О чем повествуется в прочитанных былинах 4 класс

Былина «Ильины три поездочки»

Читательский дневник по былине «Ильины три поездочки»

Название произведения: «Ильины три поездочки»

Жанр произведения: былина

Главные герои: Илья Муромец.

Второстепенные герои: разбойники, атаман, красна девица.

Характеристика главных героев:

Илья Муромец — отважный, добрый и мудрый.

Приобрёл мудрость и богатство на всю жизнь.

Характеристика второстепенных героев:

Разбойники — злые и опасные.

Атаман — вожак разбойников.

Красна девица — красивая и коварная.

Краткое содержание былины «Ильины три поездочки»

Богатырь Илья отправляется в поездку на своём верном коне.

В поле он видит камень, на котором сделаны три надписи.

Илья решает ехать в ту сторону, где убитому быть.

И встречает сорок тысяч разбойников, которые хотят его ограбить.

Но Илья сам бьёт разбойников и возвращается к камню.

Он исправляет первую надпись и едет в ту сторону, где женатому быть.

Там он находит терем, в котором живёт девица-поляница.

Девица оказывается коварной и держит в плену двенадцать богатырей.

Илья бросает девицу в подвал, а товарищей выпускает.

Он возвращается к камню, исправляет вторую надпись, и едет в третью сторону.

Там он находит богатство и раздаёт его бедным и церкви.

План пересказа:

Основная мысль былины «Ильины три поездочки»

Главная мысль былины в том, что богатырь не должен бояться трудностей, а обеспечивать порядок в стране.

Основной идеей былины оказывается то, что богатырь всегда стоит на защите спокойствия и порядка, он борется с несправедливостью, помогает простому народу, чтит церковь.

Богатырю не нужно богатство.

Чему учит произведение

Былина учит бескорыстию и мужеству.

Учит быть настоящим патриотом и горячо любить свою Родину.

Учит бороться с несправедливостью, помогать бедным и обиженным.

Учит не искать лёгких путей.

Краткий отзыв по былине «Ильины три поездочки» для читательского дневника

Прочитав эту былину, я поняла, что богатырь Илья был великим заступником и защитником.

Он смело шёл навстречу опасности и всегда побеждал своих врагов.

Несмотря на огромную силу, Илья был очень добрым и всю свою жизнь помогал простому народу.

Поэтому народ отвечал ему искренней любовью.

Именно народ сочинил эту былину, в которой воспел подвиг богатыря.

В былине герой смело встречает опасность, не боится смерти и не ищет богатства.

Он честно выполняет свой долг защитника Родины.

Не требует славы и почёта.

Мне очень нравится Илья Муромец, великий и простой русский богатырь.

Он навсегда остался в памяти народа заступником, готовым всегда прийти на помощь.

Я всем рекомендую прочитать эту былину именно в стихотворной форме, ведь в ней наиболее полно отражены подвиги Муромца.

И написана она прекрасным старинным русским языком.

Пословицы к произведению:

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

«Ай же ты, душечка да красна девица!
Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».
И как схватил тут добрый молодец
да красну девицу,
И хватил он ей да по подпазушки
И бросил на тую на кроваточку;
Как кроваточка‑то эта подвернулася,

Источник

О каких событиях рассказывается в былине? Запиши.

В стихотворной былине рассказывается о знаменитой поездке русского богатыря Ильи Муромца.

Но славный богатырь преодолел все препятствия и поменял надпись, указав, что он там был, остался жив, расчистил дорогу, то есть теперь туда можно держать путь.

В прозаичном пересказе продолжения былины рассказывается о двух следующих поездках молодца.

Сначала он поехал дорогой, что предвещала женитьбу.

Заехав во двор, он увидел, что 12 девиц его очень радостно встретили.

Среди них была красавица королевна.

Но, будучи мудрым, Илья Муромец не верил таком ласковому и трепетному отношению к нему.

Когда его уложили спать, он начал раздумывать, что же затеяла эта девица.

Тогда он схватил её и бросил на кровать к стене, открылась дверь в подвал и туда завалилась королевна.

И тут Илья всё понял.

Как оказалось, в подвале томилось очень много желающих женится.

