О чем переписывались собаки записки сумасшедшего

Краткое содержание повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего»

В сборник произведения Николая Васильевича Гоголя «Петербургские повести» вошло несколько трагических творений, одно из которых — «Записки сумасшедшего». Краткое содержание можно прочитать за несколько минут. Этого достаточно, чтобы внести нужные записи в читательский дневник и подготовиться к сочинению. Если хочется ощутить всю полноту страданий героя, стоит ознакомиться с оригиналом.

Главные и второстепенные персонажи

В повести «Записки сумасшедшего» один главный персонаж, от лица которого ведётся изложение событий, и несколько второстепенных. Героя зовут Поприщин Аксентий Иванович. Это мужчина 42 лет, который трудится титулярным советником в департаменте. По происхождению он дворянин. Занимаемая должность позволяет отнести Аксентия к мелким чиновникам. Вот как можно кратко охарактеризовать второстепенных героев:

Сжатый пересказ

Первая глава начинается с описания того, как Поприщин собирается на работу. В этот день он проспал, и больше всего ему хотелось остаться дома. Начальник часто ругал Аксентия за рассеянность и «ералаш» в голове. Но чиновнику нужны были деньги, и он надеялся выпросить у казначея хотя бы небольшую сумму вперёд, так как срок выплаты жалованья ещё не наступил.

Говорящие собаки

Утро было дождливым, и Аксентий Иванович взял зонтик. Он шёл и смотрел по сторонам, а потом увидел чиновника, спешащего по своим делам. Аксентий стал мысленно ругать этого человека за то, что тот смотрит на женские ножки. Потом он увидел, как к магазину, расположенному поблизости, подъехала карета директора. Аксентий подумал, что это директорская дочка, ведь в такой день у начальника вряд ли возникла бы необходимость разъезжать по городу.

Действительно, в карете сидела Софи. Когда повозка остановилась, девушка вышла, а вслед за ней выбежала маленькая комнатная собачонка по кличке Меджи. Дверь в магазин закрылась слишком быстро, и любимица девушки не успела забежать. Вдруг Аксентий услышал, как Меджи обращается к другой собаке и называет её по кличке — Фиделькой. Та отвечала, перемежая человеческие слова собачьим лаем.

Чиновник удивился, когда понял, что пёсики ведут речь о переписке. Он знал, что образованные люди умеют писать, но не мог поверить, что животные тоже способны на это. Немного подумав, Поприщин пришёл к выводу, что возможно и такое, ведь в газетах часто рассказывали о всяких чудесах. Например, однажды вышла заметка о том, что в море поймали говорящую рыбу, а в лавку как-то приходили коровы и попросили фунт чаю.

Немного подумав, титулярный советник отправился за Фиделькой. Так ему удалось выяснить, в каком доме живёт собака. Здание принадлежало Зверкову, и в нём проживал разношёрстный народ. Чиновник запомнил место и решил зайти как-нибудь позже: в этом доме снимал комнату его приятель, игравший на трубе.

Влюблённость Поприщина

Советник не мог скрывать свои чувства к Софи от окружающих, и вскоре о его влюблённости узнал начальник. Он стал выговаривать мужчине, указывая на то, что его положение на работе — «нуль». Но Аксентий помнил о том, что имеет дворянское происхождение, поэтому ему казалось, будто начальник отделения говорит так из зависти. Чиновник был уверен, что все победы в его жизни ещё впереди.

Через день после разговора с начальником Поприщин отправился в театр. Ставили пьесу о русском дураке по имени Филатка, а потом был водевиль с весёлыми стихами. Куплеты высмеивали представителей разных сословий и профессий:

Аксентий удивился, что такие стихи пропустила цензура, ведь человеческие пороки назывались не намёками, а прямо. Потом рассказчик вспомнил о своей возлюбленной, но не дал мыслям воли.

Утром Поприщин пошёл на работу и старался не показывать вида, что помнит о разговоре, произошедшем между ним и директором. Со службы он ушёл в 4 часа дня. Придя домой, советник долго лежал на диване.

Ещё через несколько дней чиновник вспомнил разговор двух собачек. Перед этим он думал о том, как хорошо было бы оказаться в комнате Софи, которую даже мысленно не осмеливался назвать по имени. Аксентию представлялось, что в спальне девушки настоящий рай.

В его воображении возникали предметы и вещи, которые находятся в будуаре возлюбленной:

Предаваясь сладким грёзам во время починки перьев, которыми писали Софи и её отец, чиновник решил, что надо бы выкрасть переписку собачек. Он думал, что из писем можно узнать побольше о любимой и её отце.

Известие о свадьбе

Чиновнику удалось достать собачью переписку. Читая её, он узнал, что отец его возлюбленной весьма честолюбив. А также удалось выяснить, кого любит Софи. Это был камер-юнкер по фамилии Теплов, рядом с которым девушка безудержно смеялась — так он ей нравился. Поприщина собака описывала как «совершеннейшую черепаху в мешке», что его очень возмутило.

Аксентий узнал, что Софи и камер-юнкер скоро должны пожениться. Это привело его в негодование. Титулярный советник не мог понять, чем он отличается от камер-юнкера: у того такой же нос, нет третьего глаза во лбу, все остальные части лица и тела обычные, как у других людей. Аксентий думает о том, как несправедлива судьба. Ему непонятно, почему один — граф, а другой — советник. Незадачливый чиновник рассуждает о том, что было бы, если бы на нём оказался генеральский костюм с эполетами и голубой лентой через плечо.

Следующие несколько дней герой не занимается ничем особенным. Он продолжает рассуждать о политической обстановке в Испании, уверенный, что государство не должно оставаться без короля. В конце концов Поприщин начинает думать, что правитель испанского государства — он.

Эта мысль приводит советника в возбуждённое состояние. Он перестаёт ходить на работу. Записка, в которой он делится этой мыслью сам с собою, написана в «2000 году, числа 43 апреля». Очевидно, что герой начинает потихоньку лишаться рассудка.

Герой сообщил радостную новость чухонке Мавре. Необразованная женщина перепугалась и всплеснула руками. Чиновник решил, будто это оттого, что она никогда не видела королей. Вероятно, тёмная женщина считала, что все они находятся во Франции и Испании.

Аксентий стал успокаивать чухонку, уверяя её в своей благосклонности. Он даже не сердится за то, что она иногда плохо чистила ему сапоги. Оказывается, Мавра думала, что все правители должны быть непременно похожи на Филиппа II, но советник уверил её в ошибочности такого мнения. На радостях он перестал ходить на работу, ведь высокопоставленной особе не пристало копаться в бумагах.

Между днём и ночью

Просидев дома 3 недели, Поприщин пошёл на работу, потому что за ним явился «экзекутор». Это произошло «мартобря 86 числа, между днём и ночью». Придя в департамент, он не стал извиняться, хотя именно этого ждал начальник. Он снисходительно смотрел на сотрудников и думал, что бы поднялось, если бы они только узнали, кто находится среди них. Когда принесли бумаги, Аксентий подписал их «Фердинанд VIII». После этого в помещении воцарилось молчание: все благоговейно смотрели на Поприщина. Чиновник сказал, что ему не нужно «знаков подданничества», и вышел.

Аксентий направился в квартиру, где жил директор: ему хотелось поговорить с Софи. Лакей не хотел его пропускать, но Поприщин сказал нечто такое, что у мужчины опустились руки. Советник вошёл в комнату Софи и объявил, что он король. С ним девушку ожидает такое счастье, о котором она не смеет и мечтать. Больше чиновнику не хотелось ничего объяснять, и он вышел.

Некоторое время Аксентий Иванович рассуждал о том, кого на самом деле любят эти коварные существа — женщины. Он пришёл к выводу, что милее всего им чёрт, который стоит у человека за спиной или прячется во фраке.

Новая жизнь

Аксентий пошёл гулять по Невскому проспекту, скрывая, что он король. Советнику казалось, что не надо открываться, пока нет королевской мантии. Придя домой, он изрезал вицмундир, чтобы сделать из него одеяние. Кое-как ему удалось сшить мантию. Надев её, он предстал перед Маврой. Женщина удивилась, а Поприщин стал ожидать депутатов из Испании.

Вскоре прибыла депутация, советника посадили в карету и довольно быстро повезли. Он удивился, что до Испании не пришлось ехать долго, но объяснил странность наличием хороших дорог. Порядки «при дворе» оказались странными: «канцлер» бил «короля» палкой, несчастному лили на голову холодную воду, и так повторялось несколько раз.

На советника кричали, когда он пытался спрятаться под стул. Аксентий всё объяснял политическими играми и напряжённой обстановкой в государстве. Заодно он понял, что Испания и Китай — одно и то же, ведь если написать оба названия на бумаге, выйдет одинаково.

Скоро мучения, которым подвергался Аксентий Поприщин, стали нестерпимыми. Измученный советник впал в забытье и увидел себя в повозке, запряжённой тройкой лошадей. Ямщик погонял коней, звенел колокольчик, мимо проносился густой лес, а вдали сверкала звёздочка. Последние слова несчастного обращены к матери. Он просит, чтобы она спасла «бедного сына», прижала к груди «сиротку». Потом Аксентий вдруг задаётся вопросом, знают ли люди, «что у алжирского дея под носом шишка».

На этом заканчивается повесть Гоголя «Записки сумасшедшего». Анализ позволяет понять, что автор поднимает тему безумия, актуальную во все времена. На создание этого произведения писателя вдохновили беседы с одним из петербургских знакомых. Мужчина приходил к Гоголю в гости и подолгу рассказывал о психологии сумасшедших. По мнению многих критиков, повесть нужно воспринимать не буквально: Гоголь прикрыл сумасшествием героя истинный замысел. Он хотел показать убогость среды, в которой живут и общаются чиновники.

Источник

Краткое содержание «Записок сумасшедшего». Главные герои и тема повести Н. В. Гоголя «Записки су­мас­шед­ше­го»

Мистические произведения Гоголя известны, пожалуй, каждому. Повести же, затрагивающие острые социальные темы, читали, к сожалению, немногие. А потому краткое содержание «Записок сумасшедшего» – произведения, в котором идет речь не столько о потере рассудка, сколько о нравах русского общества девятнадцатого столетия, – пересказать сможет далеко не каждый. О чем эта повесть? Кто ее главный герой? Анализ и краткое содержание «Записок сумасшедшего» – тема статьи.

О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Смотреть фото О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Смотреть картинку О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Картинка про О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Фото О чем переписывались собаки записки сумасшедшего

История создания

«Записки сумасшедшего» – повесть, имевшая в первоначальном варианте другое название. Произведение вышло в свет в 1835 году. Оно вошло в сборник «Арабески» под названием «Клочки из записок сумасшедшего».

Согласно переписке писателя, которую скрупулезно изучили литературоведы, в тридцатые годы он был увлечен творчеством Одоевского. Этот автор – яркий представитель русского романтизма. Он, в свою очередь, большую часть своих произведений написал под влиянием книг Гофмана и Шеллинга. Незадолго до того, как Гоголь приступил к созданию повести, о которой идет речь в этой статье, был опубликован сборник «Дом сумасшедших». Тема безумия вдохновила Николая Васильевича.

В 1834 году Гоголь задумал написать комедию о русских чиновниках. Но ряд сюжетных и стилистических деталей, предназначенных для этого произведения, писатель использовал в сочинении «Записки сумасшедшего». Повесть рассказывает о человеке, стремящемся к карьерному росту и прочим жизненным благам, но в силу множества разочарований постепенно лишающемся рассудка.

О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Смотреть фото О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Смотреть картинку О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Картинка про О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Фото О чем переписывались собаки записки сумасшедшего

Краткое содержание

«Записок сумасшедшего» читатель мог бы никогда не прочитать, если бы автор этой повести менее критично относился к чиновничьему миру. О том, какой он видел жизнь сотрудников рядовой конторы, можно понять и из знаменитой «Шинели». Но, в отличие от этого произведения, не содержит никакой мистичности повесть «Записки сумасшедшего». Главные герои, впрочем, напоминают персонажей из истории о несчастном Башмачкине.

Главное действующее лицо «Записок сумасшедшего» – сорокадвухлетний чиновник Поприщин Аксентий Иванович. Он занимает рядовую чиновничью должность. В обязанности Поприщина входит очинка перьев для директора департамента. Кстати сказать, фамилия этого героя символична. Ведь Аксентий Иванович не удовлетворен своей должностью. Он мечтает о другой работе, грезит подходящим для себя поприщем.

Писатель продолжил тему страдания «маленького человека» в повести «Записки сумасшедшего». Гоголь рассказал в этом произведении о том, до чего может дойти человек, страдающий от нужды, зависти и притеснения коллег. Семьи у Поприщина нет. Его должность – титулярный советник. Денег Поприщину хронически не хватает, а потому он носит старую шинель из третьесортного сукна. Произведение Гоголя построено на записях главного героя. Аксентий Иванович изливает на бумагу свои переживания, связанные с неразделенной любовью и работой, не приносящей ни морального, ни финансового удовлетворения.

Душевное состояние Поприщина постепенно ухудшается. Сперва он начинает общаться с собачкой, затем чудным образом получает письма от нее. А после и вовсе представляет себя королем Испании. Когда же бедного чиновника отправляют в сумасшедший дом, он полностью погружается в собственные фантазии.

Записи его становятся хаотичными. Даты в них явственно говорят о помешательстве. Последняя фраза в дневнике Поприщина не содержит никакого смысла. В ней больной человек упоминает некоего алжирского дея.

Таково краткое содержание «Записок сумасшедшего». Сумбурные рассуждения Поприщина могут вызвать улыбку у читателя. Но эта повесть, несмотря на неповторимую гоголевскую сатиру, имеет довольно печальный сюжет. Какие темы автор поднял в книге «Записки сумасшедшего»?

О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Смотреть фото О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Смотреть картинку О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Картинка про О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Фото О чем переписывались собаки записки сумасшедшего

Анализ произведения

По мнению Белинского, эта повесть является одной из самых глубоких в творчестве Гоголя. В «Записках сумасшедшего» удивительно достоверно описано состояние больного человека. Но целью автора было отнюдь не изображение сумасшествия. Писатель стремился в этой повести показать убожество чиновничьей среды. Ему это удалось. В повести «Записки сумасшедшего» Гоголь изобразил пустое, бездуховное существование типичного представителя чиновничьего сословия.

Происхождение Поприщина

Герой повести находится в угнетенном состоянии уже в начале сюжета. Диагноз, с которым он попадает в больницу, – мания величия. Некоторые признаки этого заболевания читатель видит уже после прочтения первых станицы книги. Поприщин невероятно гордится своим дворянским происхождением. Более того, он свято верит в то, что заниматься столь важным делом, как переписывание документов, может только аристократ. Эти несуразные мысли становятся предвестниками тяжелой болезни. Состояние чиновника усугубляется влюбленностью в дочь начальника. Постепенно Поприщин начинает видеть то, чего в действительности не существует.

О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Смотреть фото О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Смотреть картинку О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Картинка про О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Фото О чем переписывались собаки записки сумасшедшего

Меджи и Фидель

Если рассуждения о дворянском происхождении можно объяснить глупостью и недостаточной образованностью героя, то его общение с собаками не оставляет сомнений относительно прогрессирующей душевной болезни.

Досуг свой Поприщин проводит, как и любой другой чиновник его уровня: читает периодические издания, посещает театр. Но на работе все чаще происходят неудачи. Герой повести становится жертвой нападок со стороны начальства. Он часто что-то путает, не может справиться даже с простыми обязанностями. А однажды вдруг ему в руки попадает собачья переписка. Безусловно, письма Меджи – это не что иное, как плод его воспаленного воображения. Страдая шизофренией, Поприщин начинает жить в мире грез и фантазий. И чем дальше, тем сложнее ему свыкнуться со своим социальным положением. Жалкую должность, по мнению Аксентия Ивановича, он занимает несправедливо. Ему бы в генералы… Тогда б он отомстил всем своим обидчикам!

О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Смотреть фото О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Смотреть картинку О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Картинка про О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Фото О чем переписывались собаки записки сумасшедшего

Испанский король

Шизофрения – заболевание, которое в большинстве случаев передается по наследству. Но Гоголь был писателем, а не психиатром. В своей повести русский прозаик рассказал историю человека, причиной болезни которого стали уязвленное самолюбие, маниакальное стремление занять высокое положение в обществе.

В повести Гоголя переплетается смешное и трагическое. Один из критиков, современников писателя, назвал «Записки сумасшедшего» произведением, которое по глубине и философичности достойно Шекспира.

Источник

Краткое содержание «Записки сумасшедшего»

Всего получено оценок: 423.

О произведении

Повесть «Записки сумасшедшего» Гоголя была написана в 1834 году. Это одно из наиболее трагических произведений автора, вошедших в сборник «Петербургские повести». Рассказ ведется от лица мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Записок сумасшедшего» по главам. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.

О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Смотреть фото О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Смотреть картинку О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Картинка про О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Фото О чем переписывались собаки записки сумасшедшего

Место и время действия

События повести происходят в первой половине XIX столетия в России, в Петербурге.

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Октября 3

Октября 4

Ноября 6

Ноября 8

Поприщин посещает театр, где восторгается смелой постановкой водевиля и чудным голосом актрисы.

Ноября 9

На следующий день при виде начальника отделения Аксентий Иванович делает вид, будто между ними ничего не было. Вечером он намеренно проходит мимо директорской квартиры, но никого не замечает.

Ноября 11

Починяя перья для директора, Поприщин предается сладким грезам. Он представляет себе богатое убранство апартаментов, в которых живет предмет его тайной любви. Чтобы побольше разузнать о ее превосходительстве, Аксентий Иванович решает перехватить переписку Меджи и Фидельки.

Ноября 12

Поприщин направляется к тому дому, в котором живут хозяйки собачонки Фидель. Он проникает в квартиру и принимается рыться в деревянной коробке, где вскоре находит «небольшую связку маленьких бумажек» – тайную переписку двух подружек-собачонок. Аксентий Иванович возлагает большие надежды на эти письма, из которых надеется почерпнуть много важной и полезной информации о директоре и его дочери.

Ноября 13

Декабря 3

Декабря 5

Декабря 8

Аксентий Иванович ничем толковым не занимается, продолжая рассуждать о делах Испании.

Год 2000 апреля 43 числа

Герой приходит к радостному выводу, что является королем Испании. Первой эту радостную новость узнает чухонка Мавра. Возомнив себя монархом, Поприщин перестает ходить на службу.

Мартобря 86 числа. Между днем и ночью.

Никоторого числа. День был без числа

Числа не помню. Месяца тоже не было. Было черт знает что такое.

С горем пополам соорудив мантию, Поприщин готов к встрече с депутатами из Испании.

Числа 1-го

Ожидание испанской депутации становится все более напряженным.

Мадрид. Февруарий тридцатый

Поприщин уверен, что находится в Испании, в королевском дворце, где общается со своими подданными на разные философские темы.

Январь того же года, случившийся после февраля.

Чиновнику бреют голову и отвозят в «Испанию», которая не внушает ему доверия. Он предполагает, что оказался в руках инквизиции.

Число 25

Поприщин знакомится с великим инквизитором, однако не хочет идти с ним на какой-либо контакт.

Чи 34 сло МЦ гдао, Февраль 349

О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Смотреть фото О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Смотреть картинку О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Картинка про О чем переписывались собаки записки сумасшедшего. Фото О чем переписывались собаки записки сумасшедшего

Заключение

Произведение Гоголя посвящено теме «маленького человека» – его проблемам, горестям и радостям, мечтам и страхам. Жизнь его настолько жалка, что лишь в безумии он ощущает себя полноценной личностью.

Краткий пересказ «Записок сумасшедшего» пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Символика собаки в «Записках сумасшедшего» и ее литературные источники

Иваницкий А. И. д.ф.н., вед. науч. сотр. ин-та высш. гуманит. исслед. РГГУ (Москва) / 2009

Прямыми предшественниками Гоголя в развитии этого мотива выступают немецкие романтики, и, прежде всего Э. Т. А. Гофман, в творчестве которого данный мотив отражал т.н. «злой принцип», правящий миром, и носил отчетливую антипросветительскую, антирационалистическую окраску. В мире, где духовное начало возводится к материальному, оно, в конечном счете, и сводится к нему. То есть профанируется, сохраняя лишь свои внешние атрибуты (чтение, письмо, речь и т.д.). Ими вполне может овладеть кот — в итоговом романе «Житейские воззрения кота Мурра», или обезьяна — в повести «Сообщение об одном образованном молодом человеке». («Обезьяний» мотив примерно в те же годы развивает В. Гауфф в новелле «Обезьяна как человек»). Особняком в этом ряду стоит повесть «Новейшее известие о судьбах пса Бергансы», заглавного героя которой Гофман открыто заимствует из новеллы М. Сервантеса «Беседа собак».

Если в тексте пес повествует лирическому герою о своем превращении из сторожа «правильного» мира в изгоя победившего мира «злого принципа», то в контексте он превращается в «оракула», рассказывающего реальному Гофману о его собственной несчастной любви. Итогом которой для самого Гофмана становится та же собачья ипостась изгоя, что и для придуманного им Бергансы: изгнание из дома Марк фактически знаменовало для него изгнание из мира в целом.

Но, с другой стороны, Поприщин, в отличие от лирического героя «. Бергансы», жаждет полноценно войти в петербургский мир, то есть взойти по его социальной лестнице. А Софи не только принадлежит петербургскому миру, но именно этой принадлежностью привлекает героя. Так, симпатия Софи желанна герою в дополнение к расположенности самого директора, в котором Поприщин уже почти себя уверил: «Я замечаю, однако же, что он (директор — А. И.) меня особенно любит. Если бы и дочка. » (III, 196). Оброненный Софи платок приводит его в восторг не только тем, что он «амбра, совершенная амбра!», но, прежде всего тем, что «Так и дышит от него генеральством!» (III, 197).

А с другой стороны, в отношениях с обожаемым директором Поприщиным владеет безмерное самоуничижение: «Наш директор должен быть очень умный человек. Весь кабинет его уставлен шкафами с книгами. Я читал названия некоторых: все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет: все или на французском или на немецком. А посмотреть в лицо ему: фу какая важность сияет в глазах. Да, не нашему брату чета! Государственный человек» (III, 196). Все действия Поприщина в отношении кумира пронизывает угодничеством слуги: «. Сегодня среда, и потому я был у нашего начальника в кабинете. Я нарочно пришел пораньше и, засевши, перечинил все перья» (III, 196). И сослуживцев Поприщин ненавидит потому, что подозревает их в посягательствах на его лакейские функции. Начальник отделения «. верно, завидует, что я сижу в директорском кабинете и очиниваю перья для его превосходительства» (III, 193).

В результате главным и непреодолимым препятствием между Поприщиным и желанным ему петербургским светом оказывается он сам. Ему не запрещено говорить ни с директором, ни с его дочерью, но он, вопреки своему страстному желанию, способен лишь односложно отвечать на их вопросы, обращенные к нему как к слуге: «. как глянула: солнце, ей богу, солнце! Она поклонилась и сказала: «Папа здесь не было?». «Ваше превосходительство», хотел я было сказать, «не прикажите казнить, а если уже хотите казнить, то казните вашею генеральскою ручкою». Да, черт возьми, как-то язык не поворотился, и я сказал только: «никак нет-с» (III, 196- 197). Ср.: «Я думал несколько раз завести разговор с его пр-вом, только, черт возьми, никак не слушается язык: скажешь только, холодно или тепло на дворе, а больше решительно ничего не выговоришь» (III, 199).

При всем своем самолюбии и амбициях, Поприщин в глубине души вполне осознает свои реальные достоинства и вытекающие отсюда служебные и брачные перспективы. Чувство собственной неполноценности оказывается у него оборотной стороной восторга слуги в отношении господ. Под влиянием этого восторга Поприщин сакрализует господский мир, непроизвольно делая недоступность составляющей его совершенства. Именно это раздвоение самооценки, а отсюда и собственных устремлений побуждает Поприщина перенести их в область воображения, превратив собаку своей избранницы Меджи в тайного оракула. Для понимания смысла якобы похищенной Поприщиным собачьей «переписки» следует иметь в виду, что она от начала до конца выдумана им самим, уже погружающимся в безумие. И потому, став «вторым я» героя, Меджи в своих письмах полностью отражает раздвоение этого «я». В начале письма своей товарке Фидели, она «рассказывает» Поприщину о своей хозяйке то, что он хотел бы услышать. Но, заводя речь о самом Поприщине, собака парадоксальным образом начинает говорить мучительную для него правду. То есть — голосом придуманного им оракула Поприщин непроизвольно озвучивает реальную самооценку! И на ее основании логически предвидит (опять-таки голосом Меджи!), что его избранница суждена другому.

В результате «чтение» Поприщиным писем Меджи оказывается спором двух «голосов» героя: его собственного — выражающего желания и амбиции, — и второго: переданного собаке и озвучивающего невыносимую правду. Вот примеры этого раздвоения поприщинского голоса:

Собачий: «. вошел лакей и сказал: «Теплов» — «Проси», закричала Софи и бросилась обнимать меня. «Ах, Меджи. Если б ты знала, кто это: брюнет, камер-юнкер, а глаза какие! Черные, светлые, как огонь. »

Собственный: «Мне. кажется, здесь что-нибудь да не так, не может быть, чтобы ее мог так обворожить камер-юнкер. ».

Собачий: «Мне кажется, если камер- юнкер нравится, то скоро будет нравиться и тот чиновник, который сидит у папа в кабинете. Ах, ма шер, если бы ты знала, какой это урод. Совершенная черепаха в мешке. Фамилия его престранная. Он всегда сидит и чинит перья. Волоса на голове его очень походи на сено. Папа всегда посылает его вместо слуги. Софи никак не может удержаться от смеха, когда глядит на него. »

Собственный: «Врешь ты, проклятая собачонка! Экой мерзкий язык. »

Собачий: «. у нас в доме теперь большие перемены. Камер-юнкер теперь у нас каждый день. Софи влюблена в него до безумия. Папа очень весел. Я даже слышала. что скоро будет свадьба; потому что папа хочет непременно видеть Софи или за генералом, или за камер-юнкером. ».

Собственный: «Не может быть. Враки! Свадьбе не бывать! Что ж из того, что он камер-юнкер. Ведь это. не какая-нибудь вещь видимая. Ведь через то, что он камер-юнкер, не прибавится третий глаз на лбу. » (III, 204-206).

«Прекращая» читать (а на деле фантазировать) собачью переписку и разрывая письма «проклятой собачонки», Поприщин косвенно признает, что даже в воображении не в силах забыть о том, кто и каков он на самом деле, и заглушить свой правдивый внутренний голос. В результате собака из волшебного помощника героя превращается в непобедимого сторожа заповедного петербургского мира вообще и его избранницы в частности. Но и в качестве сторожа — врага собака остается вторым «я» и оракулом героя, поскольку озвучивает его самооценку. Себя же Поприщин наделяет противоположной «собачьей» ипостасью изгоя, пожизненно обреченного оставаться на границе недоступного и оттого тем сильнее обожаемого им мира.

Итак, умственная афера Поприщина с собакой — оракулом соединяет текст и контекст повести о псе Бергансе, ставшем оракулом не лирического героя, а реального Гофмана. Собака символически замещает героя / автора сначала как сторожа правильного мира, а затем как изгоя мира «злого принципа». В отличие от гофмановского романтика, для Поприщина мир петербургского «злого принципа» таит в себе безмерный соблазн. Эта глубоко социальная влюбленность «маленького человека» в господский мир предопределяет и его раздвоенную самооценку, и выбор возлюбленной, и, в конечном счете, его отношение к ней (отношений с нею не может быть в принципе!) с помощью мифологической, фольклорной и литературной символики собаки. Раздвоенное «я» Поприщина сначала делает собаку помощником — медиумом, позволяя ему мысленно проникнуть в высший мир, а затем превращает в сторожа Петербурга, возвращая Поприщину собачью ипостась изгоя петербургского мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *