О чем рассказ чем люди живы
Краткое содержание Толстой Чем люди живы
Идя однажды домой, он по дороге встречает голого человека, который не может точно сказать откуда он и почему нагой сидит возле часовни. Семен не проходит мимо, а снимает с себя последнюю одежду, и приводит этого странного человека домой. Дома жена Матрена накормила двух мужчин, дала одежды и уложила спать. Хоть сначала и жалко ей было последней краюхи хлеба и одежды, но потом она сжалилась над бедным, обиженным Богом путником.
Стал Михаил, а так звали мужчину работать у сапожника. Очень хорошо он справлялся со своими обязанностями и вскоре уже молва пошла о мастерах, и к ним многие пошли за сапогами и ботинками. Однажды пришел богатый барин, принес очень хорошую кожу и попросил сшить ему самые лучшие сапоги. Но Михаил сшил ему босовики, и когда Семен увидел это, то очень рассердился. Но на следующий день пришел слуга от барина с вестью, что хозяин умер и нужны теперь ему именно босовики. Улыбнулся Михаил, он оказался прав.
Теперь, когда он узнал все то, что требовал от него Господь, он прощен и может возвращаться на небо.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Толстой Лев. Все произведения
Чем люди живы. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Краткое содержание балетов и опер
Андрей и Остап, сыновья казацкого полковника Тараса Бульбы, возвращаются домой. Позади годы учебы в Киевской академии. Родители радостно встречают братьев и в честь их возвращения созывают всех полковников и сотников
Автор сбегает от городской суеты в деревенскую глушь, в деревню Пижмы, и селиться у одной бездетной семьи Максима и Евгении. В один день всё в доме приходит в движение. Максим наводит лад во дворе
Творчество великого русского писателя Михаила Пришвина охватывает разные темы. В своих произведениях он ищет смысл человеческого бытия, размышляет о религии, о смерти, о любви, наблюдает за природой
Этот роман – первый из двадцати, рассказывающий о том, как возникла и разрасталась семья Ругон- Маккаров. Описывая эту семью, автор анализирует хорошие и дурные черты характера, которые переходят по наследству.
2009. Чем люди живы — краткое содержание рассказа Толстого. Русский язык, литература
Краткое содержание — Чем люди живы. Русский язык и литература
Данное произведение описывает невероятную историю о том, как настоящий ангел спустился к человеку, который нуждался в помощи.
Главный герой — Семен. По профессии он сапожник. Однако, есть проблема, работа уже давно не приносит необходимых финансовых средств. Все заработанные деньги уходят на питание и семью. Семену не хватает денег даже на шубу. У него была одна шуба и то на двоих с женой. Она уже износилась.
Семья узнала, что путника зовут Михаилом. Он начал работать у Семена. Человек замечательно справлялся со своей работой, поэтому в округе быстро пошла молва о том, что здесь работают отличные мастера. После этого к Семену и Михаилу направилось много людей, которые мечтали получить сапоги да ботинки. Как-то раз к Семену явился очень богатый человек, он принес материал для обуви и заказал себе сапоги. Однако, Михаил сшил какие-то босовики вместо положенного заказа. Семен был очень недоволен этим фактом. На следующий день до Семена дошла новость о том, что барин скончался и теперь для него потребуются только босовики. Михаил только улыбнулся, оказывается он не ошибся.
Чуть позже к сапожникам пришла женщина с двумя девчонками, они были приемными. Мать потеряла своего сына и взяла на воспитание этих девочек. Михаил снял свой рабочий фартук и начал беседовать с ней. Ангел не случайно здесь оказался. Он нарушил Божью волю и тем самым разгневал Бога. За это ангел был направлен на землю. Он должен был увидеть, чем живут люди. Ангел по имени Михаил прожил в этом мире шесть лет. За это время он осознал вот что: люди живут исключительно любовью, если бы ее не было, всё бы пошло не так. Люди не могут знать, что их ожидает в завтрашнем дне, но они заботятся о родных людях. Только поэтому человеческий род еще существует и продолжается.
После того, как ангел все осознал и выполнил божественное задание, он может возвращаться. Этим он заработал прощение.
Произведение подчеркивает важность любви, без которой невозможно прожить на этой земле.
Чем жив человек? Лев Толстой, «Чем люди живы»: краткое содержание и анализ
Данное произведение описывает невероятную историю о том, как настоящий ангел спустился к человеку, который нуждался в помощи.
Главный герой — Семен. По профессии он сапожник. Однако, есть проблема, работа уже давно не приносит необходимых финансовых средств. Все заработанные деньги уходят на питание и семью. Семену не хватает денег даже на шубу. У него была одна шуба и то на двоих с женой. Она уже износилась.
Семья узнала, что путника зовут Михаилом. Он начал работать у Семена. Человек замечательно справлялся со своей работой, поэтому в округе быстро пошла молва о том, что здесь работают отличные мастера. После этого к Семену и Михаилу направилось много людей, которые мечтали получить сапоги да ботинки. Как-то раз к Семену явился очень богатый человек, он принес материал для обуви и заказал себе сапоги. Однако, Михаил сшил какие-то босовики вместо положенного заказа. Семен был очень недоволен этим фактом. На следующий день до Семена дошла новость о том, что барин скончался и теперь для него потребуются только босовики. Михаил только улыбнулся, оказывается он не ошибся.
Чуть позже к сапожникам пришла женщина с двумя девчонками, они были приемными. Мать потеряла своего сына и взяла на воспитание этих девочек. Михаил снял свой рабочий фартук и начал беседовать с ней. Ангел не случайно здесь оказался. Он нарушил Божью волю и тем самым разгневал Бога. За это ангел был направлен на землю. Он должен был увидеть, чем живут люди. Ангел по имени Михаил прожил в этом мире шесть лет. За это время он осознал вот что: люди живут исключительно любовью, если бы ее не было, всё бы пошло не так. Люди не могут знать, что их ожидает в завтрашнем дне, но они заботятся о родных людях. Только поэтому человеческий род еще существует и продолжается.
После того, как ангел все осознал и выполнил божественное задание, он может возвращаться. Этим он заработал прощение.
Произведение подчеркивает важность любви, без которой невозможно прожить на этой земле.
Другие произведения автора: ← Дьявол↑ Толстой ЛевБедные люди →
История, произошедшая с сапожником
Рассказ начинается с того, что живущий с женой в наемном доме бедный сапожник, выручив деньги за работу, отправился за овчиной для шубы в село. Очень нужна была ему эта шуба, так как суровой была зима, а телогрейка имелась у супругов одна на двоих. Однако так сложились обстоятельства, что он не купил овчины, а лишь выпил водки на 20 копеек и отправился обратно. По дороге сапожник рассуждал о том, что для согрева выпивка была необходима ему, а жена сейчас станет ругать его за то, что он вернулся пьяный, без денег и овчины. У церкви он заметил обнаженного человека, сидящего скрючившись, но прошел мимо, побоявшись, что тот умер. Однако совесть замучила сапожника за то, что он оставил замерзать на улице несчастного. Он вернулся и заметил, что человек этот жив, приятен лицом, без ссадин и побоев. Семен (так звали главного героя) спросил незнакомца, что он здесь делает и откуда идет. Тот сказал, что он нездешний, бог наказал его. Семен тогда отдал несчастному валенки, телогрейку и забрал этого человека к себе домой.
Поведение Матрены
Жена сапожника (Матрена) размышляла, закончив домашние дела, о том, что не стоит подавать к столу последнюю краюху хлеба, лучше оставить ее на потом. Путники тем временем возвратились. Матрена, увидев своего мужа без овчины и выпившего, стала ругать его за все, что только смогла вспомнить, в частности и за то, что он чужака привел, когда им самим есть нечего.
Она хотела было уйти из дома, сорвав телогрейку с мужа, но тот упрекнул женщину в том, что она забыла бога. Матрена опомнилась и посмотрела на спутника Семена, молча сидящего на краю лавки.
Баба засовестилась, стала накрывать на стол, даже подала мужчинам хлеба. Накормила женщина странника, после чего приютила на ночь и дала ему одежду. Тот улыбнулся и так посмотрел на нее, что сердце женщины взыграло. Впоследствии она жалела и об отданной одежде, и о последнем хлебе, но вспоминался ей этот светлый взгляд, и отпускала Матрену жадность.
Наутро проснулся Семен. Дети спят, жена пошла к соседям хлеба занимать. Один вчерашний странник в старых портках и рубахе на лавке сидит, вверх смотрит. И лицо у него против вчерашнего светлее.
— Чего ж, милая голова: брюхо хлеба просит, а голое тело одежи. Кормиться надо. Что работать умеешь?
Подивился Семен и говорит:
— Была бы охота. Всему люди учатся.
— Люди работают, и я работать буду.
— Ну, Михайла, сказывать про себя не хочешь — твое дело, а кормиться надо. Работать будешь, что прикажу,— кормить буду.
— Спаси тебя господь, а я учиться буду. Покажи, что делать.
Взял Семен пряжу, надел на пальцы и стал делать конец.
— Дело не хитрое, гляди…
Посмотрел Михайла, надел также на пальцы, тотчас перенял, сделал конец.
Показал ему Семен, как наваривать. Также сразу понял Михайла. Показал хозяин и как всучить щетинку и как тачать, и тоже сразу понял Михайла.
Какую ни покажет ему работу Семен, все сразу поймет, и с третьего дня стал работать, как будто век шил. Работает без разгиба, ест мало; перемежится работа — молчит и все вверх глядит. На улицу не ходит, не говорит лишнего, не шутит, не смеется.
Только и видели раз, как он улыбнулся в первый вечер, когда ему баба ужинать собрала.
История с барином
Продолжаем описывать произведение «Чем люди живы» (Толстой). Сочинение это составляют следующие дальнейшие события. Однажды богатый барин приехал к сапожнику на тройке и привез на сапоги очень дорогую кожу. Он все рассказывал, что требуется сшить так, чтобы сносу не было, а также чтобы в срок были непременно готовы. Михаил посмотрел внимательно за спину барина, как будто во что-то вглядываясь, а потом внезапно улыбнулся, просветлел лицом и сказал, что как раз вовремя поспеют. Барин уехал, а Михаил сшил и скроил из его материала босовики, а не сапоги. Когда это увидел Семен, он чуть не лишился чувств от ужаса, собрался было отчитать мастера, как вдруг в дверь раздался стук. Это прибежали слуги барина сообщить, что тот накануне умер, и теперь нужны босовики, а не сапоги. Их сразу и подал Михаил.
Пожилая купчиха рассказывает о себе
Он прожил в заботах и труде шесть лет в доме сапожника. Однажды к ним пожаловала купчиха вместе с двумя дочерями, одна из которых была хромая. Женщина рассказала свою историю о том, что эти девочки ей не родные, а приемные. Они жили с мужем 6 лет в крестьянстве, и у них родился маленький сын. В это же время две девочки появились на свет у соседей, но вскоре отец их умер, а потом похоронили и мать, поэтому женщина решила забрать сирот к себе. Мальчик ее умер, и остались лишь две эти девочки. Михаил посмотрел на них и улыбнулся.
Сочинение-рассуждение на тему «Чем люди живы?»
Передо мной поставлен, казалось бы, простой вопрос. Но чем дольше я задумываюсь, тем сложнее на него ответить.
Наш народ, переболев идеей социалистического строя, разочаровался в его результатах. А результатом стали дефицит, бюрократизм, коррупция. Но ведь для того, чтобы все эти 70 лет просуществовал социализм, нужна была целевая программа. Сколько было общих полезных дел: поднимали целину, строили города, прокладывали железнодорожные магистрали, покоряли космос.
У каждого поколения были свои герои, которым подражали, которыми восхищались.
Нужны стране дети, совершающие добрые дела – подражайте Тимуру и его команде.
Нужны стране передовики труда – пожалуйста, Стаханов.
Нужны бесстрашные летчики – вот вам Валерий Чкалов, Юрий Гагарин.
Нужны сильные, волевые люди – прочитайте книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», в которой главный герой, Алексей Мересьев, оставшись без ног, научился ходить на протезах и рвется на войну, чтобы защищать Родину, чтобы быть полезным обществу.
Поэтому столько всего нужного для страны было сделано в те годы.
А сколько хороших песен было написано поэтами-песенниками и композиторами. Возьмем, к примеру, Лебедева-Кумача и Исаака Дунаевского. Вся страна пела их песни «Широка страна моя родная», «Легко на сердце от песни веселой». Люди искренне верили в светлое будущее. Этим они жили, перенося лишения, минимализм во всем.
А что получили на изломе эпох между социализмом и капитализмом? Оказывается, не надо жить для других – нужно только для себя. А с этими словами появились криминальные разборки, финансовые пирамиды, олигархи. Грустно также то, что народ не стал жить лучше. А промышленность, сельское хозяйство, культура – все важные отрасли общества замерли, перестали развиваться. Да и героев-кумиров тоже не стало.
Сейчас мы живем, пожалуй, в счастливое время. На наших глазах Россия снова становится сильной державой. Так, в частности, в 2014 году на олимпиаде в Сочи наша олимпийская сборная в общем медальном зачете заняла I место. По всей стране идет подъем промышленности и сельского хозяйства. Например, в Москве мы видим активное строительство новых районов, новых станций метро, расширяется сеть автодорог. Для людей строят парки, скверы. В праздничные дни ярко украшают иллюминацией город. Сами люди включаются в различные социальные программы. Я имею в виду программу «Активный гражданин» на портале правительства Москвы. Люди активно участвуют в благотворительных марафонах и помогают нуждающимся деньгами, медикаментами, вещами. Люди стали добрее, милосерднее.
Таким образом, когда люди живут для других, когда гордятся своей страной, своей работой, когда понимают, что приносят пользу обществу, когда всей душой болеют за свое дело, тогда это, действительно, радость, тогда это настоящая жизнь.
Ангел рассказывает о том, кто он на самом деле
Однажды этот работник снял фартук и рассказал, почему лишь три раза за 6 лет улыбнулся. Он поведал Семену о том, что был на небе ангелом, и однажды послал бог его забрать душу одной молодой женщины. Прилетел к ней Михаил и видит, что у той две новорожденные девочки. Женщина попросила оставить ее в живых, чтобы позаботиться о детях. Ангел сжалился и возвратился без души на небо. Осерчал на него Господь, велел отнять все же душу у этой женщины, а ангелу приказал отправиться на землю, чтобы понять, что в людях есть, что не дано им, и чем жив человек.
Лев Толстой продолжает рассказ Михаила. Герой говорит о том, что так он оказался у церкви, где его нашел сапожник. Когда Матрена начала ругаться, Михаил почувствовал, что сейчас эта женщина от злости умрет, но та опомнилась, и улыбнулся ангел, так как увидел в ней бога и понял, что есть любовь в людях.
Когда он посмотрел на богатого барина, увидел смертного ангела за его спиной и понял, чего знать людям не дано. А увидав женщину, вырастившую сирот, он понял третью истину — любовью живы люди. Бог простил ангела, у того выросли крылья, и он вознесся на небо.
Прошел и еще год, и два, и живет Михайла уже шестой год у Семена. Живет по-прежнему. Никуда не ходит, лишнего не говорит и во все время только два раза улыбнулся: один раз, когда баба ему ужинать собрала, другой раз на барина. Не нарадуется Семен на своего работника. И не спрашивает его больше, откуда он; только одного боится, чтоб не ушел от него Михайла.
Сидят раз дома. Хозяйка в печь чугуны ставит, а ребята по лавкам бегают, в окна глядят. Семен тачает у одного окна, а Михайла у другого каблук набивает.
Подбежал мальчик по лавке к Михайле, оперся ему на плечо и глядит в окно.
— Дядя Михайла, глянь-ка, купчиха с девочками, никак, к нам идет. А девочка одна хромая.
Только сказал это мальчик, Михайла бросил работу, повернулся к окну, глядит на улицу.
И удивился Семен. То никогда не глядит на улицу Михайла, а теперь припал к окну, глядит на что-то. Поглядел и Семен в окно; видит — вправду идет женщина к его двору, одета чисто, ведет за ручки двух девочек в шубках, в платочках в ковровых. Девочки одна в одну, разузнать нельзя. Только у одной левая ножка попорчена — идет, припадает.
Взошла женщина на крыльцо, в сени, ощупала дверь, потянула за скобу — отворила. Пропустила вперед себя двух девочек и вошла в избу.
— Просим милости. Что надо?
Села женщина к столу. Прижались ей девочки в колени, людей чудятся.
— Да вот девочкам на весну кожаные башмачки сшить.
— Что же, можно. Не шивали мы маленьких таких, да все можно. Можно рантовые, можно выворотные на холсте. Вот Михайла у меня мастер.
Оглянулся Семен на Михайлу и видит: Михайла работу бросил, сидит, глаз не сводит с девочек.
И подивился Семен на Михайлу. Правда, хороши, думает, девочки: черноглазенькие, пухленькие, румяненькие, и шубки и платочки на них хорошие, а все не поймет Семен, что он так приглядывается на них, точно знакомые они ему.
Подивился Семен и стал с женщиной толковать — рядиться. Порядился, сложил мерку. Подняла себе женщина на колени хроменькую и говорит:
— Вот с этой две мерки сними; на кривенькую ножку один башмачок сшей, а на пряменькую три. У них ножки одинакие, одна в одну. Двойни они.
Сиял Семен мерку и говорит на хроменькую:
— С чего же это с ней сталось? Девочка такая хорошая. Сроду, что ли?
Вступилась Матрена, хочется ей узнать, чья такая женщина и чьи дети, и говорит:
— А ты разве им не мать будешь?
— Я не мать им и не родня, хозяюшка, чужие вовсе — приемыши.
— Не свои дети, а как жалеешь их!
— Как мне их не жалеть, я их обеих своею грудью выкормила. Свое было детище, да бог прибрал, его так не жалела, как их жалею.
Краткий анализ
Итак, чем жив человек? Лев Толстой считает, что люди живы любовью. Рассказ этот изображает в первую очередь именно это чувство. Сапожник берет к себе нищего, женщина — двух сирот. Нищий этот оказывается ангелом, а девочки — лучшими дочерями для этой женщины. Не одни только внешние поступки изображает в рассказе «Чем люди живы» Толстой, анализируются и души людей — то, что в них происходит. Не совершаются в произведении чрезвычайные подвиги и жертвы. Да и персонажи рассказа «Чем люди живы» (Толстой), краткое содержание которого представлено в данной статье, не имеют ничего героического. Семен — простой малый, хотя и добрый, любящий иногда выпить, как и все представители его профессии. Матрена — говорливая, хозяйственная, немного сварливая, любопытная женщина — такая, как все. Купчиха тоже лишь мягкостью и добродушием отличается от остальных героев рассказа «Чем люди живы» (Толстой).
Краткое содержание произведения, его анализ позволяют говорить о том, что оно делает нас немного лучше. Открывает нам на многое глаза. Заставляет поразмышлять, несет в себе вечные идеи — добро, любовь к ближнему, сострадание — рассказ «Чем люди живы» (Толстой). Анализ произведения был проведен нами кратко — мы выделили лишь основные моменты. Вы можете его дополнить самостоятельно, включив цитаты и собственные мысли.
Сочинение 2
В информационную эру всё чаще и чаще можно замечаешь, что люди вокруг все будто не живые, будто они и не испытывают эмоций вовсе. И это отчасти, правда, хоть и не полностью. На данный момент люди совсем не хотят выражать своих эмоций или чувств, они боятся быть осмеянными, ведь сейчас многие люди считают, что эмоции это то, чего нужно стыдиться, однако это совсем не так, именно эмоции делают человека не просто человеком, они делают его живым, заставляя чувствовать всё на себе, отчего и появляется это самое ощущение живости в себе. Ведь чем больше ты испытываешь, то тем более живым и бодрым ты себя чувствуешь.
Люди совсем забыли, как надо общаться с людьми, забыли, о чём нужно говорить, что нужно говорить, и как именно. От того и появляется некий страх быть засмеянным обществом тех людей, которые, по сути, и сами общаться не умеют. И это главная проблема нашего века, да и вообще человека в любую эпоху и столетие – человек просто боится мнения окружающих. Он не готов столкнуться с порицанием большинства, от чего и старается всеми возможными путями этому большинству угодить, что, конечно же, в корне не верно, и идти на такое совсем не нужно. Главное просто чувствовать себя живым, чувствовать себя таким, какой ты себе нравишься.
Есть множество способов почувствовать себя живым для человека. Он может попробовать просто испытать новые ощущения, желательно острые ощущения, которые придадут ему бодрости и сил для того, чтобы двигаться дальше. Можно также завести новые знакомства, чтобы внести в свою некоторое разнообразие, и после этого человек также может почувствовать себя как бы снова живым, обновлённым. Ещё прекрасным способом для обновления своей личности может стать увлечение каким-либо новым хобби, неважно каким, важно то, чтобы оно приносило этому человеку удовольствие, ведь именно для этого хобби и нужно. Так или иначе, есть множество способов, которые могут помочь человеку вновь почувствовать себя живым, если он всё-таки не чувствует этого. Однако самое главное, что требуется от человека – это осознание проблемы. Осознание проблемы может очень сильно помочь человеку в решении этой проблемы, так как это уже половина сделанного дела, просто осознать наличие проблемы.
Таким образом, мы видим, что есть множество способов вылечить себя от не живости, недуга, которым страдает всё современное общество.
Другие темы: ← Может ли дружба перерасти во вражду?↑ 11 классСила любви →
Сочинение чем люди живы? (рассуждение 11 класс)
Мои размышления после прочтения
рассказа Л.Н.Толстого «Чем люди живы».
Л. Н. Толстой
Чем люди живы? Они живы любовью, и рассказ состоит в изображении этой животворной любви. Бедный сапожник дает у себя приют голому нищему; женщина, имеющая грудного ребенка, берет к себе двух только что родившихся девочек, у которых умерла мать. И любовь растет; нищий оказывается ангелом, а девочки заменяют самых лучших дочерей для своей воспитательницы.
В рассказе изображены не одни внешние поступки, а сами души людей и то, что происходит в этих душах. В них проявилось чувство любви, чистой, бескорыстной и простой.
В рассказе не совершаются какие-нибудь чрезвычайные жертвы и подвиги. Да и люди, которые здесь действуют, не имеют в себе ничего героического. Сапожник Семен — добрый, но простой малый, любящий иногда выпить, как все сапожники. Матрена — женщина хозяйственная, говорливая, любопытная и немножко сварливая,- словом, обыкновеннейшая женщина. Купчиха тоже отличается только добродушием и мягкостью. Ангел за провинность был наказан — жить среди людей до того времени, пока не узнаёт:
Что есть в людях?Чего людям не дано?И чем люди живы?
А когда узнаёт, то будет прощён, и вернётся на небо. Ангела (Михаила) взял в семью сапожник Семён. Работая у сапожника, Михайла узнаёт, что людям только кажется, что живут они одной заботой о себе, а на самом деле живут они любовью, потому что Бог есть любовь.
В конце рассказа Михайло признается сапожнику Семену и его жене Матрене, приютившим его: «Я понял, что бог не хотел, чтобы люди врозь жили, и затем не открыл им того, что каждому для себя нужно, а хотел, чтоб они жили заодно, и затем открыл им то, что им всем для себя и для всех нужно.
Понял я теперь, что кажется только людям, что они заботой о себе живы, а что живы они одной любовью». В рассказе описаны самые обыкновенные люди и самые обыкновенные события.
Эта книга отражается в душе и делает человека лучше. Насколько я знаю, Толстой был отлучен от церкви, а тут такое божественное начало…. Книга заставляет подумать и поразмышлять. Она несет в себе вечные истины: любовь к ближнему, добро, сострадание. Несет в себе то, что Бог вдохнул в душу человека и чем поистине мы живы.
Сочинение-рассуждение на тему
«Моё мнение о фильме „Чем люди живы“».
Лукьянчук А. 5С кл.
Я думаю, что фильм «Чем люди живы» очень точно передаёт содержание одноимённой притчи, но ему также присуще наличие художественных деталей (иначе это не был бы фильм).
Одна из деталей — ретроспектива. Она была использована два раза. 1-ый раз — когда ангел вспоминает свой грех, 2-ой раз — в момент вознесения ангела на небо. Я считаю, режиссёр использовал ретроспективу для того, чтобы сделать сцену более эмоционально насыщенной.
Вторая художественная деталь была увидена мною в самом начале фильма. Тёмный лес с музыкальным сопровождением в виде церковного хорала, наверное, отражает контраст между озлобевшим, потерявшим добро миром и спокойной возвышенностью Божьего царства.
Я думаю, главной мыслью фильма (как и притчи) является призыв к всеобщему миру и любви. Ведь недаром ангел узнаёт, что люди живы не заботой о себе, а любовью.
В целом, фильм и притча мне понравились. Я не только прочитала новое для меня произведение и посмотрела новый для меня фильм, но и поняла важность убеждений, говорящих о житьи в мире, любви и доброте, заключённых в православной вере.
18 Август 2012, 22061 просмотр.
Чем люди живы? Материалы к итоговому сочинению: темы, примеры, цитаты
Подробности Категория: Образцы сочинений ЕГЭ по литературе
Материалы к итоговому сочинению по литературе на тему «Чем люди живы?»
Список литературы на тему «Чем люди живы?»
НАЗАД
Темы сочинений по данному направлению
Информация о темах. В период подготовки к итоговому сочинению известны только тематические направления. Экзаменационные темы сочинения станут известны только за несколько минут до экзамена. Но предположить вероятный список сочинений можно уже сейчас – скорее всего на экзамене предложат формулировки близкие к данному перечню.
НАЗАД
Примеры готовых сочинений по направлению «Чем люди живы?»
Образцы сочинений. Предложенные ниже сочинения не нужно воспринимать как выверенные и отточенные на отлично шпаргалки.
Данные образцы предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения.
Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.
Люди в течение жизни постоянно решают важные для них вопросы, делают выбор. Самый трудный диалог человек ведет с самим собой: кого любить, с кем дружить, кем быть, как поступить.
В небольшой повести известного писателя Фазиля Искандера «Морской скорпион» один из персонажей замечает, что часто человек делает выбор между личной выгодой и порядочностью.
Герой говорит, что » настоящий, порядочный человек не шагает по жизни, а идет балансируя. В балансирующем движении есть и возможность падения, и сила, останавливающая от него».
В этом движении и заключается образ личности, побеждающей или не побеждающей собственную низость.
Тема нравственного выбора — одна из важнейших в литературе. Так, Ромашов, персонаж романа В. Каверина «Два капитана», — это образец человека, который даже не пытается балансировать: все его поступки — цепь подлостей, предательств во имя собственной выгоды.
В школьные годы он ловил лягушек и за деньги сдавал в лабораторию на опыты, подсчитывая барыши. В юности подличал, собирая компромат на своего учителя. На войне предал, бросил умирающего товарища.
Образ личности четко определен: негодяй, живущий по эгоистичным законам: все для себя и во имя себя.
Настоящий герой романа Санька Григорьев прошел трудный путь, но остался верен своим идеалам, своей мечте, своей любви. Многое могло бы сломить его, но Санька верил в справедливость, в людей, в себя.
У него была та нравственная страховка, которая всегда удерживала на высоте мысли и поступки.
Поэтому Александр Григорьев добивается цели: находит пропавшую экспедицию капитана Татаринова и сам становится замечательным летчиком.
Кажется, что в литературе авторы описывают какие-то ключевые, судьбоносные ситуации, а в жизни все проще. Но нравственный выбор линии нашего поведения проявляется именно в бытовых ситуациях. Такая житейская ситуация встречается в уже упомянутой повести «Морской скорпион».
Герой по имени Сергей случайно увидел письмо, написанное знакомым почерком. Именно потому, что почерк был до удивления знаком, Сергей прочел последние фразы, из которых узнал, что любимая девушка его обманывает. Велико было желание прочитать все письмо.
Но привычка «не читать чужих писем» удержала от неблаговидного поступка. Как много в нашей жизни подобных ситуаций.
Каждую минуту, каждый день совершая то или иное действие, мы остаемся на такой нравственной высоте, которая измеряется высотой или низостью содеянного. Порядочность, чувство собственного достоинства — это ориентиры, помогающие человеку удержаться от падения и пройти над бездной эгоизма и подлости.
Автор Татьяна Новосёлова
Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать своюАнтуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц
От взрослых людей я часто слышу «жизнь прожить — не поле перейти». И в этом с ними соглашаюсь. О чем бы ни мечтал человек, какие бы планы ни строил, любые достижения невозможны без затраченных усилий.
Какие цели ставят перед собой люди? Что становится делом их жизни? Ради чего они готовы рисковать? И главное — какое дело станет делом моей жизни? Вот какие вопросы я начинаю задавать себе, размышляя о пословице.
К сожалению, сегодня в общественном сознании укоренилась установка на так называемые «легкие деньги», которые можно заработать при помощи сомнительных с моральной точки зрения умений — украсть, обмануть, подставить. Ловкое и быстрое зарабатывание денег становится делом жизни многих людей. Нет, не таким человеком хочется мне стать.
К счастью, во все времена находились люди, преданные своему делу, стране и не ищущие лёгких путей. Талантливые мастера, одаренные самородки, неутомимые искатели готовы порой жертвовать жизнью ради принципов и великих открытий. Примеров таких людей в русской литературе немало. И именно эти герои литературных произведений больше всего близки мне по духу.
Еще Николай Лесков в повести «Левша» описал тип человека, для которого служение делу важнее личных интересов. Этот тульский ремесленник вместе с двумя другими своими земляками вызывается поддержать честь России и починить английскую блоху. Мастера не только блестяще справляются со своей задачей, но еще и подковывают иностранную диковинку.
Работа тульских мастеров искусна, рассмотреть блоху можно только через самый сильный «мелкоскоп». С точки зрения обывателя, Левша — довольно непрактичный человек. Таких, как он, в народе называют бессребрениками. Англичане, восхищаясь талантом мастера, предлагают ему остаться жить в комфорте и сытости, но Левша решает возвратиться на Родину.
Современные писатели тоже не остались в стороне от темы служения делу. Героев своих рассказов Василий Шукшин ласково называет «чудиками». Это русские люди родом из деревни со своеобразными характерами. Каждый обладает чудинкой, которая выделяет их из окружения. Чудику резко противопоставлен его брат-ловкач, цепкий добытчик.
Но таким как Чудик, дороже всего любовь и признательность людей, хотя это не всем понятно. Герой рассказа «Упорный» — Моня Квасов прочитал, что вечный двигатель невозможен, и: «с головой ушел в изобретение такого «вечного двигателя», какого еще не было». Моня перестал видеть и понимать все вокруг, весь отдался великой изобретательской задаче.
Хотя, по словам писателя, Моня привык всего добиваться в жизни, эта задача все же оказалась ему не посильной. Шукшин пишет об этом с юмором, но ни в коем случае не высмеивает «изобретателя», наоборот, восхищается его смелостью и глобальностью проблемы, на которую тот не побоялся замахнуться.
А один из главных персонажей романа Даниила Гранина «Иду на грозу» ученый Сергей Крылов во имя научного результата идет на серьёзные риски. Среди своих коллег Крылов считается простаком, причем не самым удачливым. В группу исследователей в области атмосферного электричества его приглашает более успешный друг Олег Тулин. События романа развиваются непросто. Работа ученых касается экспериментов по управлению грозой. Во время одного из экспериментов погибает член группы Ричард. В итоге тему закрывают. Тулин, в которого все так верят, раскисает и при первом удобном случае покидает проект. Крылов же неожиданно для всех начинает спасать дело и добивается результатов.
У меня такое отношение к делу вызывает большое чувство гордости за свой трудолюбивый, любознательный и по — хорошему упертый народ. Подкупает вера героев в свою правоту, отсутствие ложных авторитетов, бескорыстие и открытость.
Пример сочинения по направлению «Чем люди живы?» | Сайт об истории и культуре России
Исходный текст приводится в сокращении и с незначительными правками. Автор просила опубликовать работу анонимно.
Унижает ли жалость человека?
Когда кому-то из наших родных или просто окружающих нас людей плохо, мы испытываем к ним жалость и сострадание. На мой взгляд, эти чувства, как благородные порывы души, унизить не могут. Главное, чтобы сострадание было искренним, а помощь – действенной.
Многим из нас не раз приходилось видеть на улице бездомных людей, просящих милостыню. Кто-то может бросить монетку, кто-то может дать хлеба. Безусловно, эти действия облегчат терзания человека. Но как таковой реальной помощи это не окажет. Ведь нищета не исчезнет от одной монетки.
Каждому человеку необходим дом, в котором тепло и уютно, работа, на доход от которой можно жить. Если брошенная бездомному монетка значительно не улучшит его положение, то и проявление подобной жалости унизительно для обеих сторон.
А сострадание, которое мотивирует изменить жизнь человека, попавшего в беду, унижать не может.
Немногие люди способны испытывать искреннюю жалость. Но все-таки они существуют. В русской литературе есть пример сострадательного человека. Им является главный герой рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы?» — Семен. Для меня он является эталоном хорошего и доброго человека.
Увидев на улице бездомного, сидевшего около храма совсем без одежды в холодную погоду, он приводит его к себе домой. Возможно, кому-то этот поступок может показаться глупым, необдуманным, неразумным. Но в жизни ситуации бывают разные: и хорошие, и плохие.
На мой взгляд, Семен совершил благородный поступок, помог человеку реально, а не унизил монеткой. Ведь каждый из нас мог оказаться на месте бездомного. Если бы не жалость и доброта Семена, страшно подумать, что стало бы с бедным несчастным человеком.
Скорее всего, он бы умер страшной холодной и голодной смертью.
Таким образом, искреннее стремление понять человека, оказать ему помощь не может унизить. Наоборот, настоящая жалость — это, на мой взгляд, глубокое нравственное чувство, достойное уважения, которое возвышает людей.
Сочинение: Чем люди живы? — Сочинение
Условия успешного выполнения работы
Текст 1. ВРЕМЯ И ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Содержание сочинения | Алгоритм (план) составления рассуждения |
Во времена стремительно меняющегося настоящего нет времени думать о будущем… В любом художественном произведении судьба героя связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Писатель на примере жизни типичного человека той или иной эпохи показывает образ целого | Определение проблемы рассуждения: «…люди отражают характер своего времени, они являются его “продуктом”» |
А что делать, когда оно не находит себя, не может найти достойного применения, когда рушатся мечты, надежды убиты безверием, когда поколение не способно сопротивляться и бороться за собственное счастье? Тогда молодые теряют смысл жизни, так и не найдя его — потерянное поколение… | Тезис первый: «молодые теряют смысл жизни, так и не найдя его — потерянное поколение…» |
Потерянное поколение — общественно-социальное и литературно-художественное понятие, вошедшее в обиход мировой журналистики и литературы в недолгий, но бурный исторический период, разделявший Первую и Вторую мировые войны, благодаря таланту и творчеству таких мастеров, как Э. Хеменгуэй, Э.М. Ремарк, Ф.С. Фиджеральд, А. Барбюс. Сам термин «потерянное поколение» вошел в литературу с легкой руки Гертруды Стайн, давшей меткую характеристику определенного социального слоя общества того времени (роман «Праздник, который всегда с тобой»). Герои ее произведения — молодые люди. Они беспечно прожигают жизнь в ресторанах, на танцплощадках — вечный праздник жизни! А что дальше? Как жить? На что жить? Чем жить? Ради чего жить? А так хочется успеть насладиться жизнью без условностей, без забот… все в будущем… Но время безжалостно бежит и совершает резкие повороты, и будущего-то, оказывается, нет | Аргумент первый: общественно-социальное и литературно-художественное |
Содержание сочинения | Алгоритм (план) составления рассуждении |
На протяжении человеческой истории подобные кульбиты время совершало не раз. Многократно повторялась судьба потерянного поколения, не нашедшего себе места в этой несправедливой жизни. У каждого времени свое потерянное поколение | Вывод по первой микротеме: «многократно повторялась судьба потерянного поколения». «Укаждого времени свое потерянное поколение» |
Разве Печорин не ищет себя, разве он не хочет быть сопричастным к происходящему? Но так и не находит герой пристанища в тихой бухте.А пока ищет, столько разрушает душ, столько разбивает сердец… Он растворяется во времени, оставляя после себя лишь горестные воспоминания | Аргумент второй и иллюстрация к аргументу (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») |
В русской литературе есть термин «лишние люди», обозначенный Пушкиным в набросках к «Евгению Онегину».«Чем люди живы?» (размышления о нравственных аспектах жизни)Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). Есть шутка, что, прочитав «Войну и мир», сможешь подобрать аргумент на любую тему, проблему. Это во многом так, поэтому, конечно, хорошее осмысленное прочтение четырёх томов романа-эпопеи Льва Толстого сыграет неоценимую пользу при подготовке к написанию итогового сочинения. Чем же люди живы? Как отвечает Л.Н. Толстой на этот вопрос? Ответить на него можно после того, как изучим духовное становление двух главных героев – князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Их характеры показаны в развитии. Если сравнить, как они шли к обретению своего смысла, жизненного предназначения, то можно найти одну закономерность – они совершили большое количество ошибок и полностью разочаровались в своих первоначальных идеалах.
«Отец, жена, сестра – самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». Вскоре Андрей прозревает. И случается это в битве под Аустерлицем. Он начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». После смерти жены осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отца, сестры, сына Николеньки. Естественные потребности – любить и творить добро загораются в нём. Начинает заниматься государственными делами вместе со Сперанским, но вскоре осознает, что начал почитать его за кумира. А затем и вовсе понимает, что счастливее эта деятельность его не сделает. Следующий виток исканий. Участие в войне 1812 года. В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь». Исполняет свой офицерский долг, мужественно встаёт на защиту Родины. Получив тяжелое ранение, переживает страстное желание жить. Именно в эти мгновения к нему возвращается любовь к Наташе Ростовой. «…Он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней». Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело – умер спокойно и достойно. Простодушный и добрый Пьер, очутившись в светском обществе, позволяет себя втянуть в приключения, которые в дальнейшем обернутся для него трагически.
После дуэли с Долоховым, Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло. В его голове роятся множество вопросов, на которые он всеми силами стремится дать ответ: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я…». В масонстве он на некоторое время обретает согласие с миром и собой, но именно участие в Бородинском сражении позволяет ощутить свою пользу обществу. Он вместе со всеми ждёт той минуты, когда враг покинет их землю, и старается делать всё, чтоб это случилось как можно скорее. И задача №1 – избавить мир от Наполеона, это немного нелепое решение возникает под влиянием тех чувств, которые он испытал во время Бородинского сражения. Тот человек, который не боится искать своё предназначение, который может пожертвовать своими идеалами, переосмыслив их, способен стать высоконравственным, достойным человеком. Материалы для написания сочинения «Чем люди живы?»Думаю, коренные ценности человеческого бытия и быта в трагические моменты истории, в дни мира и трудов люди опираются на нравственные ценности, которые выработаны человечеством. Они живы идеей сохранения мира и жизни на земле. Они озабочены благоденствием и процветанием своего государства и своей малой родины, в рамках которых протекает их жизнь. Они оберегают пространство личной жизни – дом, семью, детей. Не чужды им простые человеческие радости: проявления любви, дружбы, любование красотой природы и человеческих отношений. Независимо от времени и среды проживания люди едины в своём стремлении к счастью, порою по-разному понимая суть этого важнейшего человеческого состояния.
Размышляя над тем, чем живы другие, он всегда стремился к осознанию того, чем жив он сам, удовлетворяет ли его собственная судьба, не сузил ли он рамки своей жизни до уровня быта, оставив другим право решать вечные вопросы бытия. Такие вопросы требуют от человека великого труда ума, души, честности перед собою. И тогда жизнь человека наполняется не только трудом ради ежедневного выживания, но и духовной работой, обеспечивающей развитие личности человека и, следовательно, жизни в целом. Пониманию сути человеческой жизни, проникновению в самые различные её проявления, безусловно, способствует литература – как мировая, так и наша родная – русская. Размышляя над вопросами, чем наполнить свою жизнь, чему её посвятить, бьётся тревожная мысль Евгения Базарова – главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он анализирует различные варианты человеческой судьбы, уклады жизни. «Напичкать день всякими занятиями, ахами да охами»… так, «что и опомниться некогда»? (Базаров о жизни своей матери). Вести «глухую жизнь, какую ведут здесь отцы»? Жить легко, «провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь», как Анна Сергеевна Одинцова? Посвятить свою жизнь борьбе за то, чтобы «у последнего мужика» была «славная, белая изба»? «Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?» В сцене «Под стогом сена» поставлены конечные вопросы бытия, неразрешимые по своей сути: что такое человек и что такое жизнь человека? Зачем нужна жизнь, если она не вечна? Где грань между будничным, сиюминутным и вечным? В чем смысл человеческой жизни, если он лишь песчинка, некая «математическая точка» по сравнению с вечностью? Как должен распорядиться своей жизнью человек? Какой цели себя посвятить? Л.Н. Толстой, великий знаток человеческой натуры, в романе «Война и мир» тоже показывает разные уклады жизни. Суть жизни одних людей (светское общество в салоне Шерер) составляют карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость. Внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, « как заведённыё часы», «как актёр говорит слова старой пьесы». Этих людей он относит к партии « войны». Им Толстой противопоставляет «жизнь сердца» Ростовых и «жизнь ума» Болконских. Всех Болконских связывает глубокая работа мысли, высокий интеллект, склонность к умственной деятельности, глубина душевного мира, гордость, аристократизм. Ростовы живут сердцем – любовью, дружбой. Эти две семьи, когда придёт необходимость, проявят себя подлинными патриотами и будут защищать свою страну, свой дом, свой образ жизни.
Защищая Дом, они отстаивают тот уклад жизни, который был завещан им родителями, те идеи гуманизма, на которых они были воспитаны русской классической литературой. За окнами дома — холод, мрак, хаос, а в квартире старинные часы, играющие гавот, “лампа под зелёным абажуром”, уютные “кремовые шторы”, фамильный синий сервиз, кафельная печка, на которой члены семьи пишут друг другу шутливые послания. Всё это создаёт ощущение тепла и надёжности. «Бронзовая лампа под абажуром» символизирует частную жизнь и домашний уют. В борьбе мирного света домашней лампы с наступающей тьмой отражена борьба живой жизни с внезапной смертельной вьюгой, «бураном». Здесь «лучшие на свете книги с Наташей Ростовой, «Капитанской дочкой». Многое пришлось вынести Турбиным в течение зимы 1918-1919 года. Но в финале романа в их доме за общей трапезой вновь собираются все. «И всё было по-прежнему…Содружество людей и вещей выстояло», и это главное. Булгаков и его герои уверены: “Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся…” Дом и звёзды как вечные нравственные ценности, как первооснова жизни — вот чем жив человек. Так чем же живы люди? Интересами мира, дружбы, любви, поисками своего места в мире, стремлением наполнить жизнь смыслом и участвовать в общей жизни людей, борьбой за жизнь и то, что составляет её суть. Сочинение: Чем люди живы?Сочинение:Чем люди живы? Это проблема будет актуальной во все времена. Спорить можно до бесконечности. Все в России было непостоянно – это касалось внутренних и внешних аспектов жизни людей, их быта, политики. Все зависит от внутренней идеологии каждого, отдельно взятого человека, его морального облика, духовных и культурных ценностей. Мы живем в обществе и подчиняемся его законам, правилам, нормам. Это — значимая и актуальная тема, которая дает время для обдумывания. Ответить на него сразу не получится, потому что каждый человек существует в своем измерении, размышляет, думает по — своему. Но поддержка, сопереживание, помощь ближнему сближают нас и делают единым целым. Звучит голословно, но тому есть примеры из жизни героев наших известных классиков. Предлагаю обратиться к ним. Это можно увидеть в произведении В. Г. Распутина «Уроки французского». В произведении рассказывается о жизни деревенского мальчика в послевоенную пору, когда мир только начинал отходить от пережитой войны. Парнишка хорошо учится в селе, и хочет продолжить обучение дальше приезжает в город.
Будучи сообразительным парнишкой, он живо обнаруживает метод, как обставить своих соперников, но тут же получает свой первый урок: толковые и удачливые в серой массе подростков, порождают злобу и зависть. Неизменное везение в игре, делает мальчика изгоем. Помогает Алеше выбраться из сложной ситуации его учительница французского — Лидия Михайловна. Она открытая, веселая и добрая, прониклась к парню сочувствием, взяла ребенка под свою опеку. Так начались их занятия. Время, которое Алеша провел с учительницей, спасло его от морального и духовного разложения. Она подарила своему ученику любовь и заботу, научила справляться с любыми трудностями и не бояться испытаний. Учительница смогла заинтересовать мальчика, не только подтянув его французский язык, но и своим обществом дала понять, что он не один и всегда сможет попросить о помощи. Преподавательницу из – за игры на деньги с мальчиком, просят оставить школу. Она возвращается к себе домой, но не забывает о парнишке. Через некоторое время Алеша получает посылку, в которой лежат макароны и большие, спелые яблоки. Поступок учительницы на всю жизнь оставил след в сердце ее ученика. В любой жизненной ситуации, чтобы не случилось, важно оставаться человеком, и совершать поступки, за которые, не стыдно будет смотреть в глаза своим детям. Это – нас и объединяет. Сочинение на тему: Чем люди живы?Вопрос, который вынесен в заголовок этого сочинения, взят из рассказа Л.Н.Толстого. Вопрос этот, пожалуй, актуален во все времена. Особенно в переломные, кризисные эпохи. Когда некоторые пытаются говорить о каком-то «золотом веке» русской истории, они просто не знают эту историю как следует. Всегда в России всё было относительно – относительно людей, политики, внешних и внутренних отношений. И вообще всё зависит от внутренней установки каждого человека: если ты стоишь за добро, хочешь нести людям спокойствие и свет – значит, вокруг тебя в основном будут собираться добрые люди. Если наоборот – то станет больше зла. Чем живы люди сегодня? Общество расслоено на богатых и бедных. Полноценный средний класс отсутствует. Это накладывает отпечаток на всю нацию, на весь народ. Но даже в этой, не вполне нормальной ситуации, всегда находятся те, кто доволен свои нехитрым уделом, кто стремится жить, а не выживать. Общение может показаться примитивным: все друг друга знают, встречаются часто, по несколько раз на дню. Еще бывают застолья по случаю каких-нибудь праздников или даже без них, когда собравшиеся за столом поют хором старые советские или русские народные песни. Вот этим и живы люди – памятью души и сердца, заботой о ближних, неискоренимым оптимизмом. Что касается богатых, их жизнь, вроде бы, разнообразнее, но на поверку гораздо скучнее. Денег, как говорится, куры не клюют, на всё хватает, дом – полная чаша. А счастья – простого, человеческого – как не было, так и нет. И все развлечения и поездки – лишь способ разогнать тоску одиночества. А когда не удается – начинается обычное бытовое пьянство, а за ним деградация личности. Представителям среднего класса есть, что терять. Они всего в жизни добились почти исключительно сами, не прогибаясь и не кланяясь. Поэтому дорожат тем, что имеют и расставаться не собираются. Живут, в основном, от зарплаты до зарплаты, но если зададутся целью, то могут скопить капитал в течение года на заграничную поездку. А так – преимущественно работа и дом. Катастрофически не хватает времени на самообразование, на то, чтобы прочесть давно отложенные книги. Подростки и молодежь чаще всего предоставлены сами себе. Родители слабо представляют, чем живет и дышит их чадо. Хорошо, если рядом оказывается старший наставник, способный зажечь и увлечь – велопоходами, например или спортом вообще. Тогда ребята не будут прожигать время зря.
Интереснее всего живут люди творческих профессий. Для того, кто занят собственным творчеством, не важно, что происходит вокруг. Сначала он «варится в собственном соку», потом выходит к людям. И если есть отклик, возникает диалог – значит, человек талантлив, ему есть, что сказать окружающим, оставить частицу себя в этом мире. (36 votes, average: 3.67 Чем люди живы?Тема моего сочинения заимствована из названия одноименного рассказа Л.Н.Толстого. Через все произведение великого гуманиста проходят мысли о том, что люди живы не заботой о себе, а «одною любовью. Кто в любви, тот в боге и бог в нем, потому что бог и есть любовь». Что имел в виду автор, повторяя эту фразу? Думаю, не только о любви к Богу, к Родине, к семье своей размышлял. Л.Н. Толстой, но и о любви мужчины к женщине… Яркие примеры истинной любви нарисовали в своих произведениях русские классики. Вспомним отчаянную Катерину Кабанову, замужнюю женщину, посмевшую полюбить, Андрея Болконского и Пьера Безухова, боготворивших Наташу Ростову, маленького чиновника Желткова, как клятву, произносящего гимн любимой женщине: «Да святится имя твое!» Любит и герой И.Тургенева, мятежный Базарова, который до встречи с А.С.Одинцовой цинично рассуждал, что любви вообще не существует, женщин за равных не принимал, считал, что свободно мыслят между ними только уроды. И вот встреча с Анной Сергеевной, к которой он тоже поначалу присматривается как к какому-то разряду млекопитающих. Но это все слова! С первой минуты, отметив ее удивительные плечи и то, что на остальных баб не похожа, нигилист ощутил неординарность этой женщины. Встретившись с ней в гостинице, Базаров смущается, конфузится, за что досадует на себя, что «бабы испугался!» В течение дня он не раз удивлял Аркадия многословием, так не свойственным ему, темой избранного разговора, тем, что он явно старался занять свою собеседницу… Все говорило за то, что Базаров очарован провинциальной помещицей. Грубовато звучит его оценка этой женщины – «первый сорт», но в ней слышится откровенное восхищение. Я люблю читать и перечитывать главу, в которой И.С.Тургенев описывает, как зарождается большая настоящая любовь Базарова. Он, ничего и никого не боявшийся, робеет в гостиной дома Одинцовой, подсмеивается над собой, что смирненьким стал, старается чаще находиться подле нее, поражается тому, как много хочет знать эта «баба с мозгом».
Как только он вспоминал Одинцову, кровь его загоралась.Но Базаров, человек сильный, легко сладил бы со своей кровью.Раздражение появлялось оттого, что, оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. Влюбленного романтика! Чего только не делает Базаров, чтобы подавить любовь к этой женщине: ходит большими шагами по лесу, ломает ветки, бранится вполголоса, забирается на сеновал, упрямо закрывая глаза, заставляет себя заснуть… Но сквозь закрытые веки видит ее, ощущает, как эти целомудренные руки когда-нибудь обовьются вокруг его шеи, что эти гордые губы ответят на его поцелуи… А как искренен наш герой в минуты объяснения с Одинцовой: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…» Вот она, любовь, без которой не может жить человек! Любовь, подаренная атеисту Богом! Материалы для написания сочинения Чем люди живы? Что составляет основу, саму сущность жизни людей? Думаю, коренные ценности человеческого бытия и быта в трагические моменты истории, в дни мира и трудов люди опираются на нравственные ценности, которые выработаны человечеством. Они живы идеей сохранения мира и жизни на земле. Они озабочены благоденствием и процветанием своего государства и своей малой родины, в рамках которых протекает их жизнь. Они оберегают пространство личной жизни – дом, семью, детей. Не чужды им простые человеческие радости: проявления любви, дружбы, любование красотой природы и человеческих отношений. Независимо от времени и среды проживания люди едины в своём стремлении к счастью, порою по-разному понимая суть этого важнейшего человеческого состояния. Важно отметить и то, что человек всегда стремился определить своё место в жизни, понять своё предназначение. Размышляя над тем, чем живы другие, он всегда стремился к осознанию того, чем жив он сам, удовлетворяет ли его собственная судьба, не сузил ли он рамки своей жизни до уровня быта, оставив другим право решать вечные вопросы бытия. Такие вопросы требуют от человека великого труда ума, души, честности перед собою. И тогда жизнь человека наполняется не только трудом ради ежедневного выживания, но и духовной работой, обеспечивающей развитие личности человека и, следовательно, жизни в целом. Пониманию сути человеческой жизни, проникновению в самые различные её проявления, безусловно, способствует литература – как мировая, так и наша родная – русская.
Вести «глухую жизнь, какую ведут здесь отцы»? Жить легко, «провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь», как Анна Сергеевна Одинцова? Посвятить свою жизнь борьбе за то, чтобы «у последнего мужика» была «славная, белая изба»? «Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?» В сцене «Под стогом сена» поставлены конечные вопросы бытия, неразрешимые по своей сути: что такое человек и что такое жизнь человека? Зачем нужна жизнь, если она не вечна? Где грань между будничным, сиюминутным и вечным? В чем смысл человеческой жизни, если он лишь песчинка, некая «математическая точка» по сравнению с вечностью? Как должен распорядиться своей жизнью человек? Какой цели себя посвятить? Л.Н. Толстой, великий знаток человеческой натуры, в романе «Война и мир» тоже показывает разные уклады жизни. Суть жизни одних людей (светское общество в салоне Шерер) составляют карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость. Внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, « как заведённыё часы», «как актёр говорит слова старой пьесы». Этих людей он относит к партии « войны». Им Толстой противопоставляет «жизнь сердца» Ростовых и «жизнь ума» Болконских. Всех Болконских связывает глубокая работа мысли, высокий интеллект, склонность к умственной деятельности, глубина душевного мира, гордость, аристократизм. Ростовы живут сердцем – любовью, дружбой. Эти две семьи, когда придёт необходимость, проявят себя подлинными патриотами и будут защищать свою страну, свой дом, свой образ жизни. Эти традиции наследуют Турбины — герои романа М. Булгакова «Белая гвардия», воспитанные на книгах Пушкина и Толстого. Их дом сотрясает «дикий, чёрный ветер» гражданской войны. И они готовы защищать Город, Дом, дворянские понятия о чести и долге. Защищая Дом, они отстаивают тот уклад жизни, который был завещан им родителями, те идеи гуманизма, на которых они были воспитаны русской классической литературой.
«Бронзовая лампа под абажуром» символизирует частную жизнь и домашний уют. В борьбе мирного света домашней лампы с наступающей тьмой отражена борьба живой жизни с внезапной смертельной вьюгой, «бураном». Здесь «лучшие на свете книги с Наташей Ростовой, «Капитанской дочкой». Многое пришлось вынести Турбиным в течение зимы 1918-1919 года. Но в финале романа в их доме за общей трапезой вновь собираются все. «И всё было по-прежнему…Содружество людей и вещей выстояло», и это главное. Булгаков и его герои уверены: “Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся…” Дом и звёзды как вечные нравственные ценности, как первооснова жизни — вот чем жив человек. Так чем же живы люди? Интересами мира, дружбы, любви, поисками своего места в мире, стремлением наполнить жизнь смыслом и участвовать в общей жизни людей, борьбой за жизнь и то, что составляет её суть. Сочинение на тему Вопросы, заданные человечеству войной С каждым годом всё меньше и меньше остаётся среди нас тех, кто встретил рассвет 22 июня 1941 года. Были 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Были миллионы погибших, истерзанных, заживо сожжённых. Читателей глубоко взволновала трагическая судьба двухсот тридцати девяти кремлевских курсантов, погибших под Москвой в ноябре 1941 года. Об этом рассказывает повесть Константина Воробьёва «Убиты под Москвой». Эти юноши из роты кремлёвских курсантов, ведомые на фронт капитаном Рюминым, молодые, красивые, полные жизни, поставлены в нечеловеческие условия. Безоружные, брошены они под немецкие самолёты и танки. Курсанты вооружены только самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином. Их путь, проделанный по Подмосковью в эти пять дней со времени вступления на фронт до их трагической гибели, полон страданий и немыслимых мук. Рота обречена, гибель неизбежна — ребята окружены. И капитан Рюмин бросает в атаку курсантов, чтобы погибли они не в животном страхе отступления, а в бою, ничего не зная об окружении.
И в тупую звериную жестокость фашистов его сердце не хочет верить: ведь в физическом облике их всё было от обыкновенных людей. В конце повести лейтенант Ястребов на пределе сил вступает в единоборство с фашистским танком и побеждает. Кремлёвские курсанты свято выполняли свой долг перед Отечеством, но они погибли, они убиты, убиты под Москвой. Эта повесть вызывает глубокие, искренние переживания, сохраняет нашу историческую память и становится повестью-предупреждением. Не гаснет и «поэтический Вечный огонь», восславляющий великий подвиг нашего народа. «Солдаты в окопах шалели И падали в смертном бою, Но жизни своей не жалели За горькую землю свою,»- пишет А. Твардовский. Роберт Рождественский призывает: «Люди! Покуда сердца стучатся, Помните, Какою ценой завоевано счастье.» «Люди мира…Берегите мир!»- вот ответ на все вопросы, заданные человечеству войной. Эти слова из известной песни должны и сегодня стать набатом для всех живущих на земле и для наших братьев в Украине. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|