О чем поют в блюзе
♪ 20 правил как писать блюз ♪
«Моя жена добрая, но уродина, просто срам!
О-о-о, моя жена добрая, но уродина, просто срам!
У нее зубы, как у Маргарет Тэтчер и весит она под 100 килограмм!»
«Got a good woman with the meanest face in town
Yes, I got a good woman with the meanest face in town
Got teeth like Margaret Thatcher / and she weigh 500 pounds»
Тинейджеры не поют блюз. Блюзовый возраст начинается с возможности быть приговоренным к казни на электрическом стуле за убийство человека в Мемфисе.
Блюз может иметь место в Нью-Йорке, но не на Гавайах или в Канаде. Тяжелые времена в Сиэтле или Минниаполисе – это, скорее всего, просто депрессия. Чикаго, Сент-Луис и Канзас-Сити — все еще лучшие места для блюза. Блюз также неуместен в климатических зонах, где не бывает дождей.
Лысеющий мужчина – еще не блюз. Лысеющая женщина – блюз.
Сломать ногу, катаясь на лыжах – это не блюз. Другое дело, если вы сломали ногу, когда вами подавился аллигатор.
[9] Где не выступать
В офисе или супермаркете блюза не бывает. Отправляйтесь на автостоянку или, хотя бы, пойдите посидите возле туалета.
Хорошие блюзовые места: хайвэй, тюрьма, пустая кровать, дно стакана с виски. Плохие: бутик Армани, презентация выставки авангардной живописи, курсы гольфа.
Никто не поверит, что это блюз, если на вас костюм. Разве что, вы – старый черный и спали в нем (вариант: вас в нем хоронят).
У вас есть право петь блюз: если вы дожили до преклонного возраста или, хотя бы, долго не мылись; если застрелили человека в Мемфисе; если вы слепой.
[13] Нет права на блюз
Вы не имеете права петь блюз: если у вас сохранились все зубы; человек, в которого вы стреляли в Мемфисе, выжил; вашу слепоту вылечили; вы владеете трастовым фондом.
Блюз не зависит от цвета кожи. Дело – в невезении. Майкл Джордан не может петь блюз. А Майк Тайсон – мог бы. Уродливые белые люди тоже имеют право исполнять блюзы.
Если вам жена наливает бензин, когда вы просите стакан воды, это блюз. Другие подобающие блюзовые напитки: дешевое вино, виски или бурбон, мутная вода (muddy water), отвратительный черный кофе. Неподобающие блюзовые напитки: Перье, Шардоне, фруктовые морсы, газировки и свежевыжатые соки.
Подходящие блюзовые имена для женщин: Сэйди, Большая Мама, Бесси. Для мужчин: Джо, Вилли, Малыш Вилли, Большой Вилли. Люди с именами вроде Мишель, Амбер, Дебби и Хизер не могут петь блюз вне зависимости от того, как много людей они застрелили в Мемфисе.
Придумайте себе подходящее блюзовое имя. Вам необходимо название какого-либо физического недостатка (слепой, хромой, безумный); имя (см. выше); название фрукта (лемон, лайм, киви); фамилия американского президента (Джефферсон, Джонсон, Филмор). Например: Слепой Лайм Джеферсон (Blind Lime Jefferson), Хромой Лемон Джонсон (Lame Lemon Johnson), Безумный Киви Филмор (ну, может, киви и не подходит).
Вне зависимости от трагизма вашей жизни и количества трупов после визита в Мемфис: если у вас есть компьютер, вы не можете петь блюз. Уничтожьте его, так будет лучше. Спалите с потрохами. Запустите в монитор бутылкой из-под сивухи «Бешеный Пес». Расстреляйте в упор из пистолета. Или пускай ваша Большая Подруга усядется на него и раздавит его в лепешку всеми своими прелестями.
Пробуй что хочешь, приятель. Мне всё равно.
КАК ПЕТЬ БЛЮЗ (Руководство для желающих сочинить блюз)
1. Большинство блюзов начинается словами: «Я проснулся сегодня утром».
7. Блюз может случиться с тобой, например, в Нью-Йорке. Но только не на Гавайях. И уж ни в коем случае не в Канаде. В Миннеаполисе или Тусоне твои «хреновые времена» воспримут лишь как очередную депрессию. Лучшими местами для блюза по-прежнему остаются Чикаго, Сент-Луис и Канзас-Сити. Там, где редко идут дожди, блюз не получается никогда.
10. Лучше всего блюз поется:
a) На хайвэе
b) В тюрьме
c) В пустой постели
d) На донышке стакана с виски
Хуже всего блюз поется:
a) В наркоманском притоне
b) В картинной галерее
c) В элитном университете
d) На площадке для гольфа
11. Никто не поверит в твой блюз, когда ты в костюме и галстуке. Если, конечно, ты не старый индеец, который спит во всем этом уже не первую ночь.
12. Есть ли у тебя право на блюз?
Также подходит как блюз-питьё, если ты просил:
a) вина
b) виски / бурбона
c) мутной воды
d) черного кофе
Никак не подходит как блюз-питьё, если ты просил:
a) коктейля
b) кошерного вина
c) фруктового морса
d) минералки
16. Примеры женских блюзовых имён:
a) Сэди
b) Биг Мама (Большая Мама)
c) Бесси
d) Фэт Ривер Дамплинг (Толстый Речной Пельмень)
17. Примеры мужских блюзовых имен:
a) Джо
b) Вилли
c) Литл Вилли (Маленький Вилли)
d) Биг Вилли (Большой Вилли)
18. Люди с именами вроде Сьерра, Секуола, Обёрн или Рэйнбоу никогда не смогут петь блюз, сколько бы народу они в Мемфисе ни укокошили.
Русские мифы о блюзе
О том, как с помощью одной ноты рассказать целую историю, поведал «Белый Майк», он же — профессор политических наук Калифорнийского университета Санта-Круз Майкл Урбан
Майкл Урбан — ученый, исследовательские интересы которого связаны в основном с современной Россией: с проблемами языка и идеологии, ротации элит и развития массовых социальных движений, государства и общества. Кроме того, он написал книгу о том, как в Россию пришел блюз, — Russia Gets the Blues: Music, Culture, and Community in Unsettled Times
Почему профессор-политолог решил написать книгу о блюзе, да еще в России? Кстати, как бы ты перевел ее название на русский язык?
В 1998 году в Петербурге я несколько месяцев вел курс, посвященный блюзу. Свободного времени у меня было много, и я успел познакомиться и подружиться с питерскими блюзменами, ходил на их концерты. Я тогда как раз пребывал в раздумьях, чем бы заняться, поскольку только что закончил книгу о политике и очень от нее устал. Я спрашивал себя: хочу ли я посвятить остаток своей жизни изучению дураков? И отвечал: «Не дай бог!» Я не мог найти новую тему для исследования, пока однажды не проснулся среди ночи и не подумал: «Конечно, блюз!» Через 10 минут я проснулся снова и придумал название книги: Russia Gets the Blues. Это игра слов, родившаяся у меня в голове. Перевести можно по-разному: «Россия впала в тоску», «Россия перенимает блюз» и, наконец, «Россия понимает блюз».
И когда некоторое время спустя я вновь приехал в Россию, то занялся очень простой вещью — принялся ходить по блюз-барам в Москве и Питере, общаться с музыкантами в неформальной и даже домашней обстановке. А еще я познакомился с человеком по имени Андрей Евдокимов, который ведет передачу на «Эхо Москвы». И мы решили заняться книгой вместе, но он оказался ленивее, поэтому книжку я написал один. Хотя Андрей стал для меня главным источником информации о московском блюзе.
Почему блюз, а не джаз?
Первая глава моей книги так и называется — «Почему блюз?». Дело в том, что люди, выросшие на рок-н-ролле, слушая блюз, думают: «Вот! Это настоящий рок-н-ролл!» Блюз более ритмичный, волнующий, интересный, манящий. У блюза есть секреты. И, пожалуй, главный из них — это сочетание мистичности и простоты. И в России это чувствуют. Но просто — не значит легко. Чтобы сыграть правильно, с одной нотой нужно возиться месяцами. Это когда слышишь, думаешь: «До чего же просто!» Но блюзмен чувствует в этом разные оттенки интонации, разные ассоциации — это и есть блюз: когда одна нота рассказывает целую историю. А в русской культуре очень важно общение без слов — с помощью жестов, взглядов, чувства. И в блюзе это начало очень сильно.
Говорят, блюз оказал большое влияние на советских певцов еще первой половины ХХ века.
Несомненно, оказал. Но я начинаю с перестроечных времен, поскольку именно тогда люди стали понимать, что является блюзом. В 80-е годы в Союзе были группы, игравшие блюз, но аудитория была рок-н-ролльной. После падения коммунизма рок-н-ролл перестал восприниматься как музыка массового социального протеста. И тогда он распался на множество музыкальных течений, у которых сформировались свои собственные изолированные аудитории.
Меня особенно удивил тот факт, что в первой советской блюз-команде играли не то сын, не то внук Микояна и, кажется, племянник Орджоникидзе. У них были электрогитары, пластинки. И репетировали они в знаменитом московском Доме на набережной. Вторая группа появилась пару лет спустя. Все ее участники были детьми сотрудников КГБ. Тут все решал доступ к информации: кто знал о блюзе, тому он мог стать интересен, а тот, кому он становился интересен, пробовал через него самовыражаться. Первые группы — это те, кто хотя бы изредка имели возможность выступать публично, например на танцплощадках.
Блюз — самая аполитичная музыка, какую только можно себе представить. Потому что в блюзе совершенно отсутствует такое понятие, как «мы»
Потом, в перестройку, информация о западной музыке стала куда более доступной. В 1992–93 годах уже можно было выступать в клубах. Тогда в России стали появляться европейцы и американцы. Похоже, именно эти молодые иностранцы, в основном американцы, любившие блюз и открывавшие его теперь России, стали неким катализатором, создавшим критическую массу публики, необходимую для развития блюза у вас.
Блюз родился в социальных «низах». Почему же в России он стал музыкой элиты?
Не просто в низах — на самом дне. Но москвичи создали миф о том, что блюз — это мировая культура, что культура блюза универсальна, а те, кто к ней причастен, — богема, аристократы духа. Пусть у них нет денег и они плохо одеты, но они не чета неотесанным нуворишам. Потом эти люди решили начать распространять блюз-культуру, делиться ею с другими. Но когда музыка начинает нравиться другим, она вульгаризируется и, преодолевая элитарный статус, становится популярной.
Говорят, сегодня в США блюз тоже стал неким противопоставлением элитной культуры всей остальной культуре.
Интересный вопрос. Я читал об этом и думаю, что суждение вроде «Блюз — тяжелое наследие капитализма» вполне справедливо. Это история об отверженных, раздавленных людях, переживших рабство и надеявшихся на то, что все станет лучше, но им стало значительно хуже. И это очень актуально для России, поскольку в последнее время ваша страна как раз переживает стремительное развитие капитализма. Думаю, русские, увлекшиеся блюзом, почувствовали именно этот музыкальный аспект.
Но блюз появился в России в перестройку, а это было время оптимизма и надежд на лучшее будущее. В Америке же он зародился в совсем другой атмосфере — гнетущего пессимизма.
Да, блюз появился в России в перестройку. Но какой блюз? Эрик Клэптон, Джимми Хендрикс — драйвовая музыка. А до настоящего, аутентичного блюза дело дошло только в 90-е. И это совпало с постперестроечными настроениями.
Получается, самая подходящая атмосфера для блюза — это ощущение утраты надежд?
Нет. И в этом магия блюза: в этой музыке нет ощущения, что что-то изменится к лучшему, но… «А плевать, — думает человек, — все равно останусь оптимистом, все равно буду радоваться жизни». Ключевой элемент в блюзе — это умение смеяться в тяжелую минуту.
Ты писал, что блюз стал популярен в России, когда здесь возобладал неолиберализм?
Я бы сказал, сразу после коммунизма. А неолиберализм просто помог: при нем получила развитие индустрия ночных клубов, которая поддерживается большим количеством нуворишей. Блюз стал моден в их среде — можно сказать, он получил от неолиберализма некий духовный импульс. Удивительное дело: в Москве команд, играющих блюз, столько же, сколько в Чикаго, — около 50.
В чем отличие американской блюз-традиции от российской?
Думаю, у блюза вообще есть нечто общее с русской культурой. И это общее в ограниченном количестве слов, передающих эмоции; в ощущении того, что слова, в конце концов, не могут описать жизнь; в сочувствии; в глубоком понимании важного. Ведь в блюзе огромная часть смысла передается косвенно и мало о чем говорится прямо. Молчание передает очень многое, как и простой напев мелодии без слов. Думаю, этот способ выражения чувств хорошо понятен в России. В музыке замечательно то, что общение может осуществляться без слов. Изучая блюз, я был поражен тем, насколько значительна и невероятно мистична музыка. И что еще замечательно — два человека слышат одну и ту же музыку, но воспринимают ее по-разному. И это тоже общение. Это не из области сознательного — из области духовного.
Есть ли в российском блюзе что-то специфическое, относящееся только к нашей здешней реальности?
Блюзмены, с которыми мне доводилось общаться в России, говорили, что, когда играют блюз, чувствуют, как темнеют. Правда, в России пытаются играть русский блюз — на русском языке, иногда с использованием русских народных инструментов. Но не думаю, что эти эксперименты окажутся плодотворными. В основе блюза лежит глубокий опыт, который чернокожие получили в Америке после отмены рабства. Достаточно глубокий, чтобы представители других культур могли услышать в нем что-то свое. Это не попса, которая может меняться от страны к стране, оставаясь попсой и в России, и в Бразилии. С блюзом так не выходит. Он передает конкретный опыт именно афроамериканцев, выраженный именно в этой конкретной форме. Ты можешь это понять, пропустить через себя, но ничего нового выдумывать не надо. Просто слушай эту музыку, и не надо ничего лишнего.
Отчасти поэтому человеку, не рожденному чернокожим и не выросшему в этой традиции, с первого раза распробовать блюз, как правило, не удается. Это как виски — первый глоток кажется невкусным. Зато потом начинаешь понимать, что к чему.
А разница в технике исполнения оттого, что русские не слышали блюз с рождения: они узнали его уже взрослыми. Это как разница между родным языком и выученным позже. Иностранный язык, как бы хорошо человек им ни владел, как правило, звучит у него менее естественно, чем родной. К тому же блюз — это импровизация, и не только в музыке, но и в словах. А импровизировать на иностранном языке нелегко. Здесь необходимо не только знание лексики, но и владение специфическими интонациями. Ведь в блюзе очень многое строится на интонациях.
Что представляют собой люди, играющие блюз?
В Америке есть чернокожие, которые играют блюз. Но их очень немного. И есть белые, принадлежащие к среднему классу, которые услышали блюз и украли его у чернокожих. И как в России спорят — могут ли русские играть блюз, так и в Америке спорят — могут ли играть блюз белые. Отличным примером в этом смысле является Майк Блумфилд. Он, правда, уже умер. В 1964–65 годах он играл в первой смешанной черно-белой команде вместе с любимым мной Полом Баттерфилдом. Его как-то спросили:
— Что ты делаешь, Майк?
— Но Баттерфилд — белый.
— Мне плевать, что он похож на сэндвич с тунцом — он играет блюз!
В Америке больше людей вроде тех, с кем играю я. Один из нашей команды — металлург, другой — довольно низкооплачиваемый компьютерщик, третий — безработный, бывший когда-то инженером. А в России блюз играют больше люди с университетским образованием. Потому что университет — это окно в мир, там можно узнать что-то о других культурах. А в Америке блюз доступен любому — он привычнее, его чаще слышно.
Ты можешь представить себе российского блюзмена, выступающего в США?
Я даже знаю двоих. Один из них — Сергей Воронов. Сейчас он арт-директор клуба B.B. King. Он был членом группы «Парк Горького».
Блюз — это музыка для мужчин или для женщин?
Есть разные стили. И на первом этапе развития блюза в Америке самыми коммерчески успешными исполнителями были женщины. Анджела Дэвис написала книгу о блюзе, в которой говорится, что его особый язык нес в себе элемент освобождения чернокожих женщин. И отражал проблемы, возникшие у них, когда появилась возможность принимать самостоятельные решения. Так было до 30-х годов прошлого века, когда из-за Великой депрессии возможность покупать пластинки и билеты на концерты у людей резко сократилась. Это стало концом эпохи женского блюза и началом нового стиля, окончательно ставшего главным после Второй мировой, — стиля в основном мужского. Женщины, как правило, сами не играли — им нужна была сопровождающая группа. А мужчина мог сесть в поезд, уехать в другой город, выйти там на улицу и начать играть. Мужчинам-блюзменам было экономически легче выжить.
В России несколько другая история. Сюда блюз проник главным образом в своем британском варианте. Это блюз 60-х годов в исполнении таких людей, как Эрик Клэптон, — мужской и эгоистичный, сексистский. Этот стиль довольно примитивен, и знакомство с блюзом только через него может сильно исказить представление о блюзе. Я как-то дал послушать одному своему российскому приятелю-блюзмену пластинку — кажется, это была пластинка Ледбелли — и он сказал: «Да это ни черта не блюз вообще! Вот Эрик Клэптон. » Но потом он послушал еще и еще… Слушал-слушал, а потом говорит: «Это здорово! Вот это блюз!»
Политизирован ли блюз подобно, скажем, хип-хопу?
Я спрашивал об этом российских блюзменов. И лучший ответ, который я услышал, звучит так: «Блюз — самая аполитичная музыка, какую только можно себе представить. Потому что в блюзе совершенно отсутствует такое понятие, как “мы”». «Я поехал с утра на работу, и моя машина заглохла», — поет блюзмен. Все повествование в блюзе идет от первого лица единственного числа. Но поется о том, что может почувствовать каждый. Никогда в блюзе не услышишь ничего вроде: «Ты должен делать так-то и так-то» или «Мы должны думать вот так», — никаких нотаций.
Что еще можно сказать о блюзе и политике? Думаю, что блюз является самым мощным орудием против расизма в России. 70 лет здесь людям внушали: «Не будьте расистами, расизм это плохо!» И что? В России все равно появились расисты. А блюз ничего не внушает. Он говорит: «Вот мы играем эту музыку. Вам нравится?» Но это же очевидно: если вам не нравятся черные, значит, не нравится и эта музыка. А если она вам не нравится, чего ж вы ее слушаете? И абсолютно ясно становится, что расизм — это глупость.
Еще одна удивительная вещь в блюзе — ощущение движения. Оно присутствует в ритме, в интонациях. «Мы здесь. Здесь плохо, но мы движемся, оставляя плохое позади» — вот что в этом ритме. И, конечно, слова. Вспомни сотни и сотни блюзовых песен: I’m gonna move — «Я ухожу» — поется в них. И в блюзе нет таких понятий, как «закон» или «норма». Блюзмен просто поет о том, что происходит, и о том, как он на это реагирует. А реагирует он как человек, который вынужден быть самостоятельным, быть сам себе опорой в жизни, бороться с обстоятельствами. И даже когда бороться уже невозможно, «все равно, — говорит он, — ничего, все о’кей». Это как религия — помогает людям жить дальше, несмотря на трудности. Блюз — это такой тайм-аут в бесконечной череде проблем и трудностей.
Несмотря на кажущуюся простоту слов, блюз невероятно поэтичен. Есть книга, которая называется «Блюз и поэтический дух», — там об этом отлично написано. Как-то старый друг прислал мне письмо про песню, которую слушал: про «одноглазую женщину, у которой слезы катятся из обоих глаз». Стихи так обычно не пишут. Это очень просто, до грубости. Но в этом — поэзия.
В культуре регги принято презирать работу, труд.
В одной блюзовой песне есть такая строчка: «Я не люблю работу, а работа не любит меня». У чернокожих огромный опыт работы — на плантациях. Но что это за опыт? Работа, работа, работа до изнеможения, за которую ни черта не платят. И это настраивает их против всей модели капитализма с его индивидуальным трудолюбием и стремлением прорваться наверх через упорный инициативный труд. Кто герой блюзовой песни? Человек, продающий амулеты-моджо, человек, которому везет в кости.
Как в России спорят — могут ли русские играть блюз, так в Америке спорят — могут ли играть блюз белые. Но это споры из серии про бразильцев и футбол. Одни блюзом живут, другие его играют
У меня есть опыт тесного общения с этими людьми. Я жил в Алабаме. И — не знаю почему, может, потому что я не был белым южанином — у меня была кличка «Белый Майк». Однажды в субботу я пришел на баскетбольную площадку, где не было никого, кроме одного черного паренька. Мы разговорились, я спросил, откуда он. Парень ответил, что из Лос-Анджелеса. Я сказал: «О, и я из Лос-Анджелеса». Говорю: приходи сюда в следующую субботу — тут будет побольше народу. А когда он пришел, местные чернокожие стали меня спрашивать: «Эй, Майк, а что он говорит?» Он же из Лос-Анджелеса, и местные его просто не понимали. Так я оказался в роли переводчика между чернокожими. И понял, что культура может значить больше, чем раса. Раса — это внешнее, а культура — внутри.
А в блюзе есть эротизм?
Да, это одна из его основ. Это музыка субботнего вечера. Воскресенье — это день Бога, но канун воскресенья — субботний вечер — это время дьявола, точно. И, конечно, важен объединяющий дух блюза. Если люди на концерте не стоят, не хлопают, не кричат: «Эй! Эй!», — это не блюз. Блюз — это сложный, многослойный феномен. Основной посыл в нем: «Я расскажу тебе, что со мной случилось». Но одновременно с этим возникает диалог. Неважно, что говорит при этом только один человек — исполнитель. Главное, что у слушателя рождается отклик. Что такое блюз?
— Кто-нибудь здесь понимает, о чем я?
— Я отдал ей все деньги, а она кинула меня и ушла с другим!
— Я понимаю тебя, брат!
Так что в блюзе есть два уровня общения — индивидуальный и групповой.
Видны ли в блюзе корни африканской культуры?
Конечно. Например, в названии места, куда люди приходят послушать блюз. Оно называется juke-joint — это что-то вроде салуна для бедняков, где постоянные драки, крепкие напитки, тяжелая музыка. Juke на языке африканских рабов означало «зло».
С чего лучше начинать знакомство с блюзом?
Не стоит начинать со старого блюза. Лучше начни с Би Би Кинга или Мадди Уотерса. Уотерс — мой кумир. Он открыл электрогитару — не технически, конечно, а инструментально. Он родился на плантации в Миссисипи. Научился играть блюз и превратил одну из комнат своего дома в juke-joint, кабачок для бедняков. Там он продавал свое домашнее виски. Там можно было играть в азартные игры. Люди там танцевали, а он играл. Он рассказывал историю про человека, который ходил и продавал амулеты-моджо по 20–30 долларов. И разбогател, потому что у него их все раскупали. Но все это было ложью. Потому что настоящий моджо можно купить только в Луизиане.
20 правил блюза (юмор)
MyMediator снова приветствует наших дорогих гитаристов!
И на этот раз мы нарыли супер архивную статью о 20 правилах блюза. Она немного дополнена, но смысл остался таким, как и был. Статья датирована как минимум 2004 годом, первоисточник утерян, но мы его снова восславим!
1. Запомните, большинство блюзов начинаются с фразы «Проснулся я утром» (Woke up this morning).
«Моя жена добрая» – плохая фраза для начала блюза. Разве что если после этого вы споёте что-то вроде «но уродина, просто срам!».
2. Сочинять блюз несложно. После того, как вы споете первую строку, повторите её. Потом найдите какую-нибудь рифму. К примеру:
«Моя жена добрая, но уродина, просто срам!
О-о-о, моя жена добрая, но уродина, просто срам!
У нее зубы, как у Маргарет Тэтчер и весит она под 100 килограмм!»
«Got a good woman with the meanest face in town
Yes, I got a good woman with the meanest face in town
Got teeth like Margaret Thatcher / and she weigh 500 pounds»
3. В блюзе не выбирают «или – или». Если ты начал петь блюз – ты влип по самые уши, братец. Влип в болото, и выхода у тебя больше нет.
4. Блюзовые автомобили – «шевроле», «кадиллаки» и раздолбанные грузовики. В блюзе никто не ездит на «вольво», «БМВ» или джипах. Гораздо чаще в блюзе передвигаются дальнобойными автобусами или поездами южного направления.
Ни реактивных самолетов, ни многополосных автострад в блюзе просто не существует. Но все же главное в блюзовом стиле жизни – это ходьба пешком. А также готовность сдохнуть в любой момент.
5. Тинейджеры не поют блюз. Блюз умеют петь только те, кто расстался с детством. Блюзовый возраст начинается с возможности быть приговоренным к казни на электрическом стуле за убийство человека в Мемфисе.
6. Блюз может случиться с вами, например, в Нью-Йорке. Но только не на Гавайях. И уж ни в коем случае не в Канаде. В Миннеаполисе или Тусоне ваши «хреновые времена» воспримут лишь как банальную депрессию.
Лучшими местами для блюза по-прежнему остаются Чикаго, Сент-Луис и Канзас-Сити. Там, где редко идут дожди, блюз не получается никогда. (В Петербурге дожди, как и блюз – не редкость. Прим. ред.)
7. Лысеющий мужчина – еще не блюз. Лысеющая женщина – блюз.
8. Сломать ногу, катаясь на лыжах – это не блюз. Другое дело, если вы сломали ногу, когда вами подавился аллигатор.
9. В офисе или супермаркете блюза не бывает. Отправляйтесь на автостоянку или, хотя бы, посидите там возле туалета.
10. Хорошие блюзовые места: хайвэй, тюрьма, пустая кровать, дно стакана с виски. Плохие: бутик Армани, презентация выставки авангардной живописи, курсы гольфа.
11. Никто не поверит, что это блюз, если на вас костюм с галстуком. Если, конечно, вы не старый индеец, который спит во всем этом уже не первую ночь (вариант: если вас в нем не хоронят).
12. У вас есть право петь блюз: если вы дожили до преклонного возраста или хотя бы долго не мылись; если застрелили человека в Мемфисе; если вы слепой.
13. Вы не имеете права петь блюз: если у вас сохранились все зубы; если человек, в которого вы стреляли в Мемфисе, выжил; если вашу слепоту вылечили; если вы владеете трастовым фондом или акциями Сбербанка.
14. Блюз не зависит от цвета кожи. Главное – насколько тебе не везет. Майкл Джордан не может петь блюз. А Майк Тайсон – мог бы. Уродливые белые люди иногда тоже поют блюзы.
15. Если жена наливает вам бензин, когда вы просите стакан воды – это блюз. Другие подобающие блюзовые напитки: дешевое вино, виски или бурбон, мутная вода (Muddy Waters), отвратительный черный кофе. Неподобающие блюзовые напитки: Перье, Шардоне, фруктовые морсы, газировки и свежевыжатые соки.
18. Придумайте себе подходящее блюзовое имя. Для этого вам необходим физический недостаток (слепой, хромой, безумный), имя (см. выше), название фрукта (лемон, лайм, киви) и фамилия американского президента (Джефферсон, Джонсон, Филмор).
Например: Слепой Лайм Джеферсон (Blind Lime Jefferson), Хромой Лемон Джонсон (Lame Lemon Johnson), Безумный Киви Филмор (ну, может, киви и не очень подходит – но зато Филмор безумен, за это ему всё простится).
19. Только не грузите никого байками о том, как трагична ваша жизнь. Пока у вас есть компьютер – вы не сможете петь блюз. Уничтожьте его, так будет лучше. Спалите с потрохами. Запустите в монитор бутылкой из-под сивухи «Бешеный Пес». Расстреляйте в упор из пистолета. Или пускай ваша Большая Подруга усядется на него и раздавит его в лепешку всеми своими прелестями.
20. Пробуй что хочешь, приятель. Мне всё равно. Источник: 2004 г, сеть.