О чем произведение пожар распутин
«Пожар» В. Г. Распутин Кратко
Валентин Григорьевич Распутин
Повесть «Пожар» Краткое содержание
«Пожар» – одно из ключевых произведений 20 века. Повесть, написанная в 1985 году, отличалась остротой и современностью проблемы того времени, но проблема актуальна и сейчас. Произведение заставляет задуматься, для чего мы живем?
Очень краткий пересказ повести «Пожар»
Иван Петрович Егоров приходит с работы. Его встречает жена — Алёна. Они слышат крики о пожаре на ОРСовских складах. Вместе бегут его тушить. Там встречают множество персонажей: Михаила Хампо, Сашу Девятого, Валю, Семёна Кольцова, Афоню Бронникова, Бориса Тимофеевича Водникова. Помимо этого, происходит знакомство читателя с антагонистами повести — архаровцами. Вместе они тушат пожар.
По ходу повести Иван Петрович постоянно говорит с разными людьми, а также окунается в философские размышления о сущности нынешней жизни. В это время архаровцы вместо тушения пожара растаскивают имущество и подключаются к работе только после того, как огонь подбирается к водке. Спасая алкоголь, они действуют слажено, передают по бутылке из рук в руки, попутно выпивая часть содержимого. Ближе к концу повести пьяные Архаровцы забивают Михаила Хампо, но тот смог задавить одного из них — Соню.
Повесть заканчивается описанием уходящего из деревни Ивана Петровича. Он чувствует в душе пустоту и одиночество, но шагалось ему легко и свободно, ведь он понимал, что наконец нашел свой путь.
Список персонажей повести «Пожар» и их характеристика
Главный герой повести «Пожар»:
Второстепенные герои повести «Пожар»:
Краткое содержание повести «Пожар» подробно по главам
Глава 1
Иван Петрович, уставший, возвращается домой. Он не понимает от чего ему так плохо, ведь на работе вроде не надрывался.
В комнату входит Алёна. Увидев мужа, она сначала забеспокоилась, но узнав, что Иван Петрович просто устал, пошла готовить ужин. И тут они услышали крики: “Пожар!”.
Глава 2
Посмотрев на ОРСовские склады, Иван Петрович огня не увидел, но слышимые отовсюду крики, заставили его выйти на более открытое место, где он и убедился — горит.
Ивана Петровича снова оглушили крики, что позволило ему опомнится от этого зрелища. Подумав, что нельзя идти с пустыми руками, он взял топор и багор, в спешке, забыл закрыть избу. Увидев, что огонь начал распространяться с огромной скоростью, он, забыв обо всём, побежал к складам.
Глава 3
Иван Петрович встречает Афоню Бронникова, чему очень рад, и своего знакомого – Семена Кольцова, которого считает надежным человеком. Афоня отправил их на край крыши, выходящий во двор. Здесь герой видит, как обычно сдержанный Семен Кольцов кричит, разрушая все доски вокруг, и сравнивает его с человеком, бросающимся в атаку.
Работа вместе пошла быстрее, огонь не перекинулся на ближайшие склады. Места, которые только начинали разгораться Афоня тушил своей телогрейкой. Это убеждает Ивана Петровича – Афоня, это свой парень из старой деревни, ведь когда другие боятся, он делает.
К складу подходит начальство во главе с Борисом Тимофеевичем Водниковым.
Глава 4
Иван Петрович рассуждает о временных поселках, построенных только для того, чтобы люди смогли находиться рядом со своей работой. Он подмечает, что если первые три – четыре года поселок действует так, как задумывалась, то после вырубки леса вблизи работы начинает идти вахтовым методом. Бригады будут уезжать на десятки километров, а после работы приезжать обратно. Одну неделю – работа, одну неделю – семья.
Глава 5
Иван Петрович пытается найти Бориса Тимофеевича. Но находит только огромную кучу обгоревших вещей. Вдруг он слышит голос своей жены. Алёна помогает и выносит коробки. Видя, с какой скоростью она делает это, Иван Петрович не узнает в ней своей жены, думая, что это какая-то баба.
Валя, работающая кладовщицей, не выдает ключи от склада, причитая о том, что его разворуют. Начальник участка отказался слушать её и приказал выломать двери. Услышав это Иван Петрович предложил поставить в ворота Мишу Хампо. Пока Мише объясняли что нужно делать, архаровцы уже выломали двери и вошли внутрь склада. Туда же побежал и Иван Петрович. В открытых дверях он встречается с Сашкой Девятым.
Глава 6
Иван Петрович рассуждает о своем прошлом. Из своей деревни – Егоровки, он выезжал только два раза. Первый – на войну, где был танкистом. Второй – когда перевозил свою избу в другую деревню.
Всю главу он рассуждает о обычном ходе жизни. О том, что все в его жизни как у всех. Иван Петрович приходит к выводу, что самое главное для человека – держаться правильного пути в нужном месте.
Глава 7
Заскочив в продовольственный склад Иван Петрович понял, что срывать двери нужно было раньше, так как все внутри полыхало. Повсюду стоял запах угара. Увидев изобилие продовольствий, главный герой понимает, что все запасы с трех леспромхозов были именно здесь.
Иван Петрович спасает продукты. Когда огонь начинает распространятся быстрее становится понятно, что нужно уходить. Размышляя о спасенных продуктах, главный герой понимает, что, спасая колбасу и рыбу, все забыли о масле. Подхватив один из кубов, он вынес и передал его кому-то, пожалев о том, что не взял верхонки, которые спасли бы его руки от ожогов.
Глава 8
Иван Петрович понимает, что склады были бы спасены, будь побольше порядка и имей они хотя бы одну пожарную машину.
Тут героя находит дядя Миша Хампо, который указывает рукой на архаровца, ворующего бутылки с водкой. Пока Иван Петрович бежит туда, вора уже повалил Борис Тимофеевич. Им был самый агрессивный и отпетый архаровец – Соня. Тот мог бы разбить голову Борису Тимофеевичу, но подоспевший Иван Петрович не дает ему это сделать.
Глава 9
Главный герой снова рассуждает о событиях, приведших к ухудшению жизни в Сосновке. Он приходит к выводу, что все изменилось с началом вырубки леса. Так как такая работа не требует души, то в Сосновку стало приходить все больше людей, работавших не ради идеи или чего-то большего, а только ради заработка. Постоянное ухудшение социальной обстановки и рост преступности привёл к тому, что сельчан, погибших в Сосновке, столько же, сколько погибло в войне, так посчитал директор школы – Юрий Андреевич.
Также в Сосновке не любят людей, считающих что работу нужно делать добросовестно. Оштрафовавшего леспромхоз Андрея Солодова ждала череда бед – сгорела баня и пропала кобыла. А вскоре изменили и смысл работы. Если раньше лес пытались сохранить, то теперь за невыполненный план по посадкам ничего не будет, а если провалишь план по вырубке – накажут.
Иван Петровича такая ситуация не устраивает – он живет в мире абсолютных ценностей.
Глава 10
Иван Петрович видит, как местные жители и архаровцы работают слаженно и организованно: они спасают бутылки водки, передавая их по цепочке и попутно распивая. Слыша крики Вали, он в одиночку выносит из горящего склада растительное масло. После Афоня тащит главного героя спасать муку.
Глава 11
Иван Петрович осознает, что мир и ценности вокруг меняются, а отбросить их у него не получается. Он все также живет по принципам и устоям. Заканчиваются размышления самым логичным на тот момент ответом – ничего не понять.
Глава 12
Спасать продовольствия становится все сложнее. Путь от склада до ворот уже не подходит. Поэтому Иван Петрович решает выломать забор. В этом ему помогает Сашка Девятый.
После он видит Алёну, которая стоит в ступоре. Подходя к ней, герой слышит, как она причитает про воровство. После они вместе смотрят как один из архаровцев снимает свою шубу и надевает только вынесенные вещи.
Глава 13
С Алёной они женаты уже тридцать два года. На тридцатилетие свадьбы они решили съездить к своим детям. Было у них трое детей – две дочери и сын техник. И если, посещая дочерей они встретились с рядом проблем: первая попала в больницу, а другая жила в доме на 9 этаже со сломанным лифтом, то увидев красивый поселок, в котором живет сын, Иван Петрович по-настоящему счастлив. Он впервые задумывается о переезде.
Глава 14
Алёна стала для Ивана Петровича незаменимой, она дополняет его личность и становится неотъемлемой её частью. У них в семье полное взаимопонимание и абсолютная поддержка друг друга, именно поэтому мнение Алёны по поводу переезда такое же, как и у Ивана Петровича: переезжать к сыну конечно надо, но не хочется.
Глава 15
Если в начале муку со склада спасало десять человек, то вскоре Иван Петрович замечает, что осталось их всего четверо. Борис Тимофеевич приводит пьяных архаровцев, а также Семёна Кольцова и Теплякова, на которых можно положиться. Огонь продолжает наступать и времени выносить мешки с мукой уже не остается.
Посреди двора вокруг спасённого добра прыгает дядя Миша Хампо. Несмотря на то, что он был парализован на одну руку с детства и говорил с трудом, его все любили. Работая почти бесплатно сторожем, он стал неким хранителем ценностей деревни. Но даже Мише пришлось смириться с воровством, когда оно утвердилось.
Глава 16
Для Ивана Петровича жизнь в Сосновке теряет смысл. Работать только ради заработка он не способен, а строить и создавать что-то вечно никто, кроме него, не хочет. Но что делать обычному человеку, когда все это смешалось? Что делать, если различать добро и зло уже не получается?
Глава 17
Когда огонь начал усиливаться, помогать Афоне и Ивану Петровичу стало все больше людей. Муку удалось спасти, несмотря на то, что все участники были пьяны. Валя-кладовщица плачет и кричит о том, что склады разворовали, а отвечать именно ей.
Архаровцы убивают Мишу Хампо колотушкой, тот в свою очередь успел задавить Соню.
Глава 18
Огонь затухает к наступлению утра. Осознавая, что комиссий теперь будет много, так как опустевшее пепелище уже оцеплено, Иван Петрович подходит к Афоне и спрашивает – “Что теперь делать?”. Афоня отвечает: “Жить будем”.
Глава 19
Уходящий в лес Иван Петрович ощущает пустоту в душе. Но также он ощущает легкость, с которой теперь идет, ведь впервые в жизни он понимает, что идет по правильному пути.
Кратко об истории создания произведения «Пожар»
Валентин Григорьевич Распутин задумал повесть как продолжение более раннего произведения – «Прощание с Матерой». Повесь создана на основе реальных событий, как говорил автор – “Взял все из личного опыта и жизни”, в том числе главного героя произведения – это сосед Распутина Иван Егорович Слободчиков и пожар, который произошёл в соседнем леспромхозе.
Анализ рассказа Распутина Пожар
Произведение построено на описании экстремальной ситуации, в которой обычные люди проявляют свои лучшие или худшие качества. В повести «Пожар» автор показал состояние общества в российской глубинке в послевоенные годы.
В поселке загорелись склады. На них хранилось большое количество продовольствия, в том числе дефицитных продуктов, таких как колбаса, икра, а также много водки. Вид продуктов, которые обычным людям доводилось потреблять далеко не каждый день, в сочетании с неразберихой был большим искушением, которое заставило многих разворовывать государственное имущество. Больше все в этом преуспели уголовные элементы, именуемые в повести архаровцами. Этим сюжетом Распутин желал показать, насколько тонка грань, отделяющая обычного законопослушного человека от преступника, непрочность моральных принципов у многих. Ведь и архаровцы, до пожара работали и вели обычный образ жизни, а в ходе пожара дело окончилось дракой с двумя трупами.
Писатель показал также разное отношение людей в сложной ситуации. В то время как главный герой Иван Петровичи некоторые другие, падая с ног от усталости, спасали государственное имущество, зная, что вряд ли получат за это что-либо существенное, а кладовщица Валя умоляла вытащить самое ценное, многие просто отлынивали.
Повествование постоянно прерывается лирическими размышлениями главного героя, через которые писатель высказывает свои собственные взгляды на происходящее.
Здесь звучит и экологическая тематика: жизнь стала разрушаться после того, как начали массово вырубать лес (действие происходит в леспромхозе). Возможность заработать на этом большие деньги привела в поселок так называемых архаровцев, ставящих во главу угла только свои личные интересы. Просто вырубая лес, человек становится разрушителем природы, он, в отличие от крестьянина, заботящегося о своем поле, ничего не дает природе взамен. Лирический герой приходит к выводу, что именно в таком потребительском отношении и причина того, что поселок не развивается, все убого и уныло вокруг.
Разговоре, произошедшем в конце произведения, главного героя с идеалистом Афоней Бронниковым, выражавших разные взгляды на происходящее, автор дает неутешительный прогноз на будущее. Если Афоня говорит, что надо жить дальше и воспитывать других своим примером, то Иван Петрович считает, что время уже упущено, все бесполезно, а он хочет уехать, так как очень устал.
Вариант 2
Повесть «Пожар», является нестандартным продолжением произведения «Прощания с Матерой». Которое было написано про жизнь обычных деревенских людей. Автор поминая, что повесть про «Матеру» существовать больше не может. Написал своеобразное интересное продолжение.
Повесть «Пожар» Григория Распутина стала рубежом в писательской карьере. Данную повесть автор издал в 1985 году.
Героями повести стали жители деревни из повести «Прощания с Матерой». Которые поселились в поселке Сосновка. Суть заключается, в том, что происходит пожар из-за которого пострадали склады с продуктами питания и всем самым необходимым для полноценного существования.
Произошедшее происшествие раскрывает облики людей, показывая их истенное лицо. Разделяя на два образа. Те жители которые старались потушить пожар и спасти продукты питания. И те, которые пользуются данным моментом и пытаются растащить все имущество и своровать как можно больше самого ценного.
Автор, таких людей называет «архаровцами». У которых нет главной цели в жизни. Такой, как семья, работа, дом.
Огонь с собой приносит своево рода очищение. И помогает многим героям преодолеть проблемы с разорением.
Поэтому люди начинают понимать, что нельзя отдать родную землю во власть «архаровцем». Ни читатель, ни жители поселка, и даже сам автор не понимает как будут развиваться события в деревне.
Распутин написал продолжение включившее в себя полное вхождение метафор и сравнений. К примеру когда описывает прекрасную природу весны, которая противостоит разрушительной силе «архаровцев» и так далее.
Заключение.
Григорий Распутин, в своем уникальном и интересном продолжении, описывает жизненные и волнующие ситуации. Издавал он свое произведение в момент перестройки в России. Призывал людей к общественным переменам к лучшему. Последующие его рассказы пронизаны пафосом и несогласием, уже нового «постперестроечного» и «посткоммунистического» времени.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Распутина Пожар
Популярные сегодня темы
Императорский Царскосельский лицей был основан 12 августа 1810 г., а первого марта 1811 года отец Пушкина подал заявление о допуске своего сына к вступительному экзамену. Экзамен был сдан 12 августа 1811
Помню, как мы ездили ночью на речку. Мужиков кроме деда было человек пять, добирались долго двумя машинами, уже в темноте на разбитой дороге наш УАЗик подбросило и я больно ударился плечом
В «Бесприданнице», лучшей психологической драме Александра Островского, один из героев носит фамилию Вожеватов. В ХIХ веке значение слова «вожеватый» было всем понятно. Обладатель такой фамилии должен был быть вежливым, приветливым и обходительным
Каждый человек в своей жизни слышал фразу о том, что он должен быть хорошим собеседником. Что он должен учиться правильно общаться, и поддерживать контакты с окружающими его людьми
С чего начинается Родина? Родина начинается с первого вздоха, с первого слова человека. С первой улыбки матери, с семьи, с уютного дома, с друзей. У каждого есть своя маленькая Родина, место, в которое всегда хочется вернуться
Валентин Распутин, «Пожар»: краткое содержание и анализ произведения
Краткое содержание «Пожара» Распутина должен знать каждый знаток отечественной литературы. Это одно из ключевых произведений автора. В нем остро ставятся проблемы современности. За счет этого роман вызвал большой интерес у читателей.
Место «Пожара» в творчестве Распутина
Краткое содержание «Пожара» Распутина дает полноценное представление о его творчество в 80-х годах. К тому времени он уже был хорошо известен, как автор повестей «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», культовой «Прощание с «Матерой».
Повесть «Пожар» он написал в 1985 году. На тот момент Распутин уже был признанным классиком отечественной так называемой деревенской прозы. Проблемы, которые он поднимал на страницах своих произведений, всегда находили живой отклик у читателей.
Сюжет повести
Краткое содержание «Пожара» Распутина начинается с описания событий, происходящих в марте месяце. Повествование при этом ведется от третьего лица. Оно наполнено большим количеством лирических отступлений, рассуждений, носящих публицистический характер.
В центре повествования водитель Иван Петрович. В завязке произведения он уставший возвращается с работы. Его встречает супруга Алена. Но тихому семейному вечеру не суждено сбыться в этот день. Они слышат крики: пожар.
Борьба с огнем
Чтобы решить, как бороться с огнем, собирается начальство. Руководитель участка Водников умелый и экспрессивный человек. Он сильно ругается на подчиненных, но на него можно положиться. Не меньше мужчин в спасении складов от огня помогает Алена, которая выносит какие-то вещи.
При этом отрицательными персонажами и повести, и краткого содержания «Пожара» Распутина является бригада архаровцев. Это наемные рабочие, которые не живут в этих местах, заинтересованы только в своем заработке.
Отряд архаровцев
Валентин Распутин в «Пожаре», краткое содержание которого представлено в этой статье, описывает суть отряда архаровцев. Они носители лагерных понятий. Поэтому, когда главный герой пытается броситься в огонь, его отговаривают, потому что относятся к работе только как к обязанности и не готовы рисковать жизнью ради общего дела.
Из-за присущей ему принципиальности они и не любят Ивана Петровича. У Распутина в «Пожаре», содержание которого стоит знать каждому любителю его творчества, они олицетворяют мрачную сторону надвигающегося прогресса.
История Ивана Петровича
При этом сам Иван Петрович простой и искренний человек. Он родился в деревеньке Егоровка. В Великую Отечественную войну был танкистом.
Главный герой самоотверженно забегает в один из продовольственных складов. При этом замечает, как много здесь припасов, хотя всем всегда рассказывали, что провианта не хватает. Тут герой в кратком содержании рассказа «Пожар» Распутина начинает рассуждать, когда жизнь пошла наперекос. Он приходит к выводу, что все изменилось, когда начали вырубать лес. Это тупая работа, которая разрушает и природу вокруг, и самого человека.
Из-за нее в Сосновку приходит все больше легкомысленных людей, которые гонятся только за легкими деньгами. При этом растет преступность на селе. С подозрением начинают относиться ко всем добросовестным и честным людям.
Главными для Ивана Петровича остаются абсолютные ценности, которые он готов активно отстаивать.
Антипод главного героя
У Распутина в «Пожаре» в очень кратком содержании обязательно нужно упомянуть про антипода главного героя. Это Афоня Бронников. Он считает, что главное жить честно и не воровать. Подавать своим примером урок всем вокруг.
Распутин и его главный герой с этим категорически не согласны. Они считают, что с примером все уже опоздали.
На пожаре все преображаются, когда огонь подбирается к водке. Архаровцы и местные жители спасают ее, выстраиваясь цепочкой и умудряясь по ходу распивать. Только Иван Петрович пытается спасти растительное масло. В душе главного героя разворачивается настоящая психологическая драма.
Ему никто не помогает. Он с женой в ужасе наблюдает, как грабят остатки промтоварного склада.
Жизнь в Сосновке
Спасая провиант со склада, Иван Петрович размышляет о своем будущем в Сосновке. По его мнению, вся предстоящая жизнь потихоньку теряет всякий смысл. Для него в работе главное не достаток, как для Афони, а некое творческое начало. Но после того, как вокруг рушатся нравственные основы, у него опускаются руки.
Развязка повести
Со временем огонь усиливается. Муку в основном спасают. Но при этом практически все участники сильно напиваются. Кладовщица жалуется, что склады сильно разграблены. И не так много сгорело, сколько разошлось по рукам. Иван Петрович в полном бессилии теряет сознания.
В финале повести Иван Петрович отправляется в весенний лес, там он ищет отдых и успокоение. Он чувствует, что природа вокруг просыпается. Он ждет, что именно она укажет ему путь, поможет заблудившемуся человеку.
Анализ повести Распутина
Многие исследователи отмечают, что Распутин в «Пожаре», анализ есть в этой статье, продолжает тему изучения жизни людей, ставших вынужденными переселенцами. Впервые он поднимает ее в повести «Прощание с Матерой». Это произведение, в каком-то роде, является его продолжением.
Персонажи этой повести переезжают из деревни в поселок городского типа. В нем они оказываются замкнутыми. Как в могиле живем, признается главный герой Иван Петрович.
Пожар позволяет автору и читателю наглядно увидеть, кто чего стоит. Помогает исследовать прошлое и настоящее героев произведения. Во время пожара люди выясняют, что в огне оказываются товары, которых они никогда не видели. И даже не подозревали, что они есть на их складах. Это дефицитные продукты питания, зарубежный трикотаж. Воспользовавшись неразберихой, некоторые начинают не спасать ценности из огня, а занимаются настоящим мародерством.
Социальная катастрофа
Одной из причин морального разложения общества является то, что в Сосновке никто не занят земледелием. Люди только заготавливают лес. То есть забирают у природы, ничего не предоставляя взамен. В поселке много приезжих, прибывших ненадолго на заработки. Поэтому он не развивается, выглядит неопрятно и неуютно. Повесть представляет собой психологию перерождения крестьянина-земледельца в иждивенца, который только уничтожает окружающую его природу.
Читателю передается острое беспокойство от того безжалостного уничтожения природы, которое происходит на страницах повести. Из-за большого объема работ, которые необходимо выполнить, требуется много рабочих рук. Поэтому набирают всех подряд, часто кого попало.
В Сосновке перемешиваются социальные слои. Слаженное общество распадается на глазах. Всего за два десятилетия в поселке меняется понятие нравственности. Приемлемым становится то, что раньше было не положено и не принято.
Он пытается помешать архаровцам установить власть, но они ему мстят, прокалывая шины у автомобиля. Постоянно делают мелкие пакости. То песок в карбюратор засыпят, то повредят тормозные шланги у прицепа, то балку, которая чуть не убивает главного героя.
В конце концов, Иван Петрович с супругой решают уезжать. Они хотят направиться на Дальний Восток. Там живет один из их сыновей. Но и тут главный герой не может покинуть Сосновку. Его начинает укорять Афоня, спрашивая, кто же останется, если уедут такие, как они. Иван Петрович не решается на этот шаг.
При этом стоит отметить, что в повести достаточно положительных персонажей. Это и супруга главного героя Алена, и старый дядя Хампо, и противоречивый начальник участка Борис Тимофеевич Водников.
Ключевым для понимания сути произведения остается символическое описание природы. Если в самом начале повести, когда на дворе март, она будто в оцепенении. То к концу произведения затихает перед грядущим расцветом. Шагая по весенней земле, Иван Петрович ожидает, что она выведет его на верный путь.
Пожар
Повествование от третьего лица. Много общих замечаний, рассуждений публицистического характера. Повествование также прерывается воспоминаниями.
Март месяц. Иван Петрович — водитель. Он только что вернулся с работы, устал. Его встречает жена Алёна. Вдруг он слышит, что люди кричат: пожар.
Горят ОРСовские склады. Иван Петрович суматошно думает, что взять с собой на тушение пожара. Берет с собой топор. «Русский человек и всегда-то умён был задним умом, и всегда-то устраивался он так, чтоб удобно было жить и пользоваться, а не как способней и легче уберечься и спастись. А тут, когда ставился посёлок наскоро, и тем более много не размышляли: спасаясь от воды, кто думает об огне?»
Горят обе части склада: и продовольственная, и промышленная. Иван Петрович сразу приметил, что стихийную борьбу с огнём возглавили два надёжных человека: Афоня и Семен Кольцов. Распутин описывает огонь как живое существо, главное свойство которого — жадность, свирепость.
Посёлок этот построен леспромхозом. Его строили не для жизни, а на время, до следующего кочевья. Он никогда не станет обжитым. В нём нет деревьев, садов.
В посёлке не ведётся строительства социальных объектов, потому что ничего никому не нужно. Пока есть работа — дерево, но через 3-4 года его не останется, рабочие будут работать в вахтенном режиме. Другой работы нет, все поля были затоплены при строительстве гидроэлектростанции.
Появляется начальник участка Борис Тимофеич Водников. Он, хоть и ругается всегда со всеми, умеет руководить, и на него можно положиться.
Алёна помогает в тушении пожара не меньше мужчин: она спасает какие-то вещи.
Архаровцы — бригада оргнабора (наёмные неместные рабочие). Они являются отрицательными персонажами повести.
Валя-кладовщица не хочет открывать склад, потому что боится, что ей предъявят претензии, если имущество разворуют в панике. Борис Тимофеевич приказывает архаровцам ломать склад. Он ищет начальника ОРСа (склада), но вспоминает, что тот на очередном совещании. Иван Петрович советует поставить сторожа и старика Хампо, чтобы предотвратить мародёрство.
Сашка Девятый, один из архаровцев, говорит главному герою, останавливая его перед огнём: «Не сюда. Не сюда, гражданин законник. Сгоришь — кто нам будет права качать?!» В этом — все их взаимоотношения. Архаровцы — носители лагерных понятий, представители города, где каждый относится к работе как к обязанности, увильнуть от которой — достойное дело. Поэтому Ивана Петровича не любят за его принципиальность. Архаровцы у Распутина — выражение мрачных сторон цивилизации, прогресса.
Ивана Петрович жил в деревне Егоровка, и фамилия его — Егоров. Воевал танкистом. Люди начали покидать деревню уже после войны — о затоплении знали заранее. Но Иван Петрович остался, хотя и тяжело было смотреть на пустеющую деревню. Он не становится горожанином ещё и потому, что женится на Алене, болеет его мать. А брат Гошка, уехав в город, спился. В конце концов, пришлось ему переехать в новый посёлок — Сосновку (где и происходят события повести). Иван Петрович думает, что придётся переезжать и сейчас, хотя совсем не хочется.
Иван Петрович врывается в один из продовольственных складов. Обильные запасы продовольствия, постепенно разрушаемые хаосом паники и жаром, описаны угрожающе, враждебно. Иван Петрович ловит себя на усмешке: ведь еды во всех леспромхозах всегда не хватает, откуда же её столько здесь? «Плакали промтоварные склады, плакали японские кофточки и родные сковородки — разве столько в сравнении с вынесенным останется там, в этом пекле?! Но продовольственные склады, попустившись правым, ещё и теперь можно бы спасти, будь машина и будь побольше порядка. Но „пожарку“, единственную на весь леспромхоз, ещё года два назад разнесли на запчасти, она только числится на вооружении. »
Автор (или герой?) рассуждает о том, с какого момента жизнь пошла наперекос. Всё изменилось, когда начали рубить лес. Это работа, не требующая души, это разрушение не только леса, но и человека. Сосновка начиналась как нормальная деревня: была взаимопомощь, люди общались между собой. Но всё больше и больше стало приходить «лёгких» людей, которые не хотели обзаводиться хозяйством, а работали только ради отдыха, еды и выпивки. Если раньше пили, стесняясь этого, то сейчас появились целые «бригады» со своими лидерами. Ухудшается социальная обстановка, растёт преступность. Директор школы Юрий Андреевич посчитал: за войну погибло столько же сельчан, сколько погибло не своей смертью в молодой Сосновке.
В Сосновке не любят добросовестных людей. Лесничий Андрей Солодов однажды оштрафовал леспромхоз за слишком высокие пни, из-за чего сильно задержали зарплату. После этого у него сгорела баня и пропала лошадь. Аналогичное отношение к Ивану Петровичу. Он пытался доказать начальнику участка, что дело не в плане, а в людях, в природных ресурсах. Но у начальника — свои заботы и свои начальники. Поэтому ему приходится поить водкой рабочих за свой счёт, чтобы они делали план.
Иван Петрович живёт в мире абсолютных ценностей и готов отстаивать их активно. Но представлена и другая жизненная позиция. Афоня Бронников, тоже из Егоровки, тоже честный мужик, говорит: «Я так считаю: я работаю честно, живу честно, не ворую, не ловчу — и хватит. Наше дело — жить правильно, пример жизнью подавать, а не загонять палкой в свою отару. От палки толку не будет». Очевидно, Распутин с такой позицией не согласен. Устами Ивана Петровича он говорит: «Да ведь опоздали, опоздали с примером-то! Поздно!»
Когда огонь подобрался к водке, местные жители и архаровцы проявляют чудеса организованности: они передают бутылки по цепочке, спасая их и по ходу распивая. Иван Петрович в одиночку спасает растительное масло. Афоня тащит его спасать муку. Кто-то кричит, только проснувшись: «Гориииим!»
Распутин описывает психологическую драму в душе Ивана Петровича. Жизнь изменилась. Ценности героя перестали осознаваться обществом как абсолютные. Но он не может от них отказаться и не может понять современность.
Иван Петрович продолжает спасать муку и сахар. Он понимает, что спасти все не удастся, а помощников нет. Он начинает ломать забор. И тут ему на помощь приходит, как ни странно, Сашка Девятый.
Иван Петрович наталкивается на Алёну. Они в ужасе наблюдают, как грабят остатки промтоварного склада.
С Алёной они живут 32 года. 2 года назад, на 30-летие свадьбы, они решили навестить детей, двух дочерей и сына. Одна дочь — учительница в каком-то посёлке. Вторая дочь — в Иркутске. Сын — лётчик, в посёлке Сырники под Хабаровском. Больше всего понравилось Ивану Петровичу у сына: сын следит за домом, выращивает яблоки, дружит с соседями, родственниками жены. Поэтому когда он предложил родителям переехать к нему, Иван Петрович согласился.
Сосновку уже не спасти. Всё началось с приезда последней бригады архаровцев год назад. Они очень сплочённые, настроены агрессивно. Иван Петрович пытался поставить их на место, но чуть не был убит (хотели подстроить несчастный случай).
Алёна работала в библиотеке. Иван Петрович сам не заметил когда, но жена стала неотъемлемой частью его собственной личности. Распутин идеализирует их отношения: полное взаимопонимание. И по вопросу отъезда у неё было то же самое мнение: уезжать надо, но как-то не охота.
Ивану Петровичу помогают таскать муку. Но вдруг помощники исчезают. Изредка появляются пьяные архаровцы, но они уже ни на что не способны. Работают Иван Петрович и Афоня, а также Пантелеев. Вскоре уже не остаётся времени отнести мешки подальше, бросают сразу у склада. У Ивана Петровича темнеет в глазах.
Дядя Миша Хампо парализован с детства. У него не работала рука, была нарушена речь. Но «чтобы понимать друг друга, много слов не надо. Много надо — чтобы не понимать». Хампо все любили. Он был трудолюбив. Жена давно умерла, жил один. Работал он всегда сторожем, почти бесплатно — Распутин вкладывает в это символический смысл: Хампо — хранитель ценностей. Когда воровство утвердилось, даже ему, самому совестливому, пришлось привыкать.
Жизнь Ивана Петровича в Сосновке теряет смысл. Он не может работать только для достатка. Работа для него — это творение чего-то вечного. Разрушены нравственные основы, всё смешалось: добро и зло. Однажды Афоня спросил Ивана Петровича, зачем тот уезжает. Иван Петрович ответил, что устал. Афоня сожалеет: кто же останется, как же Егоровка? Иван Петрович хотел ответить, что Егоровка — в каждом из нас. Но Афоня имел в виду всего лишь свою причудливую затею поставить памятник Егоровке на поверхности водохранилища.
Чем сильнее огонь, тем больше помощников. Муку удаётся спасти, хотя почти все участники перепились. Валя-ключница орёт про то, что много украдено, и ей отвечать. Иван Петрович уже теряет сознание, ему надо отдохнуть. В пьяном угаре архаровцы колотушкой убивают Хампо, но Хампо успевает задавить одного из них (Соню). Лежат два трупа.
Наступает утро. Теперь будет много комиссий, опустевшее пепелище оцеплено. Иван Петрович идёт к Афоне с вопросом: что теперь делать? Афоня говорит: жить будем. Иван Петрович соглашается.
Иван Петрович идёт в весенний лес, чтобы отдохнуть там и успокоиться. Он чувствует пробуждение земли и всей природы. И он ждёт, что земля укажет, куда идти ему, заблудившемуся человеку.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.