О чем пишут журналисты в наши дни

Роль журналиста в современном мире

О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты.
(Жарко Петан)

Каждый наш день всегда наполнен какими-либо событиями, происшествиями, новостями. Мы уже не можем себе представить и дня, чтобы не включить новости по телевизору, послушать радио, стоя в пробке по дороге на работу, пробежаться взглядом по газетным заголовкам за чашкой крепкого кофе на завтрак или не залезть в интернет. Страшно представить, в какой растерянности мы бы все оказались, если бы в один миг это все исчезло: журналы и газеты с прилавков, телевидение, радио, и окно нашего интернет браузера стало чистым полотном. Наша жизнь стала бы пустой. Получать необходимую нам информацию стало бы очень сложно, новости с другого конца нашего города, не говоря даже о других континентах, доходили бы до нас через долгое время и то исковерканными, как сплетни в большой деревне. Если мы подойдем к любому прохожему на улице и спросим у него, какова роль журналиста в нашем современном мире, каждый из нас сходу найдет, что ответить. Что бы ответили вы?
Английская писательница Дейм Ребекка Уэст писала: «Журналист – человек, обладающий даром ежедневно заполнять пустоту». Журналист – это не только человек собирающий информацию и доносящий ее до общества, но и созерцатель, мыслитель, творец, философ. Это человек умеющий вычленять суть из увиденного, услышанного, узнанного, человек, умеющий грамотно донести свою мысль и идею не только до мозга человека посредством слова, но и до его души. Я бы даже сказала, что журналист является путеводной звездой для людей по миру событий, информации, новостей, ведь все, что происходит в нашем мире каждый день, не проходит без участия масс-медиа.
В нашем веке «умных» технологий, инноваций, wifi, планшетов, смартфонов, ноутбуков, социальных сетей и всего прочего, каждый из нас становится немного журналистом. Мы делимся друг с другом новостями, советами, фотографиями, мыслями. Стоит кому-то из нас оказаться свидетелем какого-либо происшествия, у нас всегда есть возможность об этом сообщить миру.
Развитие современной журналистики позволяет абсолютно каждому быть осведомленным во всех сферах нашей жизни: культуре, моде, туризме, политике, науке, музыке и прочее и прочее. Журналистика – одна из древнейших профессий, которая при этом всегда будет необходима. Человек без новостей и информации, как без воздуха, и задача современного журналиста, обеспечить людей этой необходимой пищей, ведь, иначе говоря, журналист – это повар на кухне информации. А без искусных трудов современных журналистов, которые мастерски подают нам то, что мы хотим именно в том виде, в котором мы хотим, нам пришлось бы есть, что попало, не получая от процесса никакого удовольствия.

Источник

Хоронить профессию или работать? Журналисты обсуждают свое настоящее и будущее

Наступление жесткой политической цензуры по всем фронтам, фактическое закрытие одних оппозиционных изданий и присвоение статуса «иностранного агента» другим изданиям или журналистам, не могло не задеть весь журналистский цех страны. Обеспокоенность ситуацией четче других выразила в своем блоге главный редактор сетевого издания «Холод» Таисия Бекбулатова, написав:

Все время с тех пор, как я поступила на журфак, российской журналистике становилось все хуже — но, кажется, так плохо, как сейчас, не было никогда. Издания закрываются уже каждую неделю, звания иноагентов и нежелательных организаций раздаются направо и налево, десяткам независимых журналистов попросту негде дальше трудиться. Многим стало опасно даже находиться в стране.

У нас такая работа, что пафос в ней не очень уместен, но сейчас я его себе позволю. Я не понимаю, что дальше будет с моей профессией. Кто будет сохранять ее уровень, когда все закроется? Откуда возьмутся профессиональные журналисты, когда этот мрак наконец закончится, если сейчас они все будут выдавлены из СМИ?

Мы редко рассуждаем о таком публично, но сегодня мы в «Холоде» решили запустить кампанию #запрещенная_профессия, чтобы услышать мнение коллег о происходящем. Пока мы еще можем его высказывать.

Присоединяйтесь. Зафиксируем происходящее — хотя бы для истории…»

И журналисты, и не только они, отозвались на этот призыв, отозвались по-разному.

К примеру, Виктор Ядуха был предельно лаконичен и пессимистичен:

«У современного журналиста в России две проблемы: нет читателя и нет его самого…»

Гораздо более развернутую характеристику ситуации дала известная журналистка Ольга Алленова:

Теряя репортеров, мы теряли понимание о том, что происходит в нашей стране.

Источник

Как написать хороший текст начинающему журналисту или профессиональное взросление

О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть фото О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть картинку О чем пишут журналисты в наши дни. Картинка про О чем пишут журналисты в наши дни. Фото О чем пишут журналисты в наши дни

Избавляемся от страхов, находим цель и читаем правильные книжки

Предыстория

Маленький городок с населением сорок тысяч человек, летние каникулы, беззаботная прогулка среди исторических зданий. Взгляд останавливается на двухэтажном аккуратном белом особнячке. Кажется, я слышала, что там находится редакция детской газеты. Но таблички нет.

Это был 2005 год, я перешла в десятый класс. В этом возрасте кажется, что ты уже взрослая, но детское любопытство и доверие миру еще как у ребенка. Поэтому я тяну тяжелую старую дверь и захожу. Меня встречает просторная светлая прихожая, много цветов и лестница, ведущая на второй этаж. Поднимаюсь. Большой зал, все так же залито солнечным теплом, посередине длинный стол для переговоров, составленный из нескольких обычных письменных. Никого нет. Чувствую, что дом гостеприимно приглашает пройти дальше. По скрипучему деревянному полу я иду. Следующая комнатка — поменьше, переоборудована в мини-офис. Несколько компьютеров и стопка с газетами необычного формата — как альбомный лист.

— Здравствуйте, а что здесь такое?

— Здравствуй. Это детская газета, — ответила мне женщина в очках с добрыми глазами. Это была Татьяна Николаевна Кузнецова, которая в то время была главным редактором. Школьники получают задания, пишут материалы, приносят заметки из дома, мы их обсуждаем и публикуем.

Не помню точно, как дальше развивался разговор, но в итоге на первое занятие я принесла два или три материала на обсуждение и стала юнкором. Это была «ТиН-газета» города Кышытма Челябинской области. «ТиН» — потому что твоя и наша, а еще потому что ее выпускают тинейджеры.

Занятия по журналистике вели Светлана Александровна Устинова, которая и сейчас преподает детям и является главным редактором. И, ныне покойный, Виктор Маркович Рискин — журналист газеты «Челябинский рабочий».

Я два года проходила на эти занятия, писала и выпускала свои материалы, а потом поступила на факультет журналистики. После окончания меня взяли на местное телевидение, через полтора года я переехала в Москву — здесь работала на федеральных телеканалах. Сейчас я все также придерживаюсь пути, который был выбран мною тогда. Работаю автором документальных проектов на международном телевидении. Этим летом впервые за многие годы я посетила ту самую детскую редакцию — она теперь находится в другом здании. Нашла свои старые записи и вспомнила заветы, которые давал Виктор Маркович.

«Пушкин тоже кушал и в туалет ходил, но людям интересно то, что он умел кроме этого» — ищи необычное в человеке. «А где ты в этом тексте?» — не забывай про авторскую позицию. «Лузгать семечки» — а что значит слово «лузгать» и почему не сказать «грызть» или «щелкать»?» — лови тонкие смыслы.

Сейчас мне самой хочется поделиться своими наработками с теми, кому это важно. Рассказать, как я решала проблемы, с которыми сталкивалась на пути профессионального взросления.

Где брать темы

Идеи приходят либо из окружающей среды, либо благодаря внутреннему любопытству. Сразу скажу — бояться того, что тема может быть никому не интересна, не стоит. Главное, что она будоражит вас, а значит, вы сможете рассказать увлекательно. Стоит написать о ней в любом случае, а потом найти издание, которое ее примет и напечатает, либо опубликовать текст в своем блоге.

Мой первый сюжет для студенческого телевидения появился как раз из любопытства. Я шла по улице и увидела в одном из дворов частного сектора несколько припаркованных ретроавтомобилей. Оказалось, что это клуб старинных антикварных автомобилей — про них-то я и сняла свою первую историю. С развитием интернета стало еще проще — не нужно стучать в незнакомые двери, можно погуглить и позвонить практически кому угодно. Пользуйтесь этой возможностью.

Зачем это все

Пишите, даже если не можете — вот мой совет любому, кто берется за перо. Но перед работой стоит задать себе вопросы: что читатель (или зритель) сделает после того, как прочтет (увидит) материал или что вы хотите от читателя? Подсказка: ответ должен содержать глагол. Недавно я выступала с лекцией в Челябинском государственном университете, где когда-то училась, и студенты отвечали: «Мы пишем для того, чтобы информировать». Но этот глагол не подходит, потому что он отвечает на вопрос «что хочет сделать журналист?».

Источник

Профессия: журналист

В чём заключается работа журналиста, где готовят лучших специалистов и сколько журналист зарабатывает.

О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть фото О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть картинку О чем пишут журналисты в наши дни. Картинка про О чем пишут журналисты в наши дни. Фото О чем пишут журналисты в наши дни

О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть фото О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть картинку О чем пишут журналисты в наши дни. Картинка про О чем пишут журналисты в наши дни. Фото О чем пишут журналисты в наши дни

Обозревать культурные события или делать расследования? Стать корреспондентом и писать репортажи или работать с большими данными? Всё это могут делать (и делают) — журналисты. Разбираемся в сути этой профессии, в её актуальных направлениях и в том, кому стоит попробовать себя в этом деле.

О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть фото О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть картинку О чем пишут журналисты в наши дни. Картинка про О чем пишут журналисты в наши дни. Фото О чем пишут журналисты в наши дни

Суть профессии журналиста

Журналист собирает информацию и распространяет её в средствах массовой информации — СМИ. Он пишет тексты, создаёт аудио- и визуальные программы: репортажи, статьи, интервью.

Понятие «журналист» — достаточно широкое. Это и репортёры, выходящие на улицу для сбора и комментирования новостей, и редакторы новостей на интернет-порталах, и дикторы на радио или телевидении. Журналисты — авторы серьёзных публицистических статей в газетах, журналах, сетевых изданиях.

Отличительные черты журналистики

Журналист всегда опирается на реальные события. В отличие от писателей, журналисты не должны ничего выдумывать. Они обязаны брать сюжеты из жизни, рассказывать о реальных людях и конкретных обстоятельствах. По этому признаку, например, нельзя отнести к журналистике постановочные телешоу.

Журналист всегда создаёт информационное послание, устное или письменное. Это может быть объёмная статья, новостная заметка, видеорепортаж или видеоролик продолжительностью от одной минуты до нескольких часов.

Журналисты, как правило, работают с актуальной информацией. Если журналист обращается к прошлому, он выступает как историк, биограф, публицист, однако грань между этими ипостасями довольно тонка. Часто к событиям прошлого необходимо обращаться, чтобы глубже проанализировать текущие события. Если материал так или иначе привязан к современности, его обычно относят к журналистике.

Какие бывают журналисты

По типу создаваемых материалов журналисты делятся на такие категории:

По направлению деятельности различают:

В последние годы активно развивается новый вид журналистики — дата-журналистика. Она подразумевает работу с большими объёмами информации, доступной через интернет и СМИ, её изучение, обработку и создание на её основе новых материалов. Дата-журналист работает с данными статистики, обрабатывает и анализирует базы данных, визуализирует информацию, создавая презентации и инфографику.

Дата-журналисты работают с любой тематикой: политика, экономика, экология, образование, культура. Например, в 2009 году газета The New York Times реализовала масштабный проект «Токсичные воды». Журналисты проанализировали множество документов и исследований об уровне загрязнения питьевой воды в США и представили свои выводы в виде инфографики и интерактивных карт.

Какие качества необходимы журналисту

❤️ Любовь к людям. Журналисту очень часто приходится работать с людьми, взаимодействовать с ними, писать о них. Чтобы делать это уважительно, он должен относиться к ним с сочувствием и симпатией. Равнодушие к чужой боли и цинизм в журналистике считаются признаками эмоционального выгорания.

💬 Общительность и коммуникабельность. Журналист должен уметь расположить к себе людей, разговорить их. Кроме того, для успешной работы ему необходимо поддерживать большое количество контактов, а для этого необходимы хорошие коммуникативные навыки.

🗣️ Умение связно излагать свои мысли устно и письменно.

✍️ Грамотность. Журналист, работающий в печатных изданиях, должен грамотно писать, то есть соблюдать все правила грамматики и синтаксиса. Корреспонденту на телевидении или радио, диктору, видеоблогеру необходимо помнить и правила орфоэпии, то есть постановки ударений.

🎤 Хорошая дикция. Актуальна не только для сотрудников аудиовизуальных СМИ, но и для журналистов, которые общаются с людьми, например, собирают информацию или берут интервью.

💻 Умение получать информацию. Это значит — находить источники информации, получать к ним доступ, задавать правильные вопросы.

🤓 Умение анализировать информацию, то есть отличать достоверные данные от недостоверных, обобщать, выделять главное, выстраивать сведения в логическую последовательность и делать выводы.

🔥 Выносливость и стрессоустойчивость. Эти качества особенно актуальны для репортёров, работающих на месте происшествия, редакторов новостных лент, военных корреспондентов. Однако и «мирные» журналисты нередко сталкиваются с необходимостью много времени проводить на ногах или в поездках.

🧠 Широкий кругозор. Журналист должен ориентироваться в самых разных сферах человеческой деятельности, хорошо знать историю и культуру, на базовом уровне разбираться в политике, экономике, юриспруденции.

Где учиться и какие предметы сдавать на журналистику

В 2018 году Министерство связи и массовых коммуникаций РФ провело опрос среди работодателей. Были опрошены эксперты более 100 московских и региональных компаний, работающих в сфере массовых коммуникаций. По итогам опроса составили рейтинг лучших вузов России, где готовят журналистов. В топ-10 вошли:

Как правило, для поступления на факультет журналистики необходимо сдавать русский язык, литературу, английский язык, а также пройти дополнительное творческое испытание (творческий конкурс).

О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть фото О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть картинку О чем пишут журналисты в наши дни. Картинка про О чем пишут журналисты в наши дни. Фото О чем пишут журналисты в наши дни

Поступающие на направление «реклама и связи с общественностью» вместо литературы и творческого конкурса часто сдают историю и обществознание. Конкретный набор экзаменов зависит от вуза и выбранного направления.

Востребованность профессии журналиста

🪜 Карьерная лестница

Основные ступеньки — корреспондент, редактор рубрики, начальник отдела, выпускающий редактор, главный редактор СМИ.

Возможный вариант карьеры — работа в качестве корреспондента, автора статей, а потом эксперта по той или иной теме в разных СМИ.

⌛ График работы

Зависит от направления, в котором специализируется журналист, конкретного места работы или должности. Это может быть:

💸 Зарплата журналиста

Зависит от места работы, направления, в котором он специализируется, его известности и опыта. Если журналист официально оформлен в качестве сотрудника издания, он получает фиксированную зарплату. В Москве она составляет в среднем от 40 до 60 тысяч рублей. Редактор отдела или главный редактор получает 80–100 тысяч рублей.

В зависимости от условий трудового договора журналист дополнительно получает гонорары за опубликованные статьи или вышедшие репортажи.

Журналист, который сотрудничает с редакцией внештатно, получает только гонорары за подготовленные материалы. Размер гонорара зависит от издания и опыта работы: известному автору статей в крупном столичном СМИ заплатят больше, чем начинающему корреспонденту небольшой местной газеты. Суммы гонораров варьируются от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей за материал.

Плюсы и минусы профессии журналиста

➕ Это интересно. Журналист постоянно узнаёт что-то новое, у него есть возможность попадать в такие места, куда «простым смертным» нет доступа. Профессия позволяет путешествовать и обеспечивает постоянную смену впечатлений. Опытные журналисты неплохо ориентируются во многих областях знаний.

➕ Это возможность выразить себя. Журналист — творческая профессия. Создавая авторский материал, журналист самостоятельно выбирает форму изложения: стиль, иллюстрации, ракурс, пропускает информацию через себя и доносит до читателя или зрителя собственную позицию.

➕ Это возможность прославиться. Для авторов статей, документальных фильмов и фотожурналистов проводятся профессиональные конкурсы и выставки работ, во многих странах ежегодно вручаются национальные премии в области журналистики. Актуальные сообщения и репортажи способны в одночасье сделать корреспондента знаменитым. Публика знает в лицо авторов «горячих» политических и криминальных обзоров, скандальных светских журналистов или известных блогеров.

➕ Это возможность изменить мир. Журналисты раскрывают тайны, проводят расследования, добиваются справедливости. В истории немало примеров, когда благодаря работе журналистов в буквальном смысле слова менялся ход истории. Журналисты имеют возможность формировать и изменять общественное мнение, влиять на людей, подталкивать их к тем или иным решениям и поступкам.

➖ Среди минусов профессии обычно говорят про высокий уровень стресса, ненормированный график, большую конкуренцию, эмоциональную перегрузку, психологическое напряжение, а так же ответственность за любые слова.

Изображение на обложке: Taryn Oshiro-Wachi / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Журналист: кто это и чем занимается

О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть фото О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть картинку О чем пишут журналисты в наши дни. Картинка про О чем пишут журналисты в наши дни. Фото О чем пишут журналисты в наши дни

Нет такого уголка человеческого бытия, куда бы ни ступала нога журналиста и куда бы он, простите, не сунул свой нос.

Так кто же он — журналист? Каковы его задачи, навыки, принципы? Что за профессия такая и где ей обучаются? Об этом и сопутствующем — поговорим.

Чуть-чуть истории журналистики

«Четырех враждебно настроенных газет надо бояться больше, чем тысячи штыков». (Наполеон)

Четвертой властью журналистику титуловали не зря. Думается, что если бы к тому времени не были разобраны первые три — законодательная, исполнительная и судебная, то она могла бы побороться за призовое место.

На самом деле инструментом влияния на общество журналистика стала практически с момента своего появления. А момент этот произошел в нашей стране в 1703 году — тогда по указу Петра I появилась первая официальная газета «Ведомости».

О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть фото О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть картинку О чем пишут журналисты в наши дни. Картинка про О чем пишут журналисты в наши дни. Фото О чем пишут журналисты в наши дни

Печатная. До нее была рукописная — «Куранты», выпускалась в виде свитка и распространялась в узком кругу — царя Алексея Михайловича и его приближенных.

Петр I, умелый политик и талантливый стратег, стал издавать собственную газету в самое нужное время. Он лично участвовал в создании газеты. «Ведомости», по оценкам историков, создавались как раз для того, чтобы убедить общество в возможности победы в Северной войне.

В будущем газеты не раз выпускались с целью манипуляции общественным сознанием. Например, именно газеты сыграли ключевую роль в распространении революционных идей в период падения царского режима в России.

Во времена Советского Союза пресса прославляла и возвеличивала коммунистический строй. «Правда», «Известия», рупоры партии и советской власти, — были наиболее влиятельными. На многих предприятиях подписка на них была обязательной. При этом, конечно, выходили и более любимые читателями «Литературка», «Крокодил», «Советский экран», «Работница». «Вечёрка» с трепетом ожидалась и раскупалась в первые часы после появления в киосках. Для среднестатистической советской семьи было нормой выписывать регулярно несколько газет и журналов.

И хоть сегодня бумажная газета сдает свои позиции, современная жизнь немыслима без СМИ. По данным Роскомнадзора от 03.02. 2019 года, в российском реестре содержатся данные о 145 066 СМИ: государственных и частных, независимых и оппозиционных, откровенно «желтых» и скандальных, кровожадных и оккультных, развлекательных и религиозных. Они информируют, возмущают, радуют, удивляют, шокируют. И пишут статьи для этой вереницы разномастных изданий именно они — журналисты!

Страшно представить, что будет, исчезни враз с лица земли все газеты, журналы, теле- и радиовещание, интернет. Мир охватит паника.

Впрочем, о ней мы… не узнаем. Как не узнаем о месте падения очередного метеорита или о демонтаже Эйфелевой башни, допустим. Да и банально том, что завтра будет перекрыто движение по центральному проспекту нашего города, — тоже не узнаем. Потому что об этом нам никто не расскажет. Не напишет. Не покажет. Ибо будет — некому.

Эфир замолчит. Наступит коллапс. Изоляция. Пустота…

Чем занимается журналист

Профессия журналиста — одна из самых интересных и захватывающих. Она многогранна. Человек, владеющий ею, должен знать все обо всем. Быть в курсе всего происходящего в мире. На земле, в космосе, в океане.

Журналист встречается с огромным количеством замечательных людей. Узнает массу поразительных фактов и историй. На него обрушиваются горы новостей. Он погружается в гущу событий. Ныряет в круговорот интриг. Путешествует. Изучает. Пробует. Рискует.

Главное, с чем работает журналист и что находится в сердцевине журналистики — это информация. Именно ее сбором, отбором, обработкой и распространением он занимается.

Поскольку невозможно знать все и одинаково хорошо разбираться в разных вещах, журналист выбирает свою тематику. Определяет направление своей деятельности. Ту сферу, которая его интересует, увлекает, захватывает. И которая, без преувеличения, становится его жизнью.

Такие разные типы журналистов

Политический журналист

Не только информирует, но раскрывает суть явлений, анализирует, показывает связь между ними. Поскольку интерес к политике в нашем обществе силен, то со временем и наработанным опытом политический обозреватель может стать весьма влиятельной фигурой. В первую очередь для своих читателей.

Спортивный журналист

Культурный журналист

Социальный журналист

Ее можно назвать журналистикой с человеческим лицом. Когда в центре оказался отдельно взятый человек. Живой, со своими проблемами и болью. Он показался — из тюрьмы, дома престарелых, ночлежки для бездомных, интерната для инвалидов, психиатрической лечебницы — и стал виден. О нём заговорили. О нём узнали.

Военный журналист (корреспондент)

Вообще типов журналистики очень много, разделение и отнесение конкретной газеты или ТВ-программы к определенному типу бывает условным, обобщенным. Деловая, научная, экономическая, экологическая, религиозная, корпоративная, ресторанная. Журналистика фактов, журналистика мнений, трэвел-журналистика, гонзо-журналистика.

Кстати, последняя является ответвлением так называемой новой журналистики. Гонзо — с английского переводится как «рехнувшийся», «чокнутый».

«Чокнутая» журналистика

Термин «гонзо-журналист» появился еще в 60-е годы прошлого века, но активно стал использоваться только в последнее время.

Говорят, что американскому журналисту Хантеру Томпсону один из редакторов поручил написать статью про скачки. По одной версии, репортер отправился на скачки, по другой — не посещал мероприятие. Как бы то ни было, в своей статье он ни словом не упомянул лошадей, соревнования, даже не назвал имя победителя. Вместо этого описывал зрителей, которые приехали на скачки, по его мнению, только ради выпивки и веселья, а то и мошенничества.

Заметки Хантера были субъективными, жесткими. Но редактору материал очень понравился — настолько ново и необычно было написанное. По нраву статья пришлась и читателям, хотя некоторые были шокированы новаторской и чересчур смелой стилистикой текста. С тех пор Томпсона называют «королем гонзо».

Не его ли величеством был вдохновлен журналист немецкого Der Spiegel Клаас Релоциус, разоблаченный пару месяцев назад? К чести самого издания, оно опубликовало подробное расследование случившегося.

Клаас Релоциус сотрудничал с журналом 7 лет в качестве фрилансера (свободного работника). Последние полтора года числился в штате. И все эти годы он выдумывал репортажи и интервью. А опубликовано под его именем более 60 статей! За них Релоциус получил 9 немецких и 2 международных профессиональных премии! Его признавали журналистом года в Германии, а Forbes включил его в число 30 самых перспективных медиаперсон до 30 лет. Вот так разоблачение!

О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть фото О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть картинку О чем пишут журналисты в наши дни. Картинка про О чем пишут журналисты в наши дни. Фото О чем пишут журналисты в наши дни

(Похожая история — в фильме «Афера Стивена Гласса».)

Направлению гонзо-журналистики присуще повествование от первого лица. В статьях уделяется большое внимание собственному отношению к тому или иному событию. Часто автор уходит от первоначальной темы. Для живости используется юмор, издевки, бранная речь. Гонзо-журналистика — один из лучших методов пропаганды. Она полностью опровергает базовые принципы журналистки: правдивость, непредвзятость, аргументированность.

Журналистская этика

Журналистами и издателями много лет назад был разработан некий «кодекс чести». Он содержит свод правил, которых должен придерживаться всякий уважающий себя журналист. Юридически свод не оформлен. И правила эти обращены больше к совести человека, нежели к законности.

Правил «кодекса чести журналиста» достаточно много. Но основные стоит назвать:

Только факты. Только с ними работает журналист.

«…Как слово наше отзовется»

Главный инструмент журналиста — слово. Но, оно, как известно, — меч обоюдоострый. Им можно как исцелить, так и погубить. СМИ могут манипулировать общественным мнением. Формировать ложное представление о действительности. Сеять зло.

О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть фото О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть картинку О чем пишут журналисты в наши дни. Картинка про О чем пишут журналисты в наши дни. Фото О чем пишут журналисты в наши дни

Рядом с честным журналистом порой оказывается человек, который в погоне за сенсацией не гнушается и грязными способами ее добычи. Кого красное словцо, собственное имя и гонорар заботят куда больше содержания и важности статьи.

Все чаще в последнее время СМИ уводят внимание людей от реальных проблем в обществе. Как будто нарочно, читателей, зрителей и слушателей окунают в пучину скандалов и интриг, криминальных историй и смакования личной жизни известных личностей. Так, в свое время скандал в Белом доме, связанный с обвинениями Билла Клинтона в любовной связи с Моникой Левински, был раздут до невероятных размеров американскими СМИ. Это привело к тому, что многие важные события прошли практически незаметно для общественности.

Кому-то это было на руку?

А у нас в ушедшем году бурные обсуждения развода Степаненко и Петросяна заслонили изменения в пенсионном законодательстве. СМИ выдвигали на передний план и со всех ракурсов показывали драки футболистов Мамаева и Кокорина. До бесконечности мусолили пресс-конференцию перед «боем века» между Хабибом Нурмагомедовым и Конором Макгрегором. Обсуждали скандальные клипы Киркорова.

И тем самым на задворки вытеснялись экологические проблемы в Подмосковье и Челябинске, безрадостное положение в бесплатной медицине, введение налога для самозанятых. Даже в трагедии в кемеровской «Зимней вишни» умудрились сместить акценты с истинных причин беды на разговоры об Игоре Вострикове.

Так забалтываются важные вопросы. Порой судьбоносные для страны решения принимаются чиновниками в те моменты, когда на головы людей из мусорной машины СМИ вываливается новостной шлак. Знаменательные события проходят практически незаметно для общественности. Под шумок прессы вводятся легкомысленные изменения и необдуманные меры, которые потом вредят простым людям. Их зачастую ставят уже перед фактом, и они не могут влиять на принятые решения.

Другая насущная проблема СМИ — переизбыток негатива. Новостной мусор обильно сдабривается «жареным» и шокирующим. Много крови, много насилия, много боли потоком изливаются на головы наших соотечественников. Эта гремучая смесь забивает то хорошее, что, без сомнения, есть в жизни. Порой СМИ играют на самых низменных чувствах людей.

Тогда журналистика перестает отражать всю полноту картины мира. Она может способствовать появлению у людей упаднических настроений, уныния, депрессии. Ее деятельность становится вредной. Особенно уязвимой категорией является молодежь. Неокрепшая психика порой не выдерживает. И случаются беды. Большие беды, увы.

«Человек с молоточком», или Роль журналиста

Все настоящие журналисты понимают цели своей деятельности:

Если журналист стремится к достижению этих целей, он действительно находится на службе у общества. Он верен его гражданам. Он помогает им и трудится для их блага.

А значит, он должен обладать определенным набором качеств. Тех, которые позволяют ему быть служителем. Быть журналистом. Какие-то из них врожденные, природные. Иные приобретаются уже в процессе. В редакционной круговерти. В спорах с редактором. Через проверку «на вшивость». С опытом — «сыном ошибок трудных».

Качества хорошего журналиста

Конечно, со стороны кажется, что первым делом он должен быть пишущим человеком, который умеет связно рассказывать. Но на самом деле литературные способности не главное.

Не менее, а то и более важны иные свойства характера:

Доходчивая, простая и четкая речь может привлечь внимание к насущным и важным вопросам. Тогда текст будет читаться и слушаться, а не пропускаться мимо ушей и не пролистываться в поисках другой информации.

Зачастую от личных качеств журналиста и его принципов зависит интерпретация события, тот эффект, который достигается статьей.

«Сладкая каторга» (М. Горький)

«Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете» (В. Трошин «Песня журналистов»)

Сначала журналист ищет что рассказать. А потом — как рассказать. И порой действительно — изводит, по Маяковскому, «единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Потому что слово не может быть пустым. В нём — сила. Оно должно быть наполненным. Рассказывать. Звать. Предостерегать. Давать надежду. Помогать. Утешать. А такое — пойди сыщи.

Где бы ни находился журналист, его ум не свободен. В дороге и в тиши кабинета, дома и в гостях, днем и ночью он думает об очередной статье. Выстраивает фразы. Ищет акценты. Подбирает нужные слова.

Он идет к читателю через страх чистого листа. Через муки первого абзаца. Через сомнения и недовольство, переписывания и вычеркивания.

Работа над интервью: от идеи до печати

Непосвященный человек, читая очередное интервью, и не догадывается, что ему предшествовало. Он понятия не имеет, какой путь прошел корреспондент к опубликованному первому слову своего материала. Рассказать?

Сначала журналист должен определиться, с кем и о чём говорить. Накидать вопросов в блокнот. Желательно, интересных, не банальных. Потом найти нужный номер телефона. Причем чем известнее потенциальный собеседник, тем сложнее найти заветные цифры. Всем абонентам телефонного путешествия нужно объяснить, с какой целью разыскивается номер героя. Терпеливо, вежливо, лаконично.

Наконец, если не сорвалось, дозвониться. Договориться. Потом сделать контрольный звонок и подтвердить-таки встречу. Или узнать обо ее отмене.

Снять с диктофона все наговоренное, сделав его написанным. Это часы механической работы. Пишешь все подряд, не пропуская, чтобы с водой не выплеснуть и ребенка.

И только потом из многостраничного бессвязного нечто слепить удобоваримый и интересный текст.

Отправить его герою на согласование. Набраться терпения в ожидании. Получив наконец поправленный им материал, не расплакаться, взять себя в руки и попробовать деликатно, но в то же время убедительно донести интервьюируемому, что он вычеркнул самое интересное, живое. Опять подредактировать и снова отправить на вычитку и согласование, приготовившись увидеть свой текст кастрированным, сухим и неинтересным. Дождаться-таки «обратки», снова позвонить, поправить, отправить…

Найти-таки компромисс и остановиться в перекраивании материала, пока герой не «зарезал» вообще весь текст. Потом сократить интервью, потому что «газета не безразмерная же».

Потом звонить герою или его секретарю с просьбой ускориться и выслать окончательный вариант побыстрее, потому что сдача номера в печать уже завтра, хотя планировался материал быть опубликованным еще на прошлой неделе…

В довершение еще можно узнать от главреда, что интервью не пойдет. Причин и вариантов — масса.

И это только одно рядовое интервью в рядовой газете.

Аккредитация журналиста

Каждый день журналиста непредсказуем. Он всегда в поиске — темы, события, героя, места. Сенсация может поджидать прямо вот за этим поворотом. Поэтому готовность №1 — днем и ночью. Иметь нюх на новости. Сорваться с места на задание по звонку. Переключиться с одной работы на другую. Написать репортаж на коленке в любой момент в любом месте. Это все про журналиста.

О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть фото О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть картинку О чем пишут журналисты в наши дни. Картинка про О чем пишут журналисты в наши дни. Фото О чем пишут журналисты в наши дни

Выехать на место события — это не просто присутствовать. Это и задавать вопросы участникам события. Иногда неудобные. Иногда провокационные. Не всем это нравится. Журналисты, эти «кроты» и «ищейки», могут раздражать. Они подчас мешают, лезут не в свое дело.

И все же в них заинтересованы, с ними считаются. Им доверяют — то есть аккредитуют. По закону «О СМИ», чтобы освещать какое-то мероприятие или событие, редакция имеет право подать заявку в организацию на аккредитацию при ней своих журналистов. Например, аккредитацию на мероприятия, возглавляемые Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, осуществляется пресс-службой Патриарха. А аккредитация представителей теле- и радиокомпаний на Олимпийские игры 2020 года в Токио проводится Международным олимпийским комитетом.

Аккредитация обеспечивает открытость, создает необходимые условия для профессиональной деятельности журналистов. Они приобретают дополнительные права, которые облегчают их работу. Например: заранее получают информацию о предстоящих заседаниях, совещаниях; присутствуют на них; получают официальные документы, стенограммы заседаний, тексты заявлений, пресс-релизы; посещают пресс-конференции, брифинги. Они имеют специальный пропуск, открывающий многие двери.

Например, кремлевский пул — это журналисты, которые освещают деятельность президента России, его поездки и визиты. Есть пул МЧС России, судебный пул. Чем круче пул, тем престижнее и почетнее работа в нем. Кандидатуры журналистов, само собой, проходят проверку. Они должны быть «чистыми». Это очень тяжелая и стрессовая работа. Не все выдерживают.

Ступени карьеры журналиста

Конечно, до президентского пула надо дорасти. Начинается же карьера журналиста, как правило, с внештатного корреспондента. Дальше нужно нарабатывать, написывать, увеличивать объемы. Радость впервые увидеть напечатанной заметку со своей подписью внизу непередаваема. Ее хочется испытывать еще и еще.

И вот однажды ты ставишь свою фамилию уже не внизу под текстом, а в его начале. Это — статуснее, круче, ступенька вверх. Это уже может быть путем к узнаваемости имени. Всем работникам пера знакомо выражение: сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя. Фамилии многих журналистов — сами по себе бренд.

Дальше идет получение собственной темы, рубрики, страницы. На радио и ТВ это авторская передача. Великим достижением для любого журналиста считается профессия редактора. Сначала — редактора отдела. Потом — выпускающего редактора. И в итоге — как пик карьеры — главным редактором.

Что делает редактор

В советское время, когда издание книг, журналов и газет было массовым, редактор был по сути цензором. Он проверял тексты и вносил изменения по причинам идеологического характера. Он формировал политику редакции. По милости редакторов были «зарезаны» и не увидели свет многие романы, повести, статьи.

Сегодня редактор — это мастер на все руки. Он «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Он редактирует все тексты, идущие в печать — а значит, он сам должен хорошо писать и чувствовать слово.

Работает с авторами: предлагает способы улучшить текст, исправляет стилистические и фактологические ошибки. А значит, он должен «видеть» и понимать текст, быть эрудированным и иметь аналитические способности.

Общается со множеством авторов, разных, порой капризных и обидчивых. А значит, он должен уметь ставить себя на место автора, быть им, чтобы находить подход к каждому.

Отказывает в публикации, указывает на ошибки. А значит, он должен быть корректным, искать компромиссы и уметь обосновывать отказы при отклонении текста.

Обсуждает макет издания совместно с художественным и техническим редакторами. ▬ А значит, он должен видеть шире, быть креативным, представлять, как можно “оживить« материал при помощи верстки и иллюстраций.

Организует и контролирует рабочий процесс, распределяет обязанности в команде. ▬ А значит, должен иметь организаторские способности.

Вычитывает сигнальные экземпляры и подписывает макеты в печать. ▬ А значит, должен быть ответственным, пунктуальным, грамотным.

Работа редактора — это успех и победа для любого журналиста. Стать главным редактором — уже вершина.

Крутой перспективой можно назвать открытие собственного дела. Это может быть печатное издание, информационный сайт, телепроект. Примером сюда просто изо всех сил просится самый популярный и мощный проект сегодня — «вДудь».

Как стать журналистом

Только когда вы пишете, нарабатываете опыт, набиваете и расписываете руку. Оттачиваете слог. Ваш глаз учится видеть интересное в обыденном. Ухо выхватывает из потока информации ключевые фразы. Ум ищет новые пути в освещении привычных тем.

И, как ни крути, только на практике человек становится журналистом. Это прикладная профессия, как шофер, художник, врач, танцовщик. Чем больше ездишь, рисуешь, лечишь, танцуешь, тем лучше получается. Журналистика — одна из редких профессий, которую познают не в студенческой аудитории.

Хотя, конечно, принято считать, что тут нужно профильное образование. Но и туда обычно поступают уже пишущие люди. У кого уже случилась любовь с журналистикой.

К окончанию школы у будущего студента журфака должна быть пачка публикаций. Ну, хорошо, не пачка. Но пять — как минимум (публикации, тексты сценариев и программ, которые вышли в свет). Необходима рекомендация редакции или издательства, где человек печатался. И — характеристика. Все это подается вместе с документами в приемную комиссию вуза.

Кроме экзаменов по общеобразовательным предметам в виде ЕГЭ в России и ЦТ в Беларуси, нужно пройти еще творческий конкурс. Это дополнительное испытание проводится в два тура. На первом пишется сочинение в форме эссе на заданную тему. На втором проводится творческое собеседование в свободном стиле.

Факультет журналистики есть практически в каждом гуманитарном вузе страны.

Где учат журналистов: ведущие вузы

О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть фото О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть картинку О чем пишут журналисты в наши дни. Картинка про О чем пишут журналисты в наши дни. Фото О чем пишут журналисты в наши дни

Всего в России 153 вуза со специальностью «Журналистика», она занимает третье место в рейтинге специальностей.

В Беларуси сегодня, говорят, существует тенденция к сокращению программ подготовки таких специалистов. Поэтому только три вуза готовят журналистов:

И все же профессия эта — скорее призвание, чем полученная в вузе специальность. Она магнитом притягивает к себе человека с театральных подмостков и от учительской доски, из научно-исследовательских институтов и химической лаборатории. Притягивает, чтобы уже не отпустить.

По данным Союза журналистов России, только треть журналистов в нашей стране имеют высшее журналистское образование.

Истории известно много случаев, когда успешными и известными журналистами становились люди совсем других профессий. Например Владимир Познер учился на биолого-почвенном факультете МГУ. Владимир Соловьев окончил Московский институт стали и сплавов. Известный репортер Ирада Зейналова должна была работать инженером-технологом по металлам и сплавам. Писатель и публицист Александр Проханов окончил Московский авиационный институт, работал два года инженером, два годы был лесником в Карелии, водил экскурсии в Хибины и участвовал в раскопках в Туве. А советский спортивный комментатор Николай Озеров, чьи изречения пошли в народ, был известен даже далеким от спорта людям. Заслуженный мастер спорта, 24-кратный чемпион СССР по теннису, народный артист России, он тоже не был журналистом.

Причем, многие из этих людей не раз говорили о том, как помогло им в работе журналиста основное образование. Например, Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», имеет педагогическое-историческое образование, заканчивал Московский государственный педагогический институт им. Ленина. Говорит: «Умению брать интервью меня научила работа в школе, моя первая профессия. Как ты ученика вытягиваешь с двойки на тройку, так и у интервьюируемого пытаешься вытянуть что-то, что он знает, но не говорит».

Как я хотела получить журналистское образование, да не вышло

Я любила писать всегда. После школы хотела поступать на журналистику. Не вышло. Пошла работать в газету курьером: стаж заработаю, думала я (тогда у стажистов был другой проходной балл, ниже, чем у остальных абитуриентов), и публикации поднакоплю. Но на будущий год тоже не поступила: погулять оказалось в приоритете.

А вот через два года, когда, собственно, уже и можно было считаться стажистом, готовилась изо всех сил. Но к моменту подачи документов в университет главный редактор газеты, мой начальник, решил вдруг, что рановато мне, надо бы еще годик поработать, побегать на посылках. В общем, не дал согласия.

О-о-о, как я была обижена, обескуражена, возмущена. Ревела днями от несправедливости и отчаяния: да как они смеют распоряжаться годами моей жизни!

Рекомендацию мне дали в другой газете, ладно. А вот характеристику нужно было брать только с места работы. Понятно дело, что мне ее не давали. Я психанула и решила уволиться. Написала заявление. Мне в ответ: как только найдешь замену себе, так сразу и свободна. Угу, ладно. А где ее искать-то, замену? Да и характеристики ж нет…

И вот однажды произошел его величество случай. Захожу в свой кабинет, а на моем столе кто-то из начальства забыл печать. Ого! Да это ж.

Мысли завертелись в голове молниеносно. Лихорадочно соображая и боясь, что кто-то сейчас спохватится и вернется за забытой печатью, я схватила чистый бланк и шлепнула ею в самом низу. Ну кто бы отказался от такой удачи, думала я, когда она прямо сама в руки приплыла.

Никаких особых заслуг я себе не придумывала, не наглела, зачем же. Просто перепечатала прошлогоднюю характеристику — слово в слово — и да, подделала подпись главреда.

И тут события завертелись. Нашлась девчонка, которая согласилась сыграть роль ищущей работу курьера в нашей многотиражке. Ее приняли. Меня уволили. Ура! И я помчалась в другой город в университет подавать документы.

Творческий конкурс я прошла на отлично. Первый экзамен – сочинение – написала тоже на отлично. И вот настал день сдачи литературы.

Абитуриенты, невыспавшиеся, волнующиеся, последний раз пытаются уразуметь характеристику Василия Теркина и запомнить, почему Чацкий один в поле воин.

А мне с утра как-то нехорошо. Какое-то предчувствие мучает. Пытаюсь разобраться, что к чему. Напрасно. Что-то меня ждет. Что? Нехорошее что-то…

И тут в толпе слышу свою фамилию. Отрываюсь от конспекта и на ватных ногах подхожу к источнику голоса.

— Вас в деканате ждут.

Боже мой! Как же я испугалась! Рыльце-то в пушку, да. Последовала за секретарем. Смутно догадываясь, что литературу мне сдавать сегодня не суждено.

Не помню, как и что конкретно мне говорили в том деканате. Только обрывки фраз: «подделка документов», «заявление в милицию», «забирайте документы, это лучшее, что мы можем вам предложить». Я забрала.

Потом узнала, что, когда моя протеже не вышла на работу курьером в назначенный день, руководство газеты заподозрило что-то неладное. Какими-то одним им ведомыми путями они узнали, что я поехала-таки поступать в университет. Снарядили спецкора и отправили его вслед за мной.

Он приехал в деканат:

— Евсеева числится у вас среди абитуриентов?

— А мы ей никакой характеристики не давали…

Разоблачитель сделал свое дело. И уехал.

Уливаясь слезами, уехала и я. Сидя в поезде, прощалась с журфаком. Но не с мечтой.

Я поступила на другой год с другой фамилией на другой факультет — филологический. Я так и не получила образование журналиста. Но я стала им.

Учеба на филфаке дала мне очень многое. Я поняла, что я действительно фило-лог — люблю слово. Я погрузилась в живой мир слова. Его красоты, гибкости. Его силы. Я смогла еще больше узнать и оценить это основное орудие журналиста. Развить его.

Много лет я работаю со словом. В газетах и журналах. Начинала корреспондентом. Филологическое образование позволило быть и корректором, и редактором. Последние 15 лет работаю выпускающим редактором. Авторская программа на радио и шеф-редакторство тоже есть в моем багаже.

Пишу и публикую рассказы. Написала небольшую книжку. «Его зовут Борис» называется. Она, кстати, стала некоторым испытанием для меня как пишущего человека. Ее герой — реальный человек. Алкоголик, 30 лет пивший, а теперь уже больше 20 лет живущий трезвой жизнью. Книжка оказалась весьма популярной в определенной кругах. Популярен и ее герой. Но не я.

Вот этот период моей жизни оказался труден. Я недоумевала и обижалась: «Почему все говорят о нем, восхищаются им? И никто не говорит ни слова об авторе?!»

Утешением и наградой стали для меня слова знающего человека о том, что это мастерство — когда автор текста не виден. Он не выпячивается, не красуется, не развешивает ажурные кружева словес. Он как прожектором высвечивает героя, а сам уходит в тень. Нет его. И это — правильно.

Не так давно в сети увидела объявление, где требуется автор статей для интернет-проекта. Уже обрадовавшись, я стала читать внимательнее и наткнулась на «капслоковый» шлагбаум: «Вакансия НЕ подходит для журналистов, которые писали статьи только для печатных газет, журналов, книг». То есть она не подходит для меня. Вернее — я для нее.

Я поняла, что к авторам статей в интернете предъявляются совсем иные требования, нежели к журналисту. Даже не иные. А дополнительные. Одного журналистского опыта недостаточно. Хотя его наличие, конечно, может стать хорошей базой при освоении новой профессии.

Журналист или «копирайтер» (веб-райтер)

О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть фото О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть картинку О чем пишут журналисты в наши дни. Картинка про О чем пишут журналисты в наши дни. Фото О чем пишут журналисты в наши дни

Веб-райтинг — это работа со статьями и другими информационными текстами в интернете (часто неверно его называют «копирайтингом»), разновидность фриланса.

Так чем отличается журналист от веб-райтера? Попыталась оформить эти отличия в виде таблицы. Хотя наверняка это лишь их часть.

ЖурналистВеб-райтер
Журналист состоит в штате редакции. Там оформлена его трудовая книжка. Он должен придерживаться редакционной политики, считаться с начальством, хозяином издания. Он ходит на работу в офис, получает ежемесячную зарплату, оформляет больничные листы и т.д.Веб-райтер — как правило, фрилансер (свободный работник). Он трудится вне штата компаний. Это как бы его частная практика. Он сам находит клиентов (заказчиков), выполняет работу и получает за это деньги
Журналист может писать пространно, стараясь донести мысль до читателя Журналисту позволительно “налить воды« в своих статьях: отклоняться от темы, расписывать одну мысль на несколько абзацев и т.д.Веб-райтер вынужден экономить время читателя. Если он не сумеет зацепить внимание текстом, а начнет растекаться мысью по древу, то он потерял читателя. Для автора “вода« абсолютно недопустима: все должно быть лаконично, по существу вопроса.
Журналист может писать на те темы, на которых специализируется (политическая, социальная, культурная, спортивная). Чем глубже он разбирается в своей тематике, тем он дороже как специалист.Веб-райтер должен уметь работать с любой темой, даже с абсолютно не знакомой. Он должен быстро находить в интернете соответствующую информацию и писать на его основе текст, нужный заказчику.
Журналист может потратить несколько дней на сбор, обработку информации и уже после приступить к написанию текста.У веб-райтера нет этого времени. Он должен за короткие сроки перелопатить огромный объем информации и выдать на-гора готовый материал.
Каждый журналист вырабатывает свой стиль. Его язык становится узнаваем. В зависимости от жанра публикации (заметка, аналитическая статья, интервью, эссе) он может менять речь, делать ее более живой, используя эпитеты, самобытные элементы, украшающие речь. Чем колоритнее речь журналиста, чем ярче образы, тем выше оценивается работа и профессионализм журналиста.Веб-райтер обязан писать в разных стилях. Его интерес сконцентрирован на потребностях заказчика. Он обязан четко придерживаться ТЗ. Его язык должен быть максимально простым, ясным и доступным. Художественные украшения — это, как правило, излишества.
Журналист, чтобы написать статью, выезжает на место события, берет интервью у участников, расспрашивает очевидцев, интересуется мнением случайных людей и т.д. Он автор.Для веб-райтера основным источником информации служит интернет: там он способен быстро найти все, что ему необходимо для выполнения работы. Хотя работа с экспертами ценится дороже, как и экспертность самого автора.
Журналист стремится донести информацию до аудитории, предоставив ей возможность делать выводы самостоятельно.Задача веб-райтера — сформировать нужные выводы у аудитории, подтолкнуть ее к действиям (чаще, чем наоборот).
После того, как журналист написал материал, его всегда вычитывает корректор на предмет грамотности и редактор (стилистика и фактические данные). Все неточности, логические нестыковки и ошибки будут исправлены.Веб-райтер сам должен все проверить. С помощью программ на отсутствие ошибок, водянистость, «тошноту», антиплагиат (уникальность), информативность и удобство чтения.
Журналист всегда подписывает свои публикации собственным именем или псевдонимом.Статьи веб-райтера нередко безличны, публикуются анонимно.
Журналист выбирает для своей статьи яркий заголовок, призывающий к чтению. Он может быть не очевидным и не раскрывать содержание текста.Веб-райтер постарается грамотно включить в заголовок статьи нужный поисковый запрос, он должен отражать содержание текста.
Журналист пишет сплошным потоком. Его статья может быть огромным кирпичом на разворот.Веб-райтер пишет небольшими абзацами (по 4-5 предложений). Много воздуха в тексте. Он разбивается на блоки и разделы, может иметь подразделы. Отдельно оформленные вставки, врезки. Тексту, как правило, предшествует план, т.е. читатель сразу видит, что ему предлагают прочесть.
СЕО-оптимизация текста.
Журналисты в
большинстве своем даже не знают, что это такое.
Веб-райтер должен вставить в свои тексты, а нередко и подобрать нужные ключевые слова и выражения.

Кстати…

Сергей Трубадур тоже начинал с журналистики. Сегодня он известный мастер продающих текстов, руководитель Школы контент-маркетинга, владелец собственного агентства веб-копирайтинга.

О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть фото О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть картинку О чем пишут журналисты в наши дни. Картинка про О чем пишут журналисты в наши дни. Фото О чем пишут журналисты в наши дни

Пользуясь своим студенческим положением, я задала Сергею пару вопросов.

О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть фото О чем пишут журналисты в наши дни. Смотреть картинку О чем пишут журналисты в наши дни. Картинка про О чем пишут журналисты в наши дни. Фото О чем пишут журналисты в наши дни В одном интервью вы говорили, что плавно двигались от одной профессии к другой. От журналиста – к веб-райтеру, от него – к копирайтеру. Интересен ваш первый переход – к веб-райтеру, его сложности. С чем было особенно трудно? И был ли второй переход – к копирайтингу уже легче? Или, может, еще сложнее?

— Переход к веб-райтингу был как раз легким. Это как журналистика, но проще: я уже умел писать, и при этом мне не нужно в обязательном порядке работать с экспертами и другими живыми источниками информации (это делают только продвинутые авторы-фрилансеры, считай конкурентное преимущество).

Сложность была только в оптимизации статей. Я как раз застал время жесткого SEO, когда в один текст надо было вставить 10 ключей по 10 повторений в прямой форме, даже с ошибками. Но не все заказчики этого требовали.

Перейти же к продающим текстам было сложнее: информации по ним практически не было, работа над продажниками принципиально отличается. Ушел не один месяц, пока переучился. Сейчас научиться настоящему копирайтингу гораздо легче.

Еще вы говорили, что предпочитаете жить здесь и сейчас, не забираясь мыслями далеко в будущее. Вы до сих пор придерживаетесь этих взглядов или что-то поменялось? Разве не «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом»? Стоит ли мне, например, как журналисту ставить перед собой цель стать копирайтером? (просто я пока еще к веб-райтеру с трудом продираюсь)) Если честно, мне страшно так думать. Практика малых шагов тут, пожалуй, более приемлема для меня. Но ведь шаги могут быть настолько малыми, что рискуешь ими топтаться на месте годами, и так ничего и не достичь. Что скажете, посоветуете таким, как я, студентам вашей Школы?

— Веб-райтеру не обязательно становиться чистым копирайтером. И даже уже не всегда нужно изучать продающие тексты (но всё-таки я рекомендую это делать).

Будущее за контент-маркетингом, где объединяются статьи и продающие тексты в рамках единой системы.

Но я всё-таки рекомендую новичку планировать свой успех по чуть-чуть. Поставили цель — обучились — закрепили на практике — растем дальше. Так будет более естественно.

Этими словами Трубадура, пожалуй, и закончу свой лонгрид-серенаду, воспевающую журналистику. Хотя куплеты можно еще сочинять и сочинять.

И, слушайте, пока писала, еще больше влюбилась в профессию. Если захотелось и вам научиться писать, приходите в Школу!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *