О чем произведения гайдара
Краткое содержание рассказов Аркадия Гайдара
Аркадий Гайдар – писатель, ставший в советское время одним из основоположников детской литературы.
Творческий путь Аркадия Гайдара начался в 1925 году с повести «В дни поражений и побед», рукопись которой он принес редактору популярного ленинградского альманаха «Ковш» с просьбой напечатать. Редактору повесть понравилась, поэтому она и увидела свет. Настоящий же успех принесли писателю «Р.В.С.» (1926), «Школа» (1929), «Четвертый блиндаж» (1931), «Судьба барабанщика» (1938), «Чук и Гек» (1939), а также великое множество других.
Гайдар умел говорить со своими читателями честно, смело указывал на главные ценности в жизни и в своих книгах рассказывал о трудностях, с которыми юному читателю придется столкнуться в жизни. Видимо поэтому так полюбилась советским школьникам повесть «Тимур и его команда» (1940), главному герою которой, мальчику Тимуру, подражали тысячи советских ребят. После выхода в свет этой повести в нашей стране появилось целое общественное движение тимуровцев. Его участники помогали ветеранам и старикам. Главных героев этого произведения писатель назвал Женя и Тимур по именам своих детей.
Большое количество произведений Гайдара, в том числе «Бумбараш», «Синие звезды», вторая часть «Школы», осталось незаконченным, так как писатель рано ушел из жизни – он героически погиб в 1941 году на Украине, спасая боевых товарищей.
В наше время произведения Гайдара часто переиздают и переводят на другие языки. Впервые в истории нашей страны в 1972 году был открыт памятник придуманному Гайдаром литературному герою – Мальчишу-Кибальчишу. Кроме того, по произведениям Аркадия Петровича снято огромное количество фильмов, в числе которых: «Бумбараш», Тимур и его команда», «Судьба барабанщика». В подмосковном Клину, где писатель жил несколько лет и написал «Тимура и его команду», работает посвященный его творчеству музей, в Хабаровске открыт мемориал памяти писателя, а в Арзамасе, где когда-то он начинал свою карьеру революционера, именем писателя названы педагогический институт, школа и одна из улиц.
Творчество Аркадия Петровича Гайдара
А.П.Гайдар (Голиков, 1904–1941) остается в истории русской классической литературы XX века одной из самых ярких легенд. Жизнестойкости этой легенды не могли повредить ни идеологическая мифологизация его судьбы и личности, происходившая в 70–80-е годы в рамках пионерского движения, ни разоблачительная демифологизация советской истории, в том числе и военной биографии писателя, развернувшаяся в прессе в начале 90-х годов.
Образование будущий писатель получил во многом благодаря отцу и матери (Петр Исидорович, выходец из солдатско-крестьянского рода, работал учителем, а Наталья Аркадьевна, дворянка, выучила детей французскому языку). Повезло Аркадию и в Арзамасском реальном училище, в котором он учился в 1914–1918 годах: там преподавали талантливые и свободомыслящие люди. Круг чтения был традиционным для мальчиков того времени – русская эпическая классика, прежде всего Гоголь, и переводная приключенческая беллетристика, в особенности Марк Твен.
Первые стихи Аркадий Голиков опубликовал в арзамасской газете «Молот», где недолго работал секретарем. Эти стихи, а также письма отцу на фронт могут дать представление о складывавшемся литературном даровании подростка.
Говорить об основательности военного образования Голикова не приходится; непосредственный опыт войны значил для него больше. Представление о политических взглядах писателя дает тот факт, что имя Сталина ни разу не упомянуто в сочинениях Гайдара, а образ Страны Советов неразлучен с образом Красной Армии – той армии, что под руководством Льва Троцкого стала феноменом мифологизированного героизма. Он учился воевать у Фрунзе, Тухачевского, Ворошилова и Буденного. Командармы были для него кумирами не только в деле войны. Именно Фрунзе комиссованный и исключенный из партии Голиков отнес рукопись своей первой повести «В дни поражений и побед» (1925), которую он писал на фронтах. В Ворошилова и Буденного верят его герои-«мальчиши», при этом имя репрессированного Тухачевского писатель не упоминает. Гайдар не простил Сталину уничтожение первого поколения воинов-большевиков, к которому принадлежал сам. Самого Гайдара от ареста спасла случайность. Угроза нависла над ним после выхода первых глав повести «Судьба барабанщика» (1939): в это же время он был награжден орденом, послужившим ему зашитой.
Эпоха революционно-романтического террора, продолжавшаяся вплоть до смерти Дзержинского в 1925 г., наложила отпечаток на его мировосприятие и отразилась в его произведениях.
Лучше всего писателю удавались образы «мальчишей», легко уходящих от игр и проказ в полную опасностей взрослую жизнь, выбирающих нравственным чутьем свой путь в ней. В рассказе «Патроны» (1926) писатель выделил главную свою тему – дети и война: «Большая кругом лежала земля. Большая ходила по дорогам война. Вот тут-то, на войне, и стояла серая с белой трубой хата, где жила мать и ее сын Гришка».
Во всех произведениях Гайдара дети и подростки, хотя и не лишены недостатков, в целом воплощают идеал человека. В их нравственном мире война отражается более чистой, они вносят в нее этику игры. Вспомним рассказы «Р. В. С.» (1926), повесть «На графских развалинах» (1928).
Гайдар хорошо чувствовал своего читателя, нюансы его возрастного восприятия. Так, рассказы-миниатюры «Василий Крюков», «Поход», «Маруся», «Совесть» (1939–1940), адресованные детям дошкольного возраста, отличаются простотой и занимательностью фабулы, интересными именно для малышей деталями, «детским» углом зрения, а произведения для детей среднего возраста и подростков – многоуровневым содержанием, сложностью фабулы и композиции, многофигурностью.
Дети и подростки в изображении писателя всегда точно определены по возрасту, тогда как герои-взрослые разделяются прежде всего по социально-идеологическим признакам. Не менее достоверна психологическая разница между мальчиками и девочками, разница в их поведении.
Автор всегда примиряет маленьких «классовых врагов», но для него не может быть мира между взрослыми врагами, ведь дети сражаются до первой крови, а взрослые – до смерти. Юные герои активно действуют и не менее активно размышляют.
Герои Гайдара, живущие в 30-е годы, в целом отличаются большей внутренней взрослостью, серьезностью. Это дети, сознательно готовящиеся сменить взрослых на боевом или трудовом посту, и взрослые, прошедшие суровую школу испытаний и передающие свои идеалы подрастающему поколению. Социально-бытовая обстановка периода мирного строительства по-прежнему узнаваема, но все-таки более обобщена и несомненно идеализирована (повести «Дальние страны», «Военная тайна». «Судьба барабанщика», трилогия о Тимуре, рассказы «Голубая чашка», «Дым в лесу», «Чук и Гек»).
В рассказе о гражданской войне «Пусть светит» (1933) юный комсомолец мечтает о том, как после войны построят дома в сорок этажей: «Тут тебе и столовая, и прачечная, и магазин, и всё, что хочешь. А над сорок первым этажом поставим каменную башню, красную звезду и большущий прожектор. Пусть светит!» – только не может он сообразить, куда будет светить тот прожектор: «Ну, никуда». Однако мечта о социализме все же более конкретна и реальна в сравнении с мечтою о коммунизме.
Не только мечты, но и тревоги героев связаны с жизнью молодого государства. Выстоит ли Советская власть? Достаточно ли сильна Красная Армия? Чем помочь своей стране, советским людям – родным, друзьям и товарищам? – такие вопросы ставят перед собой персонажи «Военной тайны», рассказа «Пусть светит» и других произведений. Оттого и кажутся гайдаровские октябрята, пионеры и комсомольцы людьми очень важными, а их приключения и подвиги – по-взрослому настоящими. Начиная игрой, они продолжают свой путь участием в делах трудных и опасных. Сегодня шестилетний Алька – всадник «Первого октябрятского эскадрона имени мировой революции», а завтра погибнет от руки врага народа («Военная тайна»).
