О чем псалом 136
«На реках вавилонских»: комментарий к псалму 136
15/28 февраля 2021 года – Неделя о блудном сыне, вторая подготовительная к Великому посту. Накануне этого дня на всенощном бдении поется 136-й псалом «На реках Вавилонских». Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий этого песнопения.
Великая Четыредесятница предваряется четырьмя подготовительными неделями. В этот период Постная Триодь предлагает множество богослужебных текстов, которые подготавливают нас к Великому посту. Так, на утрене в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сыропустную после пения полиелейных псалмов (134 и 135) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется также псалом 136 «На реках Вавилонских».
Существуют различные мнения, связанные с авторством 136-го псалма. Сильная ностальгия по родине, ярко выраженная в нем (стихи 5–6), побуждает думать, что автор был среди тех пленных, которые после указа персидского царя Кира в 538 году до Рождества Христова вернулись в разрушенный Иерусалим.
Церковнославянский текст 136-го псалма таков:
Вавилонский плен
Множественное число глаголов «седохом и плакахом» относит к общению пленников между собой. Они вместе плачут и сопереживают друг другу, вспоминая Сион – в данном случае это слово ассоциируется с Иерусалимом или Храмом.
Мы находимся в плену греха – «на реках Вавилонских»
«На вербиих… обесихом» – церковнославянский глагол «обесити», так же как и греческий «κρεμασθῆναι», в контексте 2-го стиха переводится на русский язык как «повесили».
«Органы наша» – в греческом тексте стоит слово ὄργανα. Оно без перевода было заимствовано в церковнославянский текст. Слово ὄργανα переводится на русский язык как «инструменты», при этом, читая синодальный перевод, мы можем понять, что речь идет о музыкальных инструментах: «повесили мы наши арфы». Музыкальные инструменты, повешенные на деревья, указывают на то, что евреи отложили в сторону веселье.
Песнопение «На реках Вавилонских» с первых стихов раскрывает весь смысл Великого поста. Мы находимся в плену греха – «на реках Вавилонских». Подобно иудеям, нам надобно отложить веселье и задуматься о наших грехах, вспомнить о Сионе – Царстве Небесном или Небесном Иерусалиме.
Сионские песни
«Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских»: если перевести с еврейского, этот стих читается так: «Там пленившие нас требовали от нас слов песней; и притеснители наши – веселия: пропойте нам из песней сионских».
«Земля чуждая» – не просто далекая от священного города страна, это нечистая языческая земля (см.: Иез. 4: 13–14), которая давала «нечистый хлеб».
Иерусалим – начало веселия
«Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего»: пятый и шестой стихи построены по принципу клятвы: «Если забуду, пусть меня забудет моя правая рука; если не вспомню, пусть язык мой прилипнет к нёбу». Автор псалма готов быть наказанным за нарушение своих обетов, то есть, если он не поставит Иерусалим началом своего веселия, пусть Господь отнимет у него возможность играть правой рукой на арфе, а его языку – запретит петь песни Сиона.
А пение этого псалма в подготовительный к Великому посту период призывает нас поставить началом нашего веселия Иерусалим – Царство Небесное.
Сыны Едомския
Псалмопевец, обращаясь к Богу, молит Господа, чтобы Он припомнил те злодейства идумеев, которые они совершали во время разрушения Иерусалима в 587 году до Р.Х. (см.: Авд. 1: 10–15): «Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований eго».
Идумеи – родственный народ евреям – всегда были враждебно настроены к своему собрату и во всех печальных событиях его жизни принимали деятельное и злое участие (см.: Ам. 1: 11).
А «день Иерусалима» – день, когда Иерусалим был до основания разрушен, город был лишен оборонительных стен и башен, буквально «раздет» (Ис. 3: 17).
Дочь Вавилона
Неприглядное выражение «блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень», по некоторым комментариям на Псалтирь, указывает на грубые и негуманные черты израильской религии. Как бы мы ни относились к словам псалма, псалмопевец, по всей видимости, не желает смерти всем невинным детям Вавилона, но просит Господа припомнить вполне конкретным разорителям, что они сделали с Сионом.
«Младенцы» – образ начатков мелких попущений и досад, которые могут вырасти до неискоренимых страстей
136-й псалом, который поется всего лишь три раза в год за всенощным бдением в период подготовительных недель, показывает нам великое разочарование иудейского народа, потерявшего свою святыню – Иерусалим. Текст также призывает задуматься о цене тех великих благ, которые дарует нам Господь.
Без всякого сомнения, печаль и слезы еврейских пленников должны нас вдохновлять к тому, чтобы мы дорожили всеми дарованиями, посланными от Бога.
[1] Типикон, сиесть Устав. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. С. 825.
[2] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 8. М., 1981. С. 19–20.
[3] Псалтирь. М., 2013. С. 367.
[4] Толковая Библия, или Комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А.П. Лопухина. М., 2009. С. 512.
[6] Толковая Библия, или Комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А.П. Лопухина. С. 513.
[7] Разумовский Г., протоиерей. Объяснение священной книги псалмов. М., 2002. С. 822.
[8] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Псалмы // Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 5. Кн. 1. СПб., 1899. С. 451.
[10] Разумовский Г., протоиерей. Объяснение священной книги псалмов. С. 822.
[11] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Псалмы // Творения. Т. 5. Кн. 1. С. 451.
[12] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1753.
[13] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 12. М., 1987. С. 320.
[14] Льюис К. Размышление о псалмах // Льюис К. Собрание сочинений. Т. 8. М., 2008. С. 334.
Псалом 136
Текст молитвы псалом 136 известен больше как «На реках Вавилонских». Благодаря тому, что художественная культура напомнила о хвалебной песне, Псалом получил вторую жизнь. Он используется в кино и литературе, в эстрадной и академической музыке.
Текст молитвы псалом 136
Самыми популярными версиями текста псалма 136 являются еврейская, старославянская и латинская. В храмах используют церковнославянский вариант, а в домашних условиях верующий может зачитывать текст на русском языке.
На церковнославянском языке с ударениями
1 На река́х Вавило́нских, та́мо седо́хом и пла́кахом, внегда́ помяну́ти нам Сио́на.
2 На ве́рбиих посреде́ eго́ обе́сихом орга́ны на́ша.
3 Я́ко та́мо вопроси́ша ны пле́ншии нас о словесе́х пе́сней и ве́дшии нас о пе́нии: воспо́йте нам от пе́сней Сио́нских.
4 Ка́ко воспое́м песнь Госпо́дню на земли́ чужде́й?
5 А́ще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́.
6 Прильпни́ язы́к мой горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́ Иерусали́ма, я́ко в нача́ле весе́лия моего́.
7 Помяни́, Го́споди, сы́ны Едо́мския, в день Иерусали́мль глаго́лющыя: истоща́йте, истоща́йте до основа́ний eго́.
8 Дщи Вавило́ня окая́нная, блаже́н и́же возда́ст тебе́ воздая́ние твое́, е́же воздала́ еси́ нам.
9 Блаже́н и́же име́т и разбие́т младе́нцы твоя́ о ка́мень.
На русском языке
1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских».
4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
5 Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя;
6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!
История написания
Во многих вариациях авторство царя Давида не подписано. В греческом и латинском варианте все же есть имя царя. Псалмы были написаны во времена правления царя Давида.
Тогда иудейский народ переживал непростые времена. Данная хвалебная песнь рассказывает о жизни евреев в момент падения Иерусалима. Случилось это в VI веке до Рождества Христова. Войско Вавилона силой вторглось в древний город, уничтожив при этом все, даже Храм Господень. Это был единственный храм, в котором поклонялись Богу. Все жители города были пленены. Люди были потеряны, они лишились не только своего дома, но и религии.
Толкование псалма 136
Текст молитвы псалом 136, толкование которого мы предлагаем, несет в себе боль всего еврейского народа. В каждой строчке чувствуется пустота и плач людей.
Стихи 1-3: Рассказывается о быте вавилонян. Описывается удивительная природа рек Евфрат и Тигр. И берега этих рек стали излюбленными для еврейских племенников. Многие знают, что евреи были очень музыкальны. Они с песней засыпали и просыпались. Почти все песни и стихи народа прославляли Господа и были религиозны.
Стихи 4-6: Каждый еврей не может позволить себе забыть свой город и дом. Первая и самая главная мечта народа – восстановить свой город, чтобы с ним расцвела и жизнь.
Стихи 7-9: Не смотря на то, что еврейский народ всегда был добр и не воинственен, у него всегда были враги. Одними из них является народ идумеяне. Они злорадствовали при падении Иерусалима.
Правила чтения
Все Псалмы разделены на кафизмы. Псалом 136 «На реках Вавилонских» является частью 19-й кафизмы. Текст зачитывается в Православной церкви каждую неделю во время утренней пятничной молитвы. Также песнь используется в богослужениях к Великому посту. В домашних условиях можно читать текст на русском языке еженедельно.
Псалом 136
В плену вавилонском замолкли наши песни и арфы висели на деревьях (1–2). Притеснители наши просили нас пропеть из Сионских песней. Да иссохнет мой язык и рука, если буду петь и играть в чужой стране и если я забуду тебя, Иерусалим (3–6)! Господи, отмсти Едому за его злобу к Иерусалиму. Блажен тот, кто разобьет о камень и твоих детей, дочь Вавилона, опустошительница (7–9).
«При реках Вавилона» – разумеются реки Тигр и Евфрат, с их притоками и искусственными каналами, проведенными вавилонянами для орошения своих полей.
Еврейский народ был одним из самых музыкальных народов древнего Востока. Евреи славились как обилием поэтических произведений, так и развитием инструментальной музыки. Но музыка и поэзия еврейского народа носила религиозный характер: она касалась воспевания Бога и Сиона и имела молитвенное содержание. Она тесно была привязана к Палестине, храму и разнообразным проявлениям водительства Богом еврейского народа. Пение этих песней имело, поэтому, священное значение и национальное. Просьба вавилонян, чтобы евреи пропели им из священных Сионских песен, была лишь простым любопытством, развлечением, и исполнение этой просьбы плененными евреями являлось в глазах последних профанацией, оскорблением святости содержания своей поэзии и своего религиозного чувства, почему она с негодованием отвергалась.
«Забудь меня десница» – перестань действовать, т. е. высохни. – «Прилипни язык» – тоже высохни. «Постав ить Иерусалим. во главе веселия» – радоваться только тому, что является радостью для всего Иерусалима. Во время же плена евреев Иерусалим был опустошен и находился в развалинах. Его заселение и восстановление прежнего значения для еврейского народа и было для пленников единственной мечтой и заглавной радостью.
Едом или идумеяне, родственный народ евреям, всегда был враждебно настроен к своему собрату, и во всех печальных событиях его жизни принимал деятельное и злое участие. Так было и при разрушении Иерусалима вавилонянами, когда идумеи радовались этому национальному бедствию ( Ам. 1:11 ; Авд. 1:10–15 ).
У пророка Исаии ( Ис. 13:16–18 ) предсказана тяжелая судьба Вавилона именно теми чертами, которые указаны в этом псалме. Тяжесть этого приговора – непреложная воля Господа, которая непреложно же осуществится и найдет своего исполнителя. Последний называется писателем псалма блаженным, так как им осуществляется одно из предначертаний Божественных, а потому справедливых и благодетельных, хотя бы они казались в глазах человека жестокими и тяжкими.
Весь псалом прекрасно передает то грустно-покаянное настроение, каким жили евреи в плену, их тоску по родине и мечту о своем национальном возрождении.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 136
1. На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом. Св. Афанасий принимает сии слова, как предсказание о плене и скорбях его, а св. Злат. и бл. Феод., – как воспоминание о прошедшем. На реках. Вавилон лежал на обоих берегах реки Евфрата, который разветвлялся на множество каналов, как и другая река Вавилонии – Тигр. По св. Златоусту, «Евреи, как пленники, жили вне стен и городов»; в скорби естественно удалялись в места уединенные и, сидя на берегах рек или каналов, горько, горько плакали, воспоминая о Сионе, о храме, о родине.
2. На вербиих посреде его обесихом органы нашя. С Евр.: «На вербах посреди его (Вавилона или Вавил. народа) повесили наши арфы». Музыкальные инструменты, коими не могли и не хотели пользоваться Евреи, взяты были с собою последними, по устроению Божию, «для того, – говорит св. Злат., – чтобы и в чужой стране они имели памятники своего прежнего общественного устройства и тем более сокрушались, видя знаки тогдашнего богослужения».
3. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. С Евр.: «Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселия: пропойте нам из песней Сионских». О словесех песней – о содержании песней; песни Сионския – те, которые пелись на Сионе, в храме, песни Господни (ст. 4), священные, которых не могли и недостойны были слышать нечестивые язычники. Притом Вавилоняне требовали петь Сионские песни «не для того, – говорит бл. Феод., – чтобы получить им от сего какую-либо пользу, но чтобы посмеяться над Евреями».
4. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Т.е. нам не позволительно петь; хотя мы и лишились отечества, однако продолжаем хранить закон и соблюдать его в точности» (Злат.) А закон повелевал петь свящ. песни только во храме, в Иудее.
5. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. «Пусть, говорит пророк, крепость моя, сила моя забудет меня, и пусть я буду безгласен от множества бедствий» (Злат.). Пленные Иудеи дают знать Вавилонянам, что для них невозможно забыть Иерусалим и его священные уставы, как невозможно забыть правую руку, всегда нужную. Но св. Афанасий и бл. Феодорит под десницею разумеют помощь свыше. Т.е., а если я забуду Иерусалим, то да не улучу помощи свыше. «Сию то помощь, – говорит бл. Феод., – пророк называет десницею».
6. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. С Евр.: «Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего». Прильпни язык; «ибо что пользы, – говорит св. Афан., – иметь такое орудие слова, которое, по-видимому, здорово, но не издает должных звуков. Аще не предложу, т.е. если память о тебе, Иерусалим, предпочту всякому веселию. Ибо в таком только случае может быть, что и всякое другое веселие обратится мне во благо». «Слово: предложу, – говорит св. Злат., – значит: поставлю в начале песни; оно выражает сильное желание или лучше любовь и пламенное стремление к городу (Иерусалиму)». Т.е. «верх веселия для меня – зрение на тебя, Иерусалим, обновление твое, торжество среди тебя; потому что в них нахожу истинное наслаждение» (Бл. Феодорит).
9. Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень. «Поелику Вавилоняне, – говорит бл. Феод., – жестоко поступали с младенцами Иудейскими, то пророк предсказывает им равное наказание». Св. пророк Исаия предсказывал, что дети Вавилонян будут убиты пред глазами их, что враги не пощадят младенцев их ( Ис. 13:16–18 ); следовательно слова псалмопевца выражают не зложелание, но предсказывают, что случится при раззорении Вавнлона Киром и Дарием, Мидянами и Персами, по определению Божию: в нюже меру мерите, возмерится и вам ( Мф. 7:2 ). По мнению св. Златоуста, приведенные слова псалмопевца «суть слова страсти пленных, которые требуют великого наказания, простирали гнев свой даже на младенческий возраст. Пророки, – замечает сей святитель, – многое говорили не от себя, но изображая и выставляя на вид страсти других. Сам же пророк стоял выше даже той меры возмездия, которая была дозволена ему законом ( Пс. 7:5 ».
О сем надписании смотри в статье «о писателях псалмов».
Истощайте εκκενουτε – (от κενοω – опоражниваю, опустошаю) – опустошайте, – «чтобы не оставалось и самых оснований города». Злат.
Гл. XII, 9. 1. Иоанн Гиркан (128 – 126 до Р. X.), сын Симона, возвратив все города, отнятые Сирійцами и Греками, подчинил и Идумеев, и, под страхом изгнания, заставлял их принять Еврейскую веру. См. Истор. Евр. народа – Гехта, гл. 2, стр. 28.
Окаянная ταλαιπωρος – сугубо несчастная, – из ταλας – терпяший, несчастный и πωρος тоже – несчастный, слепой. Акила, Феодотіон перевели: разграбленная, опустошенная, или: которая будет разграблена. У св. Злат.
Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалтирь | псалом 136
Есть разные псалмы, в отношении которых существует мнение, что они были написаны в последние дни иудейской Церкви, когда пророчество угасало и канон Ветхого Завета был близок к своему завершению, но только этот псалом так очевидно свидетельствует о том, что был записан позже, а именно когда народ Израиля был в вавилонском пленении и страдал от гнета гордых притеснителей. Вероятно, речь идет о приближающемся к концу времени пленения, ибо народ видел стремительное приближение разрушения Вавилона (ст. 8), что было равнозначно освобождению израильтян. Это скорбный псалом, или плач. В переводе Библии семидесяти толковников (Септуагинте) данный псалом относят к Книге Плач Иеремии и называют пророка его автором.
I. Грустные пленники неспособны на веселье (ст. 1,2).
II. Они не могут ублажать своих гордых притеснителей (ст. 3,4).
III. Не могут забыть Иерусалим (ст. 5,6).
IV. Не могут простить Едом и Вавилон (ст. 7-9). При пении данного псалма мы должны проникнуться заботами Церкви, особенно той ее части, которая попала в беду, принимая скорби Божьего народа близко к сердцу и утешаясь перспективой освобождения Церкви и истребления ее врагов в должное время, тем не менее, тщательно избегая при этом враждебного отношения к кому-либо, дабы к нашей жертве не примешалась закваска злобы.
Стихи 1-6. Здесь мы видим, что дочь Сиона окутана печалью и живет вместе с дочерью Вавилона. Народ Божий плачет и сеет в слезах. Обратите внимание:
I. Народ в скорби – печальны его дела и печален дух.
1. Люди сидят при реках Вавилона, в чужой стране, вдали от родного дома, откуда их забрали как военнопленных. Вавилонская земля стала для народа домом рабства, как в начале становления нации был Египет. Завоеватели поселили израильтян при реках Вавилона, с намерением эксплуатировать их там и заставлять работать на галерах; или, возможно, данное место было выбрано как самое унылое, а следовательно, наиболее соответствующее их печальному духу. И если народу надлежало строить там дома (Иер 29:5), то они не могли быть в городах – местах большого скопления людей, но – возле рек – местах уединения, там, где израильтяне могли плакать вместе и смешивать слезы с водами. Некоторые из них находились у реки Ховар (Иез 1:3), другие – у реки Улая (Дан 8:2).
2. Там они сидели, чтобы дать волю слезам, размышляя о своем горе. Иеремия учил людей, попавших в это иго, сидеть уединенно и молчать и положить уста свои в прах (Плач 3:28,29). «Мы сидели, ибо должны были остаться, и довольствовались этим, ибо на то была воля Божья».
3. Мысли о Сионе вызывали слезы на глазах израильтян, и это не было спонтанным приступом плача, который подчас случается с нами, когда нас неожиданно постигает горе, эти слезы народ проливал осознанно (сидели мы и плакали), слезы сопровождались размышлениями – когда вспоминали о Сионе, о святой горе, на которой был возведен храм. Любовь народа по отношению к дому Божьему вытеснила переживания о собственных домах. Люди помнили о былой славе Сиона и о благах, которые они находили на его дворах. «Вспомнил Иерусалим, во дни бедствия своего и страданий своих, о всех драгоценностях своих, какие были у него в прежние дни …» (Плач 1:7), (Пс 41:5). Они помнили о теперешнем запустении Сиона и о прахе его жалели, что было добрым знаком приближения того времени, когда Господь помилует его (Пс 101:14,15).
(4) Народ отложил в сторону музыкальные инструменты (ст. 2): на вербах… повесили мы наши арфы.
(1) Арфы, предназначенные для приятного времяпрепровождения израильтян. Но люди не играли на них, ибо, во-первых, сами рассудили о том, что негоже развлекаться, когда Господь призвал народ к плачу и сетованиям (Ис 22:12), и, во-вторых, их дух был настолько печален, что не возникало ни малейшего желания играть. Народ взял с собой арфы, возможно, для того чтобы облегчить свое горе, но оно оказалось настолько сильным, что не хотелось даже и пробовать. На некоторых людей музыка навевает грусть. Что уксус не рану, то поющий песни печальному сердцу.
(2) Арфы левитов, предназначенные для поклонения Господу. Эти арфы люди не выбросили – в надежде на то, что будет возможность использовать их по назначению. Но народ отложил их на время, потому что не находил им достойного применения; Господь поставил перед ним другую задачу, обратив праздники в сетования и все песни в плач (Ам 8:10). Всему свое время. Народ не спрятал арфы в кустах или в расщелинах скал, но повесил их на виду, дабы они напоминали о том, как все прискорбно изменилось. Хотя, возможно, людей можно было уличить в нарушении сего правила, ибо восхваление Господа никогда не бывает неуместным. Ибо такова воля Всевышнего, чтобы Его за все благодарили (Ис 24:15,16).
II. Унижения, которым подвергали израильтян враги, приводя их в печальное состояние (ст. 3). Они увели народ в плен из его собственной земли и притесняли его, отняв у людей то малое, что они имели. Но и этого было недостаточно: ко всем бедам израильтян, их еще и оскорбляли: требовали от них слов песней.
1. Такое отношение было варварским и негуманным; даже если враг попал в беду, его следует пожалеть, а не попирать. Каким же низким и убогим духом нужно обладать, чтобы укорять испытывающих душевные муки людей за их прежние радости или за нынешние скорби, или призывать к веселью того, кто, как известно, к нему не расположен. Это равнозначно усугублению скорби скорбящих.
2. Это было проявлением богохульства и крайнего нечестия. Притеснителей не устраивали никакие иные песни, кроме песней Сионских, предназначенных для прославления Господа. Следовательно, требования врагов были похожи на отношение к Всевышнему Валтасара, пившего вино из храмовых сосудов. Они смеялись над субботами Божьего народа (Плач 1:7).
III. Терпение, с которым народ Божий переносил унижения (ст. 4). Люди отложили в сторону арфы и не брали их в руки, не пытаясь снискать расположение тех, от чьей милости они зависели. Народ Божий предпочел не отвечать неразумным по их глупости. Не следует потакать нечестивым насмешникам и метать жемчуг перед свиньями. Давид благоразумно молчал даже о добром, доколе нечестивый был пред ним, ибо знал, что нечестивец станет насмехаться над его словами и не воспримет сказанное всерьез (Пс 38:2,3). Обоснование, приведенное израильтянами, было кротким и полным благочестия: Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Они не сказали: «Как нам петь, если мы в такой печали?» Если бы дело заключалось только в этом, люди, возможно, сделали бы над собой усилие, подчинились своим хозяевам и спели бы песню, но – «Это – песнь Господня, святыня, предназначенная для богослужения в храме, поэтому мы не дерзнем петь ее в чужой стране среди идолопоклонников». Мы не должны веселить публику, тем паче – нечестивую публику, служением, принадлежащим исключительно Господу, которому подчас следует поклоняться святым молчанием, равно как и святыми словами.
IV. Непреходящая любовь, которую народ сохранил к Иерусалиму, городу торжественного поклонения, даже несмотря на то что теперь люди были в Вавилоне. И хотя враги подшучивали над постоянными разговорами израильтян об Иерусалиме и даже над безмерной любовью к нему, она ничуть не угасла. Над Божьим народом можно было насмехаться за это, но невозможно заставить забыть (ст. 5, 6). Обратите внимание,
1. Как сильно благочестивые пленники были привязаны к Иерусалиму.
(1) Святой город занимал все их мысли. Они постоянно вспоминали Иерусалим и думали о нем. Народ не забыл его, несмотря на долгое отсутствие. Многие даже не видели Иерусалим и знали о нем только понаслышке или из Писания, однако он был запечатлен на ладонях их рук и даже его руины постоянно стояли перед взором израильтян, что свидетельствовало об их вере в обетование о восстановлении Иерусалима в должное время. Каждый день в своих молитвах люди открывали окна в сторону святого города – как же им забыть его?
(2) Святой город был всегда в сердце народа, он поставил его во главе веселия своего, поэтому люди помнили о нем и не забывали. Что мы любим, о том и думаем. Находящий радость в Господе ради Него сделал Иерусалим своей радостью и предпочитает его всему остальному, стоящему во главе его веселия, и даже самое дорогому, что есть в этом мире. Благочестивый человек будет почитать всеобщее благо выше собственного.
2. Как твердо решил народ сохранить свою любовь к Иерусалиму, вплоть до готовности навлечь на себя проклятия, если она угаснет: «Пусть я навсегда останусь калекой и не смогу ни петь, ни играть на арфе, если пренебрегу религией моей страны настолько, что употреблю свои песни и арфу для ублажения сынов вавилонских или восхваления их богов. Забудь меня десница моя (правая рука опытного музыканта могла забыть свое мастерство, если бы только усохла45), более того, прилипни язык мой к гортани моей, если я не скажу доброго слова об Иерусалиме, где бы я ни находился». И хотя народ Божий не осмелился петь Сионские песни для вавилонян, забыть их он не смог, и как только снимется запрет, люди, как и раньше, запоют их с большим удовольствием, невзирая на долгое молчание.
Стихи 7-9. Богобоязненные иудеи в Вавилоне, пережив скорбь при мысли о разрушении Иерусалима, теперь утешаются перспективой гибели своих нераскаявшихся и безжалостных врагов, но не от духа мести, а от святой ревности о славе Всевышнего и о чести Его Царства.
I. Сынов Едомовых, несомненно, ждет расплата, а также всех, приложивших руку к разрушению Иерусалима, содействовавших и подстрекавших, усиливших зло (Зах 1:15), торжествовавших и говоривших в день Иерусалима, в день кары над ним: «разрушайте, разрушайте до основания его, дабы он пал, дабы он пал, и не осталось и камня на камне». Таким образом они привели в еще большую ярость войско халдейское, которое и без того свирепствовало и в подстрекательстве не нуждалось. Таким образом они опозорили Израиль, представив его народом, достойным гибели, если даже ближайшие соседи были столь злобными по отношению к нему. В корне всего этого лежала старинная вражда Исава против Иакова, получившего первородство и благословение, а также еще более древняя вражда между семенем жены и семенем змея: «Припомни, Господи, им», – говорит псалмопевец, взывая к Божьей справедливости. Мы далеки от мысли мстить за себя, даже если бы это было в наших силах, но оставляем возмездие Сказавшему: «Мне отмщение…» Заметьте: тот, кто радуется бедам ближнего, особенно бедствию Иерусалима, не останется ненаказанным. Вступивший в союз с гонителями благочестивого народа, побуждавший и подстрекавший их, а также находивший радость в злодеяниях врага, несомненно, будет призван к ответу в свое время, и Господь припомнит ему.
(2) О полном разрушении. От всех малых детей Вавилона, когда они попадут под бурю и будут преданы мечу, яростный и немилосердный завоеватель не оставит и следа. Никто не спасется, если даже самые малые погибнут, а они – семя нового поколения, поэтому, если их жизнь прервется, опустошение будет не только полным, как это случилось с Иерусалимом, но и окончательным. Вавилон, подобно мельничному жернову, утонет в море, дабы никогда больше не подняться.
(3) О разрушении, приносящем честь его орудию. Блаженны совершившие сие, ибо они творят волю Всевышнего, поэтому Господь говорит о завоевателе Вавилона Кире как о Своем рабе, пастыре и помазаннике (Ис 44:28; 45:1), а воинов, участвовавших в разрушении, называет Своими избранными (Ис 13:3). Они прокладывают путь к освобождению Израиля Господня, и блажен каждый, кто так или иначе послужил этому. Падение новозаветного Вавилона станет триумфом всех святых (Отк 19:1).