О чем преимущественно беседуют огудалова и кнуров
Образ и характеристика Хариты Игнатьевны Огудаловой в пьесе «Бесприданница»
Образ и характеристика Хариты Игнатьевны Огудаловой в пьесе «Бесприданница» Островского
«Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам.»
«. состояние небольшое, давать приданое не из чего, так она живет открыто, всех принимает.»
«А средства у нее так невелики, что даже и на такую жизнь недостает.»
«Огудаловы все‑таки фамилия порядочная, и вдруг за какого‑то Карандышева. Да с ее‑то ловкостью… всегда полон дом холостых…»
«Выдать‑то выдала, да надо их спросить, сладко ли им жить‑то. Старшую увез какой‑то горец, кавказский князек. Вот потеха‑то была… Как увидал, затрясся, заплакал даже – так две недели и стоял подле нее, за кинжал держался да глазами сверкал, чтоб не подходил никто. Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа‑то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого‑то иностранца вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а шулер.»
«. а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть. «
Лариса. Ах, мама, все‑то у тебя секреты да хитрости.
Огудалова. Ну, ну, хитрости! Без хитростей на свете не проживешь.
«Эко страшное слово сказала: «унижаться»! Испугать, что ли, меня вздумала? Мы люди бедные, нам унижаться‑то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по‑человечески. А легко‑то ничего не добудешь, всю жизнь и останешься ничем.»
«И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь.»
«И уж, господа, пожалуйста, не ссорьтесь больше. Я женщина мирного характера; я люблю, чтоб все дружно было, согласно.»
Кнуров. Да неловко: много у них всякого сброду бывает, потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут. Вот, например, Карандышев, ну, что за знакомство для меня!
Вожеватов. Да, у них в доме на базар похоже.
Кнуров. Ну, что хорошего! Тот лезет к Ларисе Дмитриевне с комплиментами, другой с нежностями, так и жужжат, не дают с ней слова сказать.
«Набегали двое: старик какой‑то с подагрой да разбогатевший управляющий какого‑то князя, вечно пьяный. Уж Ларисе и не до них, а любезничать надо было: маменька приказывает.»
«У ней иногда слезинки на глазах, видно, поплакать задумала, а маменька улыбаться велит.»
Лариса. Но что меня заставило. Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому и даже из города?
«Тут уж Лариса наотрез матери объявила: «Довольно, говорит, с нас сраму‑то; за первого пойду, кто посватается, богат ли, беден ли, разбирать не буду». А Карандышев и тут как тут с предложением.»
Это был цитатный образ и характеристика Хариты Игнатьевны Огудаловой в пьесе «Бесприданница»: описание характера героини и т.д.
«Бесприданница» – краткое содержание драмы А.Н. Островского по действиям
«Бесприданница» – трагическая история девушки, которая искала настоящую любовь, но на самом деле любила выдуманный ею образ.
Первое действие
Действие происходит в вымышленном городе Бряхимов. Двое мужчин пришли в местную кофейню: молодой представитель крупной торговой фирмы Василий Вожеватов и старик Мокий Парменыч Кнуров, богатый делец. Они заказали два чайника с шампанским и принялись обсуждать последние новости.
Главным событием стало предстоящее замужество известной в городе девушки – Ларисы Огудаловой. Она была хороша собой, из порядочной семьи, но все знали, что она бесприданница. Лариса выходила замуж за небогатого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева.
Кнуров удивился такому событию и посчитал, что Юлий Капитоныч не пара девушке. Вожеватов объяснил этот брак тем, что бесприданницам и так тяжело выйти замуж, а её прошлая любовь закончилась неудачно.
Девушка была влюблена в барина Сергея Паратова, но он ухаживал за ней недолго и пропал, спугнув всех мужчин. После этого к Огудаловой сватались только старик с подагрой и пьяный помощник князя. Лариса устала от неудачных женихов и решила, что выйдет за первого, кто предложит. Им оказался давний, но нежеланный поклонник – Карандышев.
Тут в кофейне появляются Лариса с матерью – Харитой Игнатьевной и женихом. Завязывается беседа, и Юлий Капитоныч предлагает Кнурову пообедать у него. Харита Игнатьевна объясняет, что обед будет в её доме и проводится для Ларисы. Тогда Кнуров соглашается.