Одно из лучших произведений писателя – рассказ «Голубая чашка» (1936) – отличается глубиной психологического подтекста, лиризмом и сказовой манерой повествования. Фабула рассказа непривычна для детской литературы: в «совсем хорошей» жизни семьи назревают тревоги, которые легко и просто снимаются маленькой Светланой или рассеиваются сами собой.
В советской детской литературе Гайдар утвердил образ ребенка – героической жертвы. Наиболее показательное в этом плане произведение – повесть «Военная тайна» с включенной «Сказкой о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». Отдельно эта сказка появилась еще в 1933 году. В ней был окончательно сформирован гайдаровский миф о гражданской войне, и в его основу легло противоречие между недопустимостью детской жертвы и принятием ее во имя высшей цели. Мальчиш-Кибальчиш – символ революционно-романтического сознания писателя. Несмотря на то что для современного нам общества идеологическое содержание «Сказки» представляется сомнительным, нельзя не признать художественной ее силы. В отечественной (да и в мировой) детской литературе слишком мало произведений на тему детского героизма, сопоставимых по силе воздействия со «Сказкой о Военной Тайне. ».
Опасности подстерегали детей и в мирное время: особенно волновала Гайдара судьба юного поколения, оставшегося в годы сталинских чисток без отцов. Этой очень опасной для писателя проблеме посвящена его повесть «Судьба барабанщика». Мальчики из рассказа «Чук и Гек» (1938) могут совершать ошибки, но без трагических последствий, потому что на охране их детства – отец, Красная Армия, вся страна. Крепкое единство страны и семьи – таков идеал Гайдара, провозглашенный в пору жестоких противоречий между Советской страной и советской же семьей.
Шли первые месяцы Великой Отечественной войны, когда «Пионерская правда» печатала сказку Аркадия Гайдара «Горячий камень», – как оказалось, художественное завещание писателя детям. Главная мысль сказки сводится к тому, что всякий человек – в ранние или зрелые годы – однажды непременно обожжется о «горячий камень», символизирующий поиск смысла жизни, и потому важно прожить свою единственную жизнь так, чтобы не стыдно было потом о ней рассказывать.
Заслуга А.П.Гайдара была в том, что он сумел решить сложнейшую для любого писателя проблему положительного героя – достоверного, живого и современного. Повесть «Тимур и его команда» (1939–1940) стала главной книгой пионерии на многие десятилетия, а имя Тимура – нарицательным. Советские школьники на протяжении полувека активно участвовали в тимуровском движении. Повести о Тимуре Гараеве и его команде – пример настоящей литературной классики, способной оказывать большое воспитательное воздействие на читателей.
Рассказ «Чук и Гек» написан как будто вопреки канонам дореволюционного «святочного рассказа», согласно которым маленькие сиротки, мечтая о разряженной елке и родителях, должны замерзнуть в сугробе. Идея рассказа «Чук и Гек» вытекает из уверенности в правильном устройстве советского общества, и потому рассказ заканчивается праздником в заснеженной таежной избушке, куда радиоволны доносят звон часов со Спасской башни Кремля. Реалистичность деталей в рассказе не обманет читателя: перед нами своего рода детская сказка со страшными испытаниями и счастливой развязкой.
Творчество Аркадия Гайдара ценно и отражением в нем драматических этапов нашей истории – от предреволюционных лет до начала Великой Отечественной войны. О чем мечтали люди и как осуществляли свои мечты, что они особо ценили и чего не замечали, в чем заблуждались, а что знали твердо, как устраивали быт, как теряли нажитое и обжитое – об этом и многом другом, о чем не поведают нам научные источники, мы узнаем из книг Гайдара.
3. Художественно-познавательная литература
3.1. Творчество Михаила Михайловича Пришвин
М.М.Пришвин (1873–1954) был одним из певцов природы, завещавших детям любить ее, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать.
Будущий писатель учился сначала в сельской школе, затем в Елецкой гимназии (Орловская губерния). Сдав экстерном экзамены за гимназический курс, он поступил в Рижский политехнический институт на химико-агрономическое отделение и стал агрономом. Первые его произведения – сугубо научные статьи по агрономическим проблемам. Свой приход в художественную литературу Пришвин считал счастливой случайностью.
Первый рассказ писателя – «Сашок» – был напечатан в детском журнале «Родник» (1906. – № 11 – 12), когда автору исполнилось уже 33 года. В этом рассказе возникают темы, которым Пришвин будет привержен всю свою творческую жизнь: единство неповторимо прекрасной и таинственной природы и взаимозависимость природы и человека. А широкую известность принесла ему книга очерков «В краю непуганых птиц» (1906), в которой отразились впечатления от поездки по северу России в составе этнографической экспедиции. За эту книгу Пришвин был награжден серебряной медалью Русского географического общества и стал его действительным членом. Тогда же писатель ощутил свое призвание – быть выразителем «души природы»; в природе он видел вечный источник радости и творческих сил человека.
Особенности личности и таланта Пришвина – оптимизм, вера в человеческие возможности, в добрые начала, естественно заложенные в каждом, поэтичность восприятия мира. Все это способствовало тому, чтобы начать писать для детей. Часто и те его произведения, которые не предназначались маленьким читателям, становились детским чтением. Хрестоматийным детским рассказом стала, например, завершающая глава его книги о художественном творчестве «Журавлиная родина» (1929) – «Ребята и утята». Сюжет этой главы несложен: маленькая дикая утка переводит через дорогу утят, а видевшие это ребята «закидывают их шапками», чтобы поймать. И столь же прост вывод – обращение рассказчика к читателям: берегите птиц, населяющих лес и воды, дайте им совершить святое дело – вырастить своих детей! Писатель наполняет рассказ атмосферой радости бытия. Дети, отпустив утят, сами становятся добрее и чище.
Пришвин считал, что отделять детскую литературу от взрослой непреодолимой преградой не следует. «Испытанием таланту писателя для взрослых может служить маленькая вещица, годная в детскую хрестоматию, – замечал он. – Напротив, это плохой детский писатель, кто может писать только для детей».
Пришвин признавался, что больше всего боится «подыгрывания детям, скидки на возраст». Он вкладывал в произведения для них полную меру знаний об окружающей жизни и природе, при этом стремясь к увлекательности и поэтичности изображения. «Открыть в поэзии дверь для знаний и соединить одно с другим» – вот его задача. Не отрицая возрастных особенностей литературы для маленьких читателей, писатель обращался прежде всего к ребенку, сохранившемуся в душе каждого взрослого. Вероятно, поэтому его произведения захватывают чувства и детей, и взрослых.
Писатель находил особую интонацию, манеру обшения с детьми разного возраста. Для его рассказов, обращенных к подросткам, характерна мягкая разговорная манера, побуждающая к собственным наблюдениям и раздумьям; в таких рассказах готовые выводы исключаются, авторское мнение не навязывается. А для маленьких читателей он считал главным условием «простоту». Но простота бывает разная, говорил Пришвин. Есть внешняя простота примитива, а есть простота, возникающая как результат полного владения материалом и любви к своему читателю. «Нигде так не нужна простота языка, – писал он, – как в рассказах для ребенка младшего возраста, но никакой мастер и мудрец от стилистики не напишет такого рассказа, если он в то же время не способен погладить ребенка словом, как погладил бы его просто рукою по голове любящий детей человек».
Детские рассказы Пришвин создавал на протяжении всей своей творческой жизни. Впоследствии они были объединены в несколько циклов: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок».
В миниатюре «Беличья память» передан, казалось бы, обычный эпизод лесной жизни: белка грызла заготовленные ею с осени орехи, и рассказчик увидел это по следам на снегу. «Что за чудо!» – восклицает он восхищенно. Пришвин приглашает читателя подивиться вместе с ним мудрости природы, сноровке зверька: «Но самое удивительное – она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как не позавидовать беличьей памяти и смекалке!»
Пришвинская миниатюра может состоять всего из одной строчки: «Удалось услышать, как мышь под снегом грызла орешек». А вот миниатюра из двух предложений: «Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это показался первый цветок». Одно мгновение тишины и внимания – и услышишь по хрусту корешка, как даже под снегом идет своя жизнь. Или увидишь «явление» первой бабочки, первого цветка. Благодаря таким миниатюркам читатель иными глазами посмотрит на то, мимо чего раньше проходил не замечая, да еще и захочет узнать о природе что-то новое, свое.
Писатель верил в исцеляющую, обогащающую тайную силу природы и стремился приобщить к ней своего маленького читателя. В тех рассказах, где действуют и дети, это стремление выражено более открыто, так как там затрагивается моральная проблематика, поведение детей в мире природы.
Крошечный рассказ «Лисичкин хлеб» дал название книге, вышедшей в 1939 году. Героиня рассказа Зиночка вовлечена автором в своеобразную игру: узнав от него о том, чем питаются лесные обитатели, она вдруг заметила в корзинке кусок хлеба и «так и обомлела»:
– Откуда же это в лесу взялся хлеб?
– Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста.
– А хлеб Лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть.
– Хороший Лисичкин хлеб.
Даже самый маленький читатель может самостоятельно извлечь из такого рассказа заложенный в него смысл. Зиночка, вероятнее всего, не стала бы есть «просто хлеб» да еще похваливать, не будь он «лисичкин». Автор позволяет себе лишь тень иронии, к своим маленьким героям он относится бережно и нежно. И в рассказе «Сухостойное дерево» дети сами приходят к выводу, кто виноват в том, что прекрасное живое дерево засохло. Виноваты люди – ведь это они его повредили так, что в нем прекратилось движение соков. И хотя об этом вскоре узнали червяк и дятлы, но не они – причина гибели, «потому что нет у них ни ума человеческого, ни совести, освещающих вину в человеке. Каждый из нас родится хозяином природы, но только должен много учиться понимать лес, чтобы получить право им распоряжаться и сделаться настоящим хозяином леса». Писателю здесь остается только подытожить чувства детей, выразить их мысли.
Широко известная сказка-быль «Кладовая солнца» была написана М.Пришвиным для конкурса, проводившегося Детгизом в 1945 году, и получила первую премию. В центре ее – осиротевшие в войну дети Митраша и Настя. Сюжетным стержнем произведения стал поход детей на далекое болото за клюквой. Пережитые за время пути опасности заставляют их понять необходимость достойного поведения перед лицом природы. Все события и детали в произведении вполне реальны, однако писатель назвал «Кладовую солнца» сказкой-былью. Умение видеть красоту во всем, что окружает человека, поэтизация природы и живущих с ней в ладу людей – эстетические основы творчества Пришвина. «Мне страстно захотелось своим землякам дать понять, как прекрасен мир, в котором они живут», – говорил он, – дать понять, что «мы действительно живем среди чудес, создаваемых временами года или движением нашей Планеты». Сказка-быль о лесе воплощала такую идею. Это произведение и о дружбе, необыкновенной силе любви, преодолевающей все препятствия (как в волшебной сказке о братце Иванушке и сестрице Аленушке).
Мысль, что душа ребенка живет и во взрослом человеке, не оставляла Пришвина никогда. Он считал, что величайшее достижение человеческих усилий – ребенок, воспитанный в сознании взаимосвязи с великим целым – природой, в убеждении, что он всегда должен быть на ее стороне, защищать и оберегать ее. Этой теме посвящен его автобиографический роман «Кащеева цепь».
«Мне думается, – говорил Пришвин, – что каждый писатель, пишущий для детей, должен прежде всего представить себя ребенком, т.е. возвратиться мысленно в собственное детство. Для меня мои частые встречи с природой – это именно возвращение в свое детство, и в рассказах для детей я пробую смотреть глазами ребенка».
Аркадий Гайдар
краткая биография
Роль и место в литературе
Имя Аркадия Гайдара знали все дети и подростки страны Советов. Да и сейчас его произведения с интересом читают представители младшего поколения. Но не только написанием детских книг прославился Гайдар. Этот человек – участник двух войн, киносценарист, а также военный корреспондент. Испытав на себе ужасы гражданской войны, он мечтал, что когда-нибудь наступит счастливая жизнь в нашей прекрасной стране.
Появление очередной книги Гайдара становилось событием для юных читателей. В его повестях и рассказах чувствуется глубокое знание непростого, еще не сформировавшегося характера ребенка, понимание его психологии, способность найти с ним общий язык. В нем сочетались черты старшего наставника и учителя и одновременно веселого друга, за которым можно смело идти по первому его зову.
Дом, где родился писатель
Так как произведения Гайдара предназначались для детей и подростков, большинство из них было напечатано в журнале «Пионер». Многие дети присылали свои письма в редакцию этого издания, чтобы высказать свои отзывы и мнения, которые писатель очень ценил. Благодаря редакции этого журнала, периодически организовывались встречи автора с юными поклонниками его творчества.
Благодаря книгам Гайдара, дети узнавали, что такое добро и зло, в чем состоит смысл человеческой жизни, начинали составлять свое представление о взаимоотношениях человека и общества, коллектива и личности, о гражданском долге, товариществе и нравственности в целом.
Происхождение и ранние годы
Аркадий Петрович Голиков (Гайдар – псевдоним) родился в городе Льгове (Курская губерния) 22 января 1904 года в семье сельского учителя, члена партии, будущего революционного комиссара Петра Исидоровича Голикова. Мать мальчика, Наталья Аркадьевна сначала работала учительницей, затем – фельдшером-акушером. Так же, как и отец, состояла в партии. Ее родословная восходит к дальнему родственнику – М.Ю. Лермонтову.
Аркаша с сестренкой
Родители Аркадия были начитанными людьми, кроме этого, они занимались самообразованием – изучали иностранные языки. В семье было принято в свободное время устраивать стихотворные вечера с чтением вслух, детям рассказывали сказки, всей семьей пели народные песни. Поскольку в доме была хорошая библиотека, Аркадий рано научился читать и мог пересказать прочитанную книгу по главам, но самой большой его страстью было чтение толстых энциклопедических словарей.
Аркадий рос неизбалованным, сдержанным на эмоции ребенком. Он никогда не капризничал, не ябедничал на сестер и друзей. В 1910 году семья переехала сначала в Нижний Новгород, а затем в Арзамас, город, который стал им родным.
Образование
В 1914 году Аркадий поступил в арзамасское реальное училище. В это время началась Гражданская война и главу семьи забрали на фронт. Недолго думая, мальчик сбежал из дома и отправился к отцу. Поиски его продолжались четыре дня, наконец, его нашли на станции близ Нижнего Новгорода и вернули домой.
С родителями и сестрами
В четырнадцать лет Аркадий стал членом коммунистической партии и устроился на работу в газету «Молот», где впервые опубликовали его стихи. В декабре 1918 года он добровольцем ушел в Красную армию.
В 1919 году он окончил московские курсы подготовки командного состава. После этого его назначили помощником комвзвода.
Высшую стрелковую школу Аркадий окончил в 1921 году и стал командиром отделения Нижегородского полка, который участвовал в сражениях на Кавказе и на Дону.
Творчество
В 1922 году Голикова направили на подавление антисоветского восстания, которое произошло в Хакассии. В ходе этой операции Аркадий арестовал и при попытке к бегству расстрелял пятерых предполагаемых «бандитов». Началось разбирательство, на него стали поступать жалобы за недопустимое отношение к населению. В июне того же года Аркадия допросили в ГПУ и обвинили в самоуправстве, а в сентябре его признали виновным в расстреле и на два года перевели в разряд испытуемых.
Голикова демобилизовали из армии с диагнозом «травматический невроз». Это заболевание стало развиваться у него после ранения 1919 года, при котором был поврежден спинной и головной мозг. У Аркадия стали развиваться такие черты как злобность, ухарство, раздражительность. Все это сопровождалось невыносимыми головными болями. Эти проявления дали повод для помещения его в психиатрическую клинику, пациентом которой он становился периодически. В этот период было предпринято несколько попыток самоубийства, которые, к счастью, удалось предотвратить.
Заниматься литературой Аркадий начал по совету М.В. Фрунзе, который рассмотрел в нем творческий потенциал. Через некоторое время он избрал себе псевдоним – Гайдар, так и не открыв никому его происхождение. По одной из многочисленных версий, это слово означало у татаро-монгольских всадников дозорного, который скакал впереди всей конницы.
Еще во время службы в Сибири у Аркадия появилась мысль написать книгу. Так, в перерывах между поимками бандитов, он начал свою первую повесть «В дни поражений и побед», которая, по сути, была его автобиографией. Это произведение уже было подписано псевдонимом Гайдар.
Демобилизовавшись, писатель едет в Ленинград и публикует эту книгу в городской газете, но ожидаемого успеха она Гайдару не принесла. После этого он начинает заниматься журналистикой, попутно, во время частых командировок, пишет рассказы. В начале тридцатых годов определяется его литературное направление – он решает писать для детей. В это время появляются: «Школа», «Р.В.С.», «На графских развалинах». С появлением этих повестей начинается его успех как детского писателя.
С женой и сыном Тимуром
Книгу, которая принесла ему славу – «Тимур и его команда», и продолжение «Коменданта снежной крепости» он написал в конце тридцатых годов в Клину. Роман обрел такую популярность, что по нему был снят фильм, а в стране началось широкомасштабное пионерское тимуровское движение, которое получило наибольший размах после Великой Отечественной войны.
В 1931 году Гайдар обосновывается в Хабаровске и становится корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда». В 1935 году публикуется повесть «Судьба барабанщика», в 1936 – «Голубая чашка». В 1939 году был написан рассказ «Чук и Гек».
Невзирая на боевые заслуги, писателю часто чинили всевозможные препятствия. Его даже подозревали в шпионаже и предательстве и несколько раз арестовывали. Заключения ему удалось избежать после вердикта Сталина, который сделал заключение, что произведения Гайдара не наносят никакого вреда неокрепшим детским умам. Позднее его рассказы и повести будут изучаться школьниками всего СССР, многие из них будут переведены на иностранные языки, по некоторым будут сняты художественные фильмы.
Главные произведения
Сам Гайдар лучшими произведениями считал «Р.В.С.», «Школу», «Четвертый блиндаж», «Дальние страны» и «Военную тайну».
Мемориальный музей в Арзамасе
Повесть «Р.В.С.» была опубликована в 1925 году в журнале «Звезда». Сначала ее напечатали в сокращенном варианте, но в 1926 году полный ее текст был издан отдельной книгой.
Это первое произведение, написанное автором для детской аудитории. С нее начинается своеобразная писательская манера беседы с детьми, характерная для Гайдара: серьезность, беседа на равных, акцент на значимости, а нередко и трагичности поднимаемых вопросов. Герои повести включаются автором во все главные события, происходящие в стране. Повествование подается простым языком с присутствием легкого юмора, доверительной интонацией, что обеспечивает большой успех и долгую жизнь этому произведению.
Повесть «Школа» была напечатана в московском журнале «Октябрь». Сначала она называлась «Обыкновенная биография», так как в своей основе содержала элементы биографии Гайдара. Даже Фамилия главного героя была созвучна с фамилией автора – Борис Гориков. Она заняла важное место в творчестве писателя, как повествование о революции и Гражданской войне.
Стопроцентного совпадения в повести искать не стоит. Например, отец главного героя был расстрелян, в то время как отец Аркадия стал красным комиссаром. Да и фронтовой путь героя и автора также различался. Поэтому образ Бориса Горикова, несмотря на некоторые совпадения, можно считать собирательным.
Огромную любовь завоевала у детей повесть «Тимур и его команда», изданная перед самой войной, в 1941 году. Сначала это был сценарий для фильма, а позже появилась самостоятельная книга. Успех фильма был ошеломляющим, а главный герой стал идеалом для тысяч его сверстников. Школьники с гордостью носили звание «тимуровец», потому что оно отражало лучшие черты, которыми был наделен советский пионер. Эта повесть породила масштабное тимуровское движение, которое оказывало неоценимую помощь семьям воевавших на фронтах бойцов.
Героями повести «Военная тайна» стали пионеры, слетевшиеся со всех концов страны в знаменитый пионерский лагерь «Артек». Пионерские отряды, дружба, интернационализм и другие моменты пионерской жизни стали основной темой этого произведения.
Автор писал: «…через месяц я ее окончу, тем более, что отступать теперь уже поздно… А назову я ее «Мальчиш-Кибальчиш». Но уже через некоторое время в дневнике Гайдара появилась новая запись: «Сегодня я неожиданно, но совершенно ясно понял, что повесть моя должна называться не «Мальчиш-Кибальчиш», а «Военная тайна. Мальчиш остается мальчишем, но упор надо делать не на него, а на военную тайну, которая вовсе не тайна».
Могила писателя в Каневе
На свой вопрос писатель дал ответ в самой книге. Тайна – это и есть лучшие черты в характере советских ребят – готовность отстаивать правду и защищать родину, интернационализм, мечта о подвиге. Эти качества и проявились в детях, которым спустя десятилетие, пришлось героически сражаться с фашистами на фронтах Великой Отечественной войны.
Последние годы
Осенью 1941 года в журнале «Мурзилка» была опубликована последняя детская повесть Гайдара «Горячий камень». Она словно стала последним наказом детям – всегда быть смелыми и честными. Так, чтобы не хотелось начинать жизнь сначала.
Аркадий Гайдар погиб, сраженный пулеметной очередью во время доставки продуктов бойцам партизанского отряда. Случилось это 26 октября 1941 года во время одного из привалов. Не заметив затаившихся немцев, Аркадий подошел к колодцу, чтобы набрать воды. Обнаружив фашистов, он успел крикнуть товарищам, что здесь немцы, но сам получил смертельное ранение. Его предупреждение спасло остальных бойцов, которым удалось уйти от вражеской засады.
В 1847 году в украинский город Канев были перенесены останки писателя. Он был похоронен так же, как и его главный герой Мальчиш-Кибальчиш – на высоком холме у Синей Реки.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1904 | Год рождения А.П. Гайдара |
1912 | Переезд в Арзамас |
1914 | Поступление в реальное училище |
1918 | Вступление в компартию. Работа в газете «Молот» |
1919 | Окончание курсов подготовки командного состава |
1920 | Назначение командиром роты |
1921 | Окончание высшей стрелковой школы |
1922 | Участие в подавлении антисоветского движения |
1925 | Публикация повести «В дни поражений и побед» |
1927 | Работа в Свердловской газете «Уральский рабочий» |
1930 | Закончено произведение «Школа» |
1932 | Работа корреспондентом в газете «Тихоокеанская звезда» |
1932-1938 | Выход повестей «Дальние страны», «Военная тайна» |
1939-1940 | Закончена работа над «Тимуром и его командой» |
1934 | Работа над повестями «Синие звезды», «Бумбараш» |
1941 | Служба пулеметчиком в партизанском отряде |
1941 | Гибель Аркадия Петровича Гайдара |
1947 | Перезахоронение останков |
Интересные факты
Память о писателе
В Клину функционирует мемориальный Дом-музей писателя. Центральная детская библиотека названа его именем.
Имя А. П. Гайдара носит Дворец пионеров и школьников в Стерлитамаке.
Центральную детскую библиотеку Москвы называют «Гайдаровкой».
Дворец творчества детей и молодежи в Москве носит имя писателя.
Улицы многих городов СНГ названы именем Гайдара.
Дому в Екатеринбурге, где жил Гайдар, присвоен статус памятника истории.
Арзамасскому государственному педагогическому институту присвоено имя А.П. Гайдара. В этом же городе «Гайдаровскими» названы пруды в центральной его части.
В городе Льгов открыт Литературно-мемориальный музей А. П. Гайдара.
Одно из крупнотоннажных судов носит имя «Аркадий Гайдар»
Мемориал памяти Аркадия Гайдара открыт в Детском парке Хабаровска.