О чем поэма кавказский пленник пушкин
Краткое содержание Кавказский пленник Пушкина
В черкесский аул приводят полумертвого молодого русского. Пленник приходит в себя и чувствует, что закован в кандалы. Он в отчаянии. Аул пустынен, все черкесы в поле. Молодой пленник вспоминает жизнь в России: он узнал на родине любовь и дружбу, но разочаровался в них и в свете. На Кавказе он искал свободы, а стал рабом, теперь он ожидает только смерти. Когда приходит ночь, русский видит молодую черкешенку, которая принесла ему кумыс. Еда, приятный взор и голос молодой девушки оживляют его. Девушка сочувствует ему.
Идут дни, пленник проводит их прикованным в горах, недалеко от стада. Каждый вечер приходит молодая черкешенка, приносит ему еду и разделяет с ним ужин. Она поет ему песни Грузии и учит языку. Девушка влюблена в русского, но пленник, разочарованный в любви, не может ответить ей тем же.
Молодая черкешенка влюблена в пленника, хотя ее отец и брат хотят выдать ее замуж за другого. Пленник не может отвечать ей с тем же пылом и просит забыть его, так как он разочаровался в любви, но до сих пор верен образу своей прежней возлюбленной. Девушка потрясена этим признанием, она спрашивает любим ли пленник, но он отвечает, что его чувства сильные, но невзаимные.
После своего признания пленник остается один и еще сильнее жаждет свободы. Однажды он видит, что все черкесы готовятся к набегу. Ночью в опустевшем ауле к нему приближается черкешенка с пилой и кинжалом, она освобождает его от цепей. Пленник предлагает бежать вместе, но девушка говорит, чтобы он возвращался к своей любимой. Русский переплывает реку, оглядывается назад и понимает, что девушка заколола себя.
Произведение заканчивается размышлениями автора о прекрасном диком народе Кавказа, который повержен русскими.
Эта повесть в стихах отражает романтические идеалы: сильная личность в окружении дикой природы способна на более глубокие чувства, чем выходец из цивилизованного света.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Пушкин. Все произведения
Кавказский пленник. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Молодой Эврисфей после смерти своего отца Сфенела получил огромную власть в качестве царя всей Арголиды. Не имея ни ума, ни храбрости, он пренебрежительно относился к Гераклу, которого боги наделили невиданной силой.
Главный герой романа Владимир Санин, он долго жил далеко от семьи. Его сестра Лида красивая девушка, влюблена в офицера Зарудина, с которым она встречалась. Но чувства после встреч у них были абсолютно разными
Расцвет творчества Ивана Сергеевича Тургенева пришелся на 1847 год. В журнале «Современник» печатается произведение «Хорь и Калиныч». Читатели одобрили историю охотников. Каждый найдет для себя что-нибудь интересное у этого автора
События происходят в портовом городе. В подвале одного из домов расположилась пивная по названию «Гамбринус». Стены пивной всегда влажные, пол усыпан опилками. Вместо столов используются обычные деревянные бочки
Это произведение – своего рода притча о том, какое положение человек занимает в своей жизни и как он должен относиться к себе и окружающим людям.
«Кавказский пленник» — самое знаменитое произведение при жизни Александра Пушкина
«Кавказский пленник» — первая из цикла южных байронических поэм Пушкина. Написана в 1820-1821 гг. Впервые опубликована в 1822 году.
История создания поэмы «Кавказский пленник»
Поэма «Кавказский пленник» была написана великим русским поэтом во время его южной ссылки. Как же случилось, что Александр Сергеевич был сослан на Кавказ?
Южная ссылка Пушкина
Александр Пушкин еще во время обучения в Царскосельском лицее вошел в круг ведущих литераторов того времени. После окончания учебы, и тем более после публикации поэмы «Руслан и Людмила», мастерство поэта еще более окрепло, а слава о нем распространилась по всей России. Однако, Александр Сергеевич не мог писать стихи «по заказу», его талант желал подчиняться только смелым и искренним порывам души. Ну и, добавим к этому лихость и бесшабашность молодости (поэту едва исполнилось 20 лет). В итоге, за написание едких эпиграмм на власть, которые дошли до императора, и при этом сам Александр I назвал их возмутительными, Пушкин был приговорен к ссылке. Изначально поэта должны были отправить в Сибирь, но, благодаря заступничеству друзей (в особенности Николя Карамзина, Василия Жуковского и Петра Чаадаева), приговор смягчили и Пушкин был сослан в южные губернии Российском империи. Таким образом, Александр Сергеевич около четырех лет провел на Кавказе.
1849. КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК. ВОТ РУССКОЙ ПЛЕННИК ВОЗОПИЛ; АУЛ НА КРИК ЕГО СБЕЖАЛСЯ… ЦЕНЗОР Н. Е. ЗЕРНОВ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ К «КАВКАЗСКОМУ ПЛЕННИКУ» А. С. ПУШКИНА
Легенды и байронизм
Почти сразу по прибытии на Кавказ Пушкин заболел и его отправили лечится на Кавказские воды. Там поэт заинтересовался местными легендами, центральные персонажи которых представляли собой сильные и волевые личности. В это же время Александр Сергеевич увлеченно знакомится с творчеством английского поэта Джорджа Байрона. Под впечатлением от поэм и стихотворений Байрона Пушкин пишет поэму «Кавказский пленник». Следует отметить, что неверно будет называть «Кавказского пленника» исключительно «подражанием Байрону», так как Александр Сергеевич вовсе не делал кальку с произведений англичанина. Скорее, он соревновался со своим британским коллегой, поэмами которого был восхищен. И во многих смыслах творения Пушкина не только не уступали творчеству Байрона, но и превосходили их.
Создание поэмы заняло у Александра Пушкина около шести месяцев. Он писал ее в Гурзуфе, Кишиневе, Каменке и Киеве. В черновиках поэта произведение изначально носило название «Кавказ». Привычный нам заголовок появился уже ближе к публикации поэмы. Точку в своих записях Пушкин поставил в феврале 1822 года, когда находился в Каменке. И в августе того же года «Кавказский пленник» был опубликован в Санкт-Петербурге.
Краткое содержание поэмы «Кавказский пленник»
Посвящение
Александр Сергеевич посвятил свое произведению генералу Н.Н. Раевскому, который и стал его проводником по Кавказу, познакомил с этими живописными и таинственными местами и в целом относился к Пушкину весьма тепло, дружелюбно, по-отечески.
Часть 1
В первой части поэмы автор знакомит читателя с главным героем – русским офицером, который попал в плен к черкесам. Тут же мы узнаем, что на кавказскую войну молодой человек отправился скорее от скуки, желая заглушить голос одиночества и тоски, которые заполнили его сердце в шумном и многолюдном Петербурге. Несмотря на высокое положение в обществе, достаток, ум и внешнюю привлекательность, наш герой не находил своего места в светском обществе. В любви ему также не везло: девушка, которую он полюбил, не ответила взаимностью. И вот так – от скуки и ради любопытства – он оказался на Кавказе.
Однако, когда пленник понял, что, скорее всего, он больше никогда не увидит своей родины, он впал в отчаяние. Пресытившись бессмысленной светской жизнью Петербурга, он уехал на Кавказ, чтобы обрести внутреннюю свободу, уйти от рамок общества, перестать быть заложником условностей. Вместо этого он потерял свободу физическую. Теперь, его дух был свободен, но сам герой находился в плену и понимал, что его дни сочтены.
Неожиданно в одну из ночей к русскому офицеру пробралась молодая черкешенка. Девушка сжалилась над пленником и принесла ему еды и питья. Она стала навещать молодого человека каждую ночь. Когда он окреп, черкешенка стало обучать его своему языку и рассказывать о нравах и обычаях горцев. Тот открывал для себя новую страну, однако, все его думы были лишь о скорой смерти.
Изображение «»Кавказский пленник». Рисунок М. Иванова. Гравюра С. Галактионова (1824 г.).»
Часть 2
Однажды ночью юная черкешенка призналась юноше в любви. Она объяснила, что отец и брат хотят отдать ее замуж за нелюбимого, ее же сердце принадлежит лишь ему – русскому пленнику. Юноша не смог ответить взаимностью на искреннее признание девушки: он понял, что ее слова не вызывают в нем ответных чувств, потому что его сердце после разочарований не чувствует ничего, кроме тяжести и пустоты. Молодой человек сожалел, что не встретил горячую черкешенку раньше, пока еще был способен любить, но ничего поделать с собой не мог.
Пленник стал уговаривать девушку позабыть его и найти себе в суженые более достойного кандидата. Она же и слышать ничего не хотела об этом, и даже упрекнула юношу, что тот не воспользовался ее наивности и неопытностью. Ей было очень любопытно, какое имя носит та, с кем связывают юношу узы любви. На что пленник ответил, что никогда не знал любви взаимной, а всегда любил один и страдал один.
Эпилог
В заключение автор выразил радость от того, что в горах, наконец, умолк «крик войны», и теперь для путников открыты дороги Кавказа.
Анализ поэмы «Кавказский пленник»
В образе пленника поэт изобразил в целом «европейца», пресыщенного цивилизацией и светской жизнью, разочаровавшегося во всем, утратившего из-за этого остроту чувств и даже смысл жизни. В черкешенке же, «дочери гор» перед нами проявился образ простого народа и цельной личности.
Конечно же, Пушкин подарил главному герою свой взгляд на жизнь. И мы видим, что свобода в понимании пленника и вольность горцев – это два разных понятия. Познакомившись ближе с жизнью и обычаями черкесов, русский не симпатизирует им, он видит, что их жизнь пусть и отличается от светской, но тоже полна рамок и условностей. Его же душа жаждет полной свободы.
В отличие от героев Байрона, пушкинский пленник не остается неизменным на протяжении всего повествования. В заточении он переживает нравственное возрождение: как только с его рук и ног спали оковы, он вновь ощутил жажду жизни и даже готов полюбить черкешенку. Так отражался взгляд Пушкина на «европейскую болезнь очерствения души»: поэт полагал, что природа, черкесский быт и общение с цельными настоящими людьми способны возродить потерявшего человека. По-видимому, во время ссылки на Кавказе такое перерождение произошло и с самим Александром Сергеевичем.
Поэма имела грандиозный успех! Одним из подтверждений этого служит тот факт, что еще до того как Александр Пушкин возвратился из южной ссылки, балетмейстер Шарль Луи Дидло поставил балет по поэме «Кавказский пленник», главную женскую роль в котором исполнила знаменитая Авдотья Истомина.
При жизни Александра Пушкина «Кавказский пленник» оставался его самым знаменитым произведением.
Краткое содержание «Кавказский пленник»
Всего получено оценок: 495.
О произведении
Поэма «Кавказский пленник» Пушкина была написана в 1821 году. В основу произведения легла романтическая повесть о страстной любви разочарованного в жизни героя к прекрасной черкешенке. Декорациями к ней послужили живописные пейзажи Кавказа, рассказы о жизни горцев.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Кавказского пленника» по главам. Пересказ произведения будет полезен при подготовке к уроку литературы.
Главные герои
Краткое содержание
Посвящение
Часть 1
Герой, пресытившись прелестями светской жизни, отправился на Кавказ, чтобы обрести истинную свободу. Но вместо этого пьянящего чувства он ощутил всю горечь плена, и теперь ему остались считанные дни до гибели.
Отныне девушка стала каждую ночь навещать русского пленника, чтобы принести ему еду и вино. Она принялась обучать его своему языку, и вскоре перед пленником открылись нравы и обычаи горцев, нехитрый уклад их жизни, понятия о чести. Однако пленника не трогали эти картины: он думал лишь о предстоящем конце.
Часть 2
Пленник слушал признания черкешенки «с безмолвным сожаленьем» : ее страстные слова не вызвали в его душе ничего, кроме тяжких воспоминаний о прошлой жизни. Он принялся умолять девушку позабыть его, не тратить своей прекрасной, чарующей юности ради него и полюбить другого, более достойного молодого человека.
Когда стемнело, к пленнику пришла черкешенка с пилой и кинжалом. Она распилила оковы, дала ему кинжал и заверила, что этой ночью его никто не найдет. Герой позвал ее с собой, но гордая черкешенка попросила отыскать на родине свою любовь, а о ее страданиях позабыть. Он с благодарностью поцеловал руку своей спасительнице и спустился к бурлящей реке. Переплыв на другой берег, пленник услышал всплеск и «отдаленный стон» : девушка, не вынеся неразделенной любви, бросилась в воду.
Эпилог
Заключение
В поэме Пушкин воплотил идею свободы и борьбы за нее, идею любви и преданности ей. Основная мысль произведения заключается в том, чтобы никогда не сдаваться в борьбе за собственную свободу и не требовать от любимого человека больше, чем он может дать.
После ознакомления с кратким пересказом «Кавказского пленника» рекомендуем прочесть поэму в полной версии.
Тест по поэме
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Анализ поэмы «Кавказский пленник» Пушкина
Предлагаем вам рассмотреть краткий и полный анализ поэмы Пушкина «Кавказский пленник», которая поможет лучше осмыслить данное произведение. Создавая поэму, Пушкин вдохновлялся впечатлениями, полученными в момент пребывания на Кавказе. Он написал великолепное произведение о красоте этого края, о его гордом самобытном народе.
Год написания и публикации — Произведение было написано в 1820-1821 гг., а опубликовано в 1822 году.
История создания — Пушкин написал поэму в момент ссылки в южную часть страны. Видимо, в этот период поэта волновала тема свободы, нашедшая отражение в данном произведении.
Жанр — Романтическая поэма.
Направление — Реализм.
Основная идея — Большую роль для человека играют его чувства и их выражение. Если человек «заморожен», и его ничего не радует, ему все равно или жить, или умереть. Черкешенка, выросшая среди природы, много чувствует, любит пылко и страстно. Для нее – русский – не враг, а человек, которому больно и плохо. Девушка полна сочувствия к нему.
Тема — Умение чувствовать и сопереживать ближнему.
Проблема — Свои эмоции испытывает не каждый человек. Жизнь без чувств подобна смерти при жизни.
Интересно наблюдать. Что в период любой войны люди поймут друг друга. Воюют государства, а не люди. Если перед тобой человек и ему плохо, к нему появляется сострадание. Он даже может быть врагом. Так произошло и с черкешенкой, которая принесла несчастному пленному кумыс.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Человек и среда. Красота человеческих чувств, сопереживание к врагу.
Проблема: Не каждый умеет чувствовать и выражать свои чувства, что может осложняться негативным влиянием среды.
Для человека важно быть в контакте с собой, со своими чувствами. Окружающая среда может оказывать сильное влияние. Если человек живет в обществе, где носят маски и делают то, что предписано правилами «хорошего» тона, то ему может показаться, что такой весь мир. Он будет видеть себя «каким-то неправильным» и конфликтовать со средой. Хорошо, если человек покинет общество, к которому не лежит душа. Я считаю, что главный герой правильно сделал, поменяв свою жизнь.
2. Тема: Желание стать свободным.
Проблема: Свобода – эта Жар-птица, которую не так уж легко поймать. Только кажется, что свобода от старых оков обретена, как на ногах появляются кандалы.
Я считаю, что умение чувствовать свои эмоции и проявлять их – это один из основных элементов свободы. Человек ощущает себя настоящим, жизнь становится для него понятной, яркой, разнообразной.
Герой покидает свет, идет на войну. Я вижу в этом поступке стремление изменить свою жизнь. Он делает выбор, и в этом чувствуется его свобода. Вскоре ему одевают на ноги кандалы, но судьба улыбается ему. Любящее сердце черкешенки способно освободить его, преподав главному герою важный урок. Пленник видит, какой может быть человек – искренний, любящий, самоотверженный. Думаю, что этот опыт не пройдет для него даром.
Проблема: Любовь бывает неразделенной и иногда перерастает в нежелание жить.
Обидно, что оба герой поэмы – люди, потерявшие смысл жизни из-за неразделенной любви. Пленник покидает свет. Общество становится ему невыносимым еще и потому, что в нем живет та, которую он безответно любит.
С черкешенкой дела обстоят еще хуже. Она тонет в реке, и это только ее выбор. Не пойму, зачем такая прекрасная девушка губит свою молодую жизнь? Почему она делает это? Может, не в состоянии вынести разлуку с любимым, не видит смысла жить без него. Может, девушка боится гонений со стороны своего народа и считает себя виновной в том, что отпустила пленника.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Пушкин отразил в главном герое характерного представителя своего времени, о чем стало понятно по восторженным отзывам читателей. Поэма пропитана пафосом данной эпохи, ее бесстрастностью и разочарованностью в жизни. Русского пленного можно назвать «героем того времени».
Хотя, на мой взгляд, поэт не особо жалует существующие отношения в свете. Ему больше по душе простая и незамысловатая жизнь горцев, выросших в тесной связи с природой. Дикий и вольный народ, впитавший с пеленок воинственный горный воздух, описан поэтом ярко и красноречиво, с большой теплотой.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Образы главных героев, русского пленника и черкешенки, находятся в конфликте. Русский страдает от неразделенной любви к своей старой знакомой, живущей в его воображении и безразличен к живой и чувствующей черкешенке, стоящей перед ним. Черкешенка любит русского, но чувство ее безответно. Образ черкешенки стремится к единению с образом пленника, но девушка наталкивается на глухую стену. Она горда, отказывается бежать с ним. Она не хочет «покупать» его любовь, не хочет, чтобы он «платил» ей «взаимностью» за освобождение из плена.
п.4. Литературные приёмы
Быт, нравы черкесов, природа Кавказа описаны Пушкиным необыкновенно красиво, с большим мастерством.
В любом художественном произведении важную роль играют символы. Пушкин видит в горцах гордый и свободолюбивый народ. Их характеристика усилена красотой гордой и неприступной природы, описанной автором. Черкесов окружают величественные горы, придающие местному населению стойкости, воинственности, силы.
Есть чувство, что люди, выросшие на фоне такой красоты, эмоциональны и свободны. Действительно, черкешенка наделена способностью чувствовать и выражать себя.
Главный герой ощущает на своих ногах кандалы. На мой взгляд, этот символ его внутренней несвободы, он отражает неспособность героя чувствовать и сопереживать. Он глух даже к себе самому, к возможной гибели в чужом ауле.
В России эти кандалы для него представлены в лицемерии и лживости светской жизни. Главный герой бежит от них, но несвобода преследует его по пятам. Перед ним появляется черкешенка, в которой есть то, чего не хватает пленнику – сопереживания, яркой эмоциональности. Герою следует научиться этому, тогда жизнь для него станет радостной, а это уже путь к свободе.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – конфликт человека и цивилизации, пронизанной извращенными, ложными ценностями и отношениями. Герой вспоминает о днях, когда «верил я надежде и упоительным мечтам!», но он разочарован в светской жизни. Герой и общество отторгли друг друга, и он вынужден искать свободы и счастья в других местах.
Кавказский пленник
В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появляется всадник, тащащий на аркане русского пленника, который кажется умершим от ран. Но в полдень пленник приходит в себя, вспоминает, что с ним, где он, и обнаруживает кандалы на своих ногах. Он раб!
Мечтою летит он в Россию, где провёл молодость и которую покинул ради свободы. Её мечтал он обрести на Кавказе, а обрёл рабство. Теперь он желает только смерти.
Ночью, когда аул угомонился, к пленнику приходит молодая черкешенка и приносит ему прохладный кумыс для утоления жажды. Долго сидит дева с пленником, плача и не имея возможности рассказать о своих чувствах.
Много дней подряд окованный пленник пасёт стадо в горах, и каждую ночь приходит к нему черкешенка, приносит кумыс, вино, мёд и пшено, делит с ним трапезу и поёт песни гор, учит пленника своему родному языку. Она полюбила пленника первой любовью, но он не в силах ответить ей взаимностью, боясь растревожить сон забытой любви.
Постепенно привыкал пленник к унылой жизни, тая в душе тоску. Его взоры тешили величественные горы Кавказа и Эльбрус в ледяном венце. Часто находил он особую радость в бурях, которые бушевали на горных склонах, не досягая высот, где он находился.
Наблюдает пленник и за воинственными играми чеченских юношей, восхищается их удалью и силой, его не смущают даже их кровавые забавы, когда они в пылу игры рубят головы рабам. Сам изведавший военные утехи, смотревший в глаза смерти, он скрывает от черкесов движения своего сердца и поражает их беспечной смелостью и невозмутимостью. Черкесы даже гордятся им как своей добычей.
Влюблённая черкешенка, узнавшая восторги сердца, уговаривает пленника забыть родину и свободу. Она готова презреть волю отца и брата, которые хотят продать её нелюбимому в другой аул, уговорить их или покончить с собой. Она любит только пленника. Но её слова и ласки не пробуждают души пленника. Он предаётся воспоминаниям и однажды, плача, открывает ей душу, он молит черкешенку забыть его, ставшего жертвой страстей, которые лишили его упоений и желаний. Он сокрушается, что узнал её так поздно, когда уже нет надежды и мечты и он не в состоянии ответить ей на её любовь, душа его холодна и бесчувственна, и в ней живёт другой образ, вечно милый, но недостижимый.
В ответ на признания пленника черкешенка укоряет его и говорит, что он мог хотя бы из жалости обмануть её неопытность. Она просит его быть снисходительным к её душевным мукам. Пленник отвечает ей, что их судьбы схожи, что он тоже не знал взаимности в любви и страдал в одиночестве. На рассвете, печальные и безмолвные, они расстаются, и с этих пор пленник проводит время один в мечтах о свободе.
Однажды он слышит шум и видит, что черкесы отправляются в набег. В ауле остаются только женщины, дети и старцы. Пленник мечтает о побеге, но тяжкая цепь и глубокая река — неодолимые препятствия. И вот когда стемнело, к пленнику пришла она, держа в руках пилу и кинжал. Она сама распиливает цепь. Возбуждённый юноша предлагает ей бежать с ним вместе, но черкешенка отказывается, зная, что он любит другую. Она прощается с ним, и пленник бросается в реку и плывёт на противоположный берег. Внезапно он слышит позади шум волн и отдалённый стон. Выбравшись на берег, он оборачивается и не находит взглядом на оставленном берегу черкешенки.
Пленник понимает, что означали этот плеск и стон. Он глядит прощальным взором на покинутый аул, на поле, где он пас стадо, и отправляется туда, где сверкают русские штыки и окликаются передовые казаки.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.