О чем пьеса островского свои люди сочтемся

Анализ «Свои люди – сочтёмся» Островский

О чем пьеса островского свои люди сочтемся. Смотреть фото О чем пьеса островского свои люди сочтемся. Смотреть картинку О чем пьеса островского свои люди сочтемся. Картинка про О чем пьеса островского свои люди сочтемся. Фото О чем пьеса островского свои люди сочтемся

Всего получено оценок: 79.

Всего получено оценок: 79.

Одним из ярких примеров драматургической русской литературы считается комедия Александра Николаевича Островского «Свои люди – сочтёмся». В ней автор с присущим ему юмором раскрывает проблематику взаимоотношений в купеческой среде, наделяя своих героев яркими и самобытными чертами. Предлагаем литературный анализ пьесы по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.

О чем пьеса островского свои люди сочтемся. Смотреть фото О чем пьеса островского свои люди сочтемся. Смотреть картинку О чем пьеса островского свои люди сочтемся. Картинка про О чем пьеса островского свои люди сочтемся. Фото О чем пьеса островского свои люди сочтемся

Краткий анализ

Год написания – 1849 год.

История создания – Пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин», и была очень тепло принята в литературных кругах. Однако из-за поднятой тематики произведение оказалось под запретом, и пьесу смогли поставить в театре лишь после смерти императора Николая I.

Тема – Конфликт двух поколений, который происходит в купеческой среде, живущей по принципу «не обманешь – не продашь».

Композиция – Особенность композиции пьесы заключается в отсутствии экспозиции. Завязка – купец Большов занимает крупную сумму денег, его дочь Липочка мечтает о замужестве. Развитие событий – Большов признаёт себя банкротом и все свои деньги переписывает на Подхалюзина, а для упрочнения сделки женит его на Липочке.

Кульминация – отказ Липочки выплачивать долги отца, оказавшегося в долговой тюрьме. Развязка – логический итог – обманщик обманул обманщика.

Жанр – Пьеса. Комедия.

Направление – Реализм.

История создания

Первым серьёзным произведением Александра Николаевича стала пьеса «Свои люди – сочтёмся», написанная в 1849 году. Островский в течение трех лет упорно работал над комедией, название которой менялось на протяжении всего творческого процесса: «Несостоятельный должник», «Банкрот», окончательной же версией стало название «Свои люди – сочтёмся».

Впервые пьеса была опубликована в 1850 году в мартовском номере журнала «Москвитянин». Её появление вызвало большое оживление в литературных кругах России, поскольку молодой автор в ироничной форме поднял серьезные проблемы общества. Неудивительно, что остросоциальная пьеса была запрещена цензурой, а Островский оказался под негласным полицейским надзором.

Лишь после смерти императора Николая I в 1859 году постановка пьесы оказалась возможной, но только при условии более «смягченного» её варианта. Представление комедии на суд публики в оригинальной версии состоялось только в 1881 году.

Для своего произведения Островский выбрал одну из популярных в 19 веке тем – противостояние двух поколений, «отцов» и «детей». Однако фоном для развития конфликта им был выбран мощный социальный пласт в России – купечество. Сквозь призму взаимоотношений главных героев автору удалось в полной мере раскрыть насущные проблемы общества.

Купеческую среду, в которой царит пошлость и невежество, Островский изображает во всей своей неприглядности. Примечательно, что ни один из главных героев пьесы не вызывает положительных эмоций. Большов отталкивает своей жадностью и тяжелым характером, а его дочь Липочка видит в образовании лишь дань моде и мечтает лишь об одном – удачно выйти замуж и избавиться от гнета отца-самодура.

Видя смысл жизни только в получении наживы и считая абсолютно нормальным жить по принципу «не обманешь – не продашь», Большов сам остаётся у разбитого корыта. Для него страшным ударом становится предательство Липочки, которая отказывается выплачивать его долги и равнодушно оставляет «гнить» в долговой тюрьме.

Основная мысль произведения заключается в простой истине – «что посеешь, то пожнёшь». Невозможно требовать от своих детей быть честными, благородными и душевно чуткими, если сам не обладаешь этими качествами.

Композиция

При анализе композиции пьесы «Свои люди – сочтёмся» следует отметить, что в завязке Островский знакомит читателя с купцом-самодуром Большовым, который занимает крупную сумму денег, но не спешит её возвращать. Его дочь Липочка страстно мечтает удачно выйти замуж, и навсегда покинуть дом, в котором так тяжело живётся под отцовским гнётом.

Развитие действий пьесы сводится к тому, что Большов, не желающий выполнять свои долговые обязательства, решает признать себя банкротом. Он переписывает все свое огромное состояние на приказчика Подхалюзина и выдаёт за него Липочку, чтобы таким образом обеспечить сохранность своего капитала. Большов отправляется в долговую тюрьму, но он не сомневается в том, что Липочка и Подхалюзин вызволят его оттуда.

Кульминация пьесы – решительный отказ Липочки, довольной своей новой жизнью, оплачивать кредиты отца.

В развязке автор подводит итог своей комедии, раскрывая перед читателем главную её идею – обманщик всегда будет обманут другим обманщиком

Александр Николаевич отнёс своё произведение к жанру комедии, хотя, по мнению некоторых литературных критиков, оно имеет в себе ряд трагических черт. Направление – реализм.

Источник

Смысл пьесы Свои люди — сочтёмся Островского

Первый большой успех к Александру Островскому пришел именно благодаря этой пьесе, опубликованной в журнале «Московит». И публика, и критика оценили ее с восторгом. Чего не скажешь о цензуре…

Смысл названия пьесы Свои люди — сочтёмся Островского

Пьеса Александра Островского «Свои люди – сочтемся», как и многие у него, позаимствовала свое название у русской поговорки. Так обычно говорят, желая не сводить отношения к мелочному расчету – дескать, мы всегда друг другу полезны и всегда доверяем. Вот этот принцип традиции и доверия и будет осмеян драматургом до такой степени, что цензура запретит постановку, и запрет этот отменят только после смерти Николая I. Дело в том, что Николай был очень озабочен «положительным образом России» и совершенно не терпел того, что ему казалось очернением. Увы, по сию пору под это определение подходит все то, что слишком открыто и честно говорит о российской жизни.

Почему же так ярко прозвучала пьеса «Свои люди — сочтемся»? Потому что автор смело говорит о самых отвратительных сторонах межчеловеческих, общественных отношений в мире, в котором он живет. Это мир богатеющего купечества, будущих капиталистов – хозяев России. Они еще не расправили плечи в полную силу, крепостное право еще не отменено. Но скоро они выйдут на авансцену и всех очень удивят. Чем же впечатлит нас «новое русское купечество»?

О чем пьеса Свои люди — сочтёмся Островского

Итак, речь идет об отношениях двух разных поколений – молодого и старого, отеческого. Старики ещё цепляются за прежние отношения и правила, но алчная, наглая и дерзкая молодежь уже готова выкинуть на свалку все, что мешает наживе. Говорят, особенно возмутило Николая то, что в пьесе нет ни одного симпатичного персонажа. Так это что же получается – русские люди все плохие, злобные и алчные?

Ну так давайте присмотримся к персонажам… Купец Большов, наживший состояние и вырастивший дочь Липочку, к старости помягчел, хотя в молодости не раз вырывал кусок из чужого рта. Ему мнится, что теперь можно почивать на лаврах, уйти на покой и довериться будущему зятю Подхалюзину. Фамилия, кстати, говорящая: человек идет по головам и действует вероломно, но не забывает подлизываться и льстить кому надо. Итак, старик доверил ему деньги, рассчитывая на то, что как только они ему понадобятся, он их получит назад.

Но и сам Большов сочувствия не вызывает. Вот он доверился будущему зятю. Но почему же он имеет право довериться, если сам всю жизнь обманывал людей? Островский явно дает понять, что у Большова темное, жульническое прошлое. Вернее, в купеческой среде все это жульничеством не считалось – ничего личного, просто бизнес. Но вот судьба объяснила купцу, каково это – быть обманутым, когда доверяешь.

И кстати, сама сделка с Подхалюзиным происходит при весьма интересных обстоятельствах: это афера с ложным банкротством, с тем, чтобы не выполнить своих обязательств перед другими. Большов занял очень крупную сумму денег, а вот отдавать ее не хочет.

Смысл пьесы Свои люди — сочтёмся

Именно жульническая сделка сопровождалась поговоркой «Свои люди – сочтемся». Только вот счеты сводит сама судьба, наказав купца за все его бесчинства. За то, что он считал себя вправе стоять над низшими и слабыми, которых ему обманывать можно. Так почему бы и его теперь не обмануть – старого и слабого?

Ужаснее всего то, что в этом мире даже родственные отношения ничего не значат. То, что зять обманул тестя — это еще куда ни шло. Но вот коварство родной дочери особенно больно для несчастного старика. Что ж, это мир чистогана, тут нет родных и друзей. Тут никто никому и ничего не должен — нет своих людей, есть только свои деньги.

Наверное, пьесу можно было бы назвать и другой русской пословицей: «Что посеешь, то и пожнешь». Возможно, именно то, что деньги пришли к Подхалюзину с Липочкой от нечестной, вероломной сделки, вдохновило их на обман. «Вор у вора дубинку украл». Ах, как много знают русские пословицы о русском капитализме!

Источник

Краткое содержание «Свои люди сочтемся»

Всего получено оценок: 1748.

О произведении

Пьесу «Свои люди сочтемся» А.Н. Островский написал в 1849 году. Первоначальными названиями комедии были «Несостоятельный должник» и «Банкрот». Пьеса написана в рамках реализма (художественное направление в русской литературе). В комедии Островский высмеивает купеческое московское общество того времени, обнажая бездуховность и бездушие людей, живущих по законам обмана.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Свои люди сочтемся» по действиям и явлениям (по главам), а также пройти тест на знание пьесы.

О чем пьеса островского свои люди сочтемся. Смотреть фото О чем пьеса островского свои люди сочтемся. Смотреть картинку О чем пьеса островского свои люди сочтемся. Картинка про О чем пьеса островского свои люди сочтемся. Фото О чем пьеса островского свои люди сочтемся

Место и время действия

События комедии происходят в первой половине XIX столетия в России, в Москве.

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Действие первое

Явление 1

Липочка сидит с книгой у окна и рассуждает о том, какое же приятное занятие танцы. Она получила всего двадцать уроков. Сейчас же переживает, что полтора года не танцевала и может оконфузиться перед будущим мужем, пытается вспомнить движения.

Явление 2

Явления 3 – 5

Явления 6 – 7

Липочка не хочет, чтобы ее муж был купцом, как отец, потому что у купцов нет благородного обращения.

Явления 8 – 10

Явление 11

Подхалюзин приносит «объявления казенные» — многие богатые купцы объявили себя банкротами.

Явление 12

Подхалюзин уверяет Большова, что готов ему помочь выйти из трудного положения. Самсон Силыч обещает приказчику долю барыша. Лазарь отвечает, что ему кроме спокойствия Большова ничего не нужно, ведь и так должен за то, что Самсон взял его на работу еще мальчишкой.

Действие второе

Явления 1 – 3

Лазарь размышляет о том, что в случае банкротства Большова ему придется «в проходном ряду пылью торговать» и нужно что-то придумать. Ему в голову приходит, что, хотя Олимпиада Самсоновна и образованная барышня, но без приданого ее теперь никто не возьмет, поэтому стоит посвататься за нее самому.

Явления 4 – 5

Рисположенский рассказывает Подхалюзину, что Большов обещал ему за устройство дел тысячу рублей и енотовую шубу. Лазарь обещает стряпчему две тысячи, но придется немного изменить планы.

Явления 6 – 7

Явления 8 – 10

Действие третье

Явления 1 – 3

Явление 4

Явление 5

Наедине с Подхалюзиным Липочка называет его необразованным дураком и наотрез отказывается выходить за него. Лазарь отвечает, что ни один благородный без приданого ее замуж не возьмет – отец ее банкрот, а дом и лавки переписал на него. Липочка удивлена, откуда Подхалюзин взял деньги, на что тот отвечает: «У нас, слава богу, денег-то побольше, чем у какого благородного». Лазарь обещает Липочке, что она будет дома ходить в шелковых платьях, они заведут орловских лошадей, он же будет ходить во фраке и остриженный по моде.

Лазарь обещает, что они после свадьбы переедут в свой дом. Липочка же заключает: «Так смотрите же, Лазарь Елизарыч, мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведем все по моде, а они – как хотят».

Явления 6 – 8

Действие 4

Явление 1

Меблированная гостиная в доме Подхалюзина. Олимпиада Самсоновна одета в шелковую блузу последнего фасона, Лазарь в модном сюртуке. Они обсуждают, что нужно купить новую коляску, планируют поехать в Сокольники и в парк. Олимпиада по просьбе мужа говорит фразу на плохом французском, чем приводит его в восторг.

Явления 2 – 3

Пришедшей Устинье Наумовне Олимпида хвастается количеством новых нарядов. Сваха просит у Лазаря обещанных денег. Подхалюзин дает только сто целковых: «Мало ли что я обещал! Я обещал с Ивана Великого прыгнуть, коли женюсь на Алимпияде Самсоновне,- так и прыгать?». Расстроенная и возмущенная Устинья Наумовна обещает «расславить» их по всей Москве.

Явление 4

Расстроенный Большов уходит ни с чем.

Явление 5

За деньгами к Лазарю приходит Рисположенский – Подхалюзин дает ему только 5 целковых, хотя должен еще полторы тысячи. Лазарь считает, что «за мошенничество» ничего не должен. Возмущенный Рисположенский обещает пустить о Подхалюзине дурную славу, упечь в Сибирь.

О чем пьеса островского свои люди сочтемся. Смотреть фото О чем пьеса островского свои люди сочтемся. Смотреть картинку О чем пьеса островского свои люди сочтемся. Картинка про О чем пьеса островского свои люди сочтемся. Фото О чем пьеса островского свои люди сочтемся

Заключение

В комедии «Свои люди – сочтемся» помимо морального оскудения московского купечества Островский затрагивает тему взаимоотношений отцов и детей, сравнивает старшее и молодое поколения. При этом старшее поколение еще сохраняет представления о человечности, а молодежь, алчная, грубая и наглая, заботится лишь о наживе. Купец Самсон Силыч, не интересуясь мнением дочери, пытается провернуть удачную на первый взгляд аферу, выдает ее замуж за своего приказчика. Но Подхалюзин оказался его хорошим учеником не только в деле купеческом, но и в вопросе обманов, поэтому в итоге Большов оказывается ни с чем.

Рекомендуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Свои люди сочтемся», а оценить и полный вариант комедии Островского.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Свои люди — сочтёмся

Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, «какое приятное занятие эти танцы», начинает вальсировать: она уже полтора года не танцевала и боится, если что, «оконфузиться».

Танцует плохо. Входит мать, Аграфена Кондратьевна: «Ни свет ни заря, не поемши хлеба Божьего, да и за пляску тотчас! Мать и дочь скандалят, видимо, привычно: «Все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите! Я уж и так, как муха какая, кашляю! (Плачет.)»

Приходит сваха Устинья Наумовна. Липочка хочет жениха «из благородных», отец — богатого, мать — купца, «да чтоб лоб крестил по-старинному», Приходит Сысой Псоич Рисположенский, стряпчий, выгнанный из суда за пьянство. Над ним трунят. Но пришедшему хозяину, Большову, стряпчий нужен всерьёз: он подумывает, не объявиться ли несостоятельным должником (первое название комедии было «Банкрот»). Женщины уходят, и хозяин со стряпчим углубляются в эту тему. Стряпчий советует переписать все имущество на приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина. Входит и он, рассказывая, как учит продавцов в лавке надувать покупателей «поестественнее».

Большов читает газету. В Москве — цепь банкротств, в основном, судя по всему — «злостных», намеренных; и каждое, каждый отказ от уплаты долгов естественно влечёт следующие. «Да что они, сговорились, что ли. Тут их не пересчитаешь. » И купец решается. Главный вопрос: можно ли доверять тому, на кого перепишешь своё добро, чтоб укрыть от описи за долги?

Подхалюзин шлёт мальчишку Тишку за рябиновкой для Рисположенского, к которому у него дело, и предаётся мыслям вслух. «Я человек бедный! Если и попользуюсь в этом деле чем-нибудь лишним, так и греха нет никакого, потому он сам против закона идёт!» Лазарь влюблён в Липочку и строит уже новые планы, включающие женитьбу на ней: «Да от эдакого удовольствия с Ивана Великого спрыгнуть можно».

И, угощая стряпчего, спрашивает, сколько ему обещал Большов за «всю эту механику», и сам обещает не тысячу, а две.

Приходит сваха, он и ей обещает столько же да соболью шубу в придачу — «из живых сошьём», — если она отвадит уже намеченного «благородного» жениха: пусть скажет ему, что Большов разорён. Приезжает домой сам Большов, в доме паника по ошибке: показалось, что он «хмельной». Лазарь заводит с ним разговор о женитьбе — не прямо заводит, но, услыхав в третий раз о том, что Липочка «барышня, каких в свете нет», Большов берет быка за рога. Лазарь скромничает: «Где же мне с суконным-то рылом-с? — Ничего не суконное. Рыло как рыло». Конечно, перевести побольше добра не на приказчика, а на будущего зятя — в интересах Большова.

В доме готовятся к сватовству. По-своему торжественно настроен и Самсон Силыч, но появляется Устинья Наумовна с плохими вестями: якобы жених капризничает. «А, лягушка его заклюй, нешто мы другого не найдём? — Ну, уж ты другого-то не ищи, а то опять то же будет. Уж другого-то я вам сам найду», — говорит сам Большов и знает, что говорит.

К компании присоединяются ключница Фоминишна, Рисположенский, Лазарь, и Большов торжественно объявляет Лазаря женихом. Переполох. Липочка просто скандалит. «Велю, так и за дворника выйдешь!» — цыкает на дочку Большов. «Маменька-с! Вам зятя такого, который бы вас уважал и, значит, старость вашу покоил — окромя меня не найтить-с. Вы, маменька, вспомните это слово, что я сейчас сказал», — говорит Лазарь вслед хозяйке и, оставшись с глазу на глаз с разъярённой Липочкой, сообщает ей, что дом и лавки теперь — его, а «тятенька-то ваш: банкрут-с! Да что же это такое со мной делают? Воспитывали, воспитывали, потом и обанкрутились!» И Липочка, помолчав, соглашается, с условием: «Мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведём все по моде, а они как хотят». Тут же зовут «их» и начинается семейное торжество. И Большов объявляет: «Тебе, Лазарь, дом и лавки пойдут вместо приданого, да из наличного отсчитаем. Только нас со старухой корми, да кредиторам заплати копеек по десяти. — Стоит ли, тятенька, об этом говорить? Свои люди — сочтёмся!» Торжество в разгаре. Сваха льёт вино за шиворот стряпчему.

Начальные ремарки последнего действия: «В доме Подхалюзиных богато меблированная гостиная. Олимпиада Самсоновна сидит у окна в роскошном положении, на ней шёлковая блуза, чепчик последнего фасона. Подхалюзин в модном сюртуке стоит перед зеркалом». Чета наслаждается счастьем. Липа просит купить тысячную коляску. Лазарь готов. Липа говорит французский комплимент. Лазарь в восторге. Приходит Устинья Наумовна за обещанным. «Мало ли, что я обещал!» — прямо говорит свахе Подхалюзин, и та уходит с сотенной бумажкой вместо обещанных тысяч и неважным платьицем от Липочки вместо собольего салопа. «Никак тятеньку из ямы выпустили», — углядела в окно Липочка. «Ну нет-с, из ямы-то тятеньку не скоро выпустят; а надо полагать, так отпросился домой» — и Лазарь зовёт тёщу.

Большов и раньше жаловался на здоровье; «словно с того света выходец» — причитает жена. Он хочет отдать кредиторам по двадцать пять копеек за рубль долга, как сам и собирался вначале. Те согласны (в долговой тюрьме, «яме», заключённых должников содержали за счёт кредиторов). Но сидеть Большову, а решать Подхалюзину: теперь деньги — его. И он отказывается при полной Липочкиной поддержке. «-Я, тятенька, не могу-с! Видит Бог, не могу-с! — Выручайте, детушки, выручайте! Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила — свет не видала. Что ж, мне прикажете отдать вам деньги да самой опять в ситцевых платьях ходить? — Что вы, что вы! Опомнитесь! Ведь я у вас не милостыню прошу, а своё же добро! — Мы, тятенька, сказали вам, что больше десяти копеек дать не можем — стало быть, и толковать об этом нечего». Таково Липочкино последнее слово. «Ведь я злостный — умышленный. меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради!» — уже плачет Большов. Аграфена Кондратьевна в голос проклинает и зятя и дочь. Весь результат: «Я, так и быть, ещё пять копеечек прибавлю» — вздыхает Лазарь. Отчаявшийся Большов встаёт и уходит с Аграфеной Кондратьевной.

«Неловко-с! Тишка! Подай старый сюртук, которого хуже нет». Подхалюзин решает сам поехать поторговаться с кредиторами. Является Рисположенский, как и сваха, за обещанными деньгами, и с ним обходятся так же, как со свахой, и ещё хуже: «Должны! Тоже, должны! Словно у него документ! А за что — за мошенничество! — Нет, погоди! Ты от меня этим не отделаешься! — А что же ты со мной сделаешь? — Язык-то у меня некупленный. — Что ж ты, лизать, что ли, меня хочешь? — Нет, не лизать, а — Я. Я вот что сделаю: почтеннейшая публика! — Что ты, что ты, очнись! — Ишь ты, с пьяных глаз куда лезет!» Рисположенский лезет прямо в зрительный зал с криками: «Тестя обокрал! И меня грабит. Жена, четверо детей, сапоги худые!» Но последнее слово и тут — за Подхалюзиным: «Вы ему не верьте, это он, что говорил-с, — это все врёт. Ничего этого и не было. Это ему, должно быть, во сне приснилось. А вот мы магазинчик открываем: милости просим! Малого робенка пришлёте — в луковице не обочтём».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Анализ пьесы «Свои люди – сочтёмся» (А. Н. Островский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.12.2019 · Обновлено 29.12.2019

Середина девятнадцатого века стала одним из самых плодотворных периодов русской литературы в целом и русской драматургии в частности. Одним из известнейших представителей «золотого века» отечественной драматургии стал Александр Николаевич Островский (вот его биография), который в своих произведениях освещал жизнь российского дворянства, купечества и мещанства. «Свои люди – сочтёмся» является одной из самых знаменитых пьес Островского наравне с «Бесприданницей», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и многими другими не менее выдающимися пьесами.

История создания

Идею для пьесы «Свои люди – сочтёмся» писатель взял из самой жизни. Он родился в семье московского чиновника и всё детство провёл в Москве, сам занимался юридической деятельностью, а потому имел возможность наблюдать за жизнью простых горожан со всех возможных сторон. Полученного в результате этих наблюдений материала Островскому хватило на всю жизнь и множество произведений.

Работа над этой пьесой началась во второй половине сороковых годов девятнадцатого века и была завершена в 1849 году. Однако, приобретя скандальную репутацию из-за своего обличительного характера, пьеса «Свои люди – сочтёмся» не имела возможности увидеть свет, а потому была поставлена на театральной сцене только в 1895 году. Цензура увидела в ней злобный поклеп на социальную действительность в Российской Империи, где, конечно, не могло случиться ничего подобного.

Жанр и направление

Пьеса «Свои люди – сочтёмся» относится к реалистическому направлению в литературе. В этом произведении писатель стремится максимально достоверно изобразить окружающую действительность. Созданные им образы, мысли героев, их слова и действия очень натуральны. Читатель может легко поверить в то, что описанные в пьесе события могли произойти на самом деле. Особенно интересен язык произведения: в нем читатель найдет живую и неприкрытую лестью речь купцов и купчих.

Почему же эта пьеса — комедия? «Свои люди – сочтёмся» предназначены для постановки на театральной сцене. Автор использует юмористичный подход для изобличения людских и общественных пороков. Повествование насыщено огромным количеством комических ситуаций и элементов. Например, юрист в самых важных моментах беседы всегда просит выпить, сваха меняет свое мнение каждые 5 минут, а Липа хвалится своими манерами при полном отсутствии оных.

Смысл названия

Название этой комедии «Свои люди – сочтёмся» напрямую произносится в самой пьесе и кратко характеризует общественную ситуацию с царящими в обществе кумовством, коррупцией и клановостью, что и было показано в пьесе.

Однако в сочетании с сюжетом пьесы название приобретает ещё и ироничное значение, ведь итог пьесы прямо противоречит названию. Свои люди на деле оказались более жестокими и жадными, чем чужие. Родная дочь готова была сгноить отца в долговой тюрьме, а зять жалел его же денег на выплату долга. Счеты со старым купцом оказались не в его пользу: в ответ на опеку и щедрые дары дочь и зять обманули и обокрали его.

Композиция и конфликт

Пьеса «Свои люди – сочтёмся» имеет классическую композицию и состоит из четырёх действий.

В основе повествования лежит конфликт порочного человека с обществом и самой судьбой, его борьба заведомо обречена на поражение. Ещё одной особенностью представленного конфликта является его моральная серость и неоднозначность, мы не можем точно определить положительных и отрицательных героев, они обладают как достоинствами, так и недостатками.

Суть: о чём?

Богатый московский купец Самсон Большов решается на аферу, чтобы избавить себя от многочисленных долгов – объявить себя банкротом, временно передав всё своё состояние доверенному человеку.

В сообщники Большов выбирает своего приказчика и давнего друга семьи Большовых Лазаря Подхалюзина и посвящает его в свой план. Подхалюзин демонстрирует полную лояльность, но на деле решает обмануть своего благодетеля и присвоить себе всё его богатство. Подхалюзин начинает плести интриги, переманивая на свою сторону стряпчего Рисположенского, который тоже помогает Большову в его афере, а также сваху Наумовну, чтобы та расстроила помолвку дочери Большова – Олимпиады, в которую влюблён Лазарь.

План Лазаря приходит в движение. Помолвка Олимпиады с дворянином расстраивается, и Большов объявляет Подхалюзина её новым женихом. Олимпиада устраивает скандал, но Лазарь рассказывает ей о том, что весь бизнес её отца уже принадлежит ему. Он соблазняет девушку, суля ей большой дом и роскошные платья, и та соглашается на свадьбу.

Проходит некоторое время, Лазарь и Олимпиада поженились, они живут в роскошном особняке. Подхалюзин на вершине своего успеха, Самсон Большов отправлен в долговую тюрьму, а Рисположенский и Наумовна обмануты и выгнаны вон. Внезапно появляется сам Большов, который просит Лазаря и Олимпиаду помочь ему расплатиться с долгами. Ни Лазарь, который был обязан Большову всем, ни родная дочь не проявляют к Самсону Силычу ни капли сочувствия и гонят его прочь. Подхалюзин, однако же, оказывается не совсем гнилым человеком и всё-таки едет договариваться с кредиторами, не забыв одеть свой самый негодный сюртук, чтобы сбить цену.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика героев в пьесе «Свои люди – сочтёмся» обозначены в таблице от Многомудрого Литрекона. Образы героев интересны своей неоднозначностью: каждый из них имеет свои плохие и хорошие стороны.

Самсон Силыч Большовсостоятельный московский купец. Грубый, пьющий и жадный человек, который готов любыми средствами увеличивать своё состояние. Держит в железном кулаке всех окружающих, равнодушен к жене и дочери. Делит людей на «чужих», которых готов цинично обманывать и эксплуатировать, и «своих», которым безгранично доверяет. Это доверие и приводит его к полному краху, когда среди «своих» оказывается предатель Подхалюзин.
Лазарь Елизарыч Подхалюзинмолодой приказчик на службе у Большова. Двуличный и подлый аферист. Перед теми, кто сильнее его, ведёт себя смиренно и почтительно, а перед теми, кто слабее, — высокомерно и нагло. В отличие от Самсона Силыча, всех людей относит к «чужим», а потому готов без зазрения совести обманывать и давить всех подряд. Однако в конце пьесы демонстрирует некую человечность, отправляясь торговаться за Большова с кредиторами.
Олимпиада Самсоновна Большовадочь Самсона Силыча. Капризная, легкомысленная, худо образованная и недалёкая барышня. С презрением относится к своим купеческим корням, желая выйти замуж за дворянина и навсегда покинуть отчий дом родителей-тиранов. Однако поддаётся на увещевания Подхалюзина и выходит за него из-за денег. В финале оказывается ещё хуже Подхалюзина, демонстрируя полное равнодушие к страданиям отца и матери.
Аграфена Кондратьевна Большоважена Самсона Силыча. Необразованная и грубая женщина, которая, однако, безумно любит дочь и всячески ей потакает. В финале теряет всё и оказывается в полной зависимости от Лазаря и своей жестокосердной дочери.

Тематика пьесы «Свои люди – сочтёмся» может быть описана подробнее и детальнее, если Вы нуждаетесь в этом материале. Для дополнения статьи напишите о необходимых изменениях в комментариях Многомудрому Литрекону.

Проблемы

Проблематика пьесы «Свои люди – сочтёмся» не менее обильна в развернутом виде, так что если в ее дополнении созрела необходимость, напишите об этом Многомудрому Литрекону.

Основная идея

Островский показал нам эпизод из жизни купеческой семьи. Через него мы погружаемся в жизнь людей, живших в Российской империи девятнадцатого века, наблюдаем их быт и нравы, царящие среди представителей купечества. Пьеса Островского исполняет обличительную роль, однозначно настраивая зрителя против показанного в ней порядка вещей. В этом и состоит смысл пьесы «Свои люди – сочтёмся»: автор осуждает пороки купеческого мира, где деньги ценятся выше всего на свете. Алчность торговцев разрушает их семьи и отнимает самое дорогое.

Главная мысль пьесы «Свои люди – сочтёмся» состоит в том, что действия «своих людей» отчасти закономерны в том обществе, где они живут и формируются. Большов своей грубостью сам настроил против себя молодых. Не считаясь с дочерью и не обращая на нее никакого внимания, он решает ее судьбу, лишь бы сохранить свои деньги. Их он всегда ценил выше семьи, поэтому отступничество Липы выглядит закономерно. Подхалюзина же он ни раз и не два ловил на воровстве, но не выгонял, а покровительствовал ему в темных делах. Мог ли он теперь винить их в чем-либо?

Чему учит?

Комедия «Свои люди – сочтёмся» заставляет задуматься о том, до чего может довести человека жадность. На примере Большова Островский показывает, что всё зло, которое совершает человек, обязательно возвращается к нему под видом кары, и что каким бы хитрым не был мошенник, всегда найдётся кто-нибудь более коварный.

Островский осуждает эгоизм и цинизм, призывает людей больше уделять времени семье, думать о высоком, относиться с любовью и добротой к окружающим, особенно к своей собственной семье. Такова мораль произведения «Свои люди – сочтёмся». Этот вывод писатель сделал, опираясь на собственный опыт жизни в купеческой среде, так что его нравственные уроки подкреплены вескими основаниями. Поучительность пьесы «Свои люди – сочтёмся» бесспорна.

Критика

Пьеса «Свои люди – сочтёмся» была зачитана Островским в узкому кругу других писателей и увлечённых литературой людей. Все присутствующие, среди которых был сам Николай Гоголь, встретили её с неприкрытым восторгом. В.А. Соллогуб писал:

«…ходил, как помешанный, на другой день после прочтения комедии Островского «Свои люди — сочтемся», прокричал об этой комедии во всех салонах и устроил у себя вечер для чтения ее…» (И. И. Панаев, воспоминания о Соллогубе, «Литературные воспоминания», 1861 г.)

Не менее восторженное мнение выразил С.В. Максимов. Характеристика пьесы «Свои люди – сочтёмся» из его уст выглядит так:

«Не только в среде университетских студентов всех четырех факультетов новая комедия произвела сильное впечатление, но вся Москва заговорила о пей, начиная с высших слоев до захолустного Замоскворечья. Не только в город ских трактирах нельзя было дождаться очереди, чтобы получить книжку «Москвитянина» рано утром и поздно Вечером, но и в отдаленном трактире Грабостова мы получили книжку довольно измызганною…»(этнограф, фольклорист С. В. Максимов, 1889 г.)

Особенности пьесы «Свои люди – сочтёмся» отметил знаменитый поэт Тарас Шевченко:

«Мне кажется, что для нашего времени и для нашего среднего полуграмотного сословия необходима сатира, только сатира умная, благородная. Такая, например, как «Жених» Федотова или «Свои люди — сочтемся» Островского и «Ревизор» Гоголя… Мне здесь года два тому назад говорил Н. Данилевский… что будто бы комедия Островского «Свои люди — сочтемся» запрещена на сцене по просьбе московского купечества. Если это правда, то сатира как нельзя более, достигла своей цели…»(дневник Т. Г. Шевченко, 26 июня 1857 г.)

Актуальность пьесы и ее место в русской литературе выразила современница писателя, Е.П. Ростопчина:

«Это наш русский «Тартюф», и он не уступит своему старшему брату в достоинстве правды, силы и энергии. Ура! у нас рождается своя театральная литература, и нынешний год был для нее благодатно плодовит».(писательница Е. П. Ростопчина — М. П. Погодину, 1849 г.)

Однако у императора Николая I было иное мнение. Лично ознакомившись с произведением, он запретил его постановку на сцене, а за Островским был установлен полицейский надзор.

Но даже спустя много лет даже такой великий русский писатель, как Л. Н. Толстой, отмечал гениальность пьесы и её создателя.

…слышится этот сильный протест против современного быта… Вся комедия — чудо… Островский не шутя гениальный драматический писатель…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *