О чем пишет толстой
Толстой – “лев” мировой литературы
Лев Николаевич Толстой – это имя знает не только любой русский человек, получивший образование, но и любой читающий иностранец. Жизнь великого русского классика была долгой и насыщенной событиями. Его романы – не просто произведения искусства, это целые трактаты философских размышлений. Толстой пишет не для красного словца, он, как и Достоевский, рассуждает в своих произведениях о человеке, его месте в мире, о взаимоотношениях людей друг с другом.
Юный граф вел далеко не такую жизнь, к какой пришел умудренный жизнью старец. Толстой вступил на свой путь не сразу, он искал себя, поддавался слабостям, вел жизнь расточительную, но в последствии пришел на дорогу нравственности. Он стал основоположником учения сопротивления злу без применения силы – толстовства. Сам, будучи образованным человеком, старался дать знания и другим людям.
Антон Павлович Чехов говорил о творчестве Толстого:
«Когда в литературе есть Толстой, то легко и приятно быть литератором, так как Толстой делает за всех. Его деятельность служит оправданием тех упований и чаяний, какие на литературу возлагаются, пока он жив, дурные вкусы в литературе, всякое пошлячество, озлобленные самолюбия будут далеко в тени. Только один его нравственный авторитет способен держать на известной высоте так называемые литературные течения и настроения».
Начало великого пути
В Тульской губернии в сентябре девятого числа 1828 года появился на свет мальчик – четвертый ребенок в семье, названный Львом. Ему повезло родиться в дворянской семье в родовой усадьбе матери Ясная Поляна. Родителям маленького Льва тоже повезло – они были счастливы в браке, что бывало не так часто по тем временам. Их имена: княжна Мария Николаевна Волконская и граф Николай Ильич Толстой.
На этом месте хочется сделать одну ремарку: именно взаимоотношения своих родителей, их союз Лев Николаевич Толстой взял за прототип счастливой четы – Николая Ростова и княжны Марьи из романа «Война и Мир». Мне кажется, всё это не случайно, ведь родители Толстого рано умерли и, видимо, он хотел увековечить память о них.
Род отца происходит от Толстых, которые служили ещё при дворе Ивана Грозного, а потом и Петра Великого. Семья матери Льва Николаевича имела корни самих Рюриковичей. Интересный факт: у Льва Николаевича Толстого и Александра Сергеевича Пушкина был в роду один общий предок – Иван Головин, который служил адмиралом при царском флоте.
Отец Льва Толстого – Николай Ильич / rg.ru
Когда Льву было около двух лет, его мать умерла, а отец пережил её всего на семь лет. После смерти родителей Лев воспитывался дальней родственницей Татьяной Александровной Ергольской. Затем опекунство всех пятерых детей семьи Толстых перешло к их тёте – графине Александре Остен-Сакен.
Стоит отметить, что Толстой в своих произведениях не раз возьмет за прототип для своих персонажей кого-либо из членов семьи. Наиболее часто родственники Льва Николаевича встречаются в повестях: «Детство», «Отрочество» и «Юность».
Эту трилогию можно назвать автобиографической, так как в этих повестях Толстой рассказывает почти, что свою историю жизни, немного изменив подробности и имена героев повествования. Членов семьи и родственников Лев Николаевич часто берет за прототипы героев и других своих произведений.
Например, Ергольскую, он берет за прототип Сони из «Войны и Мира». Все эти произведения будут написаны гораздо позже, а сейчас знаменитый русский классик всего лишь маленький Лёвушка, оставшийся без родителей со своими братьями и сестрами.
Родовое имение Толстого – музей-усадьба / culture.ru
Начальное образование наш герой получает дома. Его обучают гувернеры Ресельман – немец по происхождению и француз Сен-Тома. Их, в дальнейшей своей творческой деятельности, Толстой также возьмет за прототипы героев своих произведений. Эти два человека заняли в душе писателя памятные места, он всегда вспоминал их с большой теплотой.
Братья Льва Николай и Сергей уезжают жить к тёте Александре Остен-Сакен в Москву, где Николай поступает в университет. Дмитрий, Лев и их сестра Мария остаются в Ясной поляне. В 1840 году, когда Толстому было тринадцать лет, семье пришлось переехать к другой тете – сестре отца Пелагее Юшковой. Как вспоминает сам писатель, жизнь в Казани была самым счастливым временем в его жизни.
Дом Пелагеи Юшковой считался одним из самых гостеприимных в Казани. Его всегда навещали гости, а хозяйка принимала всех весело, хлебосольно и радушно. В доме Юшковых ценилось благосостояние, красивые вещи, интересные люди, внешний блеск. Именно Юшкова повлияла на Толстого в его отношении к светским развлечениям и желании занять не последнее место в обществе.
В 1843 году юный Лев решает получить высшее образование, поступив в Императорский Казанский университет на факультет философии. Заинтересовался Толстой восточной словесностью, но проучился всего год, а затем перевелся на юридический факультет. Но и на нем долго юноша не продержался, ушел уже через два года. Учеба, как она преподносилась в университете, Толстому не нравилась, преподавателей он воспринимал как некомпетентных людей.
Не зря, видимо, классик говорил:
«Лучше знать немного истинно хорошего и нужного, чем очень много посредственного и ненужного»
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»
Университета юноша так и не окончил, зато пристрастился к светской жизни и развлечениям, которые в больших городах изобиловали. От природы Толстой был достаточно застенчив, красавцем он не был, но снискал в обществе славу умного, умеющего рассуждать молодого человека.
Уже с ранних лет Лев задумывался о таких вещах, о которых юноши его лет, в большинстве своём, не думают вовсе. Толстому было свойственно рассуждать о нравственных идеалах, о жизни и смерти, о том, какое место занимает человек в этой жизни. В нём наблюдалась острая тяга к самосовершенствованию. Сам он говорил:
«Ученый – тот, кто много знает из книг; образованный – тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни».
Жизнь в Ясной Поляне
В 1847 году Толстой решает вернуться в родные края и там наладить свою жизнь. Он едет в родовое имение Ясную Поляну, где намеревается заниматься самообразованием по своему плану. В область знаний, которые хочет получить юноша входят сельское хозяйство, медицина, история, точные науки, языки, естественные науки, юриспруденция.
Также Лев намеревается изучать музыку и начать писать собственные произведения, как музыкальные, так и литературные. Установив себе много правил и составив плотное расписание, Толстой понял, что следовать всему придуманному не так-то просто. Сам он писал об этом в своем дневнике:
«Я написал вдруг много правил и хотел им всем следовать; но силы мои были слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое тогда только, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее No 1. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному. Не исполнил правила».
Молодому человеку не так просто было привыкнуть к уединенной жизни в имении. Часто он подавался на кутежи, играл в карты, выезжая в Москву и Петербург. Юноша был не доволен собой и своими слабостями, он хотел от себя большего.
В дальнейшем этот период жизни в имении будет отображен Толстым в его повести «Утро помещика». Самообразовываясь, Лев Николаевич читал много книг, в том числе и философских, одной из которых стала книга Жан-Жака Руссо. Он призывал к полному социальному равенству и возвращению к природным истокам.
Граф Лев Николаевич с удовольствием общался с детьми яснополянских крестьян / © Томас Тапсель
Этой идеей очень увлекся молодой граф. Он хотел стать ближе к крестьянам и, чтобы все другие люди были равны, независимо от их социального статуса. В 1849 году Толстой открыл первую школу для образования детей из крестьянского класса. Про эту школу рассказывал отучившийся там крестьянин:
«Нас, мальчиков, было человек 20, учителем был Фока Демидович, дворовый человек. При отце Л.Н. Толстого он исполнял должность музыканта. Старик хороший был. Учил нас азбуке, счету, священной истории. Заходил к нам и Лев Николаевич, тоже с нами занимался, показывал грамоту. Ходил через день, через два, а то и каждый день. Учителю он завсегда приказывал нас не обижать…».
Сам писатель подался в Петербург, чтобы всё же получить ученую степень, но так и не сделал этого, так как учение в университетах его угнетало. Вернулся опять в Ясную Поляну, часто бывал в Москве, продолжал гулять и играть в карты. Родственники уже было подумали, что ничего путного из Льва не выйдет. Им приходилось отдавать его долги, так как сам Толстой ещё не определился куда бы хотел податься, где служить.
Школа для крестьянских детей, открытая Л.Н.Толстым в Ясной Поляне
Кавказ, военная служба
Праздностью своей жизни умудренный молодой человек был не доволен, он хотел изменить свой жизненный уклад совершенно. Старший брат Льва был военным и в свой отпуск приехал навестить непутевого брата в 1851 году. Николай уговорил младшего брата поехать на Кавказ, где в то время проходил службу.
Лев поселился в Пятигорске, много охотился в местных лесах, хотел присоединиться к брату и поступить на службу, но не получилось из-за отсутствия нужных документов. Так прошли аскетичные кавказские полгода в жизни Толстого.
Лев предпринял ещё одну попытку поступить на службу и ему это удалось. Особо активных военных действий не велось в ту пору на Кавказе и у писателя было много свободного времени, чтобы уделить его творчеству. Именно там из-под пера Толстого вышла знаменитая повесть «Детство».
Артиллерийский офицер Лев Толстой во время Крымской войны
Юноша решает отправить свою повесть в журнал «Современник», там её хорошо приняли, положительно оценил сам Некрасов, который был на тот момент редактором. Рукопись напечатали, этот первый успех вдохновил Льва на продолжение писательства, благодаря чему вскоре появились «Отрочество» и «Юность».
Кавказский период жизни оставил Толстому много впечатлений, благодаря которым он, в последствии, напишет свои, ставшие одними из самых известных, произведения «Хаджи-Мурат» и «Казаки». Критики очень лестно отзываются о произведениях юного писателя и прочат ему большое будущее.
После начала активных военных действий в период Крымской войны, Толстой попадает на службу в Севастополь, где участвует в его обороне. Эта война даст писателю материал для «Севастопольских рассказов», которые прочитает сам император и оценит полевое творчество офицера-писателя.
Лев Николаевич храбро и отважно прошел Крымскую войну, был награжден. Ему уже сулили блестящую карьеру военного, но он написал сатирическое произведение, которое оскорбило ряд высокопоставленных военных и на этом поприще его уже никто не ждал. После этого события он уезжает в Петербург.
Иллюстрация к «Севастопольским рассказам» Льва Толстого / © В.Зворыкин / онлайн-читать.рф
Творческая жизнь, семья, главные произведения
Настало мирное время в жизни Толстого, он наконец то обрел внутренний стержень осознания чему хочет посвятить свою жизнь. Теперь Лев Николаевич был полностью уверен в том, что он может и хочет всецело посвятить свою жизнь литераторской деятельности.
К тому же его «Севастопольские рассказы» были живо и с интересом приняты читающей общественностью. С этого момента имя Льва Николаевича Толстого прочно вошло в историю русской литературы и заняло там одно из почетнейших мест.
«Севастопольские рассказы» стали своего рода пробой пера в описании военных действий. Настоящих военных действий, без прикрас, они стали началом пути, который привел к написанию грандиозного романа «Война и Мир». Толстой говорил про своё призвание к литературе:
«Моя карьера — литература, — писать и писать! С завтра работаю всю жизнь или бросаю все, правила, религию, приличия — все».
1857 год ознаменовался путешествием Толстого по Европе. Он наблюдает за жизнью людей заграницей, знакомится с местными творческими личностями и в конце года возвращается в Ясную Поляну. Там Лев Николаич продолжает начатое им дело образования крестьянских детей и открывает ещё школы в окрестностях имения. Для детей писатель создал не одно произведение, среди них рассказы: «Два брата», «Котенок», «Лев и собачка», «Еж и заяц» и учебное пособие для школы «Азбука».
В 1862 году Лев Николаич женится на Софье Берс, с которой он познакомился ещё в 1950-х годах. У влюбленных большая разница в возрасте, Софье семнадцать, а Толстому уже за тридцать. В нерешительности он проводит несколько лет, а затем всё же жениться на своей избраннице. И не зря, они становятся счастливой семейной парой, у которой родится тринадцать детей. Жена станет для писателя верным другом и помощницей в его литературной деятельности.
Толстой с огромной любовью отзывался о своей молодой жене:
«Пишу из деревни, пишу и слышу наверху голос жены, которая говорит с братом и которую я люблю больше всего на свете. Я дожил до 34 лет и не знал, что можно так любить и быть так счастливым».
В браке друг с другом они проживут целых 48 лет. Жена подарила писателю душевное равновесие, творческий подъем и жизнь, наполненную любовью. Именно в этот период Лев Николаевич пишет свои самые знаменитые произведения: трагичную «Анну Каренину» и великолепную «Войну и Мир».
Лев Николаевич и Софья Андреевна Толстые
Нравственные поиски Толстого
Толстой в зрелые годы всё чаще задумывается над огромным разрывом между дворянским и крестьянским классами. В произведениях «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича», «После бала» и «Отец Сергий» звучат ноты социального неравенства, обличенного писателем.
Льва Николаевича также волнует вопрос смысла человеческой жизни, он обращается к религии, но не находит ответов в православии, а лишь в нем разочаровывается вплоть до конфронтации, из-за которой его отлучают от церкви.
В 1880-х годах Толстой с головой ушел в нравственно-религиозные поиски. Он написал несколько философских трудов со своими рассуждениями на различные жизненные темы: «Исповедь», «Так что же нам делать», «О голоде», «Что такое искусство», «В чем моя вера» и «Царство Божие внутри вас…».
У Толстого появились последователи, разделяющие его нравственные взгляды – это ознаменовало начало нового течения толстовства. Роман «Воскресение» полон критики в адрес правящих классов, в нем Толстой обличает всю несправедливость чиновников и судебной системы страны.
Под конец жизни, Лев Николаевич хотел всё свое имущество раздать бедным, уйти из дома, жить как обычный крестьянин, отречься от всех прав на литературные произведения. Его жене огромных трудов стоило сохранить хоть какое-то имущество и наследие для их детей.
Фрагмент картины И.Н.Крамского «Портрет Льва Толстого», 1873 год
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва, Россия
В 1910 году писатель решает тайно уйти из поместья, чтобы перестать быть дворянином и вести уединенную жизнь аскета. В дороге Толстой сильно заболел и слег, 20 ноября он умер в доме у смотрителя станции железной дороги Астапово, до которой успел добраться в своем путешествии.
Лев Николаевич Толстой прожил жизнь долгую, насыщенную, полную мыслей о справедливости. Он хотел получать знания и делиться с окружающими, желал, чтобы в России воцарилось равенство людей, писал произведения полные реалий жизни и философского значения. Не зря этого великого писателя и мыслителя номинировали на Нобелевскую премию Мира и такую же по литературе, он был широко известен за рубежом тогда и сейчас.
Толстой Лев Николаевич
Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна, Тульская область. Мальчик вырос в большой дворянской семье. В 1830 году, когда мать, урожденная принцесса Волконская, умерла, двоюродный брат отца взял на себя уход за детьми. Их отец, граф Николай Толстой, скончался через семь лет, и их тетю назначили опекуном. После смерти тети Лев Николаевич, его братья и сестры переехали ко второй тете в Казань. Хотя писатель пережил много потерь в раннем возрасте, позже все-таки идеализировал свои детские воспоминания в своем творчестве.
Начальное образование Толстого получено дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. В 1843 году поступил на факультет восточных языков в Императорский Казанский университет. Толстому не удалось преуспеть в учебе и низкие оценки заставили его перейти на более легкий юридический факультет.
Дальнейшие трудности в учебе привели к тому, что Толстой, в конце концов, покинул Императорский Казанский университет в 1847 году без степени. Далее, вернулся в имение родителей, где собирался заняться фермерством. Однако и это его начинание закончилось неудачей, так как слишком часто отсутствовал, уезжая в Тулу и Москву. В чем действительно преуспел великий писатель, так это в ведении своего собственного дневника. Данная привычка длиною во всю его жизнь, вдохновила Льва Толстого на часть его произведений.
Также, мыслитель увлекался музыкой, его любимыми композиторами являлись Шуман, Бах, Шопен, Моцарт и Мендельсон. Лев Николаевич мог по несколько часов в день играть произведения своих любимых композитором.
Однажды, старший брат Толстого, Николай, во время своего армейского отпуска приехал в гости ко Льву, и убедил брата пойти в армию в качестве юнкера на юг, в кавказские горы, где тот проходил службу. После пребывания на посту юнкером, в ноябре 1854 года переведен в Севастополь, где воевал в Крымской войне по август 1855 года.
В годы своего юнкерства в армии у писателя оказалось много свободного времени. В спокойные периоды работал над автобиографической историей под названием «Детство». В ней писал о своих самых любимых детских воспоминаниях. В 1852 году Толстой отправил рассказ в «Современник», самый популярный журнал того времени. Рассказ с радостью принят, и являлся первой публикацией Толстого. С этого времени критики ставили его в один ряд с уже известными писателями, среди которых присутствовали Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Островский.
После завершения повести «Детство», Толстой начал писать о своей ежедневной жизни в армейской заставе на Кавказе. Начатую в армейские годы работу «Казаки», закончил только в 1862 году, после того, как уже оставил армию.
Толстому удавалось продолжать писать даже во время активных сражений в Крымской войне. В это время написал «Отрочество», продолжение «Детства», вторую книгу в автобиографической трилогии. В разгар Крымской войны выразил свое мнение о поразительных противоречиях войны через трилогию произведений «Севастопольские рассказы». Во второй книге «Севастопольских рассказов», Толстой экспериментировал с относительно новой техникой: часть истории представлена в виде повествования от лица солдата.
После окончания Крымской войны Толстой покинул армию и вернулся в Россию. Приехав домой, пользовался популярностью на литературной сцене Санкт-Петербурга.
Упрямый и высокомерный, Толстой отказался от принадлежности к какой-либо конкретной философской школе. Объявив себя анархистом, в 1857 году уехал в Париж. Оказавшись там, проиграл все свои деньги и вынужден вернуться домой, в Россию. Ему также удалось опубликовать «Юность», третью часть автобиографической трилогии.
Вернувшись в Россию в 1862 году, Толстой издал первый из 12 номеров тематического журнала «Ясная Поляна». В этот же год женился на дочери врача Софьи Андреевне Берс.
Проживая, в Ясной Поляне, с женой и детьми, Толстой провел большую часть 1860-х годов, трудясь над своим первым известным романом «Война и мир». Часть романа впервые опубликована в «Русском Вестнике» в 1865 году под названием «1805 год». К 1868 году выпустил еще три главы. Через год роман полностью закончен.
И критики, и общественность спорили об исторической справедливости Наполеоновских войн в романе, в сочетании с развитием историй его продуманных и реалистичных, но все же вымышленных персонажей. Роман также уникален тем, что в него включены три длинных сатирических эссе о законах истории. Среди идей, которые Толстой пытается также донести в этом романе, убеждение, что положение человека в обществе и смысл человеческой жизни в основном являются производными его повседневной деятельности.
Роман частично основан на реальных событиях периода войны России с Турцией. Как и «Война и мир», эта книга описывает некоторые биографические события из жизни самого Толстого, это особенно заметно в романтических отношениях между персонажами Кити и Левина, что, как говорят, напоминает ухаживания Толстого за его собственной женой. «Анна Каренина» публиковалась частями с 1873 по 1877 года, и оказалась высоко признана публикой. Гонорары, полученные за роман, стремительно обогатили писателя. Несмотря на успех романа, после завершения книги Толстой испытывал духовный кризис и находился в депрессии.
За писателем даже наблюдала тайная полиция. Когда Толстой, ведомый своим новым убеждением, хотел раздать все свои деньги и отказаться от всего лишнего, его жена была против этого. Не желая накалять обстановку, Лев Николаевич неохотно согласился на компромисс: передал жене авторские права и, по-видимому, все отчисления на его творчество до 1881 года.
В течение последних лет жизни, Толстой пожинал плоды международного признания. Тем не менее, изо всех сил все еще пытался примирить свои духовные убеждения с напряженностью, которую создал в своей семейной жизни. Его жена не только не соглашалась с его учением, она не одобряла его учеников, которые регулярно посещали Толстого в родовом имении.
Стремясь избежать растущего недовольства жены, в октябре 1910 года Толстой и его младшая дочь Александра подались в паломничество. Александра являлась врачом для своего пожилого отца во время поездки. Стараясь не выставлять напоказ свою частную жизнь, путешествовали инкогнито, надеясь уклониться от ненужных расспросов, но иногда это было безрезультатно.
К сожалению, паломничество оказалось слишком обременительным для стареющего писателя. В ноябре 1910 года, начальник железнодорожной станции Астапово открыл двери своего дома для Толстого, чтобы больной писатель мог отдохнуть.
Вскоре после этого, Лев Николаевич Толстой 20 ноября 1910 года скончался. Похоронен в родовом имении, Ясной Поляне.
ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ
Родился 28 августа 1828 года в Ясной Поляне (ныне Щёкинский район Тульской области).
Отец – граф Николай Ильич Толстой (+ 1837), участник Отечественной войны 1812; мать – Мария Николаевна (+ 1830), урожденная Волконская.
Детство. Учеба
Позже он напишет в «Исповеди»:
В период юношества Толстой увлекается Монтескье и Руссо. О последнем известно его признание: «В 15 лет я носил на шее медальон с его портретом вместо нательного креста«. [2].
В 1905 году, будучи уже 77-летним стариком, Толстой писал: «В моей жизни было два великих и благотворных влияния: Руссо и Евангелие. «
В 1843 году Толстой поступает в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем переводится на юридический факультет, на котором фактически не учится; ведет светский образ жизни. В 1847 году, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства.
Последующие четыре года проводит в исканиях: пытается переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847) [4], живет светской жизнью в Москве (1848), едет в Петербургский университет держать экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определяется на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849).
Именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.
Военная служба. Начало писательской деятельности
В 1852 году в журнале «Современник» под псевдонимами Л.Н.Т. выходит его первое напечатанное произведение «Детство», которая получает одобрение Некрасова. Повесть, вместе с появившимися позднее повестями «Отрочество» (1852-54) и «Юность» (1855-57), входит в обширный замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития», последняя часть которого – «Молодость» – так и не была написана. На Кавказе Толстой, произведенный в офицеры, проводит два года, участвуя во многих стычках. Армейский быт и эпизоды Кавказской войны дают Толстому материал для рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1853-55).
В конце 1853 переводится в Дунайскую армию и участвует в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии.
В ноябре 1854 – вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе переводят в Севастополь (в осажденном городе он сражается на знаменитом 4-м бастионе). Участие в Крымской войне легло в основу художественных очерков «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (все опубликовано в «Современнике» в 1855-56). Эти очерки получили название «Севастопольские рассказы». Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский).
В эти же годы у Толстого появляются мысли об «основании новой религии». Будучи 27-летним офицером, находясь под Севастополем, однажды после угарного ночного кутежа и крупного проигрыша, в дневнике от 5 марта 1855 года он пишет:
Толстой низводит упование на грядущее блаженство с неба на землю и Христос мыслится в этой религии только как человек. Зерно этого размышления до поры зрело, пока не дало ростки в 80-х годах, в пору духовного кризиса, настигшего Толстого.
В 1855 году приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала «Современник», познакомился с И.Тургеневым, И.Гончаровым, А. Островским,Н. Чернышевским. Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди»: «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел».
В это время создается рассказ «Утро помещика» (1856), позже повесть «Альберт» (1857-58) и роман «Семейное счастье» (1858-1859).
В 1859 году Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 году он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. В Лондоне познакомился с Герценом, посетил лекцию Диккенса.
В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука».
Рассказы «Три смерти», «Казаки»
В рассказе «Три смерти» заключён своего рода код к пониманию творчества Толстого. Всё бытие мира он рассматривает всегда как бы на трёх уровнях: на уровне природы (дерево), народа (мужик) и цивилизации (барыня). В каждое событие, в каждого человека он вглядывается пристально и пытливо: к какому уровню бытия принадлежит это событие или этот человек и какую в связи с этим долю правды заключает в себе? И всегда природа становится эталоном истинного восприятия бытия, мужик всегда природным нутром ощущает правду, принадлежность же к цивилизации всегда уродует душу человека.
«Война и мир»,»Анна Каренина».
Портрет Льва Толстого. Худ. И.Н. Крамской, 1873 |
В сентябре 1862 года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс (+1919) и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Он проживет с ней 48 лет, она родит ему 13 детей, из которых семеро останутся живы.
С осени 1863 года он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.
В 1873 году Толстой избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук (в 1900 – почетным академиком).
Весной 1873 года Толстой начал и через 4 года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини — «Анна Каренина». В этом произведении, как вспоминала жена писателя, он любил «мысль семейную». Драматически складывающейся семейной жизни Анны Карениной противопоставлено в романе супружеское счастье Константина Левина.
Роман «Анна Каренина» есть повествование о цепи больших и малых преступлений (не в уголовном, разумеется, смысле): о переступлении, постоянном пере-ступании через некую черту, ограничивающую своеволие человека сознанием его ответственности. А на то, что речь в романе идёт именно о преступлении (преступлениях) — и неизбежном наказании — и что преступление здесь не перед законом человеческим обнажается, а перед законом высшим, от Бога идущим, указывается изначально эпиграфом «Мне отмщение, и Аз воздам«.[6]
С моментом окончания романа совпадает начало духовного кризиса Толстого. Внутренние метания героя романа Лёвина есть отражение происходившего в душе самого автора.
Духовный кризис. Создание учения
В 80-е гг. Толстой заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьет себе сапоги, становится вегетарианцем, отдает семье все свое крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. В то же время растет его недовольство привычным образом жизни.
Свои новые социальные взгляды Толстой связывает с нравственно-религиозной философией. Новое миросозерцание Толстого широко и полно выразилось в его произведениях «Исповедь» (1879-80, опубликована 1884) и «В чём моя вера?» (1882-84). Труды «Исследование догматического богословия» (1879-80) и «Соединение и перевод четырёх евангелий» (1880-81) кладут основу религиозной стороне толстовского учения.
Бог определяется Толстым прежде всего через отрицание всех тех свойств, какие раскрываются в православном вероучении. У Толстого свое понимание Бога.
Постепенно его мировоззрение вырождается в своеобразный религиозный нигилизм. Толстой подверг критике и отрицанию Символ Веры, Катехизис святителя Филарета, Послание восточных патриархов, Догматическое Богословие митрополита Макария. И всё то, что стоит за этими трудами.
Осенью 1883 года Толстой знакомится с Владимиром Георгиевичем Чертковым (+1936). В.Г.Чертков сразу вошел в ближайшее окружение Толстого, став его первым другом-единомышленником. Вскоре после знакомства Толстой записал в дневнике: «Он удивительно одноцентренен со мной«. Несмотря на разницу в возрасте (более 25 лет) между ними установились глубокие дружеские отношения, со временем Чертков стал Толстому самым близким человеком и «воистину. злым гением Толстого»[9].
В 1884 году Толстой поддерживает издательство «Посредник», руководимое последователями и друзьями Толстого В.Г.Чертковым и И.И.Горбуновым-Посадовым и ставившее своей целью распространение в народе книг, служащих делу просвещения и близких толстовскому учению. Многие произведения Толстого по цензурным условиям печатаются сначала в Женеве, затем в Лондоне, где по инициативе Черткова было основано издательство «Свободное слово».
В эти годы создаются повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол». В то же время Толстой начинает проявлять серьёзный интерес к драматическим жанрам (драма «Власть тьмы», комедия «Плоды просвещения»).
В 1890-е гг. Ясная Поляна становится местом паломничества людей из самых дальних уголков России и из других стран.
Во 2-й половине 90-х гг. Толстой много сил отдает защите религиозных сектантов – молокан и духоборов, содействует переезду духоборов в Канаду.
Отлучение от Церкви
Лев Толстой во время болезни с дочерью Татьяной, 1902 |
В 1899 году в журнале «Нива» был напечатан роман «Воскресение». Прямые, грубые и кощунственные выпады в адрес Православной Церкви имели место в главах 39 и 40.
20-22 февраля 1901 года состоялось специальное Определение Священного Синода за №557, где было засвидетельствовано отпадение писателя от Православной Церкви.
В «Ответе Синоду», Толстой писал:
В том же 1902 году Толстой написал свое знаменитое «Обращение к духовенству», полное такого циничного кощунства, что даже в Советской России оно напечатано только однажды в 90-томном Полном собрании сочинений, которое доступно лишь для специалистов, ученых филологов.
Последние годы жизни. Уход из Ясной Поляны. Кончина
Л. Н. Толстой. Май 1908 г. Ясная Поляна. |
В последнее десятилетие жизни Толстой поддерживает личные отношения с В.Г.Короленко, А.П.Чеховым, М.Горьким. В это время созданы: «Хаджи-Мурат», «Фальшивый купон», неоконченная повесть «Нет в мире виноватых», «Отец Сергий», драма «Живой труп», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузмича. ».
Последние годы жизни Толстой проводит в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и С.А.Толстой – с другой. Его часто мучает мысль уйти из дома. Он объясняет эти мучения «несоответствием жизни с верованиями».
22 июля 1910 года Толстой, под влиянием Черткова, написал завещание, в котором отказывался от прав на сочинения, написанные им после 1881 года.
В дороге Толстой простудился и заболел воспалением легких. 7 ноября 1910 года писатель скончался без покаяния в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.
Из высказывания старца Варсонофия после смерти Толстого: «Хотя он и Лев, но не мог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана«.
Ольденбург С.С., историк:
Основные произведения
Рассказы и сказки для детей и народного чтения, в т. ч.:
Педагогические сочинения, в т.ч.:
Литература
Использованные материалы
[2] Бирюков П.И. Л.Н. Толстой. Берлин, 1921
[3] Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л.Н. Толстого к духовенству, 1902
[4] эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857
[5] Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII–XX веках.
[7] Ильин И.А. Мировоззрение Льва Толстого. Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. Кн.III, с.462
[9] Андреев И.М.Русские писатели XIX века, М.,2009, с.369
[10] См. книгу «Отец Иоанн Кронштадтский и граф Лев Толстой» (Джорданвилль, 1960 г.)