О чем произведение звезды под дождем
Крапивин «Звезды под дождем» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Крапивин Владислав Петрович – русский и советский детский писатель, сценарист, поэт, педагог. Занимался литературой более 50 лет. Написал большое количество произведений для детей. Многие его произведения были экранизированы.
Одним из произведений автора является рассказ «Звезды под дождем», написанный в 1964 году.
Краткое содержание
Читайте по теме:
Главные герои
1) Славка – фантазер, увлеченный звездным небом, совершил открытие и хотел хоть с кем-то им поделиться.
Главная мысль
Важно совершать маленькие открытия, возможно кому-то они окажутся очень нужны и важны.
Чему учит?
Рассказ учит дружбе, умению заводить друзей, проявлять фантазию, решительность, быть снисходительным, не обижать родных ради чужого мнения.
Пословицы
1) Идти в науку – терпеть муку.
2) Ничего не мысли – век киснуть.
3) Через тернии к звездам.
Отзыв
«Звезды под дождем» очень добрый и интересный рассказ. О мальчике, который совершил открытие, но для его реализации использовал зонтик. За что его отругали родители. Из обиды мальчик под дождем решил найти кого-нибудь, чтоб поделиться своей идее. По стечению обстоятельств он нашел человека, который его понимает, который был рад его изобретению. Он словно подарил мальчику крылья, а читателям хорошее настроение и веру в то, что нужно фантазировать, пробовать, изобретать, даже если кажется, что изобретения не важны.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.
Звёзды под дождём (Крапивин)
В советском городе шёл тёплый августовский дождь. В трамвай вошёл насквозь мокрый шестиклассник Славка. Заплатить за проезд ему было нечем, но строгая кондукторша пожалела промокшего мальчишку и дала ему билет бесплатно.
Славке было всё равно, куда ехать. Он просто уехал из дома, где его обидели.
Человек быстро устаёт, если у него обида. Она оттягивает плечи в сто раз сильнее, чем тяжёлая намокшая куртка.
В вагоне трамвая Славка заметил знакомую девочку — мальчик каждый день встречался с ней, возвращаясь домой из школы. Девочка Славке нравилась, и однажды он даже спас её от тяжёлого весеннего снежка, который в неё хотел запустить его лучший друг.
Славка сел возле девочки, и она спросила, почему он без зонта, ведь на улице так льёт. И мальчик рассказал ей о своём изобретении и о своей обиде.
Три дня назад было ещё тепло, светило солнце. Славка, забравшись на крышу стоящего возле его трёхэтажного дома сарая, собирался прыгнуть вниз с большим чёрным зонтом в руках.
Перед прыжком он посмотрел вверх и увидел в чёрном куполе зонта крошечную дырочку, через которую пробивался лучик света. Это было похоже на синюю звезду в ночном небе. И тогда Славка подумал, что из зонта получится переносной планетарий, надо только нанести на него основные созвездия Северного полушария и высчитать их положение. Тогда даже днём можно будет узнать, где находится та или иная звезда.
Следующей ночью Славка запомнил положение Полярной звезды на ночном небе. С Земли кажется, что небо вращается вокруг Полярной звезды и за 24 часа делает полный оборот, «значит, за час звёзды проходят двадцать четвёртую часть круга». Зная, где находится Полярная звезда, можно определить положение любой другой звезды в любое время суток.
Оставалось только проколоть зонт в нужных местах, направить его ручку на Полярную звезду и любоваться ночным небом посреди дня. Чёрным зонтом дома никто не пользовался, и Славка считал его своим. Он взял несколько иголок разной толщины и успел сделать несколько проколов, когда его увидела Вероника Павловна.
Эта сухая женщина с вечно поджатыми губами, была вдовой Славкиного дяди со стороны отца. Дядя, умерший три года назад, был кандидатом наук, занимался берестяными грамотами, но диссертацию дописать не успел. Вероника Павловна, приезжавшая каждый год и гостившая по две недели, очень гордилась покойным мужем и всё время говорила о нём. Славкины родители робели перед ней, наверное, потому, что не были кандидатами наук.
В тот день, несмотря на дождь, Вероника Павловна собралась идти к своим знакомым, и ей понадобился зонт. Увидев, чем занимается Славка, она заявила, что уничтожение старинных вещей — это вандализм. Зон был не старинный, а просто старый, но Славкины родители поддержали Веронику Павловну. Отец, маленький и сердитый, накричал на сына и забрал зонт, чтобы залатать его.
Мальчик понимал, что родителям не было жалко зонта, просто они боялись Веронику Павловну и старались ей угодить. Он так и заявил отцу, тот выгнал его на улицу, и Славка оказался в трамвае, идущем неизвестно куда.
Выслушав Славкину историю, девочка попросила нарисовать звёзды на её зонте мелом, но тут появилась мама девочки, отобрала зонт и увела дочь.
Славка доехал до конечной остановки и сел на трамвай, идущий в Городок Металлургов — молодая кондукторша пропустила его без билета. В вагоне сидел красивый военный с большим чёрным зонтом. Славка предложил нарисовать на его зонте звёзды, но военный так и не понял, для чего это нужно.
У каждой вещи должна быть задача.
Неудача не испугала Славку. Он ещё надеялся встретить человека, которому нужны звёзды. Вскоре в вагон вошли двое мужчин — молодой, в больших очках с копной курчавых волос, и пожилой, с уставшим лицом.
Пожилой, работавший мастером на заводе, что-то рассказывал молодому, размахивая зонтом, и задел им Славку. Мальчик воспользовался случаем и предложил нарисовать звёзды на этом зонте. Оба мужчины заинтересовались Славкиным изобретением. Пожилой согласился пожертвовать своим зонтом, но тот оказался женским — мастер случайно унёс с работы чужой зонт. Славку снова постигла неудача.
Вскоре в вагон вошёл малыш в больших резиновых сапогах и с огромным зонтом — мама послала его в магазин за сметаной. Славка помог малышу справится с зонтом и предложил нарисовать на нём звёзды, Подумав, малыш согласился, но его не устроили звёзды в виде точек, он захотел «настоящие», с лучиками. Славка не захотел обижать малыша и превратил его зонт «в сказочное небо» со звёздами и луной.
Потом оказалось, что малыш пропустил свою остановку. Славке пришлось проводить его до магазина, купить сметану и отправить домой. Тем временем дождь пошёл сильнее. Мальчик встал в магазинном тамбуре, чтобы переждать ливень и найти монетку на билет, но его оттуда прогнала толстая тётка, решившая, что Славка — мелкий воришка.
Обозвав тётку «слонихой» и «мешочницей», обиженный Славка решил вернуться домой без билета. Он ждал нужного трамвая, когда его прикрыли сразу двумя зонтами. Это были мужчина и девушка — отец и дочь. Мужчина предложил вымокшему до нитки Славке один зонт, но тот гордо отказался, заявив, что зонт ему нужен не для того, чтобы прятаться под ним.
Мужчина и девушка начали шутить, придумывая, для чего ещё может пригодиться зонт, и тогда Славка рассказал им о своём изобретении. К его удивлению, мужчина предложил не нарисовать звёзды на зонте, а сделать в нём проколы.
Мальчик начал объяснять, как пользоваться его «планетарием», но мужчина хорошо знал «небесную механику». Он сказал, что Славка многое не учёл, рассчитывая траекторию звёзд, но он всё равно возьмёт этот зонт с собой, в Антарктиду, где созвездия Северного полушария не видны. Ему будет приятно развернуть зонт и увидеть родные звёзды.
Мужчина оказался известным капитаном. Славка знал его — в его памяти фамилия капитана сливалась с книгами о путешествиях, «с загадками звёзд и Земли», и заставляла вспомнить многое.
Ведь можно вспомнить и ярко представить даже то, что никогда не видел.
Тут подошёл трамвай капитана. Он попрощался со Славкой, договорился встретиться с ним через полгода и пообещал привезти ему камень с берега Антарктиды. Капитан хотел дать мальчику свой адрес, но тот отказался — через полгода он сам его найдёт, ведь такого человека нельзя не найти.
Капли дождя были похожи на падающие с неба звёздочки. Славка шёл домой, «смеялся и ловил звёздные капли губами».
Краткое содержание повести «Звезды под дождем» Владислава Крапивина
Август. Невысокий загорелый шестиклассник Славка поздним дождливым вечером после ссоры с родителями едет без билета в полупустом трамвае. Мальчишка весь промок, кондукторша его не гонит. «Человек быстро устает, если у него обида». Славка садится рядом с девчонкой. Он ее много раз видел по дороге из школы, хотя учатся они в разных. И раз даже нарочно подставился, чтобы снежок Сереги Дерябина попал в него, а не в нее. Он рассказал ей, что «сделал открытие». Было это 3 дня назад. Он, как и все, хотел спрыгнуть с сарая с раскрытым черным зонтом, где светился лазурью неба крошечный прокол на ткани, и тут его осенило. Походный планетарий на зонте! Надо разделить зонт на 24 сектора, и иглой нанести проколы в виде созвездий. Сделать отверстие для неподвижной Полярной звезды – она и будет ориентиром. С будильником в руках он проследил, где находятся созвездия ровно в полночь. Теперь он мог отметить их движение по небу за сутки.
