О чем ода к радости

О чем ода к радости

О чем ода к радости. Смотреть фото О чем ода к радости. Смотреть картинку О чем ода к радости. Картинка про О чем ода к радости. Фото О чем ода к радости«Город, который улыбается…» — сказал о Людвигсбурге Фридрих Шиллер (Johann Christoph Friedrich von Schiller) великий немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, который прожил в Людвигсбурге 7 лет. Фридрих Шиллер написал в 1785 году знаменитую оду «К радости», которая в 1793 году была положена на музыку, и звучит в финале 9 симфонии Людвига Бетховена. Х оровая симфония для оркестра, четырех солистов и хора завершена в 1824 году. О чем ода к радости. Смотреть фото О чем ода к радости. Смотреть картинку О чем ода к радости. Картинка про О чем ода к радости. Фото О чем ода к радостиНесмотря на прочную популярность оды «К радости» сам Шиллера расценил это произведение, как неудачу. Позже, в 1800 году, в письме к своему давнему другу и покровителю Кернеру, дружба с которым изначально вдохновила его на написание оды, Фридрих Шиллер называл оду — гимном «оторванными от реальности» и гимном, имеющим «ценность, может быть, для нас двоих, но не для мира, ни для искусства поэзии».О чем ода к радости. Смотреть фото О чем ода к радости. Смотреть картинку О чем ода к радости. Картинка про О чем ода к радости. Фото О чем ода к радости

В 1972 году ода «К радости» стала официальным гимном Совета Европы, с 1985 года музыка оды «К радости» используется, как гимн Европейского сообщества и Евросоюза. Ода «К радости» — настоящий гимн поэтической мечте о братстве и единстве всего человечества.

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди — братья меж собой.

Хор
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звёздною страной, —
Бог, в любви пресуществлённый!

Кто сберёг в житейской вьюге
Дружбу друга своего,
Верен был своей подруге, —
Влейся в наше торжество!
Кто презрел в земной юдоли
Теплоту душевных уз,
Тот в слезах, по доброй воле,
Пусть покинет наш союз!

Хор
Всё, что в мире обитает,
Вечной дружбе присягай!
Путь её в надзвёздный край,
Где Неведомый витает.

Мать-природа всё живое
Соком радости поит,
Всем даёт своей рукою
Долю счастья без обид.
Нам лозу и взор любимой,
Друга верного в бою,
Видеть Бога херувиму,
Сладострастие червю.

Хор
Ниц простерлись вы в смиренье?
Мир! Ты видишь Божество?
Выше звёзд ищи Его;
В небесах Его селенья.

Радость двигает колёса
Вечных мировых часов.
Свет рождает из хаоса,
Плод рождает из цветов.
С мировым круговоротом
Состязаясь в быстроте,
Видит солнца в звездочётам
Недоступной высоте.

Хор
Как светила по орбите,
Как герой на смертный бой,
Братья, в путь идите свой,
Смело, с радостью идите!

С ней мудрец читает сферы,
Пишет правды письмена,
На крутых высотах веры
Страстотерпца ждёт она.
Там парят её знамёна
Средь сияющих светил,
Здесь стоит она склонённой
У разверзшихся могил.

Хор
Выше огненных созвездий,
Братья, есть блаженный мир,
Претерпи, кто слаб и сир, —
Там награда и возмездье!

Не нужны богам рыданья!
Будем равны им в одном:
К общей чаше ликованья
Всех скорбящих созовём.
Прочь и распри и угрозы!
Не считай врагу обид!
Пусть его не душат слёзы
И печаль не тяготит.

Хор
В пламя, книга долговая!
Мир и радость — путь из тьмы.
Братья, как судили мы,
Судит Бог в надзвёздном крае.

Радость льётся по бокалам,
Золотая кровь лозы,
Дарит кротость каннибалам,
Робким силу в час грозы.
Братья, встаньте, — пусть, играя,
Брызжет пена выше звёзд!
Выше, чаша круговая!
Духу света этот тост!

Хор
Вознесём Ему хваленья
С хором ангелов и звёзд.
Духу света этот тост!
Ввысь, в надзвездные селенья!

Стойкость в муке нестерпимой,
Помощь тем, кто угнетён,
Сила клятвы нерушимой —
Вот священный наш закон!
Гордость пред лицом тирана
(Пусть то жизни стоит нам),
Смерть служителям обмана,
Слава праведным делам!

Хор
Братья, в тесный круг сомкнитесь
И над чашею с вином
Слово соблюдать во всём
Звёздным Судиёй клянитесь!

(перевод текста на русский язык И.Миримского)

Немецкий оригинал текста — Фридрих Шиллер.

Freude, schöner Götterfunken,
Tochter aus Elysium!
Wir betreten feuertrunken,
Himmlische, Dein Heiligtum.
Deine Zauber binden wieder,
Was die Mode streng geteilt,
Alle Menschen werden Brüder,
Wo Dein sanfter Flügel weilt.

Chor.
Seid umschlungen, Millionen!
Diesen Kuß der ganzen Welt!
Brüder, überm Sternenzelt
Muß ein lieber Vater wohnen!

Wem der große Wurf gelungen,
Eines Freundes Freund zu sein,
Wer ein holdes Weib errungen,
Mische seinen Jubel ein!
Ja, wer auch nur eine Seele
Sein nennt auf dem Erdenrund!
Und wer’s nie gekonnt, der stehle
Weinend sich aus diesem Bund!

Chor.
Was den großen Ring bewohnet,
Huldige der Sympathie!
Zu den Sternen leitet sie,
Wo der Unbekannte thronet.

Freude trinken alle Wesen
An den Brüsten der Natur;
Alle Guten, alle Bösen
Folgen ihrer Rosenspur.
Küsse gab sie uns und Reben,
Einen Freund, geprüft im Tod;
Wollust ward dem Wurm gegeben,
Und der Cherub steht vor Gott.

Chor.
Ihr stürzt nieder, Millionen?
Ahnest du den Schöpfer, Welt?
Such’ ihn überm Sternenzelt!
Über Sternen muß er wohnen.

Freude heißt die starke Feder
In der ewigen Natur.
Freude, Freude treibt die Räder
In der Großen Weltenuhr.
Blumen lockt sie aus den Keimen,
Sonnen aus dem Firmament,
Sphären rollt sie in den Räumen,
Die des Sehers Rohr nicht kennt.

Chor.
Froh, wie seine Sonnen fliegen
Durch des Himmels prächt’gen Plan,
Laufet, Brüder, eure Bahn,
Freudig, wie ein Held zum Siegen.

Aus der Wahrheit Feuerspiegel
Lächelt sie den Forscher an.
Zu der Tugend steilem Hügel
Leitet sie des Dulders Bahn.
Auf des Glaubens Sonnenberge
Sieht man ihre Fahnen wehn,
Durch den Riß gesprengter Särge
Sie im Chor der Engel stehn.

Chor.
Duldet mutig, Millionen!
Duldet für die beßre Welt!
Droben überm Sternzelt
Wird ein großer Gott belohnen.

Göttern kann man nicht vergelten;
Schön ist’s, ihnen gleich zu sein.
Gram und Armut soll sich melden,
Mit den Frohen sich erfreun.
Groll und Rache sei vergessen,
Unserm Todfeind sei verziehn,
Keine Tränen soll ihn pressen,
Keine Reue nage ihn.

Chor.
Unser Schuldbuch sei vernichtet!
Ausgesöhnt die ganze Welt!
Brüder, überm Sternenzelt
Richtet Gott, wie wir gerichtet.

Freude sprudelt in Pokalen,
In der Traube goldnem Blut
Trinken Sanftmut Kannibalen,
Die Verzweiflung Heldenmut—
Brüder, fliegt von euren Sitzen,
Wenn der volle Römer kreist,
Laßt den Schaum zum Himmel spritzen:
Dieses Glas dem guten Geist.

Chor.
Den der Sterne Wirbel loben,
Den des Seraphs Hymne preist,
Dieses Glas dem guten Geist
Überm Sternenzelt dort oben!

Festen Mut in schwerem Leiden,
Hilfe, wo die Unschuld weint,
Ewigkeit geschwornen Eiden,
Wahrheit gegen Freund und Feind,
Männerstolz vor Königsthronen, —
Brüder, gält’ es Gut und Blut—
Dem Verdienste seine Kronen,
Untergang der Lügenbrut!

Chor.
Schließt den heil’gen Zirkel dichter,
Schwört bei diesem goldnen Wein:
Dem Gelübde treu zu sein,
Schwört es bei dem Sternenrichter!

Rettung von Tyrannenketten,
Großmut auch dem Bösewicht,
Hoffnung auf den Sterbebetten,
Gnade auf dem Hochgericht!
Auch die Toten sollen leben!
Brüder, trinkt und stimmet ein,
Allen Sündern soll vergeben,
Und die Hölle nicht mehr sein.

Chor.
Eine heitre Abschiedsstunde!
Süßen Schlaf im Leichentuch!
Brüder, einen sanften Spruch
Aus des Totenrichters Mund.О чем ода к радости. Смотреть фото О чем ода к радости. Смотреть картинку О чем ода к радости. Картинка про О чем ода к радости. Фото О чем ода к радости

В Людвигсбурге, городе-побратиме Евпатории, ежегодно с апреля по июль проходит большой церковный праздник Тела Христова, праздник установления Таинства Причастия. Уровень этого Музыкального фестиваля церковной музыки и песнопения в Германии невероятно высок. Специально для музыкального фестиваля был построен главный концертный зал Людвигсбурга «Форум», рассчитанный на 2 тысячи мест, рассказал дирижер Зигфрид Бауэр.

Получить приглашение на музыкальный фестиваль в Людвигсбург большая честь не только для церковных хоров, но и для артистов с мировым именем.

Источник

Ода «К радости»: вчера, сегодня и всегда

О чем ода к радости. Смотреть фото О чем ода к радости. Смотреть картинку О чем ода к радости. Картинка про О чем ода к радости. Фото О чем ода к радости

Дата публикации: 13.10.2020 2020-10-13

Статья просмотрена: 194 раза

Библиографическое описание:

Панахов, З. В. Ода «К радости»: вчера, сегодня и всегда / З. В. Панахов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 291-294. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74118/ (дата обращения: 21.12.2021).

В работе рассмотрены разные пути интерпретации оды «К радости» немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Каждый путь продиктовал новый, интересный художественный результат: в некоторых случаях раскрыв идею произведения, в других отойдя от нее.

Ключевые слова: Бетховен, интерпретация, ода, К радости.

Строки из выдающейся оды «К радости» немецкого поэта Фридриха Шиллера знает весь мир! Написанная в 1785 году, сегодня она переведена практически на все языки. Судьба этого произведения тесным образом связана и с музыкой. Ода заинтересовала многих композиторов, в том числе Ф. Шуберта, П. И. Чайковского, П. Масканьи и др. Наиболее оригинальным её воплощением в музыке неоспоримо является финал Девятой симфонии Людвига ван Бетховена.

Интерпретация… Это слово пришло из латинского языка. Авторы академического латинско-русского словаря рассматривают много значений глагола «interpretor»: толковать, объяснять, комментировать, переводить, понимать, иметь суждение, решать и т. д. [3, с. 27].

Фильм рассказывает о молодом преступнике Алексе и демонстрирует его аморальное поведение по отношению ко всему окружающему. Возникает вопрос, как оптимистическая музыка финала симфонии Бетховена, призывающая человечество к объединению, может быть связана с подобным сюжетом фильма? А это самое интересное и связано с целой системой интерпретаций оды «К радости».

Уже в одноименном романе Энтони Бёрджесса, по мотивам которого был снят фильм, главный герой Алекс по-своему переводит текст оды Шиллера и кардинально меняет её содержание:

« Выше огненных созвездий,

Брат, верши жестокий пир,

Всем по morder — вот возмездье!

В зад пинай voniutshi мир!» [2, с. 30].

Алекс обожает Бетховена! Но что для него ода «К радости»? Безусловно это призыв к свободе. А что есть свобода для героя фильма? Это способ отрицания общей, совместной радости и сознательный выбор творить зло и беззаконие. Важно отметить, что Алекс в первую очередь воспринимает акустический феномен музыки, оказывающий физиологическое воздействие на организм человека. Физическая активность, подаренная герою бетховенским tutti, обеспечила Алексу свободу действий, нацеленных на разрушение окружающей предметности и людей.

В целом, ода «К радости», в контексте фильма Стэнли Кубрика, наделяется не свойственным ей пессимистическим, зловещим смыслом. Это вполне объяснимо, герой фильма — яркий представитель своего времени, времени катастроф и хаоса, слома сознания и психики, уничтожения моральных ценностей, он — человек ХХ века. Его взгляд на прекрасное искусство искажен, он не видит Красоту, отсюда, такое толкование Бетховена Кубриком.

Не всегда сложная обстановка в мире вызывала негативную трактовку известной оды. Лучшим доказательством этому служит одна из страниц истории Чили. 47 лет назад, 11 сентябре 1973 года, в Чили произошёл военный переворот. Пришедший к власти генерал Аугусто Пиночет установил в стране кровавый режим, который вошел в историю как «чилийский террор». Жертвами репрессий, пыток, массовых убийств на стадионах стало более 3 тысяч человек, более 40 тысяч прошли через аресты.

В сложившейся ситуации музыка Бетховена стала формой протеста и солидарности чилийского народа — формой единственно возможной в той ситуации. Заключенные, находившиеся на знаменитом стадионе в Сантьяго, хором пели оду «К радости» под управлением чилийского певца Анхеля Парры. Ещё один известный музыкант второй половины ХХ века — американский певец и общественный деятель Дин Рид — неоднократно включал эту оду в программы своих выступлений. На одном из концертов 1985 года, он дал следующий комментарий: «Есть песня в Чили, которая стала символом борьбы против диктатуры. Каждый раз, когда из тюрьмы выпускают кого-то из заключенных, все другие заключенные поют эту песню для него. Эта песня полна надежды, полна оптимизма» [13].

Мы можем заметить, что в данной политической обстановке ода получила другой перевод. Зазвучав как массовая, народная песня лирического характера, она подарила чилийцам надежду на свободу.

Особое место финал Девятой симфонии занимает в наше время в массовой культуре. Многочисленные флешмобы, рекламы, фестивали джаза и рока, вновь продемонстрировали универсальность музыки Бетховена и также подарили новые толкования оды.

Самой яркой реализацией идеи композитора, на мой взгляд, отличаются флешмобы, так как технология массовой, запланированной и тщательно срежиссированной акции идеально соответствует идее объединения людей. Ярким примером служат флешмобы прошедшие в испанском городе Сабаделе (2012) и немецком городе Нюрнберге (2014) [8, 12].

Действия о которых идет речь проходили на центральных городских площадях. Один музыкант, воспринимавшийся как уличный артист, начинал тихо играть тему оды «К радости». Постепенно появлялись и другие исполнители, пока не собирался полный симфонический оркестр, участники хора присоединялись к оркестру по такому же принципу. Безусловно, это привлекало внимание прохожих, консолидировало их и объединяло в единое целое. Просветленное и заинтересованное выражение лиц, искренние улыбки и смех, восторг и Радость — вот что подарил финал Девятой симфонии Бетховена всем участникам масштабной акции[2].

Тогда же (2012) на экранах телевизоров часто мелькала реклама телефона Samsung Galaxy Note, в которой звучала ода «К радости» в необычной «аранжировке» [6]. Для этого понадобились барабаны, встроенные в стену, гонг и футбольные мячи — экстравагантные музыкальные «инструменты»! Не менее интересным было и само исполнение, порученное британскому футболисту Дэвиду Бекхэму[3].

Кому-то покажется, что это очередное использование классической музыки в рекламе, но дело в другом. Реклама Galaxy Note была снята в предвкушении ХХХ Летних Олимпийских игр и соответствовала олимпийской тематике, а ее героем оказался известный спортсмен. Тогда ода «К радости» прочно ассоциировалась с Олимпийскими играми: её часто повторяли во время церемонии открытия и использовали в рекламных роликах Олимпиады. Финал Девятой симфонии превратился в символ, который, как ни одно другое произведение, олицетворял Олимпийские игры[4].

Во второй половине ХХ века ода «К радости» заинтересовала рок-музыкантов. Рок был одним из массовых жанров, после джаза, который обратился к музыке композиторов барокко и классицизма. Вступив в диалог с музыкальным миром прошлого, новый жанр нашёл своё решение.

По мнению Л. Переверзева, рок является «принципиально незавершённым, открытым жанром» [4, 391] и по-своему объединят людей. Способом объединения является особая направленность на аудиторию, способность оказывать заражающее воздействие на слушателей, вовлекать их в процесс музицирования. Как и герой фильма Кубрика, получавший неисчерпаемую энергию от акустической силы бетховенской симфонии, так и слушатели нового времени получают высокий заряд энергии, на основе новых средств усиления звука и новейшей аппаратуры. Новая музыка подарила особые эмоциональные состояния: повышенную экспрессивность, психоделический настрой, порой ярость.

Если бы Бетховен знал, как его ода «К радости» актуальна сегодня…

2020 год — год тотальной изоляции, переломный этап истории человечества. Переживая последние события, человек в очередной раз убедился в том, что сила музыки с её таинственной способностью объединять людей, помогает в сложные времена.

2020 год — год 250-летия великого Бетховена! Многие музыканты мира готовились к этому юбилею — планировались концерты, фестивали, гастроли, но в связи с неожиданным поворотом истории, всё отменилось. Но может ли молчать музыка? Конечно же нет! В сложившейся ситуации симфонический оркестр и хор musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса разработал Plan B[6] [10]. Фильм Теодора Курентзиса и Сергея Нурмамеда «Plan B» — это фильм-рефлексия, попытка осознать обстановку мира, осознать положение современного человека в нем.

Ода «К радости» в этом фильме, по сравнению с рок-обработками, вновь наделяется положительной энергией. В фильме Курентзис говорит: «Музыка — это наше лекарство, которое помогает нам подключиться к жизни. Тем более сейчас, в эти сложные времена музыка должна играть особую роль», эти слова оправдываются с каждым днем: многие города мира заполнены музыкой, люди начали устраивать концерты на балконах своих домов исполняя народные песни, оперные арии, и конечно же бетховенский финал Девятой симфонии [15]. Ода Бетховена стала частью всемирного, всечеловеческого действия, ритуала — путь к спасению, поиск выхода.

Особую интерпретацию ода получила в появившемся видео на YouTube «Home Ode to Joy» (продюсер — Марина Бутир) [14]. В этом проекте учувствовали музыканты из России, Германии, Швейцарии, Италии, Ирландии, Англии. Особенностью этого проекта является интересный перевод финала Бетховена в новую обстановку: каждый исполнитель записал свою партию в домашних условиях, а в результате видеомонтажа был создан «виртуальный оркестр». Такое решение оказалось актуальным и подобным образом поступил Роттердамский филармонический оркестр. Подобное явление можно воспринимать по-разному, с одной стороны — это ирония над положением, в котором оказались музыканты, а с другой — остроумный, оригинальный выход и просьба «Оставайтесь дома».

Бетховен! По убеждению Ромена Роллана: «он достиг цели, к которой стремился всю жизнь. Он овладел Радостью… Страдалец, нищий, немощный, одинокий, живое воплощение горя, он, которому мир отказывает в радостях, сам творит Радость, дабы подарить ее миру» [5, с. 48]. Подарил ли он её миру? Безусловно! С первого исполнения ода «К радости» превратилась в гимн жизни, доброте и человечности. Но как бы реагировал композитор на все метаморфозы его оды «К радости» в современном нам с вами музыкальном мире? Этого нам не узнать, но мы можем точно убедиться в том, что с каждым годом таинственная сила музыки «великого Бога в искусстве, властвующего над бесконечным в мысли» [1, с. 99], как слышал Бетховена Гектор Берлиоз, приобретает большую значимость для человека.

1. Берлиоз Г. Избранные письма. В 2-х кн. Кн. 2: 1853–1868 гг. Сост., пер., коммент. В. Александровой, Е. Бронфин. — Л.: Музыка, 1985. — 272 с.

2. Бёрджесс Э . Заводной апельсин: Роман / пер. с англ. В. Бошняка. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 240 с.

3. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь: ок. 50 000 слов. — 3-е изд., испр. — М.: Рус.яз., 1986. — 840 с.

4. Переверзев Л. Б. От джаза к рок-музыке // Конен В. Д. Пути американской музыки. — М.: Сов. композитор, 1977. — С. 389–398.

5. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: В 8-ми вып. Вып. 5: Бетховен. Великие творческие эпохи. От «Героической» до «Аппассионаты». Жизнь Бетховена/ Пер. с франц., Ред., сост. и коммент. В. Брянцевой. — М.: Музыка, 1990. — 285 с.

6. David Beckham — Galaxy Note — Samsung/ USL: https://youtu.be/s3uYR6LYhe8.

7. Flashmob Nürnberg 2014 — Ode an die Freude/ USL: https://youtu.be/a23945btJYw.

8. Ode to Joy rock version/ USL: https://youtu.be/iKxZVJl6rBg.

9. Plan B | Фильм Теодора Курентзиса и Сергея Нурмамеда/ USL: https://youtu.be/TasClnikg0o.

10. Ritchie Blackmore — Beethoven`s Ninth (Ode to Joy)/ USL: https://youtu.be/CrniC87g6X0.

11. Som Sabadell flashmob — BANCO SABADELL/ USL: https://youtu.be/GBaHPND2QJg.

12. Дин Рид «Ода к радости» (1985)/ USL: https://youtu.be/8Uw_vZW7pOo .

13. Домашняя Ода К Радости/ USL: https://youtu.be/Qxva2wEuh1o.

14. Итальянцы поют на балконах. Так они поддерживают друг друга на карантине из-за коронавируса/ USL: https://youtu.be/UgpKsD5R9GQ.

[1] Стэнли Кубрик не единственный кинорежиссер, обратившийся к оде «К радости», она звучит в фильме Андрея Тарковского «Ностальгия» (1983), Тенгиза Абуладзе «Покаяние» (1984), Джона Мактернана «Крепкий орешек» (1988), Бернарда Роуза «Бессмертная возлюбленная» (1994), Тома Шедьяка «Эйс Вентура: Розыск домашних животных» (1994), Люка Бессона «Леон» (1994), Алессандро Барикко «Лекция 21» (2008), Гэвина О’Коннора «Воин» (2011).

[2] Современные коммуникационные возможности, по-своему объединили людей. Видео флешмоба, опубликованное на канале «Banco Sabadell» в YouTube, поражает количеством просмотров – более 85 миллионов.

[3] Каждый из футбольных мячей Бэкхем метко бросал в определенный барабан. После того как был снят видеоролик, создатели рекламы присоединили мелодию бетховенской оды в исполнении Endless Noise.

[4] Международные, комплексные спортивные соревнования, собирающие группы спортсменов многих стран мира в одном месте – это и есть объединение.

[5] Выступление группы «Х Japan» в 1993 и 2008 году в Токио показывает преданность такой манере исполнения.

[6] Симфонический оркестр и хор musicAeterna готовился к фестивалю в Бонне, где прозвучали бы все симфонии Бетховена. Эту программу оркестр планировал дать в Вене, Сеуле и Токио. После отмены концертов и гастролей, музыканты продолжали репетировать, но ситуации повернулась в другую строну… Границы Европы стали закрываться одна за другой, и приглашенные музыканты из других стран оказались оторваны от оркестра. В таких условиях музыканты решили снять фильм «Plan В».

Источник

Музыка XIX века: какой она была?

Бетховен и его «Ода к радости»

Бетховенскую музыку невозможно не узнать. Лаконизм и рельефность мелодий, динамика, четкая мускульная ритмика — это легко узнаваемый героико-драматический стиль. Даже в медленных частях (там, где Бетховен размышляет) звучит главная бетховенская тема: через страдание — к радости, «через тернии к звездам».

О чем ода к радости. Смотреть фото О чем ода к радости. Смотреть картинку О чем ода к радости. Картинка про О чем ода к радости. Фото О чем ода к радости

Кстати, музыка Бетховена тоже улетела в космос вместе с Золотой пластинкой Вояджера.

Окинем взглядом наследие Бетховена — музыку, которую нужно хотя бы раз в жизни послушать (так же, как нужно прочитать хотя бы несколько толстых книг).

Духовные сочинения. Их у Бетховена не так много. Торжественная месса — она, кстати, по инициативе князя Голицына впервые исполнена в Санкт-Петербурге. Австрийская цензура запретила исполнять Мессу в публичных местах, поэтому то исполнение в Петербурге было единственным прижизненным полным исполнением. О чем ода к радости. Смотреть фото О чем ода к радости. Смотреть картинку О чем ода к радости. Картинка про О чем ода к радости. Фото О чем ода к радости Портрет Бетховена с партитурой Missa Solemnis («Торжественная месса») кисти Карла Штилера, 1820 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Сонаты — как минимум треть хорошо известна даже людям, которые считают себя «не любителями».

Патетическая соната (8). Властное, гордое, трагическое начало — и вздымающие валы музыки. Целая поэма из трех частей, каждая из которых прекрасна. Радость, страдание, бунтарство и борьба — типичный бетховенский круг образов, выраженный здесь и неистово, и с большим благородством. Это великая музыка, как, впрочем, любая соната или симфония Бетховена.

«Quasi una fantasia», так называемая «Лунная соната» (14). Обычно слушатели ограничиваются первой частью, не подозревая, какой там финал — «вставший на дыбы водопад», по образному выражению одного из исследователей. А есть еще Аппассионата (23), «Буря» (17) и другие…

А есть еще знаменитые струнные квартеты Бетховена. Из них особой популярностью пользуются «Русские квартеты». В них действительно слышны русские мелодии («Ах, талан, мой талан», «Слава» — с этими песнями Бетховен специально знакомился по сборнику Львова). Это не случайно: квартеты написаны по заказу российского дипломата Андрея Разумовского. Последний долго жил в Вене, был меценатом Бетховена. Князь Разумовский страстно любил музыку, сам играл и был известным знатоком. Разумовскому же посвящены две симфонии великого композитора.

Симфонии. Симфоний у Бетховена девять, из них большинство известны публике. Напомню о Третьей (Героической) симфонии, посвященной Наполеону. Кстати, Наполеон был врагом Австрии, так что посвящение было вызовом. Но очень быстро наступило разочарование. Посвящение было снято, вместо него пометка: «Памяти великого человека». «Никто так не мелок, как большие люди», — знаменитые слова Бетховена. Считается, что он прокричал их, услышав новость о том, что Наполеон объявил себя императором.

Пятая симфония со знаменитой Темой судьбы. Эти «удары судьбы» обрушиваются и обрушиваются вновь, судьба все колотится в дверь. И борьба первой частью не заканчивается. Результат виден только в финале, где тема судьбы превращается в ликование радости победы.

Пасторальная (6 симфония) — само название предполагает воспевание природы. Эта симфония вошла в знаменитый мультфильм «Фантазия» Уолта Диснея. Потрясающая 7-я симфония, наконец, самая известная, эпохальная Девятая симфония, задумка о которой зрела у Бетховена давно. О чем ода к радости. Смотреть фото О чем ода к радости. Смотреть картинку О чем ода к радости. Картинка про О чем ода к радости. Фото О чем ода к радости Бюст Бетховена на основе посмертной маски
Фото: ru.wikipedia.org

Бетховен тоже жил жизнью «свободного художника» (впрочем, начиная с Моцарта, это стало нормой) со всеми ее тяготами и неопределенностью. Несколько раз Бетховен порывался покинуть Вену, тогда австрийская знать предлагала ему жалованье, только бы он не уезжал. Условия договора со стороны меценатов не всегда выполнялись — по разным причинам. А Бетховен оставался в Вене. Здесь он и встретил свой главный триумф.

Ода к радости

И вот из самой бездны скорби Бетховен задумал восславить Радость. (Роллан).

Бетховен уже сильно болел. Это не только наступившая глухота, а еще неполадки с желудком, которые привели к необратимым последствиям. Денег тоже не хватало, были проблемы и в личной жизни (воспитание племянника). В этих условиях родилось то, что иногда трудно считать человеческим творением.

Проклятие Девятой симфонии. В музыкальном мире существует такое суеверие, что 9-я симфония должна оказаться последней — автор ее умирает (суеверие это возникло именно после знаменитого музыкального произведения Бетховена). Если честно, я не до конца в теме этого «проклятия», однако многим крупнейшим композиторам приписываются подобные опасения.
О чем ода к радости. Смотреть фото О чем ода к радости. Смотреть картинку О чем ода к радости. Картинка про О чем ода к радости. Фото О чем ода к радости Могила Бетховена в Вене
Фото: ru.wikipedia.org

Как бы там ни было, речь идет как раз о том, что 9-я симфония может оказаться самой зрелой, самой мощной — после нее уже трудно что-то сообщить миру. И, оставив тему «проклятия», вспомним, что же это такое — Девятая симфония Бетховена?

Ее еще называют Хоральной симфонией, благодаря тому, что в финале там звучит ныне всем известный хор на слова Фридриха Шиллера — «Ода к радости».

Влияние этой музыки на современное общество трудно переоценить. Музыка симфонии звучит во многих кинофильмах. А в картине Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» она звучит на протяжении всего фильма. Периодически «Ода» становилась разными гимнами, сейчас это — Гимн Евросоюза.

Симфония была исполнена в Вене.

…7 мая 1824 г., дирижируя «Симфонией с хорами»…, он совсем не слышал восторженного шума, который поднялся в зале; он только тогда обнаружил это, когда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к публике, — и тут он неожиданно увидел, что все поднялись с мест, машут шляпами и рукоплещут.

Это даже успехом назвать трудно, потому что возникли и некоторого рода беспорядки.

Успех был триумфальный, граничащий с потрясением основ. Когда Бетховен появился, его пятикратно приветствовали взрывами аплодисментов, тогда как в этой стране этикета императорскую фамилию полагалось приветствовать лишь троекратным рукоплесканием. Понадобилось вмешательство полицейских, чтобы положить конец овациям. Симфония вызвала неистовый восторг. Многие плакали. (Роллан)

Полиция справилась с беспрецедентными «беспорядками». А Бетховен, вероятно, испытал чувство необыкновенной Радости. Радости, Оду которой он написал в своей Девятой симфонии. Это была радость не за себя. Это была Радость.

Итак, он достиг цели, к которой стремился всю жизнь. Он овладел Радостью… Страдалец, нищий, немощный, одинокий, живое воплощение горя, он, которому мир отказывает в радостях, сам творит Радость, дабы подарить ее миру. (Роллан)

На похороны Бетховена пришла вся Вена.

Рассказы о последних часах жизни Бетховена — скорей всего, легенды. Но такие легенды возникают не на пустом месте. Мог ли такой человек на последнем вздохе погрозить кулаком бушевавшей грозе? Конечно, мог. Часто в легендах сокрыто нечто истинное, хоть и не правдивое.

А нам предстоит с головой окунуться в прекрасную эпоху романтизма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *