О чем повествуют антропогонические мифы
Антропогонические мифы
Наиболее архаичны тотемические мифы о превращении и людей животных-тотемов или о «доделывании» людей культурными героями из зародышей с нерасчлененными частями тела. Распространены мифы о сотворении людей (или антропоморфных существ) демиургами из дерева (ср. скандинавских Аска и Эмблу, буквально — «ясень» и «ива» и т. п.) или из глины. В мифологической модели мира человечество связано с землей, «срединным» миром. По другим мифам богиня-мать (мать-земля) порождает богов и первопредков людей. Особый антропогонический акт — оживление людей или наделение их душой, особенно в дуалистических мифах: противник демиурга не в состоянии создать человека нормального облика и оживить его, демиург придает творению антропоморфный облик и вдыхает в человека душу; противник демиурга стремится испортить сотворенного человека, вселяет в него болезни и т. п. Как правило, сотворение человека завершает космогонический цикл; первочеловек становится и первым смертным, что знаменует конец золотого века. В другом распространенном варианте антропогонических мифов весь мир создается из тела первого антропоморфного существа (скандинавский Имир).
Возникновение (сотворение) человека происходит в мифическое время, особый начальный сакральный период, предшествующий эмпирическому (историческому) «профанному» времени.
Связанные понятия
Лунарные мифы — мифы о Луне и лунных циклах. Связаны с астральными мифами, прежде всего солярными: луна и солнце противопоставляются друг другу в рамках системы бинарных оппозиций, свойственной мифологическому сознанию (верх — низ, мужское — женское, живое — мёртвое). Так, в древнекитайской натурфилософии пассивное, тёмное, женственное начало инь соотносится с Луной, а активное, светлое, мужественное ян — с Солнцем. Обычно луна связывается с отрицательным началом, но встречаются и исключения: так.
Димиу́рг или Демиу́рг (др.-греч. δημι-ουργός — «мастер, знаток, специалист; ремесленник, мастеровой; создатель, творец» от др.-греч. δῆμος — «земля, народ» + др.-греч. ἔργον — «дело, труд, работа») —
В этой статье описываются религиозные представления о сотворении мира. О научных данных о происхождении Земли см. История Земли. О теориях возникновения Вселенной см Космогония.Сотворение мира — группа космогонических преданий в религиях, особенностью которых является наличие демиурга или Бога-Творца, действия или воля которого являются причиной и движущей силой последовательной цепи актов творения.
В индуистском пантеоне насчитываются тысячи богов. В различных направлениях индуизма божества рассматриваются либо как личностные проявления безличного верховного Брахмана, либо как аватары верховного божества (Ишвары или Бхагавана), либо как могущественные существа, называемые дэвами. Индуистские божества, как правило, изображаются в человеческих или получеловеческих формах, с рядом личных атрибутов. Многие индуисты считают многочисленных божеств различными проявлениями единой изначальной реальности.
АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ
Полезное
Смотреть что такое «АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ» в других словарях:
Антропогонические мифы — мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п., составная часть космогонических мифов. Наиболее архаичны тотемические мифы о превращении и людей животных тотемов или о… … Википедия
Антропогонические мифы — один из способов осознания происхождения человека. Для культуры, основанной на мифологическим сознании, как правило, это космогонические представления о сотворении мира. Создание, происхождение, сотворение человека входит в общее мировоззрение… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Мифы и сказы — Греческая мифология, Пенелопа. Мифология (греч. μυθολογία, от греч. μῦθος предание, сказание и греч. λόγος слово, ра … Википедия
мифы — (др. греч. mythos – предание), древнейший жанр народного творчества; повествование, персонифицирующее в художественных образах общественные представления о природных и социальных явлениях, об устройстве мира в целом. Миф возникает в первобытном… … Литературная энциклопедия
Космогонические мифы — мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Основные мотивы космогонических… … Википедия
КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ — и космологические представления (к. п.) занимают особое место среди других форм мифо поэтического мировоззрения, поскольку описывают пространственно временные параметры вселенной, т. е. условия, в которых протекает существование человека и… … Энциклопедия мифологии
КОРЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ — Созданная древними корейцами автохтонная культура испытала с начала н. э. заметное влияние китайской и индийско буддийской цивилизации. В некоторые исторические эпохи Корея выполняла роль культурно идеологического посредника между континентальной … Энциклопедия мифологии
Мифология — Ахилл и Аякс, играющие в кости. Ахилл и Аякс, играющие в кости. Фрагмент росписи чернофигурной амфоры Эксекия. 530525 до н. э. Рим. Ватиканские музеи. Что такое мифы? В «школьном» понимании это прежде всего античные, библейские и… … Энциклопедия мифологии
миф — а; м. [от греч. mythos сказание, предание] 1. Древнее народное сказание о богах и обожествлённых героях, о происхождении мироздания и жизни на Земле. Древнегреческие мифы. М. о Прометее. 2. Вымысел, измышление; ложь. М. о необыкновенной силе кого … Энциклопедический словарь
Коми мифология — Коми мифология комплекс мифологических представлений, общий для трёх коми народов зырян, пермяков и язьвинцев. К настоящему времени коми мифология была в значительной мере утрачена в процессе христианизации. Древнейший источник … … Википедия
20 самых популярных антропогонических мифов
Содержание:
Все религиозные верования, непосредственно связанные с социальными группами, принадлежащими к разным культурам, поддерживают мифы о сотворении мира и человека.
Исторически эти мифы приписываются богу или группе божеств, которые по определенной причине решили создать человека. Кроме того, есть также много других групп, которые связывают творение с божествами, которые действительно являются звездами.
Вне зависимости от того, в каком полушарии они расположены, антропогонические мифы являются общим элементом практически всех культур.
Едва ли есть группы, в которых не созданы божества, и поэтому нет мифов о творении. Группы людей с пяти континентов совпадают в том, что у них есть истории, рассказывающие о том, как должен был возникнуть мир.
Наука в настоящее время отвергла все мифы о творении, постулируя одобренные теории, которые устанавливают начало Вселенной в Большом взрыве и гораздо более позднее формирование планеты Земля и эволюцию жизни до достижения Homo sapiens sapiens.
Несмотря на это, антропогонические мифы не утратили своей актуальности и служат для понимания культурной конфигурации группы, которая ее поддерживает.
Список антропогенных мифов человечества
Это находится в первой книге Библии и Торы, Бытие, где рассказывается, что Бог создал мир за семь дней.
Наконец, на шестой день Бог создал Адама, а затем и Еву из ребра Адама. Мужчина и женщина были созданы по образу и подобию Бога.
Это очень тесно связано с христианским творением. Бог создал землю и семь небес и сообщил ангелам о решении создать человека по своему образу и подобию.
Он так и сделал, назвал его Адамом, но сатана отказался принять это и стал врагом Аллаха. Основное отличие состоит в том, что игнорируется присутствие Евы, которая является всего лишь партнером Адама, первого пророка ислама. Мужчина и женщина, согласно Корану, были созданы из капли эякулированной спермы.
Древняя Греция: миф о Прометее
Прометей был титаном, который, когда боги сотворили весь мир и животных, спустился и взял на себя задачу создать глиняного человека, который был по их образу и подобию.
Поскольку он наблюдал за беспомощными людьми, он украл огонь с Олимпа и дал его им, высвободив ярость Зевса, который приказал уничтожить человеческую расу и поджег их после обмана Прометея.
Зевс создал Пандору, где накопил зло, чтобы положить конец человечеству. Он не достиг своей цели и отправил Прометея привязать к скале, пока его не выпустили.
Древняя греция: пять возрастов человека
Переданный Гесиодом, он устанавливает пять эпох творения.
Сначала пришли золотые люди, которые не стареют. Их заменили серебряные, которые ели хлеб и были уничтожены Зевсом.
Затем пришли бронзовые, сделанные из ясеня, а также воины и дерзкие, которые привели их к смерти от чумы.
Шумерский
Боги создали людей из-за потребности в поклонении, чтобы строить храмы и поклоняться им. Намму создал человека из глины по имени Абзу.
Индуизм: Расколотый Бог
Собранный в старейшем тексте индуизма, Пуруша-сукта, он является одним из мифов творения.
В нем рассказывается, что Пуруша, бог с тысячей голов и тысячей футов, был принесен в жертву и разорван дэвами. Со всеми частями была создана вселенная и элементы планеты Земля.
Саентология
Майя
В «Пополь Вух» рассказывается, что боги сначала находились в инертном состоянии, пока не было произнесено слово.
Боги хотели создать людей, но дважды потерпели неудачу. Первый раз пытались слепить человечков из глины, но им не хватило души и ловкости.
Затем они попробовали дерево, но лень побила их, и они были уничтожены. В конце концов, были воздвигнуты кукурузные люди с кровью богов, господствующих над миром.
