О чем пишут писатели натуралисты
Конспект НОД «По страницам любимых книг писателей натуралистов В. В Бианки, М. М. Пришвина»
Саватеева Екатерина Александровна
Конспект НОД «По страницам любимых книг писателей натуралистов В. В Бианки, М. М. Пришвина»
Цель: Расширение литературного кругозора детей, пробуждение интереса к творчеству писателей-натуралистов В. В. Бианки и М. М. Пришвина.
• Уточнить, углубить и систематизировать знание о природе, полученные детьми при знакомстве с писателями натуралистами, их творчеством.
• Пробуждать любознательность, активный интерес к жизни природы, а также интерес к художественной литературе познавательного направления.
• Развивать и совершенствовать диалогическую речь детей,прививать навыки культурного общения: учить внимательно и доброжелательно слушать обращенную к ним речь воспитателя и товарищей, не перебивать собеседника.
• На основе сказок и рассказов писателей воспитывать любовь и уважение к миру природы; учить понимать природу, её законы и особенности;
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, выставка книг, портреты писателей, выставка рисунков детей.
• Рассказ воспитателя о В. В. Бианки, учёном-биологе, писателе, путешественнике. Показ фотоматериалов и книг писателя.
• Чтение произведений В. В. Бианки детям: «Приключения муравьишки», «Чьи это ноги?» и другие.
• Рассказ воспитателя о М. М. Пришвина, природолюба, проницательного знатока природы и чистейшего поэта ее.
• Чтение произведений М. М. Пришвина детям: «Лисичкин хлеб», «Журка», «Еж» и другие
• Устройство выставки книг в группе.
• Изготовление книжки-загадки по «Лесной газете» В. Бианки.
• Беседа с детьми по серии «Картины из жизни диких животных» и пособия Веретенниковой «Птицы».
•Дидактические игры: «Птички на кормушке», «Угадай правило», «Человек и природа», «Зоологическое лото», «Какое время года?», домино «Ягодка».
• Заучивание с детьми стихотворений из подборки «Добрые стихи».
• Рисование с детьми на тему «Лесные домишки» по сказке В. Бианки.
• Рисование с детьми на тему «Любимые герои» по рассказам В. Бианки и
М. Пришвина
— Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Готовы?
— Ребята,что значит высказывание:
«День, прожитый без книги,- потерянный день» (ответы детей)
-Сегодняшний день не будет для нас потерянным, ведь мы отправляемся в путешествие по страницам любимых книг.
Книги наши верные друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами в книжных шкафах и на полках. Стоит только протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны.
Книга – учитель.
Книга- наставник.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
— Начинаем наше путешествие. Покажите себя внимательными и эрудированными читателями.
— Ребята, чьи это портреты? (В. В. Бианки, М. М. Пришвин, Е. Чарушин)
— Что объединяет этих писателей?
— О чём они пишут? Чему учат их книги?
«…Книги о природе, о животных, об отношении человека к природе… Их книги учат видеть прекрасное и удивительное в природе, учат доброте и отзывчивости…
Быть любознательными и наблюдательными, жить в дружбе с животными и растениями, оберегать и охранять их. «Кто природу губит, тот свой край не любит»)
— А как вы думаете они выглядят, что он необходимо для их путешествий, для написания историй?
Выставка книг
– Давайте составим выставку книг. Для книг каждого из авторов отведём по одной полке. (На полках стоят портреты В. Бианки, М. Пришвина)
(Ребята выходят, выбирают из групповой библиотеки книги нужных авторов и расставляют их на полки.)
М. М. Пришвин: «Золотой луг», «Еж», «Белый ожерелок», «Хромка» и другие.
В. Бианки: «Чей нос лучше», «Мастера без топора», «Как муравей домой спешил», «Красная горка», «Лупленный бочок», «Теремок» и другие.
— Молодцы! А теперь мы с вами отправимся на природу. Звучит музыка «Одинокий пастух»).
— Присаживайтесь на стульчики. Закройте глаза, расслабьтесь,представьте себя в каком-либо уголке природы: в лесу, в поле, на лугу или возле воды. Постарайтесь услышать и понять, что вы чувствуете, какие запахи вас окружают, какие звуки. Дети открывают глаза.
— Какое у вас настроение, какие возникают желания
Вертуальное путешествие по произведениям писателей натуралистов
— Мы продолжаем «листать» странички наших любимых книг.
Все внимание на экран.
Презентация (15 слайдов, 15 вопросов)
Корзина с потерянными вещами
Ожерелье белого цвета (Белый ожерелок. Пришвин)
Газета. (Ёж. Пришвин)
Скорлупа от орехов (Беличья память. Пришвин)
Листок и муравей (Как муравьишка …. В. Бианки)
Гнездо (Мастера без топора. В. Бианки)
Кусок хлеба. (Лисичкин хлеб. Пришвин)
Кепки и шапка. (Ребята и утята. Пришвин)
Лодочка (Мышонок Пик. Бианки)
Лягушка (Журка. М. Пришвин)
Колбаса (Предательская колбаса. Пришвин)
Мешок (Волчишко. Чарушин)
-Молодцы ребята. Как много рассказов вы знаете, многих героев вы вспомнили.
— Наше путешествие подошло к концу. Понравилось вам оно? О ком мы сегодня говорили? О чем писали писатели натуралисты?
— Впереди вас ждут новые книги, новые писатели, а значит, новые открытия, новые друзья.
— Я вам хочу подарить эти блокноты, чтобы в них вы делали заметки, делились на бумаги своими наблюдениями, пусть пока это будут зарисовки, позже когда вы научитесь писать настоящие рассказы.
— А гостей мы приглашаем на вернисаж. Юные художники-иллюстраторы подготовили замечательную выставку рисунков по любимым рассказам Пришвина, Бианки.
Фотоотчет конкурса рисунков в подготовительной группе «По страницам любимых книг» В связи с проведением тематической недели «Книжкина неделя» и в преддверии Дня книги в нашей группе был объявлен конкурс рисунков «По страницам.
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Иллюстрация обложек любимых книг» Цели: Закрепить представление детей о книжной графике, о сложности труда художника – иллюстратора, процессе и последовательности его работы.
Конспект занятия «По страницам любимых сказок» «По страницам любимых сказок» Старшая группа Цель: освежить знания детей о любимых сказках. Задачи: 1. Воспитывать желание оказывать помощь,.
Летнее развлечение для всех групп детского сада «По страницам любимых книг» «ПО СТРАНИЦАМ ЛЮБИМЫХ СКАЗОК» развлечение для детей разных возрастных групп Цель: создать у детей радостное настроение, закрепить представления.
Литературно — Музыкальный досуг «По страницам любимых книг» Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о сказках и их героях, воспитание любви и бережного отношения к книгам. Задачи: 1. Образовательные:.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «По страницам произведений В. Бианки» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе ТЕМА: «По страницам произведений В. Бианки» Цель. Формировать.
Проект «По страницам наших книг» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: краткосрочный, недельный. Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной.
Проект в старшей группе «Книги любимых писателей» Цель проекта: обогащение знаний детей о книге, об их авторов, об особенностях создания книги. Задачи: 1. обогатить представление детей.
Творческий проект «По страницам книг Николая Носова» Цель: Формировать у детей интерес к чтению художественной литературы, к произведению Н. Носова «Приключения Незнайки» и других рассказов.
Викторина «По страницам детских книг» Викторина «По страницам любимых книг» Цель: Способствовать пониманию того, что книга – источник знаний, развивать познавательный интерес.
О чем пишут писатели натуралисты
Наш сайт адаптирован
под браузер Mozilla Firefox
Скачать/Download
В остальных браузерах наш
сайт может отображаться
некорректно!
(IE,Opera,Google Chrome)
«Природа – это увлекательнейшая книга.
Только начни её читать,
Писатели бывают разные. Одни пишут про детей и про школу, другие в своих книгах описывают путешествия по разным странам, третьи сочиняют фантастические истории. А бывают такие писатели, которые пишут книги о природе и о животных. Таких писателей называют натуралистами.
В Зеленчукской центральной библиотеке 2 марта 2018 года библиотекари детского отдела провели мероприятие «Творчество писателей – натуралистов», гостями данного мероприятия стали воспитанники МБДОУ детский сад «Колобок» ст. Зеленчукской» в количестве 38 человек.
Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а приумножит ее богатство. Поэтому узнать и полюбить природу помогут произведения писателей – натуралистов Виталия Бианки, Евгения Чарушина, Николая Сладкова, Михаила Пришвина.
Библиотекари рассказали ребятам, что книги этих писателей читаются легко и увлекательно. Читая эти книги, мы задумываемся, радуемся, огорчаемся, удивляемся. Чтобы писать о животных надо их любить. Писатели натуралисты заражают любовью своих читателей.
Во время мероприятия участники познакомились с жизнью и творчеством писателей, с описанием удивительной русской природы.
Ребятам была предложена игра «Чьи следы», они угадывали животных и птиц, вспоминали, как называется рассказ или сказка.
В ходе беседы с детьми библиотекари напомнили ребятам, что такое экология, как нужно вести себя на природе, чтобы не навредить ей, а значит не навредить себе.
Также была оформлена книжная выставка «Волшебный мир зверей и птиц». Ребята с удовольствием посмотрели книжки.
Книги о природе и животных всегда востребованы и любимы детьми. Животные по своей природе близки им: они милы, непосредственны, они отражение самой природы. Именно поэтому эти книги находят отклик в сердцах юных читателей.
Целью мероприятия стало знакомство детей с жизнью писателей-натуралистов, с многообразием их произведений, многие из которых вошли в золотой фонд детской литературы.
Мероприятие получилось познавательное и интересное.
Книги писателей-натуралистов учат читателей всматриваться в окружающий их мир, видеть красоту в обыкновенной коряге, искать ответы на вопросы, любить родную природу и беречь её. И мы уверены, что ребята будут читать книги этих писателей.
В завершении мероприятия ребята просмотрели мультфильм «Оранжевое горлышко» Виталия Бианки и получили буклеты «Писатели – натуралисты»
Рассветовский отдел МБУК АР «МЦБ» им. М.Шолохова
четверг, 22 апреля 2021 г.
«Мир природы на страницах книг» обзор
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья!
Природа задает людям тысячи загадок! А помогают эти загадки отгадать писатели- натуралисты, которые пишут книги о природе и о животных. Сегодня мы с вами познакомимся с книгами, которые рассказывают нам о природе, об окружающем нас мире.
Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а приумножит ее богатства. Поэтому узнать и полюбить природу помогут произведения писателей – натуралистов Виталия Бианки, Бориса Житкова, Николая Сладкова, Михаила Пришвина, Геннадия Снегирёва и многих других авторов.
Здесь встретятся истории про куницу-медовку, про белку-хозяюшку, про рябчиков под снегом, и даже про то, какие травы в лесу цветут и почему луг весной золотой делается. Для младшего школьного возраста.
В книгу «Бюро лесных услуг» замечательного детского писателя Н. И. Сладкова вошли маленькие сказки о животных. В каждой из них лесные обитатели рассказывают о чём-то необыкновенном, чрезвычайно интересном и очень-очень важном для них.
Эти рассказы писатель — большой знаток природы — услышал во время своих путешествий по лесным тропинкам и передал нам, чтобы мы удивились тому чуду, которое нас окружает, заботились и охраняли природу.
Все давно знают и любят замечательные произведения писательницы Веры Чаплиной. Её рассказы о животных и обитателях зоопарка представлять не надо: их «проходят» и дошколята, и школьники. Книга «Мои питомцы» подарит детям и взрослым уникальную возможность — прочитать их с современными комментариями, найти ответы на самые частые вопросы и по-новому взглянуть на окружающий нас мир природы! Для младшего школьного возраста.
Развитие экологических представлений у дошкольников с использованием книг писателей-натуралистов.
Елизавета Бойко
Развитие экологических представлений у дошкольников с использованием книг писателей-натуралистов.
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КНИГ
ПИСАТЕЛЕЙ-НАТУРАЛИСТОВ
Бойко Е. И., воспитатель
МБДОУ д/с «Здоровый ребенок»
Проблема экологического воспитания и образования – одна из актуальных на сегодняшний день. Известно, что именно в дошкольном возрасте идет становление важнейших личностных качеств, закладываются основы экологической культуры.
Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли он быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от нас, взрослых, участвующих в его воспитании. Большую пользу в экологическом воспитании дошкольников оказывают книги наших писателей – натуралистов, произведения которых мы используем в своей работе. Произведения В. Бианки, С. Сахарнова, К. Паустовского, Н. Сладкова, Г. Снегирева, Г. Скребицкого, М. Пришвина, В. Чаплиной, Е. Чарушина помогают нам раскрыть для ребят значимость темы единства природы и человека, помогают образно, через сравнения, увидеть красоту родного края. Показать, что мир природы является не только источником материальных ресурсов, но и важным фактором духовного развития человека.
Впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, присущие детям дошкольного возраста, по мнению В. А. Сухомлинского, помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную. Подобные чувства вводят малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Путешествие в природу, мы осуществляем с детьми, проводя ежедневные прогулки на территории нашей игровой площадки. Большую помощь в нашей работе оказывает наличие «Живого уголка» и «Экологической тропинки» в детском саду. Учим наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Дети могут наблюдать героев произведений Бианки, Чарушина, Скребицкого, в естественной среде обитания. За изменениями в природе, о которых говорится в книгах писателей, мы наблюдаем с ребятами в ходе наблюдений по территории детского сада, во время экскурсий и прогулок в Приморский и городской парк им. М. Горького, в живой уголок и на станцию юных натуралистов. Наблюдения сочетаем с двигательной активностью детей,организуя подвижные игры: «Охотники и утки», «Медведь и пчелы», «Сова», «Воробьи и вороны».
Приобщая детей старшего возраста к художественной литературе о природе и подбирая произведения для чтения,мы учитываем их возрастные особенности: желание обсуждать прочитанное и задавать вопросы, интерес к рассматриванию иллюстраций и чтению подписей под ними, стремление самим читать. Процесс работы с книгойосуществляем следующим образом:
• привлечение детей к выбору книги из книжного уголка;
• чтение книги с последующим обсуждением по вопросам;
• объяснение незнакомых слов, выражений или природных явлений;
• рассматривание вместе с детьми книги как единого целого (обложка, название книги, ее автор, наличие цветных или черно-белых иллюстраций, характер и стиль рисунков, их размещение на листе, единый стиль);
• рассказ детей по иллюстрации;
• пересказ содержания книги.
Также создаем условия для самостоятельного выбора и рассматривания книг, иллюстраций, давали возможность делиться впечатлениями, высказать свое мнение. Беседуем с детьми о том, произведения каких авторов детям нравятся больше всего, чем именно. Совместно с детьми проводим выставки книг о природе по сезонам или выставки книг одного автора. Как следствие темы в течение недели изучаем творчество одного из авторов, знакомим с его портретом, биографией, рассказываем о его произведениях.
В своих произведениях В. Бианки заинтересовывает своих читателей жизнью окружающей их природы, учит любить ее, наблюдать за чудесами, которые в ней происходят. Дети заинтересованно слушают его сказки и рассказы, часто просят прочитать еще раз. После чтения мы используем прослушивание аудиозаписей со звуками природы, смотрим мультфильмы по сказкам В. Бианки. Предлагаем детям вспомнить то, кого из героев произведений В. Бианки мы наблюдали на участке детского сада, что особенного заметили, прав ли был писатель, описывая поведение животного и его жизнь в природе.
Свои впечатления ребята стараются передать посредством художественно-творческой деятельности. Сочетаем в работе с детьми рисование с аппликацией, с графикой, пластилиновой живописью. Совместно с руководителем изостудии учим детей рисовать животных и птиц, передавая их характерные черты. Показываем детям разные варианты передачи движения животных, птиц, насекомых, рисования разных видов деревьев, трудовых действий человека. В свободном творчестве дети рисуют сюжеты понравившихся сказок, обводят по лекалам животных и птиц, создавая интересные изобразительные композиции.
Сформировав у детей необходимые графические и композиционные навыки, привлекаем их к рисованию собственных иллюстраций к любимым произведениям В. Бианки или других писателей, устраиваем обсуждение рисунков, организовываем мини-выставки.
Одним из принципов работы по экологическому воспитанию считаем сотрудничество с родителями. На собраниях мы рассказываем о роли природоведческой литературы в развитии экологических представлений и творчества. Обобщаем самое полезное в рекомендации по организации семейного чтения книг писателей – натуралистов. Советуем родителям, как связывать чтение детям книг с естественным наблюдением живых и неживых объектов природы. Вместе с детьми и их родителями посещаем детскую библиотеку им. М. Горького, где каждый имеет возможность стать читателем и познакомиться с литературой разных жанров.
Родители помогают нам приобретать новые книги в групповой уголок, участвуют в организации тематических выставок в книжном уголке, создают с детьми поделки из природного материала на различные конкурсы. В рамках некоторых проектов по экологическому воспитанию родители с детьми создают книжки-самоделки по знакомым произведениям писателей. По желанию книжки-самоделки могут быть посвящены тому, что дети увидели в природе, узнали о ее явлениях, обитателях.
Чтобы дети могли лучше увидеть и прочувствовать характер героев, среду их обитания, мы используем музыкальное сопровождение во время чтения или после него. В процессе комплексных занятий «Звуки леса», «Голоса птиц», «Малыш в саду» учим детей слушать музыку, развиваем у детей умение узнавать и называть птиц по голосам, вслушиваться в звуки леса в разное время суток. Применяли аудиокассеты и диски классической музыки «Звуки природы» в обработке для детей.
В разработанные нами проекты по развитию экологических представлений «Перелетные птицы», «Мой домашний любимец», «Мы – друзья природы», «Зачем кора деревьям?» также включаем использование художественных произведений в качестве дидактического средства.
Результатом усвоения экологических знаний у детей стали праздничные спектакли «Лесная аптека», «Дары осени» и другие, на которых присутствовали родители, бабушки и дедушки. В содержание праздников включались игры, викторины, конкурсы, подвижные игры, тем самым использовалсяметод интеграции разных видов деятельности: интеллектуальной, музыкальной, художественной, театрализованной.
1. Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. М. : Сфера, 2009.
2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2005.
3. Николаева С. Н. Игра и экологическое воспитание // Дошкольное воспитание. 1994. № 4.
4. Николаева С. Н. Программа «Юный эколог» // Дошкольное воспитание. 1994. № 9.
5. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. Дидактическое пособие по экологическому воспитанию дошкольников. М., 2005.
План по самообразованию План самообразования педагога МАЛЬЦЕВОЙ ЮЛИИ НИКОЛАЕВНЫ Дата Проблема Тема Этап Содержание работы Результат, форма отчетности 10,11,12-2014.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение.