О чем пишет чуковский
Корней Чуковский
Корнейчуков Николай Иванович
Российский поэт. Публицист. Литературный критик. Переводчик. Детский писатель. Самый издаваемый в России автор детской литературы. Лауреат ряда государственных премий и кавалер орденов. Известен по произведениям «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-цокотуха», «Бармалей».
Корней Чуковский родился 31 марта 1882 года в городе Санкт-Петербург. Мальчик появился на свет в семье Эммануила Левенсона, в доме которого служила полтавская крестьянка Екатерина Корнейчукова, мать будущего поэта. Свое детство провел в Одессе. В гимназии подружился с Борисом Житковым, который также стал знаменитым детским писателем. В 1903 году молодой человек отправился в Петербург с намерением заняться литературной деятельностью.
В 1906 году Корней Иванович поселился в поселке Репино, пригороде Санкт-Петербурга, где познакомился с художником Ильей Репиным. Именно Чуковский убедил Репина серьезно отнестись к своему писательству и подготовить книгу воспоминаний «Далекое близкое». В Куоккале писатель прожил около десяти лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала»: название рукописного юмористического альманаха, который вел до последних дней своей жизни.
Корней Чуковский нашел себе подходящую работу, став корреспондентом газеты «Одесские новости». Весь 1916 год провел в Великобритании, Франции, Бельгии, работая военным корреспондентом газеты «Речь».
Вернувшись в Санкт-Петербург, в 1917 году, Чуковский по предложению Максима Горького стал руководителем детского отдела издательства «Парус». Именно после революции псевдоним «Корней Иванович Чуковский» стал настоящим именем поэта. Его дети носили фамилию Чуковских и отчество Корнеевич и Корнеевна.
С 1917 года Чуковский начал писать свой многолетний труд о Николае Некрасове, своем любимом поэте. Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова. Чуковский закончил работу над ним только в 1926 году, переработав массу рукописей и снабдив тексты научными комментариями. Монография «Мастерство Некрасова», много раз переиздавалась, а позднее Чуковский удостоился за нее Ленинской премии.
После 1917 года удалось опубликовать значительную часть стихов Николая Некрасова, которые либо были ранее запрещены царской цензурой, либо на них наложено «вето» правообладателями. Примерно четверть известных в настоящее время стихотворных строк Некрасова введена в оборот именно Корнеем Чуковским. Кроме того, в 1920-е годы им обнаружены и изданы рукописи прозаических сочинений Некрасова: «Жизнь и похождения Тихона Тросникова», «Тонкий человек».
Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда уже стал известным критиком. В начале 1917 года составил сборник «Елка» и написал свою первую сказку «Крокодил». Не совсем обычные образы, четкий ритм делали его стихи быстро запоминающимися. Поэт писал все новые и новые произведения: «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха» под названием «Мухина свадьба», «Бармалей», «Федорино горе», «Телефон», «Айболит», с 1929 года под названием «Приключения Айболита».
В жизни Чуковского к началу 1930-х годов появилось еще одно увлечение: изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Корней Иванович записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти».
Помимо детских произведений Чуковский занимался переводами, публицистикой и написанием историко-литературных работ и мемуаров. В 1962 году стал почетным доктором литературы Оксфордского университета. Награжден многими государственными наградами Советского Союза.
В 1966 году Чуковский подписал письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю Центрального Комитета Леониду Брежневу против реабилитации Сталина.
Детский писатель Корней Иванович Чуковский умер 28 октября 1969 года от вирусного гепатита в Кунцевской больнице. Похоронен на кладбище в Переделкине.
Орден Ленина (29.03.1957)
Четыре ордена Трудового Красного Знамени (31.01.1939; 28.03.1962; 15.07.1965; 28.10.1967)
В Великобритании удостоен Почетной степени доктора литературы Оксфордского университета
О чем пишет чуковский
Как лингвист в 1962 году Чуковский написал остроумную и темпераментную книгу о русском языке «Живой как жизнь», в которой резко раскритиковал так называемые «канцеляриты» — бюрократические речевые штампы.
Историк и литературный критик
Писатель 10 лет жил в финском городке Куоккала, где близко познакомился с художником Ильей Репиным и писателем Владимиром Короленко. От сочетания фамилии писателя «Чуковский» и названия местечка «Куоккала» Репин образовал слово «Чукоккала» — и именно так Чуковский назвал свой рукописный юмористический альманах, в котором писал о выдающихся деятелях искусства XX века. Чуковский вел «Чукоккалу» с 1914 по 1969 год.
В 1908 году писатель опубликовал серию критических очерков об Антоне Чехове, Константине Бальмонте, Александре Блоке, Александре Куприне, Максиме Горьком, Валерии Брюсове и других русских литераторах — и эти очерки вошли в сборник Чуковского «От Чехова до наших дней». После революции 1917 года писатель издал серьезные исследования творчества его современников: «Книгу об Александре Блоке» и труд «Ахматова и Маяковский».
В 1917 году Чуковский начал работать над исследованием творчества своего любимого поэта Николая Некрасова, которое длилось целых девять лет. Монография «Мастерство Некрасова», вышедшая в 1952 году, переиздавалась множество раз, а в 1962 году Чуковский был награжден за нее Ленинской премией.
Детский психолог
Впервые книгу о детской речи «От двух до пяти» Чуковский издал в 1928 году. Он считал, что детство — это прекрасное время, а вовсе не «непристойная болезнь, от которой ребенка необходимо лечить».Чуковский едва ли не первым использовал психологические методы в изучении языка и стихотворчества детей.
В каждой главе писатель раскрыл одну из граней детской речи и образа мышления. Например, глава «Сто тысяч почему» рассказывает о том, что ребенок с его жадностью к новым знаниям способен в течение двух с половиной минут задавать «с пулеметной скоростью» десятки вопросов. По мере взросления многочисленные «Почему?», «Зачем?», «Как?» возникают все реже; взрослые и вовсе порой исключают их из своего лексикона. А в главе о детском стихосложении писатель доказал интерес и привязанность детей к созвучным строчкам. Для ребенка игра в рифмы — такая же обычная жизненная потребность, как «кувыркание или махание руками».
— И почему перчатки? Надо пальчатки. — Ты, мама, у меня лучшевсехная!— Я ещё не отсонилась.— Я люблю чеснок: он пахнет колбасой.— Женщина — русалка. Мужчина — русал.
Корней Чуковский, отрывки из книги «От двух до пяти»
Лингвист, переводчик и теоретик художественного перевода
Благодаря Чуковскому сегодня мы читаем на русском многих зарубежных классиков — Оскара Уайльда, Марка Твена, Артура Конан Дойля, Редьярда Киплинга, Джона Китса, Роберта Льюиса Стивенсона.
В 1936 году писатель занимался теорией художественного перевода. В результате исследований и анализа личного опыта он написал книгу «Искусство перевода», которая в послевоенном переиздании получила название «Высокое искусство». В ней Чуковский анализировал переводы как иностранной литературы на русский язык, так и русской — на иностранные, которые до сих пор делают этот труд актуальным и практически полезным для переводчиков и литературных редакторов.
«Но, конечно, всех этих переводчиков превзошла американка мисс Мэриан Фелл, которая лет через десять после смерти Чехова опубликовала в США его произведения в своем переводе. Там она сторицей отомстила своим русским коллегам за все их ошибки и промахи. Поэт Батюшков, упоминаемый Чеховым, стал у нее православным попом (она смешала «Батюшков» и «батюшка»), генерал Жомини превращен в Германию (она смешала Jomiini и Germany), а Добролюбов превратился в святого «добролюбца» Франциска Ассизского!»
Корней Чуковский, «Высокое искусство»
Как лингвист в 1962 году Чуковский написал остроумную и темпераментную книгу о русском языке «Живой как жизнь», в которой резко раскритиковал так называемые «канцеляриты» — бюрократические речевые штампы.
Историк и литературный критик
Писатель 10 лет жил в финском городке Куоккала, где близко познакомился с художником Ильей Репиным и писателем Владимиром Короленко. От сочетания фамилии писателя «Чуковский» и названия местечка «Куоккала» Репин образовал слово «Чукоккала» — и именно так Чуковский назвал свой рукописный юмористический альманах, в котором писал о выдающихся деятелях искусства XX века. Чуковский вел «Чукоккалу» с 1914 по 1969 год.
В 1908 году писатель опубликовал серию критических очерков об Антоне Чехове, Константине Бальмонте, Александре Блоке, Александре Куприне, Максиме Горьком, Валерии Брюсове и других русских литераторах — и эти очерки вошли в сборник Чуковского «От Чехова до наших дней». После революции 1917 года писатель издал серьезные исследования творчества его современников: «Книгу об Александре Блоке» и труд «Ахматова и Маяковский».
В 1917 году Чуковский начал работать над исследованием творчества своего любимого поэта Николая Некрасова, которое длилось целых девять лет. Монография «Мастерство Некрасова», вышедшая в 1952 году, переиздавалась множество раз, а в 1962 году Чуковский был награжден за нее Ленинской премией.
«Настало время суда над Некрасовым, ибо только суд прекратит недомолвки и слухи, чудовищно порочащие его репутацию. Свидетельских показаний накопилось огромное множество, пора подвергнуть их самой внимательной критике, отделить клевету от правды. Посмотрим же, что за человек был Некрасов и в чем обвиняли его».
Корней Чуковский, «Мастерство Некрасова»
Детский психолог
Впервые книгу о детской речи «От двух до пяти» Чуковский издал в 1928 году. Он считал, что детство — это прекрасное время, а вовсе не «непристойная болезнь, от которой ребенка необходимо лечить».Чуковский едва ли не первым использовал психологические методы в изучении языка и стихотворчества детей.
В каждой главе писатель раскрыл одну из граней детской речи и образа мышления. Например, глава «Сто тысяч почему» рассказывает о том, что ребенок с его жадностью к новым знаниям способен в течение двух с половиной минут задавать «с пулеметной скоростью» десятки вопросов. По мере взросления многочисленные «Почему?», «Зачем?», «Как?» возникают все реже; взрослые и вовсе порой исключают их из своего лексикона. А в главе о детском стихосложении писатель доказал интерес и привязанность детей к созвучным строчкам. Для ребенка игра в рифмы — такая же обычная жизненная потребность, как «кувыркание или махание руками».
— И почему перчатки? Надо пальчатки.— Ты, мама, у меня лучшевсехная!— Я ещё не отсонилась.— Я люблю чеснок: он пахнет колбасой.— Женщина — русалка. Мужчина — русал.
Корней Чуковский, отрывки из книги «От двух до пяти»
Корней Чуковский: биография, творчество, значение в литературе. Сказки Чуковского
Корней Иванович Чуковский ― советский и русский литературный критик, поэт, переводчик, журналист. Наиболее известен как автор детских литературных произведений в стихах, которые пользуются популярностью и среди наших современников: «Тараканище», «Бармалей», «Муха-цокотуха», «Федорино горе».
Ранние годы
Николай Корнейчуков (так звали писателя при рождении) появился на свет в марте 1882 года в Санкт-Петербурге. Носил фамилию матери, поскольку Екатерина Осиповна официально в браке не состояла. Отцом будущего литератора был одессит Эммануил Левенсон. Пара состояла в отношениях несколько лет, в гражданском браке появилась также сестра Николая ― Мария.
После расставания родителей Коля с матерью и сестрой перебирается в Одессу, где посещает детский сад мадам Бехтеевой, а потом учится во второй городской гимназии. В школьные годы знакомится и заводит приятельские отношения с Борисом Житковым и Владимиром Жаботинским.
Личная жизнь
У Корнея Ивановича был единственный брак ― с Марией Борисовной Гольдфельд. У пары было четверо детей: сыновья Николай и Борис, а также дочери Лидия и Мария. Маруся умерла в ранние годы от последствий туберкулеза костей.
Профессиональная деятельность
В начале своей карьеры Чуковский трудился на ниве журналистики, публикуясь с 1901 года в «Одесских новостях». Два года спустя переезжает с женой в Лондон ― будучи единственным сотрудником со знанием английского, Корней Иванович стал корреспондентом родного издания на берегах Туманного Альбиона.
Возвращение в Одессу состоялось накануне революции 1905 года. В течение следующего года журналист перебирается в Санкт-Петербург и издает собственный сатирический журнал. На страницах «Сигнала» мелькали имена Тэффи, Федора Сологуба и А. И. Куприна.
Литературоведение, переводческая деятельность
После революции Чуковский издает переводы и занимается литературной критикой, пишет очерки. Многие детские книги англоязычных писателей были переведены и адаптированы именно Корнеем Ивановичем, в том числе произведения Марка Твена, Редьярда Киплинга, Оскара Уайльда. Издавал труды по теории перевода («Высокое искусство»).
Перу критика Корнея Чуковского принадлежат очерки и полноценные книги о Блоке, Чехове, Ахматовой, Маяковском, Горьком, Брюсове. Много писал о любимом поэте ― Николае Некрасове.
Детские произведения: сказки Корнея Чуковского
Писать книги для детей Чуковский начал относительно поздно, когда уже был известен как журналист и литературный критик. Первой сказкой, вышедшей из-под пера автора знаменитых детских книг в 1916 году, был «Крокодил». Потом одна за одной были изданы «Мойдодыр», «Тараканище» и «Бармалей».
Педагоги и литераторы того времени отрицательно восприняли своеобразную манеру писателя и окрестили стиль сказок «чуковщиной», чем вынудили автора временно отказаться от создания характерных для его стиля изложения стихотворных произведений.
Перу К. И. Чуковского, который также интересовался детской психологией и теорией развития, принадлежит труд, посвященный детской речи ― книга «От двух до пяти» (1933).
Умер литератор осенью 1969 года. Могила писателя находится в подмосковном Переделкино.
Корней Чуковский
Биография
Снискавший славу детского поэта Корней Чуковский долгое время был одним из самых недооценённых писателей серебряного века. Вопреки расхожему мнению, гений творца проявлялся не только в стихотворениях и сказках, но и в критических статьях.
Писатель Корней Чуковский
В силу непарадной специфики творчества государство на протяжении всей жизни литератора пыталось дискредитировать его труды в глазах общественности. Многочисленные исследовательские работы позволили взглянуть на именитого деятеля искусств «другими глазами». Сейчас произведениями публициста зачитываются как люди «старой закалки», так и молодежь.
Детство и юность
Николай Корнейчуков (настоящее имя поэта) появился на свет 31 марта 1882 года в северной столице России – городе Санкт-Петербурге. Мать Екатерина Осиповна, будучи прислугой в доме именитого врача Соломона Левенсона, вступила в порочную связь с его сыном Эммануилом. В 1799 году женщина родила дочь Марию, а через три года подарила гражданскому мужу наследника Николая.
Портрет Корнея Чуковского
Несмотря на то, что отношения отпрыска благородного семейства с крестьянкой в глазах общества того времени выглядели вопиющим мезальянсом, вместе они прожили семь лет. Дед поэта, не желавший родниться с простолюдинкой, в 1885 году без объяснения причины выставил невестку на улицу с двумя малышами на руках. Так как Екатерина не могла себе позволить отдельное жильё, вместе с сыном и дочерью она уехала к родственникам в Одессу. Много позже в автобиографической повести «Серебряный герб» поэт признается, что южный город так и не стал ему родным.
Корней Чуковский в детстве
Детские годы писателя прошли в атмосфере разрухи и нищеты. Мать публициста посменно работала то швеёй, то прачкой, но денег катастрофически не хватало. В 1887 году мир увидел «Циркуляр о кухаркиных детях». В нём министр просвещения И.Д. Делянов рекомендовал директорам гимназий принимать в ряды учащихся лишь тех детей, чьё происхождение не вызывало вопросов. Из-за того, что Чуковский под данное «определение» не подходил, в 5-м классе его исключили из привилегированного учебного заведения.
Корней Чуковский в молодости
Дабы не слоняться без дела и приносить пользу семье, юноша брался за любую работу. В числе амплуа, которые на себя примерил Коля, был и разносчик газет, и чистильщик крыш, и расклейщик афиш. В тот период молодой человек начал интересоваться литературой. Он зачитывался приключенческими романами Александра Дюма, изучал работы Ницше и Энгельса, а вечерами под шум прибоя декламировал стихи Эдгара По.
Сказочник Корней Чуковский
Помимо прочего, феноменальная память позволила юноше выучить английский язык так, что он переводил тексты с листа, ни разу не запинаясь. Тогда Чуковский ещё не знал, что в самоучителе Олендорфа отсутствовали страницы, на которых подробно описывался принцип правильного произношения. Поэтому когда спустя годы Николай посетил Англию, факт того, что местные жители практически его не понимали, невероятно удивил публициста.
Журналистика
В 1901 году, вдохновившись произведениями любимых авторов, Корней пишет философский опус. Друг поэта Владимир Жаботинский, прочитав труд от корки до корки, отнёс его в газету «Одесские новости», положив тем самым начало 70-летней литературной карьере Чуковского. За первую публикацию поэт получил 7 рублей. На немалые по тем временам деньги молодой человек купил себе презентабельного вида штаны и рубашку.
Через два года работы в газете Николай в качестве корреспондента «Одесских новостей» был командирован в Лондон. На протяжении года он писал статьи, изучал зарубежную литературу и даже переписывал каталоги в музее. За период командировки было опубликовано восемьдесят девять работ Чуковского.
Корней Чуковский в оксфордовской шапочке
Писатель настолько сильно полюбил британский эстетизм, что через много-много лет перевёл труды Уитмена и Киплинга на русский язык, а также стал редактором первого четырёхтомника Оскара Уайльда, который в мгновение ока приобрёл статус настольной книги во всех любящих литературу семьях.
В марте 1905 года писатель перебирается из солнечной Одессы в дождливый Санкт-Петербург. Там молодой журналист быстро находит себе работу: устраивается корреспондентом в газету «Театральная Россия», где в каждом номере публикуются его отчёты о просмотренных спектаклях и прочитанных книгах.
Корней Чуковский
Субсидия певца Леонида Собинова помогла Чуковскому выпустить в свет журнал «Сигнал». В издании печаталась исключительно политическая сатира, а среди авторов числились Александр Куприн, Фёдор Сологуб и даже Тэффи. За двусмысленные карикатуры и антиправительственные произведения Чуковский был арестован. Именитый адвокат Грузенберг сумел добиться оправдательного приговора и через девять дней вызволить писателя из заключения.
Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков
Далее публицист сотрудничал с журналами «Весы» и «Нива», а также с газетой «Речь», где Николай печатал критические очерки о современных писателях. Позднее эти труды были разбросаны по книгам: «Лица и маски» (1914 год), «Футуристы» (1922 год), «От Чехова до наших дней» (1908 год).
Осенью 1906 года местом жительства писателя стала дача в Куоккале (берег Финского залива). Там литератору посчастливилось познакомиться с художником Ильёй Репиным, поэтами Владимиром Маяковским и Алексеем Толстым. Позднее Чуковский рассказал о деятелях культуры в своих мемуарах «Репин. Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания» (1940 год).
Александр Блок и Корней Чуковский
Здесь же был собран опубликованный в 1979 году юмористический рукописный альманах «Чукоккала», где оставили свои творческие автографы Зинаида Гиппиус, Николай Гумилёв, Александр Блок, Герберт Уэллс и Осип Мандельштам. По приглашению правительства в 1916 году Чуковский в составе делегации русских журналистов вновь отправился в командировку в Англию.
Литература
В 1917-м Николай возвращается в Петербург, где, принимая предложение Максима Горького, заступает на пост руководителя детского отдела издательства «Парус». Чуковский примерил на себя амплуа сказочника во время работы над альманахом «Жар-птица». Тогда он открыл миру новую грань своего литературного гения, написав «Цыплёнка», «Собачье царство» и «Доктора».
Начинающий литератор Корней Чуковский
Горький увидел в сказках коллеги огромный потенциал и предложил Корнею «попытать счастье» и создать для детского приложения журнала «Нива» ещё одно произведение. Писатель переживал, что ему не удастся выпустить в свет дельный продукт, но вдохновение само нашло творца. Это было накануне революции.
Тогда с больным сыном Колей публицист возвращался с дачи в Петербург. Дабы отвлечь горячо любимое чадо от приступов болезни, поэт начал на ходу придумывать сказку. Времени на проработку героев и сюжета не было.
Вся ставка была на быстрейшее чередование образов и событий, чтобы мальчик не успел ни застонать, ни заплакать. Так и родилось опубликованное в 1917 году произведение «Крокодил».
После Октябрьской революции Чуковский разъезжает по стране с лекциями и сотрудничает со всевозможными издательствами. В 20-30-х годах Корней пишет произведения «Мойдодыр» и «Тараканище», а также адаптирует тексты народных песен для детского чтения, выпуская в свет сборники «Рыжий и красный» и «Скок-поскок». Десять стихотворных сказок поэт выпустил в свет одну за другой: «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево», «Путаница», «Что сделала Мура», «Бармалей», «Телефон», «Федорино горе», «Айболит», «Краденое солнце», «Топтыгин и лиса».
Корней Чуковский с рисунком к «Айболиту»
Корней бегал по издательствам, ни на секунду не расставаясь с корректурами, и следил за каждой напечатанной строчкой. Работы Чуковского публиковались в журналах «Новый Робинзон», «Ёж», «Костёр», «Чиж» и «Воробей». У классика всё складывалось таким образом, что в какой-то момент писатель и сам поверил в то, что сказки – это его призвание.
Всё изменилось после критической статьи Надежды Крупской, в которой революционерка, не имевшая детей, называла произведения творца «буржуазной мутью» и утверждала, что в работах Чуковского замаскирован не только антиполитический посыл, но и ложные идеалы.
Корней Чуковский за работой
После этого тайный смысл видели во всех работах литератора: в «Мухе-Цокотухе» автор популяризировал индивидуализм Комарика и легкомысленность Мухи, в сказке «Федорино горе» прославлял мещанские ценности, в «Мойдодыре» целенаправленно не озвучивал важность руководящей роли коммунистической партии, а в главном герое «Тараканища» цензоры и вовсе разглядели карикатурный образ Сталина.
Гонения довели Чуковского до крайней степени отчаяния. Корней и сам начал верить в то, что его сказки никому не нужны. В декабре 1929 года в «Литературной газете» было опубликовано письмо поэта, в котором он, отрекаясь от старых работ, обещает изменить направление своего творчества, написав сборник стихов «Весёлая колхозия». Однако труд из-под его пера так и не вышел.
Сказка военных лет «Одолеем Бармалея» (1943 год) была включена в антологию советской поэзии, а затем вычеркнута оттуда лично Сталиным. Чуковский написал ещё одно произведение «Приключения Бибигона» (1945 год). Рассказ печатали в «Мурзилке», декламировали по радио, а затем, назвав его «идеологически вредным», запретили к прочтению.
Уставший бороться с критиками и цензорами писатель вернулся к публицистике. В 1962 году он написал книгу «Живой как жизнь», в которой описывал «болезни», поразившие русский язык. Не стоит забывать и том, что публицист, изучавший творчество Некрасова, выпустил в свет полное собрание сочинений Николая Алексеевича.
Книга Корнея Чуковского
Чуковский был сказочником не только в литературе, но и в жизни. Он неоднократно совершал поступки, на которые его современники в силу своего малодушия не были способны. В 1961 году к нему в руки попала повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Став её первым рецензентом, Чуковский на пару с Твардовским убедил Хрущёва напечатать это произведение. Когда Александр Исаевич стал персоной нон грата, именно Корней спрятал его от властей на своей второй даче в Переделкино.
Корней Чуковский
В 1964 году начался процесс по делу Иосифа Бродского. Корней вместе с Маршаком – одни из немногих, кто не побоялся написать в Центральный Комитет письмо с просьбой освободить поэта. Литературное наследие писателя сохранилось не только в книгах, но и в мультфильмах.
Личная жизнь
С первой и единственной женой Чуковский познакомился в 18-летнем возрасте. Мария Борисовна была дочерью бухгалтера Арона-Бера Рувимовича Гольдфельда и домохозяйки Тубы (Таубы). Благородное семейство никогда не одобряло Корнея Ивановича. Одно время влюбленные даже планировали сбежать из ненавистной обоим Одессы на Кавказ. Несмотря на то, что побег так и не состоялся, в мае 1903 года пара обвенчалась.
Корней Чуковский с женой
На свадьбу с цветами пришли многие одесские журналисты. Правда, Чуковскому нужны были не букеты, а деньги. После церемонии находчивый парень снял шапку и начал обходить гостей. Сразу после торжества молодожены уехали в Англию. В отличие от Корнея, Мария пробыла там пару месяцев. Узнав, что жена беременна, писатель немедленно отправил её на Родину.
Корней Чуковский с женой и сыном
2 июня 1904 года Чуковский получил телеграмму о том, что его супруга благополучно родила сына. В тот день фельетонист устроил себе праздник и пошёл в цирк. По возвращении в Петербург багаж знаний и жизненных впечатлений, накопленных в Лондоне, позволил Чуковскому очень быстро стать ведущим критиком Петербурга. Саша Чёрный не без ехидства называл его Корнеем Белинским. Уже через какие-то два года вчерашний провинциальный журналист был на короткой ноге со всем литературным и художественным бомондом.
Семья Корнея Чуковского
Пока деятель искусств разъезжал по стране с лекциями, его жена воспитывала детей: Лидию, Николая и Бориса. В 1920 году Чуковский стал отцом вновь. Дочь Мария, которую все называли Мурочкой, стала героиней многих произведений писателя. Девочка умерла в 1931 году от туберкулёза. Через 10 лет на войне погиб младший сын Борис, а спустя 14 лет не стало и жены публициста – Марии Чуковской.
Смерть
Корней Иванович ушёл из жизни в 87-летнем возрасте (28 октября 1969 года). Причина смерти — вирусный гепатит. Дачу в Переделкино, на которой последние годы жил поэт, превратили в дом-музей Чуковского.
Любители творчества литератора и по сей день могут воочию увидеть место, где создавал свои шедевры именитый деятель искусств.