О чем пер гюнт грига
Григ. Сюита «Пер Гюнт»
Музыка и театр
Музыка к драматическому спектаклю
Так случилось, когда полузабытая пьеса И. В. Гёте «Эгмонт», не имевшая успеха при постановке в 1787 году, вдруг возродилась к новой жизни в 1810-м, поставленная в венском «Бургтеатре» с гениальной музыкой Бетховена. В ней воскрес героический дух высокой трагедии.
Эдвард Григ. «Пер Гюнт»
В многочисленных «Лирических пьесах» (их 66), «Листках из альбома», концерте для фортепиано с оркестром, в романсах и песнях он воспел свою родину, красоту народных сказаний.
Музыка Грига так поправилась публике, что впоследствии, для того чтобы она могла звучать не только в драматическом театре, но и в концертном исполнении, композитор составил две сюиты для оркестра.
«Утро»
Этой пьесой-пейзажем начинается первая сюита. В спектакле она звучала как воспоминание Пера о родине.
Мелодия, напоминающая незатейливый пастуший наигрыш, спокойна и светла, передаёт не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.
Вслушаемся в развитие темы «Утра». Растёт звучность от piano к forte, в музыкальную ткань включаются все новые инструменты. Звучание становится мощным и ярким. Особенно красочна середина пьесы. Будто под лучами восходящего солнца из предутренней мглы все ярче проступают очертания и цвета предметов. Эту картину композитор нарисовал с помощью гармонии. Каждый раз тема как бы заново «расцветает».
«Смерть Озе»
. Пер сидит у постели умирающей матери и рассказывает одну из самых своих красивых сказок: они оба приглашены в волшебный замок. Вороной уже запряжён, они едут по снежному полю, по лесу. Их встречает сам святой Пётр. Пусть же хозяин волшебного замка воздаст Озе за доброту и заботу, которые раньше не ценил Пер!
. Но тут сын замечает, что мать умирает. Увлекаемая в волшебный сказочный мир, Озе, умиротворённая, засыпает.
По преданию, святой Пётр, ученик Христа, стал хранителем ключей от ворот рая. Он пропускал в рай только достойных людей, а грешники попадали в ад.
И все же музыка и здесь печальна: в мелодическом рисунке преобладают ниспадающие линии, мелодия соткана из полутоновых «вздохов», в гармонии сохранилась напряжённость сложных аккордов. Постепенно колорит музыки «темнеет»: тема переносится в низкий регистр, и движение, прерываемое паузами, застывает. Пьеса заканчивается грустными ниспадающими интонациями.
«Танец Анитры»
Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и скачет галопом обратно в пустыню, оставив Пера одного.
Музыка «Танца Анитры» полна контрастов. Наиболее ярко они проявляются в среднем разделе. Здесь как в калейдоскопе сменяются темы. В этих капризных сменах настроений угадывается непостоянный, своевольный нрав восточной красавицы.
Реприза пьесы звучит красочнее, богаче, чем первая часть. В музыкальную ткань вплетены имитации, томные хроматические ходы. «Танец Анитры» не только утончённо-изящная оркестровая пьеса, но и музыкальный портрет очаровательной танцовщицы.
«В пещере Горного короля»
Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие.
В основе пьесы – всего одна тема в характере марша. Она несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато композитор каждый раз варьирует ее сопровождение.
После тихого загадочного зова валторны начинается тема троллей. Она звучит pianissimo, настороженно и невесомо. Легкие штрихи pizzicato струнных, перенесённых в низкий регистр, изображают крадущиеся шаги троллей. Музыка фантастична, загадочна, таинственна.
Постепенно мелодия переносится все выше, появляются более мелкие длительности, они вносят в движение некоторую суетливость. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр. Ускоряется темп – к концу он становится очень быстрым. И, кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре.
Внезапно все прерывается резкими аккордами. Ещё дважды мелодия пытается возобновить свой неукротимый бег. Но настойчивые аккорды, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины мгновенно исчезает.
«Песня Сольвейг»
Из второй сюиты, включающей пять пьес, расскажем о наиболее известной из них.
. Сольвейг ждала Пера долгих сорок лет! И он вернулся к ней.
Песня Сольвейг звучала в спектакле несколько раз. Она стала символом любви и верности. Григ писал: «Пожалуй, это, наверное, единственная из моих песен, где можно обнаружить прямое подражание народной мелодии».
Печальная и нежная мелодия песни – одно из самых вдохновенных творений Грига.
Кроме Бетховена, Грига музыку к спектаклям писали и другие композиторы. Гордость классического искусства составляет музыка Мендельсона к комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь», Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка», Глинки к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский», а также музыка Чайковского к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка».
Вопросы и задания:
Презентация
О чем пер гюнт грига
Эдвард Григ «Пер Гюнт»
Музыкальное сопровождение к театральному спектаклю, а впоследствии и две сюиты «Пер Гюнт» по праву входят в золотую коллекцию шедевров мирового искусства. Сотрудничество известного поэта и драматурга Генрика Ибсена с Эдвардом Григом принесло миру не только удивительную постановку, но и превосходную музыку.
Узнать историю создания «Пер Гюнта» Грига, прочитать интересные факты и сюжет, послушать композиции в исполнении лучших музыкантов современности, а также изучить музыкальную характеристику наиболее известных номеров можно на нашей странице.
История создания
Работа над пьесой продолжалась на протяжении 1867 года. Осенью, когда писатель находился в Сорренто он окончательно закончил работу над сочинением, состоящим из 5 актов, и не делящегося на картины. За основу был взят герой из народного фольклора Норвегии, при этом Ибсен постарался наполнить его характерными качествами романтика, который находится в постоянных странствиях, поисках, и упускает в своей жизни по-настоящему важное чувство. Тем не менее, главными качествами Пер Гюнта можно считать отважность, смелость и желание совершать отчаянные поступки.
В конце 1873 года началась редакция произведения для постановки. Ибсен был очень внимательным к каждой детали, особенно важную роль для него играла музыка. Писатель подумал, что никто лучше не справится с задачей сочинить такое музыкальное сопровождение, которое могло бы передать атмосферу действия, чем Эдвард Григ . В те времена композитор был известен на весь мир. До этого Григ не единожды писал романсы на стихи Ибсена, поэтому музыкант охотно согласился на сотрудничество. При этом писатель точно знал, какую музыку хочет для конкретного акта.
Творческому человеку, имеющему собственный взгляд и представление, достаточно сложно писать музыку, придерживаясь строгих рамок и авторских указаний. Возможно, именно по этой причине работа над сочинением музыки шла долго. Лирическая музыка, с использованием народных норвежских мотивов была закончена первой, остальная танцевальная часть представляла сложность. В первый срок постановки работа была не закончена, осенью композитор отправился в поездку по Европе, но и там продолжал активно сочинять новые номера и оркестровать уже готовые. Весной 1875 года партитура была полностью завершена.
Премьера спектакля состоялась в феврале следующего года, успех был ошеломительный. За сезон спектакль был поставлен 36 раз. Ибсен и Григ – это творческий союз, который сумел создать по-настоящему интересное театральное представление.
Спустя 10 лет, в Копенгагене состоялась повторная премьера, для которой композитор полностью переоркестровал музыкальный материал. Вновь успех и положительные рецензии, как театральных, так и музыкальных критиков.
В дальнейшем из наиболее ярких и самостоятельных номеров композитор создал две потрясающие сюиты. Первая сюита op.46 была полностью закончена в 1888 году, вторая сюита была составлена спустя три года. Музыка была узнаваема, поэтому многие дирижеры того времени мгновенно включили произведения в собственный репертуар. На сегодняшний день музыка не теряет собственной актуальности, она по-прежнему отражает национальный норвежский колорит, свойственный творчеству Эдварда Грига.
Интересные факты
Сюжет «Пер Гюнта»
Проходит время, мать Пер Гюнта Озе умирает. Оставив отчий дом и Сольвейг, герой отправляется в путь, за синее море. Его ждут приключения в разных странах. Всю жизнь герой странствовал, менял профессии, пока не состарился. Все это время верная Сольвейг ждала и верила, что Пер Гюнт вернется. Она молилась за него, и ее молитва оберегала и спасала путешественника. После стольких лет Пер Гюгт возвращается в родное место и встречает ту, что провела всю жизнь в ожидании. Для нее он всегда будет оставаться самим собой.
Содержание
Музыка к спектаклю «Пер Гюнт» отличается колористичностью и красочностью. Отдельные номера, которые вошли в сюиты, представляют собой законченные музыкальные композиции. В каждом номере передается продуманная до мелочей атмосфера, композитор сумел проиллюстрировать самобытность других стран, использовав ряд профессиональных приемов, характерных для музыки иных национальностей. Рассмотрим музыкальную характеристику наиболее известных композиций.
С восходом солнца в сердце к тому, кто верит приходит надежда на лучшее. Новый день позволяет начать все по-другому. Возникает вопрос: можно ли изменить мир, не меняя себя. Как по завету горного короля и троллей: «всегда быть довольным собой?». И сколько преград нужно преодолеть, чтобы понять, что истинное счастье всегда находится ближе, чем кажется, и не нужно отправляться за три девять земель, чтобы обрести его.
Природа Норвегии, ощущение пространства дарит слушателю чувство спокойствия. Все бури улягутся сами собой, преграды будут преодолены, лишь бы был тот, кто верит и ждет, несмотря ни на что.
Выразительные средства, к которым обращается композитор – это пентатоника, чистая прозрачная гармония и тембры флейты , гобоя . Все это создает пасторальность картины «Утро» , пейзажность и живописность. Покой утренней природы – вот, что нужно, чтобы прийти к гармонии.
Смерть Озе
Невероятно лиричный и трагичный номер. В нем Григу удается передать целую палитру чувств от сосредоточенности до отчаяния и безудержного порыва к осуществлению дальнего путешествия. Постепенно эмоциональная температура нарастает и доходит до кульминации с использованием хорала, как символа смерти и конечности человеческого пути. Но вдруг наступает тишина, сменяющаяся на тихую и удивительно светлую музыку. Струнные инструменты позволяют передать теплоту момента прощания матери и сына. Лишь хроматические интонации, как символы болезни, омрачают музыкальный материал. Сочинение поражает сдержанностью и лаконичностью и вместе с тем, чувственностью и возвышенной лирикой.
Танец Анитры
Иллюстрация сцены танцующей Анитры, дочери шейха, сопровождается оригинальным танцем. Номер контрастен по сравнению с предыдущими сценами, связанными с норвежским колоритом. Гибкость, грациозность мелодии, и ее восточная красота подчеркивают ориентальный образ героини, сочетающей в себе пленительность и коварство. В качестве украшений композитор использует звенящие трели.
Мрачное царство Доврского деда озвучено в тембрах низких струнных и фагота. Постепенно звучность приобретает все большую насыщенность и динамику. Мелодия немного примитивна, напоминает смесь шотландских мотивов и марша. С каждым тактом он набирает обороты, что приводит к кульминационному построению. Весь оркестр грохочет и поражает мощью и величественной полнотой звучания. Изумительна оркестровка «В пещере горного короля» . Особенно выделяются ударные инструменты, создающие не только ритмическую поступь, но и динамическую лавину, завершающую первую сюиту.
Жалоба Ингрид
Яркая многохарактерная зарисовка открывается небольшим эпизодом в стремительном темпе. Использование всех инструментов, за исключением тяжелой меди позволяет сразу привлечь внимание. Это гнев похищенной невесты. Продолжает миниатюру тема, имеющая прямое отношение к норвежскому фольклору, а именно свадебный народный танец. Секундовые интонации – это изображение плача невесты, продолжаются протяжной мелодией и завершается неистовым материалом вступления.
Арабский танец
Жара аравийской пустыни. Пер Гюнт бродит, проходя сквозь зыбучие пески. Он слышит изломанную мелодию в исполнении высоких духовых инструментов. Чёткий ритм большого барабана заставляет буквально пускаться в пляс. Постепенно извилистая мелодия переходит в партию струнных инструментов, воссоздавая ориентальность восточной музыки.
Возвращение Пера Гюнта
Годы странствий наложили видимый след на Пер Гюнта, и вот, он решил вернуться обратно. Но и здесь его ждут трудности. Море неспокойно, стихия бушует, волны вздымаются все выше и выше. Это стихийное бедствие использовано, как аллегория личной трагедии. Жизнь прожита зря, скитания не принесли ничего, кроме морщин на лице. Номер можно считать не только смысловой, но и трагической кульминацией.
Песня Сольвейг
Лирическая песня Сольвейг завершает сюиту. Двое на пустой дороге встретились спустя десятилетия. Они уже не молоды, годы никого не щадят. Но верная Сольвейг всегда знала, что дождется Пер Гюнта. Изящная, нежная музыка, наполнена искренностью. В ее образе композитор хочет воплотить черты родины, поэтому использует подлинную народную мелодию. Чистота, мудрость и поэтичность – вот, что характеризует героиню.
Музыка «Пер Гюнта» в кинематографе
Утро | Счастье (2017) |
Австралийский ниндзя (2017) | |
Мальчики и девочки (2017) | |
Книга жизни (2014) | |
Семейка Крудс (2013) | |
В пещере горного короля | Мерли (2016) |
Американская семейка (2013) | |
Агент Джонни Инглиш: Перезагрузка (2011) | |
Социальная сеть (2010) | |
Смерть Озе | Неруда (2016) |
Доверие (2016) | |
Песня Сольвейг | Угли (2015) |
Рыцарь кубков (2015) | |
Танец Анитры | В Филадельфии всегда солнечно (2012) |
Идеальный хозяин (2010) | |
Она – мужчина (2006) |
Богатство образов, стилистическое разнообразие, использование необычных художественных приемов делают музыку по-настоящему уникальной и неповторимой. Эдварду Григу удалось воплотить в жизнь музыкальные образы и подчеркнуть характеры, прописанные Генриком Ибсеном. Мастерство и талант помогли возвысить театральную музыку, дав ей право на самостоятельное существование.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Эдвард Григ «Пер Гюнт»
Краткое содержание Ибсен Пер Гюнт
Ибсен Пер Гюнт веселый мальчишка любящий рассказывать истории. Люди принимают его рассказы за небылицы и выдумки, думают что Пер таким образом выделывается. На это есть причина, он ведь сын капитана, хотя отец спустил все деньги на алкоголь и бросил семью.
Даже с таким характером Пер популярен у девушек, мама хочет выдать его за богатую девушку Ингрид, но как выясняется ее выдают замуж за другого. Пер разочарован таким стечением обстоятельств и хочет отправиться на свадьбу, мама пытается ему помешать, но тщетно он все таки пошел туда. Его появлению никто особо не рад, ни одна девушка не захотела с ним танцевать. Он пытается ухаживать за Сольвейг, но получает жестокий отказ. Уже подвыпивший Пер похищает невесту и вместе с ней убегает в лес, а после бросает ее там.
Уходя в самую глубину леса, находит девушку в плаще и получает предложение жениться и стать королем леса. Сначала идея стать королем ему нравится, но позже тролли требуют выполнять жестокие условия. Пер отказывается и убегает в другое место. Обустраивает там дом и живет спокойной жизнью.
Однажды на пороге появляется Сольвейг и говорит, что хочет жить с ним все время. Казалось бы, их счастье никто не сможет нарушить их счастье, но появляется его якобы невеста с ребенком, требуя разрешить жить с ними. Пер не хочет приносить проблемы своей любимой и решает уехать в другую страну. Все время он, путешествуя, зарабатывал деньги. Побывал во множестве стран, попадал в странные ситуации, побывал и в сумасшедшем доме, крал одежду у разбойников, торговал рабами, чудом избежал смерти, выдавал себя за пророка, прятался от хищников.
Спустя долгое время он уже седой возвращается в свою избушку и обнаруживает там ждущую его Сольвейг, его радости нет предела, наконец-то он увидел свою возлюбленную.
Подробный пересказ
Повествование начинается с диалога женщины по имени Осе и ее сына Пер Гюнта. Мать двадцатилетнего парня с удивлением слушает историю об охоте на оленя. О том, как крепкий молодой человек едва не погиб в схватке с животным. Она охотно верит в его героический поединок, глядя на рваную одежду. Однако позже узнает в этом подвиге старое предание, не имеющее отношение к сыну. Надсмехаясь над пожилой женщиной, Пер мечтает о короне и будущей славе. Она упрекает его за очередную выдумку, напоминает о расточительной жизни отца и деда, которые оставили их в нищете, призывая к труду и разуму, а не к пустым словам и дракам.
Узнав от матери о предстоящем замужестве Ингрид с Мас Моном, несмотря на уговоры матери, Пер решает ради развлечения отправиться в Хэгстед, чтобы позабавиться с чужой невестой. Чтобы мать не препятствовала его замыслу, он садит пожилую женщину на крышу мельницы и уходит.
По дороге парень слышит насмешки в свой адрес, в том числе от кузнеца, с которым подрался накануне. Но и это его не останавливает.
На празднике девушки отказываются с ним танцевать. Особые нежные чувства у него вызывает покорная, скромная Сольвейг, которая не похожа на других. От досады он вновь соглашается на выпивку. Это делает его предметом для насмешек. Жених обращается за помощью к Перу. Он не может вызвать невесту из амбара. Гюнт похищает Ингрид и убегает с ней в горы. Присутствующие на свадьбе возмущены поступком. Они отправляются на поиски вора.
Следующим испытанием для главного героя становится встреча с Кривой, которая пытается его погубить, пытаясь сбить с пути. Лишь колокольный отгоняет ее.
Пер Гюнт осознает, что став изгнанником, он должен остаться жить в лесу. Несмотря на снег и холод, строит себе жилище. Неожиданно на лыжах появляется Сольвейг. Ради любимого она отреклась от близких и пришла жить к нему. От радости Пер готов построить для нее дворец.
Выйдя в лес за хворостом, он встречает женщину, в которой кое-как узнает бывшую любовницу в зеленом плаще. Ее сопровождает грубый уродец, называющий себя сыном Пера. Гюнт отказывается воссоединиться с ней. Раскаявшись в содеянных поступках, он принимает решение покинуть Сольвейг, чтобы не причинять ей боль. Обещая ей вернуться, уходит в сторону леса.
По пути навещает больную мать, которая чувствует приближение смерти. Пера пугают подобные разговоры и беспорядок в доме после описания имущества приставами. Он вспоминает детство. На воображаемых лошадях они с матерью отправляются в Суриа-Муриа, где их ждет святой Петр и угощения. Пер не перестает благодарить мать за все добро, что она ему сделала в жизни. Но в этот момент с горечью обнаруживает, что она умерла. После похорон молодой человек покидает родные края.
Оставшись один, Пер проводит ночь на дереве, прячась от стаи диких обезьян. На следующий день попадает в пустыню, где находит одежду и коня. Не в силах остановить свои желания воздвигнуть города среди пустынного места, он скачет в поисках новой цивилизации. Встречные арабские жители принимают его за пророка. Пытаясь соблазнить Анитру, он остается без драгоценностей обманутым в пустыне. Образ восточного мужчины меняет на европейское одеяние.
В это время на крыльце избушки, которую когда-то в лесу построил Пер, продолжает его ждать Сольвейг. А сам Пер отправляется в Египет. Все свое свободное время там он тратит на посещение пирамид, среди которых знакомится с Бегриффенфельдтом. Новый знакомый увлекает его за собой в странное заведение. Позже выясняется, что это директор дурдома. Он торопливо прячет ключ в колодце и представляет гостя в качестве царя. Сумасшедшие рады представителю власти, пытаясь по очереди решить свои вопросы через него. Один из них перерезает себе горло. Директор коронует Пера, надевая на голову венок.
Спустя много лет Пер становится седым стариком, который на корабле держит путь в сторону родного дома. Рядом с ним появляется загадочный пассажир, с нетерпением жаждущий его труп, предвещая гибель. Испуганный Пер прогоняет его. Во время шторма корабль терпит крушение, но Гюнт спасается. В одной шлюпке с ним вновь оказывается пассажир, намекая на то, что является нечистой силой.
Выбравшись на сушу, главный герой наблюдает за похоронной процессией. Умершим явился житель села, который в военные годы, ради избежания участия в боях, отрубил себе палец. Эта сцена Перу была уже знакома с молодости. Он с досадой сравнивал себя с погибшим, который всю жизнь трудился на радость близким, исправляя ошибки молодости, оставив после себя потомство.
Немыслимый страх Пера вызывает встреча с Пуговичником, который разыскивает его для того, чтобы перелить не нужную никому душу в пуговицу. Пер дает обещание доказать, что помимо грехов у него есть предназначение в этом мире. Бродя по лесу, он выходит на ту избу, где его ждет постаревшая Сольвейг. Пер понимает, что искренняя вера и любовь этой женщины спасла его.
Произведение учит не останавливаться на пути к цели, но помнить, что судьбу не изменить. Нужно в любой ситуации оставаться человеком, быть преданным себе и близким.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
Иван Иванович любил в жару снять свою бекешу, сесть с дыней и наблюдать за своим хозяйством. У него был большой дом, к которому прилегали чудесный сад и многочисленные пристройки.
На борту большого лайнера, держащего путь в Нью-Йорк, оказывается полицейский Джим Симпкинс, который перевозит подозреваемого в убийстве человека по имени Реджинальд Гатлинг
Преподаватель училища Василий Петрович Бачей и двое его сыновей отдыхали летом на даче. Но каникулы заканчивались, пора было возвращаться в Одессу. Старший из мальчиков, восьмилетний Петя, последний раз обошёл места, которые любил, и искупался в море.
В одном селе жили старик и старуха, было у них три молодца сына. Младшего звали Иваном. Семья была дружная и работящая. Трудились они не покладая рук.