О чем опера лакме

Лакме (полусценическое исполнение)

Авторы и постановщики

Музыка Лео Делиба
Либретто Эдмона Гондине и Филиппа Жиля

Мизансцены – Изабель Парсьо-Пьери
Хореография – Александр Сергеев
Художник по свету – Вадим Бродский
Художник по видео – Вадим Дуленко
Художник-технолог по костюмам – Антония Шестаков
Ответственный концертмейстер – Наталия Мордашова
Хормейстер – Павел Теплов
Репетитор по французскому языку – Ксения Клименко

Краткое содержание

Действие происходит в Британской Индии в конце XIX века.

Действие первое
Жилище брамина Нилаканты, окруженное тенистым лесом. Раннее утро. Индусы и индуски во главе с Нилакантой и его дочерью Лакме молитвою Брахме приветствуют наступление дня. По окончании молитвы все расходятся. После церемонии Нилаканта, оставив дочь на попечение подруги – Маллики – и своего слуги Хаджи, направляется в священную пагоду. Девушки же решают плыть на лодке за цветком лотоса. В их отсутствие в запретное для чужестранцев место приходят дочери губернатора Индии – Элен и Роза – в сопровождении гувернантки, миссис Бентсон, и двух английских офицеров: Джеральда, жениха Элен, и его товарища Фредерика. Все они жаждут познакомиться с нравами индусов, но, узнав жилище свирепого фанатика-брамина Нилаканты, в страхе спешат удалиться. Остается лишь Джеральд: случайно заметив дорогой убор Лакме, он намерен во что бы то ни стало зарисовать его в свой альбом. Красота вернувшейся Лакме поражает англичанина. Ее предупреждение о грозящей ему гибели в случае, если его застанет в священном месте отец, незнакомца не пугает. В сердце Лакме закрадывается любовь к отважному офицеру, и она, заметив издали брамина, умоляет Джеральда скрыться. Нилаканта по сломанному плетню догадывается о посещении его дома европейцем и клянется отомстить нечестивцу.

Действие второе
Городская площадь. Народный праздник в разгаре. Лакме тоскует о Джеральде. Нилаканта, полагая, что причина ее грусти – нанесенное оскорбление, решает выследить обидчика. Смущение Лакме при виде Джеральда, подошедшего к ней во время ее пения, открывает брамину, кто его враг. Лакме, оставшись наедине с любимым, умоляет его бежать с ней. Он медлит с решением. В это время через площадь проходит священная процессия жрецов. Нилаканта, улучив удобный момент, подкрадывается к Джеральду и поражает его кинжалом. Потрясенная Лакме приказывает Хаджи нести раненого за ней.

О спектакле

Как минимум один фрагмент из оперы Лео Делиба «Лакме» знает каждый: когда две очаровательные индийские девушки, отправляясь за лотосами, запевают Цветочный дуэт, слушателей охватывает восторг узнавания. Как цветочная пыльца, эта обворожительная мелодия разлетелась по рекламным роликам и саундтрекам, но Делиб был щедр на ласкающие слух напевы, ни в чем не уступающие популярному хиту, и ради них стоит послушать оперу целиком. Помимо знаменитого Duo des fleurs, со сцены звучат пылкие дуэты-признания, проникновенные арии, загадочные хоровые моления, эффектные танцевальные мелодии баядерок и даже водевильные куплеты. Гвоздь оперы – немыслимо виртуозная ария Лакме с колокольчиками, требующая фантастически подвижного голоса и хрустально чистого интонирования на запредельно высоких нотах. Оркестр в «Лакме» великолепен: он то деликатно поддерживает солистов, то «поет» вместе с ними, то создает почти осязаемые образы упоительной южной природы, то разворачивает пеструю картину базарной толчеи. История любви британского офицера и дочери брамина заканчивается, по закону жанра, печально, и пусть особо чувствительные зрители смахнут в финале слезу – романтическая опера «Лакме» оставляет на редкость светлое впечатление.

В афишу Мариинского театра «Лакме» вернулась осенью 2020 года, когда состоялось ее концертное исполнение. Для постановки шедевра французской оперы театр пригласил француженку Изабель Парсьо-Пьери, которая выступила и как режиссер, и как сценограф спектакля.

