О чем произведение свои люди сочтемся

Анализ «Свои люди – сочтёмся» Островский

О чем произведение свои люди сочтемся. Смотреть фото О чем произведение свои люди сочтемся. Смотреть картинку О чем произведение свои люди сочтемся. Картинка про О чем произведение свои люди сочтемся. Фото О чем произведение свои люди сочтемся

Всего получено оценок: 79.

Всего получено оценок: 79.

Одним из ярких примеров драматургической русской литературы считается комедия Александра Николаевича Островского «Свои люди – сочтёмся». В ней автор с присущим ему юмором раскрывает проблематику взаимоотношений в купеческой среде, наделяя своих героев яркими и самобытными чертами. Предлагаем литературный анализ пьесы по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.

О чем произведение свои люди сочтемся. Смотреть фото О чем произведение свои люди сочтемся. Смотреть картинку О чем произведение свои люди сочтемся. Картинка про О чем произведение свои люди сочтемся. Фото О чем произведение свои люди сочтемся

Краткий анализ

Год написания – 1849 год.

История создания – Пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин», и была очень тепло принята в литературных кругах. Однако из-за поднятой тематики произведение оказалось под запретом, и пьесу смогли поставить в театре лишь после смерти императора Николая I.

Тема – Конфликт двух поколений, который происходит в купеческой среде, живущей по принципу «не обманешь – не продашь».

Композиция – Особенность композиции пьесы заключается в отсутствии экспозиции. Завязка – купец Большов занимает крупную сумму денег, его дочь Липочка мечтает о замужестве. Развитие событий – Большов признаёт себя банкротом и все свои деньги переписывает на Подхалюзина, а для упрочнения сделки женит его на Липочке.

Кульминация – отказ Липочки выплачивать долги отца, оказавшегося в долговой тюрьме. Развязка – логический итог – обманщик обманул обманщика.

Жанр – Пьеса. Комедия.

Направление – Реализм.

История создания

Первым серьёзным произведением Александра Николаевича стала пьеса «Свои люди – сочтёмся», написанная в 1849 году. Островский в течение трех лет упорно работал над комедией, название которой менялось на протяжении всего творческого процесса: «Несостоятельный должник», «Банкрот», окончательной же версией стало название «Свои люди – сочтёмся».

Впервые пьеса была опубликована в 1850 году в мартовском номере журнала «Москвитянин». Её появление вызвало большое оживление в литературных кругах России, поскольку молодой автор в ироничной форме поднял серьезные проблемы общества. Неудивительно, что остросоциальная пьеса была запрещена цензурой, а Островский оказался под негласным полицейским надзором.

Лишь после смерти императора Николая I в 1859 году постановка пьесы оказалась возможной, но только при условии более «смягченного» её варианта. Представление комедии на суд публики в оригинальной версии состоялось только в 1881 году.

Для своего произведения Островский выбрал одну из популярных в 19 веке тем – противостояние двух поколений, «отцов» и «детей». Однако фоном для развития конфликта им был выбран мощный социальный пласт в России – купечество. Сквозь призму взаимоотношений главных героев автору удалось в полной мере раскрыть насущные проблемы общества.

Купеческую среду, в которой царит пошлость и невежество, Островский изображает во всей своей неприглядности. Примечательно, что ни один из главных героев пьесы не вызывает положительных эмоций. Большов отталкивает своей жадностью и тяжелым характером, а его дочь Липочка видит в образовании лишь дань моде и мечтает лишь об одном – удачно выйти замуж и избавиться от гнета отца-самодура.

Видя смысл жизни только в получении наживы и считая абсолютно нормальным жить по принципу «не обманешь – не продашь», Большов сам остаётся у разбитого корыта. Для него страшным ударом становится предательство Липочки, которая отказывается выплачивать его долги и равнодушно оставляет «гнить» в долговой тюрьме.

Основная мысль произведения заключается в простой истине – «что посеешь, то пожнёшь». Невозможно требовать от своих детей быть честными, благородными и душевно чуткими, если сам не обладаешь этими качествами.

Композиция

При анализе композиции пьесы «Свои люди – сочтёмся» следует отметить, что в завязке Островский знакомит читателя с купцом-самодуром Большовым, который занимает крупную сумму денег, но не спешит её возвращать. Его дочь Липочка страстно мечтает удачно выйти замуж, и навсегда покинуть дом, в котором так тяжело живётся под отцовским гнётом.

Развитие действий пьесы сводится к тому, что Большов, не желающий выполнять свои долговые обязательства, решает признать себя банкротом. Он переписывает все свое огромное состояние на приказчика Подхалюзина и выдаёт за него Липочку, чтобы таким образом обеспечить сохранность своего капитала. Большов отправляется в долговую тюрьму, но он не сомневается в том, что Липочка и Подхалюзин вызволят его оттуда.

Кульминация пьесы – решительный отказ Липочки, довольной своей новой жизнью, оплачивать кредиты отца.

В развязке автор подводит итог своей комедии, раскрывая перед читателем главную её идею – обманщик всегда будет обманут другим обманщиком

Александр Николаевич отнёс своё произведение к жанру комедии, хотя, по мнению некоторых литературных критиков, оно имеет в себе ряд трагических черт. Направление – реализм.

Источник

Мать желает видеть жениха «старовера». Молодой девушке нужно, чтобы молодой человек имел благородный вид». А отцу человек «имеющий материальные средства». Между матерью и дочерью происходит конфликт.

В столице друг за другом тянутся отказы на выплату займов. И купец вынужден поступить также.

Лазарь полюбил Липу. И планирует вступить с ней в законный брак. Он обещает свахе за удачное сватовство такую же сумму и шубу из соболя. Просит придумать «байку» о разорении Большого.

Идёт подготовка к приезду сватов. Устинья говорит, что жених бастует. К заговору добавляется ключница (Фоминична). Все слышат, что жених Лазарь. Невеста не довольна. Отец на стороне Лазаря. Владелец всех лавок Лазарь, а её отец «обанкротился». Дочь не понимает, как ей поступить. Затем, она приходит к выводу, что жить молодая семья будет отдельно. Отец всё отдаёт «как приданное» и обещал наличных денег подкинуть. Только, старикам говорит: «Помогай и кредиторам надо немного заплатить!» Мы теперь все родственники, разберёмся!» отвечает будущий зять Подхалюзин.

Модно разодетая Олимпиада, рядом Подхалюзин отвечает, что сможет закупить карету. Он совсем соглашается, восхищается тёщей. Отец просит оплату кредиторам из своих бывших денег. На что он не согласен и его невеста. Рисположенский кричит на публике: «Ограбил тестя! И меня хочет. »

Назвав себя банкротом, Большов, старается избежать выплачивать налоги. Своего приказчика он принимает за надёжного человека. Но, он не промах. Убивает сразу двух зайцев и женится на Липе, а затем становится полным управляющим всего, что входит в имущество отца невесты. В результате, Большов в долговой яме. Спасёт положение возмещение, хотя бы не большой суммы накопившегося долга.

Писатель хотел отметить в своём произведении, что если ты не сможешь обмануть, то тебя вокруг носа проведут.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Островский. Все произведения

Сейчас читают

Рассказ ведётся от лица автора, который сначала рассказывает о происхождении названия своего удивительного города – Звенигорода. Как оказалось, существует такая легенда, будто в этом городке в старину висел сторожевой колокол. Интересная история.

Стояла середина июля, было очень жарко. Ермолай пообедал и прилёг на кровать. С горечью в голосе он сообщил, что закончилась дробь. После разговоров, он предложил мигом отправиться в Тулу и добыть дроби

Сказка о милой девочке, ожившей зимним утром из снеговой бабы. Ее нашел мальчик Петя, и привел в Институт Вечного Льда.

Джек Лондон является одним из выдающихся, талантливых и ярких писателей конца девятнадцатого – начала двадцатого веков. В своем творчестве он активно поддерживал рабочее и социалистическое движение

Рассказ «Бумажная победа», вошедший в цикл рассказов Людмилы Улицкой «Детство сорок девять», повествует о мальчике Гене Пираплетчикове. Кроме нелепой фамилии, которую мальчик «ощущал как унижение»

Источник

«Свои люди — сочтёмся» — краткое содержание и пересказ по главам комедии А. Н. Островского

Описание книги для читательского дневника

Краткие сведения о произведении

Время и место сюжета: середина 19 века; Москва (дом купца Большова, дом разбогатевшего приказчика Подхалюзина).

Система образов персонажей

Система образов комедии «Свои люди — сочтёмся» выявляет конфликт двух поколений московских купцов и помогает понять идею этого произведения. Образы героев наделены автором самобытными, яркими чертами.

Главные герои комедии

Другие персонажи

Темы и идея произведения

В комедии А. Н. Островского «Свои люди — сочтёмся» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) комедии «Свои люди — сочтёмся»: «Что посеешь, то и пожнёшь». Нечестные поступки могут возвращаться, как бумеранг, к тем, кто их совершил. Заботясь только о личной выгоде, совершая нечестные поступки, невозможно привить своим детям нравственные качества. Нельзя надеяться на чуткость, честность и благородство своих детей, если сам не обладаешь такими качествами.

Цитаты из комедии «Свои люди — сочтёмся»

Словарь новых и незнакомых слов

Очень краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)

У богатого московского купца Большова дочь Липочка на выданье. Липочка хочет выйти замуж только за благородного, и сваха нашла ей такого жениха. Купец не хотел платить полностью долги своим кредиторам и, по совету стряпчего Рисположенского, решил заложить дом и лавки на своего главного приказчика Лазаря Подхалюзина. Тот на это согласился и подумал, что сейчас самое время посвататься за дочь Большова, а если купец не согласится отдать за него Липочку, то можно припугнуть закладной на лавки и дом.

Подхалюзин подговорил стряпчего вести дело не в интересах Большова, а в его интересах и пообещал за это денег больше, чем обещал купец.

Затем приказчик подкупил и сваху, чтобы она жениху из благородных сообщила, что Большов в приданое денег не даст, так как его денежные дела расстроились.

Подхалюзин сказал купцу, что стряпчий советует, чтобы купец объявил себя несостоятельным, чтобы не платить кредиторам. Большов решил последовать этому совету.

Хитрый приказчик внушил хозяину, что ему нужно выдать дочь за надёжного человека, и разговор повёл так, что тот решил выдать её за Подхалюзина.

Сваха сказала Липочке и её матери, что жених не хочет знакомиться с ними. Тогда Большов заявил, что выдаст дочь за Лазаря Подхалюзина. Липочка была категорически против этого, считая, что приказчик ей не пара. Лазарь сообщил ей, что он купил у её отца дом и лавки и что её отец банкрот. Липочка согласилась выйти за него замуж после того, как он пообещал наряжать её в бархатные платья да ещё купить дом и роскошно его обставить.

Большов сказал Лазарю, что даёт лавки и дом ему вместо приданого и ещё и денег добавит. Просит он за это только кормить его и мать Липочки да заплатить кредиторам по 10 копеек за рубль долга. «Свои люди — сочтёмся», — ответил будущий зять.

Молодые супруги стали жить в новом доме богато. Но обещанных денег и шубы свахе жадный Подхалюзин не дал. Не согласился он и заплатить кредиторам Большова по 25 копеек за рубль (на меньшее они не соглашались), поэтому Большов продолжает сидеть в яме из-за того, что он умышленно обанкротился. Не дал Подхалюзин и обещанных больших денег стряпчему, а когда тот стал его обличать перед публикой в мошенничестве, сказал, что стряпчий врёт, и пригласил публику в свой новый магазин.

Краткий пересказ по действиям и явлениям (более подробный, чем краткое содержание)

Действие 1

Гостиная в доме Большова.

Явление 1

Сидя с книгой у окна, Липочка рассуждает о том, «какое приятное занятие эти танцы», особенно если пригласит на танец военный с усами, эполетами, в мундире. Она размечталась, что за неё посватается военный и нужно будет на парадном сговоре танцевать с ним вальс.

Липочка уже полтора года не танцевала и решила вспомнить, как нужно вальсировать.

Явление 2

Входит её мать Аграфена Кондратьевна, видит вальсирующую дочку и велит ей перестать танцевать, так как отец хворает. Липочка стала пререкаться с матерью и упрекать, что до сих пор родители не сыскали для неё жениха.

Явления 3–4

Фоминишна доложила, что к Большовым пришла Устинья Наумовна. Входит сваха. Аграфена Кондратьевна велит Фоминишне согреть самовар.

Явления 5–7

Липочка упрекает сваху, что она до сих пор не нашла ей жениха, и говорит, чтобы он был обязательно благородным, был брюнетом и «одет был по-журнальному». Сваха уверяет Липочку и её мать, что у неё есть на примере такой жених.

Явления 8–12

Входит стряпчий Рисположенский, разговаривает с хозяйкой. Входит Большов, и когда его жена со свахой уходят, начинает говорить со стряпчим о своем деле. Он хочет, чтобы не платить кредиторам, сделаться банкротом.

Рисположенский советует сначала заложить или продать дом и лавки. Большов решил заложить имущество на своего приказчика Подхалюзина, а самому обанкротиться.

Подхалюзин на это согласился, пообещал помочь товар из лавок перевезти куда-нибудь подальше да векселя сбыть за что-нибудь. Большов за это пообещал приказчику поделиться барышами.

Действие 2

Контора в доме Большова.

Явления 1–4

Подхалюзин узнаёт от Тишки, что сюда хотел зайти Рисположенский. Он посылает Тишку купить для стряпчего водку, а сам начинает рассуждать, чем можно попользоваться, если Большова признают несостоятельным. Подхалюзин хочет посвататься за дочь хозяина, и если Большов не согласится, то пугнуть его закладной на дом и лавки, ведь купец заложил их на Подхалюзина.

Явления 5–7

Подхалюзин подговаривает Рисположенского действовать в его интересах, а не в интересах Большова. Он добивается этого, пообещав, что заплатит стряпчему не тысячу рублей, как обещал тому Большов, а две тысячи.

Затем Подхалюзин подговарил сваху, чтобы она господину из благородных, который хочет жениться на Олимпиаде Самсоновне, сказала, что у Большова денежные дела расстроились. Он сказал, что его знакомый купец готов осыпать сваху золотом, если она устроит его женитьбу на Олимпиаде Самсоновне.

Явления 8–9

Большов приехал домой и спросил Подхалюзина, говорил ли он со стряпчим и что тот сказал. Приказчик ответил, что стряпчий советует, чтобы Большов объявил себя несостоятельным. Купец решил так и сделать, чтобы не платить кредиторам. Он велел Подхалюзину увозить из лавок товар и продавать векселя.

Приказчик стал внушать купцу, что в случае, если придерутся да будут купца судить, его жена и дочь будут в нищете. Он посоветовал сейчас пристроить Олимпиаду Самсоновну за хорошего человека, за которым она будет как за каменной стеной.

Дальше Подхалюзин так хитро повёл разговор, что Большов захотел выдать дочь за него.

Действие 3

Гостиная в доме Большова.

Явления 1–3

Входит хозяин, потом его жена и дочь. Липочка наряжена, так как она и Аграфена Кондратьевна ждут сегодня в гости жениха из благородных.

Пришла сваха и сказала, жених-то что-то мнётся, не хочет ехать знакомиться с невестой. Большов заявил, что сам найдёт дочери жениха. Липочка сказала, что мечтает выйти замуж за военного. Родители были решительно против этого.

Явление 4

Явились стряпчий и Подхалюзин, которых позвал Тишка по приказу хозяина.

Большов торжественно объявил, что решил выдать свою единственную дочь за Лазаря Подхалюстина. Липочка возмущена до глубины души: «Где это видано, чтобы воспитанные барышни выходили за своих работников?»

Отец сказал, что будет так, как он решил, и велел всем уйти, чтобы дочь и приказчик поговорили друг с другом.

Явление 5

Липочка говорит Лазарю, что выйдет замуж только за благородного. Тот уверяет, что благородный не возьмёт её замуж, потому что её отец банкрот. Лазарь говорит Липочке, что он купил лавки и дом её отца. Подхалюзин уверяет, что если она выйдет за него замуж, будет ходить только в шёлковых и бархатных платьях, а он будет носить фрак и бороду сбреет или подстрижёт по моде.

Он обещает после свадьбы купить дом в Каретном ряду и перейти туда жить с Липочкой.

Липочка соглашается выйти за Лазаря с условием, что в своём доме они всё «заведут» по моде.

Явления 6–8

Подхалюзин, позвав хозяина и его жену, сообщает, что их дочь согласна выйти за него замуж. Липочка говорит матери, что «не воображала, что Лазарь Елизарыч такой учтивый кавалер».

Большов обещает отдать Лазарю вместо приданого дом и лавки да ещё денег добавить. «Бери всё, только нас со старухой корми да кредиторам заплати копеек по десяти», — говорит он приказчику. «Свои люди — сочтёмся», — уверяет Подхалюзин будущего тестя и обещает заплатить кредиторам Большова по десять копеек.

Действие 4

Богатая гостиная в доме Подхалюзина.

Явление 1

Роскошно одетая Олимпиада Самсоновна сидит у окна, а Подхалюзин примеривает модный сюртук перед зеркалом.

Олимпиада Самсоновна упрекает мужа, что он не умеет танцевать. Тот уверяет её, что научится, и будут они в Купеческом собрании польку танцевать.

Они собираются в пятницу поехать в Сокольники, а в воскресенье — в Парк, чтобы люди смотрели на их дорогих лошадей и коляску да на новую мантилью Олимпиады Самсоновны.

Явления 2–3

Входит сваха Устинья Наумовна и напоминает Подхалюзину, о его обещании. Тот даёт ей 100 целковых. Сваха возмущённо говорит, что он ей обещал полторы тысячи и соболий салоп. «Мало ли что я обещал!» — заявил Подхалюзин и выпроводил сваху.

Его жена смотрит в окно и говорит, что отца выпустили из ямы. Подхалюзин замечает, что его не скоро выпустят, что он на время отпросился домой.

Явление 4

Входит Большов и сообщает, что кредиторы просят по 25 копеек за рубль. Подхалюзин говорит, что это много, что сам Большов говорил, больше 10 копеек не давать.

Большов стал просить зятя и дочь выручить его из ямы, но те уверяют, что денег у них лишних нет на это. Подхалюзин говорит, что деньги ушли на «домик», домашнее «заведеньице», «лошадок». А дочь купца говорит, что нельзя же им «ни при чём остаться».

Отец напоминает Лазарю, что он его взял в свой дом мальчишкой; сделал потом главным приказчиком; замечал, что он на руку не чист, но не прогонял; отдал ему дочь.

Но Подхалюзин и Олимпиада Самсоновна твердили, что больше 10 копеек за рубль дать кредиторам не могут. Их не разжалобило даже то, что Большов сказал, что его в Сибирь сошлют. Купец стал просить у них денег Христа ради и заплакал.

Подхалюзин согласился всё же 5 копеек прибавить к десяти. Но Большов восклицает: «Есть ли в вас христианство! Двадцать пять копеек надо, Лазарь!» Поняв, что Подхалюзин не даст таких денег кредиторам, Большов говорит ему, что пусть уж не платит им ничего, а дочери говорит, чтобы не забывала о бедных заключённых, которые сидят за решётками. Попрощавшись, он уходит под надзором солдата снова сидеть в яме.

Подхалюзин говорит жене, что жаль тятеньку, что надо бы поехать поторговаться с кредиторами. Затем он велит подать старый сюртук, чтобы кредиторы не подумали, что он богат.

Явление 5

Входит Рисположенский. Из его разговора и Подхалюзиным выясняется, что молодой купец даёт стряпчему время от времени по пять целковых вместо того, чтобы отдать сразу все деньги, которые обещал дать ему за мошенничество. Стряпчий настаивает, чтобы он дал ему эти деньги, а Подхалюзин снова предлагает ему взять только 5 целковых.

Рисположенский угрожает рассказать о мошенничестве Подхалюзина людям и обращается к публике со словами: «Тестя обокрал! И меня грабит…» — и угрожает, что упечёт Подхалюзина в Сибирь.

Подхалюзин, обращаясь к публике, уверяет, что не нужно верить этому человеку, не стоящему внимания.

Рисположенский, ругаясь, уходит, а Подхалюзин говорит зрителям, что этот человек всё врёт. Затем сообщает, что открывает магазинчик и приглашает за покупками.

Источник

Смысл пьесы Свои люди — сочтёмся Островского

Первый большой успех к Александру Островскому пришел именно благодаря этой пьесе, опубликованной в журнале «Московит». И публика, и критика оценили ее с восторгом. Чего не скажешь о цензуре…

Смысл названия пьесы Свои люди — сочтёмся Островского

Пьеса Александра Островского «Свои люди – сочтемся», как и многие у него, позаимствовала свое название у русской поговорки. Так обычно говорят, желая не сводить отношения к мелочному расчету – дескать, мы всегда друг другу полезны и всегда доверяем. Вот этот принцип традиции и доверия и будет осмеян драматургом до такой степени, что цензура запретит постановку, и запрет этот отменят только после смерти Николая I. Дело в том, что Николай был очень озабочен «положительным образом России» и совершенно не терпел того, что ему казалось очернением. Увы, по сию пору под это определение подходит все то, что слишком открыто и честно говорит о российской жизни.

Почему же так ярко прозвучала пьеса «Свои люди — сочтемся»? Потому что автор смело говорит о самых отвратительных сторонах межчеловеческих, общественных отношений в мире, в котором он живет. Это мир богатеющего купечества, будущих капиталистов – хозяев России. Они еще не расправили плечи в полную силу, крепостное право еще не отменено. Но скоро они выйдут на авансцену и всех очень удивят. Чем же впечатлит нас «новое русское купечество»?

О чем пьеса Свои люди — сочтёмся Островского

Итак, речь идет об отношениях двух разных поколений – молодого и старого, отеческого. Старики ещё цепляются за прежние отношения и правила, но алчная, наглая и дерзкая молодежь уже готова выкинуть на свалку все, что мешает наживе. Говорят, особенно возмутило Николая то, что в пьесе нет ни одного симпатичного персонажа. Так это что же получается – русские люди все плохие, злобные и алчные?

Ну так давайте присмотримся к персонажам… Купец Большов, наживший состояние и вырастивший дочь Липочку, к старости помягчел, хотя в молодости не раз вырывал кусок из чужого рта. Ему мнится, что теперь можно почивать на лаврах, уйти на покой и довериться будущему зятю Подхалюзину. Фамилия, кстати, говорящая: человек идет по головам и действует вероломно, но не забывает подлизываться и льстить кому надо. Итак, старик доверил ему деньги, рассчитывая на то, что как только они ему понадобятся, он их получит назад.

Но и сам Большов сочувствия не вызывает. Вот он доверился будущему зятю. Но почему же он имеет право довериться, если сам всю жизнь обманывал людей? Островский явно дает понять, что у Большова темное, жульническое прошлое. Вернее, в купеческой среде все это жульничеством не считалось – ничего личного, просто бизнес. Но вот судьба объяснила купцу, каково это – быть обманутым, когда доверяешь.

И кстати, сама сделка с Подхалюзиным происходит при весьма интересных обстоятельствах: это афера с ложным банкротством, с тем, чтобы не выполнить своих обязательств перед другими. Большов занял очень крупную сумму денег, а вот отдавать ее не хочет.

Смысл пьесы Свои люди — сочтёмся

Именно жульническая сделка сопровождалась поговоркой «Свои люди – сочтемся». Только вот счеты сводит сама судьба, наказав купца за все его бесчинства. За то, что он считал себя вправе стоять над низшими и слабыми, которых ему обманывать можно. Так почему бы и его теперь не обмануть – старого и слабого?

Ужаснее всего то, что в этом мире даже родственные отношения ничего не значат. То, что зять обманул тестя — это еще куда ни шло. Но вот коварство родной дочери особенно больно для несчастного старика. Что ж, это мир чистогана, тут нет родных и друзей. Тут никто никому и ничего не должен — нет своих людей, есть только свои деньги.

Наверное, пьесу можно было бы назвать и другой русской пословицей: «Что посеешь, то и пожнешь». Возможно, именно то, что деньги пришли к Подхалюзину с Липочкой от нечестной, вероломной сделки, вдохновило их на обман. «Вор у вора дубинку украл». Ах, как много знают русские пословицы о русском капитализме!

Источник

Анализ пьесы «Свои люди – сочтёмся» (А. Н. Островский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.12.2019 · Обновлено 29.12.2019

Середина девятнадцатого века стала одним из самых плодотворных периодов русской литературы в целом и русской драматургии в частности. Одним из известнейших представителей «золотого века» отечественной драматургии стал Александр Николаевич Островский (вот его биография), который в своих произведениях освещал жизнь российского дворянства, купечества и мещанства. «Свои люди – сочтёмся» является одной из самых знаменитых пьес Островского наравне с «Бесприданницей», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и многими другими не менее выдающимися пьесами.

История создания

Идею для пьесы «Свои люди – сочтёмся» писатель взял из самой жизни. Он родился в семье московского чиновника и всё детство провёл в Москве, сам занимался юридической деятельностью, а потому имел возможность наблюдать за жизнью простых горожан со всех возможных сторон. Полученного в результате этих наблюдений материала Островскому хватило на всю жизнь и множество произведений.

Работа над этой пьесой началась во второй половине сороковых годов девятнадцатого века и была завершена в 1849 году. Однако, приобретя скандальную репутацию из-за своего обличительного характера, пьеса «Свои люди – сочтёмся» не имела возможности увидеть свет, а потому была поставлена на театральной сцене только в 1895 году. Цензура увидела в ней злобный поклеп на социальную действительность в Российской Империи, где, конечно, не могло случиться ничего подобного.

Жанр и направление

Пьеса «Свои люди – сочтёмся» относится к реалистическому направлению в литературе. В этом произведении писатель стремится максимально достоверно изобразить окружающую действительность. Созданные им образы, мысли героев, их слова и действия очень натуральны. Читатель может легко поверить в то, что описанные в пьесе события могли произойти на самом деле. Особенно интересен язык произведения: в нем читатель найдет живую и неприкрытую лестью речь купцов и купчих.

Почему же эта пьеса — комедия? «Свои люди – сочтёмся» предназначены для постановки на театральной сцене. Автор использует юмористичный подход для изобличения людских и общественных пороков. Повествование насыщено огромным количеством комических ситуаций и элементов. Например, юрист в самых важных моментах беседы всегда просит выпить, сваха меняет свое мнение каждые 5 минут, а Липа хвалится своими манерами при полном отсутствии оных.

Смысл названия

Название этой комедии «Свои люди – сочтёмся» напрямую произносится в самой пьесе и кратко характеризует общественную ситуацию с царящими в обществе кумовством, коррупцией и клановостью, что и было показано в пьесе.

Однако в сочетании с сюжетом пьесы название приобретает ещё и ироничное значение, ведь итог пьесы прямо противоречит названию. Свои люди на деле оказались более жестокими и жадными, чем чужие. Родная дочь готова была сгноить отца в долговой тюрьме, а зять жалел его же денег на выплату долга. Счеты со старым купцом оказались не в его пользу: в ответ на опеку и щедрые дары дочь и зять обманули и обокрали его.

Композиция и конфликт

Пьеса «Свои люди – сочтёмся» имеет классическую композицию и состоит из четырёх действий.

В основе повествования лежит конфликт порочного человека с обществом и самой судьбой, его борьба заведомо обречена на поражение. Ещё одной особенностью представленного конфликта является его моральная серость и неоднозначность, мы не можем точно определить положительных и отрицательных героев, они обладают как достоинствами, так и недостатками.

Суть: о чём?

Богатый московский купец Самсон Большов решается на аферу, чтобы избавить себя от многочисленных долгов – объявить себя банкротом, временно передав всё своё состояние доверенному человеку.

В сообщники Большов выбирает своего приказчика и давнего друга семьи Большовых Лазаря Подхалюзина и посвящает его в свой план. Подхалюзин демонстрирует полную лояльность, но на деле решает обмануть своего благодетеля и присвоить себе всё его богатство. Подхалюзин начинает плести интриги, переманивая на свою сторону стряпчего Рисположенского, который тоже помогает Большову в его афере, а также сваху Наумовну, чтобы та расстроила помолвку дочери Большова – Олимпиады, в которую влюблён Лазарь.

План Лазаря приходит в движение. Помолвка Олимпиады с дворянином расстраивается, и Большов объявляет Подхалюзина её новым женихом. Олимпиада устраивает скандал, но Лазарь рассказывает ей о том, что весь бизнес её отца уже принадлежит ему. Он соблазняет девушку, суля ей большой дом и роскошные платья, и та соглашается на свадьбу.

Проходит некоторое время, Лазарь и Олимпиада поженились, они живут в роскошном особняке. Подхалюзин на вершине своего успеха, Самсон Большов отправлен в долговую тюрьму, а Рисположенский и Наумовна обмануты и выгнаны вон. Внезапно появляется сам Большов, который просит Лазаря и Олимпиаду помочь ему расплатиться с долгами. Ни Лазарь, который был обязан Большову всем, ни родная дочь не проявляют к Самсону Силычу ни капли сочувствия и гонят его прочь. Подхалюзин, однако же, оказывается не совсем гнилым человеком и всё-таки едет договариваться с кредиторами, не забыв одеть свой самый негодный сюртук, чтобы сбить цену.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика героев в пьесе «Свои люди – сочтёмся» обозначены в таблице от Многомудрого Литрекона. Образы героев интересны своей неоднозначностью: каждый из них имеет свои плохие и хорошие стороны.

Самсон Силыч Большовсостоятельный московский купец. Грубый, пьющий и жадный человек, который готов любыми средствами увеличивать своё состояние. Держит в железном кулаке всех окружающих, равнодушен к жене и дочери. Делит людей на «чужих», которых готов цинично обманывать и эксплуатировать, и «своих», которым безгранично доверяет. Это доверие и приводит его к полному краху, когда среди «своих» оказывается предатель Подхалюзин.
Лазарь Елизарыч Подхалюзинмолодой приказчик на службе у Большова. Двуличный и подлый аферист. Перед теми, кто сильнее его, ведёт себя смиренно и почтительно, а перед теми, кто слабее, — высокомерно и нагло. В отличие от Самсона Силыча, всех людей относит к «чужим», а потому готов без зазрения совести обманывать и давить всех подряд. Однако в конце пьесы демонстрирует некую человечность, отправляясь торговаться за Большова с кредиторами.
Олимпиада Самсоновна Большовадочь Самсона Силыча. Капризная, легкомысленная, худо образованная и недалёкая барышня. С презрением относится к своим купеческим корням, желая выйти замуж за дворянина и навсегда покинуть отчий дом родителей-тиранов. Однако поддаётся на увещевания Подхалюзина и выходит за него из-за денег. В финале оказывается ещё хуже Подхалюзина, демонстрируя полное равнодушие к страданиям отца и матери.
Аграфена Кондратьевна Большоважена Самсона Силыча. Необразованная и грубая женщина, которая, однако, безумно любит дочь и всячески ей потакает. В финале теряет всё и оказывается в полной зависимости от Лазаря и своей жестокосердной дочери.

Тематика пьесы «Свои люди – сочтёмся» может быть описана подробнее и детальнее, если Вы нуждаетесь в этом материале. Для дополнения статьи напишите о необходимых изменениях в комментариях Многомудрому Литрекону.

Проблемы

Проблематика пьесы «Свои люди – сочтёмся» не менее обильна в развернутом виде, так что если в ее дополнении созрела необходимость, напишите об этом Многомудрому Литрекону.

Основная идея

Островский показал нам эпизод из жизни купеческой семьи. Через него мы погружаемся в жизнь людей, живших в Российской империи девятнадцатого века, наблюдаем их быт и нравы, царящие среди представителей купечества. Пьеса Островского исполняет обличительную роль, однозначно настраивая зрителя против показанного в ней порядка вещей. В этом и состоит смысл пьесы «Свои люди – сочтёмся»: автор осуждает пороки купеческого мира, где деньги ценятся выше всего на свете. Алчность торговцев разрушает их семьи и отнимает самое дорогое.

Главная мысль пьесы «Свои люди – сочтёмся» состоит в том, что действия «своих людей» отчасти закономерны в том обществе, где они живут и формируются. Большов своей грубостью сам настроил против себя молодых. Не считаясь с дочерью и не обращая на нее никакого внимания, он решает ее судьбу, лишь бы сохранить свои деньги. Их он всегда ценил выше семьи, поэтому отступничество Липы выглядит закономерно. Подхалюзина же он ни раз и не два ловил на воровстве, но не выгонял, а покровительствовал ему в темных делах. Мог ли он теперь винить их в чем-либо?

Чему учит?

Комедия «Свои люди – сочтёмся» заставляет задуматься о том, до чего может довести человека жадность. На примере Большова Островский показывает, что всё зло, которое совершает человек, обязательно возвращается к нему под видом кары, и что каким бы хитрым не был мошенник, всегда найдётся кто-нибудь более коварный.

Островский осуждает эгоизм и цинизм, призывает людей больше уделять времени семье, думать о высоком, относиться с любовью и добротой к окружающим, особенно к своей собственной семье. Такова мораль произведения «Свои люди – сочтёмся». Этот вывод писатель сделал, опираясь на собственный опыт жизни в купеческой среде, так что его нравственные уроки подкреплены вескими основаниями. Поучительность пьесы «Свои люди – сочтёмся» бесспорна.

Критика

Пьеса «Свои люди – сочтёмся» была зачитана Островским в узкому кругу других писателей и увлечённых литературой людей. Все присутствующие, среди которых был сам Николай Гоголь, встретили её с неприкрытым восторгом. В.А. Соллогуб писал:

«…ходил, как помешанный, на другой день после прочтения комедии Островского «Свои люди — сочтемся», прокричал об этой комедии во всех салонах и устроил у себя вечер для чтения ее…» (И. И. Панаев, воспоминания о Соллогубе, «Литературные воспоминания», 1861 г.)

Не менее восторженное мнение выразил С.В. Максимов. Характеристика пьесы «Свои люди – сочтёмся» из его уст выглядит так:

«Не только в среде университетских студентов всех четырех факультетов новая комедия произвела сильное впечатление, но вся Москва заговорила о пей, начиная с высших слоев до захолустного Замоскворечья. Не только в город ских трактирах нельзя было дождаться очереди, чтобы получить книжку «Москвитянина» рано утром и поздно Вечером, но и в отдаленном трактире Грабостова мы получили книжку довольно измызганною…»(этнограф, фольклорист С. В. Максимов, 1889 г.)

Особенности пьесы «Свои люди – сочтёмся» отметил знаменитый поэт Тарас Шевченко:

«Мне кажется, что для нашего времени и для нашего среднего полуграмотного сословия необходима сатира, только сатира умная, благородная. Такая, например, как «Жених» Федотова или «Свои люди — сочтемся» Островского и «Ревизор» Гоголя… Мне здесь года два тому назад говорил Н. Данилевский… что будто бы комедия Островского «Свои люди — сочтемся» запрещена на сцене по просьбе московского купечества. Если это правда, то сатира как нельзя более, достигла своей цели…»(дневник Т. Г. Шевченко, 26 июня 1857 г.)

Актуальность пьесы и ее место в русской литературе выразила современница писателя, Е.П. Ростопчина:

«Это наш русский «Тартюф», и он не уступит своему старшему брату в достоинстве правды, силы и энергии. Ура! у нас рождается своя театральная литература, и нынешний год был для нее благодатно плодовит».(писательница Е. П. Ростопчина — М. П. Погодину, 1849 г.)

Однако у императора Николая I было иное мнение. Лично ознакомившись с произведением, он запретил его постановку на сцене, а за Островским был установлен полицейский надзор.

Но даже спустя много лет даже такой великий русский писатель, как Л. Н. Толстой, отмечал гениальность пьесы и её создателя.

…слышится этот сильный протест против современного быта… Вся комедия — чудо… Островский не шутя гениальный драматический писатель…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *