О чем произведение рассказ танкиста
«Рассказ танкиста» анализ
Твардовский «Рассказ танкиста» анализ
Год написания — 1942
Жанр стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» – баллада
Тип лирики — патриотическая
Тема — дети и война
Идея — автор показывает, что дети наравне со взрослыми совершают подвиги, сами того не осознавая (патриотизм)
Изобразительно-художественные средства:
Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить. Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только рубаху пузырем.
Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни. После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо»! Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку с уважением и благодарностью.
Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.). Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика среди тысячи лиц.
Стихотворение начинается и заканчивается одинаково. Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.
«Рассказ танкиста» история создания
Стихотворение «Рассказ танкиста» было написано в 1942 году, со слов очевидца – одного из участников танкового боевого сражения. Однако создаётся впечатление, что поэт лично видел всё то, что происходила на пыльной улочке небольшого провинциального городка, который советские войска пытались отбить у фашистов.
Краткое содержание Твардовский Рассказ танкиста
В произведении «Рассказ танкиста» описываются события ожесточенного боя, который происходил в одном из множества городов Советского Союза охваченного войной.
Автор описывает подростка, как «бедовый, из тех, что главарями у детей», приписывает ему качества бесстрашного сорванца, по сути, ребенка, но с чертами взрослого бойца. Мальчик рассказывает танкисту о расположении вражеского орудия и вместе с экипажем выдвигается к месту установки противотанковой пушки. Причем благодаря сведениям юного разведчика, группа заходит с тыла, и буквально сметает немецкий расчет, вколачивая его в землю. На этом бой стихает и войска, после небольшого отдыха, продвигаются дальше.
Но особо выделяются в стихотворении диалоги солдата и мальчишки. Танкист очень сожалеет, о том, что не успел узнать имя их своевременного помощника. Ведь без его информации, неизвестно сколькими жизнями, стоила бы победа в том бою. В их последней встрече главный герой лишь успевает поблагодарить фразой: «Спасибо, хлопец!» и пожать руку их спасителю. Данной стихотворение посвящается всем безымянным детям войны, которые наравне с солдатами, вносили свой вклад, нередко ценой собственной жизни, в освобождение Родины.
Стихотворение «Рассказ танкиста» А.Т. Тарковский написал в далеком 1942 году. Он служил военкором и соответственно был участником трагических событий тех лет. Поэтому его творчество буквально пропитано болью, борьбой, стремлением к победе, всеми эмоциями, присущими людям военного времени. Его очерки настолько реально передают атмосферу боя, обстановку, пейзажи войны, что читатель становится невольным свидетелем той кровавой мясорубки, через которую прошел русский народ.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Твардовский. Все произведения
Рассказ танкиста. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Уже двое суток морской военный клипер находился в штормовой погоде в Индийском океане. «Жемчуг» находился в опасной близости к враждебным берегам Северной Африки. Корабль бросало со стороны в сторону как щепку. Моряки боялись, что они все погибнут.
Во время войны судьбы людей и деревьев чем-то похожи. Вот участок леса, исполосованный снарядами и усыпанный срезанными осколками стволов сосен, среди которых лежали изорванные в клочья трупы немецких солдат.
Печальная повесть доктора Ватсона начинается с того, что поздним весенним вечером Шерлок Холмс появляется на пороге дома Ватсонов. Он бледен, худ и немного поранен. Ватсон не видел друга довольно
На зиму Аким нанялся работать охотником-промысловиком на реке Эндэ. Когда он пришел к месту зимовья, то обнаружил внутри охотничьего домика девушку Элю из Москвы. Выяснилось, что она хотела присоединиться
Анализ стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста»
Александр Трифонович Твардовский был выдающимся журналистом. Он также писал очень реалистичные произведения, без прикрас отображая жизнь такой, как она есть на самом деле. В годы Второй мировой войны он был на фронте в качестве корреспондента. Эта деятельность нашла отражение в его творчестве. Анализ стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста» будет полезен ученикам 5 классов при подготовке к уроку литературы, а также при составлении презентации по произведению или для написания сочинения.
История создания
Александр Трифонович увлекался написанием стихов с ранних лет, но основной сферой его деятельности была журналистика. Даже на фронт поэт ушел в 1939 году как военный корреспондент газеты «На страже Родины». Вернуться домой ему удалось только весной 1946 года. За семь лет службы Твардовский успел объездить не только всю Россию, но и европейские страны, пережить множество трудностей и испытаний судьбы. Он сумел написать сотни очерков и сводок.
За работой Александр не забывал и о своем хобби — поэзии. Война нашла отражение в его творчестве. Наряду с другими поэтами, прошедшими через войну, такими как Симонов и Асадов, Твардовский стал писать произведения, которые буквально стали словесными иллюстрациями к тому времени. Однако стихи Александра Трифоновича выделялись среди прочих тем, что они были похожи на публицистические очерки. Это свойство позволяло читателю чувствовать себя свидетелем событий, о которых идет речь в изложении.
«Рассказ танкиста» Александр Твардовский написал на войне в 1942 году. Сюжет произведения был основан на реальном происшествии. Но произошло это не с поэтом, он лишь услышал историю от одного солдата, с которым все и приключилось.
Несмотря на это, создается ощущение, что он лично видел все, о чем рассказывает его стих. Александр старался очень точно передавать все услышанное или увиденное в своем творчестве.
Основная тема
Ключевая тема произведения — героический поступок мальчишки, который сумел помочь танкистам уничтожить пушку врагов.
Поэт рассказывает, что война — это такой период, когда весь народ объединяется, чтобы защитить свою землю. И в этом желании нет преград ни возрастных, ни каких-либо еще. Каждый может оказаться полезным, и в любое время есть место для храбрости.
Твардовский специально акцентирует внимание на том, что этот мальчишка — не единичный случай. По всей стране, в больших городах и маленьких селах проживало немало детей его возраста. И многие из них старались всеми силами помочь старшим прогнать фашистов.
Да, их подвиги были лишь каплей в море в масштабах войны, но не следует преуменьшать их вклад в победу. В этом заключается главная идея произведения Александра Трифоновича.
Композиция и жанр
Произведение Твардовского по жанру относится к балладе, ведь ему присущи все характерные черты: лиризм, сюжет эпического характера, наличие интриги.
Размер стихотворения — ямб, рифмовка — перекрестная.
Произведение включает в себя девять катренов. В них монолог и раздумья лирического героя сменяются его беседой с мальчишкой. Такая структура позволяет полноценно раскрыть образы персонажей. Композиция стихотворения состоит из таких частей:
У стихотворения композиция кольцевого типа, так как начало и конец похожи. За счет этого приема Твардовский заостряет внимание на всей сложности военного пути, он говорит, что победа обязательно наступит, пусть и не в скором времени.
Сюжет стихотворения
Краткое содержание «Рассказа танкиста» будет полезно для понимания смысла стихотворения и его особенностей. Произведение Александра Трифоновича начинается с сожаления автора о том, что он так и не сумел узнать имени мальчишки, о котором пойдет речь в повествовании. В центре сюжета подвиг мальчика 10−12 лет, он был из тех, кого обычно называют «бедовыми». Такие, как он, явно заводилы в компании, участники уличных драк, но в то же время они верно помогают русским солдатам.
Один из таких мальчишек подошел к танкистам во время боя, чтобы рассказать, где стоит огневая позиция противника. Солдаты не могли ее найти и уничтожить, из-за этого у них был трудный бой. А это было необходимо, так как из-за огня они не могли пробраться в центр города. Лирический герой произведения описывает ребенка так: «Стоит парнишка — мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем». Он предложил им помощь.
Солдатам не оставалось ничего, кроме как взять смельчака к себе в экипаж и по его наставлениям зайти в тыл врага. В результате, как вспоминал лирический герой, они вмяли ту самую пушку в рыхлую землю. После этого танкисты поблагодарили мальчугана и пожали ему руку, словно взрослому самостоятельному мужчине. Однако никто из них не догадался спросить его имени. Солдаты понимали, что таких смельчаков хватает в каждом поселке, и они стараются так же, как и взрослые защищать свою Родину. Именно этим детям, которые принимали участие в войне, отнюдь не детском деле, Твардовский посвящает свое стихотворение.
Главный герой стиха так и остался неизвестным, но он стал олицетворением юношеской смелости.
Художественные приемы
В стихотворении автор не задействовал большое количество средств выразительности. Это объясняется его жанром и содержанием. Несмотря на это, Твардовскому удалось сделать произведение ярким и глубоким. В стихе использовались:
В школьные годы дети изучают немало произведений о войне. По школьной программе ученикам дают читать стихи К. Симонова, А. Ахматовой, А. Дементьева и многих других. Однако стихотворение «Рассказ танкиста» выделяется среди всех прочих, поскольку оно посвящается всем безымянным детям, рисковавшим жизнью в годы Великой Отечественной войны.
И пускай часто их подвиги были незаметны в масштабах целого государства, но и война — совсем недетское дело.
Анализ стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста»
Суть произведения
Главный герой рассказа остался неизвестным, он олицетворял множество военных историй. Сюжет стихотворения заключается в небольшом эпизоде, повествующем о том, как советские солдаты взяли поселок. Начало произведения вносит интригу в повествование. Герой описывает свои мысли и сожаления о том, что не познакомился с мальчиком. Он коротко описывает внешность парнишки и сравнивает его со многими детьми, детство которых было испорчено войной. Также здесь упоминается страшный и трудный бой, в котором нужно идти до конца.
В стихотворении Александра Твардовского «Рассказ танкиста» рассказывается о подвиге мальчишки. Суть заключалась в том, что во время нападения танковая группа не могла добраться до центра города из-за атаки противника. Ребенок смог узнать позицию пушки врага и сообщил об этом танкистам. Этим самым он помог уничтожить три танка противников. Уставший солдат произнес только слова «Спасибо, хлопец!» и пожал маленькую ручку.
В конце изложения можно понять, что композиция замыкается. Среди многих боев, которые были на счету у танкиста, он не мог забыть только один. Герой очень хотел встретить того мальчика, он узнал бы его сразу. Танкист очень сожалел, что не спросил, как звали этого ребенка.
«Рассказ танкиста» можно считать посвящением для всех детей, которые в военное время рисковали жизнью ради победы над врагом.
Раскрытие темы
Александр Твардовский провел 7 лет жизни на войнах и презентовал свои очерки в газете «На страже Родины». Основа его стихотворения — это рассказ очевидца о героическом поступке. В произведении два лирических героя:
Краткое содержание произведения учит ценить свою жизнь, а также указывает, что возраст не имеет значения. Даже ребенок может проявлять силу духа, отвагу и любовь к Родине.
В стихотворении автор использует множество эпитетов: «был трудный бой, все нынче как спросонку», «рыхлый, жирный чернозем», «рубашонка пузырем». Использование таких выражений придает произведению стихотворную простоту и непосредственность. Кроме того, здесь используются монологи и диалоги, что помогает лучше передать всю суть.
«Рассказ танкиста» считается литературным произведением, которое прославляет подвиги маленьких детей. Главной особенностью стихотворения является то, что при его прочтении не чувствуется трагический пафос, так как его затмевают героизм и смелость мальчика.
Тип композиции
Стих Твардовского имеет одинаковые начало и концовку. Такой стиль написания является кольцевым. Презентация произведения имеет несколько важных элементов, например:
Благодаря этому автор пытается передать всю сложность пройденного пути.
«Рассказ танкиста» состоит из десяти четверостиший. В них заключаются разговоры и описание. Такой прием помогает лучше раскрыть образы героев стихотворения.
Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» Твардовского
Всего получено оценок: 114.
Всего получено оценок: 114.
Будучи, в первую очередь, журналистом, Александр Трифонович Твардовский писал замечательные стихи, в которых с правдивой точностью отражались реалии жизни. К таким произведениям относится и «Рассказ танкиста» – стихотворение, написанное Твардовским со слов очевидца. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Рассказ танкиста» по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку литературы.
Краткий анализ
История создания – Стихотворение написано в 1942 году на основе реальных событий.
Тема стихотворения – Дети и война.
Композиция – Кольцевая композиция.
Жанр – Баллада.
Стихотворный размер – Ямб с перекрёстной рифмой.
Метафоры – «а он гвоздит», «душила гарь и копоть».
Эпитеты – «трудный», «недозрелые».
Сравнения – «все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем».
История создания
Александр Трифонович был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. Этот период жизни наложил большой отпечаток не только на личность писателя, но и на всё его творчество.
Стихотворения Твардовского во многом схожи с публицистическими очерками, что позволяет читателю почувствовать себя свидетелем описываемых событий.
В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.
Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.
Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.
Композиция
Стихотворение «Рассказ танкиста» имеет одинаковое начало и конец, что указывает на кольцевой тип композиции. Благодаря подобному приему автор подчеркивает трудность военного пути, предрекает обязательную, пусть и не скорую победу.
Произведение состоит из десяти четверостиший, в которых монолог лирического героя чередуется с его диалогом с мальчиком, что в полной мере раскрывает образы персонажей.
Твардовский назвал данный стих рассказом, и признаки рассказа также есть в произведении. К основным элементам композиции рассказа относятся:
Произведение написано в жанре баллады, поскольку обладает всеми характерными чертами: лиризмом, сюжетом эпического характера, интригой.
Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрёстной рифмой.
Средства выразительности
Произведение не изобилует разнообразными художественными средствами, что объясняется его содержанием. Тем не менее, автору удалось с их помощью придать стихотворению глубину и выразительность.
В произведении встречаются эпитеты (« трудный », « недозрелые »), метафоры (« а он гвоздит », « душила гарь и копоть »), сравнения (« всё нынче как спросонку », « рубашонка пузырем »).