Он уже взялся за дело, но вмешалась занудная родственница-гостья Вероника Павловна. Ей как раз нужен был зонт. И родителям стало стыдно за такого сына. А он просто хотел дарить людям созвездия. Девочка Таня, выслушав все, предложила рисовать звезды мелом. Но до этого дело не дошло. Ее увела мать. А мелок остался. Мальчик обратился к одному строгому капитану с черным зонтом. Но тот не увидел пользы в таком планетарии. Зато двое работников завода, пожилой (Мастер Виктор Семенович) и молодой (Шахматист), заинтересовались. Жаль, только зонт у Мастера оказался коричневым. Славка не стал рисовать небо на таком. Потом «маленькое небо» захотел себе малыш лет шести. Но чтобы звезды были пятиконечные, а еще луна и ракета. «Большой добрый мальчишка», вздохнув, на все согласился. И даже сходил с малышом в магазин.
С такой красотой на зонтике, и со сметаной, малыш вышел на остановке. Славка тоже. Пора было домой. Над ним раскрыла зонтик какая-то пара. Из разговора он понял, что это отец с дочерью Леночкой. Они сразу согласились на звезды. И не мелом, а проколами шилом. И на зонте засветились Орион, Кассиопея… Мужчина знал про звезды все. «Мало знать карту, надо знать небо». Он объяснил, что положение звезд зависит не только от времени суток, но и от времени года. Сам он скоро едет в Антарктиду. Южное небо выглядит иначе. Там не увидишь Полярной звезды. Но мальчик старался не напрасно: зонтик поедет в Антарктиду как память о родном северном небе. Мужчина назвал ему свою фамилию, обещал Славке черный камень оттуда. Мальчик не стал слушать его адрес. Это слишком просто. Он найдет такого человека, настоящего капитана, сам! Мальчик повернул к дому. В каждой капле дождя отражалась звезда. «Славка шел, смеялся и ловил звездные капли губами».
Читательский дневник по повести «Звезды под дождем» Крапивина
Сюжет
Родители не поняли и отругали 6-классника Славку. Он хотел сделать из зонта планетарий. Проколол иглой очертания основных созвездий, Полярную звезду. Обиженный Славка уходит из дома под дождь. В трамвае он почти без надежды предлагает людям звездное небо в подарок. Девочка Таня (он часто видел ее по дороге из школы) просит рисовать небо мелом. Но ее уводит мать. Зато небо, еще и с луной, и ракетой, появляется на зонтике малыша с бидоном. Согласны и Мастер с Шахматистом, но их зонт коричневый, а не черный. На таком нельзя.
Уже на пути домой Славка знакомится на остановке с мужчиной и девушкой. Он – исследователь Антарктиды, Леночка – его дочь. Славка не мелом, а проколами изображает все знакомые созвездия. И пусть небо в Антарктиде другое, без Полярной звезды, зонт поедет туда как память о родине. Они договариваются встретиться после поездки. Славка обещает сам, без адреса, найти капитана. И счастливый, под каплями-звездами, спешит домой.
Отзыв
Рассказ о столкновении мира взрослых и мира детства, мечты, непонимания в семье. Родители забыли, что сами были детьми. Герой от обиды идет под дождем куда глаза глядят. Он не верит, что его чудесное открытие кому-нибудь нужно. Разных людей он встречает в этот вечер. Одна женщина принимает его за воришку. Строгий капитан требует от «маленького неба» на зонте практической пользы. Зато звезды нужны девочке, малышу, Мастеру и Шахматисту. Последняя встреча с капитаном из Антарктиды возвращает мальчику радость жизни, веру в мечту, свои силы. Повесть учит искать взаимопонимания, не сдаваться, верить в чудо, быть щедрым, любить красоту этого мира, доверять людям, быть благодарным, незлопамятным и творческим человеком.
Владислав Крапивин — Звезды под дождем:
Краткое содержание
Август. Невысокий загорелый шестиклассник Славка поздним дождливым вечером после ссоры с родителями едет без билета в полупустом трамвае. Мальчишка весь промок, кондукторша его не гонит. «Человек быстро устает, если у него обида». Славка садится рядом с девчонкой. Он ее много раз видел по дороге из школы, хотя учатся они в разных. И раз даже нарочно подставился, чтобы снежок Сереги Дерябина попал в него, а не в нее. Он рассказал ей, что «сделал открытие». Было это 3 дня назад. Он, как и все, хотел спрыгнуть с сарая с раскрытым черным зонтом, где светился лазурью неба крошечный прокол на ткани, и тут его осенило. Походный планетарий на зонте! Надо разделить зонт на 24 сектора, и иглой нанести проколы в виде созвездий. Сделать отверстие для неподвижной Полярной звезды – она и будет ориентиром. С будильником в руках он проследил, где находятся созвездия ровно в полночь. Теперь он мог отметить их движение по небу за сутки.
Он уже взялся за дело, но вмешалась занудная родственница-гостья Вероника Павловна. Ей как раз нужен был зонт. И родителям стало стыдно за такого сына. А он просто хотел дарить людям созвездия. Девочка Таня, выслушав все, предложила рисовать звезды мелом. Но до этого дело не дошло. Ее увела мать. А мелок остался. Мальчик обратился к одному строгому капитану с черным зонтом. Но тот не увидел пользы в таком планетарии. Зато двое работников завода, пожилой (Мастер Виктор Семенович) и молодой (Шахматист), заинтересовались. Жаль, только зонт у Мастера оказался коричневым. Славка не стал рисовать небо на таком. Потом «маленькое небо» захотел себе малыш лет шести. Но чтобы звезды были пятиконечные, а еще луна и ракета. «Большой добрый мальчишка», вздохнув, на все согласился. И даже сходил с малышом в магазин.
С такой красотой на зонтике, и со сметаной, малыш вышел на остановке. Славка тоже. Пора было домой. Над ним раскрыла зонтик какая-то пара. Из разговора он понял, что это отец с дочерью Леночкой. Они сразу согласились на звезды. И не мелом, а проколами шилом. И на зонте засветились Орион, Кассиопея… Мужчина знал про звезды все. «Мало знать карту, надо знать небо». Он объяснил, что положение звезд зависит не только от времени суток, но и от времени года. Сам он скоро едет в Антарктиду. Южное небо выглядит иначе. Там не увидишь Полярной звезды. Но мальчик старался не напрасно: зонтик поедет в Антарктиду как память о родном северном небе. Мужчина назвал ему свою фамилию, обещал Славке черный камень оттуда. Мальчик не стал слушать его адрес. Это слишком просто. Он найдет такого человека, настоящего капитана, сам! Мальчик повернул к дому. В каждой капле дождя отражалась звезда. «Славка шел, смеялся и ловил звездные капли губами».
Читательский дневник по повести «Звезды под дождем» Крапивина
Сюжет
Родители не поняли и отругали 6-классника Славку. Он хотел сделать из зонта планетарий. Проколол иглой очертания основных созвездий, Полярную звезду. Обиженный Славка уходит из дома под дождь. В трамвае он почти без надежды предлагает людям звездное небо в подарок. Девочка Таня (он часто видел ее по дороге из школы) просит рисовать небо мелом. Но ее уводит мать. Зато небо, еще и с луной, и ракетой, появляется на зонтике малыша с бидоном. Согласны и Мастер с Шахматистом, но их зонт коричневый, а не черный. На таком нельзя.
Уже на пути домой Славка знакомится на остановке с мужчиной и девушкой. Он – исследователь Антарктиды, Леночка – его дочь. Славка не мелом, а проколами изображает все знакомые созвездия. И пусть небо в Антарктиде другое, без Полярной звезды, зонт поедет туда как память о родине. Они договариваются встретиться после поездки. Славка обещает сам, без адреса, найти капитана. И счастливый, под каплями-звездами, спешит домой.
Отзыв
Рассказ о столкновении мира взрослых и мира детства, мечты, непонимания в семье. Родители забыли, что сами были детьми. Герой от обиды идет под дождем куда глаза глядят. Он не верит, что его чудесное открытие кому-нибудь нужно. Разных людей он встречает в этот вечер. Одна женщина принимает его за воришку. Строгий капитан требует от «маленького неба» на зонте практической пользы. Зато звезды нужны девочке, малышу, Мастеру и Шахматисту. Последняя встреча с капитаном из Антарктиды возвращает мальчику радость жизни, веру в мечту, свои силы. Повесть учит искать взаимопонимания, не сдаваться, верить в чудо, быть щедрым, любить красоту этого мира, доверять людям, быть благодарным, незлопамятным и творческим человеком.
Владислав Крапивин – автор детских, философско-аллегорических произведений, которые воспитывают многие поколения ребят и призывают людей старшего возраста помнить, какими они были в детстве.
Произведение, рассматриваемое в этой статье, написано рукой взрослого человека с большим сердцем ребёнка. В нём задумчивый мальчик решает превратить обычный зонт в звёздное небо. Зачем? Об этом вы узнаете, прочитав анализ и краткое содержание рассказа Крапивина «Звёзды под дождем», которые приведены ниже.
Мальчик, которого отяготила обида
Город мокнет под дождём. Трамвайный поезд подъезжает к скверу и гостеприимно распахивает двери. В вагон входит промокший до костей мальчик. Шаря у себя в карманах, обнаруживает, что у него совершенно нет денег, и собирается выйти. Кондуктор останавливает его: «Постой, гордый какой! Возьми билет». Мальчик даже не благодарит. Он не знает, куда идёт трамвай. Дождя герой не боится, а садится в вагон только для того, чтобы подальше оказаться от дома.
Так начинается рассказ Крапивина «Звёзды под дождём». Краткое содержание невозможно представить без обращения внимания на настроение главного героя.
Обида мальчика, заставившая его путешествовать по городу в такую непогоду, да ещё и без зонтика, лежит тяжёлым грузом, оттягивает вниз плечи – герой устало опускается на сиденье рядом со светловолосой девочкой.
Долгожданное знакомство
Девочка оказывается знакомой: мальчик часто встречает её по дороге в школу. Хотя они ни разу не разговаривали, он каждый раз выискивает глазами её меховую шапку, а когда девочки долго не видно, переживает.
Сидя в трамвайном вагоне, они впервые заговаривают друг с другом. А потому как девочка немного знакомая, герой делится с ней своей историей.
С чего всё начиналось
Рассказ Владислава Крапивина «Звёзды под дождем» начинается с того, что главный герой оказывается под дождём на улице. Что побудило мальчика уйти из дома без зонтика? Об этом пойдёт речь ниже.
Несколько дней назад, когда на улице светило яркое солнце, мальчик стоял на крыше сарая, держа над собой зонт. Ему предстояло прыгнуть с трёх метров вниз, где его поджидали такие же, как и он, юные искатели приключений. Однако сделать это сразу не удалось.
Дело в том, что по своей природе герой задумчив и даже поэтичен, склонен давать имена всему, что видит. Прямо возле сарая зеленели несколько островков пыльной травы, и в воображении мальчика они тут же превратились в неизведанные архипелаги. Вода в бочке напоминала глубокое озеро.
Он стоял на крыше, вызывая волну недовольства тех, кто ждал внизу. Мальчик уже решительно согнул колени и приготовился к прыжку, как вдруг его зонт стал удивительно похож на маленький купол цирка. Одинокая дырочка, сквозь которую просвечивалось небо, превратилась в далёкую звезду. Для мальчика это стало открытием. Он часто смотрит на небо и знает наизусть все большие созвездия. Но увидеть звезду днём, когда ярко светит солнце, значит для него всё равно что вспышка Сверхновой. Пусть это всего лишь пробоина в зонте.
Мальчик чувствовал себя изобретателем. Этот зонт мог бы стать маленьким планетарием. Для этого нужно было лишь в определённых местах проколоть материю, так, чтобы получились созвездия. А дальше можно в самый облачный день выходить на улицу, наводить зонт на Полярную звезду, которая, как известно, всегда находится на одном и том же месте, и знать, где в этот момент располагаются звёзды. Только ещё оставалась провести расчёты, ведь Земля вращается, а значит, и созвездия не стоят на месте. На этот счёт мальчик придумал простую схему: разделить зонт на двадцать четыре части, как часы в сутках, и поворачивать его в зависимости от того, который будет час.
На самом деле астрономический зонт изобрёл учёный Н. Е. Набоков. Про эту находку и идёт речь в произведении Крапивина «Звёзды под дождём». Краткое содержание должно также упомянуть о следующих событиях, случившихся немного погодя в доме главного героя.
Достав из-за шкафа старый зонт, герой начал дырявить иглой его чёрную ткань. Но как раз в это время гостившей у них Веронике Павловне понадобилось выйти на улицу, а за окном хлестал дождь. Обнаружив испорченный зонт в руках у мальчика, она страшно возмутилась. Обиженный герой ушёл на улицу искать утешения у дождя. Так он оказался в трамвае.
Для слушающей девочки идея с планетарием кажется очень любопытной. Она находит в кармане мел, которым обычно чертит на асфальте классики, и предлагает мальчику нарисовать придуманную им карту звёздного неба прямо на её зонте. Но сделать этого мальчик не успевает: трамвай подъезжает к остановке, на которой девочка с мамой выходят.
Какая польза от астрономического зонтика?
Вдохновлённый новой идеей, вооружившись оставленным ему мелом, мальчик принимается искать того, кто разрешит ему нарисовать на своём зонте звёздное небо. На затеплившуюся в главном герое надежду обращает внимание читателя рассказа автор Владислав Крапивин. «Звёзды под дождем» (краткое содержание произведения рассматриваем в этой статье) обязательно расскажет ещё об одном герое.
В полупустом вагоне мальчик видит мужчину в форме, которая остаётся чистой, даже несмотря на дождь. Это капитан в блестящих сапогах, фуражке и со звёздами на погонах.
Однако вместо того, чтобы разделить с мальчиком радость открытия, капитан пытается найти пользу от его изобретения. И не найдя, выходит из вагона, унося за собой зонт.
Мастер и Шахматист
В вагон заходят двое людей, которым мальчик тут же придумывает имена: «Шахматист» и «Мастер». Они ведут оживлённую беседу, во время которой человек, получивший от мальчика прозвище «Мастер», неловко разворачивается и нечаянно, но больно задевает главного героя зонтом. Мальчик не обижается, а поспешно использует эту оказию, привлёкшую к нему внимание, чтобы предложить сделать из ударившего его зонтика планетарий.
К удивлению самого героя, его внимательно выслушивают. И всё в этот раз получилось бы, но оказывается, что нужный зонт совсем не чёрный, а коричневый, да ещё и с серым рисунком. Конечно, из такого зонта звёздное небо не получится – мальчика постигает очередная неудача.
Маленькое небо
В трамвай входит малыш. В одной руке у него бидон, предназначенный для сметаны, во второй он держит открытый зонт, который никак не желает закрываться.
В кратком содержании рассказа Крапивина «Звёзды под дождем» нужно сказать, что главный герой в этот момент чувствует себя взрослым и сильным, поэтому помогает малышу справиться с сопротивляющимся зонтиком, а после предлагает нарисовать звёздное небо. Хотя и не сразу, но малыш соглашается. Впрочем, уже через несколько минут, он просит мальчика, чтобы тот рисовал ему настоящие звёзды: большие, с лучиками, а не просто точечки, которыми наш герой хочет их обозначить.
Это делает задачу мальчика невыполнимой, ведь так ничего не поместится. Но, видя обиду малыша, вспоминая своё недавнее разочарование, он рисует большие пятиконечные звёзды, месяц и даже ракету. Планетарий и в этот раз не удаётся, но герой рад, что смог подарить малышу маленькое небо.
Капитан, уплывающий в Антарктиду
Анализ произведения
В рассказе «Звёзды под дождём» Крапивина В. П. можно чётко провести разделительную черту между взрослым и детским миром: реальность противостоит мечтам.
Следует упомянуть о детях этой повести: девочке, которую Славка встречал по пути из школы, малыше с бидоном, самом главного герое. Это маленькие фантазёры, способные наделить небывалым смыслом самый повседневный предмет. Они не требуют от своих открытий практической пользы, но наслаждаются происходящим. Вероника Павловна, капитан в блестящих сапогах и идеально чистой одежде мыслят совершенно иначе: для них свойственен рационалистический взгляд на вещи. Это противостояние сохраняется по всему рассказу, хотя однажды оно практически исчезает, сглаживаемое появлением взрослых персонажей, наделённых детской способностью видеть то, что трудно рассмотреть невооружённому глазу. Это персонажи Мастера и Шахматиста. В конце повести появляется Капитан, уплывающий в Антарктиду, который понимает детей, потому что сам сумел сохранить в себе «память детства». И именно этот персонаж разрешает конфликт между рационализмом и мечтой.