Йоруба
Небесный бог йоруба, Олорум, запустил цепь из вселенной в воды, куда спустился один из его сыновей, Одудува.
Этот принес курицу с пятью пальцами и семенем, которое он посеял, и из которого выросло дерево с шестнадцатью ветвями, которые были 16 сыновьями Одудува и представляли 16 основавшихся племен йоруба.
Зороастризм
Ормуз создал мир, а в свою очередь шесть гениев по своему образу и подобию. Он, в свою очередь, создал посланников, а затем и людей, модели совершенства.
Затем он создал 22 модели духов и правил в течение трех тысяч лет. Ариман, сын вечного, был непослушным и был приговорен к тьме на двенадцать тысяч лет.
Спустя три тысячи лет, за семь периодов, Ормуз создал мужчину и женщину, названных Мешия и Мешиана.
Ацтеков
Тескатлипока и Кецалькоатль встречаются с богами в уединении. Поэтому они решили создать землю там, где было только море.
Тескатлипока использовал свою ногу в качестве приманки, чтобы заманить монстра, которого они схватили и растянули, чтобы заставить его приземлиться. Позже были созданы первые мужчины.
Инки
Виракоча создал мир с гигантами жителей. Позже он уменьшил их до размеров и потребовал послушания и почитания, которых они не исполнили, и поэтому он превратил их в камни и животных. В живых остались только трое мужчин, которые помогли Виракоче воссоздать их.
Cayapas
Боги создали группу людей, которые жили на небесах, очень похожих на землю. Охотник нашел пещеру броненосца, пытаясь на него поохотиться, но он упал в пустоту.
Охотник смог увидеть, на что похожа земля, и позвал группу друзей, которые сделали веревку, чтобы спуститься вниз. Когда он сломался, никто больше не упал.
Скандинавские страны
Самая популярная версия в скандинавской мифологии состоит в том, что три бога были в форме деревьев. Их звали Один, Вил и Ве.
Из стволов деревьев родился первый мужчина по имени Аскр, который будет ясенем, и первая женщина по имени Эмбла, которая будет вязом.
Вайуу
Малейва, Бог, жил наедине с луной, солнцем и дождем, в то время как земля была одна. Земля и дождь полюбили друг друга и родили детей разными способами, но никто не ходил, что предотвратило дождь. По этой причине Малейва родила вайю, жителей Ла Гуахира.
буддизм
Будда считал глупостью говорить о сотворении мира, потому что он существовал всегда и никогда не перестанет существовать.
Однако текущий цикл начинается с сжатия мира и реинкарнации в Будде. Позже возникает вода, и существа начинают различать мужчин и женщин.
Waraos
Боги создали варао и жили с ними на небесах. Однажды Оконороте уронил кусок, который упал на поверхность земли.
Он спустился вниз, чтобы найти ее, и пригласил своих друзей на разведку. Позже вылезла беременная женщина, которая застряла и преградила путь, став утренней звездой.
Даосизм
Синтоизм
Сначала было всего три бога, но со временем их число росло. Первоначальная пара Идзанаги-но-Микото и Идзанами-но-Микото была сформирована, бросив драгоценные камни на Землю и сформировав острова Японии. У них были тысячи детей в обликах богов до самой смерти.
Пастафаризм
Хотя это сатирическая религия, пастафарианство представляет Летающего Макаронного Монстра, где посреди дремоты и пьянства он создал гнома по имени Человек, который сопровождал его Карлик-Женщину.
Ссылки
Различия между ДНК и РНК
Что такое инстинкт? Различные определения этого понятия
Гримуар
Славянская мифология. АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ
Славянская мифология. АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ
Непрочитанное сообщение Цила » Ср сен 09, 2020 3:59 pm
АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ— мифы о происхождении (сотворении) человека
В славянской традиции развивались под влиянием библейских преданий, прежде всего — апокрифов, о первочеловеке Адаме. Создание человека — завершающий акт сотворения мира.
В русской Начальной летописи — «Повести временных лет» (начало 12 в.) содержится дуалистический миф о сотворении человека, приписываемый языческим волхвам, но восходящий, видимо, к «еретическому» учению богомилов: Бог мылся в бане и, вспотев, утерся ветошью; он бросил ветошь с небес на землю, сатана же стал спорить с ним о том, кому создать из ветоши человека: в результате дьявол сотворил тело человека, а Бог вложил в него душу.
Апокрифический сюжет, распространенный в болгарской и древнерусской книжной традиции,— сотворение Адама Богом из восьми частей — элементов мироздания: тело взято от земли, кости — от камней, кровь — от моря, глаза — от солнца, мысли — от облака, «от света — свет», от ветра — дыхание, от огня — теплота. Когда Господь оставил Адама одного лежащим на земле, чтобы взять ему «глаза от солнца», сатана вымазал Адама нечистотами. Сняв эту грязь и смешав ее со слезами Адама, Бог сотворил собаку, чтобы та стерегла человека, а сам отправился за «дыханием» для Адама. Сатана вновь явился к человеку, и хотя собака не подпускала его близко, тот все же истыкал тело Адама палкой, впустив в него 70 недугов. Бог вновь изгнал сатану и очистил человека. Он послал ангела взять (букву) «аз» на востоке, «добро» на западе, «мыслете» на севере и на юге — из букв было создано имя «Адам». Бог наделил человека душой, поставил царем над всеми тварями, затем сотворил Еву из левого ребра Адама.
В апокрифе «Об исповедании Евином» рассказывается об изгнании согрешившей пары перволюдей из рая и о том, как Адам стал пахать землю. Сатана сказал ему, что небеса и рай принадлежат Богу, а земля — дьяволу, и потребовал «рукописание», которое отдавало людей во власть сатаны. Адам дал расписку, и потом ему пришлось искупать этот грех постом и молитвой (по другим вариантам, Адам обманул сатану, дав ему расписку в том, что будет принадлежать Владыке земли, имея в виду истинного Владыку — Бога).
В некоторых апокрифах (болгарская и древнерусская «Легенда о крестном древе») Адам изображается великаном: Соломон попадает в «костяную пещеру», которая оказывается черепом Адама, в нем могло уместиться 300 мужей. К мотиву перволюдей-великанов примыкает украинское предание о прародителях, которые были так сильны, что, наступая на камень, оставляли на нем след (ср. т. и. хамни-следови- ки — петроглифы в виде человеческой ступни); после грехопадения, напротив, камни вдавливались в ступни — отсюда у людей впадина в ступне.
Русский фольклор воспринял апокрифический сюжет об Адаме, сотворенном из космических первоэлементов. В духовном стихе о «Голубиной книге» из частей тела Адама — первочеловека возникают все сословия: от головы — цари, от «мощей» — князья и бояре, от «колена» — крестьяне, из Адамовой головы вырастает мировое дерево — «кипарисовое древо» и т. д.
В украинских легендах распространен мотив оплевывания человека чертом: Бог вывернул человека наизнанку, оплеванной поверхностью внутрь — отсюда у людей болезни. В других вариантах украинских легенд Бог первоначально лепит человека из теста, но его съедает собака; тогда Бог создает Адама из глины; собака вырывает ребро у первочеловека, и Бог творит из него Еву; черт хочет, подобно Богу, сотворить человека, но у него получается волк.
Согласно западноукраинской легенде, после грехопадения первых людей Бог проклял Еву, повелев ей рожать в муках, а после смерти — нести яйца: каждый день прародительница должна была снести столько яиц, сколько людей умирает на земле. Бог разрезает те яйца пополам и бросает на землю: из одной половины родятся мальчики, из другой — девочки; когда они вырастают, то их женят. Если же половина яйца упадет в море (будет съедена зверем и т. п.), то человек останется на земле без пары.
Лит.: Сказание как сотворил Бог Адама // Памятники литературы Древней Руси. XII в. М., 1980; Слово об Адаме и Еве // Родник злато- струйный. Памятники болгарской литературы IX—XVIII вв. М., 1990; Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. XI. Вып. пятый. СПб., 1889; Була- шев Г. О. Украинский народ а своих легендах и религиозных воззрениях и верованиях. Вып. I. Киев, 1909; Яворский Ю. А. Памятники галицко-русской народной словесности. Вып. I. Киев, 1915.
В. Я. Петрухин
Антропогонические мифы
→ Космогонические мифы / Древо мировое / Яйцо мировое / Адам / Аск и Эмбля /
Мифы о происхождении (сотворении) человека.
Составная часть космогонических мифов.
Не всегда отчетливо различимо происхождение всего рода человеческого и определенного народа (Ср. известное тождество названия племени и слова «человек» во многих традициях — у айнов, кетов и др.);
В ряде мифов отождествляется сотворение, произошедшее когда-то, во времени мифическом с рождением каждого отдельного человека, объясняемым в соответствии с его мифологическим прообразом.
Нередко различаются создание (сотворение) человека и его души (душ), воспринимающейся как отдельная его часть (множество отдельных частей), обладающая самостоятельной судьбой.
Иногда рассматривается происхождение отдельных органов человека (сердца, глаз и т. д.), причем изначальное их различение с точки зрения мифологического мышления оказывается более существенным, чем выделение людей из других существ, предметов, явлений.
Характерно, что во многих мифах все первоначальные существа, животные, предметы, явления (солнце, луна, звезды) и место обитания племени имеюет антропоморфный облик; даже вселенная, часто описывается как происходящая из частей тела «первочеловека». Возникновение человека нередко представляется не столько как создание, сколько как выделение из числа других существ, которые постепенно теряют человеческий облик, сохраняющийся только у людей.
Создание человека нередко описывается
В мифе племени аранда (Австралия) люди были созданы двумя существами Унгамбикулами (Букв. «самосуществующие». По другому варианту — птицей-мухоловкой.), разделившими каменным ножом сросшиеся вместе сгустки-комки (Букв. «сросшиеся друг с другом люди».), оставшиеся на дне высохшего первобытного океана — бесформенные шары, в которых только угадывались зачатки частей тела человека. Затем Унгамбикулы ножом отделили друг от друга части тела каждого человека и наконец разделили людей на фратрии.
Боги, демиурги или культурные герои создают первых людей из самых разнообразных материалов:
В кетском мифе для оживления человека, сделанного из палки (Ср. позднейший литературный образ Пиноккио-Буратино. его качают в люльке), то есть совершают обряд возрождения к жизни. В скандинавской мифологии Один и боги-асы оживляют древесные прообразы людей, «доделывают» их.
Очень часто люди создаются из глины или земли. В ирокезском (Северная Америка) мифе Иоскеха лепит первых людей из глины по своему отражению в воде. В мифе индейцев кахуилла демиург Мукат, вынувший черную землю из своего сердца, создает затем тела людей из черной грязи, тогда как Темайауит, вынувший из своего сердца белую землю, неудачно лепит из белой грязи людей с животами с двух сторон (спереди и сзади); с глазами по обеим сторонам головы; когда Мукат доказал ему неудачность его созданий, Темайауит, рассердившись, скрывается вместе с ними в подземном мире, пытаясь утащить с собой всю землю (Мотив создания «неудачных» людей имеется и в других мифологиях, например в одном из вариантов шумерского мифа, где Энки и Нинмах сначала лепят из глины подземного мирового океана «удачных» людей, а затем, захмелев, создают уродов). По аккадскому варианту, Мардук (вместе с Эйя) делает людей из глины, смешанной с кровью убитого им чудовища Кингу. Сотворение людей из глины или земли известно в:
Миф о создании человека из земли в индоевропейской мифологии (и в семитской) сказался и в эпитете человека — «земной» (существует связь между латинскими словами homo — человек и humus — земля).
В более редких случаях «материалом» служат нерасчлененные существа, как у аранда или в западносуданских мифах о происхождении людей от двуполых существ.
Частый мотив, находящим параллель в детской психологии, — создании сперва мужчин, а потом женщин. Иногда женщины описываются как возникшие в результате того, что в мужчину кидают кусок мяса (в А. м. масаев в Африке, жителей одного из островов в Океании). Происхождение женщины при этом часто отлично от мужчины: например, она делается из иного материала (во многих мифах южноамериканских индейцев). Но библейский миф о сотворении Евы из ребра первочеловека Адама — по-видимому, результат «литературного каламбура».
Создание человека нередко мыслится поэтапным (мифы американских индейцев, африканские, океанийские): сначала возникают первые антропоморфные существа-первопредки, а от них рождаются люди. У сиу демиург Суссостинако создает двух первых женщин — прародительниц людей из двух узлов паутины изначального мирового паука. Первичная пара существ, порожающая люди, нередко в одной и той же мифологии (напр., у нганасанов на полуострове Таймыр) состоит из земли-матери (или богини земли) и ее божественного супруга и в то же время — из первых людей, рожденных этими богами.
Представления о первых людях как незавершенных существах, которых богам приходится «доделывать», — широко распространенный мифологический мотив.
Представления о первом человеке во многих традициях (индоиранской, славянской, нанайской и некоторых других сибирских) связано с идеей конца мифического времени, когда люди были бессмертными (и не отличались от богов). Первый человек — чаще всего первый смертный — с его смертью кончается мифическое (в определенном смысле довременное) существование человечества. Такие представления связаны с нанайским Ходо, древнеиранским Иимой, родственным древнеиндийскому Яме (Согласно «Атхарваведе», «умер как первый из смертных» — и оттого стал богом мертвых).
Смертью первого антропоморфного существа (своего рода «первого человека») объясняется в ряде мифологических систем создание вселенной. Плоть убитого богами первопредка — великана Имира стала землей, кости — горами, небом — его череп, морем — кровь. Близкие мотивы:
Сходство представлений о частях тела человека в догонской и древнеиндийской мифологиях и обрядах простирается также на число членов первого человека:
Большой интерес представляют мифы тотемического характера, по которым человек некогда не отличался от животных (Напр., был покрыт шерстью, как в представлениях селькупов. (Западная Сибирь).). Сходство человека и обезьяны дало основание двум различным типам Антопогонических мифов. Согласно одному (бытует в Тибете, у племени хадзапи в Южной Африке) человек происходит от обезьяны; по другому (у бушменов) — обезьяны (бабуины) некогда были людьми (Но мифологический герой Цагн превратил их в обезьян, наказав за убийство своего сына). По мифам других африканских народов (бамбути, эфе), шимпанзе — древний народ, ушедший в лес потому, что их обманывали пигмеи.
В мифах тотемического характера речь чаще всего идет о происхождении лишь определенной группы людей, зооморфным символом которой является какое-либо животное. Но известны сравнительно немногочисленные мифы тотемического типа, объясняющие происхождение всех людей. Во многих тотемических мифах люди и животные объединяются вместе как разные типы людей. В животных, почитаемых как тотемные классификационные символы определенных социальных подразделений, видят людей (в том числе людей других миров (Медведь как «горный человек», принадлежащий верхнему миру, в мифологии нивхов)) Распространены (Австралия, буряты и мн.др. народы Евразии) тотемические мифы, в которых как родоначальники фигурируют птицы (ворон и лебедь), а первые люди, первопредки выходят из яйца. К этим мифам примыкают мифы, связанные с образом мирового яйца.
Особый тип. представляют мифы, говорящие не о сотворении людей, а о способе, позволяющем людям, существующим задолго до того (и неизвестно как возникшим), выйти в земной мир. В мифе индейского племени акома (Сев. Америка) первые две женщины, узнав во сне, что люди живут под землей, вырыли яму и освободили их (то есть перевели их из подземного мира в земной). В мифологии индейцев зуньи Возлюбленные близнецы сходным образом прорыли ход в нижнюю из четырех пещер нижнего мира, где обитали люди, и со временем через три остальные пещеры вывели их из темноты нижнего мира. В одном из шумерских мифов рассказывается, что люди раньше росли, как трава, под землей; бог Энки проделывает мотыгой дыру в земле, и люди выходят оттуда. Мифы, по которым первые люди вышли из скалы, земли, ямы или термитника (для чего нужно было в него ударить), широко распространены у народов Африки.
Особую группу составляют мифы, по которым человек происходит из дерева, чаще всего — мирового. По мифологии гереро (Африка) первые люди — родоначальницы двух фратрий — вышли из дерева Омум-боромбонга, считавшегося матерью и отцом. Сходные мифы о появлении первых людей из расщепившегося дерева или тростника, известны и у других народов Африки. По поверьям селькупов (Зап. Сибирь), человек происходит из развилки березы (Поэтому ей придавалось особое значение в обрядах). По поверьям нивхов (Приамурье и Сахалин), все нивхи происходят из лиственницы.
Наряду с физическими субстанциями, в создании человека и его составных частей, существенную роль могут играть такие силы, как слово (у догонов): название имен равносильно творению (Примеры из развитых религиозно-мифологических систем: по одному из древнеегипетских сказаний, весь мир и люди возникают по мысли Птаха, выраженной в его слове; тот же мотив в одном из библейских сказаний (См. Адам).). Но в целом для архаических мифологий порождение (творение) путем словесного названия малохарактерно.
Представление о наличии двух или более составных частей человека — видимой телесной оболочки и души осложняет многие мифы и позволяет говорить об их двойственной природе. Согласно поверьям йоруба (Западная Африка), бог создал человека в виде двух половин — земной и небесной; перед тем как войти в жизнь, земной человек заключает договор с небесным двойником, оговаривая срок отлучки с небес, какую работу выполнит, сколько жен и детей будет иметь.
В создании души, по некоторым иногда принимают участие небесные светила верхнего мира. У селькупов человек рождается в женщине, когда на нее падает луч утреннего солнца, посланный верхней старухой-матерью; солнечный луч и душа человека обозначаются одним словом.
Мифы, основанные на установлении ассоциаций по сходству человеком и животным (в том числе обезьяной), представляют интерес как ранний образец преднаучных взглядов. Классификация живых существ по внешне сходным признакам использовалась в них как основа для объяснений происхождения человека, которых с известным основанием роассматриваются как раннее предвосхищение эволюционных гипотез.
В истории европейской культуры средневековья и эпохи Возрождения обнаруживается продолжение традиции, восходящей к концепции «первочеловека» и создания всего мира из частей его тела. Образное понимание «гротескного тела» (М. М. Бахтин) как модели макрокосма пронизывает народную карнавальную культуру и сказывается в творчестве писателей, которые, как Рабле и Гоголь, черпают образы в ее наследии.
«Сравнительно долго живут элементы мифологических представлений, не отделяющих понятия о человеке от всех других существ (прежде всего мифологических), мыслимых по его образцу; в качестве позднейшего повторения аналогичных способов „очеловечивания“ представлений о чуждой среде — споры и художественные фантазии на тему о возможности антропоморфных и человекообразных форм существования разумных сил или „внеземных цивилизации“ в космосе».
Анисимов А. Ф., Космологические представления народов Севера, М.-Л., 1959;
Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX — начало XX в.), Л., 1976;
Корреr 8 W., Der Urmensch und sein Welt-bild, W., [1949];
Calame-Griaule G., Ethnologic et langage. La parole chez les Dogon, [P.], 1965;
Christensen A., Les types du premier homme et du premier roi dans l’histoire legendaire des Iraniens, v. 1-2, Stockh., 1917-34;
Dumеzil G., Mythe et epopee…, 2 ed., P., 1974; Frazor J., Creation and evolution in primitive cosmogonies and other pieces, L., 1935;
Haile В., Soul concepts of the Navaho, «Annali Lateranensi», 1943, t. 7;
Hоanh-Sоn Hоang-sy-Qu, Le mythe indien de l’Homme cosmique dans son contexte culturel et dans son evolution, «Revue de l’histoire des religions», 1969, v. 175, № 2;
В. В. Иванов [Мифы народов мира. Энциклопедия: Антропогонические мифы, С. 13 и далее. Мифы народов мира, С. 560 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 90 Словарь)]
Содержание
В славянской традиции мифы о происхождении (сотворении) человека развивались под влиянием библейских преданий, прежде всего апокрифов, о перво-человеке Адаме. Создание человека — завершающий акт сотворения мира. В русской Начальной летописи [1] — содержится миф о сотворении человека, приписываемый языческим волхвам, но восходящий, видимо, к дуалистическому учению богомилов: Бог мылся в бане, вспотев, утерся ветошью и сбросил ее на землю; из ветоши дьявол сотворил тело человека, а Бог вложил в него душу (ср. словенскую легенду о человеке, возникшем из капли пота Бога).
Апокрифический сюжет, распространенный в болгарской и древнерусской книжной традиции, — сотворение Адама Богом из восьми частей — элементов мироздания:
• тело взято от земли, • кости — от камней, • кровь — от моря, • глаза — от солнца, • мысли — от облака, • «от света — свет», • от ветра — дыхание, • от огня — теплота.
Когда Господь оставил Адама одного лежащим на земле, чтобы взять ему «глаза от солнца», сатана вымазал Адама нечистотами. Сняв эту грязь и смешав ее со слезами Адама, Бог сотворил собаку, чтобы та стерегла человека, а сам отправился за «дыханием» для Адама. Сатана вновь явился к человеку и, хотя собака не подпускала его близко, он все же истыкал тело Адама палкой (оплевал его и т. п.), впустив в него 70 недугов. Бог вновь изгнал сатану и очистил человека (вывернул наизнанку — отсюда внутренние болезни). Он послал ангела взять (букву) «аз» на востоке, «добро» на западе, «мыслете» на севере и на юге — из букв было создано имя «Адам».
В фольклоре русских старообрядцев сюжет сотворения Адама «из природы» получил характерную мотивировку:
«тело (Адама) из земли: по смерти иде в землю; кровь из морской воды: всю жизнь ходя, как морская волна; глаза из солнца: как солнце светя, так и глаза человечи днем смотрят, а ночью спля».
Лишь силу Бог сотворил «из ничего» — чтобы человек мог жить своими трудами. В русском духовном стихе о Голубиной книге из частей тела Адама — первочеловека возникают все сословия:
• от головы — цари, • от «мощей» — князья и бояре, • от «колена» — крестьяне, • из Адамовой головы вырастает мировое дерево — «кипарисовое древо» и т. д.
Наряду с преданиями, где антропоморные мифы связаны с космогоническими, распространены легенды о сотворении человека из глины, основывающиеся на библейском мотиве о сотворении Адама «из праха земного». В болгарской традиции Бог делал людей, как гончар горшки; после обеда Творец увидел, что работа продвигается медленно, и в спешке стал лепить людей, получавшихся хромыми, больными, гордецами и упрямцами и т. п. Характерен мотив божественной слюны, использованной для размешивания глины: от этой слюны происходит мужская сила (семя); напротив, плевок сатаны, хотевшего оживить слепленное тело человека, наводит на него порчу — болезни (укр., рус.). В украинской легенде Творец использовал оставшуюся у него горсть глины, чтобы приделать человеку половой член, — так было создано грешное тело, иначе человек оставался бы в раю.
В дуалистических вариантах антропогонических мифов Бог лепит из глины человека, сатана пытается подражать Творцу, но у него получается козел или собака (волк) (укр.). В ряде преданий наряду с глиной может использоваться тесто: сначала Бог слепил человека из теста, но собака съела творение; Бог слепил пана (Еву) из пшеничного теста, а мужика (крестьянина) — из глины, но собака съедает хлебного человека (укр.).
В некоторых апокрифах [2] Адам изображается великаном: Соломон попадает в «костяную пещеру», которая оказывается черепом Адама, в нем могло уместиться 300 мужей. К мотиву перволюдей-великанов примыкает украинское предание о прародителях, которые были так сильны, что, наступая на камень, оставляли на нем след [3] ; после грехопадения, напротив, камни вдавливались в ступни — отсюда у людей впадина в ступне.
До грехопадения у первых людей была роговая (как ногти) кожа: Адам умолил Господа оставить его потомкам часть «вечной» кожи на пальцах в напоминание о райском бессмертии (рус.; в болгарском варианте Адам и Ева были первоначально покрыты волосами).
Мотив сотворения первой женщины — Евы — в некоторых легендах продолжает библейский миф:
• ребро для творения взято «от самого сердца» Адама, чтобы жена любила мужа (рус.); • собака вырывает ребро у первочеловека и Бог творит из него Еву и т. п.
В других вариантах Адам был сотворен с хвостом и Бог, чтобы отделить человека от животных, отрезал ему хвост и создал из него женщину; первоначально мужчина и женщина были соединены, но сатана оторвал женщину, так что у Адама остался мужской член, а у Евы — влагалище, с тех пор мужчины и женщины стремятся к воссоединению и от этого рождаются дети (бел.).
Другой этиологический мотив антропогинических мифов — происхождение кадыка, «адамова яблока», от запретного плода: от съеденного яблока у Евы появляется вожделение к сатане, у Адама — к Еве; от соития с сатаной рождается Каин, с Адамом — Авель. По другому варианту, от сатаны рождается потомок с 12 (7) головами, лишь одна из которых — человечья, остальные — звериные: сатана обещает Адаму съесть лишние головы, если тот «отпишет» ему все свое земное потомство (ср. в статье Пахарь). От Каина происходит грешное потомство, которому сатана показал, как построить Вавилонскую башню: Бог смешал языки строителей, и те, забыв Бога, стали поклоняться идолам (рус.).
Согласно западноукраинской легенде, после грехопадения первых людей Бог проклял Еву, повелев ей рожать в муках, а после смерти — нести яйца: каждый день прародительница должна была снести столько яиц, сколько людей умирает на земле. Бог разрезает те яйца пополам и бросает на землю: из одной половины родятся мальчики, из другой — девочки; когда они вырастают, то их женят. Если же половина яйца упадет в море (будет съедена зверем и т. п.), то человек останется на земле без пары.
… «эволюционной» мифологической концепцией происхождения людей из несовершенных существ… (из ст. Австралийская мифология) … «вечные» герои «эпохи сновидений» выступают и как подлинные прародители людей и животных (из ст. Австралийская мифология)