Богатырь всех их выпустил и разослал по домам и родным землям.

Далее Илья поехал к большому белому камню, который, судя по надписи, вещает богатство тому, кто его сдвинет.

А этого никому не удавалось.

Как оказалось, Муромец был самым сильным из желающих обогатиться.

Он сдвинул камень и увидел под ним погреб с богатствами невиданными.

На эти деньги он построил 3 церкви, а остальное раздал нуждающимся и немного оставил себе.

После этого Илья Муромец поменял надпись на камне, указав, что дорога влево больше не сулит богатства.

Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.

Я считаю, что вполне реальной может быть встреча богатыря с разбойниками.

Ведь русским воинам не раз приходилось с ними воевать.

А также реальной является встреча с недобросовестной царевной.

Подлость всегда была присуща некоторым людям.

Ещё я считаю, что строительство церкви вполне могло быть реальным событием.

И также Илья мог бы помогать нуждающимся, ведь этим выделялись все настоящие богатыри.

Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.

В стихотворной былине присутствуют следующие слова, что говорят о внешнем виде Ильи Муромца: «заблистал в сорок тысяч шлем», «засияли камни — яхонты», «богатырь».

В прозаичной части былины присутствуют следующие слова, что описывают внешний вид богатыря: «могучее плече», «русский богатырь».

Выпиши из учебника (с. 20 No 6) те черты характера, которые ты считаешь главными

Я посмотрел в учебнике на странице 20, в задании N6 предлагаемые черты характера Ильи Муромца.

Считаю, что главными являются: смелый и мужественный, ведь он ничего не боялся и в первую очередь поехал дорогой, что предназначена для смерти;

мудрый, умный и хитрый, ведь Илья смог «раскусить» злые намерения королевны и заставить попасть её в свою же ловушку;

сильный, ведь он смог победить разбойников и поднять камень, который был не под силу другим;

бескорыстный, ведь богатырь на полученные богатства построил 3 церкви для своего народа и раздал много добра нуждающимся;

способный к состраданию, ведь он выпустил всех пленных королевны и приказал вернуться на свои земли.

А такие черты, как глупый, трусливый, жадный совсем не подходят Илье Муромцу.

Но я считаю, что Илья сделал это, чтоб другие не пострадали от их рук.

Ведь неизвестно сколько бы ещё добрых душ попались в их сети.

Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная — растёмная, богатство несметное

Когда я читал былину, то и в стихотворном варианте, и в прозе нашёл для себя слова, что показались мне необычными.

Например, в первой поездочке это следующие слова: «красна солнышка», «ясна месяца», «ночной тучей», «чётко — ясно по высечена», «кустиков низёхоньких»,

«камушков кремнёвеньких», «кресты кристастые», «булатной броне», «выше смет», «калёна стрела», «в дуб кряковский разрывчатую», «череночки да щепочки», «поразъездил дороженьку».

В пересказе двух следующих поездочек для меня необычные такие слова: «терема златоверхие», «калачи крупитчатые», «поддал плечом, «богатства несметные», «ни полушечки».

Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.

Рассказ о богатыре Илье Муромце для 4 класса

Илья Муромец – это славный богатырь земли русской.

Он отличается своей мудростью, храбрость и силой.

Ему по плечу любые преграды, даже те, которые ранее никто не мог преодолеть.

Прославился Илья Муромец тремя знаменитыми поездочками.

Именно в них он показал всю неповторимость богатырского духа.

Но благодаря своей невиданной мощи и силе, он победил всех разбойников, что и были «носителями смерти».

Затем он поехал в путь, что вещал женитьбу.

Но и здесь русский богатырь не расслабился и не потерял своей бдительности.

Он смог предугадать, что королевна не только красива, но и хитра.

Илья, благодаря своей мудрости, вычислил ловушку и освободил всех её пленников.

А чтоб королевна больше никому не смогла причинить зла, Муромец срубил с неё голову.

Потом Илья Муромец поехал дорогой, что была предназначена для обогащения.

Стоит заметить, что раз эта дорога была последней в путешествии, значит для богатыря богатство далеко не главное.

Это показывает отсутствие у Ильи жажды к обогащению.

И здесь молодец показал всю силу богатырскую.

Он смог сделать то, что ранее никому не удавалось – сдвинул камень.

Под камнем он обнаружил погреб, в котором было куча драгоценностей.

Благодаря этому, Илья Муромец смог построить 3 церкви и помочь бедным и нуждающимся.

А себе оставил небольшую часть, что говорит о его щедрости, и сожалению к другим.

Илья Муромец – добрый и бескорыстный, храбрый и сильный, мудрый и непоколебимый!

Опорные слова, которые я использовал в своём рассказе:

Славный богатырь, мудрость, храбрость, сила, преграды, мощь, обогащение, бдительность, щедрость.

Запиши свой план или используй данный.

Этот план скупо раскрывает сюжет былины, поэтому я использовал свой:

Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?

Выберите один из вариантов ответа:

Вариант 1. Мне нравится стихотворный вариант былины больше, чем прозаический.

Средства художественной выразительности в нём хорошо передают характер, настрой героев и атмосферу событий.

Такой вариант мне гораздо интересней читать и легче воспринимать. Именно он передаёт напевность былины.

Вариант 2. Мне нравится прозаический вариант былины больше, чем стихотворный.

В стихотворном слишком много средств художественной выразительности, что мешает мне воспринимать суть событий.

В прозаическом произведении всё более понятно, нет ничего лишнего.

Хотя и присутствуют художественные элементы, но в умеренном количестве.

Вариант 3. Мне одинаково понравились оба варианта былины.

В стихотворном варианте средства художественной выразительности хорошо передают характер, настрой героев и атмосферу событий.

А в прозаическом варианте больше идёт акцент на суть событий.

Но и тот и другой вариант былины мне одинаково по душе.

Напевность больше передаёт стихотворная былина, так как прозаическая предназначена для обычного рассказа о событии.

Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?

Былины в старину, как правило, напевались.

А чтобы звучание было красивее, это сопровождалось игрой на музыкальном инструменте, который называется гусли.

А также, я читал, что ещё использовали ложки, бубенцы и свистульки.

Чем богатыри отличаются от героев сказок? Запиши свои мысли.

Учёные доказали, что в отличие от героев сказок, богатыри существовали на самом деле.

Они действительно отличались силой и добротой, защищали свой народ и свою землю, служили князю и ходили в походы.

А сказочных героев не существовало в реальности.

Возможно, у них и был настоящий прототип, но этого никто не может знать.

Но на то она и сказка.

Какие былины ты хотел бы прочитать? Отметь знаком «+».

Я хотел бы прочитать былину об Илье — Муромце и Соловее — разбойнике.

Когда-то я смотрел мультик, а теперь хочу сравнить, как события описаны в письменном виде.

А также хочу прочитать былину о Садко. Мне не было известно это название ранее, поэтому интересно о чём идёт речь.

И также вы можете дополнить этот ответ своими вариантами.

Найди былину «Ильины три поездочки» в библиотеке. Напиши, в каком сборнике она помещена.

Я нашёл былину в сборнике «Онежские былины».

А также в библиотеке есть большой сборник, что так и называется «Былины», там я тоже нашёл «Ильины три поездочки».

Как сказал библиотекарь, это произведение есть ещё во многих различных сборниках.

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

понедельник, 7 сентября 2020 г.

Ответы на вопросы учебника к былине «Ильины три поездочки» для 4 класса

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 20.

1. О чём повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос её название?

Былина называется «Три поездки Ильи Муромца» и в ней рассказывается о том, как богатырь совершил три поездки и три подвига.

Об этом прямо говорит название былины.

2. Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги? Чем закончились поездки богатыря? Какие надписи он сделал на камне?

Сперва Илья решил отправиться по одной дорожке, но найдя на ней разбойников, решил проверить и остальные две. Он хотел, чтобы на родной земле всё было спокойно и путники могли ехать в любую стороны ничего не опасаясь.

Он сделал на камне три надписи:

3. Обсудите с другом значение поездок богатыря Ильи Муромца для русского государства, русского народа.

Три поездки Ильи Муромца способствовали укреплению торговых связей между городами, усилению обороноспособности страны, увеличению объема торговли и благосостояния народа.

