О чем предупреждает автор эраста в повести бедная лиза
Сочинение: За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (По повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)
За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (По повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)
Николай Михайлович Карамзин вошел в историю русской литературы как основоположник нового литературного направления — сентиментализма. Это направление пришло на смену классицизму в конце восемнадцатого — начале девятнадцатого века. Оно получило свое название от французского слова sentiment, что переводится на русский язык как «чувство», «чувствительность». В отличие от классицизма, требовавшего от писателя изображения людей выдающихся, живущих в сфере государственных интересов и идей, сентиментализм сосредоточился на описании обыкновенного, ничем не выделяющегося из общей среды человека, который, однако, способен любить, чувствовать и стремиться к добру. Сентиментализм провозгласил культ естественного человека, живущего в единстве с природой, был не чужд патриархальной идеализации. Он воспевал такие чувства, как чрезмерная нежность, слезливая сострадательность, одним словом, те, что попадают под определение «сентиментальные».
Типичным образцом сентиментализма в русской литературе стала повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». В восприятии сегодняшнего читателя сюжет ее может показаться избитым и мелодраматичным. В центре повести судьба бедной крестьянской девушки Лизы. После смерти отца вдова и дочь вынуждены были отдать свою землю в наем за гроши. «К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего — ибо и крестьянки любить умеют! — день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать. Одна Лиза… не щадя своей нежной молодости… трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».
Карамзин осуждает Эраста за то, что тот не смог преодолеть сословных предрассудков, не смог стать выше житейских неурядиц, чтобы спасти и сохранить свою любовь и принести счастье любимому человеку. В результате он погубил прекрасную девушку и лишил себя собственного счастья.
Образ и характеристика Эраста в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение
Эраст – один из главных героев повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Эраст – молодой богатый дворянин. Он обладает привлекательной внешностью, изрядным умом, хорошими манерами. Эраст ведет светский образ жизни: посещает приемы, балы, увлекается азартными играми. Жизнь молодого дворянина наполнена развлечениями и удовольствиями. Однако Эраст, несмотря на все удовольствия, яркую, насыщенную жизнь, начинает скучать в светском обществе, частью которого является.
Однажды герой знакомится с крестьянской девушкой Лизой. Эраст влюбляется в девушку, стремиться проводить с ней как можно больше времени. Частые встречи героев остаются тайными для окружающих: Эраст – дворянин, он не может жениться на крестьянской девушке. Не смотря на разность положений в обществе, герой обещает Лизе, что когда-нибудь они вместе уедут в деревню, и там будут жить счастливо.
Образ Эраста сложен и противоречив. Наряду с положительными чертами героя, преобладают и отрицательные качества. Можно сказать, что характер Эраста, его поступки и действия определяют весь сюжетный ход повести. Молодой дворянин является добрым, но слабохарактерным человеком. Его действия безрассудны, легкомысленны. Герой не задумывается о последствиях своих слов, поступков, порывов.
Потеряв интерес к Лизе, Эраст не находит в себе душевных сил, смелости объясниться с девушкой. Под предлогом ухода на службу молодой дворянин оставляет Лизу. Он понимает, что прощается с ней навсегда, однако оставляет девушке надежду на их скорую встречу.
Во время службы в полку герой ведет праздный образ жизни, часто играет в азартные игры. В один из дней он проигрывает все свое состояние. Герой боится бедности, боится остаться ни с чем. Чтобы поправить свое материальное положение он жениться на пожилой богатой вдове, которая давно ему симпатизировала.
В образе Эраста автором показано как «большой город», праздная, наполненная пустыми удовольствиями жизнь убивает в человеке все «естественное». Эраст живет по законам светского общества, где материальное ценится гораздо больше духовного, возвышенного, искреннего. Любовь Лизы герой меняет на удовольствия светской жизни, на богатство. Эраст не обладает злым сердцем, его поступки продиктованы слабостью, безволием натуры. Слишком поздно герой осознает всю неправильность, «неестественность» своего выбора.
2 вариант
В повести Карамзина «Бедная Лиза» одним из главных героев, является Эрнест — молодой человек, являющийся привлекательным и богатым дворянином. В нём много положительных черт, которые способны украшать его внутренний мир.
Но также, у него есть и минусы: он ведёт вредный образ жизни, играет в запретные игры и самое главное то, что ему быстро надоедают девушки. Находясь в вечном поиске, он не может найти ту самую девушку, которая сможет на всю жизнь взбудоражить в нем чувства.
Встретив невероятную девушку Лизу, к нему приходит осознание того, как сильно он смог влюбиться в эту невинную и милую девушку. Она с ног до головы окутана любовью, Лиза чистая и очень преданная. Эраст по-настоящему влюбляется в неё и проводит каждый миг своей жизни со своей новой возлюбленной. Но вот пришло время, когда к Лизе пришёл свататься очень богатый сын какого-то мужика, обещающего любить её искренней и чистой любовью. Эраст не может принять это и отговаривает девушку от брака, признаваясь ей в своих возвышенных чувствах и верной любви. Девушка доверяется ему и отвергает того сына. Взамен, Эраст обещает навсегда забрать её с собой туда, где никто её не обидит и не тронет.
Но в силу своего характера, Эраст потерял ту любовь, которую якобы испытывал он к Лизе. Благодаря этому, он начинает избегать её и не хотел больше с ней общаться. В один день, он и вовсе сообщил ей о своём уходе в армию. Находясь там, он проиграл все свои деньги, играя в азартные карточные игры. После прихода, у него остаётся один выход — жениться на одной из самых богатых девушек, у которой погиб муж. Она давно проявляла к нему интерес. Совсем позабыл он о Лизе и даже не вернулся к ней. Даже и не признался он в том, что встретил девушку, на которой должен жениться. Девушка, узнав о свадьбе не выдержала и прыгнула в большой пруд, покончив жизнь самоубийством.
Эраст был до конца своей жизни не счастлив и винил себя в смерти той прекрасной Лизы. Он осознает, что она была прекрасной девушкой, которая навсегда останется в его сердце.
Основа произведения – неискренняя любовь, которую Эраст хочет купить за деньги. Так, например, он предлагает Лизе взять сто рублей для того, чтобы она забыла о нем навсегда. Он делает это ради того, чтобы ее сердце разлюбила его. При всем этом просто не хочет понимать то, что для нее это предательство разрушило все мечты, которые присутствовали на протяжении долгого времени.
Сочинение про Эраста
Сентиментальная повесть Карамзина о несчастной любви молодой девушки-крестьянки и богатого дворянина, считается одним из лучших произведений писателя, открывшего новое направление в литературе. Главной темой повести является социальное неравенство, в своем произведении автор рассказывает о непростых отношениях людей, принадлежащих к разному сословию.
Один из главных героев повести – Эраст, молодой, богатый дворянин. Это яркий представитель светского общества того времени. Богатый и избалованный роскошной жизнью, уставший от светских забав. Умный и образованный офицер, он пресытился всеми прелестями жизни высшего общества, которому уже все кажется скучным и однообразным. В поисках новых развлечений, он встретился с Лизой. Юная девушка привлекла его своей трогательной доверчивостью и целомудренной наивностью.
Красивая девушка пленила его воображение своей чистотой и непосредственностью, стала для него лакомым кусочком. Своей целомудренностью, она вызвала в нем возвышенные чувства, молодой человек испытал новые и неизведанные ощущения. Вся эта романтика длилась до той поры, пока девушка не стала принадлежать ему полностью. Тут снова все вернулось на круги своя. В Лизе уже не было загадки и непорочности, и молодой офицер, вернувшись с небес на землю, стал игнорировать свою избранницу.
Эраст вернулся к прежнему, привычному для него образу жизни. В скором времени, он сообщил Лизе, что отправляется на войну. Через два месяца, девушка встретила своего любимого в городе. Но это был уже не прежний, влюбленный в нее человек. Увидев Лизу, он был напуган, дал девушке денег, и вытолкал ее из дома.
Эраст остался верен своему обществу, поведению, достойного людей его круга. На войне, вместо того, чтобы участвовать в боевых действиях, он предавался азартным играм, и проиграл в карты почти все свое немаленькое состояние. После этого, он совершил поступок, не вызывающий никакого удивления в своем обществе – молодой офицер женился на старой и богатой вдове. Все это говорит о низости души этого человека, которому наплевать на чувства других, главным для которого было и остается богатство и высокое положение в обществе.
Анализ повести «Бедная Лиза» (Н.М. Карамзин)
Творчество Н. М. Карамзина связано в первую очередь с появлением в русской литературе такого направления, как сентиментализм. До этого в ней царствовал классицизм с его четкой конструкцией и дидактическими нравоучениями. Карамзин же открывает мир чувственный, наполненный различными эмоциями, личными переживаниями героев. Он признавался, что особую чуткость сердца – сентиментальность – он считал необходимым качеством писателя. Карамзин показал себя блистательным литератором, его работы до сих пор вызывают неподдельный интерес. Остановимся на одной из них – повести «Бедная Лиза», которая в настоящее время включена в обязательную школьную программу.
История создания
Считается, что Карамзин решился на подобный литературный эксперимент, вдохновившись повестями европейской литературы, с которыми ознакомился во время своего путешествия по странам Европы. Но писатель понимал: чтобы вызвать интерес и сострадание российского читателя, необходимо найти что-то, что вызовет отклик в его душе. Поэтому, кроме описания чувств главных героев, Карамзин детально описывает природу. В качестве основного бэкграунда он использует окрестности около Симонова монастыря. Дубовые боры, светлые реки, пруд – автор старается запечатлеть то, что приносит ему наслаждение вдали от городской суеты, и наполняет пейзажи особенным смыслом.
Благодаря такому подходу повесть кажется очень достоверной. Исследователь В. Н. Топоров отметил:
«Впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».
Повесть «Бедная Лиза» была опубликована в 1792 году в издании «Московский журнал», где Карамзин работал в качестве редактора.
Карамзин был не только поэтом и прозаиком, но и прекрасным переводчиком. Благодаря ему российские читатели познакомились с произведениями У. Шекспира, Г. Лессинга и других выдающихся европейских деятелей литературы. Одним из самых интересных творений Карамзин считаются «Письма русского путешественника», написанные под впечатлением от поездки по Европе и опубликованные в 1791-1792 гг. Именно здесь автор начинает внедрять черты сентиментализма, благодаря чему он стал известным литератором. Талант писателя раскрывался с каждой его работой. Знаковым событием в русской прозе стала публикация повести «Бедная Лиза», за ней в свет вышло другое произведение – «Наталья, боярская дочь».
Итогом творческого пути Карамзина становится энциклопедический труд «История государства Российского», в котором описаны события нашей страны от древности до начала Смутного времени. Многое из того, что написано в этих двенадцати томах, было найдено в архивах самим писателем и впервые опубликовано благодаря ему.
Жанр и направление
«Бедная Лиза» принадлежит к жанру повести – прозаическому произведению, в основе которого лежит цепь связанных логически и хронологически эпизодов. Некоторые называют «Бедную Лизу» рассказом, что неверно, так как обычно в рассказе реализуется одна сюжетная линия и он не такой большой по объему, как данная книга.
Карамзин пишет свою повесть, отходя от канонов классицизма и используя приемы сентиментализма. Сентиментализм – это такое течение в литературе XVIII века, когда в центр внимания ставится не разум, а чувствительность. Герой сентиментализма более проработан и индивидуален, поэтому он находит отклик в душе читателя. Поэт П. А. Вяземский называл это течение «изящным изображением основного и повседневного».
Основные черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»:
Однако близость с природой имеют не все действующие лица произведения, а только Лиза и сам рассказчик. Автор наделяет их такой способностью, акцентируя внимание на том, что именно они способны на настоящие чувства.
Смысл названия
Название «Бедная Лиза» можно трактовать несколькими способами. В первую очередь, Карамзин, добавляя в заголовок оценочное слово, дает нам понять свое отношение к героине. Ему жаль девушку, и он надеется, что читатель также будет ей сочувствовать.
Но не стоит забывать, что «бедная» также может обозначать «нищая», а материальное положение Лизы стало причиной, по которой Эраст не захотел связывать с ней свою дальнейшую жизнь.
Сюжет, кажущийся в настоящее время достаточно примитивным, в конце XVIII века произвел в русской общественности фурор. В повести изображена трагическая судьба бедной Лизы.
Крестьянская девушка Лиза вынуждена трудиться в поте лица, чтобы обеспечить себя и мать после смерти отца, бывшего «зажиточным поселянином». Она собирает ландыши в лесах и продает их в Москве. Там ее замечает молодой красивый дворянин Эраст, который влюбляется в нее, и эти чувства, кажется, навсегда.
Они много времени проводят вместе, но в какой-то момент Лиза перестает интересовать героя. Сначала Эраст видел в ней ангела, который так поразительно отличался от напыщенных барышень его круга; но после того, как девушка отдается молодому человеку, она теряет для него свою привлекательность. Эраст начинает отказывать ей во встречах, а затем и вовсе говорит, что ему нужно уехать вместе с полком, идущим в поход. Лиза просит его остаться, но он отвечает, что отказ от службы означает для него бесславие и позор. Девушка понимающе соглашается, и ей приходится смириться с неизбежной разлукой. Она очень сильно тоскует, но старается держаться, чтобы не тревожить мать лишний раз.
Однажды Лиза отправилась в Москву за лекарством и там увидела своего возлюбленного. Она была счастлива его встретить, однако тот сказал, что он теперь помолвлен и они не могут быть вместе. Оказывается, вместо доблестной службы в армии Эраст там увлекся игрой в карты и потерял все состояние. Он не в силах расплатиться с долгами, поэтому решает жениться на пожилой богатой вдове, которая была в него давно влюблена. Лиза не может пережить его измену. После того, как он ее выставил с порога, девушка просит приятельницу передать матери извинения и деньги, а сама кидается в пруд. Ее не успевают спасти. Эраст до конца жизни был несчастен и винил себя в смерти возлюбленной. Многомудрый Литрекон сочувствует этой потере, а Вам предлагает краткое содержание повести для читательского дневника и отзыв (вот они).
Конфликт
Основной конфликт повести «Бедная Лиза» можно назвать психологическим. Он заключается в отношении героев к любви и к деньгам. Лиза, умеющая искренне и сильно любить, сильно привязывается к Эрасту. Она живет своим чувством, отдаваясь ему всецело. Лизу не интересует материальное положение возлюбленного, она не берет его деньги, когда он пытается заплатить за ландыши сумму, в несколько раз превышающую озвученную стоимость. В то же время Эраст наслаждается временной связью с девушкой, которая поначалу казалась ему интересной. Но затем она ему наскучила, и он уезжает. Проиграв все деньги, Эраст идет на сделку с совестью – он сватается к богатой вдове ради ее состояния, которое ему нужно для выплаты долгов.
Лиза с самого начала понимала, что у нее не будет счастливой жизни с Эрастом. Она несколько раз говорила, что он никогда не будет ее мужем, ведь он дворянин. Но это не мешало героине погружаться в эти отношения все глубже и глубже. Эраст же, казалось, был готов на все ради Лизы. Но его чувства не прошли проверку временем. Молодой человек поступает подло, ведь он даже не сообщил возлюбленной, что вернулся.
Получается, конфликт произведения строится на таком приеме, как антитеза (противопоставление). Персонажей повести нельзя разделить на строго положительных и строго отрицательных, как это принято в классицизме. В сентиментализме столкновение взглядов реализуется с помощью несоответствия чувств и принципов одного героя с чувствами и принципами другого героя. Также заметен социальный конфликт: Карамзин, повинуясь демократическим веяниям Европы, становится на сторону естественных и чувствительных крестьян, не избалованных роскошью, и порицает дворян, испорченных средой. В других известных примерах сентиментальных произведений (Шиллер, Лессинг) правда тоже оказывается на стороне простого человека, а знатный господин проявляет подлость, но зачастую раскаивается в ней.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в повести «Бедная Лиза» способствуют наиболее полному раскрытию социального и любовного конфликта:
Темы и проблемы
В повести «Бедная Лиза» перед нами предстает богатая тематика:
Проблематика в повести «Бедная Лиза» :
Главная мысль
Новаторской в русской литературе была идея, суть который заключалась в том, что низшие сословия так же, как и высшие, могут чувствовать. Крестьяне могут проявлять эмоции, как и дворяне, а то и глубже. Фраза «И крестьянки любить умеют» стала ключевой для аудитории, которая с восторгом читала повесть. Карамзин призывает быть более гуманными по отношению друг к другу независимо от сословной принадлежности. Эгоизм Эраста погубил и Лизу, и ее мать, и его самого.
Смысл повести — призыв к гуманизму, ведь люди равны, никто из них не виноват, что родился без серебряной ложки во рту. А между тем именно серебряная ложка становится мерилом ценности личности. Если бы Лиза была благородной и богатой, их с Эрастом ждала бы счастливая жизнь в браке, но то, как общество зациклено на титулах и деньгах, превращает любовь в трагедию. Современники Карамзина так восторженно приняли повесть о чувствах, потому что в их жизни чувств не было, так как все браки были продиктованы финансовой необходимостью или старческой похотью, но никак не любовью.
Карамзин делает первые шаги в преобразовании литературного русского языка. Он убирает из речи героев старославянизмы и церковную лексику, делает разговоры героев более простыми и понятными. Однако писатель упускает один момент: речь провинциальной крестьянки и дворянина из крупного города одинакова. То есть в литературе пока еще не было сильных различий между крестьянским говором и аристократическими разговорами, хотя в жизни они ощущались.
В повести «Бедная Лиза» Карамзин использует следующие средства выразительности:
Автор использует эти приемы, чтобы дополнительно подчеркнуть сентиментальную натуру главной героини, а также раскрыть чувства и образы персонажей, создать некую атмосферу.
Критика
Не только аудитория с большой благосклонностью отнеслась к повести «Бедная Лиза». Большинство критиков говорили о новаторстве Карамзина и подчеркивали особенность «Бедной Лизы». Они отмечали не только новую для российского читателя чувствительность, сентиментальность, но и печальный конец, который выбрала для себя героиня, — самоубийство. Литератор В. В. Сиповский писал, что русская публика впервые встретилась с «горькой правдой жизни», а не со счастливым концом, как это было раньше.
Критик В. Н. Топоров называл работу Карамзина «корнем», из которого выросло «древо русской классической прозы». Он считал, что многие произведения А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка») написаны именно благодаря «усвоению уроков карамзинской повести».
Однако советский литературовед Г. А. Гуковский же писал, что если в подобных европейских сюжетах превалировала антифеодальная мысль, где показаны последствия сословного неравенства, то Карамзин же будто говорил, что и в крепостничестве можно быть счастливым.
«Человечность демократического сентиментализма, требовавшая свободы для всякого человека, превратилась у него в формулу “и крестьянки любить умеют”», — писал исследователь.
Это справедливое замечание, так как Карамзин действительно не хотел отмены крепостного права. Он считал, что нужно регулировать самоуправство помещиков и следить за их действиями по отношению к крестьянам.
Однако личные взгляды автора никак не умаляют его заслуг. Карамзин призывал аристократию быть более гуманной и отзывчивой. Его вклад в русскую культуру сложно переоценить. Труды писателя до сих пор вызывают интерес со стороны исследователей и широкой публики, потому что он действительно показывал жизнь в ее многообразии.
Помогите написать сочинение на тему в чем причина поступка Эраста в произведении Бедная Лиза
Главный герой произведения дворянин Эраст, он происходит из аристократической семьи. Это красивый молодой юноша, который привлекательный внешне, имеющий доброе сердце и хорошие манеры. Он легко находит общий язык со всеми, поэтому круг общения его достаточно широк и разнообразен, его любят в обществе.
Единственные недостатки молодого дворянина, ветреные поступки и слабая сила воли. Встретив Лизу, он полюбил ее с первого взгляда, но если рассмотреть это чувство более подробно, то это была обычная влюбленность. Ведь после некоторого времени проведенного с Лизой, гуляя по полям, наслаждаясь, обществом друг друга.
Он многие поступки и слова, которые говорит возлюбленной, прочел в романах, но вскоре понимает, что эти отношения были просто увлечением. Лиза же наоборот полюбила Эраста сильно, глубоко и настоящей любовью. Эраст этого чувства к ней не испытывает, после того как долго встречался с крестьянкой и получил от нее то что хотел, понимает что она ему уже наскучила.
Самое главное в этой истории, что Эраст изначально верил в то, что он любит Лизу и не собирался ее предавать. Даже после того как Эраст с ней расстался он терзает себя мыслями, что обманул молодую девушку. Для того чтобы ей хоть как то помочь, он предлагает ей 100 рублей, но Лиза ужасно обиделась этому предложению.
Эраст из богатой семьи и привык все проблемы решать с помощью денег, он, как только увидел Лизу, хотел скупить все ее цветы, потом хотел помогать ей деньгами, но она отказалась. Вот после расставания Лиза ни копейки не взяла у Эраста. Он хотел помогать ей финансово, но проиграл все свои деньги и чтобы не стать нищим, ему пришлось жениться на богатой вдове.
Лиза бродила по городу и нашла пруд, в который и бросилась, Эраст, узнав об этой трагедии так и не смог простить себе, то, что предал молодую девушку. Он так и не смог простить себя за то, что Лиза погибла.
В итоге Эраст так и не смог быть счастливым и не простил себя за то, что стал виноватым в смерти Лизы. Эраст добрый, но слишком ветреный, не имеющий силы воли человек, из-за его слабости не смогла стать счастливой Лиза и он сам.
Так же большую роль в этой истории сыграло то, что Лиза и Эраст с разных сословий, он дворянин, она обычная крестьянка. Это и стало причиной столь трагической истории, в финале которой погибла Лиза. Ведь даже если бы Эраст захотел на ней жениться, общество не приняло бы этот брак и до конца жизни осуждали бы Лизу и Эраста.
Портрет главного персонажа
В своем творчестве Карамзин одним из первых взглянул внутрь человека, осветил его тонкий внутренний мир. Идея повести была прогрессивной для своего времени. В новелле затронута довольно глубокая и до сих пор актуальная тема — любовь и достоинство, низшие качества души и высшие устремления. Эта история полна психологизма. В ней идет речь о трагедии молодости и красоты.
Эраст — персонаж неоднозначный. Он ветреный, интересный, своенравный. Он не циник, не лицедей. Его дурной нрав — это влияние окружения, в котором он вырос. Главная проблема персонажа — его круг. Портрет главного героя описан Карамзиным так:
В плане душевных качеств Эраст неоднозначен и сложен. Он ведом своими чувствами, желанием получить больше удовольствий и развлечений. Его порывистый и неоднозначный нрав в конце концов приводит к трагедии. Его избранница — богатая светская вдова, а та, кого он действительно любил, страдает и погибает.
Однако автор не относится отрицательно к своему герою. Писатель просто находится в стороне от всего происходящего, ведь история произошла много лет назад – ее поведал постаревший главный персонаж новеллы. Автор говорит с легким оттенком печали и грусти, вспоминая о судьбе этих людей.
Молодой дворянин, выходец из высшего света, привык получать все, что хочет, без труда. Однако то, что легко добыто, теряет для него свою прелесть, волшебную привлекательность. То же происходит и в любви.
Описание Эраста из повести «Бедная Лиза»:
Скорее всего, юноша осознает, что в окружающем его светском мире нет искренности, настоящих добродетелей и чистых отношений. И это его тяготит, поэтому его манит Лиза — девушка совершенно наивная, необразованная, но добрая и стыдливая.
Сравнительная характеристика героев
В своем произведении Николай Карамзин дает краткие, но исчерпывающее описания характеров Эраста и Лизы. Проанализировать психологические характеристики главных героев лучше всего через сравнение.
Оба влюбленных добры, молоды, любят жизнь, чистую природу. Но выросли они в разной среде, отсюда разница в отношении к браку, причинах поступков и стремлениях. Им не суждено быть вместе, несмотря на искренние чувства, и в глубине души оба это понимают. Но их все равно влечет друг к другу.
Таблица 1. Сравнение характеров.
Эраст | Лиза | |
Общественное положение | Дворянин. | Обедневшая крестьянка. |
Образование | Образованный. Читает идиллические романы. | Умеет только ткать и заниматься домашними делами. |
Характер | Слабый, безвольный, мечтающий. | Берет на себя заботу о стареющей матери и все домашние хлопоты. Волевая девушка, но в любви безрассудна. |
Развитие душевных качеств | Поверхностность чувств, ветренность. | Способность сильно любить, преданность. |
Отношение к деньгам | Готов дать за ландыши больше, чем они стоят. Он не считает денег. Тратит, проигрывает. | Девушка бережет деньги. Работает с утра до ночи, чтобы получить копейки за свой труд. |
Какие качества характера Эраста привлекли Лизу? При первой встрече он был добр с ней, предложил заплатить больше, чтобы вознаградить девушку за труд. Он никогда не говорил с ней свысока, как барин, не унижал за ее безграмотность.
Хорошо относилась к богатому дворянину и мать Лизы. Бедная женщина с нетерпением ждала свадьбы дочери. И познакомившись с Эрастом, заметила, насколько добры его глаза и душа. Она желала своей дочери такого же доброго и прилежного мужа. Однако у судьбы были иные планы.
Роль Эраста в сюжетной линии
Некоторые черты характера героя уже предполагают развитие сюжета в определенном направлении. Например, молодой человек не думает о последствиях, не переживает о своем будущем.
Основные черты характера молодого влюбленного, влияющие на развитие сюжетной линии:
Когда у Эраста заканчиваются средства к существованию и наследственное имение проиграно, герой сокрушен. Он должен найти выход. Тогда после похода он женится на богатой вдове. А чистая и совсем еще наивная девушка погибает от неверности главного героя. И к такому финалу приводят именно поступки Эраста. Это основной сюжет сочинения Карамзина
Его образ и значение имени
Характеристика Эраста из «Бедной Лизы» заключена уже в самом имени героя. Это не антигерой, не злодей, он не плетет интриги, не злорадствует. Он просто так воспитан — в богатстве и праздности, ни за что не нес ответственности. В целом, это даже положительный герой, и об этом автор упоминает в тексте. Он видит дворянина порядочным и добрым в глубине души. Есть цитата, где Карамзин прямо описывает его, как человека «…добрым сердцем, добрым от природы. »
Встречаясь с крестьянской девушкой, молодой человек не обманывал ее. Но его имя означает «влюбчивость», «легкость натуры». В герое нет глубины и силы чувств. Таким образом, значение имени Эраст в «Бедной Лизе» просто понять — это человек, влекомый чувственными мотивами, выгодой. Герой просто избрал легкий путь в жизни, на котором нет множества проблем.
Не считаясь с чувствами девушки, он выставил бедную крестьянку с порога своего дома, приказав не возвращаться. Возможно, Эраст и не предполагал, что ее чувства настолько глубоки, но она отказывается жить без него и бросается в воду.
Лиза – цельная и самодостаточная натура. Но, полюбив, становится зависимой от барина. Она потеряла себя в любви, что это говорит о ее возвышенности, но жизнь она не ценит.
Эраст, напротив, не настолько целостен душой. Он может говорить одно, но поступать совсем иначе – в соответствии с сиюминутной выгодой. Он эгоистичен. И предательство его непреднамеренное — решение бросить девушку исходит от малодушия. Его душа пыталась потянуться за чистотой и преданностью девушки, но он слаб, и порыв его быстро угас.
Когда девушка находит Эраста в городе после пропажи, он предлагает ей деньги. Он знает, что это низко, но все же не может предложить ей ничего другого для смягчения удара. И хотя его душа страдает, поступить иначе барин не решается. В нем нет той силы характера, твердости духа и смелости, чтобы избрать правильный путь.
Предав Лизу, юноша остается в своем привычном скучном мире. Но, оставшись в высших кругах общества, теряет навеки душевный покой. И хоть он в порыве любви говорил, что сможет жить с любимой даже в лесу, в действительности это оказалось ложью.
Изменения в душе героя
Вспомним, к какому сословию принадлежит Эраст — из высшего света. В таком обществе деньги и социальный статус играют более важную роль, чем искренняя любовь. Последняя воспринимается скорее как развлечение, идиллическая сказка, но жертв, которых требует настоящая любовь, эгоистическое сознание не может принять.
В таком обществе, таком средоточии нравов и привычек и вырос герой, такие моральные категории он и усвоил с детства. Поэтому автор и не обвиняет Эраста, а сочувствует ему.
Юношеская душа не научилась преодолевать препятствия ради любви. И при первых вызовах судьбы герой сдался. Эраст женился на богатой вдове не с тем, чтобы сделать девушке больно — его вынудили финансовые обстоятельства.
После трагического самоубийства Лизы Эраст получает глубокую душевную рану. Это говорит о том, что его душа умеет действительно любить, но она неразвита. Раскаяние и чувство вины сопровождают героя до последних дней жизни.