О чем плачет скрипка ротшильда

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемtiuu.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » 1 О чем плачет скрипка Ротшильда? Анализ рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда». Автор презентации:учитель литературы высшей категории МОУ СОШ 2 г. Кувшиново.» — Транскрипт:

1 1 О чем плачет скрипка Ротшильда? Анализ рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда». Автор презентации:учитель литературы высшей категории МОУ СОШ 2 г. Кувшиново Арутюнова Надежда Васильевна

2 2 Цель занятия: Анализ рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда» и через этот анализ представить учащимся алгоритм жизненного выбора и его последствий.

3 3 Задачи: 1) Сформировать у учащихся новое представление о личности и творчестве А.П.Чехова, 2) Подвижничество в жизни и творчестве писателя. 3) Углубить и расширить тему «футлярности» существования. 4) Обозначить в творчестве Чехова тему смысла существования, вопрос о назначении человека, главных жизненных ценностях. 5) Обратить внимание на гибель личности под влиянием накопительства. 6) Формировать ключевые компетентности учащихся через целостный анализ рассказа. 7) Создание алгоритма осознанного выбора на переломных этапах жизненного пути.

6 6 «С легкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи» Сахалинский врач Н.С.Лобас В 1890г. Чехов совершил путешествие на Сахалин. Он произвел перепись населения острова. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. После возвращения с Сахалина Чехов написал книгу «Остров Сахалин», которая вызвала огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица.

7 7 В 1892г. Чехов покупает имение в Мелихово. Мелиховский период- это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность. Во время холерной эпидемии работает Во время холерной эпидемии работает земским врачом. Открывает на свои средства медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. Строит три школы для крестьянских Строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги, ходатайствует, чтобы на железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Организует посадку тысячи деревьев. Организует посадку тысячи деревьев.

8 8 В Мелихове Чехову приходит идея В Мелихове Чехову приходит идея создания библиотеки в родном Таганроге. Он жертвует более 2-х тысяч томов книг, составляет галерею портретов деятелей науки и искусства. Благодаря усилиям Чехова, в Таганроге Благодаря усилиям Чехова, в Таганроге появился памятник Петру Первому. В 1891/92 годах организует сбор В 1891/92 годах организует сбор пожертвований в пользу голодающих. Имение в Мелихове было продано в 1899г. Имение в Мелихове было продано в 1899г. Чехов с матерью и сестрой едут на жительство в Ялту, где Чехов снова начинает активную общественную деятельность: избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 руб. на строительство школы, хлопочет об устройстве 1-ой биологической станции. В Ялте, будучи сам тяжело болен туберкулезом, хлопочет о приезжих больных.

9 9 В доме Чеховых всегда собирались интереснейшие люди: Бунин, Куприн, Горький, вся театральная труппа МХТ. Л.Толстой, П.Чайковский, К.Станиславский – одни из многих друзей А.П. Чехова. А.П. Чехов среди артистов МХТ А.П. Чехов и Л. Толстой 1899г. 1901г. 1899г. 1901г.

11 11 Осмысление названия рассказа. Какие ассоциации вызвало у вас название рассказа? Какие ассоциации вызвало у вас название рассказа? Какие предположения о содержании рассказа у вас возникли? Подтвердились ли они? Какие предположения о содержании рассказа у вас возникли? Подтвердились ли они? А кто такой Ротшильд, очень известный в мире человек? А кто такой Ротшильд, очень известный в мире человек?

14 14 Образ главного героя. Кто является главным героем? Кто является главным героем? Что мы знаем о нем? Что мы знаем о нем? Какое прозвище почему-то дали ему в городке? Какое прозвище почему-то дали ему в городке? Что такое бронза? Что такое бронза? За что же такое прозвище? Случайно ли оно? За что же такое прозвище? Случайно ли оно? Какие детали помогают представить нам Якова Какие детали помогают представить нам Якова Бронзу? Бронзу? Найдите слова, наиболее ярко характеризующие Найдите слова, наиболее ярко характеризующие взгляд на жизнь главного героя. взгляд на жизнь главного героя. Почему дела были скверные? Почему дела были скверные? На ком вымещал Яков свою досаду? На ком вымещал Яков свою досаду? О чем он думает все время? Подтвердите текстом. О чем он думает все время? Подтвердите текстом. Соответствует ли внешний облик его внутреннему миру? Соответствует ли внешний облик его внутреннему миру?

16 16 Роль скрипки. Есть ли что-нибудь, что не вписывается в его образ? Есть ли что-нибудь, что не вписывается в его образ? Чем была для него скрипка? Чем была для него скрипка? Но почему, «когда ему особенно становилось невмоготу от своих мыслей об убытках, он клал ее с собой, трогал струны, скрипка издавала звук, и ему становилось легче»? Но почему, «когда ему особенно становилось невмоготу от своих мыслей об убытках, он клал ее с собой, трогал струны, скрипка издавала звук, и ему становилось легче»?

17 17 Перемены в Якове. В какой момент с Яковом начинают происходить перемены? В какой момент с Яковом начинают происходить перемены? Что он увидел, когда посмотрел на умирающую жену? Что он увидел, когда посмотрел на умирающую жену? А что испытал, какое чувство? Почему? А что испытал, какое чувство? Почему? После этого он резко меняется? Что После этого он резко меняется? Что с ним происходит? с ним происходит? Чем заканчивается эта борьба? Чем заканчивается эта борьба? Как умирает Марфа? А как умирает Яков? Как умирает Марфа? А как умирает Яков? Что мучает Якова? Что мучает Якова?

18 18 О чем плачет скрипка Ротшильда? Почему именно Ротшильду отдает Яков скрипку? Почему именно Ротшильду отдает Яков скрипку? О чем же плачет скрипка Ротшильда? О чем же плачет скрипка Ротшильда? Почему плачут люди, слушающие ее? Почему плачут люди, слушающие ее?

20 20 Один человек нашел бутылочный осколок, поднес его к глазам и увидел прекрасный мир: людей, дома, лес, горы, реку. Бутылочный осколок ему понравился, но показался обыкновенным, совсем не ценным. Тогда он взял стекло и одну его сторону позолотил. Осколок стал ценной вещью. Но когда он снова поднес его к глазам, то не увидел людей, домов, леса, гор, реки – всего того, что он видел раньше. Он видел только себя… 12

21 21 Осмысление замысла рассказа. Рассказ «Скрипка Ротшильда» был написан Чеховым в Мелиховский период, в 1894 году, в период плодотворной деятельности, служения благу. Но каким настроением проникнут этот рассказ? Каким он показался вам? Но каким настроением проникнут этот рассказ? Каким он показался вам? Что, по-вашему, заставило Чехова написать такой рассказ? Что, по-вашему, заставило Чехова написать такой рассказ? О чем же этот рассказ? О чем же этот рассказ?

Источник

О чём пела скрипка

Изучение творчества А.П. Чехова в 10-м классе приходится на конец учебного года.

Весна, наряжается к Вербному воскресенью верба, а за ней вскорости зацветёт и столь любимая писателем вишня.

Прошло два тысячелетия, а человек продолжает жить в жестоком мире, забывая великие слова.

Напоминанием их, призывом к добру, милосердию является всё творчество Чехова, в особенности же его рассказ “Скрипка Ротшильда”.

Задачей данного исследования является интерпретация, бережное, “медленное” прочтение этого произведения.

И свою работу, и урок называю так: “О чём пела скрипка”.

Вопросы, предлагаемые учащимся для размышления при чтении рассказа А.П. Чехова “Скрипка Ротшильда”

1. Почему Якова Иванова писатель и жители города наградили прозвищем Бронза? Как Яков оправдывал его?

2. Какие грехи Якова являются особенно тяжкими?

3. Назовите символ “обронзовения” души Якова.

4. Чем является для Якова скрипка?

5. Как Марфа относится к скрипке?

6. Почему кончину Марфы можно назвать поистине христианской?

7. Спешите делать добрые дела! Какие добрые дела не успел сделать Яков?

8. В какой момент, под воздействием чего в Якове проснулась память и начала сползать “бронза”?

9. Случайно ли описываемые события происходят весной, в пасхальный период?

10. Оживший, воскресший Яков пересматривает всю свою жизнь. К какому очень важному выводу он приходит?

11. Перед смертью Яков играет на скрипке. О чём его дума, о чём печальная песня скрипки?

12. Яков называет Ротшильда братом. Какие писатели также поднимали тему братства?

13. Что “братского” в судьбах Якова и Ротшильда?

14. Почему Яков завещал скрипку Ротшильду?

15. Почему Ротшильд оставил флейту и играет только на скрипке?

16. Случайно ли Чехов дал своему герою фамилию знаменитого богача? Чем богат музыкант Ротшильд?

17. Песня, оставленная Яковом, грустная. Почему же она так нравится слушателям?

У А.И. Солженицына в рассказе “Один день Ивана Денисовича” один из героев, Алёшка-баптист, произносит слова необыкновенной важности: “Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал”.

Рассказ А.П. Чехова “Скрипка Ротшильда” есть именно такая молитва, пронзительная и страстная.

Коснёмся сюжета этого произведения. У гробовщика Якова Иванова, музыканта по призванию, талантливого скрипача, умерла жена Марфа. Только перед смертью старухи и особенно после неё Яков понял, как груб и несправедлив был он с Марфой, сколько страданий внёс в её жизнь. Но и осознав это, Яков продолжает как бы по инерции обижать людей. Однако мысли о неправильно прожитой жизни, о своей жестокости не оставляют Якова, они захватывают его целиком и заставляют перед смертью глубоко раскаиваться. Умирая, Яков завещает свою скрипку Ротшильду, который играет на ней так хорошо и трогательно, что слушатели плачут.

Начало рассказа может ввести в заблуждение неискушённого читателя: “Городок был маленький, хуже деревни, и жили в нём почти одни только старики, которые умирали так редко, что даже досадно. В больницу же и в тюремный замок гробов требовалось очень мало. Одним словом, дела были скверные”.

Неужели это автор сокрушается по поводу малой смертности? Разумеется, нет. Одной из особенностей творческой манеры Чехова является сплав его голоса и голоса героя. Совершенно ясно, что всё это устами автора говорит сам герой. Это ему досадно, что редко умирают люди, что его не зовут Яковом Матвеевичем и, что всего досаднее, живёт он “как простой мужик”. Чехов, как и во многих других произведениях, до конца проникся мыслями и чувствами своего героя, временно принял его мироощущение. Он смотрит на окружающее глазами Якова и передаёт его боль, огорчения и сомнения, как мог бы их передать сам герой.

Символом окостенения, точнее, “обронзовения” души Якова является железный аршин, которым он будет снимать мерку для гроба с ещё живой Марфы.

Хочется привести цитату из рассказа Чехова “Мужики”: “. жить с ними было страшно, но всё же они люди, они страдают и плачут, как люди, и в жизни их нет ничего такого, чему нельзя было бы найти оправдания!”

Но всё же они люди.

Осталось человеческое и в Якове. Таким проявлением светлого, доброго в нём является любовь к музыке, к скрипке. Образ печальной музыки возникает уже в начале рассказа, когда “плачет” флейта Ротшильда и бередит душу простого и грубого Якова. Скрипка играет в жизни Якова совершенно особую роль: “. он клал рядом с собой на постели скрипку и, когда всякая чепуха лезла в голову, трогал струны, скрипка в темноте издавала звук, и ему становилось легче”.

Жена Якова Марфа, на которую он не обращал внимания, “будто она была кошка или собака”, понимала эту привязанность: “. она всякий раз с благоговением вешала его скрипку на стену”.

Чехов писал: “Русская жизнь бьёт русского человека так, что мокрого места не остаётся, бьёт на манер тысячепудового камня”.

Смерть Марфы заставляет Якова очнуться от духовной “обронзовелости”. Он с тоской вспоминает, что он “ни разу не приласкал её, не пожалел, ни разу не догадался купить ей платочек или принести со свадьбы чего-нибудь сладенького, а только кричал на неё, бранил за убытки, бросался на неё с кулаками”. И это уже нельзя никак поправить, вернуть!

Есть очень хорошие слова: “Спешите делать добрые дела!” Продолжу: спешите, жизнь коротка, можно не успеть, как не успел Яков сказать доброе слово жене, купить ей платочек. Всего-то и надо было Марфе: платочек, что-нибудь сладенькое, доброе слово.

Перед смертью Марфа вспоминает молодость, своего ребёночка с белокурыми волосиками, вербу, под которой они с Яковом (с Яковом!) песни пели. Она, умирающая, в эти минуты в сотни раз счастливее Якова, который начисто забыл всё.

Кончина Марфы поистине христианская: она не таит обиды на Якова, умирает в мире, согласии, без злобы, со светлыми воспоминаниями.

Когда читаешь эти строки, хочется прикоснуться к шероховатой коре вербы, погладить её, приласкать.

Духовно воскресший Яков пересматривает всю свою жизнь. Он приходит к горестному выводу: прожил её без пользы, без удовольствия, в злобе, в ненависти.

Извучат очень правильные, очень нужные слова, являющиеся ключевыми в рассказе: “Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу”.

Описываемые события происходят весной, в пасхальный период. Это не случайно: речь идёт о воскрешении человеческой души. Окончательно “бронзовые” одежды спадут с Якова перед смертью. “Яков вышел из избы и сел у порога, прижимая к груди скрипку. он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слёзы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка”.

О чём думает Яков, о чём печальная песня скрипки? Герой переживает горькие минуты раскаяния “на пороге” смерти, его песня есть не что иное, как мольба о прощении.

Вспомним известные слова Чехова: “Мусульманин для спасения души копает колодец. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно”.

Яков оставляет людям печальную песню.

Дорогое завещают дорогим.

Самое дорогое, свою скрипку, своё дитя, Яков завещает Ротшильду, тому, кого ненавидел и кто стал его братом. Завещает свою душу. Чеховский герой не случайно носит фамилию богача Ротшильда, только, в отличие от него, богатство у бедного флейтиста истинное, нетленное: душа, кроткая и добрая, печальная песня скрипки. “И эта новая песня так понравилась в городе, что Ротшильда приглашают к себе наперерыв купцы и чиновники и заставляют играть её по десяти раз”.

Песня скорбная, а надо заметить, что люди всё же более склонны к бодрым, жизнеутверждающим мелодиям. Почему же она так нравится слушателям?

Песня скрипки будит Человека в человеке, снимает с него “бронзовый” панцирь, обнажая живую человеческую душу, смывая злую накипь с сердца. Именно поэтому рассказ, несмотря на печальные события, в нём описанные, оставляет светлое чувство, пробуждает веру в конечную победу добрых и справедливых начал.

Источник

«О чем плакала скрипка?» (Материалы к уроку по рассказу А.П Чехова «Скрипка Ротшильда»)

Творчество Антона Павловича Чехова, доступное читателю благодаря многотомным изданиям полных собраний, отдельным книгам и сборникам, вызывает интерес уже более века, опровергая мнение самого писателя о недолговечности своего наследия. «Почитают лет восемь, да и забудут», — говорил он друзьям, но, к счастью, ошибся. Во всем мире ценят талант великого русского писателя, ставят его пьесы, издают книги и монографии, посвященные его творчеству. «Чайку», «Вишневый сад» или «Дядю Ваню» знают многие, а вот совсем небольшой рассказ «Скрипка Ротшильда» массовому читателю знаком меньше.

Эволюция творчества Чехова

Чехов умер нестарым человеком, но за краткую жизнь свою успел много понять. Чем старше он становился, тем грустнее и добрее получались произведения, и все более глубокий смысл приобретали они. Если сравнивать «Письмо ученому соседу» юного Антоши Чехонте с «Казаком» или «Архиереем», становится ясной та метаморфоза мироощущения, которую пережил автор. Рассказ «Скрипка Ротшильда» относится к позднему периоду творчества великого писателя. Он написан в 1894 году, некоторые литературные критики считают, что в рассказах Чехова этого периода ощущается влияние творчества Л. Н. Толстого. Возможно, они и правы, хотя это не так уж и важно.

Несколько интересных сочинений

Сюжет

История, о которой повествует Антон Павлович в этом небольшом произведении, проста и одновременно требует немалых душевных усилий для понимания.

Она как красивая и грустная песня, которую при всей доступности и напевности мелодии очень трудно хорошо спеть, и тем более сочинить.

Таков рассказ «Скрипка Ротшильда», краткое содержание которого не займет много места. Пожилой человек по имени Яков работает, у него, как сказали бы сегодня, «свой бизнес», он гробовщик. Дела идут не очень хорошо, городок маленький, все покойники, включая перспективных, наперечет. Поэтому Якову по прозвищу Бронза приходится подрабатывать игрой на скрипке в небольшом местном оркестре. Там его знают и уважают за талант музыканта, хотя характер у гробовщика сложный. Особенно достается Ротшильду, коллеге-флейтисту, которого Бронза терпеть не может за унылый вид и столь же «жизнерадостную» манеру исполнения. И вот у пожилого мастера заболевает, а затем и умирает законная супруга Марфа. Происходит это событие достаточно быстро, но за краткий период хвори главный герой узнает много нового. Вернее, все это он знает давно, просто скупые факты скрыты под тяжким слоем житейских забот о хлебе насущном. И вдруг воспоминания вместе с непривычными мыслями врываются в душу Якова. Он тоже заболевает и быстро умирает, но перед этим успевает совершить два поступка: сочинить прекрасную мелодию и завещать свой инструмент доселе ненавистному ему еврею-флейтисту. Вот и весь сюжет рассказа «Скрипка Ротшильда». Анализ его, тем не менее, может быть объемнее самого произведения.

Образы героев

Якова Матвеевича называли Бронзой за его внешность. Ему было около семидесяти лет. Для своего возраста он выглядел неплохо, был высок и силён. Он работал гробовщиком, вместе с тем, мужчина увлекался игрой на скрипке. Когда он узнал о смерти знакомого богача, сильно расстроился. Однако не из-за того, что жалел покойного, просто его кончина означала для Якова большие убытки.

О чем плачет скрипка ротшильда. Смотреть фото О чем плачет скрипка ротшильда. Смотреть картинку О чем плачет скрипка ротшильда. Картинка про О чем плачет скрипка ротшильда. Фото О чем плачет скрипка ротшильда

Что касается Марфы, её автор показывает:

Она является хранительницей домашнего очага. Невзирая на нелёгкий характер своего супруга, Марфа его ни в чём не упрекает и демонстрирует покладистость и послушание во всём. Иногда она испытывает страх того, что может разозлить супруга. Можно сказать, что эта женщина олицетворяет собой мученичество и страдания.

Свою кончину героиня принимает достойно, она относится к смерти, как к избавлению. Жена Якова производит впечатление лёгкого, невесомого, прозрачного существа. Она смиренно подчиняется супругу, тихо неся свой крест мученицы.

После похорон супруги гробовщик чувствует пустоту в доме и в душе. Он сожалеет о том, что так плохо относился к Марфе, что не жалел её и не ценил. Несмотря на то что героиня присутствует в рассказе исключительно в качестве образа, она всё же выступает неким ключом к развитию сюжета.

Автор также упоминает о еврее Ротшильде, играющем на скрипке в оркестре. Этому герою присущи следующие характеристики:

Чехов описывает Ротшильда как худого, рыжеволосого еврея с синими и красными жилками на лице. На самом деле он не имеет никакого отношения к династии банкиров, чью фамилию носит. Это акцентирует внимание на никчёмности человека. Яков испытывает такое презрение к Ротшильду, что периодически поколачивает его.

Ненависть героя ничем не обоснована, дважды он пугает и унижает беднягу, который не дал для этого никакого повода.

Национальный вопрос

В первую очередь современного читателя может смутить частое употребление в рассказе слова «жид» и его производных. Это ни в коем случае не свидетельствует об антисемитизме А. П. Чехова, среди друзей которого евреев было немало. Дело в том, что это определение, с некоторых пор ставшее символом шовинизма и воспринимаемое как оскорбление национального достоинства, в описываемые годы имело широкое хождение и просто обозначало вероисповедание и национальность вкупе. Оно созвучно немецкому Jude, английскому Jew и переводам слова «еврей» на многие другие языки. В рассказе «Скрипка Ротшильда» Антон Павлович пользуется провинциальной фразеологией своего века, что придает ему жизненность и достоверность. Особенно интересной представляется реакция детей на улице при виде проходящих мимо них персонажей. Ротшильда они дразнят «жидом», а Якова – «Бронзой».

Яков-музыкант

В те далекие времена качественной звуковоспроизводящей аппаратуры еще не изобрели, и в качестве музыкального сопровождения всех торжеств использовалось «живое» исполнение. Оркестры были разными, но чаще всего они имели две главные национальные окраски: цыганскую и еврейскую. Жители разных народов, населяющих Российскую империю, любили оба эти жанра. О том, как подрабатывал в одном из музыкальных коллективов тогдашнего «шоу-бизнеса» главный персонаж, и написал А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда» рассказывает не о национальных взаимоотношениях, последние, скорее, носят деловой характер.

Супружеская жизнь Бронзы

Гробовщик Яков – человек суровый, тому само ремесло способствует. Но он большую часть жизни своей прожил как потребитель и накопитель. К жене относился, скорее, как к рабочей скотине, чем человеку. Только когда она заболела, Яков задумался о том, сколько всего делала супруга за время их совместной жизни. Даже занемогшая, Марфа продолжает выполнять нелегкие хозяйственные обязанности, но силы вскоре оставляют ее. Жена зовет мужа, она лежит с ясным и каким-то радостным выражением лица в предвкушении долгожданного вечного отдыха, названного Бертольдом Брехтом «днем Святого никогда». Они разговаривают, Марфа напоминает Якову о недолгом родительском счастье. Девочка, их дитя, умерла. Об этом грустном моменте общей судьбы словами умирающей пожилой женщины лаконично повествует А. П. Чехов в рассказе «Скрипка Ротшильда». Анализ и сопоставление временных промежутков дает основание сделать вывод о том, что ребенку было всего два годика. За все время супружества Яков ни разу не проявил нежности к жене, на этой мысли он сам себя ловит. Раскаяния, однако, в этот момент не испытывает.

Герои рассказа

О чем плачет скрипка ротшильда. Смотреть фото О чем плачет скрипка ротшильда. Смотреть картинку О чем плачет скрипка ротшильда. Картинка про О чем плачет скрипка ротшильда. Фото О чем плачет скрипка ротшильда

В рассказе «Скрипка Ротшильда» один главный герой — Яков, хотя произведение названо в честь второстепенного персонажа. Автор приводит 4 варианта имени гробовщика, но тут же уточняет, что называли его либо без отчества и фамилии, либо вообще Бронзой. Откуда взялось прозвище и почему оно пристало к гробовщику, никто не знал. Вся жизнь героя так же бессмысленна и пуста, как это уличное имя.

Читатель узнаёт, что герой живёт в простом деревянном доме, а если бы он владел хоромами в губернском городе, его могли величать Яковом Матвеичем. Так показывается абсурдность уклада, в котором отношение к человеку зависит от его статуса и богатства.

Второстепенные герои рассказа — жена Якова Марфа и флейтист Ротшильд, которого автор называет «рыжим тощим жидом». Еврей получил громкую фамилию как бы в насмешку, ведь так ещё заметнее его бедственное положение. На протяжении рассказа он то мертвеет от страха, то плачет, то кричит, укушенный собакой. Яков чувствует непонятную ненависть к флейтисту, а тот, в свою очередь, испытывает перед гробовщиком страх. При этом еврей чувствует, что мастер талантлив, поэтому часто зовёт его выступать на свадьбах, соглашаясь терпеть унижения и побои.

Однако в конце страдалец получает своеобразное вознаграждение за все бедствия, которые ему пришлось перенести, в том числе по вине гробовщика. Когда Яков оказывается перед лицом смерти, он вспоминает, как бил несчастного еврея, а тот болезненно кричал, и уже на смертном одре просит, чтобы его скрипку отдали Ротшильду. А. П. Чехов показывает, что справедливость торжествует: жалобная музыка, которая выходит из-под смычка, очень нравится слушателям, поэтому они просят еврея играть снова и снова. Таким образом, основная проблема «Скрипки Ротшильда» решается путём победы искусства над материальными ценностями.

О чем плачет скрипка ротшильда. Смотреть фото О чем плачет скрипка ротшильда. Смотреть картинку О чем плачет скрипка ротшильда. Картинка про О чем плачет скрипка ротшильда. Фото О чем плачет скрипка ротшильда

Убытки

Яков испытывает досаду от преследующих его финансовых потерь. Каждый день, прошедший без заказа, любой умерший горожанин, которого родственники решили похоронить в гробу не его работы и всякая излишняя, по его мнению, трата, воспринимается им как убыток, подлежащий фиксации в особой книжке. Даже гроб для жены попал в этот скорбный список.

Перелом сознания наступает после похорон. Яков идет домой грустный, он не реагирует на заманчивое предложение руководителя Моисея Ильича Шахкеса, переданное все тем же Ротшильдом. Флейтист не сразу улавливает перемену настроения скрипача и опасается конфликта, но тот встречает еврея ласковым словом.

Смерть жены

Похороны жены оказались ненакладными для гробовщика. Ему удалось на многом сэкономить, и это его несказанно обрадовало. Прощаясь с супругой, он думал о том, что изготовил для неё замечательный гроб.

Возвращаясь домой, мужчина ощутил тоску. Ему стало досадно оттого, что за всю жизнь он ни разу не пожалел жену. На протяжении всей их совместной жизни он к ней относился, как к существу, которое вечно путается под ногами и не заслуживает особого внимания.

Вдруг его остановил Ротшильд, он сказал, что Моисей Ильич предлагает ему поиграть вместе с его оркестром, однако главному герою сейчас было совершенно не до него. Почувствовав гнев, он бросился с кулаками на ненавистного еврея. Потом Яков прогулялся до реки, где стал ностальгировать по своей юности. Там он вспомнил ребёнка с белокурыми волосами, о котором ему говорила перед смертью жена.

Мужчина смотрел на речку и никак не мог сообразить, почему ранее он никогда не гонял барки, не ловил рыбу. Можно было взять лодку и плавать, играя не скрипке. Яков невольно снова задумался об убытках.

Так, анализируя свою жизнь, герой осознал, что допустил множество ошибок, которые он уже не сможет исправить. Этой ночью он долго ворочался в кровати, ему было трудно уснуть. Несколько раз мужчина вставал и играл на любимом музыкальном инструменте.

К нему снова пришёл Ротшильд. Он оказался последним, кому довелось услышать, как Яков играет на скрипке. Когда гробовщик умер, Ротшильду досталась скрипка гробовщика, и он позабыл о своей флейте. Он много раз пытался повторить печальную мелодию, которую ему играл Яков перед своей кончиной, но у него так ничего и не вышло.

Своим произведением «Скрипка Ротшильда» Чехов заставляет задуматься о жизненных ценностях, о смысле существования.

Искусство

Яков хорошо играет на скрипке. Это косвенно подтверждается отношением к инструменту его жены. Она бережно вешала скрипку на гвоздь каждый раз после прихода мужа со свадьбы, где он получал свой гонорар (полтинник плюс угощение). Играть он любил и дома, а порой ему достаточно было просто прикоснуться к струнам, чтобы обрести внутренний покой. У гробовщика, по всей видимости, был талант музыканта, который он открыл по-настоящему лишь незадолго до кончины. Так бывает, человек относится к своему увлечению как к второстепенному мастерству, а на самом деле именно в нем состоит истинное его призвание. Один из подобных случаев описан в рассказе А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Сочинение прекрасной печальной мелодии, от которой и у автора, и у первого случайного слушателя льются из глаз слезы, венчает талант Бронзы.

«Скрипка Ротшильда», анализ рассказа Чехова, сочинение

Рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» был завершен автором в 1894 году и относится к позднему творчеству писателя. Многие исследователи монографий проводят параллель с рассказами Л.Н. Толстого: «Смерть Ивана Ильича» и «Хозяин и работник». Такие факты важны, чтобы понять влияние одного творчества на другое.

Рассказ начинается с экспозиции, где автор знакомит с действующими лицами, их мировоззрением и характерами. Развитие сюжет получает со смертью Марфы, которая толкает Якова на переживания бессмысленно прожитой жизни. Если бы этого не случилось, то жизнь изо дня в день так бы и шла своим чередом. Яков после переосмысления своего существования, настолько обескуражен идейной «слепотой», что даже на предложение заработка на свадьбе реагирует решительным отказом.

Марфа – покладистая, нежная и добродетельная хранительница домашнего очага, которая ни разу не попрекала мужа и безукоризненно ему подчинялась, даже побаивалась. Автор делает Марфу прообразом мученицы, которая пронесла свой крест не ропща ни на жизнь, ни на мужа, и получила избавление от всего этого блаженной для нее смертью. Она прозрачна, ее словно нет, но после того как Марфы не стало, Яков понимает, что за всю жизнь не приласкал ее и относился как собаке или кошке. Второстепенный образ Марфы не эволюционирует в рассказе, но она принципиально важна для сюжета.

Ротшильд – это еврей, у которого общего с известным кланом банкиров лишь фамилия. Он робок и излишне эмоционален. Ротшильд играл в оркестре, в который изредка приглашали Якова. Отношения у них не сложились по инициативе Бронзы, которому и самому невдомек было, почему к Ротшильду столько презрения, желчи и желания поколотить его покрепче.

Концовка сильная по смыслу, но очень сложна для интерпретации. Итак, в конце концов, герой получает все, о чем думал в последние дни своей жизни: польза для другого (для Ротшильда), признание и память, увековеченная наигранной Яковом мелодией и Ротшильдом, которому досталась эта скрипка. И пусть не все знают, что мелодию сочинил Яков – музыкант, а не грубый гробовщик, зато все они получают удовольствие от ее прослушивания. Песня любима и понятна каждому. Передавая скрипку Ротшильду, Яков завещает ему вместе с ней и свою душу, но уже освобожденную от предрассудков.

По писателю: Чехов Антон Павлович

Природа

В каком городе происходили события, из повествования не очень понятно. Известно, что был он маленьким, а население его малочисленно. Обычно такие места в средней полосе России очень живописны. Но описаний красот окружающего мира в рассказе «Скрипка Ротшильда» почти нет. Есть воспоминание о времени, когда Яков и Марфа, еще молодые, проводили время в тени вербы на берегу. Она и в тот день стояла здесь же, только постарела, да многое изменилось вокруг. На противоположном берегу вместо березняка образовались заливные луга, выросла березка, исчез сосновый бор на горе. Стало меньше гусей, о разведении которых (с немалой прибылью) совсем недавно размышлял Яков. Вид родных мест неожиданно растрогал старика, он вспомнил о том, что пытался забыть.

Делать гробы для детей Бронза не любил, называя их «чепухой». На самом деле за профессиональной черствостью по отношению к убитым горем заказчикам скрывалась собственная боль, терзали воспоминания об умершей дочке.

Фонетика

Сегодня дайджесты, высмеянные еще Марти Ларни, в моде. Читать произведение полностью хотят не все, это долго, даже если оно совсем маленькое, такое, как «Скрипка Ротшильда». Краткое содержание, однако, не в силах передать всего очарования рассказа.

Чехов – мастер передачи особенностей звучания голосов. Его персонажи говорят каждый по-своему. Яков немногословен, по крайней мере вслух. Он много думает, но мысли его практичны и конкретны. Возможно, так он защищается от окружающего мира, которым недоволен, получая от него лишь убытки. Порой фразы гробовщика нелепы, как в сцене посещения больницы, куда он привез заболевшую Марфу. Яков ведет себя так, как будто он провинился, в его интонациях угадываются нотки извинения. Очень колоритно изъясняется и фельдшер, его речь наполнена самолюбованием, он наслаждается всей полнотой власти над пациентами и их родственниками в отсутствие врача. Речь еврея, привыкшего говорить на идиш – излюбленная тема для многих писателей, не удержался от соблазна изобразить ее и Чехов. «Скрипка Ротшильда» — фонетически выверенная симфония слов, как и другие произведения Антона Павловича.

Ироничный финал

Зрелый Чехов временами проявляет не меньше ехидства, чем Антоша Чехонте, хотя оно имеет качественно иной уровень. Новая скрипка Ротшильда вызывает любопытство окружающих, всему городку известна бедность флейтиста, а инструмент хорош. Ирония заключается и в фамилии этого персонажа, и в его одежде, и в том, как он распорядился наследством.

Ротшильд печален по своей сути, весь его облик олицетворяет вселенскую скорбь, любое музыкальное произведение он исполняет так, что слушателям хочется плакать. Свою флейту он забросил, играет теперь на завещанном Яковом инструменте, пытаясь воспроизвести сочиненную им же в порыве вдохновения мелодию. Возможно, что запомнилась она не вполне достоверно, но что-то от ее все же осталось, что трогает души купцов, и новый хозяин скрипки исполняет ее по десять раз на дню.

Сама собой напрашивается параллель с современной поп-культурой, пытающейся воспроизвести традиции великого русского искусства в упрощенной, более доступной для массового потребителя форме. Современным купцам она тоже нравится.

Анализ последней фразы

«И эта новая песня так понравилась в городе, что Ротшильда приглашают к себе наперерыв купцы и чиновники и заставляют играть ее по десяти раз». Ротшильд играет мелодию Якова, но выходит у него еще жалобнее. На тоску Якова накладывается еще и печаль целого народа. И эта тоска по настоящей, красивой, полезной жизни знакома каждому, а иначе зачем купцам и чиновникам выслушивать эту песню по десять раз? Бесчеловечности первой фразы рассказа противостоит очень ясная, прозрачная и тихая, искренне человечная интонация финала. Можно было бы говорить еще о многих других особенностях рассказа, о его композиции, второстепенных персонажах, речевых и портретных характеристиках и о прочих вещах. Однако важнее было другое: показать хотя бы некоторые приемы вхождения в чеховский стиль, в его художественный мир, в котором сюжет перестает быть главным, а главным становится «музыка», создающая настроение читателя. Этого литература еще не знала. Прозу Чехова можно назвать лирической в прямом смысле слова: она не столько рассказывает, сколько внушает. В свое время Ю. Айхенвальд заметил: «Чехова меньше чем кого-либо расскажешь: его надо читать». Попробуйте пересказать «своими словами» «Скрипку Ротшильда». Что останется от рассказа? Источник: В мире литературы. 11 класс / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *