О чем нельзя молиться
Чего нельзя просить у святых: мнение православных священников
В наставлениях святых отцов можно прочесть, что молитва – это обращение священнослужителя или мирянина к Господу, или к Пресвятой Богородице, или к одному из святых. Молитвы бывают мысленные и словесные, коллективные, семейные и индивидуальные. А по содержанию молитвы делятся на покаянные, просительные, хвалебные и благодарственные.
С покаянной молитвы благочестивый христианин начинает каждое свое обращение к Богу, благодарственные и хвалебные должны звучать всякий раз, как человек ощутил помощь Божью, осознал Его великую милость. Однако, чаще всего христиане произносят просительные молитвы.
При том, что молитва – это одна из главных обязанностей христианина, постоянно и бездумно произносить именно просительные молитвы все же не следует. И прежде всего, потому что просить и Бога, и святых можно не обо всем подряд.
О чем просить можно
Как писал преподобный Иоанн Дамаскин, «молитва есть восхождение ума к Богу или прошение у Бога того, что прилично». Что же «прилично» просить у Бога и святых? В наставлениях священников можно прочесть, что молиться следует лишь о том, что способствует спасению души. Как говорил преподобный Исаакий Оптинский: «В молитве ищите благ не земных, а небесных». Святой Иоанн Кронштадтский писал, что нужно стараться молиться больше за всех, чем за себя одного. Святитель Феофан Затворник предостерегал от недостатка покорности на молитве, которая выражается в позиции: «Хочешь, не хочешь, Господи, а подай мне просимое!». Ефрем Сирин говорил о том, что человек часто просит для себя у Бога, то, что почитает для себя полезным, не ведая, что это не только бесполезно, но и вредно для него, поэтому молясь, следует полагаться на волю Божью.
Исаак Сирин приводит такую притчу: некто, придя к царю, обращается к нему с просьбой доставить ему навоза для удобрения его поля. Такая просьба, разумеется, и смешна, и даже оскорбительна для царя. Поэтому на молитве следует помнить, что блага земные, по большей части, не более, чем грязь и навоз.
Прочитав эти наставления, можно подумать, что верующему человеку ни о чем земном молиться не следует. В идеале это так, разумеется, и есть. Но этого идеала достигают лишь святые подвижники, живущие в строгом уединении. Мирскому же человеку, учит церковь, вполне позволительно молиться о здоровье для себя и своих близких, о благополучном разрешении житейских неурядиц. Матери молятся о своих детях, девушки просят Бога и святых об удачном замужестве, воины просят о помощи в случае опасности, путешественники перед отправлением в опасный путь просят о благополучном возвращении и т.д.
При этом христианин всегда должен помнить, что Бог лучше нас знает, что нам полезно, а что — нет, поэтому всякую молитву хорошо закончить словами «Да будет воля Твоя, Господи!».
О чем молиться нельзя
Как уже было сказано, не следует молиться о суетных, земных благах. Так, в случае материальной нужды надо просить не о том, чтобы, выиграть, допустим, большую сумму денег, а том, чтобы найти достойную работу.
Нельзя также молиться об откровенно греховных вещах. Например, если мужчина любит замужнюю женщину, нельзя молиться о том, чтобы она ушла от мужа, поскольку это разрушит чужую семью.
Ни в коем случае нельзя молиться о том, чтобы у кого-то случилось несчастье, желать другому человеку дурного. Более того, приступая к молитве нужно в душе примириться со всеми, поскольку, как говорили апостолы, Бог милует лишь тех, кто сам милостив.
Нужно помнить и о том, что спасения и прощения, и исполнения наших просьб мы ждем лишь от Бога. Святых мы просим о том, чтобы они были ходатаями за нас перед Господом. В молитвах святым есть слова: «Святый отче (имярек) Моли Бога о нас!». Это означает, что христианин просит у святого именно молитвы за себя, а не непосредственно исполнения желаемого. Исцелить или послать успех в каком-либо деле святой может лишь становясь орудием в руках Бога.
И, конечно же, молитвы о спасении души, согласно учению церкви, следует обращать лишь ко Господу, поскольку это единственно в Его власти.
О чем нельзя просить Господа в молитве
Поклонение мощам святых весьма распространено в России. Бывает и так, что в отдаленные регионы страны привозят частицы мощей великих святых, и к ним выстраиваются огромные очереди – люди хотят не только почтить память подвижников, но и попросить их о выполнении каких-то своих, личных просьб. Но что именно можно просить у святых, а чего просить не стоит, а то и вовсе – категорически нельзя?
Живший в XIX веке Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал, что и Бога, и святых следует молить о том, что считаешь полезным в земной жизни, но исполнение этого следует вверять в руки Господа. То есть просить можно многое, но следует смиряться, предавая себя воле Божьей, если Бог не исполняет твои желания, ведь только Он знает, что именно лучше всего для совершенствования души человека.
Просите духовного
Священник Петр Савинов считает, что первое, о чем следует просить святых – это духовных вещей, Небесного, а не земного, и приводит в пример высказывание Спасителя, в котором Тот говорит: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам». То есть прежде всего следует просить у Бога и у святых – это милости, прощения грехов, укрепления в вере.
Христианский писатель-аскет преподобный Исаак Сирин живший в Сирии в VII веке, напоминал о том же: «Царь Соломон просил у Бога мудрости – писал он, – а вместе с мудростью приобрел и царство».
При этом Петр Савинов считает, что не следует просить в молитвах земных вещей: домов или машин, – все это «навоз», который может только оскорбить слух «Царя Царствующих и Господа Господствующих».
«Бог и без нас знает, кому что полезно, – говорит иерей, – поэтому просить его о материальных благах – значит оскорблять Его».
Просите земного
Известный православный автор, иерей Валерий Николаевич Духанин, наоборот, считает, что нет ничего страшного или необычного в том, что люди просят у святых самых земных вещей – здоровья, благополучия близких, просят о том, чтобы им поступить в институт, сдать экзамен, купить для семьи дом или квартиру или хотят, чтобы их не выгнали с работы – это нормально. Хорошо уже то, что люди с этими просьбами идут в православные храмы, а не к колдунам и ведьмам.
При этом священник указывает, что из просьб следует исключать все то, что может принести другим людям зло. Нельзя просить Святых поспособствовать в наказании обидчика, не стоит просить проучить докучливых соседей, друзей, которые вас предали, или начальство, которое обошлось с вами несправедливо. Даже для обидчиков и врагов следует просить только здоровья и благополучия, того, чтобы Бог вразумил этих людей. Иначе можно накликать беду на собственную голову. Следует помнить, что Бог – это любовь, жизнь и мудрость.
Не стоит так же просить облегчения собственной участи, зато следует просить о даровании сил и терпения вынести все испытания, которые посылает нам Господь.
Например, если вам кажется, что у вас слишком строгий начальник или слишком легкомысленный муж, то прежде чем просить Бога о даровании вам нового начальника или о том, чтобы встретить другого мужчину следует вспомнить пословицу: «Берегите шефа, следующий может быть еще хуже». Бывает и так, что Бог слышит подобные просьбы и исполняет их для того, чтобы вразумить человека, чтобы тот осознал, насколько на самом деле дороги ему люди, которые его окружают, и что это окружение для него самого – самое лучшее, поскольку позволяет ему воспитать в себе необходимые для православного христианина качества: смирение, терпеливость и умение безропотно переносить жизненные невзгоды. Как долго следует молиться?
При просьбе к Богу о вещах духовных, например, о преодолении страсти пьянства или наркомании, молиться следует до тех пор, пока просьба не будет исполнена, пусть даже на это уйдет вся жизнь. Тут следует поступать, как поступала вдова из Священного Писания, которая надоедала своими просьбами коррумпированному судье, который, может, и не хотел выполнять ее просьбу, но исполнил ее, чтобы она ему более не досаждала.
Можно ли молиться о смерти другого человека?
Если вы хотите отомстить кому-то, то ответ однозначный — нет, нельзя.
В том случае, если человек очень страдает от болезни, но умереть не может, существует канон «На разлучение души от тела, внегда человек долго страждет и умереть не может», однако и там нет просьбы о смерти, но просьба об облегчении страдания человека и предавание его в руки Господа.
Впрочем, в молитве равноапостольным Святым Константину и Елене есть слова о даровании людям всяческих благ, которых они просят у Бога, среди которых есть и «старцам – долгожданного упокоения», однако эти слова, возможно, относятся к тому случаю, когда пожилой человек, уже не в силах нести тяготы земной жизни, сам обращается к Святым с желанием покинуть этот мир по воле Бога.
Можно и нельзя
Подытоживая написанное, можно сказать, что ни Бога, ни Святых не нужно просить о даровании вам роскоши или особых земных благ.
Бессмысленно и вредно просить о том, чтобы кто-то вас полюбил – Бог уважает свободу выбора и никогда не принудит другого человека к подобному.
Если вы хотите попросить решения личных проблем, стоит подумать о том, не навредит ли это другим людям. Нельзя просить о том, чтобы мужчина, в которого вы влюблены, ушел из семьи, пытаться свести счеты с врагами или оппонентами.
Нельзя просить «вернуть» причиненное вам зло обидчику. Фраза из Писания «Мне отмщение, Азъ воздамъ» говорит лишь о том, что Бог сам знает, кто из нас чего достоин.
Нельзя при почитании святых «держать за пазухой камень». Например, если вы просите, чтобы легкомысленный супруг вернулся в семью, а сами ему не верны, то вряд ли дождетесь отклика.
Ну и наконец, почитая святых, обращаясь к ним с просьбами, прикладываясь к мощам, необходимо помнить, что все они – только зеркала, которые отражают свет, исходящий от Бога. Все будет по Его воле.
«О чем просить Бога в молитве, и о чем молиться грех»?
Добавлено Четверг, 14 Август 2014. Опубликовано в Православный листок
«О чем просить Бога в молитве, и о чем молиться грех»?
У меня вопрос о молитве. Если человек долго молится и не получает просимого, то, насколько я знаю, есть две причины – либо еще не пришло время и человек недостаточно потрудился или чего-то не понял, либо просимое человеку не полезно. Как понять, нужно ли продолжать вымаливать у Господа, ведь известно много случаев, когда Господь все же давал просимое, но уже в наказание за то, что противились Его Воле и продолжали вымаливать? Как отличить горячую молитву от вымаливаний, противных Господу и Его Промыслу?
В наше время бесы, да и некоторые служители церковные, которые призывают молиться не о Царстве Небесном, но о богатых спонсорах, настолько задурили православным головы, что уже и церковные люди совершенно не понимают ЧТО такое молитва, ЧТО нужно просить и чего нельзя просить в молитве.
Но не стану утомлять вас в коротком письме учением святоотеческим о молитве, скажу лишь, что отцы Церкви учат: Просить у Бога земного, все равно, что у царя (президента) – грязи!
Поэтому, если вы будете просить в молитвах СПАСЕНИЯ, то НИКОГДА ваша молитва не поставится во грех.
И если Господь исполнит эту нашу просьбу, то ничего более христианину и не нужно.
Вот и ответ на ваш вопрос.
ВЫМАЛИВАНИЕ ГРЕХОВНОЕ – это когда молимся и просим у Бога грязи, т.е. мирских благ.
СПАСИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА – это молитва о СПАСЕНИИ!
О чем нельзя просить Бога в молитве и о чем нужно молиться по учению Церкви Христовой.
И если чего попросите во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Все мне позволительно, но не все полезно.
Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
Надлежит тебе приступать к молитве с таким настроением, чтобы тебе желалось одной Божественной воли, а никак не своей собственной. Того же, о чем наверно знаешь, что оно благоугодно Богу, как, например, добродетели, ищи и проси для того, чтоб наипаче благоугодить Богу и добрее послужить Ему единому, а не с другою какою целию, хотя бы духовною.
Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).
В молитве ищите благ не земных, а небесных.
Преподобный Исаакий Оптинский (Антимонов) (1810-1894).
Молясь, просил я часто себе того, что мне казалось хорошим, и упорствовал в прошении, неразумно принуждая Божию волю и не предоставляя Богу устроить лучше, что Сам Он признает полезным, но, получив просимое, впоследствии крайне скорбел, зачем просил я, чтобы исполнилась лучше моя воля, потому что дело оказывалось для меня не таким, как думал я.
Молись не о том, чтобы исполнились твои желания, потому что оные не во всяком случае согласны с Божиею волею, но молись лучше, как научен, говоря: Да будет воля Твоя (Мф. 6, 10) во мне.
Проси у Бога не приятного, но одного полезного. Если попросишь первого, Бог не даст, а если и получишь, оно пропадет.
Молись во-первых, об очищении от страстей, во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления.
Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).
Просящий ничтожного у Царя честь его унижает.
Если кто попросит у царя небольшое количество грязи, то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного.
Не проси того у Бога, что Он Сам дает нам без прошения нашего, по Своему промышлению, что дает не только Своим и возлюбленным, но и чуждым познания Его.
Преподобный Исаак Сирин (VII век).
Если просишь у Бога своего чего-нибудь, то проси не так, чтобы непременно получить от Него, но предоставляя сие вместе Ему и Его воле. Ты как человек часто почитаешь для себя полезным, что нередко бывает для тебя бесполезно.
Преподобный Ефрем Сирин (IV век).
Не будь дерзновен, хотя бы ты и стяжал чистоту.
Преподобный Иоанн Лествичник. (VI-VII век).
Когда молишься Богу, не говори: Господи, возьми у меня это и дай то. Но скажи: Господи, Боже мой, Ты знаешь, что для меня спасительно. Помоги мне и не попусти мне грешить пред Тобою и погибнуть в грехах моих, ибо я, грешный, немощен. Не предай меня врагам моим, яко к тебе прибегох. Избави меня, Господи, ибо Ты моя крепость и упование мое. Тебе слава и благодарение во веки. Аминь.
Преподобный Исаия (IV век).
Кто желает правильно служить Богу, тот не должен просить у Бога именно чего-либо, как-то слез или чего другого, сообразно мечте своей; должен просить у Бога, чтоб Бог дал ему то, что полезно для души его; человек не знает, что именно полезно для его души.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).
Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь всегда так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных и ближних в твою святую волю».
Преподобный Серафим Вырицкий (1865-1949).
1) Всего, что славы имени Его и нашей пользы, как телесной и временной, так духовной и вечной касается, должны просить, что в Его святом Слове повелено, обещано и что воля Его святая хочет, в том же Святом Писании открытая…
2) О духовных благах должно просить подобающим образом и ожидать без всякого сомнения, как необходимо нужных для нашего истинного блаженства…
3) Временных благ, например, здоровья, продолжения жизни, благополучия и прочего, должно не просто просить, а с приложением сего: если воле Его святой угодно, и нам просящим полезно.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Молясь, ждите желаемого, но не предрешайте, что так и определит Господь, а предавайте сие на Его волю, с полною покорностью принять от Господа, что благоугодно Ему будет послать вам. Недостаток такой покорности покривляет молитву и лишает ее силы: ибо без нее молитва будет иметь такой смысл: хочешь не хочешь, Господи, подай.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский. (1815-1894).
Бог помогает там, где нужна Его помощь, там, где люди не могут ничего сделать по-человечески.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).
«Православная станица» листок храма Рождества Христова станицы Митякинская.
У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.
Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.
наш приходской сайт
Какие молитвы нельзя читать мирянам и почему
Что такое молитва
Самое простое, трогательное и согласное душе определение молитвы находим в Законе Божием: молитва — беседа или разговор с Богом.
Каждый из нас чувствует, знает, что Господь любит его. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 18). И мы всегда, в любое время, как к своему родному отцу или родной матери можем обращаться к Богу, к нашему Отцу небесному, и к владычице нашей Божией Матери. Обращение наше есть молитва. Она необходима для нас, как хлеб надсущный необходим для души нашей. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища — все дается Богом. Поэтому в минуты печали, безутешного горя или, наоборот, светлой радости мы обращаемся к Богу, молимся Ему.
Молитва — это возношение ума и сердца, которое выражается в благоговейном слове человека к Богу.
Какие бывают молитвы
Мы пробуждаемся от сна и благодарим Господа за то, что Он сохранил нас в ночи, благодарим по окончании дела за помощь, после вкушения пищи — за то, что Он дал нам ее, а вечером, отходя ко сну, возносим слова благодарности за проведенный день. Мы благодарим и славим Господа, когда все в нашей жизни обстоит благополучно.
Такие молитвы называются благодарственными, а само молитвословие благодарением.
В огорчениях, неприятностях, горестях и скорбях усиливается наша молитва. Слезы — частые спутники ее. Мы взываем к Господу, просим о помощи. Просим не оставить нас в горести, а наставить и утешить. А как важна и необходима молитва, когда несчастье случается с нашими близкими — родственниками или друзьями. Преподобный Серафим Вырицкий, великий молитвенник и святой говорил: «И особенно сильна молитва близких, молитва матери, молитва друга — она имеет великую силу».
Молитвы, в которых мы просим Господа о чем-то, называются просительными, а само молитвословие называется прошением.
Человек постоянно согрешает, провиняется перед Богом. Поэтому должен молиться о прощении, каяться в совершенных им грехах.
Такие молитвы называются покаянными. О чем бы мы ни просили Господа, обращаясь к Нему, сначала нужно покаяться, а потом уже просить о наших нуждах. То есть любая просительная молитва начинается с покаяния.
Приступая к молитве, надо примириться с теми, кого обидел, кому причинил зло, а потом уже со вниманием и благоговением встать на молитву. Потому что, как мы будем просить что-нибудь у Бога, имея нечистое сердце, как будем просить о прощении, если сами не простили своему ближнему даже малых обид?
Церковные молитвы
Молиться можно везде — на дороге, дома, на работе. Но особенным местом молитв служит Божий храм. В воскресные дни, а также и в будни, если позволяет время, мы должны ходить для молитвы в храм, туда, где собираются наши братья и сестры во Христе — христиане, чтобы молиться сообща, все вместе. Такая молитва называется церковною.
О силе молитв служителей Церкви
Особой силой обладает молитва священнослужителя, человека, который принял таинство священства.
Хорошо бы помнить, что Бог скорее услышит вас (христиан), когда о вас и за вас будут с вами молиться служители Церкви. Молитвы, воссылаемые к Богу служителями Церкви, особенно святы пред Ним и доступны к Нему… Яко же некие многоценные бисеры приемлет их Господъ, как кадило благовонное, приятны Ему.
Мы, христиане, знаем, как скоро Бог слышит молитву служителей Церкви, когда они молятся Ему при совершении святых Тайн. При освящении, например, даров хлеба и вина священник говорит: и сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего, а еже в чаше сей, честную кровь Христа Твоего, и по слову его молитвы тотчас хлеб претворяется в Тело, а вино в Кровь Христову. И такую могущественную силу имеет эта молитва только в устах служителей Церкви: никто, кроме них, не имеет власти совершать святые Таинства.
Если так скоро и непреложно Бог слышит служителей Церкви при совершении ими святых Таин, то, без сомнения, и во всех других случаях, и во всякое другое время, и во всяком другом месте Он скорее слышит их молитву.
Молитвы тех, кого Господь допускает к Своему святому престолу, без сомнения святее и доступнее к Нему. От кого Господь всегда с любовью принимает дары и жертвы духовные, от тех Он с особенной любовью всегда выслушивает и всякую просьбу. Да, устам служителей Церкви преимущественно внимает Бог и по их преимущественно молитве нисходит благодать свыше, объявляется милость Божия; преимущественно благословляющей рукой священнослужителя подается вам благословение Господне; через них преимущественно все от вас принимает и все подает Господь. Отчего это? Откуда у служителей Церкви такая благодать и сила? Отчего так святы и доступны Богу их молитвы? Не от собственной их святости и силы,- они не святее других, хотя должны быть святее. От святости и благодати Того, Кого они собой представляют, когда молятся, — святую Церковь, которой они служат. А кто составляет славу святой Церкви? Господь Иисус Христос, всегда с ней неразлучно пребывающий Своей благодатью. Следовательно, о ком служители Церкви совершают молитву, о том молится вся Церковь, о том ходатайствует Сам Иисус Христос, единый ходатай Бога и человеков (1 Тим. 2, 6). Иисус Христос обещал всегда быть там с молящимися, где их соберется двое или трое во имя Его (см.: Мф. 18, 20). Тем более Он бывает со всей Церковью, молящейся в лице служителей ее, и их устами Он молится тогда, их руками Он приносит приношения. Да, когда служители Церкви о вас и за вас молятся с вами, то это все равно что Сам Иисус Христос со всей Своей Церковью молится о вас и за вас Отцу Своему. Молящимися устами священника Сам Иисус Христос подает вам милость Божию. Вот чья благодать льется из уст служителей Церкви, когда они совершают молитвы церковные, и вот чья сила исходит от их десницы, когда они благословляют молящихся во имя Божие. Вот отчего святы и доступны Богу молитвы служителей Церкви: в лице их Сам Сын Божий молится Своему Богу. Итак, христиане, молитесь непрестанно, но соединяйте молитвы свои с молитвами служителей Церкви; просите их, чтобы они с вами о вас всегда молились: тогда будете получать от Бога всякую милость, тогда будет исполняться вся, яже ко спасению ваши прошения; не мы, служители Церкви, молящиеся о вас и за вас, но Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистой Своей Матери и всех святых будет спасать и миловать вас.
Сила молитв служителей Церкви основана на силе самой Церкви, на том, что церковная молитва — истинный путь к спасению, конечно, для тех, кто ищет спасения, стремится к нему очищением своего сердца. Поэтому нужно верить в силу молитв Церкви.
Когда во время богослужений вы не в храме, мысленно пребывайте в нем, вспоминайте о нем и духом будете в нем за совершаемым священнодействием, молитвой.
Духовная связь членов Церкви в молитве
Молитва — проявление жизни Церкви. Духовная связь членов ее с Богом и всех между собой происходит через молитву. Она так неразлучна с верой, что может быть названа воздухом Церкви или дыханием Церкви. Молитвы — нити живой ткани тела Церковного. Она соединяет каждого члена Церкви с небесным Отцом нашим, членов земной церкви между собой и членов земных с небесными.
Молитва не прекращается, а еще более усиливается и возвышается в небесном Царствии.
Молитва озаряет дух, помогает удалиться от земной суеты. Душа, беседуя с Богом, успокаивается, вновь обретает надежду. Кто не испытал это на себе? Лучшие наши поэты в лучших своих стихах говорили об этом.
Возьмем, к примеру, молитву святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Самые проникновенные, из глубины души идущие слова говорит об этой молитве Пушкин в своем стихотворении «Отцы пустынники»:
Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв. Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста. Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей — Не дай мне зреть мои, о Боже, согрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. |
О чудодейственной помощи и воздействии молитвы на душу говорит и другой наш великий поэт Лермонтов в стихотворении «Молитва»:
В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых. И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко-легко… |