О чем пишет ремарк в основном

Ремарк: биография, фото, личная жизнь

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Ремарк — писатель, цитаты из книг которого не теряют актуальности уже более полувека. В юности ему пришлось воевать на фронтах Первой мировой войны, что легло в основу многих бессмертных романов. Эпоха так называемого потерянного поколения нашла отражение в творчестве Ремарка, произведения которого никого не оставляют равнодушным.

Эрих Мария Ремарк: биография писателя

Родился Эрих Мария Ремарк в Оснабрюке (Германия) в 1898 году. Книгами он был окружен с детства, так как отец работал переплетчиком. Эрих проводил в обществе лучших мировых произведений дни напролет. Его любимыми писателями стали Достоевский, Пруст и Гете.

Кроме того, среди его увлечений были музыка, рисование, коллекционирование. Мальчик с особым теплом относился к матери, которая ушла из жизни, когда ему было 19 лет. Общий язык с отцом Эриху найти не удалось.

После церковной школы юноша учился в католической семинарии, а позднее — в королевской учительской семинарии. Именно здесь он начал посещать литературный кружок. Будущее представлялось безоблачным и счастливым, но все мечты и планы Ремарка, как и многих его сверстников, изменила война.

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Фото: gettyimages.com: Getty Images

На фронт Эрих отправился в 1916 году. Через год, получив пять ранений, оказался в стенах госпиталя, откуда вернулся домой. В отцовском доме Ремарк написал свой первый роман «Приют грез».

Его писательская карьера только начиналась, и надо было зарабатывать на жизнь. Дольше всего Эрих работал школьным учителем — в течение года. Потом испытал на себе профессии бухгалтера, репетитора, органиста и даже торговца надгробными плитами.

В 1922 году из Оснабрюка он уехал в Ганновер, где приступил к журналистской деятельности. Работал в журналах «Эхо Континенталь» и «Спорт им бильд». Спустя три года переехал в Берлин.

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Фото: gettyimages.com: Getty Images

Все это время Эрих Мария Ремарк продолжал работать над своими будущими шедеврами. В 1926 году в журналах были опубликованы произведения «Из юношеских времен» и «Женщина с золотыми глазами». Далее романы следовали один за другим. Они и их автор обрели популярность и известность. Книги Ремарка начали переводить на иностранные языки и экранизировать.

Тем временем в Германии к власти пришел Адольф Гитлер. Ремарку посоветовали покинуть страну, что он и сделал, — отправился в Швейцарию. И как раз вовремя, так как в 1933 году его книги начали публично сжигать.

Из Швейцарии писатель переехал в США. Здесь он продолжил писательскую карьеру, а также попал в водоворот светской жизни и омут любви. Ушел из жизни Эрих Мария Ремарк в сентябре 1970 года в Швейцарии, где и был похоронен.

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Фото: gettyimages.com: Getty Images

Эрих Мария Ремарк: книги лучшие

Что прочесть из произведений, которые написал Ремарк? Книги, которые считаются непревзойденными таковы:

«На Западном фронте без перемен» (1929)

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Фото: изд-во АСТ: UGC

Этот пронзительный роман красочно описывает все ужасы войны. Главный герой, Пауль Боймер, попадает на фронт буквально со школьной скамьи. Хвалебные речи и патриотизм уходят на второй план, когда он сталкивается лицом к лицу с убийствами и смертью. Дома обстановка оказывается не лучше. Повсюду бедность и нищета.

Роман был переведен на 36 языков, переиздавался 40 раз. В Германии в течение года был продан 1 млн экземпляров книги, а в 1930-х по ее мотивам создали фильм.

«Три товарища» (1936)

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Фото: изд-во АСТ: UGC

Одно из самых известных произведений, которые написал Ремарк — «Три товарища» — повествует о тяжелом послевоенном периоде.

Трое друзей, которые вместе прошли войну, Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид Ленц изо всех сил стараются наладить работу автомастерской, найти средства к существованию, а также отыскать потерянный смысл жизни. Роберт находит его в любви к загадочной девушке по имени Патриция. Однако их истории суждено закончиться трагически.

«Триумфальная арка» (1945)

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Фото: изд-во АСТ: UGC

Роман увидел свет в 1946 году в Цюрихе. На этот раз писатель сосредоточился на теме любви и в основу произведения положил собственные сложные отношения с легендарной Марлен Дитрих.

Действие происходит накануне Второй мировой войны в Париже, где ищут спасения от нацистов главные герои. Доктор Равик находится на нелегальном положении и одержим жаждой мести к тем, кто разрушил его жизнь. Однажды ночью он спасает женщину, которая хотела прыгнуть с моста. Так среди будней рождается новая любовь.

«Искра жизни» (1952)

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Фото: изд-во АСТ: UGC

Это один из немногих романов писателя, который он создал, не основываясь на личном опыте. Ремарк начал писать книгу, когда фашисты убили его сестру Эльфриду Шольц.

Взяв за основу архивные документы, он воссоздал ужасную атмосферу немецких концлагерей, где человеческая жизнь не стоила ничего. Такой была еще одна сторона ужасной войны.

«Ночь в Лиссабоне» (1962)

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Фото: изд-во АСТ: UGC

В своем последнем произведении Эрих Мария Ремарк коснулся темы беженцев из фашистской Германии. Тысячи людей в преддверии и во время войны скитались по Европе в поисках пристанища и мечтали отправиться в США. Мало кому это удавалось. Обо всех сложностях и перипетиях этого пути писатель рассказал необычайно ярко и достоверно.

Личная жизнь Ремарка

Впервые Ремарк влюбился в 1925 году в Берлине. Тогда он уже работал редактором журнала, но семья девушки оказалась против свадьбы.

Вскоре после этого супругой будущего писателя стала танцовщица Ильза Ютте Замбоне. Стройная красавица с большими глазами была женой и музой и вдохновила Ремарка создать, к примеру, образ Пат Хольман из романа «Три товарища». Но через четыре года брак распался.

В 1938 году Ремарк заключил его вновь, чтобы Ютта смогла выехать из Германии. Второй официальный развод произошел только в 1957 году.

Во время первого брака Эрих вел светскую жизнь и даже приобрел титул барона. Он стремился к роскоши и красоте. Продолжая этот путь после разрыва отношений с Юттой, он и встретил Марлен Дитрих.

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Фото: gettyimages.com: Getty Images

Эксцентричная кинозвезда стала для писателя источником бури ощущений — от невероятно радостных переживаний до самых горьких разочарований. Ей он также уделил место в своих романах. Актриса Жоан Маду из «Триумфальной арки» писалась с Марлен.

Ремарк называл ее Пума и вынужден был наблюдать за многочисленными связями и романами возлюбленной. После долгих лет мучений он все же решил расстаться с ней и уехал в Нью-Йорк.

Еще одной страницей личной жизни писателя стала Наташа Пале (Браун). Русская княгиня казалась Ремарку спасением от наваждения по имени Марлен. Но отношения развивались по похожему сценарию. Спустя десять лет пылкой любви и громких ссор писатель расстался с Наташей.

В 1951 году в Нью-Йорке он познакомился с Полетт Годдар. Очаровательная номинантка на премию «Оскар» и бывшая супруга Чарльза Чаплина стала для Ремарка надежной и верной спутницей жизни. Именно после знакомства с ней писатель решил официальной развестись с Юттой, а в 1958 году женился снова.

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Фото: gettyimages.com: Getty Images

Пара прожила вместе 12 лет. Две последние зимы писатель провел с Полетт в Риме. Годдар пережила второго мужа на 20 лет. Вначале она продолжала вести его дела, занималась издательской деятельностью и театральными постановками произведений Ремарка. Но затем заболела, переехала в Швейцарию, где скончалась в 1990 году.

Жизнь Эриха Марии Ремарка стала источником создания бессмертных романов. Читать их сложно, трудно поверить в то, что все это происходило на самом деле. Тем важнее, чтобы новые поколения знакомились с их содержанием и не повторяли ошибок предков.

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Как читать Ремарка

Зачем читать Ремарка

Я рекомендую читать Ремарка хотя бы для того чтобы понять как люди жили в первой половине XX-го века, с какими потрясениями им пришлось столкнуться и насколько по-разному проявляли себя.

Романы Ремарка приобретают большую актуальность в период расцвета тоталитарных идеологий. В современном обществе радикальной толерантности с героем Ремарка может себя ассоциировать человек не разделяющих этих ценностей.

Всегда полезно почитать про то, к чему в конце концов привёдет любое общественное движение ставящее в основу своей идеологии принцип «Кто не с нами, тот против нас»

Порядок чтения романов Ремарка

Последовательность чтения, которую я советую, естественно, носит рекомендательный характер. На мой взгляд, читая в данном порядке проще понять что двигало героями Ремарка и какие события закатали их жизненные приоритеты туда где мы их находим.

Можно сказать, что это последовательность соответствует хронологии событий, которые происходили в романах Ремарка

На западном Фронте без перемен

КУПИТЬ ОНЛАЙН

Возвращение *

КУПИТЬ ОНЛАЙН

Чёрный обелиск

КУПИТЬ ОНЛАЙН

Три товарища

КУПИТЬ ОНЛАЙН

Жизнь взаймы

КУПИТЬ ОНЛАЙН

Триумфальная арка

КУПИТЬ ОНЛАЙН

* можно отложить до ночи в Лиссабоне т.к. это, пожалуй, самый депрессивный роман Ремарка.

Трилогия Ремарка

Очень часто спрашивают про трилогию Ремарка, но никаких трилогий Ремарк не писал.

Порядок публикации

Можно, конечно, читать, в соответствии с подрядком публикации.

Тем не менее, первые три романа, советую пропустить, иначе до четвёртого может и не дойти.

Поэтому начинать и здесь придётся с «На западном фронте без перемен».

Я открыл для себя Ремарка романом «Чёрный обелиск»

Название

Название на немецком

Год написания

Приют грёз (вариант перевода — «Мансарда снов»)

Die Traumbude1920
Гэм

Gam1924 опубликовано посмертно в 1998
Станция на горизонте

Station am Horizont1927
На Западном фронте без перемен

Im Westen nichts Neues1929

Возвращение

Der Weg zurüc1931
Три товарища

Drei Kameraden1936
Возлюби ближнего своего

Liebe Deinen Nächsten1941
Триумфальная арка

Arc de Triomphe1945
Искра жизни

Der Funke Leben1952
Время жить и время умирать

Zeit zu leben und Zeit zu sterben1954

Чёрный обелиск

Der schwarze Obelisk1956
Жизнь взаймы

Der Himmel kennt keine Günstlinge1959
Ночь в Лиссабоне

Die Nacht von Lissabon1962
Тени в раю

Schatten im Paradiesопубликовано посмертно в 1971 году. Это сокращённая и переработанная издательством Droemer Knaur версия романа «Земля обетованная».
Земля обетованная

Das gelobte Landопубликовано посмертно в 1998 году. Это последний, неоконченный роман писателя.

По сюжетам некоторых романов Ремарка сняты фильмы. К сожалению, их постоянно удаляют с youtube, поэтому здесь почти ничего не осталось.

На западном Фронте без перемен

Философия

Можно обвинить Ремарка в том, что он часто исповедует «пораженческо-эмигрантскую» филисофию, приправленную порцией довольно «сопливых» любовных линий.

Однако, советую обратить внимание на ряд героев, которые сражаются с несправедливостью даже когда все обстоятельства против них. Активно как 509-й в «Искре жизни» либо затаившись как Штайнер в «Возлюби ближнего своего» или Равик в «Триумфальной арке».

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Равик, кадр из фильма «Триумфальная арка»

В каком возрасте читать Ремарка?

Точного ответа на этот вопрос нет, но перед началом чтения нужно иметь хотя бы небольшое представление о том, что происходило в Европе в первой половине XX века.

Исторический экскурс

Минимум знаний для тех, кому лень читать учебники по истории:

В 1914 году началась Первая мировая война: Германия и её союзники против Франции, России и их союзников (Антанта).

Действия романа «На Западном фронте без перемен» происходят на линии фронта между французскими и немецкими войсками.

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Кадр из фильма «На западном фронте без перемен»

В России произошли две революции: царя свергли в начале 1917 года, а в конце года большевики свергли временное провительство и капитулировали перед Германией.

Эти события породили волну массовой эмиграции из России в Европу, Турцию, Китай и другие страны.

Представителями белой эмиграции являются Борис Морозов из романа «Триумфальная арка» Борис Волков («Жизнь взаймы»), Владимир Иванович Мойков/ Меликов («Земля Обетованная»/«Тени в раю»)

Не смотря на капитуляцию России, Германия потерпела поражение и капитулировала перед Францией и Англией. После этого, в конце 1918 года в Германии, при участии солдат, вернувшихся с фронта (роман «Возвращение») произошла революция и с середины 1919-го года года была провозглашена Веймарская республика которая перманентно находилась в экономическом кризисе. Трудности, связанные с послевоенным периодом, описаны в романе «Чёрный обелиск».

Самая тяжёлая фаза кризиса была пройдена к 1923-му году. Приблизительно на середину двадцатых годов приходится время действия романов «Жизнь взаймы» и «Три товарища»

В конце двадцатых годов во всём мире начинается экономический кризис. Если Вы смотрели американские фильмы, то термин «Великая депрессия» Вам должен быть знаком.

Романы «Возлюби ближнего своего», «Триумфальная арка», «Ночь в Лиссабоне» рассказывают о судьбе эмигрантов из Германии, находящихся в неразрешимых противоречиях с нацистским режимом.

В 1938-м году Третий Рейх (Германия), Венгрия и Польша захватывают Чехию

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

В 1939-м году Третий Рейх начинает Вторую мировую войну во время которой разворачиваются события романов «Время жить и время умирать», «Искра жизни», «Тени в раю».

В 1945-м году Советский Союз и его союзники побеждают Третий Рейх, но ни одного романа о возвращении эмигрантов в Германию у Ремарка нет, и если Вы внимательно прочитаете его романы и биографию, то, скорее всего, составите своё мнение о причине их отсутствия.

Связь между романами

Это Пауль Боймер в «На западном фронте без перемен», Эрнст Биркхольц в «Возвращение», Роберт Локамп в «Три товарища» и так далее.

Вместе с этим героем часто присутствует более решительный и твёрдо стоящий на ногах персонаж, такой как Отто Кестер в «Три товарища» или Клерфэ в «Жизнь взаймы». Очень часто они являются друзьями иногда одного возраста как Людвиг Бодмер и Георг Кроль в романе «Чёрный обелиск» но могу быть разделены поколением как Керн и Йозеф Штайнер в «Возлюби ближнего своего».

В последнем случае читателю уже не легко понять является ли различие персонажей особенностями характеров или это отпечаток пережитых страданий.

Автограф Ремарка

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Посетить родной город Ремарка

Ищите дешёвые билеты через Ганновер

Без пересадок в Оснабрюк добраться не получится. Рассмотрите ещё перелёт до Бремена через Таллинн.

Далее по теме

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Цитаты Ремарка

Никогда не проси прощения.Ничего не говори. Посылай цветы. Без писем. Только цветы. Они покрывают всё. Даже могилы.

Где купить

Универсального ответа нет, магазинов и изданий очень много.

Обычно дешевле заказать в интернет магазине, например:

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Советую изучить цены и расположение центров выдачи.

Источник

Эрих Мария Ремарк: книги, которые поражают

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Все мы знакомы с творчеством великого писателя ХХ века — Эриха Марии Ремарка. Его считают писателем «потерянного поколения», ведь он наряду с миллионами простых людей, прошел ужасы Первой мировой войны, о чем и повествуют книги Ремарка.

Ремарка призвали на войну 21 ноября 1916 года, через семь месяцев он был тяжело ранен и до конца войны был в госпитале. В 1918 году умирает его мать и в честь нее Ремарк сменил своё второе имя Пауль на Мария.

После войны автор смели множество профессий, который оставили неизгладимый отпечаток в его произведениях. Ему пришлось бежать из Германии в США, ведь его могли арестовать за антивоенные и антигитлеровские взгляды. За свою жизнь Ремарк написал 13 романов и 6 рассказов, несколько пьес и киносценариев.

В этой статье мы познакомим вас с романами Эриха Марии Ремарка. Вас ждёт 13 легендарных книг, которые стоит прочитать в обязательном порядке.

Приют грёз

«Приют грез» или по-другому «Мансарда снов» очень отличается от остальных книг Ремарка. В нем нет и слова о войне. В книге встречаются стихи немецких классиков и размышления о любви.

Приют Грёз – это дом художника, который находится в маленьком городке. В этом доме всегда рады гостям. В доме всегда много гостей – это молодые люди, с чистыми помыслами и открытыми душами, в их сердцах живёт вечная весна. История о молодом человеке Фрице и прекрасной девушке Элизабет. История о любви, которая смогла пережить разлуку, предательство и измену.

И только в 1988 году читатели смогли узнать историю девушки, которая путешествует по миру. Она побывала в Париже, Сингапуре, Луксоре и Вьетнаме. Цель путешествия одна – найти свою любовь.

В книге Ремарк попытался разобраться в жизни свободной женщины, в принципах и приоритетах. В жизни женщины, которая зависит от мира мужчин, но делает все, чтобы стать независимой.

Станция на горизонте

Действие романа развивается на гоночной автостраде в 20-е годы ХХ века. Красивейшие курорты Старого Света принимают у себя молодых людей, которые пытаются вернуть вкус в жизни и найти смысл дальнейшего существования, а в это время Европа пытается потушить свои города после войны.

На Западном фронте без перемен

Роман был опубликован в 1929 году, после того, как автора настоятельно попросили переработать текст рукописи, чтобы убрать особо критические высказывания о войне.

Возвращение

Солдаты возвращаются на Родину после войны, но их ждет не спокойная и уютная жизнь, а послевоенный ужас. Города в развалинах. Кризис и страшная политика. Друзья попадают в мир, который им чужд и незнаком. Им ближе грязные окопы, чем городские улицы. Каждый из героев ищет свой смысл жизни. Кто-то уйдет в политику и примет участие в революции, кто-то вернется в армию, а кто-то просто не сможет так жить, и только один сможет выжить в мире, где не осталось практически ничего светлого…

Три товарища

Возлюби ближнего своего

И снова мы оказываемся в послевоенной Германии, когда к власти приходит Гитлер. Очень реалистично показана судьба еврейского народа. Их перестали считать за людей. Развивается система доносов и больше нет справедливости. Людей высылают из страны, а многие просто бегут сами. Целая армия эмигрантов осаждает Европу, из-за чего ужесточают меры к нелегальным поселенцам. И снова людям приходится бежать, но уже пересекают границу другой страны. Но в мире ещё остались люди, которые могут любить жизнь.

Триумфальная арка

Действие разворачивается во Франции перед началом Второй мировой войны. Главный герой ветеран Первой мировой войны, хирург, который был вынужден бежать из Германии. В Париже он не просто живет, а оперирует пациентов. Делает он это нелегально, поскольку у него нет паспорта, и его могут арестовать в любой момент.

И даже в этом постоянном страхе он смог найти свою любовь. И если Первая война и преследования не смогли его сломать, то Вторая не оставила ему шансов.

Искра жизни

Сюжет повествует о тяжелой и страшной судьбе всех тех, кто оказался в концлагере. Автор писал этот роман, опираясь на свидетельство очевидцев и официальные отчеты. Сам Ремарк никогда не был в концлагере, но смог выразить всё, что пришлось пережить всем несчастным, которых система не пощадила.

Время жить и время умирать

1944 год. Нацисты отступают под натиском русских. Среди чудовищ, которые носят нацистскую символику, остались ещё люди, которые не прогнулись под систему. Среди таких оказался простой солдат Гребер. Он не хочет становиться очередным бездумным винтиком в военной машине фашизма, но система сильнее. Гербер сделал всё, чтобы не потерять свою человечность.

Чёрный обелиск

Действие разворачивается в 1923 году. Главный герой Людвиг продает надгробия и подрабатывает в больнице. Он наблюдает за жизнью душевно больных. И однажды знакомится с девушкой, которая страдает раздвоением личности. Они тесно общаются, и между ними вспыхивает любовь.

И это только начало удивительной истории о нескольких судьбах, которые были тесно переплетены, но новый строй развел их по разные стороны баррикад.

Жизнь взаймы

Ночь в Лиссабоне

Главный герой и его спутница пытаются купить фальшивые американские визы и билеты на пароход в США. Это их последняя надежда на спасение от нацистов. И вот ночью 1942 года герой встречает человека, который обещает отдать билеты на пароход, но только с одним условием – выслушать историю его жизни. Это история жизни человека, в которой личная трагедия тесно переплетена с Европой, которую поразил нацизм.

Этот роман стал последним полноценным произведением Эриха Марии Ремарк. 25 сентября 1970 года писатель умер, так и не закончив роман «Земля обетованная».

Источник

Журнальный мир

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Феномен Ремарка

О чем пишет ремарк в основном. Смотреть фото О чем пишет ремарк в основном. Смотреть картинку О чем пишет ремарк в основном. Картинка про О чем пишет ремарк в основном. Фото О чем пишет ремарк в основном

Каждый писатель, художник открывает своё время по-своему, и оно предстаёт разным, в зависимости от того, как писатель, художник видит мир. Эриху Марии Ремарку не пришлось для создания своих художественных «панорам» разбивать свою душу на таинственные и множественные «анимы», как это делал Герман Гессе. Он не обострял до болезненности «пограничные» состояния психики, как то было у Кафки, певца чудовищного разлада, непокоя, разорванности. Тем не менее, произведения Ремарка полноправно вошли в мировую литературу. Ремарка читают и перечитывают.

В чём же феномен Ремарка? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно заглянуть в его книги, но сначала – несколько биографических штрихов. Настоящее имя писателя – Эрих Пауль Ремарк. Он родился в 1898 году в городе Оснабрюке, в Вестфалии, провинции прусского королевства. Его отец был хозяином переплётной мастерской, потому Эрих Пауль книгами был окружён с детства. Однако книги для него закрылись, когда на них легла зловещая тень Первой мировой войны. Не закончив королевской семинарии в Оснабрюке, в 1916 году Ремарк оказывается в самом пекле, на передовых позициях Западного фронта. На войне он пробыл почти до самого её конца, незадолго до того, как пушки смолкли, он лежал в военных госпиталях в Германии, ведь 31 июля 1917 года он был ранен осколками гранаты в левую ногу, правую руку, в шею…

Впечатления войны кошмарами застлали его сны, они роились у его изголовья, падали под перо на страницы, и в конечном итоге определили постоянную тему и целый этап его творчества.

Сцены ужасающего кризиса человечности как приковывают, так и отвращают читателя, которому хотелось бы на свежий воздух от окопного смрада и пороховой гари, если бы сцены эти и подробности были самоцельны… Но – при самом сильном впечатлении мы видим – не в них таится искомое и, главное, не в них основа Феномена Ремарка… К основе мы приближаемся тогда, когда посреди ужасов уничтожения у героев проявляются качества духовные – они осветляют чёрные военные тучи ремарковских описаний чудесами сострадания, жертвенности, покаяния.

В известнейшем из романов Ремарка «На Западном фронте без перемен» (1929) есть потрясающая сцена, в которой главный герой оказывается, волею случая, лицом к лицу с умирающим французом, поражённым его рукой. Буря раскаяния переполняет убийцу, но и завтра он будет снова убивать.

Значит, убийство – не в природе этого человека, и вообще – человека, оно – нечто чуждое, привнесённое внешними обстоятельствами, войной, которая враг всего человеческого, в ней все – живые и мёртвые – жертвы…

Почему же всё-таки человек раскаивается, страдает, но завтра убивает вновь?

Да только чтобы не сойти с ума и не погибнуть. Об этом в книге сказано обезоруживающе прямо: «Пока нам приходится быть здесь, на войне, каждый пережитый нами фронтовой день ложится нам на душу тяжёлым камнем, потому что о таких вещах нельзя размышлять сразу же, по свежим следам. Если бы мы стали думать о них, воспоминания раздавили бы нас; во всяком случае я подметил вот что: все ужасы можно пережить, пока ты просто покоряешься своей судьбе, но попробуй размышлять о них, и они убьют тебя».

Следуя дальше за мыслью Ремарка, мы можем догадаться и о большем, о чём мыслит и говорит писатель, а именно о том, что лучшие представители поколения, прошедшего войну, как бы загоняют в глубь души свой комплекс вины, они «кодируют» его в памяти и бессознательно передают следующим поколениям. У следующих поколений этот комплекс находит выход (он – своего рода тайный предохранитель). И вот, из глубины памяти встаёт вина, и человек находит выход или в покаянии перед Богом и миром, он раскаивается искренне, или тот же непреодолённый комплекс ведёт к новому насилию. Упомянутый комплекс вины лежит в плоскости тех же болезней человечества, что и отчуждение, равнодушие к ближнему, что встретили в мирной жизни те, кто вернулся с фронтовой передовой в Веймарскую Германию, которую Ремарк описал в своём «Возвращении» (1931).

Тема трагедии молодёжи, принесшей с фронтов отчаяние и обречённость, тронула многих. В первый же год издания тираж книги в Германии достиг одного миллиона двухсот тысяч экземпляров. Она была переведена и стала известна не только в Европе. Появление её критики расценивали как успех, суливший автору большой интерес к его творчеству в будущем. Сам Ремарк годы спустя говорил, что то была большая литературная удача, которая никогда не больше, увы, не повторится…

Он был грустным человеком. Недаром в той же книге слова: «Сколько всё-таки горя и тоски умещается в двух таких маленьких пятнышках, которые можно прикрыть одним пальцем, – в человеческих глазах».

От слабой юношеской книги Э.М. Ремарка «О смешивании тонких водок» (1924) до посмертного романа «Тени в раю» (1970) пролегла дорога судьбы, что закономерно была подобна лестнице, по которой шаги устремлялись то вверх, то вниз, но писатель всё равно стремился к вершине, надеялся на тепло, ждал и жаждал солнца.

Неровные ступени жизненного пути Ремарка… После фронта – демобилизация и, как Эрнст в его «Возвращении», после окончания специальных курсов для фронтовиков, он становится учителем в деревенской школе. В «Чёрном обелиске» (1956), где описана работа по продаже надгробий, снова эхо тех же ступеней – в тяжёлые годы инфляции Ремарк, бросив преподавание, тесал камни на городском кладбище.

Был Ремарк и шофёром-испытателем в фирме, которая специализировалась на изготовлении автомобильных покрышек. Тут безусловно – биографически – вспомнятся – «Три товарища» (1937) и «Жизнь взаймы» (1959). В первом романе рассказ ведётся от лица Робби Локампа, человека, который вместе с фронтовыми друзьями владеет авторемонтной мастерской. В «Трёх товарищах» сразу чувствуется не только отличная техническая осведомленность автора, но мастерски передана стихия автомобилизма.

Ремарк в жизни был пламенным автолюбителем; каждый раз; проходя мимо своей «Лянчи» – итальянского быстроходного спортивного автомобиля, он стучал ногой по колесу, как бы приветствуя железного друга. Понятно, почему ему удался образ автогонщика Клерфе, образ его напарника и атмосфера гонок с их триумфами и трагедиями в повести «Жизнь взаймы», похожей по фабуле и образам на роман «Три товарища».

Однако «Три товарища» – книга особенная, она занимает в истории литературы никем более не занятое дотоле место. Ремарку посчастливилось отразить в ней всё то лучшее, что теплилось душах людей в догитлеровской, дофашистской Германии и то, что составляет мечту о человеческих взаимоотношениях, ибо в «Трёх товарищах» явлена квинтэссенция чистой дружбы – твёрдой, ироничной, грубоватой но и сентиментальной. Сила и чистота, романтизм и горьковатый юмор – это «тональный» портрет довоенного поколения. Здесь в художественной доминанте не изображение отчаяния а, напротив, с «Трёх товарищей» в творчество Ремарка по-новому приходит тема любви.

В «Трёх товарищах» появляется ещё один «спутник» любви – жизнелюбие, ведь любимая женщина – это часть жизни и потому неразумно, да и невозможно не любить жизнь, сколь бы трудной она ни была…

Они ещё побыли вместе, пока не «наступило утро и её уже не стало», она ушла… И всё же их нерасторжимое «вдвоём» продолжилось по-иному в сознании друга – это уже было её долгое посмертье…

В скобках отметим, что прототипом Пат была первая жена Ремарка. Звали её Ильза Ютта Замбона. Она была бывшей танцовщицей, болела туберкулезом. Их совместная жизнь длилась четыре года. Однако позже, в 1938 году Ремарк заключает с Юттой брак, чтобы помочь ей перебраться из нацистской Германии в Швейцарию, в которой к тому времени обрёл приют сам писатель. Не только в писательстве, на страницах своих книг Ремарк в героях своих был благороден, но и в жизни готов был придти на помощь некогда близкому ему человеку, женщине…

Героини Ремарка неизменно изящны, неизменно женственны и неизменно трагичны. В конце повести или романа чаще всего они погибают. Кроме того, они загадочны, внутренний мир их мы постигаем более со стороны. Рассказчик, он же герой – постоянно действующий персонаж, предстаёт во всём богатстве психологических и ментальных оттенков. Это не удивительно – и в обыденной жизни мир стучится в нас, в наше восприятие только через окно нашего единственно – индивидуального «я»…

Загадочные и обречённые героини Ремарка считаются однообразными. Критика, по крайней мере, не раз указывала «самоповторяемость» образов, меняющих из книги в книгу имена, но не характеры. Не хотелось бы разделить эту распространенную точку зрения, о «многократной эксплуатации однажды уже счастливо найденных» сюжетных ходов. Применительно к этому «греху» ещё цитируют Оскара Уайльда – «Если человек иногда повторяется, говорят: он повторяется. Если же он всегда повторяется, говорят: «он нашёл свой стиль». Так вот, здесь видится не повторение, а развитие, углубление. Например, Пат, может быть, в некоей мере и возродилась в «Жизни взаймы» под именем Лилиан, но обрела ещё большую утончённость и свободу. Мы лучше знаем о внутреннем мире, о переживаниях Лилиан, чем знали в «Трёх товарищах» о мыслях и чувствах Пат. И тем понятней, отчего Клерфе, полюбив Лилиан, относится к ней вдохновенно, держа её жизнь в руках бережно, как драгоценный сосуд из тонкого стекла…

К чести немецкого прозаика надо сказать, что даже в вечную тему – тему любви ему удалось внести нечто ценное, своё. Он изображал людей, которые по мере сближения не теряют индивидуальность, остаются собою. Любовь если и не поднимает их на самый высокий гностический эмпирей, но и не разрушает.

Разумная, а не бесчувственная дистанция – незримой стеной меж ними; порог уважения к чужому «я» остаётся, как бы ни пылали сердца. Может быть потому, что каждый – свободен, меж мужчиной и женщиной «коагулируется» особая, чисто – ремарковская неповторимая атмосфера… Они ведь прежде всего друзья-романтики, а потом уж страстные любовники… И они трагически освещают своим теплом каждый отпущенный судьбою миг жизни.

Каждый день как последний. Так живёт не только смертельно больная туберкулёзом Лилиан, ту же высокую горечь несёт доктор Равик из «Триумфальной арки» (1946). Трудно ответить на вопрос, в ком из ремарковских «лиц» нет чувства непрочности всего земного. Они живут так, будто весь мир может в любую минуту рассыпаться в прах, как песочный дворец, построенный детьми на берегу легендарной подземной реки, имя которой – Лета… Чувство иллюзорности «недвижимых» человеческих ценностей – дома, уюта, родины в XX веке многократно подтверждала жизнь. Беженцев из Германии высылали из тех стран Европы, куда им удавалось бежать. Они не имели права на труд, они были изгоями. И всё-таки даже им удавалось порой найти временное пристанище, отдохнуть, привязаться к кому-нибудь, полюбить…

«Мгновение радости – вот жизнь! Лишь оно ближе всего к вечности», – говорит доктор Равик своей подруге Жоан в «Триумфальной арке». Он, изгнанник, живущий во Франции нелегально, всё же совершает с Жоан путешествие на юг, на дорогой курорт, в роскошный отель, в казино. Или мы видим их вместе в Париже на балу. Бал перед самой войной. Люди одеты в костюмы ХVIII века. Но этот «пир» не удался – его смыло дождём, как улыбку с лица смывает грусть. Грусть всегда сопровождает героев Ремарка, она – полноправный персонаж его произведений. Ремарк – писатель трагического мироощущения, но его добрый и волевой взгляд на мир создаёт особый аромат, особое, только ему присущее очарование, и умеет в грусть вплести цветы восхищения и любви…

Пусть отдых, приют, любовь были не более чем миг, почти иллюзия, но в ней – здесь художественное откровение Ремарка – сама суть того, что люди назвали Счастьем…

Они сидят в лучшем ресторане и предаются роскошествам, которые даёт знатокам-гурманам цивилизация. Мелькают названия непревзойдённых шедевров виноделия, ведь все мужчины Ремарка – истинные рыцари винных погребов, знатоки, которых не обманешь… Вино – тоже друг, оно помогает не только забыться, но и восхищаться! Что говорить – Ремарк, конечно, придавал вымышленным людям собственные черты – сам писатель знал толк в винах и мог определить название и год урожая, не глядя на этикетку. Это доставляло ему радость победителя над этой всегда эфемерной, ускользающей от счастья реальностью.

Очень много лет назад я как-то попросил своего младшего брата подсчитать, сколько крепких напитков упомянуто в «Трёх товарищах». Результат был, если не ошибаюсь, такой – коньяк добрым словом помянут – двадцать девять раз, шерри-бренди два раза, вина – четырнадцать раз, как и джин, херес, водка, которые мы объединили в один «разряд»; коктейлей разных «консистенций» выпито семь, ликёров четыре, совсем немного, раза, кажется, четыре – пиво. Но абсолютное первенство средь ремарковских пристрастий занял ром, – он удостоился тридцати трёх «попаданий» в авторский выбор. Как не вспомнить призыв Бодлера – «Опьяняйтесь!».

Вина и крепкие водки, легендарный кальвадос, благоухающий яблоками, – склонённость хайямовской чаши в ту откровенность, ту добрую открытость, которая бежит искристой пеной через край…

Когда Гребера и Элизабет обуревает возвышенное и грустное эпикурейство, вино становится ничем иным, как растворённым в бокалах солнцем.

Миг, стоящий жизни… Те, кто знает, что «внешний» мир зыбок, как мираж, могут создать в своей глубине иной иллюзорный, хрустально-сияющий вечерний мир. Они обретают то великое и мимолётное, что роднит богача и бедняка – миг самозабвенного слияния с красотой, с музыкой. Это то состояние, когда раскрываются горизонты перед вечерней зарей и у человека дрогнет сердце тоскующей болью о прекрасном, о сказочно-вечном. Вот почему «тени» и «лица», рождённые воображением Ремарка так спешат на праздник жизни.

Зов на пир во время чумы, зов мужественный, но и сентиментальный – ещё одна грань неисчерпаемого феномена Ремарка.

Однако при неисчерпаемости у творческого феномена Э.М. Ремарка есть Сердце, которое забилось в первой же ставшей широко известной книге, где читаем:

Земля! У тебя есть складки, и впадины, и ложбинки, в которые можно залечь с разбега и можно забиться как крот! Земля! Когда мы корчились в предсмертной тоске, под всплесками несущего уничтожение огня, под леденящий душу вой взрывов, ты вновь дарила нам жизнь, вливала её в нас могучей струёй! Смятение обезумевших живых существ, которых чуть не разорвало на клочки, передавалось тебе, и мы чувствовали в наших руках твои ответные токи и вцеплялись ответно в тебя пальцами и, безмолвно, боязливо радуясь ещё одной пережитой минуте, впивались в тебя губами!».

Настоящий трагический гимн Планете одного из её заблудших сынов. Взгляд с орлиного полёта. Выход в таинство всеощущения, осознания себя сыном Земли.

Вот где сердце духовного огня ремарковских произведений, в которых психологический регистр внезапно раскрывает спонтанно-медитативное ощущение мира в его сокровенном Единстве.

«Во внезапно наступившей тишине, которая вовсе не была тишиной, ему вдруг почудилось, что подземный толчок выбросил его из кратера вулкана, и что он плавно, как Икар, спускается вниз на Землю, раскрытые объятия Земли, спускается к той, что сидит где-то на трибуне, чьё имя, чей облик, чьи губы воплотили для него всю землю».

Так образ возлюбленной Клерфе Лилиан в «Жизни взаймы» обретает планетность. Она становится равнозначна Земле – женщине, матери, материи.

Такой феномен расширенного миропонимания выдвигает писателя в более высокий ряд, чем тот, принадлежащие к которому просто видят и отражают.

Сила обобщения восходит к Единству, которое наступает в «тишине, которая вовсе не была тишиной». Не о той ли тишине писал современник Ремарка Г. Гессе в «Степном волке», –

Мы во льду астральной тишины

Юности и старости не знаем,

Возраста и пола лишены…

Холодом сплошным объяты мы,

Холоден и звонок смех наш вечный…

Горести и радости отступают перед человеком, когда он близок к Тишине, к божественной ноте спокойствия, когда он стоит на грани, которая отделяет его от смерти, когда он «по ту сторону добра и зла».

… Большую часть жизни Эрих Мария Ремарк прожил вдали от родины. Он был изгнанником. В итальянской Швейцарии, в Порто-Ронко, где он лечился, его застал нацистский военный переворот 1933 года, свершившийся в Германии. Демократия, а вместе с ней и свобода слова были растоптаны, книги Ремарка сожжены, сам он лишён гражданства…

Знаменитая киноактриса Марлен Дитрих в книге воспоминаний, где каждой замечательной встрече её жизни посвящена отдельная глава, пишет о своём друге: «Ремарк был удивительно деликатный человек, с чуткой, ранимой душой и тонким талантом, в котором всегда сомневался. Мы были соотечественниками. Говорили на одном языке, который любили. Родной язык – это великая сила.

Впервые я встретила его в Венеции, в Лидо. Я приехала туда к Фон Штернбергу. Ремарк подошёл к моему столику и представился. Я чуть не упала со стула. Такое всё ещё случается со мной. На следующее утро я встретила его на пляже, куда пошла погреться на солнце и почитать любимого Рильке. Ремарк подошёл ко мне и, посмотрев на книгу, сказал не без иронии: “Как я вижу, Вы читаете хорошие книги!” – “Хотите, я вам прочту несколько стихотворений?” – предложила я. Он скептически посмотрел на меня. Киноактриса, которая читает?! Я читала ему наизусть “Пантеру”, “Леду”, затем “Осенний день”, “Первые часы”, “Могилу молодой девушки”, “Детство” – все мои любимые стихи. “Давайте уйдём отсюда и поболтаем” – предложил он. Я последовала за ним в Париж и теперь слушала его. Всё это было до войны».

Сколько раз вот так же главные персонажи его книг уводили, увозили своих подруг, своих избранниц…

Марлен Дитрих говорит, что писал он с большим трудом, иногда на одну фразу затрачивал часы… Этого совершенно не чувствуется в летящей, раскованной его манере, но поверим Дитрих, тем более что история литературы знает примеры, когда тяжело создававшийся роман выглядел со стороны, как лёгкая импровизация…

Далее Дитрих пишет, что летом 1939 года она со своей семьей и Ремарк были в городке Антиб. А на следующий год Ремарк по переполненной беженцами дороге привёз на своей «Лянче» дочь Дитрих в Париж… Начиналась новая война.

От войны, от насилия Ремарк и его герои, как правило, спасаются бегством всю жизнь. От первых книг до посмертного романа все, о ком идёт речь, сплошь так или иначе – «беженцы». Некоторые пытаются убежать в повседневность, но это мало кому удаётся, как вернувшимся с фронта солдатам в романе «Возвращение». Или доктор Равик из той же «Триумфальной арки», который бежит от нацизма в Париж… Но все они всё же бегут и от самих себя, и от разлада с самими собой, и от внешней опасности…

В Лос-Анджелесе, в Калифорнии, где он поселился, его как немца временно интернировали, ему запретили покидать гостиницу с шести вечера до шести утра.

Дитрих продолжает: «Ремарк стал первым беженцем, которого я взяла под своё покровительство. Для него я нашла дом, где он имел возможность встречаться с людьми и во время “запретных часов”.

Парадокс этой ситуации разрывал ему сердце. Его книги сжигались Гитлером, а он был интернирован в Америке.

Ремарк был мудрым, но это ни на йоту не уменьшало его скорби. Когда отменили запретные часы, он уехал в Нью-Йорк, а позднее – в Швейцарию. Покидал Америку не очень охотно, понимая, что принесли Европе страшные годы войны…

Беженцем в Америке Ремарк перестал быть в 1942 году, когда принял американское гражданство. В 1954 году он уехал в Европу, туда же, в Порто-Ронко, откуда началось его странствие. Там он пишет книгу за книгой. Выезжает в другие страны, бывает в Германии, в США…

В заключение скажем, что жизнь и память Европы первой половины XX века открывается ключами художественной прозы, среди которых далеко не последним видится ключ, который нашёл в глубине своей души Эрих Мария Ремарк, эпиграфом к собранию сочинений которого может служить единое слово – « всечеловечность ». Зов к ней – ключ и колокол ремарковского литературного наследия, оставленного им жизни и миру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *