О чем поэма пушкина гаврилиада
Автор, Александр Сергеевич Пушкин, делает обращение к красивейшей девушке, земную красоту которой он очень хочет сохранить. Но мир состоит из мгновений и мимолетностей. Не судьба и это автор понимает.
Главными героями произведения являются девушка Мария и ее супруг. Они являются очень ироничными и гротескными. Пушкин представил перед читателями деву очень соблазнительной, веселой. Ее мужа, словно старика, который абсолютно ничем не интересуется. Даже свой прекрасный цветок он не поливает. Цветок – это типа Мария.
Точно Бог, который спустился с горы Олимп, сошел со своего стула, на котором сидит и правит, сходит и влюбляется в красавицу с Земли. Он приходит к Марии, но не в виде святого духа, а как красивый, мускулистый, соблазнительный мужик. Он высокий, симпатичный, манящий и хороший. А еще его окружают яркие облака. Девушка, конечно, впечатляется его внешностью и мощностью. Кроме того, небесное божество сыпет ей комплименты и захваливает. Он говорит ей, что из всех земных красавиц, он выбрал именно ее за ее чарующую внешность. Ну, так он думал тогда.
Божеству полюбилась Мария, оно теперь грезит лишь о ней одной. Небеса ему тесны. На них нет места для него. Они наскучили ему.
Но с земной красавицей тоже нелегко наладить отношения. У небесного божества появился соперник – это сатана. Он тоже появляется девушке и говорит, что был всегда рядом с нею, не покидал ее. Бес хочет стать ее хозяином.
Тут в игру вступает Гавриил. Он чересчур самовлюбленный для архангела. Его раздражало посыльничество у божества. Тут появился шанс показать всю свою мощь и сил. Он удержал Марию от союза с дьяволом. Тут происходила драка. Кто-то тянул кого-то за волосы, кто-то странно бился. Тут Пушкин постоянно использовал иронию. История заканчивается тем, что дьявол «получил по шапке» от Гавриила.
Мария радовалась, что Гавриил победил, потому поцеловала его.
В итоге, у ребенка, который носит Мария, всего три отца – это божество, дьявол и архангел.
Также читают:
Рассказ Гаврилиада (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
Главный герой произведения – Ефим Озеров, солдат, которого демобилизовали во времена восстановления колхозов. Он был выбран на собрании главным секретарем колхоза, под его руководством трудились бедные
Русская народная сказка Колобок, конечно, имеет поучительный смысл, а потому имеет аналоги в фольклоре не только русском, но и многих других стран.
Сказка о том, как старик со старухой живут рука об руку. Для полного семейного счастья им не хватает лишь детей. От скуки и одиночества, пеленают в избе маленькую колодочку и успокаивают, будто малое дитя.
Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду небольшого рассказа, главная тема которого заключается в демонстрации человеческой бескомпромиссной свободы, которая порой обуславливает наступление гибели.
«Гавриилиада»: причины и следствие
200 лет назад Александр Пушкин написал скандальную поэму, за которую был допрошен и мог поплатиться каторгой
Текст: Яков Миркин, доктор экономических наук
Сюжет
Счастлив, конечно, но мог бы схлопотать Сибирь и каторгу за такие шалости.
Преступление
«Кто умышленно возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на родшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Присно-Деву Марию, или на Честный Крест, или на Святых Его Угодников, и будет в том совершенно обличен; тот подвергается лишению всех прав состояния, наказанию кнутом и ссылке в каторжную работу, а сверх того и публичному Церковному покаянию».
Пагуба! И она чуть не наступила. Семь лет спустя после сочинения, в июне 1828 г., «крепостные люди отставного штабс-капитана Митькова «принесли к Высокопреосвященному Митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому прошение, что господин их развращает их в понятиях Православной, ими исповедуемой, Христианской веры, прочитывая им из книги его рукописи некое развратное сочинение под названием Гавриилиада, и представили Высокопреосвященному Митрополиту и ту самую книгу».
«Но так как Гавриилиада приписывалась Пушкину, то по Высочайшему повелению учреждена Комиссия, в которую вошли: граф В.П. Кочубей, граф П.А. Толстой и князь А.Н. Голицын». 4
Следствие
25 июля 1828 г. Первое заседание комиссии.
а) им ли написана поэма «Гавриилиада»?
в) имеет ли он у себя оную, и если имеет, то потребовать, чтобы он вручил ему свой экземпляр;
Представим только: высшие чины государства, по личному распоряжению императора, в созданной им комиссии, под страхом того, что можете лишиться всех прав состояния, а заодно отправиться на каторгу за юношеские шалости, совершенные 7 лет назад, задают вопросы в лоб: да или нет, было или не было? Как отвечать?
Пушкин обдуманно ответил: нет, нет и еще раз нет.
3-5 августа
2. В первый раз видел я «Гавриилиаду» в Лицее в 15-м или 16-м году и переписал ее; не помню, куда дел ее, но с тех пор не видал ее.
3. Не имею. 10 класса Александр Пушкин». 7
А что такое «10 класса?» Ничтожество в Табели о рангах. Коллежский секретарь, то же самое, что штабс-капитан в пехоте и лейтенант во флоте.
Не поверили. Императору доложено, императору этого мало.
12 августа
Указание П.А. Толстому:
«Государь соизволил, чтобы вы поручили военному генерал-губернатору, чтобы он снова, призвав чиновника X-го класса Пушкина, спросил у него, от кого получил он в 15-м или 16-м году. упомянутую поэму, изъяснив, что открытие автора уничтожит всякое сомнение по поводу обращающихся экземпляров этого сочинения под именем Пушкина; о последующем же донести Его Величеству». 8
Какой высочайший уровень общения!
А ответ Пушкина? Конечно, полная «несознанка»!
19 августа
«Рукопись ходила между офицерами Гусарского полку, но от кого из них именно я достал оную, я никак не упомню. Мой же список сжег я вероятно в 20-м году. Осмеливаюсь прибавить, что ни в одном из моих сочинений, даже из тех, в коих я наиболее раскаиваюсь, нет следов духа безверия или кощунства над религиею. Тем прискорбнее для меня мнение, приписывающее мне произведение столь жалкое и постыдное. 10 класса Александр Пушкин». 9
Ничего не помню, свой список сжег, никогда в духе безверия или кощунства над религией не писал. А «Гавриилиада» жалка и постыдна.
И кто посмеет упрекнуть его? Кто посмеет обвинить в том, что он сделал попытку повернуть авторство на кн. Горчакова, известного вольными стихами, прадеда Столыпина, умершего до того за четыре года?
«Мне навязалась на шею преглупая шутка. До Правительства дошла наконец «Гавриилиада»; приписывают ее мне; донесли на меня, и я, вероятно, отвечу за чужие проказы, если кн. Дм. Горчаков 10 не явится с того света отстаивать права на свою собственность. Все это не весело. «. 11
Его письма перлюстрировались, и это был отличный способ донести что-то до властей. «Пушкин. письма свои писал, зная, что они могут перлюстрироваться и перлюстрируются на почте. иногда он позволял писать себе откровенно по почте именно в расчете, что письмо будет прочитано посторонними лицами помимо адресата. «. 12
28 августа
Продолжать расследование! Пусть скажет, кто, в самом деле, автор! На показании Пушкина императором «начертано»:
«Г. Толстому призвать Пушкина к себе и сказать ему моим именем, что, зная лично Пушкина, я его слову верю. Но желаю, чтобы он помог Правительству открыть, кто мог сочинить подобную мерзость и обидеть Пушкина, выпуская оную под его именем». 13
Самое смешное, что у Пушкина и Николая I были общие правнуки (по линии внучки Пушкина, Софии де Торби). И праправнуки. Неисповедимы пути Господни!
2 октября 14
Еще один круг. Толстой призвал Пушкина и «потребовал от него, чтобы он, «видя к себе благоснисхождение Его Величества, не отговаривался от объявления истины, и что Пушкин, по довольном молчании и размышлении, спрашивал: дозволено ли ему написать прямо Государю Императору и, получив на сие удовлетворительный ответ, тут же написал Его Величеству письмо и, запечатав оное, вручил Графу Толстому». 15
Не распечатывая письмо, Комиссия передала его Николаю I.
На этом вся история подходит к счастливому концу. Комиссия с облегчением заключила, что «может быть впоследствии, при продолжении наблюдения и разысканий, можно будет открыть сочинителя сего гнусного творения». 17
Приговор
31 декабря 1828 г.
А вот и точка. Есть резолюция Николая I на докладной записке: «Мне это дело подробно известно и совершенно кончено. 31 декабря 1828 г.». 18
А вот еще одно свидетельство: «Гавриилиада» Пушкина. Отпирательство. Признание. Обращение с ним государя». Это запись, продиктованная Голицыным, членом Комиссии. 20
«Сам Пушкин позднее, как говорят, не терпел даже упоминания в своем присутствии об этой поэме». 21 И истреблял ее списки. 22
Но рукописи, тем более божественные, не горят.
И остаются свидетельством того, как мы, увы, взрослеем. Как становимся консервативнее и осмотрительнее, как начинаем строить опасливые отношения с государством, утрачивая юношескую бесшабашность. И как же ее жалко! Этой бездумности, этого поношения всех и вся, этой полной уверенности, что именно с нас все начинается заново!
Мария и ее младенец для всех священны. Были, есть и будут.
Защитительная речь
Не бойтесь смеха! Не вздумайте лишь бить челом! Не нужно только сморщенных лиц!
«Огонь любви в лице ее разлился, и нежностью исполнилась душа». Что может быть лучше этой радости?
Краткое содержание Пушкин Гаврилиада
Начинается поэма с обращения Пушкина к прекрасной деве, чью «земную» красоту он хотел бы сохранить. К сожалению, в мире всё так мимолётно.
Герои поэмы (Мария и её муж) представлены иронично. Деву Пушкин описывает, как девушку, то есть земную, соблазнительную, весёлую. Её муж, как будто, старый человек, которому уже ничто не интересно. И он даже свой цветок (Марию) «не поливает».
И будто бы верховное божество, как в мифах боги с Олимпа, сойдя со своего трона, влюбился в земную красавицу. Он является Марии, но не как святой дух, а как прекрасный мужчина. Он высок, хорош собой… и в ярких облаках! Мария впечатлена его могуществом и красотой, а ещё ей льстит, что он из всех женщин Земли выбрал её. По крайней мере, на тот момент.
И божество влюбляется в Марию, думает лишь о ней, летит к ней. Небеса ему уже не интересны.
Но с Марией всё не так просто. У её любовника появляется соперник – сам дьявол… Является он девушке, напоминает, что с детства был рядом с ней. Бес пытается овладеть ей…
Мария была так счастлива победе Гавриила, что захотела его поцеловать. И он не устоял!
Изменщица после лукаво скрыла свои шалости. В итоге, у её сына три отца: божество на троне в небесах, в преисподней и ещё архангел.
Завершает поэт произведение, вновь обращаясь к красавице, сравнивая его с «кокетливой» Марией.
Эта поэма не известна широко, а произошло это, видимо, от её своеобразной (смех над верованиями) тематики.
Поэма учит ироничному отношению ко всем догмам.
Еще раз о Пушкине и Гавриилиаде
ЕЩЕ РАЗ О ПУШКИНЕ И «ГАВРИИЛИАДЕ»
Но на этом история с «Гавриилиадой», как видим, не закончилась. В 19 веке «нашлись» еще «доказательства» якобы авторства Пушкина. И одно из них, увы, принадлежит Петру Вяземскому. Этот «друг» поэта много вредил ему вместе с другим «другом» Пушкина Александром Тургеневым. Так много, что часть вины за гибель гения лежит и на них.
Неизвестно, когда было обнародовано письмо Вяземского Тургеневу за 1822 год, в котором, в частности, он пишет 10 декабря из Остафьева: «…Пушкинъ прислалъ мне одну свою прекрасную шалость:
Мы же сегодня читаем этот отрывок в ином виде:
Шестнадцать лет, невинное смиренье,
Бровь тёмная, двух девственных холмов
Под полотном упругое движенье,
Нога любви, жемчужный ряд зубов.
Зачем же ты, еврейка, улыбнулась,
И по лицу румянец пробежал?
Пропуск у Вяземского:
«В глуши полей, вдали Ерусалима,
Вдали забав и юных волокит
(Которых бес для гибели хранит),
Красавица, никем ещё не зрима,
Без прихотей вела спокойный век.
Её супруг, почтенный человек,»
Куда ни погляжу, везде я вздор встречаю!
Хотя не много примечаю,
Но вздор повсюду так велик,
Что сам является собою.
Дурачество свой кажет лик
И громко всем гласит трубою:
Я здесь!
Добро с дурачеством ты свесь,
На крошечку добра найдешь ты вздору
Большую гору!
Против прямых путей
Безумно всяк шагает,
И глупости сетей
Никто не избегает.
Портной век пакостно одет,
Сапожник босиком, уроды щеголяют!
Монах таращится на свет,
Судьи душой кривят, работники гуляют,
Дурак собой как черт надут,
Честным себя зовет и плут,
Скрывая всяк личину,
Все кажут ныне спину,
У всех фальшивые умы,
Чертям подобны стали мы.