О чем пишется в коране
О Коране
Коран — заключительное Священное Писание, данное Богом людям через последнего Божьего посланника, пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).
В строгой транслитерации название Священной Книги — «аль-Кур’ан», то есть «читаемое Откровение». Как известно, Божье Откровение ниспосылалось постепенно. Когда же оно было собрано воедино, то получило название Коран.
Наиболее значительные последние этапы религиозного развития человечества — это период Моисея, которому Богом была дана Тора, период Иисуса, которому было дано Евангелие, и период Мухаммада, которому был низведен Коран.
Тора (с иврита переводится как «учение, закон») — это первые пять книг современной Библии[1]: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Тора в первозданном ее виде, с точки зрения Ислама, — Священное Писание, данное Богом пророку Моисею, но первозданный вид ее не сохранился.
Евангелия (др.-греч. «благая весть»), согласно Христианству, — это раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Иисуса Христа. Разделяют канонические Евангелия — Марка, Матфея, Луки, Иоанна (включенные церковью в состав Нового Завета Библии) и апокрифические. Церковь приписывает авторство Евангелий апостолам и их ученикам, а вот в Исламе по этому поводу иная точка зрения, о чем подробнее будет сказано ниже.
Изначальный текст и смысл Священных Писаний (Торы, Евангелия) претерпели много изменений, искажений. Кроме того, что-то из многочисленных Евангелий отдельные исторические личности из числа священников и отцов церкви канонизировали, а что-то нет.
Евангелие в первозданном виде, с точки зрения Ислама, — это то, что внушил Господь пророку Иисусу.
В Коране есть следующие строки:
«Он низвел тебе [Мухаммад] Книгу [Священный Коран] с истиной в подтверждение того, что было ранее [ниспослано Творцом из Священных Писаний], низвел Он [до этого] Тору и Евангелие. [Низвел Он это] ранее как верный (правильный) путь для людей [прошлых исторических эпох]. [А сейчас поэтапно] низвел то, что разделяет верное и ложное (отделяет правильное от ошибочного) [то есть Коран]. Поистине, тех, кто не верует в знамения Аллаха (Бога, Господа), ожидает суровое наказание. Он [Творец] Всемогущ и воздает по заслугам» (см. Св. Коран, 3:3, 4);
«Они [набожные, богобоязненные люди] — те, кто уверовал в ниспосланное тебе [о Мухаммад] и то, что было ниспослано [Богом] ранее [Тора, Псалтырь, Евангелие, отдельные священные свитки]. Относительно вечного у этих людей нет ни малейшего сомнения. Они на прямом пути от их Господа, и они — достигшие успеха [в мирском и в вечном]» (см. Св. Коран, 2:4).
Относительно же последнего священного писания, Корана, Богом обещано, что до Конца Света он останется в первозданном виде:
«Воистину, Мы низвели [через Нашего заключительного посланника] Откровение [Коран], и Мы, несомненно, будем охранять его [от каких-либо внешних вмешательств, искажений до Конца Света]» (Св. Коран, 15:9).
Коран состоит из 114 глав (сур). Ниспослание последнего Божественного Писания людям началось в Ночь могущества месяца Рамадан и продолжалось в течение последующих 23 лет.
По мере ниспослания Откровения Пророк[2] и его сподвижники заучивали текст наизусть. Кроме того, текст со слов Пророка записывали специально назначенные им писцы (писари), и это продолжалось до самой его смерти. Во времена, когда далеко не каждый умел писать, но каждый мог выучить и прочитать наизусть, последнее предоставляло значительное преимущество, поскольку это давало возможность осуществлять «двойную сверку» текста Корана, когда тот собирался в единое целое.
Как было отмечено, текст Корана передавался пророку Мухаммаду (да благословит его Творец и приветствует) через архангела Джабраила (Гавриила) и продолжалось это в течение 23 лет его пророческой миссии. Началось все с первых аятов 96-й суры, затем, после трехлетнего перерыва, возобновилось и не прекращалось все последующие двадцать лет, вплоть до самой смерти Пророка в 632 году, то есть всего — тринадцать лет до и десять лет после переселения из Мекки в Медину.
У Пророка было несколько десятков писцов Божьего Откровения, по разным источникам — от 25 до 60. Во времена Пророка Коран не был окончательно собран воедино из-за возможного ниспослания новых Откровений. Он записывался и заучивался наизусть.
Вскоре после смерти Пророка в 632 году его ближайший сподвижник — Абу Бакр, ставший первым халифом Исламского государства, обратился к Зайду ибн Сабиту со словами: «Ты молод и умен, и мы не знаем за тобой ничего дурного. Ты записывал Откровение при Пророке. Тебе надлежит собрать Коран воедино». Такой шаг был предпринят Абу Бакром по предложению ‘Умара (будущего второго халифа). Зайд ибн Сабит осуществил почетную миссию. Для этого он привлек все сведения, которые только мог собрать в Медине: свидетельства от хафизов[3], экземпляры текстов Корана, записанные на различных материалах и сделанные под руководством Пророка, а также те, что уже находились в пользовании отдельных лиц. Все выполнялось тщательно во избежание возможных ошибок при оформлении Корана в письменном виде. В итоге на свет появился необычайно точный экземпляр Священного Писания.
После смерти Абу Бакра мусхаф — собранный в единую Книгу текст Корана — закономерно перешел к ‘Умару, ставшему в 634 году вторым халифом. Его дочь Хафса (вдова пророка Мухаммада) была грамотной женщиной, и поэтому ‘Умар передал ей книгу Корана на хранение. Во время правления третьего праведного халифа, ‘Усмана ибн ‘Аффана (644–655 гг.), возникла необходимость размножить текст Корана для распространения его на быстро расширяющейся территории Исламского государства. Халиф поручил сделать шесть точных копий текста Корана тому же писцу — Зайду ибн Сабиту. Объяснение мотивации действий третьего халифа мы видим в переданном имамом аль-Бухари хадисе Анаса ибн Малика: «Хузейфа ибн Яман, принимавший участие в освобождении Армении и Азербайджана, был обеспокоен различиями в чтении Писания между воинами из Шама и Ирака, после чего он прибыл к ‘Усману и сказал: «Поспеши на помощь этой умме, прежде чем они впадут в разногласия подобно иудеям и христианам». Тогда халиф направил гонцов к Хафсе с тем, чтобы она предоставила возможность размножить хранимый у нее экземпляр, а после Зайду ибн Сабиту, Абдулле ибн аз-Зубейру и Са‘иду ибн аль-‘Асу было поручено осуществить эту миссию. По завершении ответственного поручения Коран был возвращен Хафсе, а размноженные копии разосланы в разные уголки мира».
114 сур Корана размещены в порядке убывания их объема — чем короче сура, тем больший у нее порядковый номер, хотя есть и исключения. Хронологическая последовательность Откровения не соблюдена, то есть порядковый номер суры не зависит от времени ее ниспослания. Однако для большинства сур эта последовательность известна. Наиболее авторитетным является мнение, что последовательность сур имеет Божественное происхождение и установлена самим Пророком.
У каждой суры есть свое название. Чаще всего название суры происходит от одной из затронутых в ней тем или какого-нибудь упомянутого в ней слова.
Суры состоят из коротких отрывков, называемых аятами (это слово переводится как «знамение», «чудо»). Каждое предложение в Священном Коране также называется аятом, так как в арабском оригинале является словом Творца и знаменует собой чудо. Деление на аяты не было произведено спонтанным образом. Оно непосредственно связано с изначальной формой Корана и четко отмечается рифмой или ассонансом. Между мусульманскими учеными нет разногласий в том, что расстановка аятов внутри сур указана непосредственно Пророком. Длина аятов, равно как и длина сур, заметно различается[4].
Пророк Мухаммад — заключительный Божий посланник, после него ни пророков, ни посланников и Священных Писаний от Бога не будет[5].
В Коране об этом сказано:
«Не является Мухаммад отцом кого-либо из ваших мужчин [его род не будет иметь продолжения по прямой мужской линии; у него родилось четыре сына, но все они умерли в младенчестве. Зейд ибн Хариса — его приемный сын, а не родной][6]. Однако же он [пророк Мухаммад, и в этом смысл его жизни] — посланник Божий и последний из числа пророков. [После него и до Конца Света пророков или посланников Божьих не будет. Если кто и объявит себя таковым, то он — лжец, и нет в этом сомнений.][7] Аллах (Бог, Господь) обо всем до мелочей знает» (Св. Коран, 33:40);
«И отправили Мы [говорит Господь миров] тебя [Мухаммад, в качестве заключительного Божьего пророка и посланника] не иначе, как милостью для миров [ведь то, с чем ты пришел, является причиной счастья представителей мира людей и параллельного им мира джиннов, причем как мирского их благополучия, так и потустороннего; помогает устроить жизнь «здесь и сейчас», а также «там и навсегда»]» (Св. Коран, 21:107);
«Верующие, ответьте на Божий призыв и призыв Его посланника, ведь Пророк зовет вас к тому, что вселит (вдохнет) в вас жизнь [оживит вас духовно, дав новые чувства, возможности, мысли, настроения, устремления, ценности, приоритеты и перспективы. Практикуя коранические назидания и наставления Пророка, особенно в вопросах самодисциплины, отношения к родным, соседям и людям вообще, вы можете серьезным образом преобразить свою земную жизнь и рассчитывать на счастье в вечной]. [Помните, что] все вы будете собраны пред Ним [пред Господом миров в Судный День и увидите итог своих усилий и стараний либо безразличия и беспечности]» (Св. Коран, 8:24);
«Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» указывая на Свое величие] низвели Коран на арабском [языке] и детально разъяснили в нем [возможные] опасности [заблаговременно предупредили о них] ради того, чтобы люди пробудили в себе чувство набожности. Или, возможно, он (Коран) явится неким напоминанием для них [заставит призадуматься]» (см. Св. Коран, 20:113);
«[Это — ] Книга, данная тебе Свыше. И пусть же не будет твое сердце стесненным из-за нее [как и из-за тех сложностей, которые предстоит преодолеть, проповедуя ценности, изложенные в ней]. [Она дана тебе для того] чтобы ты посредством нее предостерегал [людей], а также — в качестве напоминания [мудрого, полезного наставления] для верующих. Следуйте за тем, что ниспослано вам от Господа, и не следуйте за какими-либо покровителями помимо Него. Редко же вы вспоминаете [об этом, как и о многом другом]» (Св. Коран, 7:2, 3).
Чтение Корана в оригинале и изучение его смыслов полезно, величественно пред Всевышним и вознаграждаемо Им:
«Если ты [человек] читаешь Коран [в арабском оригинале, пусть даже не понимая текста], Мы [говорит Господь миров] устанавливаем между тобою и теми, кто не уверовал в вечное, двойную защиту» (Св. Коран, 17:45).
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал:
«Читайте Коран [в оригинале, а также изучайте его смыслы]. Поистине, в Судный День он явится защитником [одним из защитников] для тех, кто был ему близок [периодически читал его в оригинале, изучал смыслы на каком-либо из языков мира и практиковал их]»[8].
Первыми сурами Корана, которые материализуются Всевышним в Судный День и встанут на защиту изучавших их смыслы и практиковавших, будут суры «аль-Бакара» (Корова) и «Алю ‘Имран» (Род ‘Имрана)[9].
Хадисы о Коране
Пророк Мухаммад также сказал:
— «Поистине, в ком нет [в чьей памяти нет] ничего из [оригинала] Корана [на арабском языке], тот подобен разрушенному (разоренному, опустошенному) дому»[10].
— «Умеющий искусно читать Коран [на языке оригинала] — на уровне ангелов. Тот же, кто читает Коран запинаясь, с трудом [но прилагая усилия, учась и стараясь], получает двойное вознаграждение»[11].
— «Кто прочитает букву (харф) из Книги Всевышнего [то есть из Корана], то ему за это — единица вознаграждения (хасана), а воздаяние за нее десятикратно. Я не говорю, что «алифляммим» (слово) — это буква (харф). Однако же «алиф» (буква арабского языка) — это харф, «лям» (буква арабского языка) — это харф, «мим» (также буква арабского языка) — это харф»[12].
Посредством мощных коранических смыслов Творец кого-то поднимает, а кого-то опускает. По их выбору! Наше время, как и, полагаю, прошедшие века и тысячелетия, имеет яркие живые примеры данного пророческого высказывания. Священные Писания поднимали своими глубокими и великими смыслами на высочайшие уровни созидания и изобилия одних верующих и опускали на низшие уровни жестокости и разрушения, убийства и насилия «во имя Бога» других. На то и Судный День — чтобы расставить все по своим местам.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Их появление относится к XI–II вв. до н. э. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.–Минск, 2007. С. 805.
[2] «[Мухаммад, в периоды ниспослания тебе строк Писания] не старайся быстро двигать языком (устами), спешно [повторяя, боясь забыть] его [текст]. Поистине, Мы [говорит Господь миров] непременно соберем его [Корана, части воедино в твоем сердце, в твоей памяти] и прочитаем тебе [так, что ты не забудешь, сможешь читать его по памяти, когда пожелаешь]. Если Мы [продолжает Творец, тебе] его читаем [например, через ангела Джабраила], тогда следуй этому чтению [не беспокоясь о том, будто что-то можешь забыть]. И после, поистине, Мы непременно раскроем его [постепенно будем раскрывать человечеству всю красоту и глубину коранического текста]» (Св. Коран, 75:16–19).
[3]Хафизы — те, кто знает Священное Писание наизусть в оригинале, является хранителем Божественного Откровения.
[4] Подробнее читайте в книге Ильдара Аляутдинова «Таджвид. Правила чтения Священного Корана».
[5] Единственное — второе пришествие Иисуса, который подтвердит истинность всех пророков и посланников прошлого, включая пророка Мухаммада.
[6] Подробнее о детях Пророка см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 356.
[7] Данное повествование не вступает в противоречие с достоверно известным из Сунны вторым пришествием Иисуса, так как оно будет не началом новой Божественной миссии, а завершением ранее начатого им и в продолжение оставленного Мухаммадом (да приветствует их обоих Всевышний), без внесения чего-либо нового.
[8]См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 314, хадис № 252–(804); Нузха аль-муттакын. Шархрияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 5, хадис № 1/991.
[9] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 314, хадис № 252–(804); Нузха аль-муттакын. Шархрияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 5, хадис № 2/992.
[10] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 128, хадис № 2093, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунанат-тирмизи[Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 813, хадис № 2918, «хасан сахих»; ат-Тирмизи М. Сунанат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 465, хадис № 2913; Нузха аль-муттакын. Шархрияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 8, хадис № 10/1000.
[11]Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 312, хадис № 244–(798); Нузха аль-муттакын. Шархрияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 6, хадис № 4/994.
[12]Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи, ад-Дарами и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунанат-тирмизи[Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 812, хадис № 2915, «хасансахих»; Нузха аль-муттакын. Шархрияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 8, хадис № 9/999.
[13] Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 318, хадис № 269–(817); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 117, хадис № 1909, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шархрияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 7, хадис № 6/996.
Коран за 5 минут: о чем говорится в Священной книге мусульман?
18 универсальных уроков, которые даёт нам Коран/ (Источник фото: freepik.com)
Обязанность каждого мусульманина – обращаться к Благородному Корану, искать в аятах ответы на свои вопросы, извлекать из них стимул на дальнейшее самосовершенствование. Ведь только Священный Коран, ниспосланный всему человечеству через пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) может помочь нам стать лучше. И в доказательство этого мы собрали 18 универсальных уроков, которые даёт нам Коран.