Они сделали дороги безопасными для путников.

4. Перечитай последние строчки былины. Как они помогают понять характер богатыря?

Илья раздал обретенное богатство людям, себе не оставив ни полушечки. Это говорит о его бескорыстии. Он не стремился быть богатым, он хотел служить своему народу.

5. Найди строки с описанием внешнего вида героя.

Илья был богато одет. У него был дорогой шлём, в гриву коня были вплетены яхонты. Сам конь был очень дорогим.

Сам Илья называет себя простым казаком, старым дедушкой.

Он очень сильный, в балладе говорится о могучем плече.

6. Расскажи об Илье Муромце. Выбери опорные слова: смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию. Объясни свой выбор. Приведи примеры из текста былины.

Рассказ об Илье Муромце по опорным словам для 4 класса

Илья Муромец прославленный русский богатырь. Это смелый, очень мужественный человек, который никогда не бежит от опасности. Он заступник всех бедных, обездоленных и слабых, слуга народа. Он сильный и добрый. Он убивает разбойников, чтобы сделать спокойными дороги родной страны.

Он умный и даже мудрый. Всегда находит выход из ситуации, способен разгадать замыслы врагов. Так он разгадал замысел королевны и казнил преступницу.

Илья Муромец не стремится к богатству. Он бескорыстный, а найденные сокровища раздаёт нищим и строит церкви.

Илья Муромец способный к состраданию человек. У него кровью сердце обливается, когда он видит страдания простых людей. Он их защитник и заступник, справедливый и честный.

Нет ни одного другого богатыря столь же славного словом и делом.

7. Раздели текст былины на части, озаглавь каждую часть. Как они связаны друг с другом? Обоснуй своё мнение.

Былину можно разделить на три части, по числу поездок.

Дадим этим частям названия:

Эти части связаны между собой камнем на перепутье, к нему возвращался богатырь, от него начинались каждая из поездок.

Пример альтернативного деления былины на части можно посмотреть, перейдя по ссылке.

8. Перескажи одну из частей былины от лица Ильи Муромца.

Пересказ былины «Ильины три поездочки» от лица Ильи Муромца для 4 класса

Поехал я как-то в дозор и увидел на распутье камень, а на камне том три надписи. Постоял я, подумал, и решил отправиться туда, где убитым быть обещали, проверить дорожку.

Решил я проверить и остальные дороги и поехал прямо. А там стоит терем расписной. Выбегают навстречу девушки-служанки, а за ними и королевишна идёт.

Усадили меня за стол, напоили, накормили, спать повели. Я иду и думаю, что не спроста всё это. Взял и бросил королевну на кровать. Кровать перевернулась и улетела королевна в подвал.

Тут мне всё ясно стало. Открыл я двери подвала, выпустил пленников знатных, а королевне голову отрубил.

Поехал я налево. Увидел камень огромный, а на камне надпись про богатство. Тяжёл был камень, да только и я не слаб. Отворотил камень, а под ним богатства видимо-невидимо. Нагрузил я золотом коня своего, отвез в Киев.

Поставил на эти деньги три церкви, а остатки бедным раздал. Мне-то богатство не надобно.

Вернулся я к камню и последнюю надпись исправил. Написал, что ездил влево, а богатым не бывал. Чтобы и люди на богатство не рассчитывали.

Источник

Три поездки Ильи Муромца стр. 20

1. О чём повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос её название?

Былина рассказывает читателю о трёх поездках русского богатыря.

2. Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги? Чем закончились поездки богатыря? Какие надписи сделал он на камне?

Богатырь решил съездить по всем трём дорогам, чтобы испытать судьбу, узнав какой она будет для него.

Первая поездка «Прямо поехать, убитому быть» привела Илью к логову разбойников.

Разбойники грабили и убивали честный люд и хотели то же самое с Ильёй Муромцем сделать.

Богатырь уничтожил всех разбойников и очистил дорогу для людей.

После поездки Илья сделал новую надпись на камне:

«Богатырь Илья Муромец там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, порасчистил широкую!»

Вторая поездка «Влево ехать, женатому быть» закончилась встречей с невестой — красавицей.

Эта девушка хитростью и лукавством заманивала царевичей и королевичей в ловушку, чтоб погубить их.

Но богатырь раскусил коварство девушки и саму её в ловушку отправил, а после и казнил за злодейства.

После этого путешествия Илья Муромец начертал на камне следующее: «Прямо ездил — женатым не бывал».

В третью поездку «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть» Илья Муромец поехал после того, как поднял камень и увидел огромное богатство под ним.

Богатырь взял эти сокровища и отвёз их в Киев.

Там построил на эти деньги три церкви, а оставшиеся потратил на помощь вдовам и сиротам.

Себе он ничего не оставил.

И поэтому написал он новую надпись на камне «Влево ездил — богат не бывал».

3. Обсудите с другом, каково значение трёх поездок Ильи Муромца для Русского государства.

Своими тремя поездками Илья Муромец оказал помощь Русскому государству.

В первой поездке он очистил важную дорогу от разбойников, чтобы люди смогли путешествовать по своим делам и развивать торговлю.

Во второй поездке богатырь избавил царевичей и королевичей от погибели в ловушке красавицы — королевны.

В третьей поездке он нашёл сокровища и построил в Киеве три церкви и помог нуждающимся вдовам и сиротам.

4. Перечитай последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?

В последних строчках былины рассказывается, что об Илье Муромце пошла честь и слава по всей земле.

Поэтому, можно сказать, что герой славный, честный, справедливый, щедрый и сильный человек.

Именно таких людей прославляет народ.

5. Найди строки с описанием внешнего вида героя. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

6. Расскажи об Илье Муромце по опорным словам.

Рассказ об Илье Муромце

Илья Муромец — известный для всех русский богатырь.

Его можно встретить как в былинах, так и в мультфильмах.

Посмотрев на него, мы видим щедрого, доброго, сильного, мужественного и справедливого человека.

В былинах мы читали, что с детства Илья болел, он не мог владеть руками и ногами, но благодаря старцам исцелился.

По совету старцев Илья сдвигает «неподвижный камень» и получает в дар коня.

После исцеления Илья поступает на службу к князю, чтобы защищать свою родину.

Служит он справедливо и бескорыстно, защищая честь своего народа и русского государства.

7. Раздели текст на части, озаглавь каждую часть. Как они связаны друг с другом? Обоснуй своё мнение.

Все части текста находятся в связи между собой, потому что каждая поездка заканчивалась возвращением к камню.

8. Перескажи одну из частей былины от лица Ильи Муромца.

Как-то собрались мы с богатырями земли русской на походный совет.

И решили ехать в разные стороны на великий богатырский дозор.

Мне досталось Западное направление.

Возле росстани я увидел белый камень и надписи на нём интересные:

Влево ехать — женатому быть!

Вправо ехать — богатому быть!

Всё судьбой сие предписано!

Решил я судьбу свою испытать и узнать, куда же дороги эти ведут.

Поехал я прямо и увидел тучу разбойников жестоких.

Они людей грабили и убивали.

Решил я расчистить дорогу от этих нелюдей.

Сразился с ними и победил нечисть, очистив дорогу для людей.

После победы вернулся я к камню и решил влево поехать за женой — красавицей.

Но красавица — королевна оказалась злой и коварной.

Погубила она до меня много людей. Я же ловушку заподозрил и саму королевну в неё упёк, а людей освободил.

После испытания я вернулся к камню и решил поднять его.

А там погреб с сокровищами несметными.

Поднял я все сокровища на свет Божий и решил их людям раздать, да три церкви в Киеве построить.

Так и сделал. Себе ничего не оставил. Зачем богатырю сокровища?

Пусть людям послужат.

Потом сел на своего коня Бурушку и поехал дальше великий богатырский дозор нести, защищать землю русскую от всякой нечисти.

Источник

Урок-дискуссия по теме «Былины». 4-й класс

Класс: 4

Цели: закрепить знания по теме “былины”. Учить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения полученными знаниями.

Оборудование: выставка книг с прочитанными былинами, заготовленная таблица для дискуссии на доске (или экране) и у каждого ученика (можно на парту, если работа будет проходить в парах). Таблица будет заполняться во время урока.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока

Закатилось красное солнышко
За горушки высокие, за моря за широкие,
Рассаждалися звезды частые по светлу небу.

Мы знакомимся с былинами по книгам, поэтому считаем их литературными произведениями – такими, как поэма, например. Но это не так. Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения.

Любители народного творчества, его собиратели оставили мирного воспоминаний о том, как исполнялись былины. Приведем одно из них – В.Н. Харузиной; в конце XIX века она слушала исполнение былин их знатоком Никифором Прохоровым.

Исполнитель, пишет В.Н. Харузина, “с улыбкой обвел взглядом всех присутствующих и, заметив в них нетерпеливое ожидание, еще раз быстро откашлянулся и начал петь. Лицо старика-певца мало-помалу изменялось, исчезло все лукавое, детское и наивное. Что-то вдохновенное выступило в нем: голубые глаза расширились и разгорелись, ярко блестели в них две мелкие слезинки, румянец пробился сквозь смуглость щек, изредка нервно подергивалась шея.

Он жил со своими любимцами – богатырями, жалел до слез немощного Илью Муромца, когда он сиднем сидел тридцать лет, торжествовал с ним победу его над Соловьем-разбойником. Иногда он прерывал себя, вставляя от себя замечания.

Жили с героем былины и все присутствующие. По временам возглас удивления невольно вырывался у кого-нибудь из них, по временам дружный смех гремел в комнате. Иного прошибала слеза, которую он тихонько смахивал с ресниц. Все сидели, не сводя глаз с певца, каждый звук этого монотонного, но чудного, спокойного мотива ловили они”. (Былины. М., “Просвещение”, 1993).

— Ребята, у нас сегодня не обычный урок, а урок-дискуссия. Что это значит? Что такое дискуссия?

(Дискуссия – это спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.)

— Итак, о чем же мы будем сегодня спорить, какой вопрос обсуждать. У каждого из вас есть таблица: (такая же таблица на доске)

Ключевая фраза для обсуждения: согласны ли вы, что в былинах поется о том, что происходило на самом деле? Впишите эту фразу в таблицу.

III. Основная часть урока

1) У детей получилась таблица: (учитель вписывает вопрос в таблицу на доске)

Аргументы “за”Согласны ли вы, что в былинах поется о том, что происходило на самом деле?Аргументы “против”

— А сейчас подумайте над этим вопросом и запишите аргументы “за” или “против”. Обсудите в парах, если вы согласны с товарищем по парте, то впишите новые аргументы, которые вы придумали вместе. (Дети работают несколько минут сами.)

2) Учитель – Кто написал аргументы “за”, назовите их. (Дети называют, а учитель выписывает несколько аргументов на доску.)

— Кто написал аргументы “против”? (Учитель также выписывает их. Все происходит без доказательств и комментариев педагога.)

Например, может получиться такая таблица:

Аргументы “за”Согласны ли вы, что в былинах поется о том, что происходило на самом деле?Аргументы “против”
1. Былина происходит от слова “быль”.

2. В былинах воспеваются князья, которые жили на самом деле.

3.Былины рассказывают о поражении.

2. Добрыня Никитич бился со змеем?

3. Волынь города никогда не было в Индии.

4. Путь Садко указывается совсем в другую сторону.

3) Ведется дискуссия по таблице

Учитель – Кто согласен с выражением: былины происходят от слова “быль”, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле?

На Севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины – слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа.

Так значит то, о чем рассказывают былины. Правда?

(Так начинается дискуссия. Дети приводят аргументы “за” и “против”, пользуясь книагми, работая самостоятельно или в парах.)

В конце урока учащиеся вписывают в среднюю часть таблицы вывод, который они сделали для себя во время урока. У каждого из них он будет свой.

IV. Викторина по теме “Былины”

1. Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)

2. Злодей. Свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному. (Соловей-разбойник)

3. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич)

4. Чудовище, которое жило на горе Сорочинской. (Змей Горыныч)

5. Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у Морского царя. (Садко)

6. Хозяин Ильмень-озера, который помог Садко поймать златоперых рыб. (Водяной)

7. Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. (Алеша Попович)

8. Богатырь, умевший превращаться в различных животных. (Волк Всеславович)

9. Силач, легко выдернувший из земли соху, которую не могла вытащить вся дружина Вольги Святославовича. (Микула Селянинович)

10. Могучий богатырь, который не смог поднять суму переметную (Святогор)

11. Богатырь, заставивший одноголового змея принести живой воды. (Михайло Потых)

— Чему научил вас сегодняшний урок?

— Какие выводы вы сделали для себя по теме “Былины”?

Материал для учителя, который поможет провести перекрестную дискуссию

Вопрос этот не такой простой.

Однажды рыбаки, ловившие рыбу на Ильмень-озере, что у Новгорода, в сетях обнаружили сапог из необычного для нашего времени материала и совершенно непривычной формы. Сапог был из сафьяна (искусно обработанной кожи), с тонким изогнутым каблуком и высоко загнутым кверху носком. Ученые–археологи сначала решили: подделка!

Каково же было их изумление, когда, изучая былины, они обнаружили такое описание сапог богатыря:

. Сапожки из зелена сафьяна,
Вот шилом пяты, носы востры.
Вот под пяту воробей пролети.
Около носка хоть яйцо прокати!

Некоторые персонажи былин носят имена исторических деятелей. Так, в историях Киевской Руси были стольнокиевские князья Владимир Святославович (умер в 1015 году) и Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125). В большинстве былин киевским князем “красное солнышко” и называется один из этих князей: Владимир Святославович или Владимир Всеволодович.

Как поехал он да по Волхову,
А со Волхова он во Ладожское озеро,
А со Ладожского озера выплывал он во Неву-реку,
Как со Невы-реки выехал да на синё море.

Если проследить этот путь, то окажется, что Садко поплыл на своих червленых (красивых, расписных) кораблях в совсем другую сторону от Золотой Орды – в Балтийское море.

Но – удивительное дело! Читая былины, чаще всего и не замечаешь такие, казалось бы, несуразицы; эти неточности не вызывают раздражения, не воспринимаются инородными.

Попробуйте, например, установить время действия в таких стихах былины:

Еще тут князь Владимир не ослушался,
А нахватил он кунью шубочку соболию,
Обувал калоши да на босу ногу,
Да побежал по кружалу государеву.

Только опытный глаз историка сможет сразу заметить, что князь Владимир здесь – из эпохи Киевской Руси, “кружало государево” (кабак) – одна из примет Московской Руси, а калоши, которые князь в спешке “обувает на босу ногу”, появились лишь в XIX веке.

Чем же объяснить все это? Прежде всего тем, что былины – это не летопись, в которую заносились с хронологической точностью даты выдающихся событий, имена их участников и т.д.

Былины – произведения искусства, а потому для них характерен вымысел. Но вымысел этот является поэтической правдой.

Так есть ли правда в том, о чем рассказывают былины? Ну, например, терпели ли русские воины в схватках с врагами поражения? Несомненно. В том же “Слове о полку Игореве” рассказывается о неудачном походе половцев Новгород-северского князя Игоря Святославовича.

Но былины рассказывают о непобедимых русских богатырях – и в этом тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа. Воспитывали в отроках-юношах любовь к родной земле и ненависть к насильникам.

Для былин всегда важна не столько правда отдельного факта, отдельного события, сколько правда жизни. Именно поэтому создатели былин не стремились к буквальной точности в воспроизведении исторических событий, дат, имен, географических названий. Конечно, толчком к созданию былины служило какое-либо событие, возможно даже (как считают некоторые ученые), что былинам предшествовали или песни-славы в честь героев, или предания, в которых с большей или меньшей точностью (точнее, чем в былинах) воспроизводились события, герои и т.д. Однако, чтобы стать былиной, они должны были пройти определенный путь развития, обработки, насыщения художественным вымыслом, фантазией, эмоциональной образностью – превратиться в песни “о доблестях, о подвигах, о славе” (слова А. Блока) необыкновенных людей, героев, богатырей.

(Былины. Составитель Ю.Г. Круглов. М., “Просвещение”, 1993)

Физкультминутка (в удобное время)

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой “Л” расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *