О чем предание о пугачеве литература 8 класс
Предание о Пугачеве:
Краткое содержание
Пугачев – это император Петр Третий. После Екатерины он женился на итальянской княгине, а та его свергла с престола. Потом женился на казачке, отцом стал. А вскоре его казаки-оборотни, предатели, Екатерине сдали. Она ему: «Набегался?» И царский престол вернула. Заодно произвела в полковники казака, который пойманному Пугачеву водки дал. Стал Петр царствовать. А жену в монастырь сослал. «Это все точно было».
Читательский дневник по преданию «О Пугачеве»
Сюжет
Пугачев на самом деле император Петр Третий. После Екатерины дважды был женат: на княгине из Италии и казачке, стал отцом. Через казаков-предателей попал в руки Екатерины. Та ему трон уступила. Стал он царем.
Отзыв
Предание, где перемешаны правда и народный вымысел. В нем есть реальные исторические личности и события: Петр Федорович (Петр Третий), Екатерина Вторая, Пугачев, его жена-казачка, Крестьянская война, отцовство бунтовщика, предательство казаков. Выдумка – княгиня из Италии, возврат престола, награда верному казаку и казнь полковника-оборотня, царствование Пугачева, ссылка жены в монастырь. Рассказчик уверен в правдивости предания, поэтому заканчивает словами: «Это все точно было».
На самом деле Петр Третий и Пугачев – разные люди. Пугачев – самозванец. Для Екатерины Второй он не муж и законный царь, а бунтовщик. Пугачев был казнен по ее приказу. Для народа Пугачев был царем-батюшкой, заступником крепостных крестьян. Предание учит разделять правду и вымысел, смотреть на историю не только через факты, но и глазами народа. Учит изучать прошлое своей страны, осуждать предательство, быть за справедливость.
Краткое содержание предания «О Пугачеве»
Пугачев – это император Петр Третий. После Екатерины он женился на итальянской княгине, а та его свергла с престола. Потом женился на казачке, отцом стал. А вскоре его казаки-оборотни, предатели, Екатерине сдали. Она ему: «Набегался?» И царский престол вернула. Заодно произвела в полковники казака, который пойманному Пугачеву водки дал. Стал Петр царствовать. А жену в монастырь сослал. «Это все точно было».
Читательский дневник по преданию «О Пугачеве»
Сюжет
Пугачев на самом деле император Петр Третий. После Екатерины дважды был женат: на княгине из Италии и казачке, стал отцом. Через казаков-предателей попал в руки Екатерины. Та ему трон уступила. Стал он царем.
Отзыв
Предание, где перемешаны правда и народный вымысел. В нем есть реальные исторические личности и события: Петр Федорович (Петр Третий), Екатерина Вторая, Пугачев, его жена-казачка, Крестьянская война, отцовство бунтовщика, предательство казаков. Выдумка – княгиня из Италии, возврат престола, награда верному казаку и казнь полковника-оборотня, царствование Пугачева, ссылка жены в монастырь. Рассказчик уверен в правдивости предания, поэтому заканчивает словами: «Это все точно было».
На самом деле Петр Третий и Пугачев – разные люди. Пугачев – самозванец. Для Екатерины Второй он не муж и законный царь, а бунтовщик. Пугачев был казнен по ее приказу. Для народа Пугачев был царем-батюшкой, заступником крепостных крестьян. Предание учит разделять правду и вымысел, смотреть на историю не только через факты, но и глазами народа. Учит изучать прошлое своей страны, осуждать предательство, быть за справедливость.
О чем рассказывает предание о Пугачеве
Сегодня мы изучали предание о Пугачеве в 8 классе. Уже само название предание говорит о том, что это рассказы, которые возникли очень давно и передавались пересказами. Вот поэтому, когда читаешь предания о Пугачеве кратко, понимаешь, что здесь не дается точная информация об исторических событиях, как нет точной информации и о герое, однако русский народ, несмотря на то, что уже прошло много лет, своего бунтаря помнили и помнят. В связи с этим, предание и завершается словами: Все это было, точно было. Такое завершение дает нам понять, что все, о чем говорят предания — это реальность, которая описывает события, что произошли в 1773-1775гг.
Предание о Пугачеве
Предания о Пугачеве — это очень короткие рассказы о Емельяне и его жизни. Состоят предания из четырех коротких рассказов, которые и знакомят нас с героем Пугачевым и его характеристиками. В преданиях фигурируют не только люди, но и оборотни, что делает сюжет, похожий на сказку, но старожилы утверждают, в конце повествования отдельной части исторических преданий о Пугачеве, что такое точно было, и как тут не поверишь.
Предание о Пугачеве краткое содержание
Краткий пересказ предания о Пугачеве даст возможность быстро изучить произведение.
Так, если говорить о предании о Пугачеве в его кратком содержании, то в части Пугачев и Шелудяков мы узнаем, как Пугачев скитался по дворам и домам, изучая казачий быт. Там его казак Шелудяк принял за шпиона, но Пугачев начал рассказывать о себе и просить не выдавать его никому. И приняли его за царя все казаки.
Далее во главе Пугачев на Яике говорится о том, как царица села на трон с любовником, а императора не признала. Вот тут пошел Пугачев в село к казакам, которых он знал, они его признали. Собрал он войско и пошел войной на императрицу.
Еще одна глава Петр третий рассказывает о том, что Пугачева в народе именовали Петром Третьим и о том, как он женился на княгине, а может и не на княгине, но суть в том, что скинула она его с престола. Пугачева же приказала поймать. Долго за ним гонялись и казаки-оборотни, и солдаты, а когда поймали, привели к Екатерине, которая и уступила ему трон, спросив: Набегался ли он.
Главные герои предания о Пугачеве
Главным героем предания о Пугачеве является сам Пугачев, которого русский народ считал народным царем, царем-заступником, который мог с легкостью общаться и с простым людом. Представляется народу Пугачев простым человеком, жертвой дворцового переворота.
Конспект урока по литературе для 8 класса на тему: Предания О Пугачеве
Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 8 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания, слово учителя, изучение нового, работа со статьей в учебнике, познакомить учащихся с преданиями о Пугачёве и Ермаке, задания, физкультминутка, закрепление, вопросы, обобщение, итог, рефлексия, домашнее задание.
Конспект урока по литературе для 8 класса на тему: Предания О Пугачеве
Цель: Познакомить учащихся с преданиями о Пугачёве и Ермаке.
Задачи: Познакомить учащихся с преданиями о Пугачёве и Ермаке;
Повторить исторические песни о Пугачёве.
Уметь определять жанр произведения.
Развивать умения выразительного чтения и анализа произведения.
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
— проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
Сегодня в классе у ребят
А почему он важный –
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
II. Актуализация знаний учащихся.
Проверка домашнего задания.
1. Работа по карточкам (см. Приложение)- 6 уч-ся работают самостоятельно.
2. Работа по теме «Частушки» (по материалу учебника, с. 11–12).
– Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?
– Как в частушках отражается время?
Р/р. Есть ли какая-то связь слова «частушка» со словами часто, частить?
(6 уч-ся, работающих по карточкам, сдают работы.)
3. Исполнение учащимися собственных частушек + фонохрестоматия.
III. Работа по новой теме.
1. Сообщение темы и целей урока. Работа с термином «предание».
Название «предание» точно отражает суть этого жанра. Это рассказ, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению.
2. Вступительное слово учителя (или подготовленного ученика) по новой теме.
— Что вы знаете о Ермаке?
Сообщение: В повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и в других произведениях XVII века народные массы по собственной инициативе присоединяют к Русскому государству города и области, сами их обороняют, проявляя беззаветную храбрость и мужество.
2. Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» (с. 14–16 учебника) под фонохрестоматию+ видео.
— К эпохе чьего царствования относится это предание? (Ивана Грозного)
– Каким народ представляет себе Ермака? (Ермак представляется народу гордым, свободолюбивым, сильным человеком.)
– Уверены ли рассказчики, что говорят правду? (Подтвердите примерами.)
— Как проявляется в предании отношение народа к Ермаку? (Он советуется в делах со своими товарищами, казаки уважают и любят своего атамана, прислушиваются к его мнению.)
Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории».
4. Рассматривание иллюстрации В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», 1895.
— Что изображено на картине?
— Каковы ваши первые впечатления от её просмотра?
– Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?
Прочитайте предания, связанные с Пугачевым и донским казаком Ермаком, Вспомним, что предания отражают события давно минувших лет и восприятие их современниками.
Пугачев-то был-то был, да под именем Петра III, Петр Федорович, Он только назывался Пугачевым. В конце-то гонцов он здесь женился ил нашего поселка, здесь формировал казаков.
Он сошелся не то с итальянской барышней, не то с княгиней. Она заняла его престол, а его скинула и дала известие поймать его и доставить живым. Его поймали.
Взвод полковников, не полковников, а оборотней казаков устроили вы пивку. А Пугачев и жену с собой взял. Ну вот, обратился Пугачев к кaзаку и попросил чарку водки. А главный-то говорит:
— Я ему свой пай отдам.
Когда туда доставили Екатерине Пугачева., сказали, мол: «Привели». Вышла она, посмотрела и говорит:
Сошла ома с престола и отдала ему престол. Этого казака, что водку ему давал, полковником сделала, а полковнику голову велела отрубить.
А у Петра уже ребенок народился. Жену он отправил в монастырь, а сам на престоле остался. Это все точно было.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Слово учителя (или подготовленного ученика) о литературе второй половины XVIII века.
— Что вы знаете о Пугачёве, о восстании под его предводительством? (ответы уч-ся)
С 60-х годов открывается новый период в истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. К тому времени резко углубились политические и социальные противоречия в жизни страны. Усиление эксплуатации заводских, государственных и помещичьих крестьян вызвало бурный подъём крестьянского движения. В 1773–1775 гг. крестьянская война под предводительством Пугачёва грозила привести дворянско-самодержавную империю «на самый край конечного разрушения и гибели» (Фонвизин). Жестокая расправа с восставшим народом (так, в 1775 году Емельян Пугачёв был казнён) на время приглушила крестьянское движение, но уже вскоре волнения в деревнях вспыхивают снова, а в 1796–1797 гг. вызывают опасные повторения «пугачёвщины».
Настроения народных масс находят непосредственное выражение в произведениях «низовой», рукописной, народно-демократической сатиры и публицистики («Плач холопов», указы, манифесты и воззвания Пугачёва, «Челобитная к богу от крымских солдат», «Жалостное сказание», стихи беглого крепостного В.В. Подзорова). Сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в подобных произведениях пробивается нередко подлинная сила народного гнева: уже А.С. Пушкин оценил одно из воззваний Пугачёва как «удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного».
– Вспомните, какие исторические песни о Пугачёве вам известны. («Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».)
– Какое отношение к Пугачёву передают эти исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие литературные приёмы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
В документальных источниках не выражено отношение к Пугачёву. В энциклопедии указаны лишь реальные события. Личные чувства и эмоции отсутствуют. Отважный казак, участвовавший в войне, получил чин хорунжего, бродяжничал, совершил побег из тюрьмы, поднял восстание.
10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке.
Чтение предания «О Пугачёве» (с. 13 учебника).
— Что вы узнали нового о Пугачёве из предания?
— Каким народ представляет себе Пугачёва? (Добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный батюшка, красное солнышко. Был под именем Петра 3, Екатерина отдаёт престол; того, кто ему помогал, полковником сделала, кто отказал – голову отрубила. Пугачева народ представляет как простого человека, жертву дворцового переворота, а историю, произошедшую с ним, как правдивую («Это всё точно было»). Народ любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость.)
— Что общего в исторических песнях и предании о Пугачёве? (Общий герой, общее отношение к нему и событиям, связанным с его именем, как к реально существовавшим.)
— В чём вы заметили разницу между исторической песней и преданием о Пугачёве? ( Предание «О Пугачёве» напоминает обычный бытовой рассказ, он лишён ритма, присущего народной песне, включает диалоги. Предание, скорее всего, более вариативно: при передаче его из уст в уста, из поколения в поколение произошло столько дополнений и изменений текста, что потеряна логика событий, предание представляет собой набор отрывочных и часто противоречащих друг другу сведений.)
V. Подведение итогов урока.
— Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
— Выполнили эти задачи?
– Какой из текстов преданий вам понравился больше?
– В чем сходство и различие преданий и народных сказок?
1. Работа с пособием «Читаем, думаем, спорим. »
2. Чтение преданий «Пётр и плотник», «Царь Пётр и солдат».
3. Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику.
4. Вспомнить произведения из древнерусской литературы по предыдущим классам.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Краткое содержание «Пугачев»
Всего получено оценок: 1124.
О произведении
Поэма «Пугачев» Есенина была написана в 1922 году. Произведение состоит из восьми частей, в которых последовательно разворачивается картина одного из важнейших событий в истории России – крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева.
Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы в 8 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пугачев». Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Место и время действия
События поэмы происходят во время Пугачёвского восстания 1773–1775 годов в Российской империи.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Появление Пугачева в Яицком городке
Бегство калмыков
Осенней ночью
Поначалу мятежники решают примкнуть к турецкому султану, который враждовал с императрицей. Однако Пугачев уговаривает их остаться и дать решительный отпор, тем самым отвоевав свое право на свободу.
Происшествие на Таловом умете
Пугачев делится с атаманами Оболяевым, Зарубиным и Караваевым своим планом – объявить себя восставшим из могилы императором Петром III, поднять «монгольскую рать» и двинуться на Москву.
Уральский каторжник
В стане Зарубина
Ветер качает рожь
Однако удача не на стороне мятежников. Уже после первых серьезных поражений в стане Пугачева начинаются раздоры. В числе восставших оказывается Творогов, который предлагает «связать на заре Емельяна» и передать его властям.
Конец Пугачева
Заключение
Основная тема поэмы о восстании Пугачева – нежелание простого народа мириться с жадностью и деспотизмом имперской власти.
После ознакомления с кратким пересказом «Пугачев» рекомендуем прочесть произведение Есенина в полной версии.
Тест по поэме
Проверьте запоминание краткого содержания тестом: