О чем произведение бурмистр
«Бурмистр» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева
Очень краткое содержание для читательского дневника
Однажды рассказчику пришлось заночевать у соседа по именью, помещика Пеночкина. Утром рассказчик собрался ехать в Рябово на охоту, и Пеночкин поехал с ним, чтобы посетить свою деревню Шипиловку. О бурмистре этой деревни он отозвался как об умном человеке.
Бурмистр Софрон Яковлевич показал господам хозяйство, которое было в полном порядке. У сарая они увидели двух мужиков, стоящих на коленях, старого и молодого. Старик Антип пожаловался Пеночкину, что бурмистр забрал у него двух сыновей в рекруты без очереди и сейчас забирает последнего. Пеночкин посчитал эту жалобу бунтом, но вспомнив о присутствии рассказчика, пообещал разобраться.
Когда в Рябове рассказчик собирался на охоту с мужиком Анпадистом, то сказал ему об Антипе. Анпадист пожалел Антипа, так как за то, что пожаловался барину, его изобьёт староста, сын бурмистра, а сам Софрон разорит его окончательно. Оказывается, деревня только числится за Пеночкиным, а владеет ею бурмистр, на которого крестьяне работают, словно батраки.
Анализ произведения
Произведение отражает жестокость, с которой относились представители высшего сословия к крепостным крестьянам. Тургенев изобразил людей, отличающихся уровнем воспитания, но одинаковых в своём бездушии.
Интеллигентный Аркадий и грубый Софрон в душе мерзавцы, только один это скрывает, а второй действует открыто. Оба лицемеры: один подмигивает гостю, когда вставляет в речь деревенское словцо, а второй хочет угодить Пеночкину и при этом выглядеть барином перед крестьянами. Рассказ позволяет понять, что лицемерие присуще представителям всех высших классов.
Крестьяне находятся в безвыходном положении. Они настолько угнетены, что не имеют возможности побороться за свои права или хотя бы проявить недовольство. В таких обстоятельствах бурмистр наживается на простых людях и беззастенчиво обманывает Пеночкина, заботясь только о своём благополучии. Главное для управляющего — чтобы не было недоимок. Пока народ выкручивается, у Аркадия нет повода придраться.
Тургенев не даёт оценку происходящему, как и во многих других произведениях. Он позволяет читателю самому сделать выводы. Но есть важная деталь: автор выражает отношение к бурмистру словами героя: «мошенник беспардонный, пёс».
Если вдуматься, можно понять, что такова и авторская позиция. Но чтобы оставить читателям пищу для размышлений, рассказчик заканчивает повествование нейтральной фразой. Он пишет: «Мы отправились на охоту». Это своеобразное подведение итогов: ничего нельзя изменить, каждый и дальше будет заниматься своими делами.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Верстах в 15-ти от именья рассказчика было именье молодого помещика Аркадия Павловича Пеночкина, считавшегося одним из образованнейших дворян губернии. Пеночкин говорил о себе, что он строг, но справедлив, заботится о благе своих крестьян и для их же блага наказывает их. Гостей он принимал ласково, но рассказчик не очень охотно его посещал, и если бы не множество дичи в его поместье, то, наверно, с ним бы раззнакомился.
Однажды пришлось рассказчику переночевать в его доме. За завтраком Пеночкин был недоволен, что камердинер не подогрел вина, и распорядился его наказать.
Узнав, что рассказчик поедет в Рябово, Пеночкин поехал с ним, чтобы посетить свою деревню Шипиловку, которая находится в 5-ти верстах от Рябова. Сначала они заехали в Шипиловку. Встретил их староста (сын бурмистра) и сказал, что бурмистр в Перове, и за ним уже послали.
Помещики вошли в избу бурмистра, стоящую в стороне от других изб. Скоро приехал Софрон, бурмистр. От него попахивало вином. Докладывая Пеночкину о делах, он говорил льстиво и умильно.
Перед сном Пеночкин сказал рассказчику, что с тех пор, как Софрон стал бурмистром, крестьяне из Шипиловки оброк платят исправно, за ними нет ни гроша недоимок. Пеночкин был очень доволен тем, как он управляет крестьянами, называл его государственным человеком.
Утром Пеночкин показал рассказчику своё именье. Оно было в отличном состоянии, но лица шипиловских мужиков были унылы. Софрон сказал барину, что не мешало бы прикупить земли. Пеночкин согласился, чтобы он купил землю на имя Пеночкина.
Осмотрев хозяйство, помещики и бурмистр вернулись в деревню. Софрон повёл господ смотреть веялку, выписанную им из Москвы. Выходя из сарая, увидели они двух мужиков, стоящих на коленях: старика и парня лет 20-ти.
Старик Антип попросил Пеночкина заступиться, так как его семью разоряет бурмистр: отдал двух сыновей без очереди в рекруты и сейчас третьего отдаёт. А староста вчера последнюю корову увёл и жену Антипа избил.
Бурмистр объяснил Пеночкину, что Антип — не работящий человек, что он уже пятый год не выходит из недоимок.
Старик сказал, что бурмистр внёс за него недоимки, забрал его в кабалу и скоро окончательно разорит. Парень добавил, что и не их одних разоряет, но Пеночкин приказал ему молчать. Помещик сказал, что это просто бунт и шагнул к просителям. Но вспомнив о присутствии рассказчика, сказал мужикам: «Я прикажу… хорошо ступайте».
Часа через 2 рассказчик был уже в Рябове и собирался на охоту с мужиком Анпадистом. Он спросил у Анпадиста, не знает ли он шипиловского бурмистра. Тот сказал, что это «собака, а не человек», что Шипиловка только числится за Пеночкиным, а владеет ею Софрон. Крестьян за долги взял в кабалу, они работают на него, как батраки. Софрон очень умён, богат, бьёт крестьян. Барину жаловаться бесполезно, так как ему главное, чтобы недоимок не было.
Рассказчик сказал Анпадисту об Антипе, и тот пожалел этого крестьянина, потому что староста его забьёт за то, что жаловался барину. Оказалось, что бурмистр замучил Антипа за то, что тот на сходке с ним повздорил, так как невтерпёж уж стала такая жизнь. Софрон тех мужиков, которые посемейнее и побогаче не трогает, а на Антипе отыгрывается: сыновей его отдал без очереди в рекруты.
Главные и второстепенные герои
В рассказе Тургенева «Бурмистр» несколько главных персонажей и двое второстепенных. Вот как можно кратко охарактеризовать героев:
Эпизодические персонажи — камердинеры и повар Аркадия Павловича. По тому, как общается бурмистр со своей прислугой, можно проанализировать его отношение к простому люду в целом. Когда в поездке телега заваливается и придавливает колесом живот повару, хозяина интересует лишь то, целы ли руки.
Отношение к камердинерам тоже оставляет желать лучшего. Барин держится с ними надменно, поминутно придирается и хмурится.
Сюжет:
Рассказ «Бургомистр» повествует нам о горькой жизни крестьян во времена крепостного права. Автор, со свойственным ему мастерством, описывает читателю образ молодого помещика Аркадия Павлыча Пеночкина. Образ его противоречив – с одной стороны окружение относится к нему замечательно, а с другой, автор повествования выставляет его в негативном ключе.
По мнению общества Аркадия Павлыч человек строгий, и, как часто это бывает, справедливый. Будучи прогрессивным помещиком, герой представляется нам образованным, культурным, воспитанным человеком. Но стоит обратить на него чуть большее внимание, как мы понимаем, что под личиной скромности находятся жестокость и отсутствие сострадания. За малейшую провинность помещик жестоко наказывает крестьян.
Пеночкин делает своих крестьян полностью зависимыми от бургомистра Софрона, который повсеместно известен своей злобностью и беспринципностью. Но Пеночкину на это плевать, ему неинтересно положение простых людей. Ему плевать даже на семью старика Антипа. Единственное, что его волнует, это оброк и отсутствие жалоб. Пеночкин одним своим присутствием взывает среди крестьян панический страх. Рассказчик описывает, что едва завидев помещика, вся деревня на мгновение будто вымирала.
Помещик Пеночкин и бургомистр Софрон различаются во многом. Но их бесчеловечное отношение к крепостным является тем, что их объединяет. Они оба полны цинизма и жестокого эгоизма. Несмотря на показушную доброту и интеллигентность, Пеночкин никоим образом не лучше злого бургомистра. Во всем сборнике не найдется человека с более отрицательными чертами, чем Пеночкин.
Про образ Софрона мы узнаем от мнений Рассказчика, крестьянина Анпадиста и Пеночкина. Сам же Пеночкин души не чает в своем бургомистре, для него он лучший управленец. Софрон же всячески льстит своему хозяину, изображая искреннюю любовь и преданность. Но за этим, как читатель понимает, стоят лишь лицемерие и фальшивость.
Слова бургомистра производят впечатление весьма комичное. Софрон то пытается щегольнуть особыми, «барскими» словечками, то старается угодить своему хозяину лестными словами.
Еще одним отрицательным качеством бургомистра является бессмысленная трата денег. Он не интересуется положением крепостных, ему все равно на их положение, он каждый раз берет с них положенное и оставляет подопечных без каких-либо средств к существованию.
Мастерство Тургенева, ему поразительная способность к описанию быта крестьян, особый подход к жизнеописанию, делают «Записки охотника» одним из центральных произведений в русской литературе. И именно поэтому, даже спустя столетия, читатели раз за разом погружаются в рассказы и находят в них нечто свое.
Главные герои
К главным героям относятся рассказчик (охотник), его сосед Аркадий Павлович Пеночкин и Софрон Яковлевич − бурмистр села Шипиловка. Бурмистром в крепостной России называли старосту крестьян. Назначался бурмистр помещиком, которому непосредственно подчинялся.
Охотник – это автобиографический персонаж, прототипом которого является сам писатель. В рассказе о нем говорится мало, но чувствуется, что он – ярый противник крепостного права и сочувствует крестьянам, которые страдают от самодурства помещиков. В отличие от своего соседа, он по-настоящему знает жизнь крестьян и уважает их труд.
Из описания помещика Пеночкина сразу становится понятно крайне отрицательное отношение рассказчика к данному персонажу. Пеночкин невысок, красив, знает иностранные языки, любит использовать в своей речи французские слова. Многие соседи мечтают выдать своих дочерей за него замуж.
Тем не менее, рассказчик отмечает, что не любил бывать у Аркадия Павловича, где им всегда овладевало какое-то беспокойство. Скорее всего, причина этой нелюбви – использование Пеночкиным физических наказаний для крепостных.
Несмотря на самодовольство и образованность, Пеночкин далеко не умен. Бурмистр Софрон легко обводит его вокруг пальца, демонстрируя внешнюю покорность.
Бурмистр Софрон Яковлевич – человек умный, хитрый, оборотистый, хороший хозяин. Он постоянно обманывает помещика, жалуясь на небольшое количество земли, чтобы добиться согласия Пеночкина на новые покупки. На самом деле, земли Софрон имел гораздо больше, чем его соседи.
Софрон − жестокий и мстительный. Он отдал в солдаты сыновей крестьянина Антипа только за то, что тот поспорил с ним. А перед этим Софрон разорил хозяйство Антипа. Подчиняющихся ему крестьян он использовал как рабов. Причем рукоприкладством занимался не только Софрон, но и его жена.
О произведении
Рассказ «Бурмистр» Тургенев написал в июле 1847 года. Очерк вошёл в известный цикл писателя «Записки охотника».
В рассказе показано тяжёлое положение крестьян во время крепостного права. Показаны два совершенно разных персонажа – бурмистр и помещик, которых объединяет жестокость и бессердечие по отношению к крестьянам. Особое внимание уделено образу помещика, внешне культурного и интеллигентного.
На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Бурмистр», которое поможет в подготовке к уроку русской литературы, а также подойдёт для читательского дневника.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Тургенев «Бурмистр» очень кратко
Краткое содержание «Бурмистр» Тургенев для читательского дневника:
Рассказчик гостил у помещика Пеночкина, культурного и образованного человека, которого все уважали в уезде. Наутро Аркадий предложил проехать в его другое село Шипитовку, бурмистром которого он восхищался и называл его «государственным человеком».
Старостой был сын бурмистра, он встретил гостей и рассказал местные новости. Но к помещику пришли два мужика из деревни с жалобой на бурмистра, который заплатил за них недоимки, а самих мужиков превратил в своих рабов. И это был не первый случай.
Пеночкин ничего не сказал Софрону, но дулся на него. А Софрон постоянно говорил о том, что земли мало. На следующее утро помещик разрешил Софрону покупать землю от своего имени.
Уже в селе Рябове знакомый нашего рассказчика поведал ему много интересного о бурмистре, который на самом деле является негласным хозяином села и имеет много земли и крестьян.
Помещик хотя и образованный, но не хочет сам вникать в проблемы своих мужиков и все проблемы позволяет решать нечистому на руку Софрону, а тот хоть и не показывает свою власть, но на самом деле является истинным хозяином земли.
Это интересно: Рассказ «Пенсне» Осоргин написал в 1929 году. Повествуя о забавном случае, произошедшем с писателем, автор доносит до читателей мысль о взаимном притяжении людей и предметов и грусти в момент их вынужденного расставания. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Пенсне» для читательского дневника или подготовки к уроку литературы.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Бурмистр» краткое содержание рассказа Ивана Тургенева – читать пересказ онлайн
Произведение является одним из тех рассказов писателя, в которых он затрагивает тему российского крепостничества, демонстрируя беспросветное нищенское и бесправное положение крестьянского народа.
Повествование в рассказе осуществляется от лица рассказчика, который в период увлечения своих хобби — охотой, оказывается в деревенской усадьбе своего приятеля, молодого барина, дворянина Пеночкина Аркадия Павловича, гвардии офицера в отставке.
Помещик представляется писателем в образе рассудительного, образованного человека, имеющего неплохое воспитание, вращающегося в светском обществе. Однако, представляясь окружающим внешне благовоспитанным и скромным мужчиной, Аркадий Павлович весьма жестоко обращается с собственными крепостными, позволяя себе за малейшую провинность подвергать их суровым наказаниям.
В собственности Пеночкина имеется целая деревня под названием Шипиловка, управление которой осуществляется бурмистром Софроном, имеющим неплохую репутацию в глазах барина за своевременный и полный сбор податей с крестьян. При этом Аркадию Павловичу невдомек, что под личиной хорошего управляющего скрывается хитрый, жестокий человек, который своими действиями не только принижает и издевается над крепостными, но и постепенно разоряет помещичье имение.
Бурмистр изображается писателем в качестве бородатого мужика, отличающегося небольшом ростом, широкоплечим, красноносым с маленькими глазами, имеющим собственную семью в лице жены и сына, являвшегося в деревне старостой, таким же грубым и жестоким, как отец.
Рассказчик наблюдает приход к барину мужика Антипа, решившего поведать помещику о бесчинствах бурмистра Софрона, государственного человека, в виде неоправданного направления на рекрутскую службу сыновей мужика, изъятия последнего домашнего скота, а также физического насилия по отношению к женщинам, в том числе жене Антипа.
Аркадий Павлович не желает прислушиваться к жалобам простого народа, видя в этом бунтарские мысли и взгляды, бессердечно отправляя мужика назад домой.
Смысловая нагрузка рассказа «Бурмистр» заключается в изображении безрадостного и бесправного положения крестьян в период крепостного права, полностью зависящих от прихотей барской воли, существующих в тяжелых, нищенских условиях, подвергающихся унижению, издевательствам, физическим расправам, жизненным лишениям.
Тургенев. Все произведения
Анализ рассказа «Бурмистр»
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема:
Крепостное право в России.
Жестокость дворян и их управляющих по отношению к крепостным.
Крепостное право – государственная норма, превращающая людей в собственность господ, позор, унижение России, несовместимое с понятием человеческого достоинства.
Тургенев живет в то время, когда крепостное право еще не отменено. Не каждый дворянин удержится от жестокого отношения, когда его действия защищены законом, а вседозволенность развращает. Всегда есть люди, которые не будут злоупотреблять своими полномочиями, но для этого нужно стать человеком, вырастить себя.
Над крепостными издеваются не только помещики, но и их помощники, которые тоже становятся «господами». Идет расслоение и в среде крестьян. Бурмистр Софрон умен, обладает деловой хваткой. Он умеет пускать пыль в глаза, заговаривать своего помещика льстивыми речами, а сам обкрадывает его и чинит произвол. И Аркадий Павлович не чувствует подвоха, поскольку сам неискренен по отношению к людям. Читая про всех персонажей этого рассказа, хочется спросить: «А кто же счастлив?» На мой взгляд, счастливых людей здесь нет.
Тяжелейшая жизнь крепостных крестьян.
Тяжесть жизни крепостных просто не укладывается в голове. Если старик-крестьянин позволил себе вступить в спор с бурмистром, то будет жестоко наказан. Да так, как только можно наказать человека. Бурмистр забирает скот, избивает жену, отправляет в рекруты его сыновей. Спор с бурмистром может закончиться для Антипа гибелью собственных детей. И это крепостной крестьянин терпит даже не от помещика, а от бурмистра, назначенного им.
Различные стороны одного и того же человека.
Внутренний конфликт человека. За внешним лоском и радушием может скрываться жестокая и трусливая душа.
По описанию Аркадия Павловича видно, что он – несчастный человек, выдающий себя не за того, кем является. Он хочет быть добрым и хорошим, не повышает голос, но внутренне этот человек невежественен и жесток. Он сам не понимает этого, живет под чужой личиной. Пеночкин отрицает философию, поскольку у него она своя, та, которая выгодна ему самому. Он стремится только к одному — не увидеть своей жестокой сути. Барин, например, считает, что строг, но справедлив, что с крепостными нужно обращаться, как с малыми детьми, наказывать их, воспитывать. Так он оправдывает свою жестокость.
Краткое содержание
Верстах в 15-ти от имения рассказчика жил молодой помещик Аркадий Павлыч Пеночкин. В поместье Пеночкина водилось много дичи, дом был построен по плану французского архитектора, люди одеты «по-английски», хозяин «задавал отличные обеды». Аркадий Павлыч получил прекрасное воспитание, ранее служил, а теперь занимался хозяйством. К подданным был, «говоря собственными его словами, строг, но справедлив». Пеночкин был небольшого роста, «сложен щеголевато», одевался «отлично и со вкусом», считался одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов губернии. Он не был замешан ни в одну историю, избегал «дурного общества».
Несмотря на все достоинства Пеночкина, рассказчик ездил к нему неохотно. Как-то рассказчику пришлось провести у Аркадия Павлыча ночь. За завтраком Пеночкин, обнаружив, что вино не нагрето, любезно сказал камердинеру идти, но тут же распорядился наказать слугу за эту оплошность.
После завтрака Пеночкин предложил поехать в принадлежавшую ему Шипиловку. Аркадий Павлыч поделился, что деревенские находятся на оброке и бурмистр там у него молодец – «государственный человек». На въезде в Шипиловку Пеночкина и рассказчика встретил староста – сын бурмистра. Сам бурмистр отлучился, но должен был скоро вернуться. Когда рассказчик с Пеночкиным ехали через деревню, им встречались поющие песни крестьяне, но при виде помещика все тут же замолкали. «Тревожное волнение видимо распространялось по селу».
Рассказчик с Пеночкиным расположились в доме бурмистра. Софрон, рассказывая о делах в деревне, сообщил, что на их земле нашли мертвое тело. Чтобы избежать разбирательств, бурмистр распорядился его через межу «стащить» на чужую землю. Пеночкину «уловка» Софрона понравилась. Перед сном Аркадий Павлыч поделился с рассказчиком, что «со времени управления Софрона за Шипиловскими крестьянами не водится ни гроша недоимки».
Утром Пеночкин, рассказчик и Софрон отправились на осмотр деревни. Рассказчик заметил, что «все было действительно в отличном порядке», но «унылые лица мужиков» вызывали у него «некоторое недоумение». Во время смотра бурмистр завел с Пеночкиным разговор, что у них мало земли и «прикупить бы не мешало». Аркадий Павлыч дал согласие приобрести еще на его имя.
Выходя из одного из сараев, рассказчик с Пеночкиным увидели перед собой стоящих на коленях мужиков. Бурмистр сказал, что они из Тоболеевой семьи. Старший мужик, Антип, рассказал, что Софрон их совсем замучил, «разорил вконец» и двух сыновей «без очереди в некруты отдал, а теперя и третьего отнимает» – бурмистр пять лет назад внес за него недоимку и с тех пор взял его в кабалу. Аркадий Павлыч сказал крестьянам ступать, обещая, что разберется, но ничего бурмистру не сказал. «До самого моего отъезда Пеночкин дулся на Софрона».
Через пару часов, будучи уже в другой деревне, рассказчик заговорил со знакомым мужиком Анпадистом о Шипиловских крестьянах. Анпадист сказал, что Шипиловкой на самом деле владеет не Пеночкин, а Софрон: «крестьяне ему кругом должны», без ведома барина он «промышляет» землей, лошадьми, скотом и много чем еще. «Умен, больно умен, и богат же, бестия!» «Зверь – не человек». Антип же как-то повздорил с бурмистром, за что Софрон на него и обозлился.
Офицер
Итак, давайте рассмотрим произведение «Бурмистр». Краткое содержание следует начать с упоминания особы рассказчика. Недалеко от его имения живёт уже упомянутый Пеночкин Аркадий Павлович — офицер, находящийся в отставке. Он воспитанный и рассудительный человек, о подданных печётся, а также наказывает для их собственного блага. Он собой недурён и роста небольшого. Его светло-карие глаза доброжелательны, румяные щёки пышут здоровьем. Аркадий Павлович — один из самых завидных женихов и образованных дворян губернии. Он осторожен, не был замешан ни в одной истории. Дом его в Петербурге находится в абсолютном порядке. Аркадий Павлович говорит приятным и мягким голосом. Обильно пересыпает речь фразами на французском языке.
Вся правда о Софроне
Он все время жаловался на то, что земли не хватает. Наконец, Пеночкин разрешил ему прикупить ее от его имени. Им встретилось двое мужиков в заплатанных одеждах. Старшего из них звали Антипом. Они стали жаловаться на Софрона. Он совсем разорил семью мужика. Его старших сыновей бурмистр отправил в солдаты, теперь и меньшого хотел забрать.
Аркадий Павлович был недоволен и потребовал у бурмистра разъяснений. Тот обозвал старика пьяницей и бездельником. Крестьянин все отрицал, а молодой парень ответил, что Софрон притеснял не только их семью. Пеночкин был зол, сказал, что не допустит того, чтобы возник бунт, и пообещал все выяснить.
Охотник уехал в Рябово. Со своим знакомым мужиком он отправился на охоту и рассказал о поездке в Шипиловку. Мужик нелестно отозвался о бурмистре. Далее он рассказал, что на самом деле Пеночкин — лишь формальный владелец, а всем управляет Софрон. Крестьянам приходится постоянно батрачить на него. А тому старику, который жаловался на Софрона, проходу не даст. Потому что такова его жестокая натура.
Особенности композиции и жанра
Свою комедию Мольер написал в лучших традициях классики, учтя три важнейших фактора: место, время и действие. Во-первых, все происходит дома семьи Журден, во-вторых, по времени это занимает всего одни сутки, в-третьих, есть центральное событие, вокруг которого вращается сюжет. Что касается героев комедии, каждому из них присуща одна яркая сатирическая черта.
Однако, проведя тщательный анализ комедии «Мещанин во дворянстве», все-таки, можно увидеть некоторые отступления от классического направления. Действие пьесы не назовешь единым в полном смысле этого слова. Мольер вводит тему любви, постепенно отходящую на второй план. Но это смотрится интересно на фоне всего действия. Языком комедии является язык народный, что тоже вызывает любопытство. А главным образом комедия выделяется за счет балетных номеров.
Нельзя забывать, что сам автор указал на жанровую особенность произведения — это комедия-балет. И балетные номера не мешают реалистичности сюжета, наоборот, подчеркивая ее. Каждый герой комедии весьма артистичен, что, кстати говоря, затрудняет постановку пьесы на сцене.
Мы рады, если анализ комедии «Мещанин во дворянстве» оказался полезным для вас. В нашем Блоге множество статей на литературную тематику, читайте анализы произведений, характеристику персонажей и другие статьи. Посетите раздел с
«Поскольку назначение комедии состоит в том,
чтобы развлекать людей, исправляя их,
я рассудил, что по роду своих занятий
я не могу делать ничего более достойного,
чем бичевать пороки моего века…»
Комедия «Le bougeois gentilhomme» («Мещанин во дворянстве») является одним из поздних произведений Мольера: она была написана в 1670 году. Основной темой комедии является попытка буржуа уйти от своего сословия и примкнуть к «высшему кругу». Герой комедии, господин Журден, преклоняется перед дворянством, пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии и не хочет признаваться, что его отец был купцом. Журден заводит дружбу с дворянами, пытаясь разыгрывать роль галантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят бедами его семье: свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого она любит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это препятствие.
Комизм главного героя заключается в его невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд, шляпа, которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его наивные рассуждения во время уроков. Так, с великим удивлением узнает он, что вот уже сорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает своего героя с вороной в павлиньих перьях. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлены трезвость и здравый смысл его жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких культурных интересов, грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел. Здоровое начало проявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте с умной служанкой.
Веселая, смешливая Николь также критически, как и Дорина в «Тартюфе», относится к предрассудкам своего хозяина. Она тоже стремится защитить любовь его дочери от отцовского самодурства. Важную роль играют в пьесе двое слуг — она и Ковьель, остроумный весельчак, лакей Клеонта, жениха Люсиль.Они вносят в комедию жизнерадостный тон. У Ковьеля в переизбытке талант и остроумие импровизатора, блистательный талант превращать жизнь в театр, сочинять рядом с обычной жизнью вторую, карнавальную жизнь. Именно Ковьель, подглядев в Журдене страсть изображать знатное лицо, придумал забавный маскарад с турецким Мамамуши, в результате чего развязка комедии получила благополучный финал, а само действие комедии-балета переходит в карнавальное веселье. Тему любви и ссор Николь и Ковьеля Мольер превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их господ. В качестве развязки намечаются две свадьбы.
Поскольку комедия писалась в рамках классицизма, в ней сохранено обязательное для классицистической пьесы триединство: единство места (дом г-на Журдена), времени (действие укладывается в 24 часа) и действия (вся пьеса построена вокруг одной главной идеи). В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая черта в сатирическом преувеличении.
В комедии имеются и черты классической комедии Иатлии – комедии дель арте. Недаром одного из героев, аналогичного Фигаро – слуга Ковьель – в одной из постановок пьесы был наряжен в традиционную куртку слуги из комедии дель арте и действовал как бы в двух планах — бытовом и театральном. Помимо этого, маску, по сути, носит еще один герой комедии – сам господин Журден. Мольер любил извлекать комический эффект из несовпадения маски и человеческого лица, к которому она примеривается. У Журдена маска дворянина и сущность мещанина, несмотря на все усилия героя, никак не совпадают.
Вместе с тем, в пьесе проявляются и отступления от типичной классицистической комедии. Так, не до конца выдержано единство действия – в пьесу введена побочная линия любви слуг, а язык приближается к народному. Но, разумеется, главное отличие – это наличие балетных номеров, столь органично вплетенных в сюжет, что сам Мольер назвал свою пьесу комедией-балетом, где каждый балетный номер – органическая часть развивающегося комедийного действия.
Балетные выходы не только не ослабляют реалистичности сюжета а, наоборот, сатирически оттеняют характеры и действие пьесы. «Мещанин во дворянстве» написан автором именно как комедия-балет и требует облегченного жанрового решения, поэтому сложно найти равновесие между сатирой и легкостью, и многие попытки ее поставить приводили либо к пережиму в сатирических красках, либо поверхностности. Тем не менее, яркость и необычность произведения делает его одним из самых популярных на мировой сцене.
Все герои данной мольеровской пьесы, в силу жанра, наделены артистизмом. Танцевальному ритму подчинена, например, сцена ссоры и примирения Клеонта и Люсиль, оттеняющим фоном которой служат репризы слуг Ковьель и Николь, повторяющих слова своих господ в другом речевом стиле – бытовом. В такт тексту герои, то в гневе удаляются друг от друга, то устремляются один за другим, то кружат, убегая, то, наоборот, приближаются. Пьеса сама диктует героям своеобразный танец.
Господин Журден предстает перед нами ребенком, у которого горят глаза от возможности узнать что-либо новое, приходящего в истинный восторг от окружающих новшеств, например, от того, что теперь он знает, что всю жизнь говорил прозой. И его страсть к дворянству предстает не как расчет практичного буржуа, а как безобидная влюбленность простака во все блестящее и броское. Приверженность Журдена к «наукам» тешит его самолюбие, дает возможность выйти за пределы мещанского быта и побыть среди знатных особ.
У этого простодушного человека действительно была фантазия. Поэтому господин Журден, почтенный буржуа и глава семейства, с такой легкостью вступает в последний, буффонадный акт комедии и так свободно действует в причудливом маскараде посвящения его в сан Мамамуши. Герой легко перешагнул грань, отделяющую реальное действие от условного маскарада, и тем самым жанровое единство спектакля достигалось в полной мере.
Герои пьесы наделены столь характерными чертами, что без труда могут быть отнесены к героям, наделенным отрицательными чертами и описанным сатирически, или положительным, которые сами остроумны.
Так, сатирически описаны учителя, на первый взгляд искренне преданные своему делу: учитель фехтования Анри Роллан, наделенный воинской отвагой, достаточной для сокрушения целой армии врагов; учитель философии Жорж Шамар, мудрец и стоик, бесстрашно бросающийся в атаку на своих соперников, отстаивая философию, учителя изящных искусств — Робер Манюэль и Жак Шарон. В итоге же выясняется, что вся преданность – это жажда получить с нерадивого и неспособного ни к чему ученика несколько лишних монет, отсуда и лицемерные похвалы Журдену, и яростная защита собственной профессии, во многом за счет принижения чужой.
Жестко сатирически описаны черты Доранта и Доримены. Автор противопоставляет простодушного, но искреннего и порядочного, Журдена, тем, на кого он столь страстно желает походить: высшее общество, изысканное внешне, но беспринципное, жадное, лживое, не гнушающееся низкой лестью и прямой ложью, чтобы получить деньги. На примере этих господ Мольер осуждает Журдена за его ослепление бутафорским великолепием знати, потерю здравого смысла, за его разрыв с тем социальным массивом, который будет формироваться в знаменитое французское «третье сословие».
Остроумны реплики, которыми обмениваются участники спектакля, особенно в тех сценах, где выступает Журден. Многие из этих реплик вошли в повседневную речь, стали крылатыми словами. Мольеровское изображение буржуа получило свое дальнейшее развитие в той глубокой и полной обрисовке буржуазных типов, которую можно встретить у реалистов XIX века, особенно у Бальзака.
Будучи пьесой необычного жанра, несмотря на кажущуюся накатанность, пьеса трудна в постановке. Переведенная в план бытовой и психологической комедии, она не выдержит сравнения с пьесами, написанными на сходные темы драматургами-реалистами, будь то Бальзак или Островский. При попытке усилить сатиру теряются бесподобные интонации Мольера-комедиографа. Мольер начинал как импровизатор, и сама пьеса-балет оказывается скорее летящей импровизацией, чем грозным обличением, наподобие «Тартюфа». Таким образом, только через раскрытие мольеровского стиля преподнесения жанра может быть полностью раскрыта мольеровская сатира.
>Сочинения по произведению Мещанин во дворянстве
Сюжет
Автор гостил у помещика Пеночкина, культурного и образованного человека, которого все уважали в уезде. Наутро Аркадий предложил проехать в его другое село Шипитовку, бурмистром которого он восхищался и называл его «государственным человеком».
Старостой был сын бурмистра, он встретил гостей и рассказал местные новости. Но к помещику пришли два мужика из деревни с жалобой на бурмистра, который заплатил за них недоимки, а самих мужиков превратил в своих рабов. И это был не первый случай.
Пеночкин ничего не сказал Софрону, но дулся на него. А Софрон постоянно говорил о том, что земли мало. На следующее утро помещик разрешил Софрону покупать землю от своего имени.
Уже в селе Рябове знакомый нашего рассказчика поведал ему много интересного о бурмистре, который на самом деле является негласным хозяином села и имеет много земли и крестьян.
Тревога
Перейдем к следующей части и продолжим краткое содержание. «Бурмистр» — это рассказ, где все так гладко лишь на первый взгляд. Вскоре рассказчик признается, что посещает соседа неохотно. Дело в том, что в такие минуты испытывает он странное беспокойство. Рассказчик повествует, как однажды пришлось ему провести ночь в доме Аркадия Павловича. Утром тот гостя без завтрака не отпустил. При этом был наказан лакей, который забыл подогреть вино. Пеночкин разузнал, что рассказчик едет в Рябово, и решил отправиться с ним, поскольку в тех местах находилось его село под названием Шипиловка.