О чем опера риголетто краткое
Опера Верди «Риголетто», краткое содержание сюжета и главные герои
В 1851 году итальянский композитор Джузеппе Верди написал свою знаменитую оперу «Риголетто», краткое содержание которой повествует об искренних чувствах, любви и самопожертвовании. Сюжет музыкального произведения наполнен интригами, предательством, изменой и мистикой. Верди впервые отступил от героической тематики и создал пьесу о человеческих пороках, порожденных социальным неравенством.
История создания
В основе сюжета музыкального произведения лежит драма Виктора Гюго «Король забавляется». Цензура посчитала, что пьеса подрывает авторитет королевской власти, и запретила ее. После многочисленных судебных процессов, вызвавших большой общественный резонанс, запрет снят не был.
Драма Гюго привлекла внимание Джузеппе Верди свободолюбивым настроением, бурными страстями и динамическим развитием сюжета. В 1850 году композитор разработал подробный план оперы. Для создания либретто он обратился к Франческо Пиаве, с которым сотрудничал много лет.
С содержанием пьесы первыми ознакомились венецианские цензоры. Они посчитали его слишком вольным и настояли на некоторых изменениях. Когда большая часть музыки была написана, Верди пришлось внести ряд поправок:
Несмотря на запрет драмы, созданной французским писателем, премьера оперы прошла с большим успехом. Ее неоднократно ставили в ведущих театрах Европы. В России премьера состоялась в 1853 году на сцене Каменного театра в Санкт-Петербурге. Произведение исполняли итальянские артисты. На русском языке опера была исполнена в 1859 году в Большом театре.
Действующие лица
Опера Rigoletto наполнена яркими, контрастными образами. Быстрое развитие сюжета помогает раскрыть их моральный облик, драматизм, настроение и эмоции. Главными героями произведения являются:
В центре повествования находится образ старого горбатого шута. Под его уродливой внешностью и грубыми насмешками скрывается тонкое восприятие мира и любящее сердце. Ему суждено выполнять унизительную роль насмешника, ненавидящего и презирающего знать.
В противопоставление ему композитор создал внешне привлекательный и яркий образ герцога Мантуанского, отличающийся душевной пустотой и низменными страстями. Посмеявшись над горем Монтероне, Риголетто становится невольным убийцей собственной дочери. Таким образом, в коварном мире бессмысленное зло одерживает победу.
Краткое содержание
Герцог Мантуанский в своем дворце дает бал. Его внимание привлекает жена одного из придворных — графиня ди Чепрано. Веселую музыку и танцы прерывает появление графа Монтероне. Старик проклинает герцога за то, что тот обесчестил его дочь. Его слова вызывают смех у придворного шута Риголетто. Монтероне угрожает горбуну местью и проклинает его. Шут глубоко переживает случившееся, поскольку суеверен и тоже имеет дочь.
По дороге домой он думает над словами, произнесенными Монтероне, и замечает высокую фигуру. Это наемный убийца Спарафучиле, который предлагает Риголетто свои услуги. Дома старика ждет дочь Джильда. Риголетто очень переживает за нее и старается защитить от недобрых людей. Он приказывает служанке держать двери закрытыми. Дождавшись, когда шут покинет жилище, герцог Мантуанский, переодевшись бедным студентом, проникает в сад. Он платит служанке Джованне, чтобы она пустила его в дом. Встретившись с Джильдой, он пылко признается ей в своих чувствах. Девушка отвечает ему взаимностью.
На улице раздается шум. Это придворные герцога решили, что Джильда — любовница старого шута. Они решают похитить ее. Увидев герцога, они говорят ему, что решили украсть графиню де Чипрано, которая живет неподалеку. Они завязывают глаза Риголетто и просят подержать лестницу. После ухода придворных старик понимает, что случилась беда. Он снимает повязку и обнаруживает, что его дочь похищена. В этот момент он вспоминает о проклятии графа Монтероне.
Придворные сообщают герцогу, что похитили любовницу Риголетто. Он спешит на свидание с ней. Появляется шут, который разыскивает Джильду. Он догадывается, что дочь находится во дворце, но придворные не пускают его в покои герцога. Шут клянется отомстить обидчику. Ночью он встречается со Спарафучиле. В доме убийцы находится герцог, который клянется в любви Маддалене. Узнав об обмане возлюбленного, Джильда приходит в отчаяние.
Выразительные средства и особенности
Опера «Риголетто» — самое известное произведение великого итальянского композитора. Его действие построено на контрастах. В центре драмы находится образ шута. С одной стороны, это язвительный и насмешливый человек, с другой — любящий, нежный и тяжело переживающий горе отец. Ему противопоставлен легкомысленный любвеобильный вельможа, душевная пустота которого контрастирует с преданностью и чистотой Джильды.
Музыкальное сопровождение также наполнено противопоставлениями. Тревожная и трагическая музыка проклятия сменяется легкими и веселыми мелодиями бала и танцев, которые дополняет баллада в исполнении герцога.
Для персонажей композитор выбирает разные интонации. Они помогают раскрыть их характеры и внутреннее содержание:
Чтобы передать трагический характер музыкального произведения, Верди использует речетатив. Арии героев в начале исполнения имеют быстрый темп, который постепенно сменяется более медленным. Верди заменяет традиционные для итальянской оперы дуэты диалогами, которые имеют развернутый характер и передают индивидуальность персонажей. Содержание оперы Верди можно кратко изложить в читательском дневнике или использовать для сообщения о творчестве композитора.
Дж. Верди «Риголетто»
Премьера состоялась в 2019 г.
Продолжительность спектакля 2 часа 15 минут с одним антрактом
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
Распутный герцог Мантуанский дает блестящий бал в своем дворце. Его отношение к женщинам выражается во фривольной арии «Questa o quella, per me pari sono» («Та иль эта – я не разбираю»). Во внимание герцога попадает жена одного из его придворных, графиня Чепрано. Внезапно общее веселье и танцевальная музыка прерываются грозным голосом. Это старый граф Монтероне, который явился сюда с проклятьем герцогу за поруганную честь своей дочери. В этот момент придворный шут герцога, горбун Риголетто, выходит вперед и зло насмехается над стариком. Монтероне сохраняет достоинство. И в тот момент, когда герцог приказывает заключить графа под стражу, Монтероне грозит ему страшным мщением, проклинает шута. Это было проклятье, произнесенное оскорбленным отцом. Риголетто – сам отец и глубоко суеверный человек – в ужасе отворачивается.
Картина вторая
Под бременем проклятья Монтероне Риголетто покидает дворец. По дороге он наталкивается на длинную, зловещего вида фигуру. Это Спарафучиле, наемный убийца. Как профессионал профессионалу Спарафучиле предлагает придворному шуту свои услуги в любой момент, когда ему понадобится. Пока этот страшный человек удаляется, бормоча на очень низкой ноте свое собственное имя – «Спарафучиле», Риголетто восклицает: «Pari siamo! Io la lingua, egli ha il pugnale» («С ним мы равны: владею словом, а он кинжалом»). За этим следует продолжительный и очень красивый дуэт Риголетто с дочерью, юной Джильдой: «Figlia. Mio padre. » («Джильда. Мой отец. »). Для шута она главное, что осталось в его жизни. После смерти жены у Риголетто больше нет никого на свете, и он страстно желает уберечь дочь от опасностей этого мира. Покидая дом, он отдает приказание служанке Джильды, Джованне, держать все двери на запоре.
Приказ Риголетто, однако, не выполняется. Не успел он покинуть свой дом, как герцог Мантуанский, переодевшись бедным студентом (но при этом, бросив Джованне кошелек, дабы подкупить ее, чтобы она открыла дверь), проникает к Джильде и пылко объясняется ей в любви: «E il sol dell’anima» («Верь мне, любовь – это солнце и розы»). Встревоженный каким-то шумом на улице герцог удаляется. Джильда поет арию «Caro nome che il mio con» («Сердце радости полно»).
Шум на улице – это пришли придворные (они в масках), которые задумали похитить Джильду, полагая, что она любовница Риголетто, а не его дочь. Чтобы сделать шутку веселей, они призывают Риголетто помочь им, объясняя, что хотят похитить жену графа Чепрано, живущего поблизости. Ему завязывают глаза и заставляют быть соучастником похищения. Только после того, как компания удалилась вместе с Джильдой, Риголетто разрывает повязку на глазах. Предчувствуя страшное, шут, в отчаянии крича, устремляется в дом. Действие завершается в тот момент, когда Риголетто с ужасом и дрожью вспоминает отцовское проклятье старого Монтероне.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина первая
Зал во дворце. Герцог взволнован. Накануне он вернулся в дом Джильды, но не нашел ее там и теперь клянется найти похитителей и отомстить. Герцог поет о своей возлюбленной Джильде арию «Parmi veder le lacrime» («Вижу голубку милую»). Придворные сообщают ему, как похитили любовницу Риголетто и принесли в его дворец (они все еще не знают, что Джильда – дочь шута). Герцог, переполненный радости, спешит к ней, чтобы увидеть. Входит Риголетто – он повсюду ищет свою дочь. Появляется паж с сообщением для герцога, и Риголетто догадывается – Джильда здесь, в замке. В негодовании и отчаянии бросается придворный шут на присутствующих, крича: «Cortigiani, vil razza» («Куртизаны, исчадье порока»). Появляется дочь и бросается к отцу в объятия, придворные стыдливо удаляются. Полный слез дуэт отца и дочери прерывается, когда мимо проходит Монтероне, которого ведут на казнь.
Риголетто клянется, что отомстит герцогу. Действие завершается решительным и суровым повторением клятвы Риголетто: «Si, vendetta, tremenda vendetta» («Да, настал час ужасного мщенья»). Джильда же молит его о прощении своего возлюбленного.
Картина вторая
Ночью у заброшенного постоялого двора на берегу реки стоит Риголетто, повторяющий свои проклятья, Джильда по-прежнему умоляет простить возлюбленного. Притон, около которого они оказались, принадлежит Спарафучиле, бандиту, и в гостях у него в эту ночь не кто иной, как герцог, на сей раз переодевшийся офицером. Он исполняет песенку «La donne e mobile» («Сердце красавицы…»), затем объясняется в любви Маддалене, хорошенькой сестре Спарафучиле. Начинается великолепный квартет: в хижине герцог расточает любовные признания Маддалене, на которые та кокетливо и насмешливо отвечает; в то же самое время Джильда, подсматривающая за ними снаружи, приходит в отчаяние из-за открывшегося ей обмана. Риголетто старается утешить дочь. Далее события развиваются стремительно. Риголетто отсылает Джильду переодеться, чтобы ехать в Верону, город, где их никто не знает, и где они начнут новую жизнь. У него пока на эту ночь свои планы.
Краткое содержание оперы Риголетто Верди
Автор написал оперу по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется». Композитор взял за основу сюжетные события из пьесы, но герои произведения были списаны с реальных людей его эпохи. К сожалению, эта пьеса была запрещена после первой премьеры. Цензоры заметили в ней опасность для королевского авторитета, поэтому впоследствии персонаж короля был заменен на герцога. Вновь увидело свет произведение только 50 лет спустя. Сейчас это одна из самых популярных опер.
В произведении речь идет о настоящей любви, жертвенности ради любимого. В «Риголетто» вы увидите искренность чувств молодой девушки, готовой на самопожертвование ради высоких чувств, вы будете сопереживать ее отцу, потерявшему любимую дочь и скрывающему свое горе под маской шута. В опере есть интриги, измены, предательства и даже немного мистики.
В первом действии Риголетто, приглашенный на бал в качестве шута, развлекает публику и посмеивается над всеми. Но появление графа Монтероне меняет его жизнь, граф проклял Герцога и шута вместе с ним. Монтероне хотел отомстить Герцогу, отличающемуся большой любвеобильностью, за свою дочь. По приказу герцога Монтероне был отправлен под стражу. В этой истории шуту досталось больше всего, так как он глумился над чужой бедой. Риголетто отнесся к словам графа слишком серьезно, теперь все свои беды он объясняет проклятием.
У придворного шута есть дочь, прекрасная Джильда, которую он спрятал подальше от дворцовых интриг и всяких бед, в глухой провинции. Однако, герцог Мантуанский переоделся студентом и решил охмурить молоденькую Джильду, признавшись ей в любви. А придворные, ненавидящие ее отца, выкрали ее и привезли к Герцогу, считая девушку любовницей шута. После того, как Джильда, оскорбленная, выбежала из покоев Герцога, Риголетто был доведен до отчаяния. Он решил воспользоваться услугами наемного убийцы. И в то же время, непостоянный в своих чувствах, Герцог влюбился в сестру убийцы Спарафучиле. Маддалена также отвечает ему взаимностью. Именно она уговорила брата не совершать преступление.
Спарафучиле и его сестра решили, что он убьет первого, кто постучится в дверь. В это время дочь Риголетто уже была готова покинуть город, переодевшись мужчиной, но Джильда, зная об измене герцога, случайно подслушала разговор. Понимая, что она все еще любит изменника, решает спасти его. Джильда пошла к двери, где спрятался убийца. В это время в городе началась сильная буря, что мистически связано с ужасными событиями, происходящими в доме. Риголетто рад, что совершится месть, он отправился к Герцогу, чтобы избавиться от трупа и расплатиться с наемником, но нашел в мешке свою мертвую дочь. Последние слова Риголетто над умершей Джильдой были о проклятии Монтероне.
В опере затрагивается тема связи насмешки над человеком и проклятия, оказалось, что горе, над которым посмеялся шут, постигло и его самого. Боль утраты заставила понять его, что в жизни есть вещи, которые нужно воспринимать всерьез. Желание мести показано как низкое чувство, которое порождает все новые несчастья для главного героя.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Оперы. Все произведения
Сейчас читают
Повествование ведётся от первого лица, в нём рассказывается от том, что семилетний мальчик остаётся без отца с молодой мамой, которой ещё не исполнилось, даже двадцати пяти лет. Он также рассказывает, о том, как любила его мама, однако, были такие моменты
Фантина была молодой прелестной девушкой, работающей на фабрике. Весь ее облик излучал радость и жизнелюбие. Но случилось так, что после недолгого романа она осталась одна
У старика и старухи было трое детей, сыновей. Старшие, как обычно были образованными, а третий дурачок, его никто в счет никогда и не брал.
В осеннюю пору приехал писатель на базу Северного флота, где и познакомился с главным героем своего произведения. Мальчика лет восьми звали Федором. На момент встречи он уже умел писать десять букв
Поэма о том, как прекрасная девушка из-за любви становится русалкой. Начинается всё с разговора мельника с дочерью, из которого становится понятно, что у той роман с князем
Краткое содержание «Риголетто»
Всего получено оценок: 147.
О произведении
Романтическая драма французского писателя Виктора Гюго «Король забавляется» была опубликована в 1832 году. После первой постановки пьеса была запрещена. В России её содержание знакомо зрителям по либретто оперы Верди: сюжет драмы Гюго лёг в основу «Риголетто» Верди (1851 г.).
Опера в трёх действиях объединяет в себе арии, знаменитые неаполитанские песни и баллады. Здесь по сравнению с литературной основой акцент смещён на личные взаимоотношения героев в психологически острых ситуациях.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Риголетто» («Король забавляется»), которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Действие первое
Картина первая
Картина вторая
Горбун Риголетто покидает дворец и по дороге сталкивается с наемным убийцей Спарафучиле, который предлагает шуту свои услуги в любой момент, когда ему понадобится. Риголетто ропщет на свою судьбу: «Проклятье — быть безобразным! Проклятье — быть шутом презренным!» Обитая во дворце и вращаясь среди подлых, лицемерных людей, он и сам стал негодяем.
Встретив свою дочь Джильду, старый шут будто вновь оживает. Страстно желая уберечь ее от всех возможных опасностей, он приказывает служанке Джованне тщательно запереть все двери, а сам покидает дом. Однако продажная служанка открывает дверь герцогу Мантуанскому, переодетому бедным студентом. Он пылко объясняется Джильде в любви, но его признание прерывает какой-то шум на улице, и он вынужден скрыться.
Тем временем придворные в масках решают проучить Риголетто и выкрасть Джильду, ошибочно принимая ее за любовницу шута. Они предлагают Риголетто поучаствовать в краже, объясняя, что хотят похитить графиню де Чепрано. Риголетто завязывают глаза, и только когда компания удаляется с похищенной Джильдой, шут понимает, что свершилось нечто ужасное – «Ах! Ах. вот где старца проклятье. »
Действие второе
Герцог взволнован исчезновением Джильды. Входят придворные и радостно сообщают, как ловко они надругались над Риголетто, выкрав его любовницу. Герцог, прекрасно понимая о ком идет речь, спешит увидеть Джильду.
В замке появляется шут, уверенный в том, что дочь спрятана где-то здесь. Он находит ее и клянется, что непременно отомстит герцогу. Джильда же просит отца простить ее возлюбленного.
Действие третье
Спарафучиле оглушает девушку и засовывает в мешок, который передает Риголетто. Шут доволен, что может расквитаться с обидчиком, но вскоре понимает, какая роковая ошибка свершилась. Он молит небеса не забирать у него единственную дочь, но Джильда умирает. Страшное проклятье старца свершилось…
Заключение
Произведение Верди учит тому, что человек за все свои дурные поступки и мысли непременно будет наказан. Необходимо учиться милосердию, доброте, всепрощению, состраданию к ближним.
После ознакомления с кратким пересказом «Риголетто» рекомендуем прочитать произведение в полной версии.
Тест по опере
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
О чем опера риголетто краткое
Д. Верди опера «Риголетто»
Опера «Риголетто» написана по мотивам пьесы В. Гюго «Король забавляется». В основе драмы были реальные действующие герои, только перенесенные в оригинальные сюжетные коллизии. После первой же премьеры пьеса была строго запрещена цензурой, как подрывающая авторитет короля. Лишь после падения режима Наполеона III, через 50 лет после первой постановки, драма вновь предстала перед публикой. В России в те времена постановок и вовсе не было, по этическим соображениям. Эта опера показывает истинную и чистую любовь, которая вынуждает молодую девушку пожертвовать собой ради любимого. Кроме того в ней есть измены, предательство, наемный убийца, мистика и глубокая боль отца, потерявшего свою единственную дочь, но вынужденного оставаться в своей маске шута.
Краткое содержание оперы Верди «Риголетто» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица
Голос
Описание
Краткое содержание «Риголетто»
Действие оперы начинается на балу у Герцога, где Риголетто надсмехается над придворными, исполняя свою роль шута. Внезапно появляется граф Монтероне, который пришел отомстить любвеобильному Герцогу за свою дочь и проклинает его, а вместе с ним и шута Риголетто. Если Герцог этому не придал значения, то шут испугался и начал видеть в этом причину всех трагедий.
У Риголетто есть красавица дочка Джильда, которая живет далеко в глухом предместье. Он старался всячески уберечь ее от бед, но не учел главного врага – герцога Мануанского, который переодевшись бедным студентом, охмуряет ее и сам признается в любви. Тем временем придворные, пожелав отомстить злому и язвительному Риголетто, выкрали ночью его дочку и доставили в покои к Герцогу. Желая отомстить, отчаявшийся шут нанимает убийцу Спарафучиле, чтобы тот разделался с любвеобильным предателем. Но и тут Герцог оказывается хитрее, он влюбляет в себя сестру наемника Маддалену, сам признается ей в чувствах и она уговаривает брата не совершать убийство.
Продолжительность спектакля | ||
I Акт | II Акт | III Акт |
65 мин. | 35 мин. | 35 мин. |
Интересные факты
Популярные арии
История создания «Риголетто»
Удивительно, но Верди приступил к работе над оперой именно в то время, когда пьеса была категорически запрещена. Композитора настолько привлек романтический настрой произведения, что он рискнул. Либретто оперы было поручено Франческо Марии Пьяве. Они понимали, что придется немало потрудиться над сюжетом и поменяли место действия на Италию.
Всяческие указатели на короля Франциска Первого были вычеркнуты из сюжета, массовые сцены сокращены и минимизирована политическая подоплека. Автор драмы В. Гюго был против таких изменений, но Верди оставался непреклонен. Его больше интересовал романтический сюжет, а не политическая игра, да и главным героем выступал у него именно шут, а не гуляка король. Однако, кое в чем композитору пришлось все-таки уступить. Когда опера была закончена, ни один театр не соглашался ее принять в таком виде, все требовали срочно изменить имена героев, чтобы не было каких-либо намеков на известных личностей. Верди пришлось согласиться после долгих отказов практически всех театров мира. Лишь когда Франциск I преобразился в герцога Мантуанского, а его шут Трибуле – в Риголетто, композитор получил согласие на постановку.
Постановки
Долгожданная премьера спектакля состоялась в Венеции 11 марта 1851 года. Публика очень тепло приняла еще один шедевр гениального композитора. Партию Риголетто исполнил Феличе Варези, Герцога – Рафаэле Мирате. Опера сразу же начала свое триумфальное шествие по городам Европы. Публике пришлись по вкусу не только новый сюжет, но и музыка композитора. Необычным был и образ главного персонажа – Риголетто. Его по праву считают самым ярким героем, созданным Верди. Человек, обладающий весьма высоким интеллектом, вынужден выполнять слишком унизительную для него роль при дворе знатного господина. Лишь наедине со своей родной дочерью, он предстает настоящим, без маски.
В России почитатели таланта Верди смогли оценить его произведение 31 января 1853 года в Большом (Каменном) театре в Санкт-Петербурге. Партии исполняли итальянские артисты. Отечественные исполнители представили «Риголетто» лишь в октябре 1859 года в Большом театре в Москве. После этого, опера прочно вошла в репертуар как зарубежных театров, так и отечественных.
В 1925 году режиссеры попытались приблизить версию к первоисточнику и даже поставили оперу с названием «Король забавляется», имена героев также были изменены. Однако эта версия не прижилась на театральной сцене.
Среди современных постановок следует отметить долгожданную премьеру на Новой сцене Большого театра в декабре 2014 года. Режиссер-клипмейкер Роберт Карсен представил свою версию, где действие спектакля разворачивалось под куполом цирка. Вот только эту постановку критики признали провальной, указав именно работу режиссера главной причиной. Более удачной признана версия 2015 года, поставленная в Берлинской Комише-опер. Режиссерская работа Барри Коски отмечена многими театральными критиками. Его версия хоть и наделена некоторыми атрибутами цирка, но пошлость и разврат отсутствуют. Риголетто появляется в первой сцене бала в огромном платье с обручами и маске, с весьма жуткой ухмылкой. Из под его «наряда» постепенно появляются новые герои. Этот прием признан весьма необычным и эффектным.
Еще одну интересную версию представили публике в Парижской опере весной 2016 года. Режиссер Клаус Гут выстроил на сцене настоящую гигантскую коробку, периодически на стенах которой возникали видеопроекции.
Одна из лучших трагедий Гюго «Король забавляется» вдохновила талантливейшего композитора Дж. Верди на написание очередного произведения. В результате, получившаяся опера «Риголетто» по праву признана одной из лучших и с огромным успехом ставится на различных сценах мира. Согласитесь, что знаменитая Песенка Герцога хорошо знакома даже тем, кто далек от мира классической музыки. Предлагаем вам посмотреть знаменитейшее произведение Дж. Верди в оригинальной постановке.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Джузеппе Верди «Риголетто»