О чем пишут писатели 19 века
Русские поэты и писатели XIX века и их произведения
Для русской литературы XIX век стал «золотым веком». Именно девятнадцатое столетие подарило России «классиков» – прозаиков и поэтов, чьё творчество оказало огромное влияние на культуру не только России, но и всего мира.
Иван Андреевич Крылов
«Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Осёл и соловей».
Василий Андреевич Жуковский
«Славянка», «Невыразимое»; «Светлана», «Людмила», «Ленора», «Ивиковы журавли», «Эолова арфа», «Лесной царь»
Александр Сергеевич Грибоедов
Константин Николаевич Батюшков
«Вакханка», «Таврида», «Мои Пенаты», «Мечта»
Фёдор Иванович Тютчев
«Весенняя гроза», «Две силы есть – две роковые силы», «Silentium!», «Умом Россию не понять»
Кондратий Фёдорович Рылеев
«К временщику», «Ермолаеву», «Гнедичу», цикл «Думы», «Вайноровский»
Денис Васильевич Давыдов
«Вечерний звон», «Песня старого гусара»
Павел Александрович Катенин
«Убийца», «Леший», «Наташа», «Ольга»
Александр Сергеевич Пушкин
«Руслан и Людмила», «Цыганы», «Борис Годунов», «Кавказский пленник», «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Повести Белкина», «Капитанская дочка»
Евгений Абрамович Баратынский
«Предрассудок», «Оправдание», «Муза»
Николай Васильевич Гоголь
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (сборник из 8 повестей, в числе которых «Сорочинская ярмарка» и «Ночь перед рождеством»), «Миргород» (сборник из 4 повестей, среди которых «Вий» и «Тарас Бульба»), Так называемые, «петербургские повести», в числе которых «Портрет», «Нос» и «Шинель»; «Ревизор», «Мёртвые души»
Александр Иванович Герцен
Иван Александрович Гончаров
«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»
Михаил Юрьевич Лермонтов
«Парус», «Ангел», «Молитва», «Демон», «Смерть поэта», «Мцыри», «Дума», «Бородино», «Герой нашего времени»
Иван Сергеевич Тургенев
«Записки охотника», «Ася», «Муму», «Рудин», «Отцы и дети», «Senilia»
Алексей Константинович Толстой
«Колокольчики мои…», «Князь Серебряный»
Александр Николаевич Островский
«Свои люди — сочтёмся», «Гроза», «Не в свои сани не садись», «Лес», «Доходное место», «Бесприданница»
Афанасий Афанасьевич Фет
«На заре ты её не буди…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Музе»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
«История одного города», «Господа Головлёвы», «Пошехонская старина»,
Аполлон Николаевич Майков
«Нива», «Две судьбы», «Три смерти»
Николай Алексеевич Некрасов
«В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда», «Кому на Руси жить хорошо»
Фёдор Михайлович Достоевский
«Бедные люди», «Двойник», «Записки из мёртвого дома», «Преступление и наказание», «Игрок», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»
Лев Николаевич Толстой
«Детство», «Отрочество», «Юность», «Севастопольские рассказы», «Воскресение», «Война и мир», «Анна Каренина», «Смерть Ивана Ильича», «Власть тьмы», «Хаджи-Мурат», «Плоды просвещения»
Николай Гаврилович Чернышевский
Алексей Николаевич Апухтин
«Ночи безумные», «Он так меня любил», «Архив графини Д.»
Всеволод Михайлович Гаршин
«Красный веток», «Художники», «Attalea princeps»
Николай Семёнович Лесков
«Запечатлённый ангел», «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
Владимир Галактионович Короленко
«Сон Макара», «Слепой музыкант»
Антон Павлович Чехов
«Жалобная книга», «Лошадиная фамилия», «Толстый и Тонкий», «Крыжовник», «Письмо к учёному соседу», «Анна на шее», «Смерть чиновника», «Палата №6», «Человек в футляре», «Каштанка», «Дама с собачкой», «Чайка», «Вишнёвый сад», «Три сестры»,
Русская литература 19 века
теория по литературе 📖 разное
Девятнадцатое столетие стало эпохой небывалого расцвета русской литературы, ее «золотым веком». В это время жили и творили поэты и писатели, чьи произведения по праву считаются классическими и определяющими «лицо» всей отечественной литературы: А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и многие другие.
Формирование великой русской литературы началось в первой половине XIX века. Этот процесс был связан с именами А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова.
Предшественники Пушкина
В самом начале XIX века прочные позиции в русской литературе занимал сентиментализм, как разновидность раннего романтизма. Главной фигурой этого направления был Н. М. Карамзин, автор популярной повести «Бедная Лиза» (1792 г.).
Одними из первых романтиков были В. А. Озеров, А. А. Шаховской, П. А. Катенин. Настоящим новатором стал Г. Р. Державин, положивший начало созданию русского литературного языка.
Клето Луцци (Лузи). Рассказ.
Важным явлением в развитии русской литературы стала борьба между представителями «державинской школы» и «карамзинистами» (противостояние «трудного» и «легкого слога»).
В конце XVIII века начался творческий путь И. А. Крылова. Он выступил в качестве драматурга и к началу XIX века уже пользовался определенной известностью. Но настоящую славу принесли Крылову басни. В 1809 г. был издан первый сборник из 23 произведений. Всего Крыловым было написано около 200 басен, среди которых «Ворона и Лисица», «Мартышка и очки», «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей». Крылов стал классиком русского басенного жанра, придав ему подлинную народность.
Выдающимся поэтом начала XIX века был К. Н. Батюшков, оставивший после себя сборник «Опыты в стихах и прозе». Батюшков был одним из ярких представителей русского романтизма. Его творчество оказало огромное влияние на А. С. Пушкина.
Крупнейшим поэтом и главой русских романтиков был В. А. Жуковский. Ему принадлежит заслуга перенесения в русскую литературу основных мотивов западноевропейского романтизма. Известность и славу Жуковскому принесли баллады «Людмила», «Светлана», «Лесной царь», сказка «Спящая царевна», стихотворения «Море», «Мщение» и др.
В 20-е гг. XIX века появились первые произведения А. С. Грибоедова. Его ранние стихотворения и несколько пьес в настоящее время малоизвестны читателям. В золотой фонд русской литературы вошло главное произведение поэта – «Горе от ума». Комедия открыла собой эпоху отечественной реалистической драматургии. Она до сих пор остается одной из самых популярных и востребованных пьес в русском театре.
Два великих поэта
Великим русским поэтом мирового значения был А. С. Пушкин, первым напечатанным произведением которого стало стихотворение «К другу-стихотворцу» (1814 г.). Широкую популярность Пушкину принесла его первая поэма «Руслан и Людмила».
Большинство произведений Александра Сергеевича стали классикой русской литературы: «Я помню чудное мгновенье…», «Полтава», «Борис Годунов», «Повести Белкина», «Медный всадник», «Евгений Онегин» и мн. др. Цитаты из них и даже сами названия превратились в часто употребляемые в повседневной жизни крылатые выражения.
Традиции, заложенные Пушкиным в русскую литературу, поддерживаются на протяжении уже почти двух столетий. О громадном влиянии творчества великого поэта пророчески высказался в 1859 г. А. Григорьев: «Пушкин – наше все».
Учеником Пушкина считал себя еще один гениальный русский поэт – М. Ю. Лермонтов. Если не считать ранних незрелых литературных опытов, его творческий путь был очень недолгим: с 1836 г. до трагической смерти в 1841 г.
За этот короткий срок Лермонтов создал немало выдающихся произведений: «Три пальмы», «Пророк», «Дума», «Бородино», поэмы «Демон» и «Мцыри». Первым отечественным психологическим романом стал «Герой нашего времени» – непревзойденный шедевр русской прозы.
Лермонтов – непосредственный преемник пушкинских традиций, вдохнувший новую жизнь в развитие всей русской литературы.
Пушкинская эпоха ознаменовалась появлением целой плеяды талантливых поэтов: Д, В. Давыдова, П. А. Вяземского, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, А. В. Кольцова. Одним из основоположников русской философской поэзии был Е. А. Боратынский. Творчеству этих авторов часто незаслуженно отводится скромное место в тени великого современника.
Н.В. Гоголь
В начале 30-х гг. XIX века был издан сборник повестей молодого, никому не известного писателя под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Начинающего автора звали Н. В. Гоголь, которому предстояло стать одним из основоположников русской реалистической литературы. Сборник сразу же принес писателю широкую славу. За ним последовали первые «петербургские» повести, «Тарас Бульба», «Вий», гениальная комедия «Ревизор». В повести «Шинель» Гоголь развил введенный Пушкиным образ «маленького человека».
В 1842 г. был издан первый том поэмы «Мертвые души», в которой была дана широкая картина российской жизни, прежде всего, ее негативных сторон.
Проза и драматургия Гоголя оказали огромное влияние на всю русскую литературу и определили дальнейшие пути ее развития на долгие годы вперед.
Критический реализм и «натуральная школа»
Вторая половина XIX века ознаменовалась в русской литературе появлением социально-обличительного, критического направления. Его основоположниками стали представители т. н. «натуральной школы», стремящиеся к изображению реальной жизни «без прикрас».
Продолжателем романтических традиций в ранний период творчества был Н. А. Некрасов, издавший в 1840 г. свой первый стихотворный сборник «Мечты и звуки». Сборник вызвал резко отрицательный отзыв Белинского, что заставило Некрасова повернуть от романтизма к реализму. Ведущим жанром в его творчестве постепенно становится гражданская лирика.
Лишь в 1856 г. выходит новый сборник Некрасова, характер которого определялся стихотворением «Поэт и гражданин». В дальнейшем поэт все чаще изображает тяжелую жизнь простого народа. Широкую славу принесли ему произведения: «Размышления у парадного подъезда», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Русские женщины». Главным делом жизни стала для Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо» – эпическое произведение о России и невыносимых страданиях русского народа.
Крупным представителем «натуральной школы» был И. С. Тургенев, автор антикрепостнического цикла «Записки охотника», в которым была дана широкая картина жизни крестьян и помещиков. Знаменитые романы Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» наполнены острым идеологическим содержанием. В них отражались основные этапы демократического движения, изображалась болезненная смена поколений в русском обществе.
Значительным явлением середины XIX века стала трилогия И. А. Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв»), написанная в рамках критического реализма. Иван Ильич Обломов принадлежит к вечным образам мировой литературы и воплощает в себе целую эпоху, уходящую в прошлое. Роман «Обрыв» – классическое произведение русского реализма, до сих пор не утратившее своей популярности.
Непревзойденным сатириком и мастером гротеска был М. Е. Салтыков-Щедрин – один из главных представителей обличительного направления. В известном произведении писателя «Помпадуры и помпадурши» гневной критике подвергается вся административно-бюрократическая система царской России.
Самым ярким, вызвавшим яростные споры произведением Салтыкова-Щедрина стала «История одного города», в котором гротескное обобщение достигает максимальной силы. Запоминающийся образ Иудушки создан писателем в романе «Господа Головлевы».
Большое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимает цикл обличительных сказок: «Дикий помещик», «Премудрый пескарь» и др.
Драматургия
С именем А. Н. Островского связан период расцвета русской драматургии. В общей сложности писателем было создано почти пятьдесят оригинальных пьес, среди которых следует выделить такие шедевры, как «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок», «Гроза». В центре внимания драматурга – купеческое сословие, но свою главную задачу он видел в изображении душевного мира своих героев независимо от социальной принадлежности. Катерина из «Грозы» до сих пор остается одним из самых популярных женских образов в русском театральном искусстве.
Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой
Одним из самых известных и оказавших колоссальное влияние на мировую литературу русских писателей является Ф. М. Достоевский – тонкий знаток человеческой души. За рубежом его нередко обвиняют в чрезмерном пессимизме и склонности к мрачному изображению действительности, но признают огромный талант писателя в разработке психологических портретов своих героев.
Романы Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и другие произведения – общепризнанные литературные шедевры. Для русского читателя писатель невероятно дорог тем, что на протяжении всей жизни призывал к решению вечной «загадки» России.
Во второй половине XIX века одно из центральных мест в русской литературе занял Л. Н. Толстой. Его творческая деятельность началась с публикации трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». В дальнейшем писатель стал все больше задумываться о моральных устоях простого народа.
Главной книгой Толстого стала эпопея «Война и мир» – произведение огромной изобразительной мощи и гуманистического пафоса. Писатель создал еще два великих романа – «Анну Каренину» и «Воскресенье», в которых поднял самые важные вопросы, волнующие человека.
Роман «Воскресенье», опубликованный в 1899 г., можно в какой-то степени считать «последней страницей» русской классической литературы и «золотого века». В нем выражена страстная надежда Толстого на предстоящее «воскрешение» русского народа в новом веке.
Конец «золотого века»
Крупным писателем второй половины XIX века был Н. С. Лесков, автор произведений «На ножах», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша» и др.
В 80-е гг. XIX века в печати начинают появляться юмористические рассказы А. П. Чехова. Короткие, невероятно смешные истории очень нравятся читающей публике и вскоре приносят писателю всероссийскую славу.
К концу 80-х гг. в творчестве Чехова происходит перелом. От сатирического изображения действительности он переходит к философским размышлениям и критике царящей в обществе пошлости и бездеятельности. Большой общественный резонанс вызывают рассказы «Палата №6», «Человек в футляре», «Попрыгунья» и др. В самом конце XIX века появляются знаменитые пьесы Антона Павловича «Чайка» и «Дядя Ваня», в которых раскрылся его яркий талант драматурга.
Русские писатели 19 века о либералах и интеллигенции
Чем бы скрасить субботний вечер? Почитаю-ка я, пожалуй, что писали о либералах и интеллигенции русские писатели 19 века.
Пушкин А.С.
«Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел.
Ты руки потирал от наших неудач,
С лукавым смехом слушал вести,
Когда полки бежали вскачь
И гибло знамя нашей чести».
Ф.М. Достоевский ( «Бесы»)
«Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить»
А.П.Чехов ( письмо Орлову И.И.)
«Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр»
Н.С.Лесков
««Если ты не с нами, так ты подлец!» По мнению автора статьи «Учиться или не учиться», это лозунг нынешних русских либералов. Мы совершенно согласны с автором, что приведённая фраза есть действительно лозунг наших либералов»
Ф.И.Тютчев
«Нет, их не вразумишь:
Чем либеральней, тем они пошлее;
Цивилизация для них фетиш,
Но недоступна им её идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В её глазах вы будете всегда,
Не слуги просвещенья, а холопы»
В.О. Ключевский
«Есть такая слабогузая интеллигенция, которая ни о чем не может помолчать, ничего не может донести до места, а через газеты валит наружу все, чем засорится её неразборчивый желудок».
Н. А. Бердяев
«Интеллигенция скорее напоминает монашеский орден или религиозную секту, со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своим обязательным миросозерцанием, со своими особыми нравами и обычаями… Для интеллигенции характерна беспочвенность, разрыв со всяким сословным бытом и традициями… интеллигенция оказалась оторванной от реального социального дела, и это очень способствовало развитию в ней социальной мечтательности…»
П.Я. Чаадаев
«Русский либерал — бессмысленная мошка, толкущаяся в солнечном луче; солнце это — солнце Запада»
Вернусь к Ключевскому:
«Классификация интеллигенции:
1) Люди с лоскутным миросозерцанием, сшитым из обрезков газетных и журнальных.
2) Сектанты с затверженными заповедями, но без образа мыслей и даже без способности к мышлению.
3) Щепки, плывущие по течению, оппортунисты либеральные или консервативные, и без верований, и без мыслей, с одними словами и аппетитами.
Все-таки великие тем и интересны, что дают точные характеристики на века.
Русские писатели 19 века список
Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886) – поэт и публицист. Один из лидеров русских славянофилов.
Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860) – поэт, литературный критик, лингвист, историк. Вдохновитель и идеолог славянофильства.
Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) – писатель и общественный деятель, литературный и театральный критик. Писал книге о рыбалке и охоте. Отец писателей Константина и Ивана Аксаковых. Самое известное произведение: сказка «Аленький цветочек».
Анненский Иннокентий Федорович (1855-1909) – поэт, драматург, литературный критик, лингвист, переводчик. Автор пьес: «Царь Иксион», «Лаодамия», «Меланиппа-философ», «Фамира-кэфаред».
Баратынский Евгений Абрамович (1800-1844) – поэт и переводчик. Автор поэм: «Эда», «Пиры», «Бал», «Наложница» («Цыганка»).
Батюшков Константин Николаевич (1787-1855) – поэт. Также автор ряда известных прозаических статей: «О характере Ломоносова», «Вечер у Кантемира» и другие.
Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) – литературный критик. Возглавлял критический отдел в издании «Отечественные записки». Автор многочисленных критических статей. Оказал огромное влияние на русскую литературу.
Бестужев-Марлинский Александр Александрович (1797-1837) – писатель-байронист, литературный критик. Издавался под псевдонимом Марлинский. Издавал альманах «Полярная звезда». Входил в число декабристов. Автор прозы: «Испытание», «Страшное гадание», «Фрегат Надежда» и другие.
Вяземский Петр Андреевич (1792-1878) – поэт, мемуарист, историк, литературный критик. Один из основателей и первый глава Русского исторического общества. Близкий друг Пушкина.
Веневетинов Дмитрий Владимирович (1805-1827) – поэт, прозаик, философ, переводчик, литературный критик Автор 50 стихотворений. Был также известен как художник и музыкант. Организатор тайного философского объединения «Общество любомудрия».
Герцен Александр Иванович (1812-1870) – писатель, философ, педагог. Самые известные произведения: роман «Кто виноват?», повести «Доктор Крупов», «Сорока-воровка», «Поврежденный».
Глинка Сергей Николаевич (1776-1847) – писатель, мемуарист, историк. Идейный вдохновитель консервативного национализма. Автор следующих произведений: «Селим и Роксана», «Добродетели женщин» и других.
Глинка Федор Николаевич ( 1786 -1880) – поэт и писатель. Член общества декабристов. Самые известные произведения: поэмы «Карелия» и «Таинственная капля».
Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) – писатель, драматург, поэт, литературный критик. Классик русской литературы. Автор: «Мертвых душ», цикла рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки», повестей «Шинель» и «Вий», пьес «Ревизор» и «Женитьба» и многих других произведений.
Гончаров Иван Александрович (1812-1891) – писатель, литературный критик. Автор романов: «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история».
Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829) – поэт, драматург и композитор. Был дипломатом, погиб на службе в Персии. Самое известное произведение – поэма «Горе от ума», послужившая источником многих крылатых фраз.
Григорович Дмитрий Васильевич (1822-1900) – писатель. Автор: повестей «Деревня», «Антон-Горемыка», «Гуттаперчевый мальчик».
Давыдов Денис Васильевич (1784-1839) – поэт, мемуарист. Герой Отечественной войны 1812 года. Автор многочисленных стихотворений и военных воспоминаний.
Даль Владимир Иванович (1801-1872) – писатель и этнограф. Будучи военным врачом, попутно собирал фольклор. Самый известный литературный труд – «Толковый словарь живого великорусского языка». Даль турдился над словарем более 50 лет.
Дельвиг Антон Антонович (1798-1831) – поэт, издатель.
Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) – литературный критик и поэт. Печатался под псевдонимами –бов и Н. Лайбов. Автор многочисленных критических и философских статей.
Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – писатель и философ. Признанный классик русской литературы. Автор произведений: «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание», «Подросток» и многих других.
Жемчужников Александр Михайлович (1826-1896) – поэт. Вместе с братьями и писателем Толстым А.К. создал образ Козьмы Пруткова.
Жемчужников Алексей Михайлович (1821-1908) – поэт и сатирик. Вместе с братьями и писателем Толстым А.К. создал образ Козьмы Пруткова. Автор комедии «Странная ночь» и сборника стихов «Песни старости».
Жемчужников Владимир Михайлович (1830-1884) – поэт. Вместе с братьями и писателем Толстым А.К. создал образ Козьмы Пруткова.
Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) – поэт, литературный критик, переводчик, основоположник русского романтизма. Автор: баллад «Светлана», «Лесной царь», повести «Марьина роща». Переводил Байрона, Фирдоуси, Гомера.
Загоскин Михаил Николаевич (1789-1852) – писатель и драматург. Автор первых русских исторических романов. Автор произведений «Проказник», «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Кульма Петрович Мирошев» и других.
Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – историк, писатель и поэт. Автор монументального труда «История государства Российского» в 12 томах. Его перу принадлежат повести: «Бедная Лиза», «Евгений и Юлия» и многие другие.
Киреевский Иван Васильевич (1806-1856) – религиозный философ, литературный критик, славянофил.
Крылов Иван Андреевич (1769-1844) – поэт и баснописец. Автор 236 басен, многие выражения из которых стали крылатыми. Издавал журналы: «Почта духов», «Зритель», «Меркурий».
Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797-1846) – поэт. Входил в число декабристов. Близкий друг Пушкина. Автор произведений: «Аргивяне», «Смерть Байрона», «Вечный жид».
Лажечников Иван Иванович (1792-1869) – писатель, один из родоначальников русского исторического романа. Автор романов «Ледяной дом» и «Басурман».
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) – поэт, писатель, драматург, художник. Классик русской литературы. Самые известные произведения: роман «Герой нашего времени», повесть «Кавказский пленник», поэмы «Мцыри» и «Маскарад».
Лесков Николай Семенович (1831-1895) – писатель. Самые известные произведения: «Левша», «Соборяне», «На ножах», «Праведник».
Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878) – поэт и писатель. Классик русской литературы. Глава журнала «Современник», редактор журнала «Отечественные записки». Самые известные произведения: «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Мороз, Красный нос».
Огарев Николай Платонович (1813-1877) – поэт. Автор поэм, стихотворений, критических статей.
Одоевский Александр Иванович (1802-1839) – поэт и писатель. Входил в число декабристов. Автор поэмы «Василько», стихотворений «Зосима» и «Старица-пророчица».
Одоевский Владимирович Федорович (1804-1869) – писатель, мыслитель, один из создателей музыкознания. Писал фантастические и утопические произведения. Автор романа «4338-й год», многочисленных рассказов.
Островский Александр Николаевич (1823-1886) – драматург. Классик русской литературы. Автор пьес: «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова» и многих других.
Панаев Иван Иванович (1812-1862) – писатель, литературный критик, журналист. Автор произведений: «Маменькин сынок», «Встреча на станции», «Львы провинции» и других.
Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868) – литературный критик-шестидесятник, переводчик. Многие статьи Писарева разобрали на афоризмы.
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) – поэт, писатель, драматург. Классик русской литературы. Автор: поэм «Полтава» и «Евгений Онегин», повести «Капитанская дочка», сборника повестей «Повести Белкина» и многочисленных стихотворений. Основал литературный журнал «Современник».
Раевский Владимир Федосеевич (1795-1872) – поэт. Участник Отечественной войны 1812 года. Входил в число декабристов.
Рылеев Кондратий Федорович (1795-1826) – поэт. Входил в число декабристов. Автор исторического поэтического цикла «Думы». Издавал литературный альманах «Полярная звезда».
Салтыков-Щедрин Михаил Ефграфович (1826-1889) – писатель, журналист. Классик русской литературы. Самые известные произведения: «Господа Головлевы», «Премудрый пескарь», «Пошехонская старина». Был редактором журнала «Отечественные записки».
Самарин Юрий Федорович (1819-1876) – публицист и философ. Автор: «Иезуиты и их отношение к России», «Православие и народность» и других произведений.
Сухово-Кобылин Александр Васильевич (1817-1903) – драматург, философ, переводчик. Автор пьес: «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».
Толстой Алексей Константинович (1817-1875) – писатель, поэт, драматург. Автор поэм: «Грешница», «Алхимик», пьес «Фантазия», «Царь Федор Иоаннович», повестей «Упырь» и «Волчий приемыш». Вместе с братьями Жемчужниковыми создал образ Козьмы Пруткова.
Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – писатель, мыслитель, просветитель. Классик русской литературы. Служил в артиллерии. Участвовал в обороне Севастополя. Самые известные произведения: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». В 1901 году был отлучен от церкви.
Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) – писатель, поэт, драматург. Классик русской литературы. Самые известные произведения: «Муму», «Ася», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».
Тютчев Федор Иванович (1803-1873) – поэт. Классик русской литературы.
Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892) – поэт-лирик, мемуарист, переводчик. Классик русской литературы. Автор многочисленных романтических стихотворений. Переводил Ювенала, Гете, Катулла.
Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) – поэт, философ, богослов, художник.
Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) – писатель, философ, литературный критик. Автор романов «Что делать?» и «Пролог», а также повестей «Алферьев», «Мелкие рассказы».
Чехов Антон Павлович (1860-1904) – писатель, драматург. Классик русской литературы. Автор пьес «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня» и многочисленных рассказов. Проводил перепись населения на острове Сахалин.