О чем произведение гончарова обломов
«Обломов» (И. Гончаров)
Цитата: «Всё знаю, всё понимаю — но силы и воли нет».
История создания
Роман «Обломов» восходит к ранней повести Гончарова «Лихая болесть». В ней описывается очень странная эпидемия: физически люди остаются здоровыми, но на них находит странная хандра. Заражённые этой болезнью предпочитают всё своё время направлять на мечтания и возведение воздушных замков.
Конечно, впоследствии этот замысел многократно перерабатывался, ведь Гончаров работал над «Обломовым» 9 лет.
Проблематика:
Смысл названия
Роман назван по фамилии главного героя — Ильи Ильича Обломова. Исследователи отмечают, что в самой фамилии таится ряд подсказок для интерпретации романа:
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: роман.
Жанровые особенности: уже в самом романе мы можем найти обобщённое понятие «обломовщина», которое позволяет типизировать главного героя и обозначить соответствующий тип в обществе.
Время и место действия: действие происходит в 1843 г. в Петербурге (в главе «Сон Обломова» действие переносится в деревню Обломовку).
Действующие лица
Краткое содержание
Часть 1
Илья Ильич Обломов живёт в Санкт-Петербурге на улице Гороховой. Жизнь его исполнена неги и лени: Илья Ильич только и делает, что лежит, предаваясь мечтаниям. В романе описывается один обычный день жизни Обломова: постель, халат, ленивая перебранка с Захаром. В этот день Илью Обломова посещает сразу несколько знакомых, предлагающих ему встать и заняться делом: весёлый франт Волков, скучный карьерист Судьбинский, модный писатель Пенкин. А Михей Тарантьев приходит с предложением решить все проблемы ленивого барина с Обломовкой, деревней, унаследованной им не так давно (сразу ясно, что Тарантьев аферист и хочет нажиться на этой работе, но лень Обломова пересиливает его разумность). Илья Ильич ждёт своего друга Штольца — уж этот-то поможет ему разобраться с делами и решить все вопросы с Обломовкой. Трудна для Ильи Ильича столичная жизнь: не влился он в среду — он предпочитает спать. Вот и сейчас Обломов засыпает. И сон ему снится счастливый: родная Обломовка, никаких забот и хлопот, одна сплошная благодать. Но появление Штольца заставляет Илью Ильича проснуться.
Часть 2
Андрей Штольц и Илья Обломов дружили с детства, так как были ровесниками и жили в соседних сёлах. Но по характеру, темпераменту и мировоззрению они были полными противоположностями: Обломов романтический, мечтательный, мягкий, Штольц практичный, живой, подвижный.
Штольц решает вытащить Обломова из привычной жизни и заставить действовать. И во многом его затея успешна. Андрей Штольц возит друга в гости к разным людям. Он побуждает Илью Ильича вставать по утрам, читать книжки и газеты. Обломов оживает и даже проникается романтическими чувствами к Ольге Ильинской, его новой знакомой. И эта любовь вполне взаимна: дело идёт к свадьбе.
Часть 3
Активная Ольга в какой-то момент смущает Обломова (Штольц в это время в городе отсутствует): Илья Ильич стушёвывается и потихоньку отступает. Он попадает под разлагающее влияние Тарантьева и, столкнувшись с жизненными проблемами вроде необходимости управлять имением, отступает. Обломов меняет квартиру. Новый дом очень напоминает ему родную Обломовку, а квартирная хозяйка Агафья Пшеницына, полная деловитая женщина, можно сказать, воплощает его мечту о сытости, спокойствии и всяческих приятностях. Встречи с Ольгой Ильинской становятся для Обломова нарушением гармонии. Свет наполнен слухами о том, что Обломов женится на Ильинской, но сам Илья Ильич возмущается: он ещё не созрел. Ольга оскорблена его поведением, она отворачивается от Обломова.
Часть 4
В течение года Обломов болеет. Агафья Пшеницына заправляет хозяйством и принимает решения вместо Ильи Ильича. Они живут как супруги, и жизнь их спокойна и размеренна. Ольга Ильинская выходит замуж за Андрея Штольца.
Спустя несколько лет Штольц навещает старого друга. Ничего не изменилось: Илья Ильич всё так же лежит, как Илья Муромец. Единственная просьба, с которой Обломов обращается к другу, — позаботиться о его сыне Андрее, которого родила Пшеницына.
Когда Обломов умирает от второго инсульта (что является вполне логичным следствием его лежачего образа жизни), его сына берут на воспитание Штольц и Ольга.
Экранизации
«Обломов» (СССР, 1965, в роли Обломова — Олег Басилашвили); «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (СССР, 1979, режиссёр Никита Михалков, в роли Обломова — Олег Табаков).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Что такое «обломовщина»?
Ответ. Представление о счастье как о безделии, стремление к такому образу жизни. Названо по фамилии Ильи Обломова, главного героя романа Ивана Гончарова «Обломов».
Назовите любимую одежду Обломова.
Ответ. Халат. Эта любимая одежда главного героя романа описывается так: «Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него». Халат Обломова стал в русской литературе метафорой лени и сибаритства.
С каким былинным богатырём сравнивается Илья Обломов?
Ответ. С Ильёй Муромцем. На это указывает и имя героя — Илья, и упомянутые в романе истории об Илье Муромце, которые маленький Обломов слыхал от няни. Напомним, что былинный Илья Муромец пролежал на печи тридцать лет и три года — а потом поднялся и стал совершать подвиги. Илья Обломов же, к сожалению, так и не смог заставить себя подняться.
«Обломов»: краткое содержание и анализ романа Гончарова
Иллюстрация к роману «Обломов»: Wikipedia / К. Н. Чичагов
Вершина творчества великого русского писателя Ивана Александровича Гончарова — роман «Обломов». Краткое содержание этого произведения вряд ли позволит оценить глубинный замысел автора. И все же ознакомиться с пересказом будет крайне полезно, особенно если уже прочли книгу «Обломов». Содержание поможет не только восстановить в памяти главные события романа, но и по-новому оценить персонажей и идеи писателя.
«Обломов»: краткое содержание
«Обломова» непременно стоит прочитать каждому. Но роман полностью не всем дастся легко, поэтому для начала рекомендую изучить его краткий пересказ. «Обломов» действительно не так прост для восприятия, как может показаться. Гончаров не высмеивает поведение своих персонажей и не рисует идеалы, к которым нужно стремиться, а дает читателю почву для размышлений.
Тех, кто знаком с романом, краткое содержание «Обломова» непременно натолкнет на новые мысли и выводы. Ведь такие реалистические произведения созданы, чтобы оценивать их через призму собственных знаний и жизненного опыта.
Но, прежде чем анализировать роман «Обломов», краткое содержание по главам поможет возобновить в памяти его основные события:
С первых страниц автор рассказывает читателю, кто такой Обломов. 32-летний Илья Ильич живет в Петербурге, отличается инертностью: ничем не занимается и не интересуется, не посещает мероприятий и не вникает в хозяйственные вопросы. Слуга Захар во всем брал пример с хозяина.
Илья Обломов пробовал включиться в столичную жизнь, но ему это быстро надоело. Лежа на диване, он грезил размеренной жизнью в родной Обломовке — без страстей и забот.
Обломову пытался помочь его земляк Михей Андреевич Тарантьев, но не по доброте душевной, а из корысти. Илья Ильич получил солидное наследство, к которому Тарантьев стремится пристроиться. Сам же Обломов возлагает надежды на друга детства — Андрея Штольца. Только его приезд и смог оторвать Обломова от сладких воспоминаний о детстве.
Андрей Штольц — ровесник и земляк Обломова, но полный его антипод. Он всегда в движении: выполняет общественные задания, воплощает новые проекты, читает и выходит в свет.
Штольц приводит Обломова в петербургский свет. Некогда ленивый Илья Ильич начинает читать и интересоваться тем, что происходит вокруг. Такие перемены случаются в том числе из-за пылкой влюбленности к Ольге Ильинской.
Но Ильи Ильича хватило ненадолго: не склонен он к инициативе и принятию решений. Ему пора перебираться в новую квартиру, и этот переезд дается ему с большим трудом.
Пока Штольц в отъезде, Тарантьев подсуетился и нанял Обломову квартиру в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Ее брат — Иван Матвеевич Мухояров, друг Тарантьева и не менее лукавый, чем он, — берет на себя дела Ильи Ильича, чтобы наживаться на нем.
Зато Агафья Матвеевна — добродушная и бесхитростная. Она ухаживает за Обломовым, вкусно ему готовит и следит за чистотой. Илья Ильич снова погружается в мирную атмосферу Обломовки. Единственное, что вырывает его из состояния покоя — встречи с Ольгой. Обломов уже не рад той волнительной влюбленности, а слухи о свадьбе его и вовсе пугают.
Ольга постепенно разочаровывается в своем возлюбленном. Она приходит к Илье Ильичу и убеждается: он не изменится. Все дела по имению в руках Мухоярова. А когда Агафья Матвеевна починила халат Обломова, который, как ему казалось, был безнадежен, он окончательно сдался и слег от горячки.
Через год после болезни жизнь Обломова стала размеренной и спокойной. Агафья Матвеевна, ухаживая за Ильей Ильичом, полюбила его. Когда вернулся Штольц и разоблачил махинации Мухоярова, она отреклась от брата.
У Ольги со временем появились чувства к Штольцу. На его предложение она ответила согласием.
Обломов нашел покой и счастье, которые так долго искал. Агафья Матвеевна родила ему сына Андрюшу. Через пять лет, когда Илья Ильич умер из-за ослабшего здоровья, домом стала управлять жена разорившегося Мухоярова, а Андрюшу взяли на воспитание Штольцы. Агафье Матвеевне оставалось жить памятью о любимом Обломове, вкладывая всю свою любовь в сына.
«Обломов»: анализ произведения
Тем, кто прочитал роман или хотя бы краткое содержание, Обломов мог показаться утрированно апатичным и безвольным человеком. На самом деле автор ничего не преувеличил, а лишь задокументировал распространенное явление той эпохи.
Однако термин «обломовщина», который появился после выхода романа, используется до сих пор. Это лучшее доказательство, что идеи Гончарова нисколько не утратили актуальность. В романе «Обломов» автор затронул проблемы личности и общества, которые можно проецировать и на нашу современность.
Чтобы лучше понять замысел романа «Обломов», кратко пройдусь по его особенностям:
Роман «Обломов» Гончаров написал в 1858 году. Но его первая часть «Сон Обломова» вышла еще за девять лет до этого — в 1849-м. Уже тогда у автора был готов план будущего романа, как рассказывал сам Гончаров. «Обломов» — вторые произведение романной трилогии: также в нее вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв».
Автор не зря так долго работал над романом. Как признавался сам Гончаров, он «писал свою жизнь и все, что к ней прирастало». Поэтому произведение стало одним из образцов реализма в литературе: в нем описаны жизнь и быт типичных персонажей того времени, затронуты важные вопросы эпохи.
Роман Гончарова «Обломов» состоит из четырех частей. Каждая раскрывает отдельный этап «развития» главного героя:
В «Обломове» Гончаров поднимает острые вопросы общества того времени и в то же время рассуждает на вечные темы — о счастье, любви и смысле жизни. С одной стороны, «Обломов» — социально-бытовой роман. Он повествует о конфликте человека и общества, русской ментальности и новых европейских ценностях. Автор изучает проблему «обломовщины» — образа жизни мещан, у которых нет целей и стремлений.
С другой стороны, «Обломов» — психологический роман. Автор плавно раскрывает мотивы каждого героя, заглядывает в их внутренний мир в поисках собственных ответов на вечные вопросы.
В центре внимания читателя — четверо персонажей, которые противопоставляются друг другу: Обломов и Агафья Пшеницына против Штольца и Ольги Ильинской. Первые стремятся к покою, уюту, больше заботятся о быте, олицетворяя устаревшие ценности. Зато Штольц и Ольга — носители новых идей: активные, целеустремленные и практичные.
Если Обломов все время оглядывается в прошлое, мечтает вернуться в детство, в Обломовку, то Штольц, наоборот, смотрит только вперед, видит смысл существования в упорном труде. Но Гончаров нарочно не делал никого из персонажей своим идеалом: он указал, что помнить прошлое так же важно, как и стремиться к развитию.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
«Обломов» очень краткое содержание
За 5 секунд
А вы сможете написать более краткое содержание? Пишите варианты в комментариях, за оригинальные варианты раздаём промокоды на бесплатное получение грамоты!
Очень кратко
Илья Ильич Обломов покидает родное поместье и устраивается в Москве. Однако светская жизнь утомляет его, и все время он проводит на диване в мечтах и бесплотных планах на жизнь.
После смерти родителей герой становится наследником большого поместья. Но управлять им он не может и не хочет в силу своей лени. Обломов надеется, что справиться с навалившимися проблемами поможет его лучший друг. Андрей Штольц обеспокоен состоянием своего товарища. Он пытается его встряхнуть, вернуть интерес к жизни. В результате Илья Ильич все чаще появляется в свете, где знакомится с Ольгой Ильинской. Между молодыми людьми вспыхивает чувство. Девушка пытается перевоспитать героя, сделать его более энергичным и решительным. Однако Обломов даже ради любви не готов поменять привычный образ жизни.
В результате влюбленные расстаются, и спустя время Илья Ильич женится на весьма посредственной даме Агафье Пшеницыной. Она окружает супруга заботой и уютом, рожает ему сына Андрея. Ольга Ильинская находит счастье в браке с Андреем Штольцем, у них рождаются дети.
Жизнь Обломова проходит, словно в тумане. Лень и чревоугодие дают о себе знать, и в возрасте сорока лет он умирает от инсульта. Супруги Штольц берут на воспитание его сына Андрюшу.
Анализ «Обломова» Гончарова
История создания
Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения – «Сон Обломова» увидела свет еще в 1849 году «Литературном сборнике», став знаковым элементом сюжетного и идейного построения романа. «Обломов» является одним из произведений романной трилогии Гончарова, куда также вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв». В книге автор затрагивает как многие остросоциальные для его эпохи вопросы – становления нового русского общества и противостояния исконно русской ментальности европейским началам, так и «вечные» проблемы смысла жизни, любви и человеческого счастья. Подробный анализ «Обломова» Гончарова позволит более подобно раскрыть идею автора и лучше понять гениальное произведение русской литературы 19 века.
Жанр и литературное направление
Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.
Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.
Композиция
Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги.
5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».
Система персонажей
Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью. Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности.
Мужские персонажи
Анализ Обломова и Штольца как зеркальных персонажей предполагает рассмотрение их в качестве героев разных временных проекций. Так, Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует. Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания. Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы.
Для Штольца же нет прошлого и настоящего, он направлен только на будущее. В отличие от Обломова, который осознает цель и итог своей жизни – достижение далекой «райской» Обломовки, Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд. Многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным, мастерски настроенным механизмом, лишенным внутренней духовности, которую он находит при общении с Обломовым. Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя. Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет. Возможно, именно по причине отсутствия точных ориентиров в конце романа Штольц сам попадает в «капканы обломовки» находя спокойствие в собственном поместье.
Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение. Только такая гармоничная личность, живущая в настоящем времени, соединившая в себе поэтичность и добродушие русской ментальности с активностью и трудолюбием европейской, достойна, по мнению автора, стать основой для нового российского общества. Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова.
Женские персонажи
Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.
Символика Обломовки
Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.
Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир. Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.
Проблематика
Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, общественные и философские вопросы, многие из которых не теряют свое актуальности и с наши дни. Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться. Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира.
Особое значение для понимания русской национальной ментальности имеет изображение в романе классических русских типажей – как на примере главных героев (помещика, предпринимателя, юной девушки-невесты, жены), так и второстепенных (слуг, жуликов, чиновников, писателей и др.), а также раскрытии русского национального характера в противопоставлении с европейской ментальностью на примере взаимодействия Обломова и Штольца.
Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге. Гончаров не изобразил всеохватывающей, истинной любви между героями – в каждом из случаев она основывалась на других, превалирующих чувствах – на мечтах и иллюзиях между Ольгой и Обломовым; на дружбе между Ольгой и Штольцем; на уважении со стороны Обломова и обожании со стороны Агафьи.
Тема и идея
В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.
Заключение
Гончаров в романе «Обломов» впервые ввел понятие «обломовщина», которое остается нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей. В произведении автор затрагивает ряд важных и актуальных в любую эпоху социальных и философских вопросов позволяющих современному читателю по-новому взглянуть на свою собственную жизнь.