О чем пишет гришковец
Евгений Гришковец
Писатель, драматург и сценарист, режиссер и актер театра и кино
искусство, история и культура
О Евгении
Евгений Валерьевич Гришковец — писатель, драматург и сценарист, режиссер и актер театра и кино. Родился 17 февраля 1967 года в Кемерово. Евгений — не только успешный писатель и режиссер, о чем свидетельствует полученная им театральная премия «Золотая маска» и включение его романа «Рубашка» в лонг-лист престижнейшей Букеровской премии, но и почетный гражданин сразу двух российских городов — Калининграда и Кемерово.
Ближайшие путешествия
Биография
Евгений Валерьевич Гришковец — писатель, драматург и сценарист, режиссер и актер театра и кино. Родился 17 февраля 1967 года в Кемерово. Евгений — не только успешный писатель и режиссер, о чем свидетельствует полученная им театральная премия «Золотая маска» и включение его романа «Рубашка» в лонг-лист престижнейшей Букеровской премии, но и почетный гражданин сразу двух российских городов — Калининграда и Кемерово.
Биография
Евгений Гришковец родился в Кемерово и с тех пор успел пожить в Санкт-Петербурге (тогда еще Ленинграде), на Дальнем Востоке и в Калининграде. В северную столицу семья Гришковцов приехала всего на несколько лет, пока отец писателя обучался в Ленинградском финансово-экономическом институте. Большую часть детства и юности Евгений провел в шахтерском Кемерово. По окончании школы поступил на филфак КемГУ, откуда на втором году обучения его и призвали в армию.
Служил Евгений в Тихоокеанском флоте в небольшом поселке на берегу Советской Гавани и на известном сейчас острове Русский. Отсюда, можно сказать, стартовала его творческая карьера, ведь армейские наблюдения легли в основу одного из самых успешных его спектаклей — «Как я съел собаку». Во время службы Евгений участвовал в местной самодеятельности. По возвращении из армии продолжил учебу в университете, где присоединился к студенческой студии пантомимы.
В 1990 году при Кузбасском политехническом университете Евгений Гришковец основывает небольшой театр «Ложа». За годы работы в этом проекте начинающий режиссер ставит с десяток спектаклей, в которых сам играет крайне редко, успевает объехать с гастролями Россию, а также участвует в различных театральных фестивалях.
Личная жизнь
Уже много лет Евгений состоит в браке. Вместе с женой Еленой, они воспитывают троих детей: сына Александра и дочерей Наталью и Марию. Вместе с семьей Евгений постоянно проживает в Калининграде.
Профессиональная деятельность
В 1998 году Евгений Гришковец перебирается из Сибири в европейскую часть России, но для жизни выбирает не шумную Москву, а спокойный Калининград. В столице он представляет собственный моноспектакль «Как я съел собаку». Театральная публика хорошо принимает постановку, и популярность Евгения Гришковца начинает стремительно расти.
Помимо работы над собственными моноспектаклями и большими постановками на сценах именитых московских театров, Евгений пишет сценарии и снимается в кино, выпускает романы, сборники пьес и рассказов, сочиняет стихи и участвует в записи музыкальных альбомов, а также ведет собственные телепрограммы. Но обо всем по порядку!
Спектакли Евгения Гришковца
Несмотря на то, что у широкой публики Евгений Гришковец известен, в первую очередь, как писатель, театральная режиссура — один из его основных видов деятельности. Как правило, постановки Гришковца — это моноспектакли, где он выступает сразу драматургом, режиссером и актером. Проходят они в формате своеобразного диалога со зрителями, где Евгений со сцены делится собственными жизненными наблюдениями и переживаниями. В постановках других режиссеров Гришковец почти не играет, разве что в кино.
Дебютный моноспектакль «Как я съел собаку» Евгений представил в Москве в 1998 году. Два года спустя за него он получил «Золотую маску», причем, сразу в двух номинациях! Кроме того, за «пропаганду российского флота» в этой постановке матроса Гришковца повысили в звании до старшины 2 статьи, что в сухопутных войсках приравнивается к младшему сержанту.
Еще за два спектакля «Планета» и «ОдноврЕмЕнно» Евгений был награжден научным сообществом за «популяризацию знаний и развитие научного мировоззрения». Позднее от моноспектаклей Гришковец перешел к игре в составе труппы: «По По» и «Планета». В отдельных постановках Евгений выступает только в роли драматурга и режиссера, а сам на сцену не выходит. Например, его спектакль «Весы», который идет на сцене МХТ им. Чехова.
1998 Как я съел собаку
1999 Зима | ОдноврЕмЕнно | Записки русского путешественника
2001 Планета | Дредноуты | Город
2004 Дядя Отто болен
2012 Прощание с бумагой
Библиография
За театральным успехом Евгения Гришковца последовало и признание его писательского таланта. В 2004 году увидела свет его первая книга «Рубашка». Этот городской роман в России назвали «Дебютом года». Кроме того, он был переведен на английский язык и прошел отбор на самую престижную литературную премию мира — «Букер». Второй роман «Асфальт», вышедший в 2008 году, тоже не остался без внимания публики и получил заслуженные награды.
Помимо романов и рассказов, Евгений Гришковец выпустил сборники пьес, ставшие основой для его театральных постановок: «Зима», «Весы» и «Как я съел собаку». На основе его записей в ЖЖ, который был необычайно популярен в период расцвета сервиса, было издано несколько сборников в жанре мемуаров: «Год жжизни», «Лето-лето и другие времена года», «151 эпизод ЖЖизни».
В печатном виде вышел и сценарий к фильму «Сатисфакция», рассказывающий про двух друзей-бизнесменов. Режиссером кинодрамы стала Анна Матисон, вместе с которой годом ранее Евгений поставил спектакль «Дом». Ну и отдельной частью писательской карьеры Евгения Гришковца стали стихи, которые позднее превратились в популярные музыкальные произведения.
1998 пьесы Как я съел собаку
2004 роман Рубашка
2006 рассказы Планка
2007 рассказы Следы на мне
2008 роман Асфальт
2008 дневник Год жжизни
2009 дневник Продолжение жжизни
2010 сценарий Сатисфакция
2011 мемуары 151 эпизод ЖЖизни
2012 мемуары От жжизни к жизни
2012 эссе Письма к Андрею. Записки об искусстве
2013 мемуары Почти рукописная жизнь
2014 пьесы Уик энд
2014 дневник Одновременно: жизнь
2015 дневник Избранные записи
2017 дневник Лето-лето и другие времена года
2018 пьесы Весы и другие пьесы
2018 роман Театр отчаяния. Отчаянный театр
Фильмы Евгения Гришковца
2002. детектив. Азазель. Ахимас Вельде, наемный убийца
2003. мелодрама. Прогулка. Сева
2005. мелодрама. Не хлебом единым. Следователь
2005 драма. В круге первом. Писатель Галахов
2008. криминальная драма. XIII месяцев. Друг главного героя Штейн
2009. мелодрама. Окна. Литературный редактор Александр Семенович
2009. комедия. Настроение улучшилось. Рассказчик
2010. мелодрама. Сатисфакция. Бизнесмен Верхозин, главный герой
2014. документальный фильм. Я – местный. Кемерово. Рассказчик
2016. драма. Разбуди меня. Голова
2017. телесериал. Частица вселенной. Священник на Байконуре — отец Иоанн
2018. телесериал. Обычная женщина. Артем, муж главной героини
Музыка и песни
Стоит отметить, что сам Евгений отмечал, что эти музыкальные произведения исполняются «голосом не поющего человека». И действительно, больше они походят на монологи и разговоры со слушателями под музыкальный аккомпанемент. Проект просуществовал вплоть до 2012 года, когда официально дал свой последний концерт.
После этого началась совместная работа с грузинским коллективом «Мгзавреби», с которым Евгений выступает до сих пор. Среди самых известных их песен — «Сообщение другу» и «Мегаполис регги». Кроме того, Гришковец стал соавтором и соисполнителем еще одного хита — «На заре», кавера на песню 1980-х годов, исполняемую группой «Альянс». В записи этой композиции также принимал участие Рейнарс Кауперс, лидер латышской группы Brainstorm.
Премии и награды
1999. литературная премия «Антибукер». За пьесы «Записки русского путешественника» и «Зима» в номинации «Три сестры» (драматургия).
2000. театральная премия «Золотая маска». В номинации «Новация» (категория «Драма»), а также специальный «Приз критики» — оба за постановку «Как я съел собаку».
2000. премия в области литературы и искусства «Триумф». Поощрительный грант молодежной премии «Триумф» за высшие достижения в литературе и искусстве.
2004. лонг-лист Букеровской премии. Книга «Рубашка» включена в лонг-лист номинантов на самую престижную литературную премию мира «Букер» и заслужила звание «Дебют года».
2007. медаль «Символ науки». В номинации «Человек искусства» за популяризацию научных знаний в спектаклях «Планета» и «ОдноврЕмЕнно».
2007. общенациональная премия «Русский бриллиант». В номинации «Исключительность» за вклад в настоящее и будущее России.
2009. премия «Серебряный слиток». За роман «Асфальт» от радиостанции «Серебряный дождь».
2011. звание «Почетный гражданин» Евгений Гришковец стал почетным гражданином Калининграда.
2018. звание «Почетный гражданин». Евгению Гришковцу присуждено звание почетного гражданина Кемерово.
Евгений Гришковец: «Весь мой жизненный опыт сейчас практически бесполезен»
Новую пластинку артисты записали во время пандемии, причем работали они над ней удаленно. По просьбе Гришковца композитор Максим Сергеев сочинял музыку на конкретную тему, а после Евгений писал тексты. До пандемии планировались концерты, в которых должна была принимать участие дочь Гришковца, Наталья, как бэк-вокалистка. Все это не случилось и стало поводом для довольно грустного монолога писателя, режиссера и актера. Да, Гришковец не внес в этот текст ни одной правки.
Когда мы общались два года назад, вы воссоединились с группой «Бигуди», и вот в конце мая выпустили новый совместный альбом. Во-первых, поздравляю, а во-вторых, вопрос — как обстоят дела с коллаборацией с вашей дочерью Наташей, которая тогда записала с вами один трек, вы еще говорили, что она НЕГришковец — Наталья Евгеньевна Гришковец.
Да, она собиралась петь бэк-вокал и выступать. Она отрепетировала песню «На заре» и великолепно ее пела. Другое дело, что ничего этого не было реализовано: все концерты были отменены, а музыкантов пришлось распустить. И ничего из запланированного не произошло и вряд ли произойдет.
Просто мы не можем сейчас собрать коллектив непонятно для чего. То есть, скорее всего, концертной деятельности у «Бигуди» в ближайшее время не предполагается, потому что…
Потому что нет никакой внятной…
Возможности выступать, да.
Если исключить вот этот очень обидный факт с подключением Натальи к вашему проекту, вы считали, сколько вы во время пандемии потеряли? Потому что вы как раз тот артист, который жил во многом за счет зрителя.
Я не буду подсчитывать, сколько мы потеряли и что нашли. Было просто тяжело пройти запрет на профессию, когда не было заработков. Это было очень трудно, это было очень обидно. Я могу сказать, что мы жили в ощущении абсолютного социального предательства, потому что у нас не было возможности работать, зарабатывать. И заниматься какими-то суетливыми делами — что-то делать онлайн, уходить в какое-то блогерство, делать еще какие-то лукавые вещи я не собирался и не стал.
Потому что это все лукавство. Переносить спектакль со сцены в онлайн — это лукавство.
Можно ведь специально сделать для онлайна что-то.
Можно делать что-то специально, но ничего хорошего из этого ни у кого не получилось, потому что это невозможно. Невозможно. Театр должен и может существовать, — ну, его как греки придумали, вот так он и может существовать. И все. Если что-то препятствует театру, значит, театр не может работать. Пандемия, война, какие-то еще другие обстоятельства.
В войну театры работали, например, в виде фронтовых бригад.
Это были концерты, это не были спектакли. Полноценный спектакль может идти только в театре.
Но во фронтовых бригадах не было никакого лукавства.
Я скорее о том, что даже во время войны у артистов был контакт со зрителем, а в пандемию он был невозможен. Что вам помогло не сойти с ума?
Сходить с ума — я же не какая-то там кисейная барышня, чтобы сойти с ума. Да нет, ну как? Все можно пережить. С потерями, не потерями, с переживаниями, страданиями — все можно пережить. Просто нельзя, невозможно веселиться, когда у тебя кто-то болеет или кто-то умер. Такие переживания, такие события надо переживать. Любые трагические события надо переживать как-то. Не все можно пережить, но можно остаться жить. Потерю близких и родных до конца пережить невозможно. Здесь было такое. Я очень тяжело пережил и продолжаю переживать то, что произошло. (Пауза.)
Я возмущен. Я возмущен тем (и я постоянно про это говорю), что то, что произошло и происходит в мире, — это произвол и разгул чиновничества. И мы как граждане разных стран (а в России еще не самая худшая ситуация) продемонстрировали свою апатию, бессилие, беспомощность и нежелание бороться с чиновничьим беспределом. Потому что большинство здравомыслящих людей понимало, что большинство мер, которые были приняты, не имели никакого смысла, что все это было… Как сказать? Ну да, люди понимали отсутствие здравого смысла в действиях и принятых решениях. Если работает транспорт, нет смысла закрывать театр. Если работает весь бизнес, связанный с большим скоплением людей, почему ограничивают работу концертных залов? В больших самолетах, которые летают на дальние расстояния, больше 200 человек — а это зал среднего театра, маленького какого-нибудь, камерного.
А в музеях днем часто вообще никого нет, кроме смотрителей.
Вот-вот. И так далее. Но экспонатам в музеях, в общем, все равно. Тем более — великим шедеврам, которым по много веков. Если на них пару лет никто не посмотрел — от них не убудет. А у живого человека, артиста, исполнителя, композитора, музыканта каждый год жизни — это неповторимый год, их не так много выписано. Поэтому я могу сказать, что я оскорблен тем, что происходило, и ничего хорошего в том, что происходило и происходит, не вижу. Это очень плохой урок для человечества, и вышли мы из этого недостойно. Я так считаю.
Мы жили в ощущении абсолютного социального предательства, потому что у нас не было возможности работать, зарабатывать.
Творческое многообразие Евгения Гришковца
Вся жизнь Евгения Гришковца неразрывно связана с искусством. Он известен как писатель, актер, драматург, режиссер, музыкант и даже блоггер. Откуда же взялись все эти увлечения, и что является главной движущей силой в повседневной и творческой жизни человека по имени Евгений Гришковец?
Родился Евгений Гришковец 17 февраля 1967 года в городе Кемерово. Родители его на тот момент были студентами-второкурсниками. По словам самого Евгения, у них была очень дружная семья. Его родители никогда не бросали его одного и не «сбрасывали» на плечи бабушек и дедушек. Их небольшая семья жила небогато, но дружно. И в этом, по словам Гришковца, и заключалось их главное благополучие. Когда его отец В. Б. Гришковец, будущий кандидат экономических наук, поступил в аспирантуру Санкт-Петербургского экономического университета, вся семья переехала в северную столицу. Этот период своей жизни Евгений Гришковец вспоминает, как период ностальгии по родному городу Кемерово, однако по возвращению домой это чувство сменилось желанием вернуться обратно в Ленинград: «Я был оторван от Кемерова, куда очень хотел, а потом, когда вернулся в Кемерово из Ленинграда, уже обратно хотел в Ленинград все время. Там, в Ленинграде я пошел в 74-ю школу. И еще я ходил в детский сад, недалеко от которого делали конфеты, которыми пропах даже сам детский сад. Я помню, возвращение из Ленинграда в Кемерово было очень удивительным: в Кемерове я говорил, что я из Ленинграда, и ко мне все очень уважительно относились и ждали от меня каких-то особенных знаний по всем предметам. Тогда еще из Ленинграда у меня осталась школьная форма: тогда поменяли форму, была серая суконная, а стала синяя, с нарисованными учебничками на плече. Я приехал с этой формой, а в Кемерове все еще год ходили в серой. В Кемерове, на тот момент, я был очень модный».
Окончив в 1984 году гимназию № 21, Евгений поступил на филологический факультет Кемеровского государственного университета. На третьем курсе в 1987 году был призван на службу в армию. Три года он проходил службу в составе Тихоокеанского флота на острове Русский, в посёлке Заветы Ильича. Во время службы Гришковец принимал активное участие в концертах художественной самодеятельности. Впоследствии он говорил, что склонен был расценивать это время, как потерянное, ничего ему не давшее в жизни. Однако позже осознал и называл службу в армии важным опытом в своей жизни и судьбе. Армия сформировала характер Гришковца, а также стала важным подспорьем для многих его книг и театральных спектаклей. Его моноспектакль «Как я съел собаку», сыгравший ключевую роль в его творческой биографии, полностью основан на воспоминаниях о службе в армии. И когда в 1998 году моноспектакль «Как я съел собаку» был поставлен в театре Российской армии, то бывшему матросу Евгению Гришковцу присвоили воинское звание сержант с формулировкой «за пропаганду российского флота».
Возвратившись в 1988 году домой, Евгений продолжил учёбу в университете, параллельно занимаясь в театральной студии и играя небольшие роли в театре пантомимы. Однако Гришковцу хотелось расширить свои творческие возможности, и вскоре он уехал в Германию. В городе Кельн изучал немецкий язык, знакомился с творчеством европейских театров и пытался закрепиться в новой стране. Но жизнь в Германии оказалась совсем не похожей на его мечты, и в 1990 году Евгений вернулся в Кемерово. Здесь Гришковец создал авторский театр «Ложа», который вплоть до 1997 года ставил по два спектакля в год и часто гастролировал по России.
После участия в съемках картины «Убить русского», которая стала его дебютной работой в кино, Гришковец в 1998 году переехал в Калининград, где начал работать над созданием новых спектаклей. Живя в Калининграде, он часто бывал на гастролях со своими театральными работами не только в городах России, но и Европы, принимал участие во многих престижных театральных фестивалях в Авиньоне, Вене, Париже, Брюсселе, Цюрихе, Мюнхене, Берлине.
На московском фестивале «Золотая маска», Евгений представил на суд зрителей свой моно-спектакль «Как я собаку съел». Эта театральная работа была очень тепло принята зрителями и критиками, и Гришковец получил сразу две награды фестиваля в номинациях: «Новация» и «Приз критиков». А за показ всех моноспектаклей Евгения Гришковца в один день фестиваля «Золотая маска», он внесён в книгу рекордов Гиннесса.
После этого успеха Евгений Гришковец стал настоящей звездой театральной сцены. Следующая его работа, названная «ОдноврЕмЕнно», повторила успех дебютного спектакля и в полной мере раскрыла творческую манеру Гришковца-драматурга. О своём месте в современном искусстве сам же Евгений сказал так: «Я считаю, что я принадлежу важному направлению российской гуманистической литературы. Это от Бунина, Чехова».
Продолжая их традиции, Гришковец также пишет истории из жизни – смешные, трагические, нелепые. В центре его внимания – человек в его повседневности, задерганный буднями и, забывающий о себе.
В 2012 году был поставлен новый спектакль «Прощание с бумагой», в котором Евгений Гришковец размышляет о том, как электронные носители вытесняют бумажные. Пустота, по мнению автора, сопровождает технический прогресс и ведет каждого отдельного человека к небытию. А в спектакле «Шепот сердца» уже вполголоса или шепотом, Гришковец рассуждает о жизни от имени «сердца».
С моно-спектаклями: «ОдноврЕмЕнно», «Зима», «Записки русского путешественника», «Осада», «Дядя Отто болен» и другими, Гришковец выступает не только в России, но и в Австрии, Англии, Германии, Израиле, Польше.
Выступая с театральными спектаклями, Евгений Гришковец в эти годы также много работал и над созданием своих литературных произведений. Его первая книга «Рубашка» вышла в Москве в 2004 году. В этой работе перед читателем раскрывается уже знакомый мир Гришковца, наполненный монологами о сути вещей, беседами, остроумными жизненными ситуациями и оптимизмом, который неизменно помогает главному герою находить выход из любых сложных обстоятельств. Роман «Рубашка» был назван дебютом года в России и включен в число номинантов премии «Букер».
Серия книг Гришковца: « Год жжизни», «Продолжение жжизни». «151 эпизод ЖЖизни», «От жжизни к жизни», «Почти рукописная жизнь» и «Одновременно: жизнь», была выпущена на основе его интернет-дневников.
В 2014 году вышли новые книги: сборник «Боль», состоящий из повести и двух рассказов, пьеса «Уик энд», написанная в соавторстве с Анной Матисон и книга «Сатисфакция» (сценарий одноимённого фильма).
Гришковец пишет современные истории о смешных и трагических пустяках, из которых состоит наша жизнь. Бытовая ссора, хронический недосып, разбитая банка с маринованными огурцами… Любая ерунда под пристальным взглядом писателя приобретает размах почти эпический, заставляет остановиться на бегу и глубоко-глубоко задуматься.
Как отметил литературный критик Ян Шекман: «…проза Евгения Гришковца является лучшим лекарством для человека, уставшего от жизненной гонки, за которой он не успевает остановиться и взглянуть на себя в зеркало. Но, соприкасаясь с отражением собственной жизни в литературных героях Гришковца, зритель понимает, что даже незначительные эпизоды, если посмотреть на них с юмором и наблюдательностью, приобретают новый, глубокий смысл».
Верный своему творческому разнообразию, Гришковец проявил себя и как киноактер. В общей сложности он снялся уже более чем в 10 картинах и в нескольких видеоадаптациях собственных спектаклей. Участие в самой известной ленте «Азазель» по роману Б. Акунина, Евгений Валерьевич вспоминать не любит. По его словам, снимали сериал весело, а фильм получился скверным. В 2003 году он сыграл Севу в «Прогулке» А. Учителя. В 2005-м Гришковец сыграл писателя Галахова в сериале Глеба Панфилова «В круге первом», снятом по мотивам романа А. Солженицына. В 2016 году Гришковец принял участие в двух фильмах: документальном – «Разбуди меня» и художественном – «Частица вселенной», где сыграл отца Иоанна.
С января 2006-го по март 2007 года Гришковец вёл на телеканале СТС свою авторскую передачу «Настроение с Евгением Гришковцом». В рамках своей передачи за 2 минуты он читал по одному монологу на разные темы.
Несколько лет Евгений вел свой блог в «Живом Журнале» В феврале 2011 года он объявил о закрытии своего блога и начал публикации записей на сайте odnovremenno.com. Туда же был перенесён и архив записей из «Живого Журнала».
Летом 2012 года Евгений Гришковец принял участие в экспедиции под названием «Русская Арктика» в дальнее Заполярье на судне «Профессор Молчанов». Изначально экспедиция имела одну цель: высчитать всех белых медведей. Во время экспедиции Е. В. Гришковец вел дневник, который в дальнейшем вошел в книгу «Почти рукописная жизнь».
Глядя на то, как развивается творчество драматурга, режиссера, актера, писателя, музыканта Евгения Валерьевича Гришковца, можно с уверенностью сказать, что он еще не раз удивит всех своим многогранным творчеством.