О чем просят своих богов древние вавилоняне и автор древнееврейского псалма
О чем просят своих богов древние вавилоняне и автор древнееврейского псалма?
ВАВИЛОН В гееннской пропасти задуман черный ков, \ И укрывает ночь преступных смельчаков. \ Тебя не оградит ни скипетр, ни корона: \ Лишишься царства ты, лишишься Вавилона! Иоганн Вольфганг Гете. Перевод М. Лозинского ЯРМАРКА В ПЛУНДЕРСВЕЙЛЕРНЕ 1773
ВАВИЛОН Пал Вавилон, пал, пал Вавилон \ Пал\ Иерусалим восстал! \Исчезнут тюрьмы и суды, если на земле\Не будет жить никто, \Не будет жить никто. Ольга Арефьева БАРДЫ РУ Пал Вавилон
ВАВИЛОН Non nobis, Domine! Эй, Beauseant! Вперед! \ Напор, и дрогнут дети Вавилона. \ Их стрелы тьмят сиянье небосклона, \ их тысячи, а мы наперечет. Эллис Из сборника “Арго” 1905-1913 СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ
ВАВИЛОН \Город, город проклятый! где место для каждого дома\Чистой кровью народа и потом его залито! Вавилон наших дней, преступленья Гоморры, Содома\ Пред твоими – ничто. Сергей Соловьёв Город современный
ВАВИЛОН И юный царь дивил на троне\Не блеском ваши все дворы: \Покуда в вашем Вавилоне\Шли богомерзкие пиры19,—\Неутомимо и упрямо\Работал он за свой народ\И в бедной мастерской Сардама\Сколачивал свой первый бот. Каролина Павлова 1854 Разговор в Кремле Посвящаю моему сыну
ВАВИЛОН когда умрёшь вернись\ ребёнком в лоно\ печальной baby двадцати\ двух лет\ возьми в библиотеку\ вавилона\ при случае читательский\ билет Сергей Ивкин «Знамя» 2008, №2 когда умрёшь вернись
ВАВИЛОН Ползло отчаянье по стогнам Вавилона. \Но ты пришел, кулак! Ты поднялся, колонна! \Все здравствует, живет. Порядок мира тверд. \У фигурантки есть рачительный милорд. \Все счастливы: гусар, святоша и мошенник. \Запели девочки, им подтянул священник. ВИКТОР ГЮГО. Перевод Павла Антокольского ИЗ КНИГИ «ОБЩЕСТВО СПАСЕНО» 1853 NOX<Ночь (лат.). >.
Вавилон, Ассирия, пред вами\ все когда-то повергались ниц, \ из колодцев радугу черпали\ для верблюдов сытых и ослиц. Александра Петрова «Знамя» 2007, №4 На аэростате по-над римским летом
вавилон, каир, неизвестный по счету рим, \выцветает пыль дорожная между нами. \подскажи ответ, спасение сотвори, \ты пропажа моя, проказа, слепое пламя. Елена Шакирова 2008 Вечерний Гондольер. 160 номер сказка о калифе-аисте
ВАВИЛОНИЯ Ты уедешь в свою Россию, \ что когда-то была моей. \ Пленки в камере, море снимков… \ Покажи их жене и сыну: \ небоскребную, магазинную —\ Вавилонию наших дней. Михаил Этельзон «Нева» 2006, №10 ТЫ УЕДЕШЬ ДОМОЙ — В РОССИЮ\\ В. Карбаинову
Из псалма царя Давида о вездесущем Боге. Псалом — религиозно-лирическое песнопение, исполнявшееся под игру на псалтири (струнный инструмент, напоминающий гусли или арфу)
Псалом — религиозно-лирическое песнопение, исполнявшееся под игру на псалтири (струнный инструмент, напоминающий гусли или арфу). Жанр псалмов был известен в Египте, Вавилоне, Израиле. Здесь приводится отрывок из псалма, автором которого считается древнееврейский царь-певец Давид (ок. 1000 г. до н. э.). Впоследствии псалмы, очевидно, неоднократно перерабатывались. Они вошли в Ветхий Завет — древнейший религиозный памятник иудаизма.
Куда пойду от Духа Твоего,
и от лица Твоего куда убегу?
Взойду ли на небо — Ты там;
сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
Возьму ли крылья зари
и переселюсь на край моря:
и там рука Твоя поведет меня,
и удержит меня десница 1 Твоя.
Скажу ли: «Может быть, тьма скроет меня,
и свет вокруг меня сделается ночью».
Но и тьма не затмит от Тебя,
и ночь светла, как день,
как тьма, так и свет.
Ибо Ты устроил внутренности мои
и соткал меня во чреве матери моей.
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен.
И душа моя вполне сознает это.
Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже,
и как велико число их.
Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка.
Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое;
1 То есть правая рука.
испытай меня и узнай помышления мои. И зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
Вопросы и задания
1. Прочитайте тексты 1 и 2, в которых дается определение царской власти. Как характеризуется царь в египетском наставлении? Как проявляется здесь вера в божественность царя? Приведите примеры из текста Как характеризуется царь в отрывке из китайской летописи 9 Что для автора является самым важным среди обязанностей царя? Почему автор считает возможным и даже необходимым изгнание плохого царя?
Подумайте, можно ли сказать, что в этом отрывке проявилась вера в царя как в бога. Сравните с текстом 1 Докажите свой ответ. Какое значение для развития отношений между государством и обществом имела идея о праве на изгнание царя?
2. Прочитайте текст 3 Что, с точки зрения Шан Яна, грозит государству беспорядком? Какое значение Шан Ян придает законам? Найдите в тексте место, где речь идет о равенстве всех людей перед законом Можно ли сказать, что Шан Ян призывает и царей подчиниться закону? Докажите свою точку зрения Как Шан Ян представляет себе отношения между властью и обществом? Каким образом власть должна использовать общество 9 Соответствуют ли идеи Шан Яна нашему представлению о восточной деспотии? Докажите свою точку зрения
3. Прочитайте текст 4 и сравните тексты 5, 6 и 7 О чем просят своих богов древние вавилоняне и автор древнееврейского псалма? Видите ли вы разницу? Если да, то объясните, в чем она заключается Объясните, какие изменения произошли в сознании человека в эпоху появления религий спасения? Почему они так называются? Согласны ли вы с оценкой вавилонской религии, которую дал Б. Тураев? Подумайте, какое значение для нравственного мира древнего человека имела идея греха, осознание моральной вины перед Богом?
История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10 11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений (8 стр.)
1 Вавилонский бог воды.
2 Бог солнца у вавилонян.
3 То есть освобождаешь.
6. Вавилонский «покаянный псалом» грешника
Мой прогневанный бог, да успокоится сердце твое. Моя разгневанная богиня, будь милосердна ко мне. Боже, кто знает обитель твою? Твою великолепную обитель, твое жилище я никогда не увижу. Я скорблю, прости меня. Обрати ко мне лицо твое, которое ты отвратил. Обрати ко мне лицо твое, с высоты небесной, с твоего священного жилища, и укрепи меня. Пусть уста твои ответят мне то, что для меня хорошо, да преуспеваю я. Твоими чистыми устами изреки, чтобы я преуспевал; проведи меня невредимым чрез волнение. К тебе взываю я: установи для меня судьбы, продли дни мои, даруй мне жизнь.
7. Из псалма царя Давида о вездесущем Боге
Куда пойду от Духа Твоего,
и от лица Твоего куда убегу?
Возьму ли крылья зари
и переселюсь на край моря:
и там рука Твоя поведет меня,
и удержит меня десница1 Твоя.
Скажу ли: «Может быть, тьма скроет меня,
и свет вокруг меня сделается ночью».
Но и тьма не затмит от Тебя,
и ночь светла, как день,
как тьма, так и свет.
Ибо Ты устроил внутренности мои
и соткал меня во чреве матери моей.
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен.
И душа моя вполне сознает это…
Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже,
и как велико число их.
Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка…
Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое;
1 То есть правая рука.
испытай меня и узнай помышления мои. И зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
Вопросы и задания
1. Прочитайте тексты 1 и 2, в которых дается определение царской власти. Как характеризуется царь в египетском наставлении? Как проявляется здесь вера в божественность царя? Приведите примеры из текста Как характеризуется царь в отрывке из китайской летописи9 Что для автора является самым важным среди обязанностей царя? Почему автор считает возможным и даже необходимым изгнание плохого царя?
Подумайте, можно ли сказать, что в этом отрывке проявилась вера в царя как в бога. Сравните с текстом 1 Докажите свой ответ. Какое значение для развития отношений между государством и обществом имела идея о праве на изгнание царя?
2. Прочитайте текст 3 Что, с точки зрения Шан Яна, грозит государству беспорядком? Какое значение Шан Ян придает законам? Найдите в тексте место, где речь идет о равенстве всех людей перед законом Можно ли сказать, что Шан Ян призывает и царей подчиниться закону? Докажите свою точку зрения Как Шан Ян представляет себе отношения между властью и обществом? Каким образом власть должна использовать общество9 Соответствуют ли идеи Шан Яна нашему представлению о восточной деспотии? Докажите свою точку зрения
3. Прочитайте текст 4 и сравните тексты 5, 6 и 7 О чем просят своих богов древние вавилоняне и автор древнееврейского псалма? Видите ли вы разницу? Если да, то объясните, в чем она заключается Объясните, какие изменения произошли в сознании человека в эпоху появления религий спасения? Почему они так называются? Согласны ли вы с оценкой вавилонской религии, которую дал Б. Тураев? Подумайте, какое значение для нравственного мира древнего человека имела идея греха, осознание моральной вины перед Богом?
ГлаваII
Цивилизация Древней Греции
Бедность в Элладе существовала с незапя мятных времен, тогда как доблесть преоб решена врожденной мудростью и суровыми законами. И этой то доблестью Эллада спасается от бедности и тирании.
Из разговора спартанца Демерата с персидским царем Ксерксом
ГРАНИЦЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Прекрасная природа Эллады, которую много раз воспевали поэты, не была слишком щедрой, особенно для земледельцев.
«Вызов суровой страны»
Плодородной земли в Греции немного. Климат здесь засушливый, крупных рек нет, и создать оросительную систему, как в речных цивилизациях Востока, было невозможно. Поэтому земледелие стало основной отраслью хозяйства лишь в некоторых областях страны. Причем по мере развития хлебопашества почва стала быстро истощаться. Хлеба, как правило, не хватало на все население, численность которого со временем возрастала. Более благоприятные условия были для садоводства и скотоводства: греки издавна разводили коз и овец, сажали виноград и оливки. Страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, мрамором и золотом. Но, естественно, этого было недостаточно для того, чтобы обеспечить средства к существованию.
Еще одним богатством Греции было море. Удобные бухты, многочисленные острова, расположенные близко друг от друга, создавали прекрасные условия для мореплавания и торговли. Но для этого нужно было овладеть стихией моря.
Цивилизация сумела дать достойный «ответ» на «вызов» среды. Став искусными мореплавателями, греки постепенно превратили свою страну в сильную морскую державу.
Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III-II тысячелетий до н. э. Около XV в. до н. э. критская культура, яркая и оригинальная, трагически быстро погибает (очевидно, после извержения вулкана).
Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.
«Вызов новых земель»
Что же дала Греции колонизация? Прежде все она вызвала массовый отток населения, покидавшего родину из-за нехватки земли или частых внутренних усобиц. В результате число недовольных среди свободного населения Греции сокращалось, и это в какой-то степени снимало социальную напряженность.
Колонии грековVII-Vвв. до н. э.
Из псалма царя Давида о вездесущем Боге
Псалом — религиозно-лирическое песнопение, исполнявшееся под игру на псалтири (струнный инструмент, напоминающий гусли или арфу). Жанр псалмов был известен в Египте, Вавилоне, Израиле. Здесь приводится отрывок из псалма, автором которого считается древнееврейский царь-певец Давид (ок. 1000 г. до н. э.). Впоследствии псалмы, очевидно, неоднократно перерабатывались. Они вошли в Ветхий Завет — древнейший религиозный памятник иудаизма.
Куда пойду от Духа Твоего,
и от лица Твоего куда убегу?
Взойду ли на небо — Ты там;
сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
Возьму ли крылья зари
и переселюсь на край моря:
и там рука Твоя поведет меня,
и удержит меня десница 1 Твоя.
Скажу ли: «Может быть, тьма скроет меня,
и свет вокруг меня сделается ночью».
Но и тьма не затмит от Тебя,
и ночь светла, как день,
как тьма, так и свет.
Ибо Ты устроил внутренности мои
и соткал меня во чреве матери моей.
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен.
И душа моя вполне сознает это.
Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже,
и как велико число их.
Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка.
Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое;
1 То есть правая рука.
испытай меня и узнай помышления мои. И зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
Вопросы и задания
1. Прочитайте тексты 1 и 2, в которых дается определение царской власти. Как характеризуется царь в египетском наставлении? Как проявляется здесь вера в божественность царя? Приведите примеры из текста Как характеризуется царь в отрывке из китайской летописи 9 Что для автора является самым важным среди обязанностей царя? Почему автор считает возможным и даже необходимым изгнание плохого царя?
Подумайте, можно ли сказать, что в этом отрывке проявилась вера в царя как в бога. Сравните с текстом 1 Докажите свой ответ. Какое значение для развития отношений между государством и обществом имела идея о праве на изгнание царя?
2. Прочитайте текст 3 Что, с точки зрения Шан Яна, грозит государству беспорядком? Какое значение Шан Ян придает законам? Найдите в тексте место, где речь идет о равенстве всех людей перед законом Можно ли сказать, что Шан Ян призывает и царей подчиниться закону? Докажите свою точку зрения Как Шан Ян представляет себе отношения между властью и обществом? Каким образом власть должна использовать общество 9 Соответствуют ли идеи Шан Яна нашему представлению о восточной деспотии? Докажите свою точку зрения
3. Прочитайте текст 4 и сравните тексты 5, 6 и 7 О чем просят своих богов древние вавилоняне и автор древнееврейского псалма? Видите ли вы разницу? Если да, то объясните, в чем она заключается Объясните, какие изменения произошли в сознании человека в эпоху появления религий спасения? Почему они так называются? Согласны ли вы с оценкой вавилонской религии, которую дал Б. Тураев? Подумайте, какое значение для нравственного мира древнего человека имела идея греха, осознание моральной вины перед Богом?
О чем просят своих богов древние вавилоняне и автор древнееврейского псалма
Псалом — религиозно-лирическое песнопение, исполнявшееся под игру на псалтири (струнный инструмент, напоминающий гусли или арфу). Жанр псалмов был известен в Египте, Вавилоне, Израиле. Здесь приводится отрывок из псалма, автором которого считается древнееврейский царь-певец Давид (ок. 1000 г. до н. э.). Впоследствии псалмы, очевидно, неоднократно перерабатывались. Они вошли в Ветхий Завет — древнейший религиозный памятник иудаизма.
Куда пойду от Духа Твоего,
и от лица Твоего куда убегу?
Взойду ли на небо — Ты там;
сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
Возьму ли крылья зари
и переселюсь на край моря:
и там рука Твоя поведет меня,
и удержит меня десница1 Твоя.
Скажу ли: «Может быть, тьма скроет меня,
и свет вокруг меня сделается ночью».
Но и тьма не затмит от Тебя,
и ночь светла, как день,
как тьма, так и свет.
Ибо Ты устроил внутренности мои
и соткал меня во чреве матери моей.
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен.
И душа моя вполне сознает это…
Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже,
и как велико число их.
Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка…
Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое;
1 То есть правая рука.
испытай меня и узнай помышления мои. И зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
1. Прочитайте тексты 1 и 2, в которых дается определение царской власти. Как характеризуется царь в египетском наставлении? Как проявляется здесь вера в божественность царя? Приведите примеры из текста Как характеризуется царь в отрывке из китайской летописи9 Что для автора является самым важным среди обязанностей царя? Почему автор считает возможным и даже необходимым изгнание плохого царя?
Подумайте, можно ли сказать, что в этом отрывке проявилась вера в царя как в бога. Сравните с текстом 1 Докажите свой ответ. Какое значение для развития отношений между государством и обществом имела идея о праве на изгнание царя?
2. Прочитайте текст 3 Что, с точки зрения Шан Яна, грозит государству беспорядком? Какое значение Шан Ян придает законам? Найдите в тексте место, где речь идет о равенстве всех людей перед законом Можно ли сказать, что Шан Ян призывает и царей подчиниться закону? Докажите свою точку зрения Как Шан Ян представляет себе отношения между властью и обществом? Каким образом власть должна использовать общество9 Соответствуют ли идеи Шан Яна нашему представлению о восточной деспотии? Докажите свою точку зрения
3. Прочитайте текст 4 и сравните тексты 5, 6 и 7 О чем просят своих богов древние вавилоняне и автор древнееврейского псалма? Видите ли вы разницу? Если да, то объясните, в чем она заключается Объясните, какие изменения произошли в сознании человека в эпоху появления религий спасения? Почему они так называются? Согласны ли вы с оценкой вавилонской религии, которую дал Б. Тураев? Подумайте, какое значение для нравственного мира древнего человека имела идея греха, осознание моральной вины перед Богом?
Цивилизация Древней Греции
Бедность в Элладе существовала с незапя мятных времен, тогда как доблесть преоб решена врожденной мудростью и суровыми законами. И этой то доблестью Эллада спасается от бедности и тирании.
Из разговора спартанца Демерата с персидским царем Ксерксом
Прекрасная природа Эллады, которую много раз воспевали поэты, не была слишком щедрой, особенно для земледельцев.
«Вызов суровой страны»
Плодородной земли в Греции немного. Климат здесь засушливый, крупных рек нет, и создать оросительную систему, как в речных цивилизациях Востока, было невозможно. Поэтому земледелие стало основной отраслью хозяйства лишь в некоторых областях страны. Причем по мере развития хлебопашества почва стала быстро истощаться. Хлеба, как правило, не хватало на все население, численность которого со временем возрастала. Более благоприятные условия были для садоводства и скотоводства: греки издавна разводили коз и овец, сажали виноград и оливки. Страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, мрамором и золотом. Но, естественно, этого было недостаточно для того, чтобы обеспечить средства к существованию.
Еще одним богатством Греции было море. Удобные бухты, многочисленные острова, расположенные близко друг от друга, создавали прекрасные условия для мореплавания и торговли. Но для этого нужно было овладеть стихией моря.
Цивилизация сумела дать достойный «ответ» на «вызов» среды. Став искусными мореплавателями, греки постепенно превратили свою страну в сильную морскую державу.
Сами греки хорошо понимали преимущества созданной ими морской державы, ее независимость от изменчивой природы: «Плохие урожаи — бич самых могущественных держав, тогда как морские державы легко их преодолевают». Борьба за существование шла прежде всего за счет освоения новых пространств, колонизации и торговли. Греческая цивилизация постоянно расширяла свои границы.
Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III—II тысячелетий до н. э. Около XV в. до н. э. критская культура, яркая и оригинальная, трагически быстро погибает (очевидно, после извержения вулкана).
Ей на смену пришла новая культура — ахейская. Племена* ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря. Пережив в XV— XIII вв. до н. э. расцвет, уже в XIII—XII вв. до н. э. ахейская культура погибла так же неожиданно и трагично, как и ее предшественница. Возможно, она была уничтожена во время нашествия северных народов, среди которых, очевидно, были и греки-дорийцы.
Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.
С VIII по VI в. до н. э. Греция занимала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Около 500 г. до н. э. в истории Греции происходит важнейший перелом — начинается великая греческая колонизация (греческие поселения, скажем, в Италии, появлялись и раньше, но колонизация не имела массового характера). Она шла на запад (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция, восточное побережье Испании), на север (Фракия, проливы из Средиземного в Черное море), на юго-восток (Северная Африка, Левант).
«Вызов новых земель»
Что же дала Греции колонизация? Прежде все она вызвала массовый отток населения, покидавшего родину из-за нехватки земли или частых внутренних усобиц. В результате число недовольных среди