Мировая премьера: 14 апреля 1883 года, Комическая опера, Париж
Премьера в Мариинском театре: 6 декабря 1884 года, Императорская итальянская оперная труппа
Премьера постановки: 4 июля 2021 года

Продолжительность спектакля 3 часа 20 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Источник

Лакме (опера)

«Лакме» («Lakmé») — опера в трёх актах, написанная Л. Делибом на либретто Эдмона Гондинэ и Филиппа Жиля, основанном на романе «Rarahu ou Le Mariage de Loti» Пьера Лоти (Pierre Loti).

Содержание

История

Премьера состоялась 1883 г. в Opéra Comique в Париже. Как многие другие французские оперы конца XIX в. «Лакме» основана на восточной тематике (см. «Ловцов жемчуга» Бизе» и «Короля Лахора» Массне).

Существует несколько записей этого произведения, например, с участием таких известных сопрано, как Joan Sutherland, Mady Mesplé и Mado Robin. На сцене эта опера исполняется необыкновенно редко.

Самая известная композиция из оперы — дуэт The Flower Duet (Sous le dôme épais), часто используется в саундтреках. Перепета вместе с рэпом (Rapsody. Hip Hop Meets Classic Overture «DEAR MALIKA» feat. LL COOL J).

Синопсис

Действие происходит в конце XIX в. в британской Индии. Многие индусы вынуждены верить в своих богов тайно. Джеральд, английский офицер, случайно набредает на священный храм брахман. Он встречает Лакме (ее имя происходит от санскритского Лакшми), дочь верховного жреца Нилаканты. Молодые люди влюбляются друг в друга. Нилаканта призывает к мести англичанину, опозорившему храм.

На базаре Нилаканта заставляет Лакме соблазнительно петь («легенда», ария с колокольчиками — «Légende du Paria», «Ah!… Par les dieux inspires… Où va la jeune indoue»), для того, чтобы святотатец выдал себя. Когда Джеральд выступает вперед, Лакме падает в обморок, а Никаланта ранит Джеральда. Лакме уводит возлюбленного в секретное укрытие в лесах, где лечит его.

Действующие лица

Содержание

Акт I

Акт II

Акт III

Записи

Аудио

Видео

Литература

Ccылки

Полезное

Смотреть что такое «Лакме (опера)» в других словарях:

Лакме — Опера Лакме Lakmé Композитор … Википедия

Опера комик — («Опера комик») Театр комической оперы («Théâtre de l Opéra Comique»), французский музыкальный театр. Основан в 1715 в Париже как временный театр на Сен Жерменской ярмарке; в 1745 был закрыт. Вновь открыт в 1752, а в 1762 слит с театром… … Большая советская энциклопедия

ОПЕРА — драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера

Опера — (итал. opera, букв. труд, дело, сочинение) род муз. драм. произведения. О. основана на синтезе слова, сценич. действия и музыки. В отличие от разл. видов драм. т ра, где музыка выполняет служебные, прикладные функции, в О. она становится… … Музыкальная энциклопедия

Опера — (итал. opera, буквально сочинение, от лат. opera труд, изделие, произведение) жанр музыкально драматического искусства. Литературная основа О. (Либретто) воплощается средствами музыкальной драматургии и в первую очередь в формах вокальной … Большая советская энциклопедия

«Опера комик» — Театр комической оперы ( Theatre de l Opera Comique ), франц. муз. т р. Осн. в 1715 в Париже на Сен Жерменской ярмарке как временный т р (здесь впервые давались драматич. представления с муз. номерами), в 1745 был закрыт. Вновь открыт в… … Музыкальная энциклопедия

Воображаемая опера — L Opéra Imaginaire Студия FILM OFFICE Страна Франция Время 52 мин … Википедия

Лирическая опера — жанровая разновидность франц. оперы, сложившаяся во 2 й пол. 19 в. (opera lyrique). Генетически связана преим. с наследием комич. оперы. Во франц. музыке 2 й пол. 19 в. лиризация была типичной для большой и комич. оперы, оперетты. Эта… … Музыкальная энциклопедия

Ламбин, Пётр Борисович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ламбин. Пётр Борисович Ламбин Дата рождения: 15 мая 1862(1862 05 15) Дата смерти: 11&#1 … Википедия

Делиб К. Ф. — (Delibes) Клеман Филибер Лео (21 II 1836, Сен Жермен дю Валь, Сарта 16 I 1891, Париж) франц. композитор. Чл. Института Франции (1884). Первонач. муз. познания получил от своей матери (дочь солиста парижского т ра Опера комик баритона Э.… … Музыкальная энциклопедия

Источник

О чем опера лакме. Смотреть фото О чем опера лакме. Смотреть картинку О чем опера лакме. Картинка про О чем опера лакме. Фото О чем опера лакмеevakroterion

evakroterion

Немногие любители музыки сегодня знают что-либо из произведений Лео Делиба, за исключением его двух прелестных балетных партитур — «Сильвия» и «Коппелия» — и, конечно, «Лакме». Несмотря на красочность и старую драматургическую добротность ее сюжета, в наши дни за пределами Франции опера дается лишь от случая к случаю, как правило, специально для участия в постановке того или иного знаменитого сопрано, причем довольно легкого.

Во Франции, однако, она остается популярной; достаточно сказать, что с момента ее премьеры в 1883 году в «Опера комик» она шла на сцене этого театра более двух тысяч раз. При одном из таких представлений американка — из Бруклина — Мария ван Зандт исполнила ее с таким успехом, что эта роль на долгое время прочно ассоциировалась с этой певицей. Однако список сопрано, которые принимали участие в исполнении этой партии, включает практически всех великих сопрано, вплоть до наших дней, в том числе Аделину Патти, Марчеллу Зембрих, Луизу Тетраццини, Амелиту Галли-Курчи и Лили Понс.

История создания

В 1881 году Делиб, европейски известный композитор, автор четырех опер, множества оперетт и четырех балетов, завоевавших заслуженное признание, получил от дирекции театра Комической оперы заказ. В качестве сюжета была предложена модная в то время ориентальная тема. К подобным сюжетам обращались многие французские композиторы, начиная с 60-х годов XIX века, когда были созданы «Африканка» Мейербера, «Искатели жемчуга» Бизе, «Самсон и Далила» Сен-Санса, и вплоть до 90-х годов, когда появилась «Таис» Массне. Либретто «Лакме» было написано Э. Гондине (1829—1888) и Ф. Жиллем (1831—1901). Героиня оперы оказалась во многом сходной с Селикой из «Африканки»: она так же полюбила чужеземца, человека иной веры, так же жертвует собой ради него. Есть сходство и с вердиевской «Аидой» (см. «111 опер») — Лакме разрывается между любовью к отцу, безусловно преданному своей идее, и к его врагу.

В июле 1881 года композитор принялся за сочинение музыки, которое, согласно пометке в рукописи, было закончено в клавире в июне следующего года. С 6 октября, уже во время начавшихся репетиций, он оркестровал оперу. Премьера состоялась в парижском театре Комической оперы 14 апреля 1883 года и была тепло принята публикой.

Музыка

«Лакме» — лучшая опера Делиба. Ей свойственны наиболее типичные черты его дарования: поэтичность, изящество, свежесть мелодики и гармонических красок, тонкая оркестровка. Удачно схвачен ориентальный колорит в партиях Лакме и Нилаканты, их образы ярко очерчены.

В I акте выделяются лирически насыщенная ария Джеральда «Не смущай же мой покой, виденье», близкие ей по характеру строфы Лакме «Зачем же в глушь лесную» и их восторженный дуэт «Это юный бог томлений». Центром II акта являются полные искреннего чувства стансы Нилаканты «Лакме, ах, отчего потухает взор твой» и знаменитая легенда, известная как «ария с колокольчиками», «Куда спешит младая дочь пария одна», с прихотливой мелодией, богато украшенной колоратурными пассажами. В III акте наиболее выразительны спокойная колыбельная Лакме «Ах, под сводами небес» и ее проникновенное соло «Ты дал мне лучшие мгновенья».

ДЕЙСТВИЕ I

Эта история произошла в Индии в XIX веке, где, как всем хорошо известно, правила Англия. В начале оперы брахманский верховный жрец Нилаканта в священном саду, где стоит индусский храм, лестница, которого украшена статуями индийских богов, провозглашает волю богов: надо бороться против ненавистных поработителей Индии. Он призывает своих сторонников приблизить день изгнания англичан с индийской земли (его самого давно преследуют англичане). Из храма (издалека за сценой) доносится пение его дочери Лакме, которая обращается к богам с молитвой, чтобы они помогли Нилаканте. Постепенно ее голос становится все громче и сильнее, и вот она наконец появляется в дверях храма в сопровождении жрецов, возносящих свою молитву богу Шиве. На голове у нее чудесный золотой убор.

Когда молитва заканчивается, все уходят из сада, за исключением Лакме и ее рабыни Маллики, которые вместе в терцию поют прелестную баркаролу. Поскольку они собираются искупаться, Лакме снимает свои украшения и кладет их на берегу. Затем Лакме с Малликой садятся в лодку. Через густые кроны деревьев пробивается солнце. Все наполняется светом и сиянием.

Появляются визитеры другого рода. Это два английских офицера — Джералд и Фредерик с их подругами — дочерью губернатора Эллен и Розой, а также гувернанткой мистрис Бентсон. Все пятеро заходят в сад. У них здесь, в священном месте у индийского храма, конечно же нет никаких дел, они просто восхищаются красотой белых цветов. Эти цветы — натуралисты называют их datura stranmonium — ядовитые, предупрежденные об этом Фредериком, наши путешественники не прикасаются к ним. Мы еще услышим об этих цветах в последнем действии. Фредерик предупреждает беспечных друзей, что место это особое и ни один индус не простит им появления здесь. Офицер рассказывает о мятежном брахмане Нилаканте и его дочери — красавице Лакме, которую он здесь скрывает. Взволнованная и испуганная мистрис Бентсон спешит увести молодежь.

Общество уже собралось было уйти, когда Эллен вдруг замечает чудесные украшения (оставленные Лакме). Джералд восхищен ими и говорит, что он задержится здесь ненадолго, чтобы зарисовать их. Остальные уходят. Он поет свою чудесную арию «Prendre le dessin d’un bijou».

Поскольку Джералд — ведущий тенор в опере, а следовательно, ее герой, возвратившаяся Лакме застает его здесь. А коль скоро сама Лакме — ведущее сопрано, им обоим ничего не остается другого, как влюбиться друг в друга с первого взгляда. И раз так и происходит, должен исполняться любовный дуэт. Но этот любовный дуэт имеет некоторое отличие от других, звучащих в подобных ситуациях: Лакме предупреждает Джералда, что, если его застанут в этом священном саду, его непременно убьют. Поначалу Джералд не принимает это предупреждение всерьез, ведь он офицер в армии королевы Виктории. Но Лакме все же убеждает его уйти. И происходит это как раз вовремя, так как Нилаканта возвращается со своими приверженцами. Он разгневан тем, что священный сад осквернен, и клянется, что человек, который был здесь, будет убит. Возгласы мести выкрикивают и другие индусы.

ДЕЙСТВИЕ II

Праздничный день для индусов, и наши английские друзья разгуливают по базару, любуясь происходящим. Мистрис Бентсон с трудом пробирается сквозь толпу. Поскольку Роза и Эллен затерялись где-то в толпе со своими кавалерами (у наших офицеров, кстати, это последний свободный день: завтра утром им предстоит отправиться на войну), мистрис Бентсон осталась одна. Ее моментально обступают рыночные воры. Один предлагает ей погадать, другой просит купить у него алмазы, еще один протискивается к ней под предлогом помочь выбраться из этого окружения, но тем временем успевает обокрасть ее. Роза и Эллен взволнованы всем происшедшим. Джералд признается, что видел очаровательную юную жрицу Лакме, и все проявляют любопытство, кто же она. Исполняется прелестный балетный номер, который танцуют местные жители.

Можно было не сомневаться — Джералд действительно появляется. Звучит второй его любовный дуэт с Лакме. Поначалу девушка с ним сурова: у нее ничего не может быть общего с англичанином, ведь он враг ее собратьям. Джералд, однако, уверяет девушку, что готов на все, лишь бы не оставлять ее. В конце концов Лакме уступает: в лесной чаще есть хижина, о которой никто не знает и где они смогут быть вместе. Джералд смущен. Он не может объяснить девушке, что не в состоянии принять ее предложение, поскольку, будучи офицером армии ее величества королевы Англии, должен выступить завтра против восставших индийцев. На площади появляется религиозная процессия; она несет изображение Дурга и поет ему. Девушка должна уйти, чтобы никто не видел ее вместе с англичанином. В этот момент Нилаканта незаметно подкрадывается к Джералду и ударяет его кинжалом, после чего незаметно исчезает. Вернувшаяся Лакме склоняется над распростертым телом английского офицера; она видит, что рана не смертельна, и с радостью думает, что переправит Джералда в свое потайное место и выходит его там.

ДЕЙСТВИЕ III

Грот в джунглях — чудесное место, полное роскошных цветов. Джералд лежит здесь, поправляясь после ранения; он спит. Лакме ухаживает за ним и поет ему. Проснувшись, он испытывает чувство блаженства как от той красоты, которая ему открылась, так и от нежной заботы, которой окружила его Лакме. Джералд поет об этом необычайно проникновенно.

За сценой звучит хор — это поют индийские влюбленные, направляясь к целительному источнику, воды которого навсегда сделают их преданными друг другу. Лакме также идет туда, чтобы зачерпнуть святой воды для своего возлюбленного.

Но пока она отсутствует, появляется Фредерик. Он всюду искал своего друга-офицера и теперь очень рад, найдя его выздоравливающим. Их полк, говорит он, отправляется в поход, и Джералд должен идти с ними, как всякий английский офицер: долг превыше всего. Когда Лакме возвращается, ее охватывает волнение; она чувствует, что Джералд покинет ее. Вдалеке слышен шум марширующих солдат, и Джералд отвергает принесенный ею волшебный напиток. В отчаянии Лакме тайком срывает несколько ядовитых цветков и выпивает их нектар. Но случилось так, что она сделала это как раз перед тем, как Джералд в конце концов решает выпить волшебный напиток. Но слишком поздно. Обуреваемый чувством мести вбегает Нилаканта и уже заносит кинжал над Джералдом. Лакме, собрав последние силы, бросается между возлюбленным и отцом. «Если богу нужна жертва, — кричит она, — пусть он возмет меня». Только теперь все видят, что она умирает. Сердце Джералда разбито, а Нилаканта экстатично провозглашает, что его Дочь теперь вечно будет жить с Брахмой.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

Источник

О чем опера лакме

Опера в трех действиях Лео Делиба на либретто (по-французски) Эдмонда Године и Филиппа Жиля, основанное, как обычно считается, на романе «Бракосочетание Лоти» Пьера Лоти, но на самом деле имеющим с ним лишь отдаленные совпадения.

Действующие лица:

НИЛАКАНТА, жрец Брахмы (бас-баритон)
ЛАКМЕ, его дочь (сопрано)
МАЛЛИКА, ее рабыня (меццо-сопрано)
английские леди:
ЭЛЛЕН (сопрано)
РОЗА (сопрано)
МИСТРИС БЕНТСОН, их служанка (меццо-сопрано)
ДЖЕРАЛД, английский офицер (тенор)
ФРЕДЕРИК, другой английский офицер (баритон)

Время действия: конец XIX века.
Место действия: Индия.
Первое исполнение: Париж, 14 апреля 1883 года.

О чем опера лакме. Смотреть фото О чем опера лакме. Смотреть картинку О чем опера лакме. Картинка про О чем опера лакме. Фото О чем опера лакме

Немногие любители музыки сегодня знают что-либо из произведений Лео Делиба, за исключением его двух прелестных балетных партитур — «Сильвия» и «Коппелия» — и, конечно, «Лакме». Несмотря на красочность и старую драматургическую добротность ее сюжета, в наши дни за пределами Франции опера дается лишь от случая к случаю, как правило, специально для участия в постановке того или иного знаменитого сопрано, причем довольно легкого. Во Франции, однако, она остается популярной; достаточно сказать, что с момента ее премьеры в 1883 году в «Опера комик» она шла на сцене этого театра более двух тысяч раз. При одном из таких представлений американка — из Бруклина — Мария ван Зандт исполнила ее с таким успехом, что эта роль на долгое время прочно ассоциировалась с этой певицей. Однако список сопрано, которые принимали участие в исполнении этой партии, включает практически всех великих сопрано, вплоть до наших дней, в том числе Аделину Патти, Марчеллу Зембрих, Луизу Тетраццини, Амелиту Галли-Курчи и Лили Понс.

ДЕЙСТВИЕ I

Эта история произошла в Индии в XIX веке, где, как всем хорошо известно, правила Англия. В начале оперы брахманский верховный жрец Нилаканта в священном саду, где стоит индусский храм, лестница, которого украшена статуями индийских богов, провозглашает волю богов: надо бороться против ненавистных поработителей Индии. Он призывает своих сторонников приблизить день изгнания англичан с индийской земли (его самого давно преследуют англичане). Из храма (издалека за сценой) доносится пение его дочери Лакме, которая обращается к богам с молитвой, чтобы они помогли Нилаканте. Постепенно ее голос становится все громче и сильнее, и вот она наконец появляется в дверях храма в сопровождении жрецов, возносящих свою молитву богу Шиве. На голове у нее чудесный золотой убор.

Когда молитва заканчивается, все уходят из сада, за исключением Лакме и ее рабыни Маллики, которые вместе в терцию поют прелестную баркаролу. Поскольку они собираются искупаться, Лакме снимает свои украшения и кладет их на берегу. Затем Лакме с Малликой садятся в лодку. Через густые кроны деревьев пробивается солнце. Все наполняется светом и сиянием.

Появляются визитеры другого рода. Это два английских офицера — Джералд и Фредерик с их подругами — дочерью губернатора Эллен и Розой, а также гувернанткой мистрис Бентсон. Все пятеро заходят в сад. У них здесь, в священном месте у индийского храма, конечно же нет никаких дел, они просто восхищаются красотой белых цветов. Эти цветы — натуралисты называют их datura stranmonium — ядовитые, предупрежденные об этом Фредериком, наши путешественники не прикасаются к ним. Мы еще услышим об этих цветах в последнем действии. Фредерик предупреждает беспечных друзей, что место это особое и ни один индус не простит им появления здесь. Офицер рассказывает о мятежном брахмане Нилаканте и его дочери — красавице Лакме, которую он здесь скрывает. Взволнованная и испуганная мистрис Бентсон спешит увести молодежь.

Общество уже собралось было уйти, когда Эллен вдруг замечает чудесные украшения (оставленные Лакме). Джералд восхищен ими и говорит, что он задержится здесь ненадолго, чтобы зарисовать их. Остальные уходят. Он поет свою чудесную арию «Prendre le dessin d’un bijou».

Поскольку Джералд — ведущий тенор в опере, а следовательно, ее герой, возвратившаяся Лакме застает его здесь. А коль скоро сама Лакме — ведущее сопрано, им обоим ничего не остается другого, как влюбиться друг в друга с первого взгляда. И раз так и происходит, должен исполняться любовный дуэт. Но этот любовный дуэт имеет некоторое отличие от других, звучащих в подобных ситуациях: Лакме предупреждает Джералда, что, если его застанут в этом священном саду, его непременно убьют. Поначалу Джералд не принимает это предупреждение всерьез, ведь он офицер в армии королевы Виктории. Но Лакме все же убеждает его уйти. И происходит это как раз вовремя, так как Нилаканта возвращается со своими приверженцами. Он разгневан тем, что священный сад осквернен, и клянется, что человек, который был здесь, будет убит. Возгласы мести выкрикивают и другие индусы.

ДЕЙСТВИЕ II

Праздничный день для индусов, и наши английские друзья разгуливают по базару, любуясь происходящим. Мистрис Бентсон с трудом пробирается сквозь толпу. Поскольку Роза и Эллен затерялись где-то в толпе со своими кавалерами (у наших офицеров, кстати, это последний свободный день: завтра утром им предстоит отправиться на войну), мистрис Бентсон осталась одна. Ее моментально обступают рыночные воры. Один предлагает ей погадать, другой просит купить у него алмазы, еще один протискивается к ней под предлогом помочь выбраться из этого окружения, но тем временем успевает обокрасть ее. Роза и Эллен взволнованы всем происшедшим. Джералд признается, что видел очаровательную юную жрицу Лакме, и все проявляют любопытство, кто же она. Исполняется прелестный балетный номер, который танцуют местные жители.

Можно было не сомневаться — Джералд действительно появляется. Звучит второй его любовный дуэт с Лакме. Поначалу девушка с ним сурова: у нее ничего не может быть общего с англичанином, ведь он враг ее собратьям. Джералд, однако, уверяет девушку, что готов на все, лишь бы не оставлять ее. В конце концов Лакме уступает: в лесной чаще есть хижина, о которой никто не знает и где они смогут быть вместе. Джералд смущен. Он не может объяснить девушке, что не в состоянии принять ее предложение, поскольку, будучи офицером армии ее величества королевы Англии, должен выступить завтра против восставших индийцев. На площади появляется религиозная процессия; она несет изображение Дурга и поет ему. Девушка должна уйти, чтобы никто не видел ее вместе с англичанином. В этот момент Нилаканта незаметно подкрадывается к Джералду и ударяет его кинжалом, после чего незаметно исчезает. Вернувшаяся Лакме склоняется над распростертым телом английского офицера; она видит, что рана не смертельна, и с радостью думает, что переправит Джералда в свое потайное место и выходит его там.

ДЕЙСТВИЕ III

Грот в джунглях — чудесное место, полное роскошных цветов. Джералд лежит здесь, поправляясь после ранения; он спит. Лакме ухаживает за ним и поет ему. Проснувшись, он испытывает чувство блаженства как от той красоты, которая ему открылась, так и от нежной заботы, которой окружила его Лакме. Джералд поет об этом необычайно проникновенно.

За сценой звучит хор — это поют индийские влюбленные, направляясь к целительному источнику, воды которого навсегда сделают их преданными друг другу. Лакме также идет туда, чтобы зачерпнуть святой воды для своего возлюбленного.

Но пока она отсутствует, появляется Фредерик. Он всюду искал своего друга-офицера и теперь очень рад, найдя его выздоравливающим. Их полк, говорит он, отправляется в поход, и Джералд должен идти с ними, как всякий английский офицер: долг превыше всего. Когда Лакме возвращается, ее охватывает волнение; она чувствует, что Джералд покинет ее. Вдалеке слышен шум марширующих солдат, и Джералд отвергает принесенный ею волшебный напиток. В отчаянии Лакме тайком срывает несколько ядовитых цветков и выпивает их нектар. Но случилось так, что она сделала это как раз перед тем, как Джералд в конце концов решает выпить волшебный напиток. Но слишком поздно. Обуреваемый чувством мести вбегает Нилаканта и уже заносит кинжал над Джералдом. Лакме, собрав последние силы, бросается между возлюбленным и отцом. «Если богу нужна жертва, — кричит она, — пусть он возмет меня». Только теперь все видят, что она умирает. Сердце Джералда разбито, а Нилаканта экстатично провозглашает, что его Дочь теперь вечно будет жить с Брахмой.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

История создания

О чем опера лакме. Смотреть фото О чем опера лакме. Смотреть картинку О чем опера лакме. Картинка про О чем опера лакме. Фото О чем опера лакме

В 1881 году Делиб, европейски известный композитор, автор четырех опер, множества оперетт и четырех балетов, завоевавших заслуженное признание, получил от дирекции театра Комической оперы заказ. В качестве сюжета была предложена модная в то время ориентальная тема. К подобным сюжетам обращались многие французские композиторы, начиная с 60-х годов XIX века, когда были созданы «Африканка» Мейербера, «Искатели жемчуга» Бизе, «Самсон и Далила» Сен-Санса, и вплоть до 90-х годов, когда появилась «Таис» Массне. Либретто «Лакме» было написано Э. Гондине (1829—1888) и Ф. Жиллем (1831—1901). Героиня оперы оказалась во многом сходной с Селикой из «Африканки»: она так же полюбила чужеземца, человека иной веры, так же жертвует собой ради него. Есть сходство и с вердиевской «Аидой» (см. «111 опер») — Лакме разрывается между любовью к отцу, безусловно преданному своей идее, и к его врагу.

В июле 1881 года композитор принялся за сочинение музыки, которое, согласно пометке в рукописи, было закончено в клавире в июне следующего года. С 6 октября, уже во время начавшихся репетиций, он оркестровал оперу. Премьера состоялась в парижском театре Комической оперы 14 апреля 1883 года и была тепло принята публикой.

Музыка

«Лакме» — лучшая опера Делиба. Ей свойственны наиболее типичные черты его дарования: поэтичность, изящество, свежесть мелодики и гармонических красок, тонкая оркестровка. Удачно схвачен ориентальный колорит в партиях Лакме и Нилаканты, их образы ярко очерчены.

В I акте выделяются лирически насыщенная ария Джеральда «Не смущай же мой покой, виденье», близкие ей по характеру строфы Лакме «Зачем же в глушь лесную» и их восторженный дуэт «Это юный бог томлений». Центром II акта являются полные искреннего чувства стансы Нилаканты «Лакме, ах, отчего потухает взор твой» и знаменитая легенда, известная как «ария с колокольчиками», «Куда спешит младая дочь пария одна», с прихотливой мелодией, богато украшенной колоратурными пассажами. В III акте наиболее выразительны спокойная колыбельная Лакме «Ах, под сводами небес» и ее проникновенное соло «Ты дал мне лучшие мгновенья».

Среди опер Лео Делиба наибольшую известность приобрела «Лакме», сюжет которой взят из жизни индийцев. Им противопоставлены англичане-колонизаторы, обрисованные в слегка иронических тонах, средствами, близкими комической опере, подчас даже оперетте (см. квинтет и куплеты I акта, марши II и III актов) (Характеристика англичанина Джеральда, полюбившего Лакме, несколько трафаретна; лирика холодновата и не передает страсти, бушующей в его душе; даже в любовных дуэтах не передан широкий разлив чувств.). Самые яркие страницы оперы связаны с изображением душевного мира героини и ее окружения.

Партия Лакме пронизана песенностью (см. строфы в I акте, колыбельную — в III). Центральная ее характеристика содержится в сцене и легенде II акта (так называемая «ария с колокольчиками»):

О чем опера лакме. Смотреть фото О чем опера лакме. Смотреть картинку О чем опера лакме. Картинка про О чем опера лакме. Фото О чем опера лакме

О чем опера лакме. Смотреть фото О чем опера лакме. Смотреть картинку О чем опера лакме. Картинка про О чем опера лакме. Фото О чем опера лакме

Образ Лакме косвенно воссоздается и в ставших популярными стансах Нилаканты — последний предстает в них нежным, любящим отцом:

О чем опера лакме. Смотреть фото О чем опера лакме. Смотреть картинку О чем опера лакме. Картинка про О чем опера лакме. Фото О чем опера лакме

Другая сторона облика Нилаканты — фанатичного, мстительного жреца — раскрывается в хоровых сценах. Их много в опере, и трактованы они разнообразно. В красочной интродукции, живописующей молитву в храме, впервые возникает причудливая «восточная» тема обращения к богам (средний раздел хора — поет Лакме в сопровождении арф). Эта тема, приобретая угрожающий характер, становится далее лейтмотивом мести. По складу своему последнему близок хор заговорщиков, возглавленных Нилакантой, и драматическая кульминация II акта (хор браминов). Это — центральная в драматургическом отношении картина, где обобщены предшествующие бытовые и драматические сцены оперы.

Локальные черты воссозданы также в ряде пасторальных эпизодов. В качестве примеров назовем: дуэт Лакме и служанки Маллики (I акт), светлый, прозрачный хор у священного источника (III акт), лирически-спокойные эпизоды дуэтов Лакме и Джеральда.

Тонко переданный «восточный» колорит, изящно очерченный, с налетом элегичности, образ героини, выразительная характеристика сурового жреца Нилаканты — все это, вместе с красочной оркестровкой, ставит «Лакме» в ряд лучших французских ориентальных опер, среди которых — «Искатели жемчуга» и «Джамиле» Бизе, «Самсон и Далила» Сен-Санса.

«Лакме» — лучшая опера Делиба, полная прекрасных мелодий и чарующего восточного колорита. Сохраняется в репертуаре театров (преимущественно французских). Среди лучших эпизодов: «ария с колокольчиками» Лакме из 2 д. (Ouva la jeune Hindoue), «Стансы Нилаканты» (2 д.), финальный дуэт (3 д.).

На русской сцене впервые в Московской частной опере Мамонтова (1885). Среди ярких исполнителей заглавной партии Зандт, Понс, М. Робен (обладавшая феноменальным голосом), Сазерленд.

Дискография: CD — Decca. Дир. Бонинг, Лакме (Сазерленд), Джеральд (Ванцо), Нилаканта (Бакье), Маллика (Бербье), Фредерик (Кале), Хаджи (Белькур).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *