. Платка у неё нет, как и обуви. Этот образ типичен для сказок и рассказов Ганса Христиана Андерсена.
У героини нет имени, и на то есть 2 причины. Первая заключается в том, что автор хотел показать не конкретного ребёнка, а всех, оказавшихся в таком же или похожем положении.
В Дании было очень много бедняков в те годы, и нищета вынуждала их относиться друг к другу равнодушно. У родителей подчас не было денег на еду и сил на то, чтобы пожалеть и утешить детей.
С другой стороны, отсутствие имени показывает, что этот ребёнок никому на свете не нужен. Умрёт бедняжка — и назавтра о ней никто не вспомнит. Только Бог и бабушка любят её. Не называя героиню по имени, автор тем самым отделяет девочку от горожан. Есть другие люди, а есть она. Им, живущим в тепле и сытости, не понять, какую красоту она видела в предсмертных явлениях, а если бы они узнали об этом, подумали, что в жареном гусе и печке нет ничего особого.