1. Напомните себе, кто вы, и почему находитесь здесь (1 и 2 джуз).
В этом неспокойном мире, полном разных соблазнов и тревог, крайне важно вернуться к своим основам. Сура «аль-Фатиха» даёт нам эту возможность. В её аятах мы находим три главных аспекта, вокруг которых и строится весь Коран: убеждения (верить в Аллаха), поклонение (как это делать) и праведный образ жизни.
В суре «аль-Бакара» речь идёт о причине появления человека и его нахождения на земле. Здесь рассказывается о разных людях (верующих, неверующих и лицемерах), об опыте первого человека на земле – Адама (мир ему), о народе Израиля, об Ибрагиме (мир ему).
Читайте суру «аль-Фатиха» каждый день, напоминайте себе о вере, поклоняйтесь Милосердному Творцу, Который создал всё и не забывайте просить Его о благословении и помощи. Просите Аллаха помочь вам исполнить обязанности в поклонении, перед домочадцами, в работе и перед окружающими.
Сура «аль-Бакара», пожалуй, единственна сура в Коране, где детально рассказывается о столпах ислама. Внимательно изучите их и придерживайтесь на протяжении всей своей земной жизни.
2. Сопротивляйтесь внешним и внутренним раздражителям (3 джуз).
Сура «аль-Имран» разделена на две части, в которых нам предписывается проявлять твёрдость на истинном пути, противостоять тому, что будет нас сбивать. Пример битвы при Ухуде показывает, как можно предотвратить ошибки, причинами которых являются наши собственные желания.
Ежедневно просите Аллаха защитить вас от всех раздражителей, сохранить и укрепить вашу веру и уберечь от возможного дурного влияния – внутреннего и внешнего.
3. Будьте справедливыми (4-6 джузы).
Сура «аль-Бакара» рассказывает об ответственности человека не только перед собой, но и перед окружающим миром, в том числе перед всем, что было создано Творцом. А в суре «аль-Имран» Всевышний призывает нам проявлять красивое терпение по отношению к происходящему вокруг. Сура «ан-Ниса» предписывает каждому мусульманину быть справедливым и проявлять доброту к слабым, а в суре «аль-Маида» говорится о важности ответственности.
Справедливость с самого себя. Просите Всевышнего Создателя сделать вас справедливым и добрым по отношению к своим близким. Осознайте важность того, чтобы каждый получал по заслугам. Просите Аллаха помочь вам обращаться с людьми с теплом и добротой, просите искоренить ваши недостатки в общении с другими.
4. Радуйтесь добру и сторонитесь зла (7 и 8 джузы).
Суры «аль-Маида» и «аль-Анам» учат нас развивать в себе положительные качества, которые укрепляют нас и дарят свободу от зависимостей и желаний, делают сердце чистым и полным любви ко Всевышнему. В суре «аль-Араф» нам даётся прямое руководство о том, как выйти из зоны комфорта и противостоять злу. Здесь идёт подробное описание конфликта между добром и злом, Адамом (мир ему) и Сатаной, между пророками и теми, кого они пытаются учить, между Раем и адским пламенем. О том, как победить зло, нам рассказывается в суре «аль-Анфааль». Для этого нужны две составных – вера в Аллаха и сабр.
Будьте более благодарны за то, что имеете. Осознайте, как много вещей для вас разрешены, это поможет держаться от того малого, что Аллах запретил нам.
Борьба со злом – это тоже акт поклонения.
5. Не забывайте о покаянии (10 и 11 джузы).
Ранее мы разобрались с вами, кто мы есть и какие на нас возложены обязанности. Но для каждого из нас характерны ошибки, которые мы совершаем. И сейчас мы поговорим о том, какое важное место в исламе занимает раскаяние.
К примеру, в суре «ат-Тауба» рассказывается о лицемерии, а также о тех, кто в трудные времена не гнушаются прибегать к насилию, клевете, вместо того, чтобы обратиться к Аллаху за помощью.
Раскаивайтесь в совершённых ошибках, введите в привычку благодарить Всевышнего за возможность покаяния. Проводите несколько минут каждый день, прося прощения у Аллаха от всего сердца. Просите у Всевышнего защиты от лицемерия.
6. Говорите только правду (12 и 13 джузы).
Сура «Юсуф» напоминает нам о том, что замысел Милосердного Творца находится за гранью нашего человеческого понимания, но он есть истина.
Придерживайтесь истины, какой бы ни была временная цена, думая о награде Аллаха.
7. Берегите природу и находите в ней успокоение (14 и 18 джузы).
После осознания глубины и силы истины, которая заключена во Всевышнем, пришла пора обратить внимание на такие суры, как «аль-Хиджр», «ан-Нахль», «аль-Муминун», «ан-Нур» и «аль-Фуркан». Именно они учат нас ценить и любить природу, ведь это ещё одна возможность приблизиться к Творцу. Ведь что может быть самым худшим для мусульманина? Потеря связи с Аллахом.
Ежедневно просто обращайтесь свой взор вокруг, пусть природа напоминает вам об Аллахе и вашей любви к Нему.
8. Аллах ведёт вас Своим путём (15 и 16 джузы).
Легко жаловаться и оправдывать свой уход с истинного пути различными сложностями. Однако рассказ о бану Исраэль, о ночном путешествии пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) показывают нам путь от тьмы к свету.
16 джуз Корана раскрывает нам безграничное мужество пророков и их страдания на пути истины. Сатана использует наш естественный страх страдать, чтобы принести нам ещё больше страданий. Он нашёптывает, что можно избежать боли, всего лишь согласившись ненадолго свернуть с верного пути. Но всё это временно и обманчиво.
Просите Аллаха о знании, которое поможет вам оставаться на прямом пути и защитит вас от тьмы неверия. Знание – это свет! Сделайте своей привычкой ежедневное произнесение фразы «Удху биллахи мина-ш шайтанир раджим», когда чувствуете, что шайтан пытается сбить вас с пути.
9. Работай на будущую жизнь (17 джуз).
Сура «аль-Анбия» призывает нас принять откровения пророков и их прочную, как сталь, связь с жизнью вечной. В суре «аль-Хадж» говорится о том, что Хадж – это репетиция судного дня. А готовы ли мы к Судному дню? Готовы ответить за прожитую жизнь перед Творцом?
Ежедневно размышляйте о своём мирском существовании, помните, что эта жизнь быстротечна. Старайтесь своими поступками в мире этом заслужить Рая.
10. Развивайте в себе критическое мышление (19 джуз).
Суры «аль-Фуркан», «аш-Шуара» и «ан-Намль» призывает нас смотреть на мир сквозь критическую призму Корана. Помните о том, что средства массовой информации – это обоюдоострый меч, который используется либо для введения людей в заблуждение, либо для направления в правильном русле.
Просите Аллаха научить вас отличить правду от ложной информации.
11. Помните, что Аллах никогда не оставляет Своё творение (20 джуз).
Иногда бывает трудно проявлять терпение, когда на тебя сыпется испытание за испытанием. Кажется, что трудности не заканчиваются (вспомните жизнь Мусы (мир ему)). В сурах «ан-Намль» и «аль-Анкабут» мы видим, как сотворённые вещи могут быть прекрасно спроектированы, но те, кто ищет прибежища в вещах, а не в Создателе, только безнадёжно запутываются.
Когда вы почувствуете искушение обратиться за помощью к меньшим силам, прочтите истории пророков, которые долгое время терпели тяжёлые испытания. Оглянитесь назад на свои собственные трудные времена, разве Аллах не принёс облегчение после трудностей? Верьте, что Аллах поможет вам, независимо от того, сколько времени это займёт.
12. Не забывайте о продуктивности (21 джуз).
Из суры «ар-Рум» мы узнаём, как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) предсказал, что римляне, будучи сломленными и слабыми, в конечном итоге одержат победу над персами.
Что же позволяет верующим одержать победу? Ответ находится в суре «Лукман»: вы можете победить любого врага, когда вы подчиняетесь и ищите защиты у Аллаха.
Попросите у Аллаха для себя послушания и продуктивности.
13. Будьте искренни (22 и 23 джузы).
В сурах «аль-Ахзаб» и «Йа Син» нам предлагается рассмотреть подчинение Аллаху в конкретных случаях, к примеру, во времена безнадёжности, сомнений и смятения. Единственный выход из нашей борьбы – это подчинение воле Аллаха, подчинение, которое делает нас свободными.
Из сур «Йа Син», «ас-Саффат», «Сад» и «аз-Зумар» мы видим, что Вселенная состоит из противоположностей, чётко регулируемых Аллахом. Он повелевает нам поклоняться Ему Одному (некоторые делают это напоказ, чтобы другие ими восхищались). Вдобавок ко всему нам дан удивительный набор правил, по которым мы должны жить, но некоторые пренебрегают этими правилами или добавляют свои собственные.
Ежедневно благодарите Аллаха за что, что Он создал и что сделал нас мусульманами. О Аллах, очисти наше сердце от хвастовства и ложной искренности.
14. Делайте дагват своим собственным достойным поведением (24 джуз).
Суры «аз-Зумар», «Гафир» и «Фуссылят» предупреждают нас о смерти и грядущем отчёте за прожитую жизнь. Спросите себя: «А достаточно ли я сделал для распространения ислама? Чтобы неверующий стал верующим»?
Просите Аллаха помочь очистить ваши намерения и направить вас к наиболее эффективным средствам распространения послания Корана.
15. Опирайтесь на Коран в повседневной жизни (25 джуз).
Суры «Фуссылят», «аш-Шура», «аз-Зухруф», «ад-Духан» и «аль-Джасийя» показывают, как послание Аллаха было передано от народа Исраэля до последователей пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).
Узнайте, как применять аяты Корана в своей повседневной жизни. Ежедневно выбирайте случайный аят, читайте перевод и смотрите, как вы можете его применить на практике.
16. Стремитесь к совершенству (26 и 27 джузы).
Коран показывает нам животворящую силу поклонения Всевышнему. Людям нравится думать, что мы находимся в центре Вселенной, вместо того чтобы признать, что Аллах является центром нашего мира.
Коран говорит нам о том, на протяжении жизненного пути мы сталкиваемся с выбором, а Сатана пытается сбить с истины.
Попросите Аллаха помочь отодвинуть ваши желания на задний план, чтобы вы могли почувствовать радость от того, что можете реализовать весь свой потенциал, поклоняясь Ему в меру своих возможностей.
Ежедневно просите Аллаха помочь вам принять взвешенные решения.
17. Будьте достойным членом уммы (28 и 29 джузы).
Многие из нас не «чувствуют» себя частью уммы и не осознают важности хорошей общины. Коран демонстрирует нам важность хорошей уммы и даёт рекомендации о том, как создать такое общество. Особое место здесь занимает дагват. В послании Всевышнего подробно рассказывается о том, как можно увеличить общину через цитирование Благородного Корана и хадисов, а также демонстрируя превосходные манеры.
Просите Аллаха помочь вам принести пользу своей умме. Избегайте дружбы с лицемерами и другими врагами Аллаха, будьте справедливым и заслуживающим доверия в браке.
18. Молитесь (30 джуз).
Этот прекрасный, всеобъемлющий джуз завершает Коран и призывает нас верить в величие Аллаха и Его способности, напоминая, что нас ожидает встреча с Творцом в Судный День, предстать перед Ним и держать отчёт за прожитую жизнь.
Сура «аль-Наср» так описывается имамом Аш-Шафи’и: «Если бы ничего из Корана не было открыто, кроме этой суры, этого было бы достаточно для всего человечества».
Молите Аллаха помочь вам выполнить ваши обязанности на земле и дать вам высшую степень Рая. Попросите Всевышнего Творца помочь вам наилучшим образом использовать своё мирское время.