Вожеватов и Кнуров уходят, и Карандышев осуждает Ларису за вольное поведение: она назвала Вожеватова Васей. Девушка объясняет, что они с Василием с детства дружат, но жених на это только назвал дом Огудаловых цыганским табором, чем обидел возлюбленную.
В свою защиту девушка упоминает, что в их доме бывают и известные люди, как Сергей Паратов. Карандышева это задевает, и он спрашивает, чем Паратов лучше него. Тогда Лариса называет Паратова идеалом. Вдруг прогремел пушечный выстрел, девушка испугалась, и Карандышев увёл её из кофейни.
Появляется Паратов с Вожеватовым и Кнуровым. Он приехал со своим другом – актёром Алексеем Счастливцевым по прозвищу Робинзон. Вожеватов купил у Паратова пароход и спросил, не жалко ли продавать «Ласточку». Сергей ответил, что ради выгоды продаст что угодно.
Как оказалось, барин вернулся в Бряхимов, чтобы в последний раз насладиться холостяцкой жизнью, а затем жениться на девушке с большим приданым. В честь своего приезда он приглашает Вожеватова и Кнурова пообедать, но они вынуждены отказаться, так как идут к Огудаловым.
Второе действие
В доме Огудаловых появляется Мокий Парменыч. Он отговаривает Огудалову выдавать дочь за бедного чиновника, но Харита Игнатьевна отвечает, что это выбор дочери. Кнуров даёт Огудаловой деньги на приданое для девушки и уходит.
Входит Лариса и рассказывает маме, что Карандышев решил податься в мировые судьи в деревню Заболотье. Девушка хочет как можно скорее выбраться из города и согласна даже на глухую деревню. Харита пытается убедить дочь не делать этого, но та отказывается слушать. Она берёт гитару и начинает петь романс, но гитара расстроена. Тут девушка замечает, что мимо дома проходит цыган Илья, и зовёт его настроить инструмент.
От Ильи Огудаловы узнают, что приехал Паратов. Харита Игнатьевна переживает, не поторопились ли они со свадьбой. В комнату заходит жених, и Лариса расспрашивает, когда они смогут уехать в деревню. Карандышев не понимает, почему она так торопится, и рассказывает о приезде Сергея Паратова. Узнав новость, Лариса стала упрашивать возлюбленного уехать прямо сейчас.
В доме Огудаловых появляется и сам Паратов. Он общается с хозяйкой и заявляет, что собирается жениться на девушке с приданым в полмиллиона. Затем говорит, что у него есть подарок для Ларисы, и просит позвать её.
Сергей обвиняет девушку в неверности и спрашивает, сколько она его ждала. Лариса признаётся, что всё ещё влюблена в Паратова, но вынуждена выйти замуж. Потешив своё самолюбие, барин говорит, что теперь они смогут расстаться друзьями.
Харита Игнатьевна знакомит Паратова с будущим зятем. Карандышев говорит сдержанно, но Сергей Сергеич постоянно пытается задеть мужчину. Между ними завязывается ссора, но Огудалова разнимает их и убеждает Юлия Капитоныча пригласить на обед Паратова.
В дом приходит Вожеватов в компании Робинзона, которого ему уступил Паратов. Он расспрашивает Сергея о женихе Ларисы. Сергей признаётся, что Карандышев ему не понравился. Мужчины договариваются потешиться над Юлием во время обеда.
Третье действие
Во время обеда Харита Игнатьевна разговаривает с Ларисой о поведении Карандышева. Женщинам стыдно, что гости нарочно спаивают Юлия Капитоныча, чтобы посмеяться над ним, а он не может остановиться.
Кнуров, Вожеватов и Паратов жалуются на невкусные блюда и ужасные вина. Они смеются над Карандышевым. Тут в комнате появляется и сам Карандышев. Он предлагает мужчинам сигары и не замечает, что над ним все издеваются.
Входит Огудалова и делает замечание будущему зятю, а затем всем присутствующим. Мужчины уходят за коньяком. В дом заходит Илья и сообщает, что всё готово для прогулки по Волге. Вожеватов, Кнуров и Паратов думают, как уговорить Ларису поехать с ними.
Наконец все гости собираются вместе, и Паратов просит Ларису спеть. Карандышев против, но Лариса поёт романс. Сергей Сергеич в восторге целует девушке руку. Они остаются вдвоём. Паратов уговаривает Ларису ехать на прогулку с ними и говорит, что готов стать её рабом, чтобы вечно быть рядом с ней. Девушка соглашается и называет его своим повелителем.
Четвертое действие
Робинзон, которого не взяли на пикник, сидит в кофейне. К нему врывается Карандышев с пистолетом в руках и спрашивает, где остальные. Счастливцев уходит от ответа и говорит, что они просто случайные знакомые и не проводят время вместе.
Кнуров и Вожеватов жалеют Ларису. Они понимают, что барин не откажется от богатой невесты ради бесприданницы, а девушку уже заметили с другим мужчиной. Они соглашаются, что это повод исполнить свою мечту: поехать с Ларисой в Париж на выставку. Чтобы решить, кто возьмёт девушку с собой, они бросают монетку. Кнуров победил.
В кофейню входят Лариса и Паратов. Девушка просит Сергея ответить, женится он на ней или нет. Мужчина признаётся, что помолвлен и не может остаться с ней. Он просит Робинзона отвезти Огудалову домой.
Лариса просит поддержки у Вожеватого, ведь они старые друзья. Василий отнекивается, объясняя, что дал слово. Тут к девушке подходит Кнуров и предлагает уехать в Париж, обещая содержать её до конца жизни. Лариса промолчала.
Наконец девушка осталась одна. Она рассуждает о смерти и думает покончить с собой, но не решается. К ней заходят Робинзон и Карандышев. Лариса говорит жениху, что он ей противен, но Юлий Капитоныч уверен, что должен всегда быть рядом с ней и защищать. Лариса отказывает ему, и он объясняет девушке, что все относятся к ней как к вещи. Огудалова говорит, что пусть она и будет вещью, но он её не достоин. Тогда Карандышев стреляет в неё.
II. Беседа по драме Островского.
Мокий Парменыч Кнуров
Ответ: Крупный делец, “пожилой человек с громадным состоянием”.
Вопрос: Каков он в общении с другими персонажами? Какие привычки и особенности характера Кнурова выявляются в ходе действия пьесы? Каково отношение героев пьесы к Кнурову?
Ответ: В общении с людьми Кнуров строго избирателен, держит дистанцию, понапрасну слов не тратит. “С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он и разговаривает, а больше не с кем; ну он и молчит. А разговаривать он ездит в Москву, Петербург, да и за границу, там ему просторнее”. Окружение ясно осознает силу влияния Кнурова. Вожеватов при встрече с ним “почтительно” кланяется. С особым уважением встречает Кнурова Огудалова, взволнованная честью, оказанной ее дому: “На чем записать такое счастье. Я так рада, растерялась право. не знаю где и посадить вас”; “мы за особенное счастье поставляем ваш визит; ни с чем это сравнить нельзя”. Если Вожеватов для Кнурова свой человек и ему при встрече он “подает руку”, то совсем иначе Кнуров ведет себя с другими. Как отмечено в ремарке: “Кнуров, молча и не вставая с места, подает руку Огудаловой, слегка кивает Карандышеву и погружается в чтение газеты”, которой он демонстративно отгораживается от нежелательных собеседников. Связанный нехотя данным обещанием быть на обеде у жениха Ларисы, Кнуров обрадовался приезду принадлежащего к людям его круга Паратову: “Я очень рад, все-таки будет с кем хоть слово за обедом перемолвить”.
Вопрос. Найдите в тексте ключевую фразу, которую произносит Кнуров и которая является характеристикой его внутреннего мира, лейтмотивом образа.
Вопрос. Как относится Кнуров к Ларисе Огудаловой? Как он оценивает то, что в дальнейшем происходит с Ларисой?
Ответ. Кнуров высоко ценит красоту Ларисы Огудаловой, которая могла бы значительно украсить его жизнь, внести в нее приятное разнообразие (за немалые деньги, разумеется). “А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку”. Рассказ Вожеватова о семействе Огудаловых, о любви Ларисы к обманувшему ее Паратову, об отчаянном положении красивой бесприданницы, решившей выйти замуж за Карандышева, укрепил Кнурова в желании купить благосклонность Ларисы. Ее он называет “дорогим бриллиантом”, себе же Кнуров уготовил роль художника-ювелира, который сумеет этот бриллиант обработать и превратить в бесценное украшение, ставшее его собственностью.
Вопрос. Как осуществляет свое намерение Кнуров?
Ответ. Чтобы осуществить свое намерение, Кнуров сразу преступает к делу. Во время визита к Огудаловым он без каких-либо эмоций и слов намекает Харите Игнатьевне на то, что готов стать покровителем ее дочери (“Я для Ларисы Дмитриевны ничего не пожалею”). И далее, в соответствии со своими, понятиями хладнокровно поясняет: “Вы, может быть, думаете, что такие предложения не бывают бескорыстны. Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, да тогда и браните меня”. Свое покровительство Кнуров облекает в конкретные формы: обещает Огудаловой взять на себя все расходы на свадебный наряд Ларисы (“Обидно будет видеть, если ее оденут кой-как. Так вы закажите все это в лучшем магазине, да не рассчитывайте и не копейничайте! А счеты пришлите ко мне, я заплачу”), дает деньги Огудаловой на подарок.
Вопрос. Как оценивает Кнуров то, что происходит между Ларисой и Паратовым на корабле?
Предполагаемый ответ. Все, что в дальнейшем происходило с Ларисой, Кнуров воспринимает как события, благоприятствующие его планам. Он понял, что значила для сбежавшей от своего жениха Ларисы поездка за Волгу, понял, что она снова поверила словам Паратова, который обошелся с ней крайне жестоко. “Кажется, драма начинается”- предчувствует Кнуров. Теперь, когда Лариса так скомпрометировала себя, совершив столь предосудительный в глазах общества поступок, а Паратов от нее отказывается, Кнуров действует решительно, точно рассчитав ситуацию. “Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам близким людям не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе”- говорит он Вожеватову. Сообразительный собеседник уточняет, обнажая смысл этих слов: “То есть Вы хотите сказать, что теперь представляется удобный случай взять ее с собой в Париж?”.
Препятствия нравственного характера уже устранены тем положением, в котором оказалась оскорбленная и потерявшая всякие надежды на счастье Лариса, однако остался соперник в лице Вожеватова. Как делец с дельцом ведет с ним разговор Кнуров: “Все мне мешаете, а я Вам. Может быть, Вы не боитесь соперничества? Я тоже не очень опасаюсь; а все-таки неловко, беспокойно; гораздо лучше, когда поле чисто”. И деловые люди разыгрывают Ларису, словно вещь, в орлянку. Выигравший Кнуров строго предупреждает Вожеватова: “Вы купец, Вы должны понимать, что значит слово”.
Слово учителя. Здесь замкнулось, логически завершилось все то, что было намечено в самом начале, во втором явлении I-го акта. Прочтите еще раз это явление, вдумайтесь в его смысл. Это искусная драматургическая миниатюра, это набросок, схема того спектакля, который потом разыгрался перед глазами зрителей. И режиссером этого спектакля явился Мокий Парменыч Кнуров. Опорными пунктами предполагаемого сценария явились реплики Кнурова, которые учащиеся сами должны обозначить в тексте:
“Однако положение ее незавидное”;
“А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку”;
“Жаль бедную Ларису Дмитриевну, жаль. ”;
“Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует”.
Вожеватов замечает: “И хорошего ювелира. ”.
Такова жизнь, такова жестокая действительность. И ее ужасы становятся еще страшнее потому, что они коснулись человека поэтически возвышенного, способного глубоко любить и даже идеализировать всех окружающих.
Вопрос. Какое счастье хочет предложить Кнуров Ларисе?
Ответ. Кнуров действительно желает осчастливить Ларису в том смысле, в каком понимает счастье он сам. Когда девушка осознала, как низко и бесчеловечно поступил с ней Паратов, Кнуров делает ей предложение поехать с ним в Париж, стать его содержанкой за “полное обеспечение на всю жизнь”. “Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Я могу предложить Вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления”,- успокаивает он, человек опытный и хорошо знающий, как могут защитить в подобной ситуации деньги. Возможно, Кнуров не лукавит, когда говорит: “Я бы ни на одну минуту не задумался предложить Вам руку, но я женат”. Если Лариса примет его предложение, он готов сделаться ее “самым преданным слугой”, “самым точным исполнителем ее желаний и даже капризов, как бы странны и дороги они ни были”. Но, по сути, Кнуров предлагает Ларисе путь разврата, от которого уберег ее выстрел Карандышева.
Другой “идол” современного общества, но еще молодой
Василий Данилыч Вожеватов
Обратимся к антропонимике, которая помогает нам увидеть сущность характера героя.
Словарь В.И.Даля дает нам следующие понятия:
Вопросы. Каков Вожеватов в общении с людьми? Сравнить его с Кнуровым. В чем между ними разница? Каково его жизненное кредо?
Ответы. “Очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец”, довольно проворный и удачливый в делах человек. За небольшую сумму, очень выгодно, Вожеватов купил у Паратова пароход. “Нам кстати: у нас на низу грузу много”,- поведал он Кнурову. В ближайшее время он намерен поехать в Париж на выставку. А в Бряхимове он развлекается общением с Ларисой Огудаловой и тем, что под видом чая распивает по утрам шампанское.
Вожеватов отличается веселым нравом, легкостью в общении. Сравнивая его с Кнуровым, слуга Иван с одобрением говорит о Вожеватове: “Вот тоже богатый человек, а разговорчив”. Более опытный и разбирающийся в людях Гаврило замечает: “Василий Данилыч еще молод; малодушеством занимается; еще мало себя понимает, а в лета войдет, такой же идол будет”. Вожеватов любит пошутить, посмеяться, не принимать всерьез то, что не имеет отношения к его делам. Харита Игнатьевна Огудалова замечает: “Да ведь шут он, у него не разберешь, нарочно он или вправду”. По своему положению он принадлежит к высшему кругу бряхимовского общества, и знакомство с ним ценится. Уверенная небрежность Вожеватова вызывает зависть у Карандышева, который, чтобы скрыть свои подлинные чувства, отзывается о Вожеватове: “Пустой глупый мальчик”, “Этот купчик Вожеватов”. Сам о себе Вожеватов сказал довольно определенно: “Я хоть и молод, а не зарвусь, лишнего не передам”.
Вопросы. Каковы взаимоотношения Вожеватова с семьей Огудаловых, с Ларисой? Поведение Вожеватова до того, как они с Кнуровым тянули жребий, и после.
Ответы. Он с детства знаком с Ларисой, посвящен во все события в доме Огудаловых. От него становятся известны различные обстоятельства и истории, связанные с этим семейством. Но обращает на себя внимание тон рассказов Вожеватова. Посмеиваясь, он поведал Кнурову о том, как тяжело Лариса переживала разлуку с Паратовым, как затем появился у Огудаловых кассир, которого у них в доме и арестовали. Если при этом Кнуров высказывает сочувствие, (“Однако положение ее незавидное”), то Вожеватов высмеивает все происходящее, как цепь нелепых и забавных случаев (“Да, смешно даже”). И о жизни Ларисы, о ее положении он повествует с юмором, не упуская возможность представить в комическом свете Хариту Игнатьевну (“Она, должно быть, не русская. Уж очень проворная”), всех женихов Ларисы, да и о ней самой, о ее будущем с Карандышевым, говорит: “А я так думаю, что бросит она его скорехонько. Теперь еще она как убитая, а вот оправится да поглядит на мужа попристальнее, каков он. ”.
Взаимоотношения с Огудаловыми ни к чему не обязывают, “Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери налью, песенку выучу, романы вожу, которые девушкам читать не дают. Что мне об ее нравственности заботится: я ей не опекун”.
По всей видимости Вожеватову не чужда идея съездить с Ларисой в Париж. Но до времени он это тщательно скрывает от Кнурова и быстро отшутился от его подозрения: “Где мне! Я простоват на такие дела”. Над Карандышевым он, как и другие, иронизирует, не прочь поиздеваться над ним, для чего разрабатывает план прогулки, в который посвящает Паратова. “Мы нынче вечером прогулочку сочиним за Волгу. На одном катере цыгане, на другом мы, приедем, усядемся на коврике, жженочки сварим”.
Тут пригодился и бездомный актер Робинзон, выполняющий прихоти потешающихся господ, помогая напоить Карандышева. Нимало не задумываясь над последствиями, Вожеватов включает в план увеселительного мероприятия и присутствие Ларисы, уже зная о “миллионной” невесте Паратова. Его не терзают нравственные сомнения, и не трогает разыгрывающаяся на глазах трагедия Ларисы.
“Что делать-то! Мы не виноваты, наше дело сторона”, говорит он Кнурову.
Вопрос. Как оценивает Вожеватов ситуацию, в которой оказывается Лариса после поездки с Паратовым за Волгу?
ОтветСитуацию, в которой оказывается Лариса, Вожеватов называет “удобным случаем”, словно речь идет о выгодной торговой сделке. Он уже не отшучивается, не вспоминает о патриархальном воспитании, а решительно заявляет Кнурову: “Отступного я не возьму, Мокий Парменыч”,- и предлагает кинуть жребий. Проиграв, Вожеватов не расстроился: “Я не в убытке; расходов меньше”. Но Вожеватов считает делом чести заверить Кнурова: “Я сам знаю, что такое купеческое слово. Ведь я с вами имею дело, а не с Робинзоном”. Когда по воле случая оказывается, что красивая женщина не может ему принадлежать, он становится совершенно равнодушным к Ларисе, для нее у него не находится ни слова сочувствия. Его, друга детства (“почти родню”), не трогают ни слезы девушки, ни ее просьба пожалеть ее, поплакать вместе с ней, дать ей совет. “Не могу, ничего не могу”,- произносит Вожеватов, ссылаясь на “кандалы”, на “честное купеческое слово”, которое его освобождает от чувства ответственности и сострадания.
Запись в тетради. “Василий Данилыч еще молод; малодушеством занимается; еще мало себя понимает, а в лета войдет, такой же идол будет”.
Слово учителя.
Ремарка: “блестящий барин, из судохозяев”.
Обратимся к антропонимике.
2) Но скорее драматург образовал данную фамилия от диалектного слова поратый, что означает “бойкий, сильный, дюжий”. Дополнительный аргумент в пользу этой точки зрения можно считать тот факт, что Островский довольно редко образовывал фамилии героев от искаженных иностранных слов.
Вопрос. Какова жизненная позиция Паратова?
Ответ. “У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет, найду выгоду, так все продам, что угодно”. Из разговора Кнурова с Вожеватовым выясняется, что в практической, деловой сфере Паратов терпит неудачу, в настоящее время нуждается в деньгах и поэтому продает пароход “Ласточка”. “Выгоды не находит”,- заключает Вожеватов, а Кнуров добавляет: “Где ж ему! Не барское это дело. Он ведь мотоват”.
Вопрос. Когда в пьесе упоминается имя Паратова вновь?
Ответ. Вновь упоминается имя Паратова, когда речь заходит о Ларисе Огудаловой, бесприданнице из “порядочной” семьи, где на Паратова были вполне определенные виды. Он добился того, чтобы Лариса его страстно полюбила, а сам “женихов отбил, да и след простыл, исчез, неизвестно куда”,- как сообщил Вожеватов.
Его появление вносит беспорядок в уже более или менее установившуюся жизнь, резко нарушает хрупкое равновесие в душе Ларисы между желанием примириться со своей участью и тоской по яркой и красивой жизни. Для него и из-за него совершаются все события в пьесе.
Вопрос. Искренен ли Паратов в проявлении своих чувств?
Вопрос. Каковы взаимоотношения Паратова и Ларисы?
Вывод: ( в тетрадях).Его речи и поведению присуща своеобразная театральность, умение принять в зависимости от собеседника и обстановки именно тот тон, который представит его в наиболее выигрышном свете: с Кнуровым, Вожеватовым и матерью Ларисы он говорит цинично, прямо сообщая о своих намерениях выгодно продать себя; c Карандышевым в присутствии Ларисы он принимает вызывающий тон, демонстрируя превосходство над своим соперником и т.д.
Вопрос. Как при общении с разными людьми, Паратов довольно быстро находит общий язык?
Вопрос. В чем выражается себялюбие Паратова?
Ответ. Флиртуя с Ларисой, Паратов совершенно не дорожит ею. Он хочет унизить в ее глазах жениха, жестоко проучить Карандышева за то, что тот перед ним “топорщится”, “как и человек, петушиться тоже вздумал”. “У меня правило: никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут”,- это не пустые звуки, а одно из качеств Паратова. Он вступил с Карандышевым в спор, чтобы лишний раз подчеркнуть в присутствии Огудаловых, сколь ничтожен, низок, смешон жених Ларисы в сравнении с ним, с блестящим барином. Никакие брудершафты не останавливают Паратова в осуществленном им сценарии унижения и оскорбления чиновника Карандышева, посмевшим посчитать себя равным ему. Ларису уговаривают поехать на пикник. Это оказалось возможным, потому что Паратов скрыл от Ларисы тот факт, что он обручен. Всеми своими речами и поступками он афиширует свое “чувство”, внушает ей, что он ее любит. Слово, которое для Ларисы имеет прямой смысл, для Паратова мимолетное средство, необходимое для достижения своих целей. “Сергей Сергеич ни над чем не задумывается” (Вожеватов); “И должно быть, обещания были определенные и серьезные” (Кнуров). Кнуров точно подметил: “Да ведь как ни смел, а миллионную невесту на Ларису не променяет”. “Еще бы! Что за расчет!”,- соглашается Вожеватов.
Это известие Паратов сознательно преподносит в конце прогулки. “Я видел вас, и ничего более для меня не существовало”. В словах Паратова есть и правда, и страшная ложь.
Вопрос. Паратов, разговаривая с Робинзоном, говорит ему о своем жизненном принципе. Что это за принцип?
Ответ.Несколькими минутами ранее Паратов дает Робинзону практический совет, являющийся его жизненным принципом: “Применяйся к обстоятельствам. Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло, теперь торжество буржуазии. в полном смысле наступает золотой век”. В один ряд у него выстраивается пароход “Ласточка” (его потом можно продать), актер Робинзон (он пригодился для забавы), Лариса. В одном ряду оказывается то, чем можно попользоваться, насладиться, потешиться, а затем поменять на более ценное и выгодное.
Вывод,( в тетради):Паратов любит только себя и свое благополучие, не обращая внимания на то, как он попутно, незаметно для себя, калечит судьбы людей.
Паратов принял правила игры, основанные на трезвом расчете и беспредельном эгоизме, и не намерен проигрывать ни при каких условиях, т.к. собственные выгоды и удовольствия для Паратова дороже всего.
Прозрев, Карандышев уже по-иному относится к Ларисе, он говорит ей те слова, которых она ждала и которых ни от кого не могла услышать: “Я готов на всякую жертву, готов терпеть всякое унижение для вас. Скажите же, чем мне заслужить любовь вашу?” Поздно сказаны эти слова, сердце ее разбито, судьба сломана. И выстрел Карандышева для нее – это избавление от жизни безобразной, постылой. И она говорит Карандышеву слова, которых прежде ни за что бы не сказала: “Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали. ”
“Маленький человек” у Островского становится просто человеком.
III. Вывод по теме урока:
В мире, где все продается и покупается, нет места жалости. Мотив сочувствия и равнодушия, жалости и бессердечности проходит через всю пьесу. Благодаря лейтмотивам, “подводному течению”, которые стали у Чехова важной особенностью его драматургической системы (это дополняет учитель), в “Бесприданнице” драма Ларисы приобретает глубокий общий смысл. Это не просто история обманутой девушки, а трагическое столкновение чистого светлого человека с миром, в котором господствует бесчеловечность.
Запись в тетради:В мире, где все продается и покупается, нет места жалости. Мотив сочувствия и равнодушия, жалости и бессердечности проходит через всю пьесу. Это не просто история обманутой девушки, а трагическое столкновение чистого светлого человека с миром, в котором господствует бесчеловечность.
IV. Домашнее задание.Подготовить цитатные выдержки о семье Ларисы, о её матери, жизни.
Урок № 10
Тема: Трагическая судьба Ларисы Огудаловой в мире «чистогана».
Цели: предполагают помочь учащимся понять, как гибнет прекрасная поэтическая натура в этом жестоком мире “чистогана”.