О чем произведение парадокс

Краткое содержание «Парадокс»

Всего получено оценок: 1109.

О произведении

Рассказ «Парадокс» Короленко был написан в 1894 году, буквально за один день. Он предлагает читателю задуматься о судьбе человека и его предназначении в жизни. К написанию этой книги писателя подтолкнула семейная трагедия: годом ранее умерла его дочь, и он так и не сумел оправиться после ее смерти.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Парадокс» по главам. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.

О чем произведение парадокс. Смотреть фото О чем произведение парадокс. Смотреть картинку О чем произведение парадокс. Картинка про О чем произведение парадокс. Фото О чем произведение парадокс

Место и время действия

События рассказа происходят на Украине, в доме, где живут мальчики, и в окрестностях, предположительно во второй половине XIX века.

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Мальчики, увидев узкое тело, лишенное даже намека на верхние конечности, были глубоко поражены. Между тем длинноусый мужчина по имени Матвей продолжал «рекламировать» своего подопечного, словно товар в базарный день. Он рассказал, что, несмотря на свои физические недостатки, его родственник «Ян Залуский — человек очень просвещенный» и в состоянии полностью себя обслуживать.

В качестве доказательства Залуский ловко снял сапог, захватил ногой картуз и снял с головы. Матвей обошел с этим картузом толпу и собрал немного мелочи. Калека пересчитал ногой монеты, поблагодарив доброго доктора Дудаера за щедрое подношение. Все удивились, откуда он узнал, что куривший неподалеку человек был доктором, на что Залуский ответил, будто знает «прошедшее, настоящее и будущее» каждого человека.

Кроме того, инвалид продемонстрировал и иные трюки: он крестился ногой, расчесывал волосы гребнем, вдевал нитку в иголку и даже послал служанке воздушный поцелуй. Самое же сильное впечатление он произвел, когда предложил всем желающим за дополнительную плату написать «для душевной пользы и утешения» поучительные афоризмы.

Глава 4

Мать мальчиков пригласила калеку и его родственника отобедать, после чего они поблагодарили хозяйку за угощение и отправились в обратный путь. Братья решили проследить за ними и увидели, как при виде старого нищего и маленькой девочки Залуский потребовал от Матвея дать им монету. Длинноусому было тяжело расставаться с деньгами, но он подчинился.

Заметив братьев, Залуский неприятно рассмеялся и сказал, что у него есть двое племянников – с руками и ногами, которых он кормит. Калека попросил мальчиков не забывать, что человек создан для счастья.

О чем произведение парадокс. Смотреть фото О чем произведение парадокс. Смотреть картинку О чем произведение парадокс. Картинка про О чем произведение парадокс. Фото О чем произведение парадокс

Заключение

В центре произведения лежат философские рассуждения Яна Залуского о смысле жизни. Стремление человека к частью и добру не зависит от его здоровья и финансового благополучия.

Краткий пересказ «Парадокса» будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Кратко «Парадокс» В. Г. Короленко

Очень краткий пересказ рассказа «Парадокс»

Братья любили подолгу сидеть на заборе, закинув самодельные удочки в старую бадью с водой. Они глядели в мутную воду и представляли, как поймают настоящую рыбу. Их фантазии прервал голос лакея Павла. Он посмеялся над очередной выдумкой ребят и велел им идти домой.

Возле крыльца своего дома братья увидели толпу народа. Все жильцы собрались на мощеном дворе вокруг телеги, в которой находился калека, лишенный рук с самого рождения. Рядом с телегой стоял высокий длинноусый человек, он объявил толпе, что перед ними – феномен, Ян Криштоф Залуский, он умеет делать ногами то, что обычно человек может выполнять только руками. Калека продемонстрировал, как с помощью ног он может вдеть нитку в иглу и даже перекреститься. Матвей, так звали длинноусого, снимал шляпу и народ подавал ему монеты, кто сколько мог.

В конце представления Ян Залуский пообещал написать афоризм любому желающему. Толпа стояла в смятении, и феномен остановил свой выбор на братьях. Он посвятил афоризм: «человек рожден для счастья, как птица для полета» старшему брату.

Матвей снова снял шляпу, чтобы собрать заслуженные деньги за представление. Мать братьев с благодарностью посмотрела на калеку, она подала больше всех. Их отец тоже бросил монету и сказал, что это скорее не афоризм, а парадокс. Из уст феномена эти слова действительно звучали как парадокс, калека менее всего был создан для счастья.

После обеда Матвей с феноменом ушли со двора, но ребятам хотелось еще раз увидеть необычного человека без рук. Ян Залуский заметил братьев, когда они выбежали к переулку. Он неприятно расхохотался над тем, что ребята пришли посмотреть на него бесплатно, но не стал их наказывать. Феномен хотел, чтобы ребята навсегда запомнили предназначение человека.

Всю ночь братья плохо спали: вскрикивали и плакали. Ребята в первый раз столкнулись с жизненным противоречием.

Главные герои и их характеристика:

Второстепенные герои и характеристика:

Краткое содержание рассказа «Парадокс» подробно по главам

Глава 1.

Братья сидели на заборе в тени большого тополя перед старой бадьей с водой. Они смастерили себе удочки из тополиных веток, опустили их в воду и представляли, как поймают живую рыбу.

Ребята играли в тихом и никому не нужном уголке двора, где никто не мешал им погружаться в свои детские фантазии.

Посреди уголка на куче мусора лежал старый кузов какого-то древнего экипажа. Этот кузов хранил в себе память о необычайных приключениях былых времен. Когда братьям надоедала реальная жизнь на больших дворах, они приходили в свое любимое место, и старый сломанный кузов превращался для них в роскошную золотую карету. Братья садились в воображаемую карету и представляли, как они останавливаются в одиноких гостиницах, сражаются со свирепыми разбойниками и спасают беззащитных женщин.

Ребята перестали интересоваться старым кузовом, когда младший брат придумал новую игру. Вот уже целую неделю любимым занятием братьев было сидеть на заборе, над бадьей, с опущенными в нее крючками.

Братья еще никогда не задумывались о предназначении человека в жизни.

Глава 2.

Однажды, в фантастический мир братьев, погрузившихся в созерцание зеленой воды, проник неприятный голос лакея Павла. Он велел ребятам идти домой, в свои комнаты. Братьям показалось странным, что за ними пришел Павел, его отправлял отец только изредка. Обычно мать отправляла за мальчишками служанку Килимку.

Павел был серьезным человеком. Своими трезвыми замечаниями он сломал не одну фантазию братьев. Так произошло и сейчас. Лакей удивленно взглянул на мальчишек и подумал, что они снова занимаются глупым делом. Он посмеялся над самодельными удочками и сказал, что удилище должно быть из орешника, а не из тополя, а крючок с зазубринами нужно привязывать на конский волос. У ребят же вместо настоящих крючков висели медные булавки на белой нитке.

Братья нехотя спустились с забора и пошли домой.

Глава 3.

На дворе стояло три дома. В каждом доме жила отдельная семья и несколько одиноких жильцов, снимавших комнаты, как, например, пан Уляницкий. Все жильцы столпились в мощеном дворе у крыльца квартиры, где жили братья.

Отец ребят сидел на верхних ступенях крыльца. Неподалеку от отца – военный доктор, полковник Дударов. Он, по своему обыкновению, молча, курил трубку. Его уважали за ум и бескорыстие. Здесь же была и мать, наверно ее недавно оторвали от важных дел по хозяйству.

Люди глядели на необычного человека с большой головой, маленьким туловищем и длинными ногами, как у паука. Этот феномен располагался в телеге, рядом с которой стоял его сопровождающий – высокий длинноусый человек. Пан Уляницкий подзывал братьев слащавым голосом, подойти ближе к незнакомцам.

Длинноусый сдернул с калеки, куртку и расстегнул ворот его рубахи, и всем открылись обнаженные плечи без рук. Сопровождающий объявил собравшемуся народу, что перед ними – Ян Криштоф Залуский, у него нет рук и не было от рождения. Несмотря на свое уродство, этот человек – просвещенный. Феномен продемонстрировал, как при помощи одной ноги он может стянуть сапог с другой. Лакей Павел громко рассмеялся над фокусами калеки.

Представление продолжалось. Феномен расчесал свою бороду, держа в ноге гребенку, и продемонстрировал, как он крестится ногой.

Длинноусый обратился за подаянием к народу. Ян Залуский поднял серебряную монету, которую бросил доктор и пообещал, что отдаст ее первому попавшемуся бедняку.

В конце представления феномен пообещал написать поучительный афоризм тому, кто пожелает. Ян Залуский оглядел народ в поисках желающего, и его взгляд остановился на братьях. Ребята испугались так, словно их заставили зайти в темную комнату, чтобы отучиться от суеверных страхов. На лице матери братьев отразилась тревога.

Феномен написал афоризм старшему брату и приказал длинноусому: «обойди!» Старший брат прочел вслух: «человек создан для счастья, как птица для полета». Матвей, так звали длинноусого, снова снял шляпу, чтобы собрать монеты за афоризм. Мать с благодарностью посмотрела на Яна Залуского и заплатила за представление больше всех. Последним кинул монету в шляпу отец. Он сказал, что фраза феномена больше похожа на парадокс, чем на афоризм. Ян Залуский согласился: это и афоризм, и парадокс вместе.

Глава 4.

После обеда братья выбежали на небольшой дворик за домами, чтобы еще раз взглянуть на безрукого карлика и стали свидетелями еще одного происшествия. Матвей тащил за собой телегу, в которой сидел феномен, а навстречу им шел бедный старик с восьмилетней девочкой. Ян Залуский остановил длинноусого, и велел пожертвовать нищему серебряную монету, которую дал доктор. Матвей хотел было поспорить со своим бедным родственником, но это было бесполезно, тогда он неохотно достал серебряную монету и кинул в шляпу старика.

Ян Залуский заметил недовольство на лице Матвея и сказал, они ничего не потеряли, отдав серебряную монету. Феномен обратил внимание на то, что счастье дано не каждому человеку: у него отсутствуют руки, а Матвею вместо головы поставили на плечи пустую тыкву.

Ян Залуский увидел ребят, стоявших за палисадником, и неприятно рассмеялся. Он пожурил мальчишек, но наказывать не стал. У него тоже есть племянники, настоящие, с руками, он кормит и секет их ногами. Феномен попросил братьев не забывать, что человек создан для счастья. Прежде чем, тележка скрылась из виду, Ян Залуский снова повернулся к ребятам и указал на большую птицу, парящую в небе.

Братья долго смотрели на большую, залитую солнцем птицу, а потом вернулись в свой излюбленный уголок. Только детская рыбалка больше не приносила им удовольствия.

Всю ночь братья беспокойно спали. Они впервые столкнулись с противоречием жизни.

Кратко об истории создания произведения

Произведение В.Г. Короленко «Парадокс» было написано в 1894 году. Это было тяжелое время для писателя: в 1893 году умерла его дочь. Короленко чувствовал себя подавленным и сломленным. Несмотря на то, что общее настроение рассказа довольно пессимистично, автор верит: предназначение каждого человека, даже того, кого несправедливо обидела судьба – быть счастливым.

В.Г. Короленко написал свой очерк на одном дыхании и опубликовал его в журнале «Русское богатство» №5.

Источник

В. Короленко: «Парадокс». Краткое содержание, художественный анализ произведения

История написания

Это произведение В. Короленко написал в течение одного дня. И, исходя из биографических сведений, можно сделать вывод, что день этот был не самым лучшим в жизни писателя. Незадолго до этого умерла его дочь. Короленко признавался своей сестре в одном из писем, что состояние его было ­­«изломанным и ничтожным».

Жизнь, по мнению писателя, являлась проявлением закона, главные категории которого – добро и зло. Счастье человечеству дано весьма неравномерно. Философской теме, над которой люди ломают голову много столетий, посвятил Короленко «Парадокс».

Краткое содержание

Главный герой рассказа – десятилетний мальчик из зажиточной семьи. Он вместе с братом частенько отдыхает в огромном прекрасном саду, предаваясь праздному времяпрепровождению, как и полагается, по словам автора, детям состоятельных родителей. Но однажды происходит случай, после которого их душевное равновесие нарушается. На сложный вопрос дает чрезвычайно простой ответ Короленко.

«Парадокс», краткое содержание которого можно сформулировать всего одной фразой: «Человек создан для счастья, как птица для полета», – это глубоко философское произведение.

Как-то раз к дому, в котором жили мальчики, подъехала довольно странная пара. Один был высок и долговяз. Другой обладал обликом, который у каждого из братьев остался в памяти на всю жизнь. У него была огромная голова, немощное тело и… отсутствовали руки. Цель прибытия этих господ была проста — попрошайничество. Именно этим они зарабатывали себе на пропитание. Но делали они это, следует сказать, весьма искусно.

О чем произведение парадокс. Смотреть фото О чем произведение парадокс. Смотреть картинку О чем произведение парадокс. Картинка про О чем произведение парадокс. Фото О чем произведение парадокс

Противоречивой природе счастья посвящен рассказ, созданный Короленко. «Парадокс», краткое содержание которого изложено в статье, повествует о встрече с человеком, для которого счастье, казалось бы, является состоянием недостижимым. Но именно он, а звали его Ян Криштоф Залуский, поведал мудрый афоризм, смысл которого заключался в том, что главное предназначение человека – быть счастливым.

Сюжет и композиция

Рассказ состоит из 4 частей. В первой части 10-летний герой и его 8-летний брат играют на заднем дворе. Они создают свой детский фантастический мир из окружающего мусора или вещей, не представляющих ценности для взрослых. В бадье с загнившей водой они надеются поймать настоящую рыбу удочками, сделанными понарошку. Куча мусора представляется им таинственной. Каждая вещь на свалке готова рассказать свою историю, как в сказках Андерсена. Главное увлечение последнего времени – рыбалка над бадьёй с загнившей водой, затмившая игру со старым экипажем.

Вторая часть – завязка. Лакей Павел зовёт мальчиков по просьбе пана «до покою». Эта игра слов (покой как успокоение и как интерьер помещичьего дома) подчёркивает столкновение двух миров – фантастического детского и реального взрослого. В таких столкновениях, которые случались неоднократно, всегда побеждал мир взрослых.

В третьей главе герои сталкиваются с феноменом – несчастным безруким от рождения калекой. На такое зрелище собрались посмотреть жители трёх выходящих на мощёный двор домов. Среди уважаемых людей были отец мальчиков, старый холостяк пан Уляницкий, военный доктор полковник Дударев. Там же была мать мальчиков и многочисленная прислуга.

Главным умением феномена было умение писать афоризмы, один из которых он написал для братьев. Это был афоризм «человек рождён для счастья, как птица для полёта», который отец мальчиков назвал парадоксом. Момент написания афоризма – кульминация рассказа.

В четвёртой главе дети становятся свидетелями того, как бедный калека, буквально выпрашивающий деньги у зрителей, отдаёт обещанную серебряную монету, поданную ему доктором, первому встречному нищему.

На прощанье калека говорит детям, что у него есть племянники, которых он кормит и сечёт ногами. Калека добывает пропитание не только себе, но и многочисленным родственникам-дармоедам. По-своему он счастлив, во всяком случае, успешнее многих своих родных.

В детские сердца и умы вонзается первое противоречие в жизни, не дающие больше наслаждаться детски фантазиями.

Феномен

Залуский и его сопровождающий зарабатывали деньги довольно артистичными представлениями. Сначала странный человек был представлен публике. Помощник называл его «феноменом». Далее следовала краткая история его жизни. И наконец на сцену выходил сам Залуский.

Человек без рук выделывал всяческие трюки: вдевал ногами нитку в иголку, принимал пищу и снимал куртку тем же способом. Но самой удивительной была его способность писать. Причем почерк его был совершенным, каллиграфическим. И именно в этой части повествования ввел философскую идею Короленко. Парадокс Залуского заключался в том, что он с помощью своего специфического метода написал мудрый афоризм о человеческом счастье.

Герои рассказа

Рассказчик вспоминает о событиях своего детства. Как это часто случалось в семьях помещиков, герой играет с младшим братом (а всего в семье 6 детей). Дети были предоставлены сами себе, уходили в мир собственных фантазий, когда им «приедались впечатления реальной жизни».

Когда феномен вызывает мальчиков к себе, чтобы написать им афоризм, они чувствуют себя так, будто они наказаны и должны войти в тёмную комнату. Столкновение с несчастным калекой знакомит мальчиков с жизненной мудростью и противоречиями.

Лакей Павел – реалист и прагматик, он поступает с фантастическим миром детства так, как поступает большинство взрослых – показывает его несостоятельность, «игрушечность», объясняя, как делаются настоящие удочки, колебля «в самих устоях» волшебный мир зелёной бадьи и пиная «золотую карету». Он единственный смеётся, глядя на инвалида. Его прагматизм граничит с жестокосердием.

Феномен, или чудо натуры, как называет его родственник Матвей, — шляхтич из Заславского повета Ян Криштоф Залуский. Рассказчик сравнивает феномена с пауком: тоненькие ноги, большая голова и маленькое, как у ребёнка, туловище. Чёрные глаза феномена внимательны.

Ян Залуский относится к своему уродству только как к средству зарабатывания денег. Он слишком часто заставляет своего помощника собирать деньги и цинично их пересчитывает. По словам Матвея, Ян знает прошлое, настоящее и будущее, а человека видит насквозь. Он с видимым усилием совершает обычные для здорового человека действия: встаёт на ноги, причёсывает ногами бороду, принимает ногами пищу, вдевает нитку в иголку и пересчитывает деньги. Он с трудом крестится ногой.

Этот поступок не восхищает окружающих, а вызывает у женщин истерику, воспринимается как надругательство над Богом.

Глаза калеки становятся всё более злыми: все его трюки унижают человеческое достоинство. Он оправдывается перед матерью мальчиков, что каждый зарабатывает как умеет. Это один из афоризмов, произнесённых калекой. Взгляд калеки смягчается только при общении с детьми.

Бедный калека гораздо гуманнее, чем многие здоровые люди. Он обещает отдать самую крупную монету первому встречному нищему и обещание своё сдерживает, чем вызывает возмущение Матвея.

Столкновение с калекой меняет всех присутствующих. Его появление вызывает у зрителей ужас, они молятся. При первом обходе Матвея подают в основном господа. Но провожатый калеки вынуждает подать каждого. Простые люди тяжело переживают «представление», по наблюдению рассказчика, «простые сердца менее чутки к кощунству».

По тому, как люди подают калеке, можно судить об их нравственном состоянии. Уляниций подаёт медные монеты с видимым неудовольствием и сожалением, а доктор среди прочих бросает и серебряную монету.

Долгоусый родственник-провожатый феномена, Матвей, ведёт себя так, будто ему досадно или он стыдится.

Странное представление

Безрукий маленький человек имел острый язык и чувство юмора. К тому же был не лишен определенного цинизма. Он всячески подшучивал над своей физической неполноценностью, но при этом не забывал напомнить, что достаточно умен, а потому требует денежного вознаграждения. Гвоздем его программы стал философский афоризм, который он попросил прочитать смущенного мальчика.

О чем произведение парадокс. Смотреть фото О чем произведение парадокс. Смотреть картинку О чем произведение парадокс. Картинка про О чем произведение парадокс. Фото О чем произведение парадокс

Образ необычного «счастливца» создал в этом произведении Короленко. Парадокс этого персонажа был в том, что, не обладая тем, что необходимо для нормального существования, он проповедовал философию счастья. И делал это довольно правдиво и убедительно.

Парадоксальный счастливец

Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.

Парадокс – это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс – это также калека, рассуждающий о счастье.

Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.

Парадокс — Короленко Владимир Галактионович

Короленко Владимир Галактионович

Подготовка текста и примечания: С.Л.КОРОЛЕНКО и Н.В.КОРОЛЕНКО-ЛЯХОВИЧ

Для чего собственно создан человек, об этом мы с братом получили некоторое понятие довольно рано. Мне, если не ошибаюсь, было лет десять, брату около восьми. Сведение это было преподано нам в виде краткого афоризма, или, по обстоятельствам, его сопровождавшим, скорее парадокса. Итак, кроме назначения жизни, мы одновременно обогатили свой лексикон этими двумя греческими словами.

Было это приблизительно около полудня знойного и тихого июньского дня. В глубоком молчании сидели мы с братом на заборе под тенью густого серебристого тополя и держали в руках удочки, крючки которых были опущены в огромную бадью с загнившей водой. О назначении жизни, в то время, мы не имели еще даже отдаленного понятия, и, вероятно, по этой причине, вот уже около недели любимым нашим занятием было — сидеть на заборе, над бадьей, с опущенными в нее крючками из простых медных булавок и ждать, что вот-вот, по особой к нам милости судьбы, в этой бадье и на эти удочки клюнет у нас «настоящая», живая рыба.

Правда, уголок двора, где помещалась эта волшебная бадья, и сам по себе, даже и без живой рыбы, представлял много привлекательного и заманчивого. Среди садов, огородов, сараев, двориков, домов и флигелей, составлявших совокупность близко известного нам места, этот уголок вырезался как-то так удобно, что никому и ни на что не был нужен; поэтому мы чувствовали себя полными его обладателями, и никто не нарушал здесь нашего одиночества.

Середину этого пространства, ограниченного с двух сторон палисадником и деревьями сада, а с двух других пустыми стенами сараев, оставлявшими узкий проход, занимала большая мусорная куча. Стоптанный лапоть, кем-то перекинутый через крышу сарая, изломанное топорище, побелевший кожаный башмак с отогнувшимся кверху каблуком и безличная масса каких-то истлевших предметов, потерявших уже всякую индивидуальность,- нашли в тихом углу вечный покой после более или менее бурной жизни за его пределами… На вершине мусорной кучи валялся старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа, каких давно уже не бывало в действительности, то есть в каретниках, на дворах и на улицах. Это был какой-то призрачный обломок минувших времен, попавший сюда, быть может, еще до постройки окружающих зданий и теперь лежавший на боку с приподнятой кверху осью, точно рука без кисти, которую калека показывает на паперти, чтобы разжалобить добрых людей. На единственной половинке единственной дверки сохранились еще остатки красок какого-то герба, и единственная рука, закованная в стальные нарамники и державшая меч, высовывалась непонятным образом из тусклого пятна, в котором чуть рисовалось подобие короны. Остальное все распалось, растрескалось, облупилось и облезло в такой степени, что уже не ставило воображению никаких прочных преград; вероятно, поэтому старый скелет легко принимал в наших глазах все формы, всю роскошь и все великолепие настоящей золотой кареты.

— Что ты это, ей-богу. Ведь это гостиница… Тогда я приостанавливал пальбу, выходил из кузова и извинялся перед гостеприимным трактирщиком в причиненном беспокойстве, между тем как кучер распрягал лошадей, поил их у бадьи, и мы предавались мирному, хотя и короткому отдыху в одинокой гостинице. Однако случаи подобных разногласий бывали тем реже, что я скоро отдавался полету чистой фантазии, не требовавшей от меня внешних проявлений. Должно быть, в щелях старого кузова засели с незапамятных времен,- выражаясь по-нынешнему,- какие-то флюиды старинных происшествий, которые и захватывали нас сразу в такой степени, что мы могли молча, почти не двигаясь и сохраняя созерцательный вид, просидеть на своих местах от утреннего чая до самого обеда. И в этот промежуток от завтрака и до обеда вмещались для нас целые недели путешествий, с остановками в одиноких гостиницах, с ночлегами в поле, с длинными просеками в черном лесу, с дальними огоньками, с угасающим закатом, с ночными грозами в горах, с утренней зарей в открытой степи, с нападениями свирепых бандитов и, наконец, с туманными женскими фигурами, еще ни разу не открывавшими лица из-под густого покрывала, которых мы, с неопределенным замиранием души, спасали из рук мучителей на радость или на горе в будущем…

Однако с тех пор как брату пришла оригинальная мысль вырезать кривые и узловатые ветки тополя, навязать на них белые нитки, навесить медные крючки и попробовать запустить удочки в таинственную глубину огромной бадьи, стоявшей в углу дворика, для нас на целую неделю померкли все прелести золотой кареты. Во-первых, мы садились оба, в самых удивительных позах, на верхней перекладине палисадника, углом охватывавшего бадью и у которого мы предварительно обломали верхушки балясин. Во-вторых, над нами качался серебристо-зеленый шатер тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами. В-третьих, от бадьи отделялся какой-то особенный запах, свойственный загнившей воде, в которой уже завелась своя особенная жизнь, в виде множества каких-то странных существ, вроде головастиков, только гораздо меньше… Как ни покажется это странно, но запах этот казался нам, в сущности, приятным и прибавлял, с своей стороны, нечто к прелестям этого угла над бадьей…

В то время как мы сидели по целым часам на заборе, вглядываясь в зеленоватую воду, из глубины бадьи то и дело подымались стайками эти странные существа, напоминавшие собой гибкие медные булавки, головки которых так тихо шевелили поверхность воды, между тем как хвостики извивались под ними, точно крошечные змейки. Это был целый особый мирок, под этою зеленою тенью, и, если сказать правду, в нас не было полной уверенности в том, что в один прекрасный миг поплавок нашей удочки не вздрогнет, не пойдет ко дну и что после этого который-нибудь из нас не вытащит на крючке серебристую, трепещущую живую рыбку. Разумеется, рассуждая трезво, мы не могли бы не придти к заключению, что событие это выходит за пределы возможного. Но мы вовсе не рассуждали трезво в те минуты, а просто сидели на заборе, над бадьей, под колыхавшимся и шептавшим зеленым шатром, в соседстве с чудесной каретой, среди зеленоватых теней, в атмосфере полусна и полусказки…

Но счастье не дано человеку…

Единственным взрослым человеком, который проникся к калеке состраданием, была мать мальчиков. После выступления она пригласила Залуского и его друга в дом поужинать. А после братья видели, как они удалялись, переговариваясь друг с другом. И их разговор так сильно заинтересовал детей, что они решили проследить за необычными артистами.

Напоминает философскую притчу рассказ, написанный Владимиром Короленко. «Парадокс», главные герои которого встретились в первый и последний раз, представляет собой историю о мудром страннике. Своим внезапным посещением он преподал детям важный урок в жизни.

О чем произведение парадокс. Смотреть фото О чем произведение парадокс. Смотреть картинку О чем произведение парадокс. Картинка про О чем произведение парадокс. Фото О чем произведение парадокс

Счастье – понятие относительное. Человек рожден для него, как птица для полета. Но позже в разговоре Залуского со своим сопровождающим мальчики услышали продолжение высказанной им фразы: «Но счастье, увы, дано не всем». И без этого дополнения к афоризму Залуского был бы не оконченным сюжет Короленко. Парадокс человеческой души заключается в том, что она тянется к гармонии и равновесию, но абсолютное счастье ей неведомо.

Однажды, когда мы сидели таким образом, погруженные в созерцание неподвижных поплавков, с глазами, прикованными к зеленой глубине бадьи, – из действительного мира, то есть со стороны нашего дома, проник в наш фантастический уголок неприятный и резкий голос лакея Павла. Он, очевидно, приближался к нам и кричал:

– Панычи, панычи, э-эй! Идить бо до покою!

«Идти до покою», – значило идти в комнаты, что нас на этот раз несколько озадачило. Во-первых, почему это просто «до покою», а не к обеду, который в этот день действительно должен был происходить ранее обыкновенного, так как отец не уезжал на службу. Во-вторых, почему зовет именно Павел, которого посылал только отец в экстренных случаях, – тогда как обыкновенно от имени матери звала нас служанка Килимка. В-третьих, все это было нам очень неприятно, как будто именно этот несвоевременный призыв должен вспугнуть волшебную рыбу, которая как раз в эту минуту, казалось, уже плывет в невидимой глубине к нашим удочкам. Наконец Павел и вообще был человек слишком трезвый, отчасти даже насмешливый, и его излишне серьезные замечания разрушили не одну нашу иллюзию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *