О чем предмет мхк
Для чего нужна Мировая художественная культура в школе?
Урок МХК в современной школе.
Мировая художественная культура (далее МХК) как самостоятельный предмет возникла сравнительно недавно. Это молодой предмет, его история насчитывает около двадцати – тридцати лет. Курс «Мировая художественная» культура отличается от других предметов школьной программы тем, что его методические требования еще только формируются, систематизируются. Следствием этого можно сделать вывод о том, что слабая разработанность методологии и требований к уроку МХК делает предмет МХК «блёклым» и не интересным по отношению к другим предметам школьной программы. Поэтому учителю МХК и администрации школы предстоит решать данные проблемы.
Мировая художественная культура как учебный предмет принадлежит к образовательной области «Искусство».
Урок МХК в современной школе призван формировать целостную гармоничную личность. Наиболее эффективными для достижения этого являются коммуникативные формы работы с учащимися. В своей работе я использую фронтальные, групповые формы работы с учащимися. Именно коммуникативные формы предполагают не просто обмен высказываниями, репликами по поводу того или иного предмета искусства, а целостную организацию обмена мнениями, при которой, подчеркиваю, эти мнения никому не навязываются. Благодаря такому целенаправленному и упорядоченному обмену, современный ученик составляет собственное видение предмета искусства: будь-то репродукция, книга, памятник архитектуры или отрывок из музыкального произведения.
Уроки по искусству, на мой взгляд, лучше проводить в форме дискуссий, семинаров, творческих мастерских, небольших театрализованных представлений. Именно такие формы организации урока способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала учениками.
Нельзя забывать учителю и о межпредметных связях школьного предмета МХК с другими дисциплинами, которые преподаются в школе. Так все мы знаем, что искусство тесно связано с историей, географией, литературой, музыкой. Поэтому на уроке МХК обязательно нужно проводить параллели к этим предметам. Но отмечу сразу то, что современный школьник не знает или плохо знает историю, литературу. Так на одном из уроков МХК работая со слайдами, на которых был изображен памятник архитектуры 16 века, мною был задан следующий вопрос учащимся: «Кто правил государством в данный момент времени?» И что меня поразило, из семнадцати учеников ответил только один.
Беседуя о памятниках литературы на уроках МХК можно сказать о том, что современный школьник не знает или плохо знает авторов произведений, да и сами произведения, хотя на уроках литературы учителя-словесники углублённо изучают с учениками и поэтов и писателей. Из этого следует вывод, что учитель МХК должен обладать знаниями о том или ином предмете, который он хочет обсудить на уроке с учениками. Нам, учителям, не только самим нужно проводить параллели, связи, с другими предметами школьного курса, но и учить на уроке МХК своих учеников самим делать это.
На уроке МХК в современной школе под руководством учителя учащиеся должны научиться самостоятельно и творчески организовывать свою деятельность, осуществлять поиск и систематизацию материала в различных источниках и преобразовывать ее в знания, использовать компьютерные технологии для оформления творческих и домашних работ.
Хочу подчеркнуть, что на уроках искусства должна присутствовать и проектная деятельность учащихся. Она должна быть ориентирована на развитие интереса к самостоятельной творческой работе, умение работать с текстом, выделять главное, выполнять презентации, анализировать, обобщать изученное. Учитель здесь должен выступать в качестве наставника, ментора. Проектная деятельность может выступать как самостоятельная форма организации урока.
Таким образом, урок МХК в современной школе должен не только раскрывать перед нами целостную, гармоничную личность, но и воспитывать ее.
Предмет МХК
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
ПРЕДМЕТ МХК. СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ КУРСА. ЛИТЕРАТУРА. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО МИРА
ВИДЫ ИСКУССТВ. ИСКУССТВО СЛОВА, ЗВУКА, ИЗОБРАЖЕНИЯ.
ХРАМ ИСКУССТВ
Описание слайда:
Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно рассказывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание.
/Огюст Роден/
Описание слайда:
Художественная культура – это средоточие представлений о мире, о человеке, его нравственных и эстетических идеалах, выраженных в художественном творчестве человека.
Описание слайда:
Что же это за предмет и что нам дает его изучение?
МХК предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры (изобразительному искусству, музыке, литературе. театру), которая определяется как способ и продукт художественной деятельности людей. Цель этого курса — ввести в мир художественной культуры, научить ориентироваться в нем, развить эстетический вкус.
Описание слайда:
Описание слайда:
Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную, хотя это деление и условно.
Духовные ценности культуры соответствуют трем основным областям: науке (научные ценности), нравственности (нравственные ценности) и искусству (художественные ценности).
Мировая
Духовная
КУЛЬТУРА
Национальная
Материальная
НАУКА
(научные ценности)
ИСКУССТВО
(художественные ценности)
НРАВСТВЕННОСТЬ
(нравственные ценности)
Описание слайда:
Что же дает нам изучение МХК?
Искусство — это та живительная сила, которая объединяет людей, в какое бы трудное время они ни жили. Ведь самое страшное, когда замыкаясь на себе, человек думает, что до него ничего не было. Изучая МХК, мы начинаем понимать, что искусство занимается вечными проблемами человечества. Мы получаем возможность вести диалог с партнерами любой эпохи. Это по силам только искусству! Путешествуя в глубь веков, мы расширяем наш кругозор, наш внутренний мир. Это дает нам гармонию, которая так необходима творческому человеку. Изучая древние цивилизации, мы понимаем закономерности развития культуры современной. Древние цивилизации помогают нам оценить сквозь призму исторического опыта настоящее и спрогнозировать будущее.
Описание слайда:
Описание слайда:
Когда мы говорим «искусство», то чаще всего имеем в виду художественное творчество. Но существуют различные виды искусства: музыка, литература, скульптура, живопись, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство (ДПИ), кино, балет, театр, эстрада, художественная фотография, дизайн. Среди этого множества можно выделить три древнейших искусства, которые, воздействуя на зрение, слух и речь, воспитывают чувства человека. Это искусство изображения (изобразительное искусство), искусство звука (музыка) и искусство слова (литература). Без этих главных искусств невозможно представить себе ни спектакля, ни фильма, ни эстрадного концерта. Именно эти три искусства, осваивая мир в образной форме, имеют своей главной задачей, по словам Гегеля, «раскрывать истину в чувственной форме».
Описание слайда:
Искусство изображения (изобразительное искусство)
Описание слайда:
Искусство звука (музыка)
Описание слайда:
Искусство слова (литература)
Только искусство делает человека – человеком.
/К. Коровин/
Искусство есть одно из средств единения людей.
/Л. Толстой/
Описание слайда:
Давайте попробуем разобраться в многообразии видов искусства.
В зависимости от способа изображения жизни искусства подразделяются на пространственные и временные.
Временные искусства воспринимаются на слух и длятся во времени. Это музыка и литература.
Пространственные или пластические, искусства (их еще называют видимыми, визуальными, изящными) воспринимаются зрением и находятся реальном пространстве не изменяясь и не развиваясь во времени. Они имеют предметный характер и создаются посредством обработки вещественного материала.
Пространственные, или пластические, искусства условно делят на изобразительные (графика, живопись, скульптура) и тектонические (архитектура, ДПИ и дизайн).
Описание слайда:
Важными в искусстве являются понятия «художник», «творчество, «произведения искусства».
Художник
Произведение
искусства
Творчество
Техника исполнения
(Как?)
Идея, содержание
(Что?)
Описание слайда:
Описание слайда:
Храм искусств
А теперь, зная различные виды искусства, их классификации, подумаем, как может выглядеть ХРАМ ИСКУССТВ.
Каждый человек представляет его по-своему. Попробуй и ты вообразить свой ХРАМ ИСКУССТВ.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Мировая художественная культура
Автором предмета была Лия Михайловна Предтеченская, начавшая преподавание курса МХК в ленинградской школе № 397 в 1960-х годах. По её же инициативе началось внедрение курса в школьную практику. Решением Министерства Просвещения РСФСР с 1977 года курс МХК преподавался как экспериментальный вариант обязательного предмета в старших классах общеобразовательной школы, а с 1988 года — уже как обязательный учебный предмет в старших классах общеобразовательной школы.
В начальной школе преподаются основы предмета, родное искусство. В 5—6 классе преподаётся художественная культура древнего мира. В 7 классе преподаётся художественная культура Средневековья. В 8 классе художественная культура неевропейских стран. Может также преподаваться русская художественная культура. В 9 классе преподаётся мировая художественная культура XX—XXI веков. В 10—11 классах идёт повторение изученного и более глубокое изучение пройденного в 5—9 классах. В высших учебных заведениях предмет изучается глубже по регионам и странам.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юнио́р» (сокращённо Конкурс Юниор) проводится по основным направлениям естественнонаучных, технических и медико-биологических знаний в рамках пяти секций: математика, физика и астрономия, информатика, биология и экология, химия. Проводится Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» при участии Минобрнауки РФ и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». Генеральным спонсором является компания INTEL. Принимают участие школьники.
Урок МХК в современной школе
Материал подготовлен учителем русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №10» г.Шадринска
Губановой Валерией Алексеевной
Урок МХК в современной школе.
Мировая художественная культура (далее МХК) как самостоятельный предмет возникла сравнительно недавно. Это молодой предмет, его история насчитывает около двадцати – тридцати лет. Курс «Мировая художественная» культура отличается от других предметов школьной программы тем, что его методические требования еще только формируются, систематизируются. Следствием этого можно сделать вывод о том, что слабая разработанность методологии и требований к уроку МХК делает предмет МХК «блёклым» и неинтересным по отношению к другим предметам школьной программы. Поэтому учителю МХК и администрации школы предстоит решать данные проблемы.
Мировая художественная культура как учебный предмет принадлежит к образовательной области «Искусство».
Урок МХК в современной школе призван формировать целостную гармоничную личность. Наиболее эффективными для достижения этого являются коммуникативные формы работы с учащимися. В своей работе я использую фронтальные, групповые формы работы с учащимися. Именно коммуникативные формы предполагают не просто обмен высказываниями, репликами по поводу того или иного предмета искусства, а целостную организацию обмена мнениями, при которой, подчеркиваю, эти мнения никому не навязываются. Благодаря такому целенаправленному и упорядоченному обмену, современный ученик составляет собственное видение предмета искусства: будь-то репродукция, книга, памятник архитектуры или отрывок из музыкального произведения.
Уроки по искусству, на мой взгляд, лучше проводить в форме дискуссий, семинаров, творческих мастерских, небольших театрализованных представлений. Именно такие формы организации урока способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала учениками.
Нельзя забывать учителю и о межпредметных связях школьного предмета МХК с другими дисциплинами, которые преподаются в школе. Так все мы знаем, что искусство тесно связано с историей, географией, литературой, музыкой. Поэтому на уроке МХК обязательно нужно проводить параллели к этим предметам. Но отмечу сразу то, что современный школьник не знает или плохо знает историю, литературу. Так на одном из уроков МХК работая со слайдами, на которых был изображен памятник архитектуры 16 века, мною был задан следующий вопрос учащимся: «Кто правил государством в данный момент времени?» И что меня поразило, из семнадцати учеников ответил только один.
Беседуя о памятниках литературы на уроках МХК можно сказать о том, что современный школьник не знает или плохо знает авторов произведений, да и сами произведения, хотя на уроках литературы учителя-словесники углублённо изучают с учениками и поэтов и писателей. Из этого следует вывод, что учитель МХК должен обладать знаниями о том или ином предмете, который он хочет обсудить на уроке с учениками. Нам, учителям, не только самим нужно проводить параллели, связи, с другими предметами школьного курса, но и учить на уроке МХК своих учеников самим делать это.
На уроке МХК в современной школе под руководством учителя учащиеся должны научиться самостоятельно и творчески организовывать свою деятельность, осуществлять поиск и систематизацию материала в различных источниках и преобразовывать ее в знания, использовать компьютерные технологии для оформления творческих и домашних работ.
Хочу подчеркнуть, что на уроках искусства должна присутствовать и проектная деятельность учащихся. Она должна быть ориентирована на развитие интереса к самостоятельной творческой работе, умение работать с текстом, выделять главное, выполнять презентации, анализировать, обобщать изученное. Учитель здесь должен выступать в качестве наставника, ментора. Проектная деятельность может выступать как самостоятельная форма организации урока.
Таким образом, урок МХК в современной школе должен не только раскрывать перед нами целостную, гармоничную личность, но и воспитывать ее.
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ МХК. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ. ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ МХК.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ. ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
расширение представлений о понятии «культура»;
рассмотрение эволюции этого понятия в историческом аспекте;
развитие умения обосновывать собственную эстетическую оценку;
развитие умения терпимо относиться к альтернативным суждениям.
Прекрасное пробуждает доброе.
Но, создавая искусственную среду для существования в сложном, таящем множество опасностей мире, первобытное существо одновременно стало изменять и самого себя. Стадо превратилось в общество. Зверь стал человеком.
Предмет, который мы будем изучать, называется «Мировая художественная культура».
Разберем, что означает это название, и таким образом выясним в общих чертах содержание предмета
III. Изучение нового материала.
Уточним смысл понятия «культура»
— Что такое культура?
— Что такое культурный человек?
— Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?
— Как культурный человек должен относиться к природе, к жизни?
Таким образом, культура характеризует самые разнообразные стороны человеческой жизни.
Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Нечто подобное произошло с понятием «культура». Это
понятие столь многогранно, что до сих пор не существует его единого определения. Американские ученые А. Кербер и К. Клакхон уже в 1964 г. отобрали 257 дефиниций; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза.
Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.
Первоначально латинское слово cultura означало «уход за землей», «возделывание земли» и противопоставлялось значению слова «натура», т. е. природа («необработанная земля»).
Таким образом, «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.
Разберем, что представляет собой структура культуры, какие виды человеческой деятельности относятся к понятию «культура».
Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную.
Например, египетские пирамиды вполне можно отнести к духовной культуре, ибо основной целью их построения было внушение простым людям трепета и ужаса перед величием фараона, как наместника Бога на земле.
Дискуссия на тему : «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?».
Какую цель мы можем поставить перед собой при изучении предмета МХК?
1.Мои пожелания к урокам МХК (т.е. какими на мой взгляд должны быть уроки МХК)
2.Что мне дает изучение МХК?
3.Нужен ли мне этот предмет?
Домашнее задание : чтение введения (стр.3-5)